Конституция правовой фундамент социальной работы

Обновлено: 30.04.2024

На федеральном уровне основным законом государства является Конституция РФ, регламентирующим основы общественного и государственно устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организаций и проведения социальной работы с населением.

В Конституции Российской Федерации закреплены права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; право на защиту от безработицы; право на отдых; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; право на социальное обеспечение; право на образование; право на государственную защиту семьи.

Конституция является основным законом, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организаций и проведения социальной работы с населением.

Субъективные права

1. Социально-экономические права личности: право на труд, отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца, право собственности, право на жилище.

2. Политические права и свободы: свобода слова, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, право избирать и быть избранным в органы власти и управления, участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений государственными и общественными органами управления, объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, способствующих удовлетворению интересов и запросов личности.

3. Социально-культурные права: право на образование, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право на охрану здоровья, на социальную защиту.

Обязанности

Во-первых, перечень конституционных обязанностей, обеспечивающих развитие экономической основы общества: добросовестно трудиться в избранной области общественно полезной деятельности и соблюдать трудовую дисциплину; бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру др.

Во-вторых, обязанности, направленные на укрепление государственного строя, обороноспособности страны: оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Отечество.

В-третьих, обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества: заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.

В-четвертых, обязанности общегражданского характера: соблюдение Конституции Российской Федерации и других советских законов, уважение правил общежития, прав и законных интересов других лиц г национального достоинства других граждан; с достоинством нести звание гражданина РФ, всемерно содействовать охране общественного порядка, укреплять дружбу наций и народностей, заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезной деятельности, растить достойных граждан своего Отечества.

Укрепление социального потенциала семьи, усиление ее активности во всех сферах общественной жизни, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет самое непосредственное отношение как к социальному развитию страны в целом, так и к организации и содержанию социальной работы в частности. Семья, материнство, отцовство и детство должны находиться под защитой государства и в правовом, и в социальном плане. Вот почему в случаях, когда возможность удовлетворения насущных, жизненно необходимых потребностей превышает силы людей. Государство несет ответственность за доступность для таких семей жизненных благ (продовольствие, жилье, транспорт) и оказывает им социальную помощь.

Одна из важнейших задач социального государства – обеспечение в обществе социального равенства его членов, которое относится к важнейшим благам общественной жизни, важнейшим демократическим признакам общественного строя.

В ст. 39 Основного закона РФ говорится о том, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Данная статья закрепляет за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинской и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, которые необходимы для реализации права каждого гражданина нашей страны на социальное обеспечение.

Непосредственным выражением социального равенства личности, ее общественного положения является идентичность правового статуса граждан. Правовой статус – это правовое положение личности в обществе, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных законодательством государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Правовой статус гражданина РФ проявляется посредством равных для всех граждан субъективных прав и юридических обязанностей, установленных Конституцией и другими законами.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения обязанного лица. Соотношение субъективных прав и обязанностей личности образует юридическую меру ее свободы. Права и обязанности не могут противопоставляться, так как свобода невозможна без ограничений. Свобода одной личности ограничена свободой другой личности, поэтому общественная жизнь предполагает всегда единство и сочетание прав и обязанностей граждан. Правовой статус человека определяется его гражданством, возможностью оказывать влияние на решение государственных дел, участвовать в осуществлении государственной власти, защищать и отстаивать свои интересы.

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с определенным государством. Порядок приобретения гражданства и его основания определяются российским законодательством. Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами.

Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.

Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими или освобождения от определенных обязанностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнству и детству и многие другие.

Использование гражданами своих прав и укрепление гарантий прав и свобод граждан во многом обусловлено четкостью функционирования социальных служб, вкладом каждого социального работника в выполнение своего гражданского и профессионального долга. Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав или льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан.

Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом – например, льготы рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, льготы для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих, для воинов – интернационалистов. В-третьих, льготы могут быть установлены как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества: льготы, устанавливаемые шахтерам, металлургам, железнодорожникам, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы для военнослужащих, лиц, уволенных с воинской службы, их семей и т.д. В-четвертых, льготы могут быть средством стимулирования видов деятельности, в которых заинтересовано общество и государство: льготы для совмещающих работу с обучением и др.

Таким образом, Конституция как Основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты личности, ее интересов не срабатывают. Только юридически компетентный социальный работник может надежно защищать права и законные интересы человека.

Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по вопросам социального развития, социальной защиты населения – непременное условие юридически грамотного осуществления социальной работы по полноценной реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией РФ конкретизируются в федеральных законах, актах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях министерств и ведомств, актах местных органов власти. Только за последние годы принят целый ряд законов, имеющих основополагающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности социальных служб и других учреждений социальной защиты населения.

В статье 7 (2) Конституции РФ говорится "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

В ст.39 Конституции РФ говорится: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом".

Вообще, Конституция (1993 г.) ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения. Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.

Основные тенденции развития социальной политики на современном этапе. Основными тенденциями развития социальной политики на современном этапе являются: восстановление экономики и демографической ситуации, изыскания дополнительных источников повышения пенсий, стипендий, социальной помощи инвалидов, беженцев и переселенцев, сфера жизнеобеспечения граждан.

Социальная политика является специфической концентрацией всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Последняя является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока, каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. В-третьих, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.

Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства. Учитывая вышесказанное, можно конкретизировать ориентацию социальной политики государства по двум линиям.

1. Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы:

-социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции;

-социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования;

-социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства;

-социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.

2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие как:

-инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, в других войнах и мирное время;

-бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

-беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места жительства;

-семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов;

-семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери;

-самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам.

Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

Социальные права и свободы человека – это гарантированные (защищенные Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее ) права человека на свободу выбора, на социальную защиту во всех сферах его жизнедеятельности.

Возникновение социальных прав человека было обусловлено активной борьбой населения за организацию справедливых и полноценных для жизни и труда. Они имеют гражданскую направленность, и являются неотъемлемой частью утверждения социальной справедливости и гуманизма. Важной особенностью социальных прав являются необходимые гарантии жизни и деятельности человека. Социальные права дают гарантию народу на достойную жизнь и защиту от негативного влияния экономической деятельности, способствуют нормальному развитию личности.

В Конституции Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Структура Конституции Российской Федерации подробнее прописаны права граждан на:

  • свободный выбор языка для общения;
  • свободный выбор религиозных убеждений;
  • свободу труда.
  • Каждый человек в соответствии с законом РФ имеет:
  • право на защиту от безработицы;
  • право на труд и отдых;
  • права на защиту семьи, детства и материнства;
  • право на государственную помощь при потере кормильца для воспитания детей;
  • помощь по возрасту, в случае болезни и др.

Социальные права в сфере трудового кодекса

Российская Федерация с 1993 года считается социальным государством. Вся политическая и экономическая деятельность государства направлена на создание условий обеспечивающих свободное развитие человека и достойную жизнь. Однако достижение такой цели достаточно сложный процесс, который связан с экономикой, с модернизацией правового регулирования в социально-экономической сфере. Достойный труд - это важнейший шаг для достижения цели достойной жизни человека.

Готовые работы на аналогичную тему

С помощью правовых норм процесс различной работы охвачен общими правилами, происходит распределение продуктов труда, действия любого человека подчиняются определенным условиям этого процесса. Разработка и следование всем правовым нормам социальной защиты населения обеспечивает слаженность в работе и координацию труда, а также способствует развитию социально трудовых отношений. Основным законом страны является Конституция Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее 1993 г, которая и является фундаментом законодательства в любой сфере общественных отношений.

Обеспечение свободы труда в обществе РФ определяется нормой ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, которая запрещает принудительный труд. Согласно Конвенции Международной Организации Труда, принудительным трудом не является служба или работа, которая должна быть выполнена согласно нормам об обязательной военной службе. Также не является принуждением работа, осуществляемая по приговору суда. Чрезвычайные ситуации и труд, связанный с ними не является принудительным. В КМОТ прописаны границы минимального предельного возраста трудоспособных мужчин, при котором возможно привлекать их к принудительному труду (ст. 11); нормы предоставление отпусков в течение года (ст. 12); правила условий оплаты этого труда (ст. 14–17). Женщин, как и мужчин не имеют права принудить к работе, за исключением приговора суда.

Международные и конституционные нормы и правила о свободном, безопасном труде включают в себя не только запрет на принудительный труд, но и право на безопасный труд. (ФЗ от 17 июля 1999 г. № 181 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).

Охрана труда - это комплекс мер, обеспечивающий возможность сохранения здоровья и жизни работников в процессе его трудовой деятельности, которая включает:

  • социально экономические;
  • правовые;
  • санитарно-гигиенические;
  • организационно технические;
  • лечебно-профилактические;
  • различные реабилитационные и иные мероприятия.

Социальное обеспечение

Каждый человек в течение жизни может подвергаться различным опасностям, встретить непреодолимые препятствия, которые отразятся на состоянии его трудоспособности и жизнедеятельности, привести к утрате заработной платы, как основного источника средств существования. Преодолеть указанные обстоятельства в большинстве случаев человек не может самостоятельно, т.к. они не зависят от его воли, а связаны с производственными требованиями. В определенных подобных случаях государство берет на себя социальную защиту в виде соответствующих случаю определенных законодательством социальных программ.

Социальное обеспечение государства проявляется в различных направлениях деятельности и через разные функции:

  1. Экономическая функция заключается в определенном замещении источника средств существования, которое человек утратил в связи с потерей кормильца, с возрастом, утратой трудоспособностью и др.
  2. Политическая функция социального обеспечения включает в себя меры для устранения чрезмерного различия в уровне жизни разных слоев населения.
  3. Демографическая функция способствует увеличению численности населения (увеличения дето рождаемости).
  4. Социально-реабилитационная функция направлена на обеспечение и восстановление нормальных жизненных условий для социально незащищенных слоев населения.

Финансирование для осуществления социальных функций производится за счет бюджетных средств различных уровней, также федерального и региональных фондов социальной поддержки, организованных в основном, за счет бюджетных отчислений. Состав получателей помощи, ее виды и размеры определяются законами РФ и ее субъектов.

Судебная практика и законодательство — Конституция РФ

2. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами Российской Федерации.

4. Документы, необходимые для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет, предусмотренные перечнем документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих согласно приложению N 1 к настоящему Приказу (далее - Перечень документов), подаются в федеральный государственный орган или его аппарат, иной государственный орган, образованный в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее - федеральный орган), или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти (далее - территориальный орган), в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением.

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, приказами Росавиации.

9. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, техническими и методическими документами в области экспертиз и исследований, а также настоящим Положением.

2. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, нормативными правовыми актами Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, международными договорами, настоящим Положением, принципами, заложенными в политике в области качества Росреестра, следует целям в области качества, ежегодно утверждаемым заместителем Министра экономического развития Российской Федерации - руководителем Росреестра (далее - Руководитель), и соблюдает требования системы менеджмента качества Росреестра.

Правительство Республики Карелия в лице Главы Республики Карелия Худилайнена Александра Петровича, действующего на основании Конституции Республики Карелия, с одной стороны, и Федеральная антимонопольная служба в лице руководителя Федеральной антимонопольной службы Артемьева Игоря Юрьевича, действующего на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1.5. Мероприятия по ГО организуются в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также Положением об организации и ведении ГО в федеральном органе исполнительной власти.


Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Именно Конституция РФ в ч.1 ст. 7 закрепила, что Российская Федерация есть государство социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По своей правовой природе указанное положение является конституционным принципом государства, что обуславливает необходимость его закрепления и отражения в основных законах субъектов РФ. Также, данное положение является одной из основ конституционного строя РФ, и поэтому обладает особой юридической защитой. Оно не может быть изменено иначе как в порядке процедуры пересмотра всей Конституции РФ. [4. с. 185].

В ч.2 ст. 7 Конституции РФ конкретизируется направления социальной политики РФ: «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

По поводу статьи 7 Конституции РФ о социальности российского государства до сих пор не стихают политические споры и научные дискуссии. При этом в научном сообществе так и не сложилось единообразного понятия социального государства.

Не маловажный интерес вызывает мнение Навагиной Т. А. и Саленко А. В., по их мнению, социальный характер российского государства закрепляет преамбула Конституции РФ. Во-первых, это следует из слов преамбулы Основного закона России о том, что все граждане Российской Федерации соединены между собой общей судьбой. Таким образом, Конституции России фактически закрепляет конституционно — правовой принцип солидарности. Во-вторых, слова преамбулы о вере в добро и справедливость, о стремлении обеспечить благополучие и процветание России, а также об ответственности перед нынешним и будущим поколением аналогичным образом указывают на то, что Российская Федерация — социальное государство. [7. с. 67].

Вернемся к ч. 1 ст. 7 Конституции РФ и подробно остановимся на таких понятиях как «достойная жизнь» и «свободное развитие человека».

Под «достойной жизнью» понимается материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. «Свободное развитие» предполагает физическое, умственное и нравственное совершенствование человека. [2. с. 127–128].

«Достойный уровень жизни», «достойная жизнь» — это тот социально — экономический минимум, который может обеспечить государство своему населению в конкретную единицу времени (минимальная заработная плата, пенсия, различные пособия). Давая такое определение, исследователь одновременно говорит, что российское государство ни сегодня, ни в периоды экономического подъема не в состоянии обеспечить своему населению реально достойный уровень жизни по причине чрезвычайно низкой производительности труда, бюрократии, коррупции, теневой экономики. [5.с.92]. Полностью соглашусь с автором, т. к. считаю, что норма о социальном государстве закрепленная в Конституции РФ носит декларативный характер, а если это норма и действует, то только при наступлении того или иного социального риска. Но при этом, закрепляя право каждого на социальное обеспечение, Конституция возлагает на государство соответствующие обязанности по гарантированности его реализации, именно нормы Конституции в сфере социального обеспечения создают модель социального государства.

Также следует отметить, что уровень социальности государства определяется тем, в какой мере оно экономически, политически, с помощью права способствует материальному благополучию граждан, их образовательному, профессиональному, культурному развитию, комфортному самочувствию в обществе. Государство и личность не должны противостоять друг другу. Критерии социальности государства кроются в том, насколько оно способно и реально содействует общественному благополучию через благополучие личности. [8.с.151].

Крайне любопытный и главное, научно плодотворный анализ данной нормы провел профессор Ю. И. Скуратов, по мнению которого ч.1 ст.7 представляет собой нечто иное, как разные уровни регулирования социальных отношений. Первый уровень выражает принцип социального государства, который носит больше программный, хотя и непосредственно действующий характер, говоря о создании социального государства не как о свершившемся факте, а как о цели, которую предстоит еще достигнуть. Второй уровень правового регулирования в ч. 2 ст.7 Конституции РФ отражает основные функции социального государства (государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана здоровья, социальная защита населения, развитие системы социальных служб). Третий уровень регламентации опосредует юридические возможности личности в социальной сфере (право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, право на отдых, жилище — ст. 39–41). [3.с.24].

Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют человеку и гражданину в полной мере реализовать их права на те, или иные виды социального обеспечения.

В качестве социальных прав в Конституции РФ закреплены следующие права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; трудовые права, в том числе и право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование право на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; право на свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Социальные права человека, отраженные в Конституции РФ, имеет свою конкретизацию в немалом количестве нормативно-правовых актах.

Например, в сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граждан и социального страхования: Трудовой кодекс Российской Федерации.

В сфере пенсионного обеспечения Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон от 15.12.2 001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации др.

В сфере здравоохранения: Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

В сфере образования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и др.

Безусловно, перечисленные нормативные акты не охватывают всех аспектов и направлений социальной политики современной России.

Наибольшее значение имеет закрепление и детализация вышеуказанных социальных прав в законодательных актах и социальных программах, но к данному вопросу вернемся чуть позже. Достаточно интересным является мнение ученых по делению социальных прав на зависящие от человека и не зависящие от его личного вклада. Так. Ильин И. М. считает, что такие конституционные права, как право на труд и его достойную оплату (ст. 37), право на охрану здоровья (ст. 41), право на образование находятся вне зависимости от качеств того или иного гражданина и уровня его благосостояния. [6.с.81]. Стоит согласиться с автором, т. к. данные права полностью зависят от уровня экономического развития страны, а не от отдельно взятого человека. А такое социальное право, как право на получение пенсии по старости, полностью зависит от личного вклада человека.

Итак, вернемся к социальным правам, закрепленным в Конституции РФ, более детально остановимся на некоторых из них.

В ст. 37 Конституции РФ закреплены трудовые права. Трудовое законодательство занимает первое место среди отраслей права, непосредственно влияющих на социальную сферу. Именно оно регулирует отношения, в рамках которых создается общественное богатство — материальные и духовные ценности, которыми пользуются все и каждый. Есть все основания утверждать, что именно трудовое законодательство, являясь социальной отраслью, служит первоосновой социального государства, строящегося в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. [8. с. 151–152].

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда (МРОТ) предусмотрено ст. 7 Конституции. Статья 37 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ. МРОТ считается утвержденный правительством минимум, который должен получать работник за выполненную работу. Данная величина устанавливается государством для всех регионов (впрочем, в каждом регионе существует возможность увеличить данную величину, но не уменьшить — ст. 133.1 ТК РФ). Зарплата работника не может быть ниже установленного предела (установленного на федеральном уровне, или, если в субъекте федерации установлен повышенный МРОТ — данной величины) — таким образом, МРОТ, в некоторой мере является гарантией прав работников. Но при этом недобросовестные работодатели устанавливают в организациях работникам оплату труда не выше МРОТ, соответственно в этих организациях не повышается результативность труда, что сказывается не только на низкой оплате труда работников, но и на доходах работодателей и в целом отражается на экономике страны. Последствием этого также является низкий размер пенсии по старости.

Также согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако действие данной нормы отложено ст. 421 ТК РФ до неопределенного времени, и на сегодняшний день предполагается доведение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2020 году.

Статья 38 Конституции гласит, что материнство и детство, семья находится под защитой государства, что корреспондирует ч.2 ст. 7 Конституции РФ, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В данном направлении следует отметить положительный опыт РФ, а именно реализации программы «Материнский капитал».

Материнский (семейный) капитал представляет собой пример практической реализации декларативных конституционных — правовых норм, которые закрепляют особую государственную защиту материнства, детства и семьи. [7. с.67].

Также немаловажное значение имеют выделяемые государством бесплатные земельные участки для многодетных семей. В целом, следует отметить, что действующие в настоящее время меры государственной поддержке материнства, детства и семьи характеризуются с положительной стороны, но хотелось бы не останавливаться на достигнутом, а продолжить развивать социальные программы, а следовательно, развивать социальный характер государства, закрепленного в Конституции РФ.

Рассмотрим еще не маловажное социальное право закрепленное в Конституции РФ, а именно ст. 39 Конституции РФ, которая гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, что также корреспондирует ст. 7 Конституции РФ.

В данной статье затронуты мало защищенные категории граждан, такие как пенсионеры, инвалиды и др. Такая категория как пенсия, существует в нашей стране достаточно давно, но размер пенсий желает лучшего. Так в Концепции долгосрочного социально — экономического развития на период до 2020 заложено повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016–2020 годам должно достичь величины, обеспечивающей 2,5–3 -х прожиточных минимумов пенсионера. Считаю, что в настоящий период времени данный предел не достижим.

Можно и далее более подробно рассматривать каждое конституционное социальное право человека, но в итоге напрашивается один вывод, что в настоящее время Россию в полном объеме не назовешь социальным государством. Для обеспечения достойного уровня жизни провозглашенного в Конституции РФ у государства должна быть достаточная финансовая база, которой к сожалению нет. В Конституции РФ включено множество социальных прав, которые закреплены в международных актах, но их социальные гарантии ничтожно малы.

Как уже было отмечено выше, трудовое законодательство является основой социальной политики государства. Для решения проблемы отсутствия достаточной экономической базы, необходимо разработать ряд действующих социальных программ направленных на удовлетворение интересов, как работодателей, так и работников. Включить трудоспособных граждан в трудовую сферу с возложением на них ответственности за благосостояние самого себя и своей семьи.

Также немаловажное значение имеет перераспределение денежных средств по статьям расхода бюджета. В настоящее время участились случаи, когда международным проблемам уделяется больше внимание, чем внутригосударственным (например, гуманитарная помощь Украине, Сирии и др.).

Необходимо установление таких социальных стандартов, которые гарантировали человеку не борьбу за существование, а достойные условия его жизни, а именно каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи, нетрудоспособные должны иметь поддержку со стороны государства.

Таким образом, в Конституции заложены основы социального государства, а построение социального государства — задача ответственная, масштабная, требующая длительного времени и касается всех и каждого.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Конституция РФ: Научно — практический комментарий. 3-е изд./ Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2003. 831 с.;
  3. Выдрин И. В., Выдрина И. И. «Концепция социального государства: от идеи к практике» // Вестник Уральского института экономики, управления и права. № 3. 2015. С.18–26;
  4. Гунаев Е. А. «Принцип социального государства в Конституции субъекта РФ» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. № 3.2014. С. 184–189;
  5. Гусев А. Ю. «Конституционное право на социальное обеспечение: понятие и содержание» // Труд и социальные отношения. № 1. 2015. С.88–98;
  6. Ильин И. М. «Конституционно — правовое регулирование отношений о реализации социальной политики российским государством» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Т.1. № 2. 2016. С.78–83;
  7. Саленко А. В., Навагина Т. А. «Социальное государство в Российской Федерации: конституционно-правовой принцип и его практическая реализация» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.2016. № 1. С.65–74;
  8. Снигирева И. О. «Трудовое право в социальном государстве» // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции под ред. А. В. Кузьменко.2017. С.149–156.

Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, социальное государство, Российская Федерация, социальное обеспечение, государственная поддержка семьи, оплата труда, российское государство, РФ, ТК РФ, трудовое законодательство.


Конституция Российской Федерации, как правовая основа социальной работы

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством и определяет нормативные и правовые элементы формирования и осуществления мероприятий социальной деятельности с населением страны. Конституция Российской Федерации фиксирует большую категорию социальных возможностей, включая права любого гражданина страны на труд, обучение, общественные гарантии, на охрану здоровья и прочие права.

Российская Федерация таким же образом фиксирует собственные обязательства по охране детства, материнства, отцовства, обязуется выплачивать пенсионные оплаты, в том числе социальные помощи и прочие виды поддержания населения страны. Конституция России гарантирует право обретения общественных прерогатив и высвобождение от определённых обязательств определённых групп граждан для возрождения общественного равноправия и законности.

Данные возможности и госгарантия их осуществления предоставляют в дальнейшем государству организовать ключевые ориентации в социальной политике, механизмом осуществления которой считается социальная деятельность.

Конституция Российской Федерации вкладывает правовой фундамент социальной деятельности, и её подробное определение производится в государственных законодательных и прочих нормативных и правовых актах государственных организаций, а также в региональных законодательных актах и местных законах.

Государственное законодательство в области социальной деятельности

Государственное законодательство определено государственными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Самыми масштабными государственными законодательными актами в сфере социальной деятельности являются:

  1. Федеральный законодательный акт № 442 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» – нормативный акт, регулирующий деятельность государства и негосударственных организаций, направленную на оказание социальной помощи населению. Законодательный акт вступил в действие 01.01.2015 г.;
  2. Федеральный законодательный акт от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», в котором регламентированы основные принципы осуществления и госгарантии прав и законодательных интересов детей соответственно, формирует структуру экономическо-социальных, психологических, педагогических и других мероприятий, содействующих исполнению прав ребёнка и его правильному формированию. Права ребёнка в России регламентированы также Семейным кодексом Российской Федерации;
  3. Федеральный законодательный акт от 24.04.2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», регулирующий структуру отношений, связанных с назначением опеки, попечительства, установлением детей-сирот, а также детей, оказавшихся без попечения их законных опекунов, наблюдением за их собственностью, их правами и обязанностями, деятельность органов опеки и так далее. Данный закон вступил в силу 1 сентября 2008 года;
  4. Федеральный законодательный акт от 12.01.1995 г. № 5 «О ветеранах», устанавливающий правовые гарантии социальной защиты ветеранам, фиксирует группы и виды осуществления социальной помощи;
  5. Федеральный законодательный акт от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий социальные отношения в сфере приобретения образования;
  6. Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», регламентирующий осуществления целенаправленной социальной деятельности в части многодетных семей.

Международные правовые нормативы в сфере социальной деятельности

Действующие в Российской Федерации законы в сфере социальной деятельности соответствуют нормативам международных правовых актов в сфере социальной политики, закладывающие основы принципам, кроме всего прочего и в Российской Федерации. Формирование социальной деятельности в мировом сообществе прошло длительный путь, и по данной причине располагает большим количеством документации, которая регулирует работу международных органов, реализующих одну из ориентаций социальной деятельности. В том числе, документация регулирует тенденции социальной политики стран, утвердивших данную международную документацию.

Самой важной международной документацией в сфере осуществления социальной деятельности считается Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия, Конвенция о правах инвалидов, Конвенции Международной организации труда.

Конституционные законы Российской Федерации говорят о согласованности её нормативных документов стандартам международного права в сфере защищённости прав людей. А именно, Конституция Российской Федерации обеспечивает гражданам права и свободы, которые провозглашены в Декларации прав человека: право на жизнь, свободу, охрану здоровья, на труд и другие индивидуальные права людей. Международный пакт об экономических, социальных, а также культурных правах вкладывает фундамент структуры социальных гарантий, а социальная хартия Европы – фундамент социального обслуживания.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Есть смысл заметить и иную определённую документацию международных органов в сфере социального формирования сообщества, задачи которых соответствуют задачам социальной деятельности. Одной из ключевых документаций в сфере социального формирования общества считается Декларация социального прогресса и развития Организации Объединённых Наций.

Соответственно нормативам данной документации, все люди, независимо от цвета кожи, этнического происхождения, расы, социального статуса и так далее, имеют правом на жизнедеятельность в пристойных условиях и свободно. В том числе, страны обязаны гарантировать жителям собственного государства право использовать достижения социального развития.

В дальнейшем утверждена Копенгагенская декларация о социальном развитии Организации Объединённых Наций, смысл которой состоит в потребности гарантий социального прогресса и законности для поддержки мирного сосуществования и устойчивого становления в мире вообще, и в государствах, в особенности.

Юридические моменты социальной деятельности имеют социальное предназначение во время основания и процесса структуры осуществления социальной поддержки, и осуществляют одну из главных ролей в инструменте деятельности служб социальной работы:

  1. Право предоставляет обеспечение социальных прав, свобод и гарантий, в том числе осуществляет поддержку при переходе социального обслуживания с принципа элементарного обеспечения к приемлемому;
  2. Обеспечивает возможность повторять опыт социальных органов в предоставлении социальных услуг, требуемых для устойчивой удовлетворенности интересов и потребностей, нуждающихся в социальных услугах;
  3. Право предоставляет способность регулирования социальных технологий, типов социальных услуг и их форм;
  4. Право устанавливает ключевые принципы формирования обмена данными внутри структуры социальной деятельности, а также меж клиентом и социальными органами.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Читайте также: