Легко расщепляется на тонкие прозрачные пластинки до изобретения стекла этот камень вставляли в окна

Обновлено: 18.04.2024

Первые жилищные постройки не имели окон; в древних греческих и римских домах имелись лишь отверстия, чтобы пропускать воздух и свет. В греческих дворцах на о. Крите размещались довольно большие окна в верхней части этих сооружений. Даже древние храмы, за некоторым исключением, окон не имели.

Лишь в 1 в. После Р.Х. римляне использовало стекло для оформления окон, в то время как на Востоке были популярны решетки из кирпича, металла и дерева. В альпийских замках для защиты от холода в рамы вставляли промасленный пергамент. Отверстия закрывали также коврами или деревянными ставнями. И хотя стекло уже существовало, но лишь очень богатые люди могли себе позволить остеклить одно или два окна во всем замке.

Но в древние времена человек должен был радоваться не проницаемому для ветра и диких зверей жилищу. Источником света и воздуха служило дымовое отверстие.

К примеру, в иракском Курдистане найдены древние постройки, основанные, по мнению ученых, в 6500 г. до Р.Х. Это квадратные глиняные сооружения с оконными проемами.
А в самом древнем городе на Земле, расположенном в районе турецкой Антальи, дома были вплотную пристроены друг к другу, окна были расположены в области крыши.
В 3 в. до Р.Х. в Месопотамии в верхней части домов располагались окна, проемы которых закрывались деревянной или терракотовой решеткой. В древнем Египте окна уже встречаются чаще. Но здесь мнения историков расходятся.

И лишь жители греческого острова Крит были образцом для подражания в вопросе использования окон. В 1800 г. до Р.Х. их огромные панорамные дома являлись неслыханной роскошью для того времени. Они делались не только во дворцах, но и в домах обычных граждан. Немного отставали от них жители Карфаген. Многоэтажные постройки карфагенян имели единичные оконные отверстия, выходящие во внутренний двор, а со стороны улицы дома стояли глухой стеной.
Таким же образом строились дома и в Древней Греции. Греки могли любоваться лишь видом своего внутреннего двора через проем, закрытый деревянной или металлической решеткой, а иногда даже и гипсом.

Арабы нашли совершенно иной способ заполнения оконных проемов. Для этих целей они использовали «камень». Римский ученый Плиний так описывает его в своем докладе в 65 г. после Р.Х.: «Этот камень прозрачен как стекло и используется для остекления окон». Разумеется, этим камнем была слюда.

Стекло для окон – неслыханная расточительность

Стекло научились изготавливать еще в 3 в. до Р.Х. в древнем Риме и Египте. Но лишь римлянам пришла идея заполнять стеклом оконные проемы. И лишь в 1 в. после Р.Х. при раскопках Помпеи были найдены крошечные круглые отверстия, заполненные толстым стеклом. Стекло тогда было еще очень редким и дорогостоящим материалом.
А о прозрачности такого стекла вообще не было речи. Первые оконные стекла были круглыми, толстыми и не совсем прозрачными, их назначением было пропускать свет и защищать от непогоды. И лишь в период расцвета Римской империи окнам стали придавать большее значение. Окна стали появляться не только в публичных заведениях, но и в домах обычных горожан.
В Средневековье окно становится предметом строительного искусства и определяющим элементом архитектуры фасада и здания в целом. Готике свойственны арочные окна, эпохе Ренессанса – правильные круглые арки, в эпоху барокко окна делались из сегментных арок. Классицизм возвращается к прямым правильным линиям, а в 20 вв. окна становятся стенообразующим элементом (витражи).

В Англии в эпоху Регентства богатые люди с 1180 г. позволяли себе роскошь в виде остекленных окон. В это время в Германии для подобных целей использовали пергамент и лен. В богатой Баварии оконное стекло стали использовать лишь в 15 в.

Примечательно, что английское window – по-нашему «окно» - происходит от wind, то есть «ветер», «дыхание». В русском языке в основе этого слова лежит корень «око». Можно сказать, что для англичан «окно» - это орган дыхания, а для русских – способ созерцания, око в мир Божий.

Хотя в древние времена, до IX века, в жилищах с глинобитными печами, которые наши предки топили по-чёрному, окон вовсе не было, потому что домочадцы берегли тепло. Позднее, по той же причине оконца стали делать очень маленькими и располагали их как можно выше.

Издревле на Руси отверстия в бревенчатых стенах закрывали самыми разнообразными природными материалами. Чаще всего использовали паюс – плёночный мешок, где у рыбы находится икра. Также в дело шла светлая кожа крупных особей из семейства карповых, которую очищали от чешуи и высушивали в растянутом состоянии.

Фото курной избы с небольшими волоковыми оконцами 1911 год. Курными назывались жилища, которые отапливалось по-чёрному.

Фото курной избы с небольшими волоковыми оконцами 1911 год. Курными назывались жилища, которые отапливалось по-чёрному.

Часто проёмы закрывали более крепким и прозрачным материалом - бычьим мочевым пузырём. Кроме этого, по возможности в ход шли тонкие древесные пластины, сыромятная кожа животных, холст, пергамент, пропитанный жиром, а в зимнее время - лёд.

Но самым прозрачным средством считалась слюда - слоистый природный минерал, который легко расщепляется на тонкие полупрозрачные пластинки. Добыча этого материала считалась для наших предков важнейшим промыслом. «Мусковита», как называли русскую слюду, почиталась на чужбине самой качественной. На Руси этот дорогостоящий минерал для окон могли позволить себе только цари, князья, вельможи и зажиточные крестьяне. Хотя кое-где в Сибири залежи слюды встречались прямо на поверхности почвы. Величали её «хрусталём» и «стеклом московским»…

Из всех перечисленных подручных средств только редкая, самая качественная слюда могла сравниться по уровню прозрачности со стеклом. Однако окна в русских избах служили не только источником дневного света, но и защищали дом от непогоды, насекомых и мелких животных. « Вставни » из досок, нередко обитые тканью, на ночь прочно закрывались для защиты жилища от диких животных. Медведь был частым гостем в русских селениях.

С XIV столетия наши предки стали использовать косящатые окна с рамами из тёсанных брусьев-косяков, куда вставлялась обтянутая оконница. До этого встречались только волоковые окна — небольшие отверстия, которые «заволакивались» изнутри доской, двигающейся в вырезанных пазах.

Стеклодувные мастерские на Руси известны с XII века, однако стекло было совсем дорогим удовольствием, и шло оно в основном на изготовление посуды и украшений. В качестве оконных витражей его изредка использовали только в княжеских хоромах. Первый стекольный завод в России появился в середине XVII века, а в массовом порядке окна в городских зданиях у нас стали остеклять спустя столетие.

Избы с оконницами из слюды в русских деревнях ещё встречались в начале XX века…

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем — рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум — отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали — волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого — это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще — просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно — два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

Общие сведения о горных породах и минералах на Байкале

Минералы — это природные тела, образующиеся в результате геологических процессов. Минералы состоят из одного элемента, например, золото, или соединения нескольких элементов, например, вода (соединение водорода и кислорода), соль (соединение натрия и хлора), газ метан (соединение водорода и углерода).

Горная порода — один минерал или соединение нескольких минералов, образующиеся в результате геологических процессов и слагающие горные массивы.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ МИНЕРАЛЫ НА БАЙКАЛЕ

Познакомимся с минералами, которые наиболее часто встречаются в породах, слагающих побережье Байкала и его горное обрамление.

Кварц — один из распространённых минералов на Земле. Он формирует горную породу — кварцит. В чистом виде, без примесей, бесцветные и прозрачные кристаллы кварца называются горным хрусталём. Примеси железа и других элементов придают кварцу разнообразные цвета и оттенки. В зависимости от цвета и качества кристаллов кварца изменяется и его название: аметист (фиолетовый цвет), цитрин (жёлтый цвет), авантюрин (искрящийся минерал коричневого, зелёного, синего цвета), розовый кварц, халцедон (полупрозрачный, от белого до медово-жёлтого цвета), морион, раухтопаз (дымчатый, светло-серый кварц), сапфировый кварц (синеватый цвет), кошачий глаз (белый, розоватый, серый), тигровый глаз (непрозрачный минерал жёлто-коричневого цвета). Кварц встречается повсеместно на берегах Байкала.

Полевые шпаты — группа наиболее распространённых минералов, формирующих горные породы. Как и кварц, полевые шпаты широко распространены на Байкале. В зависимости от химического состава полевые шпаты образуют такие минералы, как лунный камень, амазонит и многие другие.

Амазонит (микроклин) — голубовато-зелёная разновидность полевого шпата. Амазонит используют в качестве недорогого поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок (ваз, шкатулок).

Слюда — широко распространённый минерал. Имеет множество разновидностей. На * Байкале месторождение слюды представлено флогопитом и находится в Слюдянском районе. Особенность слюды — слоистость. Минерал легко расщепляется на тончайшие пластинки. До изобретения стекла люди вставляли в окна пластины слюды. Слюда — хороший изолятор, поэтому широко используется в производстве электрооборудования и огнестойких материалов, а также как наполнитель в производстве резины, бумаги, цемента, пластмасс.

Апатит — крупные кристаллы голубовато-зелёного, иногда бурого цвета. Раньше красивые кристаллы апатита считали драгоценными камнями. Но ювелирная обработка апатита достаточно сложна. Минералу нашли другое применение. Его стали использовать для изготовления фосфорных удобрений для обогащения почв при выращивании растений. Поэтому апатит по праву можно назвать камнем плодородия. Он также встречается в Слюдянском районе.

Диопсид — минерал, формирующий крупные кристаллы. В зависимости от примесей различных металлов окраска диопсидов может быть жёлтой, зелёной, красно-коричневой, фиолетовой, голубой, и даже чёрной. Диопсид тёмно-зелёного и голубовато-зелёного цвета из района реки Слюдянка получил название "байкалит". Кристаллы байкалита достигают иногда более 10 см. Диопсиды ярко-зелёного цвета называют лавровитами.

Волластонит — белый, с сероватым или буроватым оттенком минерал, отличается химической чистотой, практически, не содержит примесей. Он широко используется как заменитель вредного для здоровья асбеста. Применяется в качестве добавки-наполнителя в пластмассах, в цветной металлургии, в шинной, цементной и лакокрасочной промышленности, в производстве керамики, был использован для изготовления теплоизрляционной обшивки российского космического корабля "Буран". На Байкале волластонит впервые был обнаружен сибирскими исследователями в Слюдянских месторождениях Южного Прибайкалья.

Гранат — минерал красного или зелёного цвета (в зависимости от состава). Кристаллы гранатов обычно имеют хорошую природную огранку.

Шпинель — небольшие по размеру красивые кристаллы, чаще одиночные, вросшие или наросшие на породу. Как правило, кристаллы окрашены в насыщенные цвета: бурый, чёрный, розовый, красный, синий. Среди большого разнообразия шпинели различают благородную шпинель. Это прозрачные кристаллы, окрашенные в яркие оттенки красного цвета, от рубинового до розового. Благородную шпинель относят к драгоценным камням. Шпинель часто встречается в горных породах Прибайкалья.

Лазурит — красивый непрозрачный минерал ярко-синего цвета. Лазурит используется для изготовления украшений, различных ваз, чаш, шкатулок. В древние времена люди добывали лазурит для получения очень прочной ультрамариновой краски, которую использовали для росписей картин, церковных изображений. Камни лазурита пережигали на костре, растирали и смешивали с воском, смолой или маслами. В древнем Египте лазурит ценился дороже золота.

Месторождения лазурита на Байкале находятся в Слюдянском районе.

Для точного описания минералов геологи определяют их физические свойства, такие, как твёрдость, цвет минерала, его цвет в порошке, вкус, запах и другие свойства. Так, например, все хорошо знают вкус каменной соли и поэтому используют ее при приготовлении пищи. А мягкость минерала графита позволяет использовать его для рисования и черчения.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ НА БАЙКАЛЕ

Породы и минералы горного окружения Байкала формируются вместе с геологическим развитием Земли. Горные породы подразделяются на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы

Гранит, базальт

Магматические горные породы образуются из магмы расплавленного вещества земной коры. Основными Maгматическими породами, из которых состоит земная кора, являются граниты и базальты.

Гранит — глубинная порода светло-серого, розовато-серого, красновато-серого цвета. Основные минералы, входящие в состав гранита — полевой пшат (около 60 %), кварц (около 30 %), слюдаг Это прекрасный строительный материал. Его используют для изготовления скульптур, обелисков, колонн, в качестве декоративной облицовки зданий.

Базальт — излившаяся на поверхность лава из недр Земли и застывшая как горная порода. Цвет базальта — от тёмно-серого до чёрного. В базальтах также могут встречаться включения различных минералов. Используется базальт в строительстве в качестве наполнителя для бетонов, для мощения улиц, для кладки фундамента и стен зданий, возведения плотин.

Осадочные горные породы

фигурки из песчаника, сформированные ветром и осадками. Известняк

Осадочные горные породы образуются на поверхности Земли в результате разрушения и дальнейшего осаждения и уплотнения обломков различных горных пород, остатков растений и животных. Скапливаясь в углублениях, обычно в водоёмах, уплотняясь, обезвоживаясь, изменяясь в результате различных химических процессов, осадки прев-ращаются в такие породы, как песчаники, каменный уголь, природные соли, известняки.

Песчаник — осадочная горная порода серых, красноватых, жёлтых, зелёных и коричневых оттенков. Имеет однородное, либо слоистое строение. Состоит из плотно спрессованных песчинок кварца или полевого шпата. Песчаник широко используется как декоративный камень для мощения дорожек, облицовки заборов, зданий, при строительстве дорог.

Известняк — осадочная порода. Чаще всего встречаются известняки белого и серого оттенков. Это мягкая порода, она легко царапается лезвием ножа. Существует много разновидностей известняка. Так, известняк, который образовался из раковин моллюсков, называется ракушечник или ракушняк. Если раковины имеют микроскопические размеры, образуется мягкая порода — мел.

Известняки используются в виде облицовочного камня и плит, минеральной крошки, песка, известняковой муки. Основные потребители известняка — цементная промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Метаморфические горные породы

Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения внутреннего строения магматических или осадочных пород под воздействием высоких температур и давления нагретых паров воды и углекислого газа. В результате этих процессов породы приобретают новую структуру. К метаморфическим породам относятся мрамор, кристаллические сланцы, гнейсы, кварциты.

Мрамор — зернистая метаморфическая горная порода, состоящая из крупных кристаллов минералов кварцита или доломита. Из мрамора изготавливают различные скульптуры для внутренних помещений, парков и садов. Он используется для отделки фасадов, стен и полов зданий, станций метро. В зависимости от примесей других минералов цвет мрамора бывает белым, розовым, серым, голубым.

Кристаллические сланцы — метаморфические горные породы, которые образуются при относительно низком давлении и невысоких температурах и имеют, обычно, слоистое строение. Они отличаются способностью раскалываться на ровные тонкие пластинки, обладают достаточной твёрдостью и водостойкостью. Наиболее распространёнными являются слюдяные кристаллические сланцы. Они состоят из минералов слюды и кварца. Кристаллические сланцы применяются в качестве строительного материала, огнеупорного сырья.

Кварциты — плотные зернистые породы, состоящие, в основном, из минерала кварца.

Гнейсы — широко распространённая группа метаморфических горных пород. Основными минералами гнейсов являются полевые шпаты и кварц. В небольшом количестве в гнейсах могут присутствовать такие минералы, как слюда амфибол, гранат. По химическому составу гнейсы близки к гранитам. Характерная черта гнейсов — чередование светлых и тёмных полос.

Подведём итоги

Горные породы делятся на три группы: магматические, осадочные и метаморфические. Магматические породы образуются из расплавленной магмы, находящейся в недрах нашей планеты. Наиболее распространённые магматические породы — гранит и базальт.

Осадочные породы формируются чаще всего в водной среде на поверхности Земли из осадков и обломков различных пород и остатков растений и животных. К основным осадочным породам относятся песчаник и известняк.

Метаморфические породы — это изменённые под влиянием высокой температуры и давления магматические и осадочные породы. Самые распространённые метаморфические породы — мрамор, кристаллические сланцы, гнейсы.

Минералы являются составными частями горных пород. Наиболее характерными для Байкала минералами являются различные кварцы, амазонит, слюда, апатит, диопсид, байкалит, лавровит, волластонит, гранат, шпинель, лазурит. Для точного описания минералов геологи определяют их твёрдость, цвет, вкус, запах и другие свойства.

Задания

1 Определите по внешнему виду название минералов. Дайте им краткую характеристику.

Минералы Байкала

2 Определите по внешнему виду название горных пород. Дайте им краткую характеристику.

Горные породы Байкала


Проверьте свои знания

Когда для этого стали применять стекло? Какое оно было раньше. А что собой представляли окна. .

Подробный, красивый ответ c фото, если можно ;-)




Любой проем в стене необходимо было защищать от опасностей внешнего мира и капризов природы: в южных широтах — спасаться от изнуряющей жары, в северных — от холода; кроме того, считалось, что через окна в дом проникают злые духи


Древнейшие постройки цивилизаций Средиземноморья — Египта, Греции, Римской империи — вообще не имели проемов во внешних стенах: их компенсировал внутренний дворик, который служил единственным источником света.

В древнерусских крестьянских деревянных постройках и даже городских зданиях окна были крошечные.

Самыми престижными считались слюдяные оконницы (рамы) . В крестьянских домах для той же цели использовали бычий пузырь, рыбий паюс, холст, тонкие липовые пластины, а в зимнее время — даже простой лед. Эти традиции оказались настолько сильными, что еще сто лет назад в русских деревнях можно было встретить такие окошки, где вместо стекол вставлялась бумага, налимья кожа и слюда.


На смену деревянным теремам и избам пришли каменные постройки. Но окна в них остались такие же, как и раньше. К примеру, в жилых палатах XVII века были окна в виде арочных ниш. Для лучшего освещения их делали так: проем расширялся внутрь помещения. Оконницы (рамы) делали из белого или красного железа, переплетенного сеткой в виде трех- и четырехугольников, кругов, кубов.


В середине века слюду, вставленную в оконницы, стали раскрашивать. Слюдяные оконца разрисовывали фигурками людей, зверей или птиц. Но света они по-прежнему пропускали мало, плохо защищали и от холода. Поэтому окна закрывали ставнями — глухими или со слюдой, обитыми для тепла мехом или сукном, а позднее были придуманы вторые — зимние — рамы.

К слову, оконное стекло появилось только в первом веке нашей эры. С началом массового строительства верхних этажей в Риме стекло вошло в употребление. Маленькие окна обычно закрывались целым листом стекла, в большие же вставлялись деревянные или бронзовые рамы. Однако вплоть до 18 века стекло стоило баснословно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только в очень богатых домах. Остальные довольствовались менее ценными материалами…

Самым первым зданием со стеклянными окнами стала баня в Помпеях. Размеры их составляли 0,9х1,2 м. В средние же века центром развития стекольного искусства становится Венеция.

Так, по историческим сводкам известно, что технология производства плоского стекла впервые появилась во Франции в XVII в.

обходились, вставляли бычьи пузыри, паюсные мешки осетровых рыб,
слюду и прочее
но окна были наборные, маленькие

до строительства больших стеклопрокатных машин ровное стекло было дивом и невидалью. если посмотрите на дюреровских рисунках (или в самом домике дюрера в нюрнберге) , к 15 веку в западной европе научились делать стеклянные почти прозрачные кругляши (большие шарики, раздавленные спец. прессом) и стеклить окна в такой причудливой раме вроде кольчуги.
другой вариант на ту же тему - витражи: маленькие кусочки цветного стекла оправлялись в сложную узорчатую составную раму (чаще всего свинцовую) . ввиду немыслимой даже для тех времен трудоемкости, это была большая редкость, посмотреть на которую сходились и съезжались со всей округи,


до середины 18 века ровные оконные стекла были неизвестны.

кроме того, вязкость тогдашнего стекла была ниже нынешних, и, поставленные вертикально, стекла "текли" - если сейчас посчастливится посетить какой-нибудь интерьер с несмененными окнами (видела во франции, англии, италии) , легко заметить, что стекло в нижней части сильно толще и даже иногда слегка "натекает" на раму.

слюдяное окно я видела, в архангельске - и сразу поняла, почему слюда была гос. монополией при романовых: слюдяное окно - это ОЧЕНЬ красиво, гораздо красивее и прозрачнее (!) современного ему стеклянного. впрочем, найти большую цельную пластину слюды было очень трудно (и остается)

и потому большое единое слюдяное окно было огромной редкостью. в основном, и здесь на помощь приходили составные рамы.

разумеется, и стеклянные окна, и слюдяные были дороги и потому оставались привилегией знати. в крестьянских избах оконные проемы затягивали чем-нибудь полупрозрачным: вощеной бумагой, бычьими пузырями.
Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паюсным.

Наши далекие предки, стремясь открыть доступ свету в свои убогие жилища, вставляли в крошечные окошки куски слюды. И лучи солнца иногда разбавляли вечный сумрак изб и теремов. С тех пор прошли столетия, и вот уже огромные остекленные пространства сияют в солнечном свете, порой заменяя даже стены. Современный дом без обилия естественного света уже нельзя представить (если, конечно, это не бомбоубежище или подвал для хранения скоропортящейся продукции) . Загородный дом тоже должен быть хорошо освещен, чтобы удовлетворять требованиям естественности и близости к природе. Так что без стекла не обойтись.

Однако, зайдя в специализированный магазин, рядовой домовладелец может быть сбит с толку обилием выбора стекла - технологии шагнули так далеко, что разобраться в многообразии предложений в этом сегменте рынка под силу далеко не каждому

Помню ещё со школы, что использовали бычьи пузыри, их обрабатывали золой, они становились тонкими, затем натягивали на окна. Рисунков или фото у меня нет, извините!

до изобретения стекла в ход входили деревянные дверцы, когда было жарко деоевянные дверцы закрывали, а когда было холодно они их закрывали.

ВСЕМ КТО ЛЮБИТ ОБОРОТНЕЙ И ВОЛКОВ, ПРИВЕТ И УДАЧИ!;)

Если обратиться к истории российских окон, мы увидим, что они развивались не так быстро, как окна в Европе, и были весьма своеобразны. Самым ранним видом окна в России считается узкое волоковое окошко из кожи или слюды, выпиливаемое из куска стены. Оно предназначалось для пропуска дыма и свое название получило от задвижки-волока, при помощи которой окно закрывали. Его сменило четырехугольное косящее окно, вставляемое в стенной проём. Оно состояло из двух косяков – отсюда и название. В колоду вставляли оконницу – деревянную раму, в которой были слюдяные или паюсные (сделанные из бычьего пузыря) «стёкла» , которые практически не пропускали солнечного света, но в фольклоре именовались не иначе как «хрустальными» . Стекольчатые окна появились лишь во второй половине семнадцатого века. В некоторых окнах сочетались кусочки стекла и слюды. В это же время начали делать большие окна, называемые «красными» . Они были различных форм: от совершенно круглых до окон в форме буквы «Д» . Снаружи окна закрывали ставнями, изнутри затворяли причальниками. Щели между стеной и колодой закрывали наличниками, покрытыми ритуальным орнаментом. В центре верхнего наличника обязательно рисовали солнце, справа и слева от него – богини отпугивавшие нечистую силу от дома. Наличники покрывали символами воды и земли.

Галина Галина Мыслитель (5953) Мочевой пузырь. да как у рыб, как у людей, да как у многих животных представляешь.

Читайте также: