Люк в полу запорожца для чего нужен

Обновлено: 13.05.2024

Приветствую Вас подписчики моего канала и случайный зритель - «Возможно рыбак со стажем».

Как говорится: "Рыбак рыбака, узнаёт из далека".

Начну свой рассказ сегодня с обсуждения не обычного конструкторского решения советского Запорожца — многофункциональная дырка в полу! Для чего же она нужна на самом деле?

У моего деда был зелёного цвета ЗАЗ-968, на рыбалку зимнюю он на нём не ездил, т.к не работала печка бензиновая, чинить её не спешил он. А вот лючки «для рыбалки на льду», я видел, но тогда эта тема- «меня, Советского пионера» - мало интересовала. Насчет проходимости Запорожца, по рыхлому снегу или глине вязкой, одно знаю, в помощь тогда были цепи одеваемые на колёса. Дед одевал на задние колёса цепи когда нужно было добраться на покос по плохой дороге.

Никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968, но давайте разберёмся..

Я облазил в поисках информации много форумов для ценителей Запорожцев, изучил литературу по устройству и эксплуатации автомобиля. И вот, я собрал для вас несколько наиболее реалистичных версий, объясняющих наличие этой особенности!

Версия №1. Люки для слива воды и мусора салона.

"При езде в сильный летний дождь, по глубоким лужам, или по зимней слякоти, в кузов может попасть вода".

Большие прямоугольные отверстия 120 на 100 мм., могут служить как для быстрого слива большого количества воды (если малые отверстия не справляются), так и для того, чтобы сметать туда накопившийся под ковриком песок, грязь и прочий мусор.

Но в руководстве по эксплуатации такой информации найти мне не удалось.

Версия №2. Отверстие для слива покрасочного грунта на заводе

Поверхность кузова с завода снаружи и внутри салона кузова фосфатированы, грунтованы и окрашены двумя слоями синтетической эмали.

Бывалые, седовласые владельцы "Запорожцев" на форумах утверждают, что грунтование кузова автомобиля производилось методом его окунания в ванну с грунтом.

Согласно этой версии, лючок под ногами необходим для быстрого слива лишнего грунта из кузова автомобиля, покинувшего ванну. Грунт, мол, более вязок, чем вода, а значит через малые сливные отверстия стекать он будет долго.

Версия №3. Отверстие для отличной зимней рыбалки на льду.

Люки предназначены для того, чтобы зимой заехать на "Запорожце" на замёрзший зимний водоём, пробурить две лунки, подогнать авто и рыбачить через лючок в полу, двумя зимними удочками, сидя в машине. "Такого даже в Майбахе нет!"

Версия №4. Дедовский, зимний способ подогрева сидений.

По версии одного моего бывалого водителя "Запорожца"- Семеныча. Берёшь немного нарезки колбаски, кладёшь на водительское сидение, открываешь люки в полу Запорожца и топаешь домой. Ночью дворовые коты придут, поедят, погреют водительское сидение. А если кошачья свадьба, то и все сиденья подогреют.

Утром приходишь, открываешь авто, кошек за борт и помчался на Запоре по насущным делам.

Версия №5. Спасение, в стоящей городской авто пробке

Возможно, в оборонной модификации в эти лючки падали гильзы, стартовые ступени ракет.


01.10.1960 на запорожском предприятии "Коммунар" была выпущена первая машина ЗАЗ-965. Через много лет после этого предприятие переименовали, появились новые модели, а в девяностые годы их изготовление прекратилось. Однако эта своеобразная бюджетная машина, наверное, и сейчас известна многим жителям стран бывшего СССР.


Вот семь интересных фактов об авто "Запорожец".


Удобство ремонта

Можно было быстро и просто устранить многие неисправности. К примеру, лобовое и заднее стекла являлись одинаковыми и если повреждено лобовое, была возможность временно поставить на его место заднее стекло.

Экспортные модели

Подобно прочим автозаводам Советского Союза, Запорожский автомобильный завод производил модели для экспорта в некоторые страны. Был и вариант автомобиля с правым рулем.

Автомобиль для инвалидов

Сейчас у многих эта машина ассоциируется в основном с "инвалидками" - особыми версиями для людей, которые имеют ограниченные возможности. В 80-х годах автомобили, которые производил Запорожский автозавод, значительно устарели и стали непопулярными. Но в Советском Союзе только два предприятия производили машины для инвалидов: мотоколяски завода в Серпухове сильно уступали "Запорожцам" по всем параметрам, потому "Запорожец" тогда занял именно эту узкую нишу.

Низкая цена

Первый "Запорожец" имел стоимость вдвое меньше самого дешевого авто марки ВАЗ и втрое меньше, чем автомобиль "Волга". Его цена составляла 1800 руб., что было равно цене 1000 бутылок водки. При средней заработной плате в Советском Союзе в начале шестидесятых годов на этот автомобиль возможно было накопить за 1,5-2 года (если откладывать на это всю зарплату).

Опережая время

Один прототип автомобиля, который был разработан в пятидесятых годах и назывался "Белка", обладал интересной особенностью: он не имел дверей, вместо них имелась передняя часть кузова, которая откидывалась. Этот вариант посчитали небезопасным и отвергли. Но в наше время он используется в некоторых концепт-карах.

Люк в полу

В полу, перед пассажирским сиденьем, у модели ЗАЗ-968 был небольшой люк прямоугольной формы.


В одной из программ Top Gear ее ведущий Д. Кларксон сказал, что он нужен для рыбалки: когда автомобиль можно остановить на льду пруда, озера, водохранилища или реки, то через эту дыру в полу можно сделать лунку и рыбачить, не выходя из авто. Однако есть и другие версии.


Насколько я помню, в модели ЗАЗ-968М такого люка не было.

Прозвища

Все модели автомобиля «Запорожец» имели прозвища: ЗАЗ-965 называли "горбатым", ЗАЗ-966 - "ушастым", а ЗАЗ-968М - "мыльницей".


В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов.

Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка «Запорожца». Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.

В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов.

Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка «Запорожца». Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.

Проштудировав километры форумов и литературу по устройству и эксплуатации автомобиля, я собрал для вас несколько наиболее реалистичных версий, объясняющих наличие этой особенности!

Версия №1. Отверстие для воды и мусора

«При езде в сильный дождь или по глубоким лужам, а также при мытье из шланга с большим напором в кузов может попасть вода»

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Для того, чтобы избежать быстрой коррозии поверхности пола, в нём предусмотрены т.н. сливные отверстия, которые закрываются резиновыми пробками.

На фотографии вы можете заметить, что под лючком пассажира есть похожее посадочное место, где мог бы расположиться лючок водителя. Оказывается, в зависимости от года выпуска «Запорожца», под ногами водителя тоже может находиться такой лючок.

Первая версия гласит, что эти большие прямоугольные отверстия могут служить как для быстрого слива большого количества воды (если малые отверстия не справляются), так и для того, чтобы смахивать туда накопившиеся под ковриком песок, грязь и другой мусор.

Однако в руководстве по эксплуатации ничего подобного найти не удалось. Кроме того, тяжело объяснить, почему же в некоторых версиях лючок имеется только у пассажира, ведь водительская сторона пачкается быстрее.

Версия №2. Отверстие для слива грунта на заводе

Все видимые поверхности кузова снаружи и внутри салона кузова фосфатированы, грунтованы грунтом, грутшпаклёвкой и окрашены двумя слоями синтетической эмали.

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Многие владельцы «Запорожцев» на форумах утверждают, что грунтование кузова автомобиля производилось методом его окунания в ванну с грунтом.

Фотографий этого процесса найти не удалось. Предлагаю просто полюбоваться на масштабы советской автомобильной промышленности! На фото ЗАЗ 968М

Согласно этой версии, лючок под ногами необходим для быстрого слива лишнего грунта из кузова автомобиля, покинувшего ванну. Грунт, мол, более вязок, чем вода, а значит через малые сливные отверстия стекать он будет долго.

Немного переплетается с первой версией, но тут необходимость в таком отверстии проявляется лишь в стенах завода.

Версия №3. Отверстие для комфортной зимней рыбалки.

Стоит сказать, что это самая распространённая версия на просторах интернета! Удивительно, что распространил эту информацию англичанин Джереми Кларксон — один из ведущих знаменитого шоу об автомобилях «Top Gear».

Этот замечательный отрывок я рекомендую каждому посмотреть!

Ну а для тех, кто видео смотреть не хочет, расскажу кратко. Отверстие предназначено для того, чтобы зимой заехать на «Запорожце» на замёрзший водоём, пробурить лунку и рыбачить через лючок в полу, сидя в машине.

«Такого даже в Майбахе нет!» — удивился англичанин в шутку. Не факт, что и это предназначение отверстия в полу ЗАЗа не являлось шуткой, ведь телешоу носит ярко выраженный юмористический характер.

Сомневаюсь, что через такое небольшое отверстие удобно ловить рыбу, хотя и утверждать не могу, т.к. сам я не рыбак и зимней ловлей никогда не занимался.

Шуточные версии

Отверстие необходимо для того, чтобы:

  • справлять через него нужду в пробках;
  • останавливать «Запорожец» с помощью лома;
  • покидать через него подбитый «Запорожец».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автомобиль «Запорожец», как ни странно, родился в Москве. Он появился на свет благодаря конструкторам Московского Завода Малолитражных Автомобилей (МЗМА). Первоначально, будущая легенда советского автопрома имела называние «Москвич 444».

После модернизации по результатам ходовых испытаний модель переименовали на «Москвич 965». В последствии вся техническая документация была передана на завод «Коммунар» в Запорожье (УССР) для серийного производства. Малолитражный автомобиль получил название «Запорожец».

Легендарный ЗАЗ

Запорожец. Два поколения

Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:

В 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ-965А;
В 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М.


Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей конструкции:

  • заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы;
  • кузов типа «двухдверный седан»;
  • V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением;
  • независимая подвеска всех колёс;
  • автономный бензиновый отопитель салона.

Наряду с базовыми модификациями автомобилей в Запорожье выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран с левосторонним движением). В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), так как фонетика и транслитерация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков.

Запорожец ЗАЗ-965АЭ

Запорожец ЗАЗ-965АЭ «Jalta» 1965 год

Экспортные Запорожцы имели улучшенные потребительские качества: улучшенная шумоизоляция, наличие слева наружного зеркала заднего вида, пепельница, радиоприёмник, накладки по бокам автомобиля и нижней кромке багажника.

Запорожец Eliette («Элиетт»)

Запорожец Eliette («Элиетт»)

Модели ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.

Секреты успеха Запорожца

На днище кузова этого автомобиля отсутствуют выступающие элементы. Вес Запорожца составлял 790 кг. Поэтому Запорожец легко проходил там, где «Жигули» и «Москвичи» легко застрявали.

Колея задней и передней оси легендарной машины отличаются на 20мм. Именно эта мелочь заметно увеличивает сцепление задних колес с грунтом при движении по бездорожью.

Если вдруг, «Запорожец» все таки буксовал, водители глушили двигатель, ставили первую передачу и крутили двигатель «кривым стартером». Машина запросто преодолевала коварный участок.

Независимый отопитель прекрасно нагревал автомобиль при неработающем двигателе. Этим и пользовались любители отдохнуть на природе.

Зачем у запорожца люк в полу

Зачем у запорожца люк в полу? Это невероятно! Самая главная особенность кузова автомобиля ЗАЗ, восхитившая англичан подробно разъяснена в видео:

На протяжении тридцати сезонов телешоу Top Gear его ведущие побывали за рулем признанных шедевров мирового автопрома. Но Jaguar, Porsche, Aston Martin и Lamborghini не смогли удивить Джереми Кларксона так, как это сделал обычный старый «Запорожец». В чём же секрет самого узнаваемого советского авто?


Старый «Запорожец»

История создания

В 50-х годах XX века широкую популярность в Европе приобрела концепция практичного и доступного малолитражного народного автомобиля. В Германии такой моделью стал Фольксваген Жук, в Италии — Фиат-500.


© Depositphotos

В это же время автопром СССР мог предложить автолюбителям только более крупные «Москвич» и «Волгу». А при своей немаленькой цене эти транспортные средства продолжали оставаться для многих советских граждан недостижимой мечтой.


журналисты осматривают новый автомобиль эконом-класса Fiat 500, 29 июля 1957 года / GettyImages

Поэтому было принято решение наладить выпуск машины, которая будет доступной для широких масс трудящихся. В качестве ее прототипа Хрущев выбрал итальянский Фиат-600. А выпуск новинки поручили Запорожскому заводу сельхозтехники.


экспортный вариант ЗАЗ-965 / GettyImages

Уже 1 октября 1960 года с конвейера сошел первый автомобиль «Запорожец» — ЗАЗ-965. Он выпускался с 1960 по 1969 годы и за необычную форму кузова получил в народе любовное прозвище «горбатый».

В 1966 году в серию вышел кардинально переработанный ЗАЗ-966, в котором конструкторы учли опыт эксплуатации предшественника и устранили самые существенные его недостатки. А в 1971-м ему на смену пришел более современный ЗАЗ-968 с новыми поворотниками и приборной моделью.


© Depositphotos

Свой интерес в в выпуске «Запорожца», как ни странно, имели и военные. Дело в том, что все варианты «Запорожцев» максимально унифицировались по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (ЛуАЗ-967). Отсюда берут начало уникальные родовые черты запорожских малолитражек — воздушное охлаждение двигателя, гладкое днище, впечатляющие проходимость и ремонтопригодность.

Истоки всенародной любви к «Запорожцу»

Пожалуй нет другого советского автомобиля, отзывы о котором были бы настолько диаметрально разными. Одни клянут перегрев мотора летом и плохой запуск зимой, вспоминают высокий уровень шума, недовольны тесным салоном и капризной печкой.

Другие считают, что для поездок на дачу, рыбалку или охоту лучше автомобиля просто не найти. Смешной вес позволял вручную вытолкать «малыша» из грязи, а независимая подвеска и расположение двигателя над ведущими колесами обеспечивала «Зазеру» проходимость, как у трактора.

К этому стоит добавить доступную цену и возможность ремонта буквально «на коленке». Старожилы вспоминают, как в одиночку снимали двигатель вместе с коробкой передач и после ремонта сами же ставили на место.

Чем же всё-таки ЗАЗ-968 так поразил Джереми Кларксона?

«С расположенным сзади двигателем это точная копия Porsche 911, — подытоживает тест-драйв Джереми Кларксон, — за исключением одного: под ковриком в ногах у пассажира есть небольшой прямоугольный лючок… Такого даже в Майбахе нет!»

По мнению Кларксона, этот секретный козырь «Запорожца» предназначен для… зимней рыбалки. Останавливаешься, например, на замерзшем озере, делаешь дырку во льду, опускаешь туда прямо из салона удочку, включаешь автономную печку и рыбачишь в тепле и уюте, не выходя из машины.


Что ж, Джереми шутник еще тот. Но штука вот в чём: точно определить назначение так заинтриговавшего англичанина артефакта никто не может. В интернете, как водится, вагон мнений. По одной из версий, это загадочное отверстие предназначено для слива воды. Мол, снял сиденья, помыл пол из шланга, а вода с грязью спокойненько стекла в лючок.

По другой, это технологическое отверстие для слива грунта на заводе. Близкая по смыслу теория предполагает, что в него вставляли некий тяговый рычаг для перемещения корпуса авто по конвейеру. Есть и шуточные версии вроде той, что через отверстие «Запорожец» с отказавшими тормозами можно остановить с помощью лома. А у тебя есть своя теория на это счет?

Читайте также: