Краны манипуляторы установленные на фундаменте

Обновлено: 17.05.2024

-->Грузоподъемные механизмы (далее – ГПМ, ПС), перечисленные в п. 3 федеральных норм и правил «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения», подлежат учету в органах Ростехнадзора. Исключения составляют ГПМ, указанные в п. 148 ФНП.

1. Постановка на учет в качестве технических устройств.

Согласно п. 146 ФНП по ПС, регистрации подлежат только те ОПО, на которых используются ГПМ, подлежащие учету в Ростехнадзора как технические устройства.

Какие ГПМ подлежат учету в Ростехнадзоре

Нужно ли вам регистрировать ГПМ? Ответ на этот вопрос можно найти самостоятельно. Следует изучить п. 3-4 и п. 148 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533).

Ниже в таблице дан перечень основных типов ГПМ и указана необходимость их регистрации в Ростехнадзоре.

  • краны, применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике;
  • краны, применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность;
  • краны с ручным приводом;
  • краны, установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
  • краны, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием;
  • краны для подъема створов (затворов) плотин без осуществления зацепления их крюками;
  • краны-манипуляторы, используемые в технологических процессах.

Как зарегистрировать ГПМ в Ростехнадзоре

Постановка ГПМ на учет в качестве технического устройства

  • Реквизиты владельца ГПМ.
  • Сведения из паспорта ГПМ (зав. №, г/п, тип, марка, изготовитель, дата изготовления и т.д.).
  • Сведения об назначении 3-х ответственных специалистов (с реквизитами протоколов об аттестации по промышленной безопасности).
  • Сведения о наличии ППК.
  • Реквизиты полиса обязательного страхования ОПО и т.д.

3. Оригинал паспорта ГПМ (по требованию Ростехнадзора).

4. Сертификат соответствия на ГПМ (по требованию Ростехнадзора).

5. Копии протоколов аттестации специалистов по промышленной безопасности (по требованию Ростехнадзора).

6. Копия полиса обязательного страхования ОПО (по требованию Ростехнадзора).

7. Юридические документы компании-заявителя (по требованию Ростехнадзора).

Специалист Ростехнадзора в течении 14 дней проверяет указанный выше пакет документов на комплектность, достоверность, правильность оформления и соответствие действующему законодательству в области промышленной безопасности.

По итогам проверки принимается решения о постановке ГПМ на учет либо о возврате документов с замечаниями. При положительном решении ГПМ получает уникальный, состоящий только из цифр, регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО). Регистрационный номер не имеет срока действия. Он сопровождает ГПМ в течение всего периода его эксплуатации одной организацией.

Если владелец ГПМ меняется, то новая эксплуатирующая организация должна регистрировать его на себя, в том числе заново ставить на учет. При этом ГПМ присваивается новый регистрационный номер.

  • при утилизации;
  • при передаче другому владельцу;
  • при переводе в разряд не подлежащих учету.

Второй частью процедуры является регистрация ГПМ как опасного производственного объекта (ОПО) с присвоением IV класса опасности. О том, что для объектов с ГПМ нужна регистрация ОПО, говорят Приложения №1 и №2 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ.

Организация, эксплуатирующая (именно эксплуатирующая) ГПМ, подает в Ростехнадзор пакет следующих документов:

1. Заявление по форме Приложения № 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (можно скачать на сайт территориального управления ФСЭТАН).

2. Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), по форме Приложения № 4 Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (можно скачать на сайт территориального управления ФСЭТАН).

3. Копии документов, подтверждающих право владения ОПО (договор купли-продажи, аренды, лизинга и т.д.).

4. Копия полиса на обязательное страхование ОПО (по требованию Ростехнадзора).

5. Паспорт ГПМ (по требованию Ростехнадзора).

6. Юридические документы заявителя (по требованию Ростехнадзора).

  • Свидетельство о регистрации ОПО.
  • Согласованные Ростехнадзором Сведения, характеризующие ОПО.

1. Положение о производственном контроле (ППК).

2. Положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ).

3. Полис обязательного страхования ОПО.

4. Проекты производства работ (ППР) и технологические карты (ТК).

5. Протоколы аттестации руководителей и специалистов в области промышленной безопасности (А.1 + Б.9.31 или Б.9.32 и т.д.).

6. Должностные инструкции и приказы о назначении:

- ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;

- ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;

- ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

7. Производственные инструкции и приказы о назначении (приказы о допуске к самостоятельной работе) крановщика (оператора), стропальщика и других рабочих ОПО.

Остались вопросы?

Ростехнадзором получено обращение с просьбой разъяснить следующий вопрос: предприятием приобретен кран-манипулятор грузоподъемностью 1,83 т и грузовым моментом 3,29 т*м. Подлежит ли кран-манипулятор учету в территориальном органе Ростехнадзора?

Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора подготовлен следующий ответ.

В соответствии с требованиями » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» если не выполняется хотя бы одно из требований к кранам-манипуляторам, указанным в пункте 148, то такой кран-манипулятор подлежит учету в органах Ростехнадзора, в том числе подлежат учету и краны-манипуляторы грузоподъемностью от 1 тонны и более.

Вопрос:

Подлежит ли снятию с учета в Ростехнадзоре кран-манипулятор, если ему снизили грузоподъемность до 1 т путем настройки ограничителя грузового момента?

Ответ: Для снятия крана-манипулятора с учета в органах Ростехнадзора необходимо провести его реконструкцию, в результате которой будет снижена грузоподъемность и грузовой момент.

Согласно приложению 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, реконструкция – изменение конструкции подъемного сооружения (далее – ПС) или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование ПС для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.

Регулировка ограничителя грузового момента для снижения грузоподъемности не является реконструкцией ПС, а, следовательно, после снижения грузоподъемности ПС путем настройки ограничителя грузового момента такое ПС не подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора.

Вопрос от 10.05.2017г:

Разъясните, пожалуйста, необходимо ли ставить на учет кран-манипулятор (автомобильный гидравлический) грузоподъемностью 7 т.?

Ответ: В соответствии со ст. 2 и п. 3 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» площадки, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры, относятся к категории опасных производственных объектов (далее - ОПО) и, соответственно, подпадают под действие вышеуказанного федерального закона, в котором определены требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты.

В соответствии с п. 147 ФНП перед пуском в работу краны-манипуляторы подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, за исключением кранов-манипуляторов, перечисленных в подпункте з) п. 147 ФНП, а именно: кранов-манипуляторов, установленных на фундаменте, и кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т-м включительно.

Таким образом, указанный в Вашем обращении кран-манипулятор грузоподъемностью 7 т на автомобильном шасси подлежит учету в органах Ростехнадзора.

Вопрос:

Распространяется ли действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» на автоэвакуаторы?

Ответ: В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), требования настоящих ФНП не распространяется на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются эвакуаторы автомобилей. Вместе с тем, ФНП по ПС были разработаны, в том числе, на основе и взамен ранее действовавших «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов» ПБ 10-257-98, подпунктом «г» пункта 1.4 которых было установлено, что настоящие Правила не распространяются на краны-манипуляторы, предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием.

Аналогичное требование установлено в подпункте «е» пункта 4 ФНП по ПС: «требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием».

Однако, в связи с многочисленными запросами в отношении специализированных кранов-манипуляторов, изготовленных в исполнении, исключающим применение съемных грузозахватных приспособлений и предназначенных только для эвакуации автомобилей, а также различным толкованием понятия «навесное оборудование» было принято решение в подпункт «в» пункта 4 ФНП по ПС внести соответствующее уточнение.

На основании изложенного, требования ФНП по ПС не распространяются только на эвакуаторы автомобилей, удовлетворяющие требованиям подпункта «е» пункта 4 ФНП по ПС, а именно: предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений. Также в этом случае изготовителем (представителем изготовителя, уполномоченным лицом) в сопроводительной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат, декларация и т.д.) должно быть указано наименование технического устройства «эвакуатор автомобилей».

Вопрос от 11.05.2017г:

Автотранспортное предприятие приобрело в собственность 2 автомобиля марки «КАМАЗ» с кранами – манипуляторами. Необходима ли регистрация опасного производственного объекта, если крановые установки не стационарные.

Согласно пункту 146 ФНП регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются краны-манипуляторы (за исключением кранов - манипуляторов грузоподъемностью до 1тонны. и с грузовым моментом до 4тоннометра включительно), подлежащие учету в органах Ростехнадзора, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре ОПО.

ОПО в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116- ФЗ, являются предприятия, их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в пункте 3 приложения 1 к № 116-ФЗ, где сказано, что к категориям ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Стационарно установленными грузоподъемными механизмами являются: грузозахватный орган крана-манипулятора, стрела крана-манипулятора и грузовая лебедка крана-манипулятора.

Вопрос от 24.03.2018:

Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?

Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.

Вопрос от 21.06.2019:

Согласно п.п. "к" п. 4 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", данные ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются манипуляторы, используемые в технологических процессах. Практически все краны-манипуляторы участвуют в технологическом процессе по погрузке, разгрузке и перемещению грузов. В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, какие именно технологические процессы подразумеваются данным подпунктом.

Ответ: В связи с Вашим обращением, поступившим по информационным системам общего пользования 21.06.2019, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что в п. 4 «к» » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, указаны «манипуляторы», а не «краны-манипуляторы».

Вопрос от 05.07.2019:

Предприятием приобретён новый кран-манипулятор (далее – ПС) на заводе-изготовителе, который провёл его полное техническое освидетельствование, и поставлен на учёт в органах Ростехнадзора. Необходимо ли разъяснение о проведении технического освидетельствования ПС специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, перед пуском в работу?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Пунктом 168 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), установлено, что ПС, перечисленные в пункте 3 ФНП по ПС, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объём работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно ФНП по ПС.

В соответствии с п. 171 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Согласно п. 193 ФНП по ПС результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.

Записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям ФНП по ПС, находится в работоспособном состоянии и выдержал испытания.

Вопрос от 12.09.2019:

Возможна ли эксплуатация крана-манипулятора как вышки для подъема людей, если в паспорте завода изготовителя прописано, что эксплуатация разрешена?

Ответ: Межрегиональный отдел государственного горного надзора, надзора за объектами металлургической промышленности, подъемными сооружениями и котлонадзора разъясняет, что, в соответствии с » пунктом 23 «к» ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533, организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая опасные производственные объекты с применением подъемных сооружений, должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии подъемных сооружений и не допускать транспортировку кранами работников, кроме случаев, указанных в пунктах 239-251 ФНП.

Также пунктом 239 ФНП разъясняется, что подъем и транспортировка людей с применением подъемных сооружений, в паспорте которых отсутствует разрешение на транспортировку людей, разрешена в случаях, указанных в вышеуказанном пункте.

Вопрос от 05.12.2019:

Нашей организацией приобретен седельный тягач с краноманипуляторной установкой. Заводом изготовителем, к данному техническому устройству, представлен паспорт с сертификатом соответствия выданным на основании Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 « О безопасности колесных транспортных средств». Отдельно нам передан паспорт на крано-манипуляторную установку, смонтированную на седельный тягач, с сертификатом соответствия, выданным на основании Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Являются ли данные документы подтверждением соответствия требований к техническим устройствам применяемым на опасных производственных объектах, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с п.5 Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» действие настоящего технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, в том числе применяемые на опасных производственных объектах. При этом Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» не учитывает требования промышленной безопасности на транспортные средства.

п.5 ФНП установлено, что подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента ТР ТС 018/2011, осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» определено, что сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Учитывая вышеизложенное кран-манипулятор должен иметь один паспорт изготовленный заводом изготовителем после оборудования транспортного средства подъемным механизмом. Подтверждение соответствие объекта (крана-манипулятора) требования ТР ТС должно проводиться на основании требований промышленной безопасности установленных в ТР ТС 010/2011, с учетом требований ТР ТС 018/2011 и оформлением одного сертификата соответствия.


Как и любое технически сложное устройство, кран-манипулятор требует повышенного внимания и должен эксплуатироваться с неукоснительным соблюдением требований нормативного законодательства.

И при покупке крана-манипулятора, и при его эксплуатации, и при заказе аренды часто возникают вопросы правового характера, ответы на которые невозможно найти в технической документации. Источник абсолютно верной информации один – Ростехнадзор.

На этой странице мы подобрали наиболее часто задаваемые вопросы о кранах-манипуляторах.

Ответы специалистов Ростехнадзора на вопросы о манипуляторах

Вопрос

Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?

Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.

Вопрос:

Распространяется ли действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» на автоэвакуаторы?

Ответ: В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), требования настоящих ФНП не распространяется на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются эвакуаторы автомобилей.

Однако, в связи с многочисленными запросами в отношении специализированных кранов-манипуляторов, изготовленных в исполнении, исключающим применение съемных грузозахватных приспособлений и предназначенных только для эвакуации автомобилей, а также различным толкованием понятия «навесное оборудование» было принято решение в подпункт «в» пункта 4 ФНП по ПС внести соответствующее уточнение.

На основании изложенного, требования ФНП по ПС не распространяются только на эвакуаторы автомобилей, удовлетворяющие требованиям подпункта «е» пункта 4 ФНП по ПС, а именно: предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений. Также в этом случае изготовителем (представителем изготовителя, уполномоченным лицом) в сопроводительной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат, декларация и т.д.) должно быть указано наименование технического устройства «эвакуатор автомобилей».

Вопрос

Разъясните, пожалуйста, необходимо ли ставить на учет кран-манипулятор (автомобильный гидравлический) грузоподъемностью 7 т.?

Ответ: Требования безопасности к опасным производственным объектам, в составе которых находятся в эксплуатации подъемные сооружения, определены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее – ФНП).

В соответствии с п. 147 ФНП перед пуском в работу краны-манипуляторы подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, за исключением кранов-манипуляторов, перечисленных в подпункте з) п. 147 ФНП, а именно: кранов-манипуляторов, установленных на фундаменте, и кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т-м включительно.

Таким образом, указанный в Вашем обращении кран-манипулятор грузоподъемностью 7 т на автомобильном шасси подлежит учету в органах Ростехнадзора.

Вопрос:

Подлежит ли снятию с учета в Ростехнадзоре кран-манипулятор, если ему снизили грузоподъемность до 1 т путем настройки ограничителя грузового момента?

Ответ: Для снятия крана-манипулятора с учета в органах Ростехнадзора необходимо провести его реконструкцию, в результате которой будет снижена грузоподъемность и грузовой момент.

Регулировка ограничителя грузового момента для снижения грузоподъемности не является реконструкцией ПС, а, следовательно, после снижения грузоподъемности ПС путем настройки ограничителя грузового момента такое ПС не подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора.

Вопрос:

Предприятием приобретен кран-манипулятор грузоподъемностью 1,83 т и грузовым моментом 3,29 т*м. Подлежит ли кран-манипулятор учету в территориальном органе Ростехнадзора?

Ответ:

В соответствии с требованиями Федеральных нормам и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», если не выполняется хотя бы одно из требований к кранам-манипуляторам, указанным в пункте 148, то такой кран-манипулятор подлежит учету в органах Ростехнадзора, в том числе подлежат учету и краны-манипуляторы грузоподъемностью от 1 тонны и более.

Вопрос:

Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?

Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.

Вопрос: Согласно действующим требованиям промышленной безопасности можно ли назначать в качестве специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС (подъемных сооружений) бригадиров?

Ответ: Действующими на территории Российской Федерации Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее – ФНП по ПС), не предусмотрено назначение бригадиров в качестве специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС (пункт 23 «ж» ФНП по ПС).

Вопрос: Прошу разъяснить порядок аттестации и получения удостоверения персонала, связанного с эксплуатацией подъемных сооружений (крановщиков, стропальщиков и т. д.). Требуется ли участие инспектора Ростехнадзора в аттестации такого персонала.

Ответ: Лицам, прошедшим обучение и успешно сдавшим в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на объекте, кроме свидетельства выдается соответствующее удостоверение для допуска к этим работам. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение.
В состав квалификационной комиссии по согласованию включаются представители территориального органа Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору.

При этом требований по участию представителя Ростехнадзора в первичной аттестации обслуживающего персонала (крановщиков, стропальщиков и др.) Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» не установлено.

На основании изложенного участие представителя Ростехнадзора в аттестации обслуживающего персонала не требуется.

Вопрос: Прошу разъяснить порядок продления срока службы ПС не подлежащих учету?»

Ответ: «Эксплуатация ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, осуществляется в соответствии с требованиями, действующего на территории Российской Федерации технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 000 и требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

Пунктом 168 ФНП по ПС определено, что объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяется руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС.

Продление срока службы ПС, не подлежащего учету осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС (техническое диагностирование, техническое освидетельствование, грузовые испытания и т. п.).

Вопрос: Необходимо ли переоформлять удостоверения по промышленной безопасности, выданные Ростехнадзором, (проходить переаттестацию) при переходе на работу из одной организации в другую?

Ответ: Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Таким образом, при переводе или переходе на работу в другую организацию переаттестация по действующим областям аттестации не требуется. Выданные ранее документы об аттестации действительны до конца указанного в них срока.

Вопрос:

Организация выделяет для выполнения строительно-монтажных работ грузоподъемные краны другим организациям, предварительно заключив с ними договор. Несет ли она ответственность за нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, если краны используют на объектах в других организациях?

Ответ. Действующим законодательством предусмотрена передача опасного производственного объекта в аренду с последующей регистрацией в государственном реестре ОПО арендатором, при этом у арендатора должны быть назначены ответственные специалисты, в соответствии с требованиями ФНП по ПС. Грузоподъемные краны могут направляться для выполнения работ в другие организации при наличии у организации, выделившей кран для производства работ, специалистов и обслуживающего персонала. Согласно пункту 125 ФНП по ПС в редакции приказа № 146 эксплуатирующая организация должна определить порядок выделения и направления самоходных ПС на объекты согласно заявкам сторонних организаций. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ.

Вопрос:

Автотранспортное предприятие приобрело в собственность 2 автомобиля марки «КАМАЗ» с кранами – манипуляторами. Необходима ли регистрация опасного производственного объекта, если крановые установки не стационарные.

Ответ: Согласно пункту 146 ФНП регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются краны-манипуляторы (за исключением кранов — манипуляторов грузоподъемностью до 1тонны. и с грузовым моментом до 4тоннометра включительно), подлежащие учету в органах Ростехнадзора, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре ОПО.

ОПО в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116- ФЗ. являются предприятия, их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в пункте 3 приложения 1 к № 116-ФЗ, где сказано, что к категориям ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Стационарно установленными грузоподъемными механизмами являются: грузозахватный орган крана-манипулятора, стрела крана-манипулятора и грузовая лебедка крана-манипулятора.

Подведем итог:

Если у вас возникают сложные вопросы о порядке эксплуатации крана-манипулятора, или недоразумения правового характера, не стоит искать ответ у «бывалых» манипуляторщиков и в интернете. За разъяснениями следует обращаться в Ростехнадзор – вот тогда вы будете уверены, что поступили абсолютно правильно и не нарушили ни один законодательный акт.

Выбрать подходящий манипулятор поможет менеджер.

Постарайтесь дать полную информацию о параметрах груза и условиях работы.

Нужно ли регистрировать манипулятор в Ростехнадзоре

Кран-манипулятор – разновидность крана стрелкового типа, служащая для проведения строительных работ, транспортировки грузов, проведения демонтажно-монтажных работ. Конструкция крана-манипулятора состоит из краноманипулятрной установки (КМУ), монтируемой на транспортное средство либо на фундамент. Грузоподъемность КМУ составляет от 100 кг до 30 тонн.


Какие манипуляторы не подлежат регистрации

Площадки, где используются подъемных механизмы и сооружения, относятся к объектам повышенной опасности. Правила эксплуатации КМУ на таких площадках регламентируются ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Согласно п. 147 ФНП, не нуждаются в регистрации следующие типы крановой техники:

  • Манипуляторы, эксплуатируемые с установкой на фундамент.
  • Краны, грузоподъемность которых составляет до 1 тонны включительно, а также краны, чей грузовой момент не превышает 4 тоннометров.
  • Манипуляторы, используемые в учебных целях.

Управлять краном-манипулятором могут только лица, имеющие удостоверение категории С. Если установка смонтирована на автомобиле с прицепом, водителю потребуется удостоверение категории E.

Что нужно для прохождения регистрационной процедуры

Если кран-манипулятор попадает в категорию техники, нуждающейся в регистрации, для постановки его на учет необходимо:

  • Первичное решение о допуске в работу. Решение выдается по результатам рассмотрения пакета документов, технического освидетельствования КМУ и заключения специализированной комиссии.
  • После получения решения, потребуется подать пакет необходимых документов в органы РосТехНадзора. В случае одобрения, манипулятору выдается технический паспорт и присваивается определенный номер, вносимый в общую базу.

Регистрировать такую технику имеют право только ИП или юридические лица.

Постановка на учет крана манипулятора в Ростехнадзоре, регистрация КМУ


Стоимость услуг по регистраци КМУ в Ростехнадзоре — от 20000 рублей

КМУ является опасным производственным объектом. Их эксплуатация и техническое обслуживание строго регламентировано законом. Во избежание негативных последствий для владельца манипулятора, устройство необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре, а также обеспечить квалифицированным штатом и нормативной документацией.

Зачем ставить на учет КМУ в Ростехнадзоре

Основы организации деятельности и обеспечения безопасности на объектах, где используются крано-манипуляторные установки, регламентированы Федеральным законом «О промышленной безопасности на опасных производственных объектов» №116 от 21.07.1997 г.

Порядок и правила эксплуатация КМУ более подробно установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. №533.

Согласно действующему законодательству, все технические устройства, имеющие грузозахватный орган, стрелу, а также лебедку, стационарно установленные на колесном или гусеничном шасси, независимо от устройства механизма, будь то гидравлика или тросовая система, относятся к устройствам повышенной опасности и подлежат государственной регистрации в реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора.

Исключениями (не подлежат регистрации в Ростехнадзоре) являются следующие виды КМУ:

  1. Кму, устанавливаемые на фундаменте;
  2. Кму, предназначенные для учебных целей;
  3. Кму, грузоподъемностью до 1 тонны, с грузовым моментом до 4 тонн включительно;
  4. Кму, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных механизмов (эвакуаторы автомобилей).

Учитывая столь короткий список исключений, можно сделать вывод, что практически все КМУ, предназначенные для выполнения своих основных функций, связанных с погрузкой и разгрузкой, транспортировкой и подачей груза, подлежат регистрации в органах Ростехнадзора в качестве опасного производственного объекта.

Стоит отметить, что регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора будет недостаточно, т. к. в этих случаях осуществляется государственная регистрация шасси, на котором установлена КМУ, а не самой установки.

Многие владельцы, эксплуатирующие организации и предприниматели, ошибочно предполагают, что законно «обходят» требования об обязательной регистрации манипулятора в Ростехнадзоре путем настройки ограничителя грузового момента, снижая при этом грузоподъемность до 1 тонны. Снизить грузоподъемность возможно только в случаях реконструкции подъемного сооружения, регулировка ограничителя таковой процедурой не является.

Несоблюдение, а также игнорирование правил государственной регистрации и эксплуатации КМУ может повлечь за собой неприятные последствия в виде значительного административного штрафа, как на рабочих и должностных лиц, таки и на владельца, эксплуатирующую организацию.

  • На водителя – от 2000 до 3000 тыс. рублей;
  • На должностных лиц – от 20000 до 30000 тыс. рублей;
  • На организацию (индивидуального предпринимателя) – от 200000 до 300000 тыс. рублей.

Более того, возможны такие санкции как дисквалификация (аннулирование аттестации) сроком от 6 до 12 месяцев, а также административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Для того чтобы избежать перечисленных выше последствий, и спокойно осуществлять работы с применением технических устройств, оснащенных крано-манипуляторной установкой, потребуется следующее:

1. Разработать и утвердить положение о производственном контроле;
2. Разработать, утвердить и согласовать с Ростехнадзором положение о расследовании причин аварий на объектах;
3. Разработать и утвердить должностные инструкции для рабочих и ответственных (должностных) лиц;
4. Обеспечить наличие аттестованных Ростехнадзором следующих специалистов:

а) ответственный за осуществление производственного контроля;
б) ответственный за безопасность работ с применением грузоподъемных механизмов;
в) ответственный за содержание технических устройств в работоспособном состоянии.

5. У работников на КМУ должны быть удостоверения: оператора (механика/крановщика) и стропальщика;
6. Установка должна иметь паспорт технического оборудования (в случае его отсутствия потребуется оформление дубликата, а также прохождение процедуры экспертизы промышленной безопасности);
7. Обеспечить исправность всех механизмов КМУ, пройти техническое освидетельствование в специализированной организации или на заводе изготовителе;
8. Подать документы на регистрацию КМУ в Ростехнадзор в течение 10 суток с момента ввода в эксплуатацию;
9. Застраховать ОПО от несчастных случаев.

Мы поможем Вам с подготовкой КМУ любой модели к полноценной работе в кратчайшие сроки: проведем необходимые экспертизы, техническое освидетельствование, подготовим локальную документацию и все инструкции, поможем с аттестацией ответственных специалистов, проведем обучение рабочих, зарегистрируем КМУ в Ростехнадзоре без Вашего участия. Быстро, надежно, доступно.

Грузоподъемные краны всех типов, за исключением указанных в п. 148 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения», подлежат регистрации в органах Ростехнадзора.

Так называемая регистрация кранов во ФСЭТАН включает в себя две процедуры:

1. Постановка кранов на учет в качестве технических устройств.
2. Включение данных о ГПМ в реестр ОПО с присвоением IV класса опасности.

Не следует путать указанные выше мероприятия. К ним предъявляются разные требования. Так, регистрацию крана в реестре ОПО в большинстве случаев проводят после постановки ГПМ на учет в качестве технического устройства.

Следует отметить, что в некоторых территориальных управлениях Ростехнадзора применяется обратная очередность: сначала регистрируют ОПО, затем ставят кран на учет.

Поэтому прежде чем приступить к процедуре регистрации крана, уточните последовательность действий у вашего инспектора или на консультации с территориальным органом ФСЭТАН.

Обратите внимание: согласно п. 146 ФНП по ПС, регистрации подлежат только те ОПО, на которых эксплуатируются краны, подлежащие учету в органах Ростехнадзора в качестве технических устройств.

Какие краны подлежат учету в органах Ростехнадзора

Необходимость регистрации грузоподъемных кранов в РТН их владелец (арендатор) может определить самостоятельно. Для этого надо изучить п. 3-4 и п. 148 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533).

Также в некоторых случаях эта информация указывается на титульном листе паспорта ГПМ – формулировки вроде «Подлежит регистрации в Ростехнадзоре», «Подлежит обязательной регистрации в Ростехнадзоре» и т.д.

Ниже приведен перечень основных видов грузоподъемных кранов и указана необходимость их регистрации в органах Ростехнадзора.

  • краны, применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике;
  • краны, применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность;
  • краны с ручным приводом;
  • краны, установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
  • краны, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием;
  • краны для подъема створов (затворов) плотин без осуществления зацепления их крюками;
  • краны-манипуляторы, используемые в технологических процессах.

Как регистрировать краны в органах Ростехнадзора

Этап 1. Постановка кранов на учет в качестве технического устройства

После пуска в работу владелец крана (эксплуатирующая кран организация) готовит пакет документов для постановки ГПМ на учет. В Ростехнадзор подаются:

1. Заявление.
2. Оригинал паспорта ГПМ.
3. Сертификат соответствия на ГПМ.
4. Документ, подтверждающий аттестацию специалистов по промышленной безопасности.
5. Документ, подтверждающий право владения ГПМ (договор купли-продажи, аренды и т.д.).
6. Юридические документы компании-заявителя (по запросу РТН).

Ответственный специалист Ростехнадзора в течении 14 дней проверяет указанный выше пакет документов на комплектность, достоверность, правильность оформления и соответствие действующему законодательству в области промбезопасности.

По итогам проверки принимается решения о постановке крана на учет либо о возврате документов с замечаниями.

При положительном решении крану присваивается уникальный, состоящий только из цифр, регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО), который вносится в журнал Ростехнадзора и указывается на титульном листе паспорта ГПМ.

Обратите внимание: поставить кран на учет (равно как и зарегистрировать его в качестве ОПО) может только юридическое лицо или ИП. Документы от физических лиц Ростехнадзор не принимает.

Присвоенный крану в ходе постановки на учет регистрационный номер не имеет срока действия. Он сопровождает ГПМ в течение всего периода его эксплуатации одной организацией.

Если владелец крана меняется (ГПМ продали, сдали в аренду), то новая эксплуатирующая организация должна регистрировать ГПМ на себя, в том числе заново ставить его на учет. При этом крану присваивается новый регистрационный номер (также проставляется на титульном листе паспорта). Старый номер зачеркивается сотрудником Ростехнадзора.

За постановкой на учет следует регистрация крана как опасного производственного объекта (ОПО) с присвоением IV класса опасности. О том, что кран является ОПО, говорят Приложения №1 и №2 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ.

Организация, эксплуатирующая (именно эксплуатирующая) ГПМ, подает в Ростехнадзор пакет документов, а именно:

1. Заявление по установленной форме.
2. Заполненные сведения, характеризующие ОПО.
3. Копия полиса обязательного страхования ОПО.
4. Копия документа, подтверждающего право владения ОПО.
5. Копия паспорта крана (по запросу РТН).
6. Юридические документы заявителя (по запросу РТН).

Результатом этого этапа является получение свидетельства о регистрации ОПО, согласованных Ростехнадзором карт учета и сведений, характеризующих ОПО.

Для законной эксплуатации кранов (см. статью "Грузоподъемные механизмы: эксплуатируем в рамках закона") потребуются как минимум:

1. Положение о производственном контроле (ППК).

3. Должностные инструкции:

- ответственного за производственный контроль;

- ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;

- ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

4. Приказы о назначении ответственных за ОПО.

5. Полис обязательного страхования ОПО.

Остались вопросы?

Требования к деятельности в области промышленной безопасности на ОПО, где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения устанавливаются Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ».

Регистрации в Ростехнадзоре подлежат грузоподъемные краны всех типов, за исключением указанных в п. 145 ФНП Приказа № 461.

Так называемая регистрация кранов во ФСЭТАН включает в себя две процедуры:

1. Постановка кранов на учет в качестве технических устройств.
2. Включение данных о ГПМ (или ПС) в реестр ОПО с присвоением IV класса опасности или III класса опасности для подвесных канатных дорог.

В настоящий момент постановка на учет ГПМ должна осуществляется одновременно с регистрацией ОПО или внесением изменений в сведения, характеризующие ОПО (см. п. 143 ФНП Приказа № 461). Однако некоторые Ростехнадзоры, по старинке, могут требовать, сначала направлять им письмо на постановку на учет ГПМ, и только после присвоения учетного номера будут принимать у Вас документы для регистрации ОПО и внесения изменений в сведения, характеризующие ОПО.

Поэтому прежде чем приступить к процедуре регистрации крана, уточните последовательность действий у вашего инспектора или на консультации с территориальным органом ФСЭТАН.


Объекты на которых эксплуатируются ПС, подлежащие учету в Ростехнадзоре необходимо регистрировать в качестве ОПО в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО (п. 143 Приказа № 461).

Согласно п. 2 Приказа № 461 требования ФНП по ПС распространяются на:

грузоподъемные краны всех типов;
мостовые краны-штабелеры;
краны-трубоукладчики;
краны-манипуляторы;
строительные подъемники;
подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
электрические тали;
краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком; сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;
специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;
рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Соответственно все эти виды ПС за исключением перечисленных далее, подлежат учету в органах Ростехнадзора.

Согласно пункту 145 Приказа Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461, не подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, или Госкорпорации "Росатом" следующие ПС:

а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;

б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не оборудованные механизмом поворота;

г) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;

д) ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;

е) краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;

ж) электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС;

з) краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т или с грузовым моментом до 4 т*м включительно;

и) грузовые строительные подъемники;

к) мостовые краны-штабелеры;

Также, согласно п.3 Приказа № 461, не подчиняются требованиям ФНП по подъемным сооружениям и, соответственно не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора объекты на которых используются следующие ПС:

а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов, и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом"), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения;

б) специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии;

в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;

г) установленные в шахтах и на любых плавучих средствах;

д) предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием);

е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);

ж) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана;

и) манипуляторы, используемые в технологических процессах;

к) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно;

л) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми.


Как регистрировать краны в органах Ростехнадзора

Процедура 1. Постановка кранов на учет в качестве технического устройства

Перед постановкой крана на учет как технического устройства принимается первичное решение о пуске его в работу. Данный процесс регламентирован п. 135-145 Приказа № 461 «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения».

После пуска в работу владелец крана (эксплуатирующая кран организация) готовит пакет документов (в случае если местное территориальное управление требует сначала поставить ГПМ на учет) для постановки грузоподъемного крана на учет.

В Ростехнадзор подаются:

1. Заявление.
2. Оригинал паспорта ГПМ.
3. Сертификат соответствия на ГПМ.
4. Документ, подтверждающий аттестацию специалистов по промышленной безопасности.
5. Документ, подтверждающий право владения ГПМ (договор купли-продажи, аренды и т.д.).
6. Юридические документы компании-заявителя (по запросу РТН).

Ответственный специалист Ростехнадзора в течении 14 дней проверяет указанный выше пакет документов на комплектность, достоверность, правильность оформления и соответствие действующему законодательству в области промбезопасности.

По итогам проверки принимается решения о постановке крана на учет либо о возврате документов с замечаниями.

При положительном решении крану присваивается уникальный, состоящий только из цифр, регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО), который вносится в журнал Ростехнадзора и указывается на титульном листе паспорта ГПМ.

Обратите внимание: поставить кран на учет (равно как и зарегистрировать его в качестве ОПО) может только юридическое лицо или ИП. Документы от физических лиц Ростехнадзор не принимает.

Присвоенный крану в ходе постановки на учет регистрационный номер не имеет срока действия. Он сопровождает ГПМ в течение всего периода его эксплуатации одной организацией.

Если владелец крана меняется (ГПМ продали, сдали в аренду), то новая эксплуатирующая организация должна регистрировать ГПМ на себя, в том числе заново ставить его на учет. При этом крану присваивается новый учетный номер (также проставляется на титульном листе паспорта). Старый номер зачеркивается сотрудником Ростехнадзора.

После того, как кран был поставлен на учет, переходим ко второй процедуре - регистрации крана в реестре ОПО с присвоением IV класса опасности или III класса опасности для подвесных канатных дорог.

Согласно п. 3 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ, объекты на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов.

Организация, эксплуатирующая (именно эксплуатирующая) ГПМ, подает в Ростехнадзор пакет документов, а именно:

1. Заявление по установленной форме.
2. Заполненные сведения, характеризующие ОПО.
3. Копия документа, подтверждающего право владения ОПО (здания/сооружения/земельные участки).
5. Копия паспорта крана (по запросу РТН).
6. Юридические документы заявителя (по запросу РТН).

Результатом этого этапа является получение свидетельства о регистрации ОПО, согласованных Ростехнадзором сведений, характеризующих ОПО.

Для законной эксплуатации кранов потребуются как минимум:

1. Положение о производственном контроле (ППК).

3. Должностные инструкции:

- ответственного за производственный контроль;

- ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;

- ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

4. Приказы о назначении ответственных за ОПО.

5. Полис обязательного страхования ОПО.

Остались вопросы?

Читайте также: