Лошадь в стене инсталляции

Обновлено: 16.05.2024

Крупнейший международный конкурс A' Design Award & Competition призван выявить талантливых дизайнеров и помочь им заявить о себе. Только на одного лауреата (а их более 50 в каждой категории) в среднем выделяется 3 тысячи евро (около 300 тысяч рублей). Победители получают возможность работать наравне с крупными компаниями, заводят полезные связи и, конечно же, демонстрируют свое творчество всему миру. И такое признание заслуженно — конкурсанты по-новому обыгрывают реальность и делают восприятие зрителей более свежим.

Одна из номинаций премии — «Архитектура, строительство и проектирование зданий и сооружений». Лучшие проекты попадают в особую «книгу почета», которая потом распространяется по ведущим студиям и архитектурным бюро мира. Основные критерии, по которым выбирают победителей, — это инновационность, уникальность, влияние на общество, экологичность, энергоэффективность и прочие.

В настоящее время регистрация на конкурс вновь открыта, также можно ознакомиться с лучшими работами за 2019-2020 год. Примечательно, что финалистами становятся не модные объекты, годящиеся только для фото в Instagram, а действительно функциональные здания. Их строили не ради амбиций архитекторов, а в первую очередь для людей. Лаконичные формы, близость к природе и игра света порой дают удивительный результат. Новая эра зодчества — в галерее «Ленты.ру».

Курортно-гостиничный комплекс Hill Wind Hotel & Resort был построен в апреле 2019 года. Он находится в китайском уезде Аньцзи, который славится бамбуковыми рощами и большим числом «зеленых» зданий.Авторы проекта хотели, чтобы необычный отель одновременно походил на бумажные облака, неотесанные камни и напоминал гнездо. Легкость конструкции достигается с помощью белых шатров, которые сшиваются вручную. Окна гостиничных номеров выходят на лес, создавая умиротворенную атмосферу.

Фото: Song Ye and Xinghao Liu / Huafang Wang / A' Design Award and Competition

Курортно-гостиничный комплекс Hill Wind Hotel & Resort был построен в апреле 2019 года. Он находится в китайском уезде Аньцзи, который славится бамбуковыми рощами и большим числом «зеленых» зданий.

Авторы проекта хотели, чтобы необычный отель одновременно походил на бумажные облака, неотесанные камни и напоминал гнездо. Легкость конструкции достигается с помощью белых шатров, которые сшиваются вручную. Окна гостиничных номеров выходят на лес, создавая умиротворенную атмосферу.

На фото представлен интерьер китайского ресторана Fengyuan, находящегося в Гуанчжоу. Заведение открылось для посетителей в октябре 2018 года. Архитекторы Лили Се и Фан Хуан старались организовать пространство так, чтобы у посетителей ресторана сложилось ощущение игры в Lego.Дизайнерская концепция отталкивается от фирменного блюда ресторана — курицы в кокосовом молоке. Позелененная сталь имитирует листья пальмы, а светильники-«капельки» и «весенние» столы погружают в атмосферу «фантастического леса».

Фото: Yang Jun Ning / Lili Xie and Fan Huang / A' Design Award and Competition

На фото представлен интерьер китайского ресторана Fengyuan, находящегося в Гуанчжоу. Заведение открылось для посетителей в октябре 2018 года. Архитекторы Лили Се и Фан Хуан старались организовать пространство так, чтобы у посетителей ресторана сложилось ощущение игры в Lego.

Дизайнерская концепция отталкивается от фирменного блюда ресторана — курицы в кокосовом молоке. Позелененная сталь имитирует листья пальмы, а светильники-«капельки» и «весенние» столы погружают в атмосферу «фантастического леса».

Часовню «Сияющее облако» (Cloud of Luster), предназначенную для церемоний бракосочетания, спроектировал именитый японский архитектор Тецуя Мацумото. Она открылась в марте 2019-го в городе Химэдзи.Мацумото настаивает, что большинство свадебных празднеств проходят одинаково, страдая от помпезности декораций и изобилия цветов, которые не дают сконцентрироваться на главном — самих молодоженах. Именно поэтому часовня выполнена столь минималистично, а пространство открыто, чтобы «озарять сердца».

Фото: Stirling Elmendorf / Tetsuya Matsumoto / A' Design Award and Competition

Часовню «Сияющее облако» (Cloud of Luster), предназначенную для церемоний бракосочетания, спроектировал именитый японский архитектор Тецуя Мацумото. Она открылась в марте 2019-го в городе Химэдзи.

Мацумото настаивает, что большинство свадебных празднеств проходят одинаково, страдая от помпезности декораций и изобилия цветов, которые не дают сконцентрироваться на главном — самих молодоженах. Именно поэтому часовня выполнена столь минималистично, а пространство открыто, чтобы «озарять сердца».

На строительство десятиэтажного торгового центра K11 Musea ушло 10 лет (2009-2019 годы). Он находится на гонконгской набережной Цим Ша Цуй в районе Victoria Dockside — «культурной» Кремниевой долине.Авторы проекта, группа K11, хотели привнести все новые формы искусства и дизайна в повседневную жизнь потребителей. В центре композиции находится 35-метровый атриум, который назвали Оперным театром. Особые прожекторы создают «космическую» атмосферу, превращая торговый центр в небольшую галактику.

Фото: Edmon Leong / K11 Musea / A' Design Award and Competition

На строительство десятиэтажного торгового центра K11 Musea ушло 10 лет (2009-2019 годы). Он находится на гонконгской набережной Цим Ша Цуй в районе Victoria Dockside — «культурной» Кремниевой долине.

Авторы проекта, группа K11, хотели привнести все новые формы искусства и дизайна в повседневную жизнь потребителей. В центре композиции находится 35-метровый атриум, который назвали Оперным театром. Особые прожекторы создают «космическую» атмосферу, превращая торговый центр в небольшую галактику.

Кемпинг Ranwu находится в горах Тибета на высоте почти четыре тысячи метров. Отель построили в августе 2010 года вдоль Китайской национальной автомагистрали 318 (G318). Чтобы добиться сейсмоустойчивости Ranwu и не вредить окружающей среде, компания Arch-Hermit использовала сборную стальную конструкцию.По форме кемпинг напоминает орла, расправляющего крылья у берега озера Ранву — оно и дало название гостинице. Однако архитекторы сетуют на плохой местный климат и грязный водосток на соседнем склоне горы. «Привлекательность лагеря для туристов относительно невелика, а строить его здесь вообще было дилеммой», — говорят проектировщики.

Изображение: Arch-exist Photography / Arch-Hermit / A' Design Award and Competition

Кемпинг Ranwu находится в горах Тибета на высоте почти четыре тысячи метров. Отель построили в августе 2010 года вдоль Китайской национальной автомагистрали 318 (G318). Чтобы добиться сейсмоустойчивости Ranwu и не вредить окружающей среде, компания Arch-Hermit использовала сборную стальную конструкцию.

По форме кемпинг напоминает орла, расправляющего крылья у берега озера Ранву — оно и дало название гостинице. Однако архитекторы сетуют на плохой местный климат и грязный водосток на соседнем склоне горы. «Привлекательность лагеря для туристов относительно невелика, а строить его здесь вообще было дилеммой», — говорят проектировщики.

«Мы всегда были очарованы идеей объединения самых элементарных архитектурных знаний с нестандартным подходом к дизайну», — рассказывает архитектор Ревано Сатрия о создании частного дома Z Line House.Его построили в октябре 2019 года в городе Семаранг (Индонезия). По словам проектировщика, главной сложностью было само требование заказчика: он хотел, чтобы дом ошеломлял, но в то же время и не противоречил местным культурным традициям. В результате удалось добиться и того, и другого, не потеряв в функциональности пространства.

Фото: Fernando Gomulya Photography / Revano Satria / A' Design Award and Competition

«Мы всегда были очарованы идеей объединения самых элементарных архитектурных знаний с нестандартным подходом к дизайну», — рассказывает архитектор Ревано Сатрия о создании частного дома Z Line House.

Его построили в октябре 2019 года в городе Семаранг (Индонезия). По словам проектировщика, главной сложностью было само требование заказчика: он хотел, чтобы дом ошеломлял, но в то же время и не противоречил местным культурным традициям. В результате удалось добиться и того, и другого, не потеряв в функциональности пространства.

Гостиница Muh Shoou Xixi Hotel расположена в китайском Ханчжоу. В 2018 году ее построила одна из сильнейших команд страны — GOA (Group of Architects) во главе с Шоном Ченгом. Название отеля переводится как «последний плод». По традиции фермеры оставляют его на дереве, чтобы боги помогли им вырастить хороший урожай в следующем году.Отель Muh Shoou Xixi гармонично вписали в ландшафт, где посетители могут насладиться атмосферой диких болот. Здесь расположены пешие и водные маршруты для прогулок, а также сады с редкими растениями. Самому старому из них почти 100 лет.

Фото: SHIROMIO Studio, Three Wind, ZHOU Yijin / Shawn Cheung - GOA / A' Design Award and Competition

Гостиница Muh Shoou Xixi Hotel расположена в китайском Ханчжоу. В 2018 году ее построила одна из сильнейших команд страны — GOA (Group of Architects) во главе с Шоном Ченгом. Название отеля переводится как «последний плод». По традиции фермеры оставляют его на дереве, чтобы боги помогли им вырастить хороший урожай в следующем году.

Отель Muh Shoou Xixi гармонично вписали в ландшафт, где посетители могут насладиться атмосферой диких болот. Здесь расположены пешие и водные маршруты для прогулок, а также сады с редкими растениями. Самому старому из них почти 100 лет.

Немецкий архитектор Петер Кучия превратил невзрачный пешеходный мост через автотрассу в затейливую инсталляцию. В 2018 году он разработал подсветку Solar Skywalks, которая питается от солнечных батарей. В случае с пешеходным мостом у нее появился дополнительный функционал — зарядка для электромобилей.Изначально такая подсветка разрабатывалась для мостов в Пекине. Потом аналогичные макеты построили в Шанхае и Мюнхене, и оказалось, что Solar Skywalks применима в разных климатических поясах. Правда, пока этот проект остался только на бумаге.

Изображение: nomadd+ / Peter Kuczia / A' Design Award and Competition

Немецкий архитектор Петер Кучия превратил невзрачный пешеходный мост через автотрассу в затейливую инсталляцию. В 2018 году он разработал подсветку Solar Skywalks, которая питается от солнечных батарей. В случае с пешеходным мостом у нее появился дополнительный функционал — зарядка для электромобилей.

Изначально такая подсветка разрабатывалась для мостов в Пекине. Потом аналогичные макеты построили в Шанхае и Мюнхене, и оказалось, что Solar Skywalks применима в разных климатических поясах. Правда, пока этот проект остался только на бумаге.

Общественное пространство Nine Court Mansion появилось в китайском Чунцине в мае 2019 года. Благоустройством занимался специалист по ландшафтному дизайну Цзяньань Чжоу. Проект призван отразить нынешний уровень развития Китая и одновременно напомнить о его традиционной культуре: в постройках видна отсылка к древним дворцам с драконами. По мнению создателя площадки, вера в единство человека и природы постоянно оспаривается, однако о своих корнях забывать все же не стоит.

Изображение: Lab Design and Consultancy / Shenzhen IN Lab Design and Consultancy / A' Design Award and Competition

Общественное пространство Nine Court Mansion появилось в китайском Чунцине в мае 2019 года. Благоустройством занимался специалист по ландшафтному дизайну Цзяньань Чжоу. Проект призван отразить нынешний уровень развития Китая и одновременно напомнить о его традиционной культуре: в постройках видна отсылка к древним дворцам с драконами. По мнению создателя площадки, вера в единство человека и природы постоянно оспаривается, однако о своих корнях забывать все же не стоит.

Медицинская клиника Warm Transparency («Согревающая открытость») находится в японском городе Нагоя. Ее возвели специалисты из бюро TSC Architects. Они хотели, чтобы пациенты чувствовали «тепло дерева» и таким образом успокаивались. Невзирая на древесность конструкции, клиника оборудована по последнему слову техники. Пациенты, ожидая врача, даже могут настроить количество солнечного света — потолок раздвигается с помощью автоматики.

Фото: Hiroshi Tanigawa / Yoshiaki Tanaka / A' Design Award and Competition

Медицинская клиника Warm Transparency («Согревающая открытость») находится в японском городе Нагоя. Ее возвели специалисты из бюро TSC Architects. Они хотели, чтобы пациенты чувствовали «тепло дерева» и таким образом успокаивались. Невзирая на древесность конструкции, клиника оборудована по последнему слову техники. Пациенты, ожидая врача, даже могут настроить количество солнечного света — потолок раздвигается с помощью автоматики.

Гостиница Park Zoo Hotel открылась осенью 2018 года в Ханчжоу (Китай). Она призвана обратить внимание постояльцев на проблему вымирающих животных и задуматься о своем поведении. Например, разноцветные таблетки на стене напоминают о тестировании новых лекарств на лабораторных животных. Фигуры зверей вписаны в интерьер таким образом, чтобы не бросаться сразу в глаза. В этом и заключается посыл дизайнера Ли Сян — зачастую люди смотрят на проблемы не под тем углом.

Фото: Shao Feng / Xiang Li / A' Design Award and Competition

Гостиница Park Zoo Hotel открылась осенью 2018 года в Ханчжоу (Китай). Она призвана обратить внимание постояльцев на проблему вымирающих животных и задуматься о своем поведении. Например, разноцветные таблетки на стене напоминают о тестировании новых лекарств на лабораторных животных. Фигуры зверей вписаны в интерьер таким образом, чтобы не бросаться сразу в глаза. В этом и заключается посыл дизайнера Ли Сян — зачастую люди смотрят на проблемы не под тем углом.

Ипподромный комплекс Sorec Horse Park строят с марта 2019-го в Рабате (Марокко). По словам главного архитектора Вики Чана, при работах используются только местные материалы, чтобы уменьшить экологический след и не вредить природе (речь идет о транспортном загрязнении).Вся арабская культура пронизана уважением к лошади. Это решили отразить и в дизайне — двускатная крыша, по задумке Чана, должна напоминать скачущего коня. «Sorec Horse Park полон зелени, здесь множество потайных уголков, веселья и азарта — все, что нужно для посещения всей семьей», — говорит архитектор.

Изображение: Avoid Obvious Architects / Vicky Chan / A' Design Award and Competition

Ипподромный комплекс Sorec Horse Park строят с марта 2019-го в Рабате (Марокко). По словам главного архитектора Вики Чана, при работах используются только местные материалы, чтобы уменьшить экологический след и не вредить природе (речь идет о транспортном загрязнении).

Вся арабская культура пронизана уважением к лошади. Это решили отразить и в дизайне — двускатная крыша, по задумке Чана, должна напоминать скачущего коня. «Sorec Horse Park полон зелени, здесь множество потайных уголков, веселья и азарта — все, что нужно для посещения всей семьей», — говорит архитектор.

Художники прошлого писали красками. Современные «пишут» чем угодно. Маурицио Кателлан может «писать» фигурами таксидермированных животных: он часто формирует свое послание к зрителю с помощью чучел лошадей или осликов.

Это художник парадокса, который внешне выглядит как анекдот: скульптура Римского папы, придавленного метеоритом, печальный Адольф Гитлер на коленях, белки-самоубийцы (не спрашивайте, что заставило их свести счеты с жизнью) и, конечно, множество лошадей и осликов — застрявших в стенах или подвешенных, то есть оказавшихся в положении, в их реальной жизни невозможном. Такой «анекдот» в силу своей абсурдности может смешить, но столь же часто он рождает ощущение тревоги и боли, которые требуют от зрителя разобраться в этом эффекте.

Инсталляция «Баллада о Троцком» — это таксидермированная лошадь, подвешенная за сбрую под потолком парадной лестницы в Галерее западного искусства XIX–XX веков Пушкинского музея. Работа посвящена отстраненному от власти и позже убитому революционеру Льву Троцкому, идеи которого продолжают влиять на умы левых интеллектуалов Запада и Востока.

Печальная лошадь, как будто вырванная из бега, остановленная и подвешенная в пустоте олицетворяет для Кателлана конец революционной утопии, случившийся в 1920-х годах прошлого века, когда организатор Красной армии Лев Троцкий, служивший для многих символом движения к новому, был выслан из СССР, и власть безраздельно перешла к сталинской номенклатуре. «Я повесил эту лошадь словно люстру в Зимнем дворце» — говорит сам художник.

Однако, чтобы полнее насладиться работой и не воспринимать её с избыточной серьезностью, стоит узнать больше о фигуре самого Кателлана. Родившийся в семье уборщицы и дальнобойщика из Падуи, не получивший никакого художественного образования, в молодости он работал служителем морга, поваром, садовником, охранником, в прачечной (откуда был уволен за то, что стирал там свои вещи) и в пору крайней нужды даже был донором спермы. Пробил дорогу в искусство исключительно своим упорством, талантом и ничем не сдерживаемой способностью к созданию вызывающих визуальных парадоксов.

Если вы еще этого не сделали, подпишитесь на канал Пушкинского музея в Яндекс.Дзене — и мы расскажем вам обо всех художниках грядущей выставки коллекции Fondation Louis Vuitton . Кроме того, у вас будет шанс на попасть на одну из запланированных экскурсий с экспертами и медийными персонами.

Скульптурная инсталляция от Клаудии Фонтес на 57 биеннале в Венеции

57-я Международная художественная биеннале в Венеции открылась 13 мая, и почти сразу павильон Аргентины, где была выставлена скульптурная инсталляция «Проблема лошади» (The Horse Problem), стал сенсацией.

Скульптурная инсталляция от Клаудии Фонтес на 57 биеннале в Венеции

Автор негласного фаворита зрителей и СМИ – художница из Буэнос-Айреса Клаудия Фонтес (Claudia Fontes). носит название «Проблема лошади».

В крупномасштабной групповой композиции изображена хрупкая фигурка девушки, нежно и бесстрашно прикасающаяся к голове гигантского коня, в замороженный момент стремительного движения.

Скульптурная инсталляция от Клаудии Фонтес на 57 биеннале в Венеции

С первого дня белоснежная и поэтичная скульптурная инсталляция стала самой фотографируемым арт-событием выставки.

Клаудия Фонтес называет несколько источников вдохновения, которые сформировали потрясающий трёхмерный образ, похожий на белоснежное видение.

Скульптурная инсталляция от Клаудии Фонтес на 57 биеннале в Венеции

Во-первых, это контекст здания, где была размещена скульптурная инсталляция. Строение – бывший Венецианский Арсенал, построенный для нужд мощного военно-морского флота Лагуны.

Скульптурная инсталляция от Клаудии Фонтес на 57 биеннале в Венеции

Сооружение заняло 15% площади суши Венеции и было крупнейшим производственным комплексом доиндустриальной Европы.
Понятно, что для строительства такого масштаба не обошлось без применения лошадиных сил.

Во-вторых, скульптурная композиция ссылается на исторические реалии XIX века, вокруг которых построена культурная идентичность Аргентины.

В частности, Фонтес обратилась к картине аргентинского живописца Анхеля Делла Валле «Возвращение индейского рейда», считающейся первым художественным произведением Аргентины, выставленное и получившее признание за границей.

Скульптурная инсталляция от Клаудии Фонтес на 57 биеннале в Венеции

Клаудия выбрала персонажей, которые играли пассивную роль в произведении Делла Валле – лошадь и пленницу. Только в современном контексте эти два существа являются освобождёнными.

Венецианская биеннале – уникальная возможность для художников познакомить зарубежную аудиторию с традициями своей страны.
Клаудия Фонтес отмечает, что в своей работе учитывала это этическое измерение, так как финансирование поступало главным образом из государственных средств. Поэтому она полностью осознавала возложенную на неё ответственность.

Скульптурная инсталляция будет доступна до закрытия биеннале 26 ноября 2017 года.

Тем, кто не сможет посетить мероприятие лично, Музей Дизайна предлагает полюбоваться завораживающей композицией от Калаудии Фонтес в подготовленной фотоподборке.

Холст с лошадями

Лошадь – это необычное животное, которое обладает добротой. При её виде, кажется, что находишься в какой-то сказке, и получаешь неимоверное количество положительных эмоций и энергии. Но в дом, или в квартиру (особенно) её не приведёшь, всё – таки она крупная.

Дизайнеры довольно часто используют в интерьере картины, статуэтки или текстиль с силуэтом коня. Он символизирует много различных качеств, например, в дом привносит умиротворённость, а по фэн-шуй означает упорство, верность и успех.

И специально для посетителей Музея Дизайна, любящих их, мы сегодня рассмотрим все варианты с присутствием лошади в интерьере. Картины необычно хорошо вписываются в общую атмосферу дома. Обычно они крупного размера, рама или вообще отсутствует, или плоская, без выпуклостей.

Белая лошадь на холсте

Бегущие лошади на картине

Пасущие лошади на картине

Ещё один вариант, когда она двойная, как на фотографии ниже.

Холсты с лошадью в столовой

Статуэтка может выбрать для себя любое место: это и столик, комод, а также шкаф, или прикроватная тумбочка.

Скульптура лошади на столе

Постер с лошадями в спальне

Эскиз лошадей в спальне

Скульптура белой лошади

И вот ещё интересный вариант, Изумительное на шкафу с двух сторон.

Акценты лошадей в интерьере

Необычный вариант статуи, когда она размером с настоящего коня. Мне кажется, ни один любитель этого животного не отказался бы от такого изысканного дополнения в своём доме.

Шедевры из собрания парижского фонда Louis Vuitton в ГМИИ имени Пушкина

В ГМИИ им. Пушкина открывается уникальная выставка из собрания парижского фонда Louis Vuitton. Породит ли современное искусство в консервативной публике трепет, покажет время.


Ив Кляйн. «Антропометрия. Без названия». 1960 год

Фото: Yves Klein/Fondation Louis Vuitton/Adagp, Paris

Так и хочется написать: первое, что видит зритель на выставке,— парящая под потолком лошадь, но это, увы, не так. Первое, что видит зритель, войдя в залы Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (здесь обычно показывают импрессионистов),— вытянутая спичкой бронзовая мужская фигура слева и синие пятна на огромном холсте справа. Пятна — отпечатки обнаженных женских тел, наследие знаменитых перформансов французского художника Ива Кляйна. На рубеже 50–60-х он расписывал женские тела синей краской, а затем отпечатывал тела-кисти на холстах; на Волхонку привезли картину 1960 года «Антропометрия. Без названия».

Александра Данилова, сокуратор выставки,— о «Коллекции Fondation Louis Vuitton. Избранное»

Александра Данилова, сокуратор выставки,— о «Коллекции Fondation Louis Vuitton. Избранное»

Бронзовая же фигура — шедевр швейцарского гения Альберто Джакометти, работы которого так любит французский миллиардер Бернар Арно, владелец группы люксовых брендов LVMH и основатель фонда Луи Виттона. Наверху теперь появился целый зал Джакометти, там восемь скульптур и два рисунка, из-за него и соседствующих классиков новейшего времени — а тут Рихтер и Баския, Уорхол и Пьер Юиг,— ГМИИ освободил все здание от импрессионистов. Стоит ли оно того?

Потому что второе, что видит зритель,— парящая над парадной лестницей лошадь в сбруе. Скульптура Маурицио Каттелана называется «Баллада о Троцком» и выполнена в натуральную величину, с чучелами иначе не получается. Трудно представить себе наркомвоендела, гарцующего перед войсками, Троцкий предпочитал автомобили и бронепоезда, но дух революции передан верно — появилось неведомо откуда, летит незнаемо куда… Хотя, может, она и не вознесена, а, напротив, спускается сверху, словно выпав из-под всадника Апокалипсиса?

Некоторых, впрочем, шокируют не смыслы, а цифры — Арно купил скульптуру в 2004 году на аукционе Sotheby’s за 2,1 млн долларов.

Показывать современное искусство сложно, не случайно само здание фонда в Булонском лесу в Париже, построенное знаменитым Фрэнком Гери, многие называют первым экспонатом в коллекции. Хронологически оно, конечно, не первое, но по смыслу точно, не зря московскую выставку открывает и завершает рассказ о парижском здании, здесь же можно посмотреть и интервью с архитектором. В ГМИИ постарались соответствовать уровню — появились фальшстены, перегородки, ощущение от анфилад, столь невыгодных для видеоинсталляций, сглажено новыми решениями. Это особенно важно для одной из ключевых работ выставки — инсталляции француза Кристиана Болтански «Animitas » . Перед большим экраном лежит сено, на экране — кадры, снятые в чилийской пустыне Атакама, где установлены самодельные алтари в память о жертвах Пиночета. Художник расставил между ними 800 японских колокольчиков, они слышны в колонках, их порядок повторяет карту звездного неба в ночь на 6 сентября 1944 года, когда родился Болтански,— эмоциональный ход, связывающий чужую историю и личную судьбу.


Скульптура Маурицио Каттелана «Баллада о Троцком». 1996 год

Фото: Алексей Мокроусов

К московской выставке он создал и новую работу, Болтански решил дополнить в России инсталляцию «Apres» инсталляцией «После» — это перевод французского наречия. Объекты разнесли по этажам, «Apres» (большие красные буквы из неоновых ламп с бесконечным электрическим шнуром, тянущимся к розетке) висит в зале на втором, «После» — на лестнице, если снизу смотреть на лошадь, то взгляд рано или поздно упрется в «русскоязычного» Болтански. Смысл надписи, восходящей к дантовскому «Аду», каждый раз меняется в зависимости от места и города, где экспонируется произведение, думать о российских его коннотациях может быть опасно для здоровья.

Сколько надо потратить времени на осмотр выставки, не очень понятно, а если смотреть не только объекты и живопись, но и фильмы, то и вовсе не посчитать. Конечно, огромная нога в спортивной обуви на двухметровой фотографии Вольфганга Тильманса займет минуту-другую внимания, а вот Марина Абрамович предлагает просидеть 45 минут в белом шезлонге перед метрономом, который стал главной частью инсталляции «Обновитель астрального баланса» (2000),— в каталоге публика запечатлена в шезлонгах босой и в купальных халатах, но даже жара вряд ли заставит московского зрителя раскрепоститься до такого. Впрочем, все зависит от того, как повлияет на психику лошадь Троцкого.

Читайте также: