Курашев в гравюра на линолеуме

Обновлено: 26.04.2024

Расширяем горизонты применения талантов: рассказываем про необычные техники и приёмы творческого самовыражения. Сегодня поговорим о линогравюре.

Линогравюра — это техника высокой печати, когда краска переносится на бумагу с выступающих участков печатной формы, а места, которые бумаги касаться не должны, углубляются. Линогравюра или Гравирование на линолеуме — самая молодая из основных графических техник.

Из глубины веков

Ксилография — гравюра на дереве — зародилась в Китае, по некоторым источникам, уже в VI - VII веках. Самая ранняя, из дошедших до нас китайских гравюр, датирована 868 годом. Фрагменты ксилографических книг на арабском языке, относящихся к периоду между X и XIV веками, были найдены в Египте.

Первые европейские ксилографии появились на рубеже XIV - XV веков. Историки связывают появление гравюры с началом производства бумаги в европейских странах. Самая раняя датированная ксилография относится к 1418 году. Именно в эпоху раннего Возрождения гравюра развивается как самостоятельный вид искусства и как средство массовой печати.

Линогравюра возникла на рубеже XIX - XX веков: в 1860-х годах появился линолеум как строительный материал. А после уже нашёл применение и как основа для гравюры. Одними из первых мастеров, использовавших линолеум вместо дерева, были художники-экспрессионисты немецкой группы «Мост», когда им потребовалось отпечатать плакаты большого формата и обои.

Первыми в России мастерами линогравюры стали Иван Павлов, Николай Шевердяев и Вадим Фалилеев. Примечательно, что Павлов способствовал широкому внедрению линогравюры в книжное дело.

В технике линогравюры работали даже такие великие художники как Пабло Пикассо и Анри Матисс. Пикассо фактически изобрел метод гравировки одного куска линолеума для всех цветов: наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.

Материалы и инструменты

Освоить линогравюру можно даже самостоятельно. Главное желание и правильные инструменты :)

Например, для новичков или для детского творчества продаются специальные наборы для линогравюры, в которые входит всё необходимое для создания отпечатка.

Для начала выбираем материал — можно приобрести специальный линолеум для линогравюры, а можно воспользоваться и бытовым линолеумом — однотонным и без фактуры, толщиной 3-5 мм.

Так же понадобится набор резцов , лезвие которых бывает разной формы: радиусная, плоская, коробчатая, уголковая (есть и в художественных, и в хозяйственных магазинах).

Следующий этап: выбираем краски . В продаже есть специальные краски для линогравюры , а можно взять типографскую краску, гуашь или акрил . Можно даже воспользоваться краской для текстиля и перенести изображение на ткань. Главное, чтобы краска была умеренно густая и не слишком быстро сохнущая.

Для нанесения краски на основу потребуется валик. Это может быть полиграфический вальцмассовый валик или обычный резиновый для обоев.

Материал для оттиска — бумага, картон, ткань .

Пресс — в домашних условиях это может быть валик, ложка или обыкновенная скалка. Такое точно есть дома у каждого ;)

Начинаем творить и вытворять

Если линолеум недостаточно гладкий, нужно тщательно отшлифовать.

Сначала создаётся эскиз . Необходимо хорошо продумать все детали, разобрать, где будет свет, а где тень. Это очень ответственный этап работы. За счёт штрихов, их толщины, частоты, размеров, направлений передаётся не только форма предметов, но и разница в материалах. Готовый эскиз переносится на линолеум.

Проще всего при помощи карандаша перевести рисунок на кальку, положить под кальку на линолеум копировальную бумагу и обвести рисунок карандашом. Или вообще нарисовать эскиз тушью сразу на линолеуме. Важно помнить, что изображение на линолеуме должно быть зеркальным .

Рисунок на линолеуме делается резцами различных профилей и размеров. При работе с острыми инструментами помните о технике безопасности!

Когда печатная форма готова, на неё валиком наносится краска. Важно следить за её количеством, чтобы не залить мелкие штрихи или наоборот не оставить непрокрашенные участки.

Теперь можно переносить изображение. На прокрашенную поверхность кладут лист бумаги или картона и прижимают прессом или вручную. Главное при печати — хорошо прижать печатную форму к материалу, но не переусердствовать, чтобы не смять тонкие штрихи .

Пособие для занятий в системе дополнительного образования по линогравюре. В пособии показаны основные этапы выполнения линогравюры. В иллюстративном материале использованы работы воспитанников изостудии.

Оценить 1342 0

Винниченко Оксана Николаевна.

Педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДО «Исток»

Курс «Линогравюра» предназначен для занятий в изостудиях в системе дополнительного образования.

Линогравюра- гравюра, выполненная на линолеуме; оттиск такой гравюры.

Цель и задачи курса

Цель: Знакомство с техникой выполнения оттиска.
Задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с техническими приемами выполнения высокой печати в линогравюре.

Формировать навыки последовательного ведения работы. Формировать представления о средствах выразительности печатной графики.

Воспитывающие: Воспитывать у детей трудолюбие, любовь к искусству .

Развивающие: Развивать внимание и наблюдательность, стимулировать творческое мышление, воображение, расширять кругозор учащихся.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

Подготовка по методическому обеспечению:

работы учащихся из архива студии,

методические пособия («Этапы ведения работы в технике линогравюры», «Упражнения по технике линогравюры»).

Подготовка рабочего места:

небольшой кусок оргстекла,

штихели для гравирования (остроугольные, круглые),

уголок для печатания линогравюры,

мягкая бумага для печати,

газеты или клеенка для рабочего стола,

Для учащихся:

небольшой кусок оргстекла,

штихели для гравирования (остроугольные; круглые),

мягкая бумага для печати,

газеты или клеенка для рабочего стола,

Техника безопасности при работе резцами.

При работе с резцами следует соблюдать технику безопасности. Резец держим в правой руке, левой придерживать линолеум, держа ее ниже рабочей поверхности. Чтобы в случае срыва резца не поранить руку.

Основные этапы работы:

Перенос рисунка на линолеум. Вначале делаем черно- белый эскиз на бумаге. Эскиз должен быть хорошо продуман и проработан, обязательно продумывается игра темных и светлых пятен, линий. Считается, что это самый ответственный этап работы. Здесь нужно уметь графически мыслить, переводить объемное изображение на «язык» черного и белого. Эскиз делают в размер рисунка. После того как эскиз готов, переносим рисунок на линолеум. Лучше всего рисовать шариковой ручкой. На линолеуме можно сразу заштриховать темные места. Их мы не будем вырезать. Вырезаются только белые и серые пятна, линии.

Перед началом работы следует сделать тренировку: поработать резцами, выполнив различные виды линий, точек, пятен. Обычно мы используем готовый образец линий и пятен.

После тренировки, приступаем к процессу вырезания. Готовим матрицу для печати.

Печать линогравюры. Для печати первого оттиска берем валик, масляную краску и равномерно наносим валиком масляную краску на вырезанный линолеум. Здесь важно, чтобы краска равномерно ложилась на линолеум, не было лишней краски, комочков и неровностей.

Печатаем линогравюру, потирая бумагу ложкой.

Когда оттиск отпечатан, аккуратно, поочередно приподнимаем уголки и смотрим качество печат и. Готовый оттиск снимаем от «уголка». Анализируем качество печати.

Делаем несколько оттисков. Не забывает о том, что печать будет в зеркальном отображении.

После окончания печати, валик и линолеум тщательно промываем скипидаром и протираем сухой тряпочкой.

Готовые работы воспитанников изостудии.

Костина Лиза, 10 лет. 2018.

Зайцева Дуся, 10 лет. 2018

Семенова Мария, 11 лет. 2018. 1.Оттиск на бумаге.

2. Оттиск на флизелиновой сумке.

Румянцева Лиза, 8 лет. Печать на сумке.. 2018.

1. Оттиск на флизелине. 2. Оттиск на бумаге.

Костина Лиза, 10 лет. 2018. 1. Оттиск на бумаге

2. Оттиск на печатном листе из журнала.

Зайцева Александра, 10 лет. 2018 год.

Оттиск на газете. 2. Оттиск на цветной бумаге.

Оттиск на белой бумаге

Список использованной литературы:

1. Богачкина Л. Г. - Линогравюра в школе. Л. – М., 1983 г.

2. Волович В. - Книжная и станковая графика Ирбит 1998 г.

3. Павлов И. , Маторин М. - Техника гравюры на дереве и линолеуме , 2 изд ., М ., 1952 ; В . В . Курашев , Гравюра на линолеуме , М .- Л ., 1965 г .

Гильдия

Розанова Н.Н. - Очерки по истории и технике гравюры. Тетрадь 14. Советская гравюра
Очерки по истории и технике гравюры. Заключительная четырнадцатая тетрадь сборника "Очерки по истории и технике гравюры" посвящена советской гравюре. Рассматривается ксилография 20-х и 30-х годов на примере представителя московской школы Фаворского В. Ленинградская школа представлена работами Митрохина Д., Будогоского Е. Представлены работы в технике литографии - Лебедева В., Купреянова Н., Кибрика Е., Митурича П.

Гильдия

Фаворский В.А. - Об искусстве, о книге, о гравюре
Выпуск книги приурочен к 100-летию со дня рождения В.А. Фаворского - выдающегося советского графика и живописца, мастера искусства книги. В сборник вошли статьи Фаворского, его размышления об искусстве, фрагменты его «Рассказов художника-гравера». Сборник дает представление о его теории книги. Для искусствоведов, художников книги, книговедов.

Гильдия

В.Э Христенко. Техніки авторського друку
Видання містить докладний опис технік авторського друку: офорта, літографії, деревориту, лінориту, шовкотрафаретного; основних матеріалів, інструментів та устаткування.
Як ілюстративний матеріал використано класичні твори видатних митців минулого, сучасних графіків, а також роботи студентів ХДАДМ.

Гильдия

Гильдия

Гильдия

Мастера современной гравюры и графики: Сборник материалов / Редакция Вяч. Полонского; Статьи В. Адарюкова, М. Бабенчикова, Е. Данько, К. Кузьминского, Л. Розенталя, А. Сидорова, К. Тихоновой, М. Фабриканта, А. Федорова-Давыдова. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1928.

Сергій Лейман

Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве
Практические советы по гравированию автор связывает с историей развития гравюры и даёт сведения об искусстве деревянной гравюры.Подробно описаны материалы, инструменты, техника гравирования и художественные средства и приёмы на примерах знаменитых мастеров.
Продольная гравюра.
Торцовая гравюра.
Краткие сведения по гравюре на линолеуме.

Сергій Лейман

Чаянов А.В. Старая западная гравюра. Краткое руководство для музейной работы

Ученый-аграрник А.В. Чаянов был не только экономистом, но и историком и искусствоведом. Написанная им работа по западно-европейской гравюре содержит ее историю и разновидность техники исполнения. Перечислены национальные школы гравюры: итальянские, немецкие, французские и др. Также Чаянов дает советы по технике коллекционирования гравюры.
Книга написана кратко и ясно. Здесь даны ответы на все главные вопросы, интересные для собирателей и музейных работников, приступающих к изучению гравюры.
Содержание:
Предисловие.
Введение.
Техника гравюры и ее краткая история.
Морфология гравюры.
Школы и мастера гравюры. Италия, Германия, Фландрия, Голландия, Франция и Англия.
Библиография. Музеи. Экспертизы.
Рынок и цены. Методы собирательства.
Техника коллекционирования гравюры.
Заключение.
Перечень иллюстраций.
Монограммы граверов XV, XVI и XVII веков Некоторые водные знаки бумаг XV и XVI века
Алфавитный указатель граверов

Сергій Лейман

Кравченко А.И. Ex libris Алексея Кравченко. Гравюры на дереве
Ex libris. Книжные знаки и проекты к ним, гравированные на дереве Алексеем Кравченко. Стихотворения к ним К.С. Кравченко. — М.: Книгопечатник, 1922. — 9 с.
Алексей Ильич Кравченко (1889-1940) - русский, советский художник, живописец, график, иллюстратор, стиль которого можно охарактеризовать как "романтический модернизм".
Брошюра с оригинальными ксилографиями и с приложением стихотворения «Посвящение книге», изданная московским издательством «Книгопечатник» в 1922 году тиражом 500 экз.

Сергій Лейман

Коллектив авторов. Очерки по истории и технике гравюры
Гравюрой, или Эстампом, называется оттиск художественного изображения на бумаге (в редких случаях на ткани) с «доски» из дерева, металла, линолеума или камня, на которой это изображение тем или иным способом было ранее вырезано (выгравировано) или вытравлено. В более широком смысле слова гравировать — значит, именно, вырезать на гладкой поверхности твердого материала текст или рисунок, но только оттиск последнего на бумаге, получаемый при помощи наката краски на выгравированную доску, носит название гравюры. От механической, штампованной гравировки по металлу стандартных надписей подлинную гравюру отличает то, что она представляет собой художественное изображение, творческий акт художника, а от свободного рисунка, исполненного непосредственно на бумаге, — то, что она спечатана и, следовательно, многократно (впрочем, до известного предела) повторима.
В книге дается подробная классификация гравюр, приводятся примеры этого вида изобразительного искусства. Она может служить путеводителем по Гравюрному кабинету Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Сергій Лейман

Сергій Лейман

1.Книжная графика Эдмунда Дюлака и проблема ориентализма в британской ил- люстрации первой четверти XX века
Всеобщее увлечение в художественной среде Европы на рубеже XIX–XX веков искусством Востока, проявившееся в коллекционировании различных предметов искусства, начиная с иранской миниатюры и заканчивая японской гравюрой, привело к появлению целого ряда художников, чье творчество было окрашено стилистикой и эстетикой ориентализма. В этих условиях в Лондоне крупные издательства, ежегодно выпускавшие роскошные подарочные книги под Рождество, стремясь подстроиться под массовый ажиотаж вокруг искусства Востока, стали приглашать молодых и перспективных графиков иллюстрировать данные издания. В числе таких художников, активно сотрудничавших с подобными издательствами, был и выдающийся франко-английский иллюстратор Эдмунд Дюлак (1882–1953). Статья раскрывает одну из ключевых сторон деятельности данного иллюстратора. На основе материалов творчества Дюлака рассматриваются попытки художника передать тематическое и стилистическое своеобразие искусства Востока в контексте актуальной для него среды мастеров книжной иллюстрации эдвардианской эпохи и второго десятилетия XX века.
2.ИЗВЕСТИЯ О ПОПЫТКАХ ВВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНОГО ДЕЛА ПРИ ИВАНЕ III И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
Специфика научных исследований, выполняемых музейными сотрудниками, еще не является полностью изученной темой. Примером, иллюстрирующим некоторые характерные черты подобных исследований, может служить представленная в статье рукопись эрмитажного хранителя Е. Г. Лисенкова «Методы преподавания гравюры в Академии Художеств во времена И. С. Клаубера» (1936 г.). Работа Лисенкова посвящена одному из наименее изученных вопросов в истории Петербургской Академии Художеств: преподаванию гравирования в конце XVIII – начале XIX вв. Лисенков был приглашен для выполнения этого исследования в середине 1930-х гг., т.е. в период, когда в Академии, пережившей в послереволюционные годы многократные реорганизации, почти не оставалось собственных научных кадров. Опытный музейный хранитель, Лисенков выполняет порученное научное исследование для практических нужд учебного учреждения. Опираясь на десятки просмотренных архивных дел и собственные обширные знания истории графики, он скрупулезно исследует организацию преподавания и методы гравирования, которым обучали за полтора столетия до этого в Академии Художеств. Остаются актуальными методы его исследования: тщательный анализ произведений искусства, техники их создания, значения этих произведений в контексте истории искусства рассматриваемого периода, беспристрастный взгляд на творчество мастера и внимание к конкретным обстоятельствам его жизни. Эти методы и огромная профессиональная эрудиция позволили исследователю выполнить работу, не потерявшую актуальности и в настоящее время.
3.Методы обучения гравированию в Петербургской Академии худо-жеств на рубеже XVIII – XIX вв. : неизвестная рукопись Е. Г. Лисенкова
Специфика научных исследований, выполняемых музейными сотрудниками, еще не является полностью изученной темой. Примером, иллюстрирующим некоторые характерные черты подобных исследований, может служить представленная в статье рукопись эрмитажного хранителя Е. Г. Лисенкова «Методы преподавания гравюры в Академии Художеств во времена И. С. Клаубера» (1936 г.). Работа Лисенкова посвящена одному из наименее изученных вопросов в истории Петербургской Академии Художеств: преподаванию гравирования в конце XVIII – начале XIX вв. Лисенков был приглашен для выполнения этого исследования в середине 1930-х гг., т.е. в период, когда в Академии, пережившей в послереволюционные годы многократные реорганизации, почти не оставалось собственных научных кадров. Опытный музейный хранитель, Лисенков выполняет порученное научное исследование для практических нужд учебного учреждения. Опираясь на десятки просмотренных архивных дел и собственные обширные знания истории графики, он скрупулезно исследует организацию преподавания и методы гравирования, которым обучали за полтора столетия до этого в Академии Художеств.

Арсений Говорухин

Что делать, если нет: специального линолеума (А4 - 470 р.), специальной краски (Краски"Аква-линоль" из Нерхау - 438 р.), нормального валика (Резиновый валик №8 (20 см) - 587 .), штихелей (Набор штихелей для линогравюры Pfeil LS D - 6шт - 5108 р.) и пресса (Пресс для гравюр ручной 20 х 25 см - 9494 р.)?

Вот что у меня было:

обрезки линолеума отдали в школе (коммерческий без "шерсти" снизу 2 и 3 мм, на лицевой стороне рельеф - ничего - перевернем) - 0р.

краски:
тушь канцелярская черная "Гамма" - 27 р. - не подошла :( при подсыхании на линолеуме становиться липкой, впитывает свежие слои, замучался)

краска штемпельная черная "Horse" - 26 р. - подошла :) наносил губкой

валик для прикатки обоев - 107 р. - резиновое покрытие - "проваливается" в фон - подходит только, если не давить

губка для мытья посуды - от 30 р.

бумага:
1) из старого альбома для черчения - подошла
2) ватман 5р - лист А3 - не подошел (не тянул тушь в себя)
3) скорлупа 6 р - лист А3 - не подошла (не тянула тушь в себя)
4) крафт 6 р - лист - брал краску, но ходил волной при прикатке - не подошел
5) тоненькая офисная А3 - :) - подошла (хорошо прилипала к печатной форме и отлипала, впитывала штемпельную краску, короче, молодец!)

резцы по дереву китайские (набор - 180 р.) и старые русские (мама дарила)

лента для шлифмашины зерно - 180 (145 р.)

Опыты показали, что лучший результат при отсутствии денег можно получить примерно за 0-400 р.
потребуется:
1) линолеум - найти
2) резцы - от 180 р.
3) бумага тонкая, чтобы лекго принимала краску - 65 г/м. кв. (писчая) - 80 г/м. кв. (офисная) ) - от 119 р. пачка
4) шкурка с зерном до 180 - от 15 р. лист (если не шкурить, то краска на поверхности будет скатываться в капли, оставляя белые места)
5) обычная ручка или фломастер для нанесения рисунка - наверно, найдется
6) губка для мытья посуды (я отрезаю маленькие бруски - так удобнее) - от 20 р.
7) инструмент для прикатывания (прикатывать можно ровной скалкой, бутылкой), я прикатывал обрезком черенка от лопаты (не очень подходит из-за неровностей)

Арсений Говорухин

12 советов для тех, кто интересуется бюджетной линогравюрой:

1. Если край или угол линолеума выгнут, загнут и т.п., то не стоит создавать изображение на этих местах - кривизна никуда не уйдет - потом замучаетесь. Следовательно, используйте только ровный линолеум.

2. Если не шкурить, краска будет скатываться в капли. Шкурьте! До или после того как убрали фон - не важно. На ошкуренную поверхность линолеума краска ложиться лучше и ровнее.

3. Используйте тушь (гамма канцелярская) с осторожностью. Несколько слоев туши превращаются в клей - можно клеить - проверено. Лучше использовать штемпельную краску.

3. Нанося краску губкой или тампоном можно окрасить фон. Лучше пользоваться валиком.

4. Если пользуетесь мягким обрезиненым валиком для прикатки обоев, то давить нельзя - прокрасите фон. Таким валиком можно катать только легко. Собственного веса валика вполне достаточно для переноса краски на печатную форму.

5. Прикатывать бумагу к печатной форме валиком или скалкой можно один, максимум два раза, иначе возникает риск смещения бумаги (получится двоящееся изображение). Гораздо проще и удобнее положить линолеум на пол, сверху бумагу, сверху пластину (например двп) и пошагать на месте.

6. Толстая бумага (толще 80/м3) хуже впитывает краску. Проще использовать 65 (писчая, офсетная) или 80 (офисная).

7. Валик для прикатки обоев можно ошкурить, чтоб краска распределялась равномернее.

8. При оформлении работ в паспарту лучше использовать скотч, двойной скотч и клей-карандаш (не жидкий (выгнет бумагу) и не засохший (комки создадут бугорки). Клей ПВА можно использовать только густой и осторожно, так как он содержит воду, которая может легко выгнуть бумагу или картон.

9. Штемпельная краска (Horse, например) хорошо переходит на бмагу.

10. Используйте острые резцы и штихеля - тупые будут лохматить края срезов.

Как-то купила в букинистическом магазине старую и редкую книгу.

Я думаю, есть люди, которым интересно искусство гравюры по дереву и гравюры по линолеуму. Графика в этих техниках традиционная, сложная и очень выразительная. Сейчас, наверное, мало художников, которые владеют этими видами искусства. Тем ценнее литература, рассказывающая о них, сохраняющая секреты технологии и мастерства.

Книга Ивана Павлова и М. В. Маторина "Техника гравирования на дереве и линолеуме".

Под редакцией М. П. Сокольникова. Государственное издательство "Искусство", Москва, Ленинград, 1938 год.

Эта книга уникальная. Тираж был 5000 экз., и это 1938 год!

Она отличается простотой и подробностью изложения, замечательным полиграфическим исполнением, прекрасными многочисленными примерами и репродукциями. Имеется даже цветная вкладка с изображением досок для многоцветной гравюры.

Авторы книги - выдающиеся советские мастера гравюры.

Содержание книги:

Краткий очерк развития граверного искусства

Техника гравирования . Материалы для гравирования.

Инструменты для гравирования. Перевод рисунка на доску.

Первый опыты гравирования.

Гравирование на дереве.

Гравирование с натуры.

Гравирование на линолеуме.

Краткие сведения по обрезной гравюре.

Анализ техники мастеров гравюры.

Вот одна из первых иллюстраций, показывающая исторический интерьер гравёрной мастерской.

Вот ещё два разворота из книги с красивейшими примерами произведений.

Приведу отрывок из книги.

«Среди различных видов изобразительного искусства гравюра издавна занимает почетное место как самый демократичный, самый массовый вид художественного творчества. Создать гравюру — значит дать возможность одновременной жизни художественному графическому произведению в массе подлинных его копий, то есть, иными словами, дать большое количество одноименных произведений совершенно одинаковой качественной значимости.

Гравюра уже давно прочно вошла в историю искусства, тесно переплетаясь с историей книгопечатания, полиграфией и издательским делом. Однако самый термин «гравюра» имеет обычно расширительное толкование, и мы должны объяснить ero, прежде чем начать говорить о роль этого вида искусства.

Гравирование — искусство вырезания рисунков на деревянных или металлических досках От слова «гравировать» произошла и понятие гравюра, которое имеет двоякий смысл. Гравюра есть доска, металл или камень, в котором вырезано изображение рисунка для отпечатания; но гравюрой также называется и оттиск на бумаге (или ином материале) подобной доски, металла или камня. Когда мы говорим о призведении того или иного мастера, сделанном способами гравирования, мы такое произведение также называем гравюрой. Различают гравюру выпуклую и углублённую. При печатании с выпуклой гравюры краской покрывается рельефная часть, которая и дает отпечаток. В углублённой гравюре краска заполняет выемки (углубленные места) и счищается с рельефа; печать с таких гравюр передает лишь линии и тон глубины материала, а не его поверхность. Для углублённой гравюры основным материалом является медь, почему она называется также гравюрой на меди. »

Цветные вкладки в книге воспроизводят последовательность печатания гравюры с нескольких цветных досок.

Читайте также: