Коэффициент уплотнения песка при укладке тротуарной плитки

Обновлено: 02.05.2024

Тротуарная плитка — один из самых востребованных материалов для благоустройства территории. Она имеет отличные декоративные свойства, но, при этом достаточно надежна и прочна. Такое покрытие может прослужить до 20-30 лет, ее легко демонтировать или произвести ремонтные работы.

Укладывать тротуарную плитку на большую площадь, не имея опыта в этом деле, не рекомендуется. Сделать это качественно без достаточного уровня профессионализма практически невозможно. Однако замостить небольшую территорию, например, участок загородного дома, можно и самостоятельно. Главное — соблюдать технологию укладки материала.

Обычно используется плитка, толщиной от 60 до 80 мм, хотя бывают как более тонкие, так и более толстые блоки. Но даже самая увесистая тротуарная плитка не выдержит постоянную нагрузку от активного движения машин. Для регулярной стоянки легкового автомобиля такое покрытие подходит, но, только если толщина плитки более 80 мм. Не рекомендуется использовать крупные и широкие блоки — под весом авто она потрескается. Сегодня расскажем все об укладке тротуарной плитки на ЦПС.

Какой слой ЦПС нужен под плитку

Классический состав материалов под плиткой, при условии, что покрытие будет использовано для езды и стоянки автомобиля:

  • 1 слой — от 10 до 15 см щебня фракцией 20-40 мм, лучше, если сделать подушку 10 см из крупного щебня, и 3-5 см щебня фракцией 5-20 мм;
  • 2 слой — от 5 до 7 см песка или отсева;
  • 3 слой — от 3 до 5 см цементно-песчаной смеси.

цпс для укладки плитки

На ЦПС укладывается плитка, толщиной от 80 мм. Если же тротуар обустраивается исключительно для пеших нагрузок, то щебеночное основание необязательно. Слой песка в этом случае увеличивается до 10-15 см, слой ЦПС остается таким же.

Важно! Толщина слоя щебня и песка приводятся уже в уплотненном состоянии, это необходимо учитывать при расчете требуемого объема материалов. Принятый коэффициент уплотнения щебня — 1,26, песка — 1,12.

В некоторых случаях под щебнем обустраивают песчаную подушку, это зависит от особенностей грунта.

Подготовительные работы

Перед укладкой тротуарной плитки проводятся черновые работы. Они начинаются с разбивки территории и ее разметки. Натягивается шнур, выставляются маяки, определяется направление уклонов. Уклоны необходимы — они позволяют стекать дождевой и талой воде, он должен составлять около 2%.

ЦПС для мощения

Если это представляется возможным, лучше замостить площадь, кратную размеру плитки. Это позволит не резать ее, сократит время работ и количество отходов.

К черновым работам относят и устройство земляного корыта. Чтобы лицевая поверхность плитки была на одном уровне окружающего грунта, все материалы нужно погрузить под землю. Глубина земляного корыта равна толщине всего покрытия. На этом этапе уже должны соблюдаться уклоны.

Укладка щебня и песка под плитку

После черновых работ приступают к укладке щебня. На качестве материала лучше не экономить, оно значительно отражается на всем будущем покрытии. Чтобы уплотнить щебень, применяется виброплита, либо дорожный каток. Обязательно нужно смачивать щебень во время уплотнения.

Щебеночная подушка засыпается песком, материал не должен содержать глину. Как и щебень, песок трамбуется влажным.

Укладка ЦПС под тротуарную плитку

ЦПС под плитку лучше всего закупать у производителя. Например, завода Горизонт, если вы строите в Ленинградской области. Мы используем только чистый песок и качественный цемент.

Цементно-песчаную смесь можно не уплотнять, но ее обязательно нужно выравнивать. Для этого устанавливаются направляющие, учитывающие уклоны. ЦПС разравнивается по направляющим, которые после убираются, а на их месте засыпается цементно-песчаная смесь.

Нужно, чтобы слой ЦПС, учитывая толщину плитки, был на 1 см выше итогового уровня. Важно класть плитку на ровный слой ЦПС, если по нему прошлись в процессе работ, то необходимо заново произвести выравнивание.

Укладка тротуарной плитки на подготовленное основание

Лучше начинать укладку от входа, крыльцо или подобных элементов. Если их нет — стартовать желательно от оптической границы либо от нижней точки. Между плиткой оставляются швы, от 4 до 7 мм. Если оставить слишком малое расстояние, высок риск образования дефектов в виде сколов.

Как только кладка плитки завершена, нужно провести виброуплотнение. Для этого используется виброплита и резиновая насадка. Перед работой нужно удалить загрязнения и высушить поверхность, иначе на плитке могут появиться пятна.

После уплотнения швы между плиткой заполняются сухим просеянным песком. Затем нужно подмести территорию, смочить все мощеное пространство и снова посыпать плитку песком.

Качество материала напрямую влияет на долговечность, износостойкость и надежность покрытия. Покупайте ЦПС только у проверенного изготовителя, такого как Горизонт!

Технические рекомендации
по устройству тротуаров из бетонных плит

Дата введения 2005-03-09

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 27 декабря 2004 г.

ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН ВСН-15-95

Технические рекомендании разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой", опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис", ЗАО "СДМ Гидропривод", а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

Рекомендации направлены на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок, садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В.Городецкий, к.т.н. Р.И.Бега, В.Ф.Демин (ГУП "НИИМосстрой"), С.М.Аракельянц, к.т.н. И.И.Давитнидзе (ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис"), В.Н.Аракельянц (ЗАО "СДМ Гидропривод").

Технические рекомендации согласованы с ОАО "Инждорстрой", ОАО "Гордорстрой".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г.Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине больше 4, при меньших значениях 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис.1.

Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси,
бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой;
5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита;
8 - базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м до 1,0 м, бульдозеры мощностью 80-250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл.1).

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности


Тротуарная плитка во дворе частного дома или на даче выполняет две функции – эстетическую и утилитарную. Залогом качественной реализации и той и другой, является правильная укладка тротуарной плитки.

1. Область применения

В отдельных случаях плиты могут применяться в качестве декоративных элементов.

Выбор способа укладки зависит от состояния грунта и последующих условий эксплуатации, подразделяющихся на группы в зависимости от эксплуатационных нагрузок и воздействий.

Группы эксплуатации:

Группа А – Тротуары улиц местного значения, пешеходные и садово-парковые дорожки, газоны, придомовые территории частных строений (без заезда легкового и грузового автотранспорта), эксплуатируемые кровли зданий и сооружений (толщина плитки 4-6 см).

Группа Б – Тротуары магистральных улиц, пешеходные площади и посадочные площадки общественного транспорта, велосипедные дорожки (толщина плитки 6-8 см).

Группа В – Дороги с малоинтенсивным движением (внутриквартальные проезды) и площади, территории стоянок легкового автотранспорта, территории АЗС (толщина плитки 8 см).

Рекомендации по укладке тротуарной плитки

Конструктивные особенности выполнения работ по устройству тротуарной плитки решаются в каждом конкретном случае рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией исходя из специфики и объема выполняемых работ.

Сравнительный анализ плиточного дорожного покрытия предоставлен в таблице

Назначение дорожкиВид плиткиТолщина плиткиТребования к основаниюЦенаВозможность сделать своими руками
Пешеходная (дорожки, тротуары, отмостка)Вибролитая25-40 ммПесчаня подушкаНизкаяЕсть
Дорожная (подъездная дорожка, место стоянки авто на участке)Вибролитая40-60 ммПесчано-цементная подушкаСредняяЕсть
ПромышленнаяВибро-прессованная60-80 ммБетонная, песчання подушкаВысокаяНет

Укладка тротуарной плитки – комплексное мероприятие, требующее соблюдения всех строительных норм и правил. Несоблюдение одного из правил приводит к разрушению всего комплекса.

Ввиду того, что бетонная продукция изготавливается из природных материалов, которые подвержены натуральной пульсации (имеют различные оттенки, влажность), допускаются различия оттенков в готовых изделиях. Во избежание различия оттенков цветовой гаммы плитку следует брать из единой формовочной партии.

Как правило, размеры по толщине основания и подстилающего слоя определяются проектом.

2. Технология процесса укладки тротуарной плитки

При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться нормативно-техническими документами по устройству земляных сооружений и благоустройству территории.

Подготовительные работы

Первым этапом подготовительных работ для укладки тротуарной плитки является разбивка контура укладываемой площади и выставление контрольных «маячков». При этом учитываются углы территории, привязка к имеющимся площадям и уклоны.

Планировка

После выноса уровня высоты нужно снять верхний слой грунта (до 30 см), убрать все корневища растений и сделать выравнивающий слой из гравия или щебня.

Устройство уклонов, дренаж

Покрытие из тротуарной плитки должно обязательно иметь уклоны и водостоки для отвода дождевой воды. Это необходимо, чтобы под уложенной плиткой не образовывалось скопление влаги.

Рекомендуемый уклон:

■ для гладкой плитки – 2 %;

■ для дробеструйной – 2,5 %.

Для соблюдения уклона и ровности покрытия из тротуарной плитки необходимо начинать укладку от края отмостки и вести навстречу уклону.

Устройство несущего слоя

К устройству несущего слоя приступают после приемки земляного полотна. Во время приемки необходимо проверить:

■ соответствие отметок профилей (с точностью до 10 мм);

■ степень уплотнения грунта не менее 0,98.

Для несущего слоя должен быть применен морозоустойчивый, однородный по зернистости материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть нанесен равномерно по высоте и прямолинейно с соответствующими уклонами. При устройстве простых пешеходных дорожек чаще всего используется слой от 15 до 20 см. При устройстве территорий из тротуарной плитки для проезда легковых автомобилей используется слой от 20 до 30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается согласно проекту и укладывается в несколько слоев, каждый слой обязательно уплотняется виброплитой или катком.

Рекомендации по укладке тротуарной плитки

Установка бордюров

Во избежание расползания плитки по краям и для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бордюры размером 1000 x 200 x 80 мм. Они устанавливаются вручную на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой. Ширина шва между бортовыми камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швов про- изводят цементным раствором состава 1:4, после чего расшивают раствором состава 1:2.

Устройство выравнивающего песчаного или песчано-цементного слоя

На уплотненный несущий слой в качестве подстилающего слоя наносится слой песка толщиной 3-5 см, обязательно чистого (без глины). Допускается использовать отсев фракции 0-5 мм. Перед тем, как укладывать подстилающий слой, нужно выставить выравнивающие рейки и закрепить при помощи песка. После того как направляющие будут выставлены согласно всем уклонам и хорошо за- креплены, укладывается подстилающий слой. Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

Песчаный подстилающий слой уплотняют в увлажненном состоянии катками, применяемыми при уплотнении земляного полотна. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью ± 5 мм.

Движение транспорта по готовому подстилающему слою запрещено.

В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть толщиной 7 см выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см – из сухой смеси. Сухую песчано-цементную смесь приготавливают так же, но без добавления воды при естественной влажности песка 5-6%. Толщина подстилающего слоя назначается в зависимости от вида грунта и должна соответствовать проекту (отклонения по толщине слоя допускаются не более 1 см).

Пески или песчано-гравийные смеси, применяемые для подстилающего слоя, должны иметь коэффициент фильтрации не менее 3 м / сут, содержание мелкозема не более 7%, а пылевидных и глинистых частиц – не более 5% по массе. Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98, а наибольший просвет под трехметровой рейкой – 1 см.

Для устройства подстилающего слоя дорожной одежды используется песок. Применение немытого песка влечет за собой появление высолов на тротуарных дорожках.

Укладка тротуарной плитки

Прежде чем начинать укладывать первый ряд тротуарной плитки, для выдержки точного расстояния швов нужно натянуть шнур на всю длину и ширину данного объекта. Для соблюдения горизонтальности шнура при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

■ от нижней точки к повышающей;

■ от оптически важной границы;

■ от важных зримых элементов, таких как парадный вход дома, крыльцо и т.д.

Выравнивание уложенных плит осуществляют легким постукиванием резиновым молотком. Ширина шва между смежными плитами должна быть от 3 до 5 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или песчано-цементной смеси срезают ручным шаблоном.

Устройство тротуарной плитки с большой нагрузкой и при проблемных грунтах производится на бетонное основание, в котором при больших площадях покрытий желательно оставлять температурные швы шириной не менее 0,5 см через каждые 3 м для предотвращения растрескивания покрытия в зимний период.

В подготовленное ложе насыпают щебень слоем 10-15 см, разравнивают и утрамбовывают в соответствии с уклонами. Укладывают бетон слоем 5-15 см.

При укладке тротуарной плитки, по которым будет двигаться автотранспорт, необходимо создавать швы с достаточно прочным и устойчивым заполнением, чтобы усилия сдвига, создаваемые нагрузкой от колес, надежно передавались от плитки к плитке, иначе плитка будет смещаться относительно друг друга.

Не допускается заезд грузового транспорта на тротуарную плитку формата 400*400*42 мм.


На сегодняшний день покрытие из тротуарной плитки по праву занимает первые позиции среди различных способов благоустройства придомовой территории. Плиточное покрытие обладает неоспоримыми преимуществами: красота и возможность эксклюзивного дизайна, высокая прочность и сопротивляемость к истиранию, морозостойкость и отсутствие трещин, экологическая чистота и долговечность (до 25 лет службы), легкость демонтажа и ремонта.

Толщина плитки, как правило, 60-80 мм, но бывает и 35 мм, и 100 мм. Для активного движения транспорта покрытие из тротуарной плитки не предназначено. Однако умеренные транспортные нагрузки, в том числе, регулярную стоянку легковых автомобилей оно вполне выдержит. Правда для такого режима эксплуатации подойдет лишь толстая плитка от 80 мм и выше. Крупную широкую плитку под автомобили лучше не класть – возможны растрескивания. Тонкая плитка предназначена исключительно для пешеходных нагрузок.

Еще до начала работ нужно определиться с составом будущего покрытия (в зависимости от предполагаемых нагрузок и финансовых возможностей), а также просчитать необходимое количество материала.

Состав покрытия для небольших транспортных нагрузок: 10 – 15 см щебня фракции 20-40мм или 5-20мм, а еще лучше 10 см фракции 20-40мм, а потом 3-5 см расклинцовка щебнем фракции 5-20мм. Затем слой песка или отсева 5-7 см. Потом цементно-песчаная смесь (ЦПС) 3-4 см. И, наконец, плитка 8 см.

В случае пешеходных нагрузок можно обойтись без щебеночного основания: 10-15 см песка или отсева, 3-4 см ЦПС, 3,5 – 6 см плитка

Рассчитывая количество материала нужно помнить, что приведены толщины щебня и песка в уплотненном состоянии. Нормативный коэффициент уплотнения у щебня 1,26, у песка – 1,12. Тротуарную плитку следует покупать тоже с запасом 5-10 %.

Итак, приступаем непосредственно к работам.

Сначала выполняем так называемую разбивку территории. Площадку, которую будем покрывать плиткой, отмечаем колышками, натягиваем шнур, выставляем маяки, четко обозначаем углы, определяем, куда будут выполнены уклоны. Поперечный уклон должен составлять порядка 2%. Уклоны позволят дождевой воде свободно стекать с плиточного покрытия и собираться в определенном месте: в дренажном колодце, в канаве или просто на открытом участке земли. Кроме того, вода, просочившаяся в щели между плитками, через дренажный слой (щебень, отсев, песок) благодаря уклону будет уходить в нужном направлении.

При разбивке территории следует по возможности использовать расстояния, кратные размерам плитки, чтобы избежать дополнительной резки камней. Например, если укладываем квадратную плитку 20х20 см, то ширину дорожки лучше сделать 80 см, а не 90 см, чтобы легли 4 камня, а не 4,5. Если целыми камнями все-таки обойтись не удается, то лучше уж рассчитывать и использовать половинки, а не более мелкие части. Не забываем, что швы между плитками имеют тоже небольшую ширину, обычно от 3 до 7 мм.

Далее занимаемся устройством земляного корыта. Как правило, требуется, чтобы лицевая поверхность плитки в итоге вышла на тот же уровень, что и окружающие поверхности. Поэтому весь наш слоеный пирог: щебень, песок, ЦПС, плитку – нужно опустить под землю. Для этого и снимаем старое покрытие или слой грунта. Глубина выборки соответствует толщине будущего покрытия. Уже при нарезке земляного корыта должны быть соблюдены уклоны.

Подготовка основания


Подготовка основания

Следующий этап – устройство щебеночного основания. Качество его уплотнения в значительной степени будет определять качество всего будущего покрытия. Для уплотнения щебня используется виброплита или небольшой дорожный каток. По одному месту нужно пройтись 5-6 раз. В процессе уплотнения щебень нужно обязательно смачивать. Если толщина щебеночного основания больше 15 см, то лучше его укатывать в два слоя: насыпали, разровняли, полностью укатали первый слой, затем насыпали, разровняли, укатали второй.

Чтобы плиточное покрытие не расползалось в стороны, его желательно закрепить бордюрами. Их устанавливаем на бетонную подушку по краям площадки или дорожки. При желании можно сделать так, чтобы бордюры были не видны. Для этого их нужно просто опустить ниже (до середины толщины плитки), а сверху накрыть грунтом.

Подушку из щебня накрываем слоем песка или отсева. Песок используем чистый (без глины). Уплотняем его обязательно во влажном состоянии.

Далее идет слой ЦПС. На куб сухого чистого песка берем 100-200 кг цемента. Допустимая погрешность толщины плитки составляет ± 5 мм, и именно подстилающие слои из песка и ЦПС позволят сгладить эту разницу.

Трамбовать ЦПС не имеет смысла. Песок, особенно сухой, плохо держит уплотнение, то есть если даже по нему пройтись виброплитой, при малейших нагрузках он плывет, оставляет следы. А вот выравнивание этого слоя нужно провести тщательно. Для этого устанавливаем направляющие с учетом уклонов. Удобно использовать металлические трубы с квадратным сечением. Затем ЦПС разравниваем правилом по направляющим, направляющие убираем, в местах их залегания ЦПС досыпаем. Толщина слоя ЦПС с учетом толщины плитки должна быть на 1 см выше итогового уровня. По уложенному слою не ходить!

Приступая к укладке плитки, следует в первую очередь выбрать направление мощения. При этом целесообразно начинать укладку от оптически важной границы или от ключевых элементов территории, таких как: вход в здание, крыльцо и тому подобное или от нижней точки к повышающей. Каждая плитка укладывается, подгоняется с помощью резинового молотка – киянки. Швы, как правило, оставляют 5-7 мм. Меньше 3 мм швы делать нельзя. В этом случае возможно образование сколов по краям плитки. Причем неприятности могут начаться уже во время виброуплотнения. Особенно ответственно нужно отнестись к укладке первого ряда плитки, так как он будет ориентиром для всего последующего мощения. Независимо от конфигурации покрываемой площадки первый ряд должен быть перпендикулярен основному направлению укладки плитки. Во всю ширину площадки по линии укладки первого ряда натягиваем выравнивающий шнур. Затем рассчитываем так называемый шаг мощения, равный: длина плитки + ширина шва. Это величина постоянная. Контроль равномерности укладки плитки проводим через каждые пять шагов. Например, укладывается плитка размерами 10х20 см, швы 5 мм. Тогда шаг в поперечном направлении: 200+5=205 мм, пять шагов: 1025 мм. По линии шнура отмеряем расстояния по 1м 2,5 см. На каждом таком отрезке должны лечь пять плиток. Необходимо регулярно, через каждые 3 – 4 ряда, проводить контроль точного расположения швов как продольных, так и поперечных. Выполняется это обычно с помощью выравнивающего шнура. В случае выпадения из общего ряда отдельных камней, подбиваем их деревянным бруском. Горизонтальность поверхности по всем направлениям следует контролировать двухметровым правилом (уровнем). На 2м допустима погрешность 5-10 мм. Если отдельные камни заметно выступают или проваливаются, их аккуратно вынимаем, удаляем или досыпаем часть песка, затем возвращаем камни на место. Чтобы избежать смещения плиток во время вибрирования, швы между ними частично заполняем песком.

Сначала выкладываем все целые элементы, потом заполняем края площадки, для чего из плитки вырезаем куски нужного размера. Режем плитку с помощью отрезных дисков с алмазным напылением.

После укладки плитки проводим виброуплотнение. Выполняется оно обычно с помощью виброплиты с резиновой насадкой. Не рекомендуется проводить вибрирование по загрязненной или влажной поверхности, так как в этом случае на плитке возможно появление стойких пятен. Не следует также использовать очень тяжелый вибратор – он может расколоть отдельные элементы. После вибрирования не мешало бы еще раз проверить горизонтальность поверхности. Потом швы полностью заполняем чистым сухим просеянным песком. После чего всю территорию прометаем метлами. Затем смачиваем, опять посыпаем песком и через некоторое время еще раз прометаем, желательно в разных направлениях.

При эксплуатации покрытия из тротуарной плитки необходимо помнить о некоторых особенностях. В зимний период плитку нужно вовремя очищать от снега. Возникшую все-таки наледь ни в коем случае нельзя удалять с помощью лома и тому подобных предметов. Специальная уборочная техника должна быть оборудована резиновыми насадками. Стойкие загрязнения, в том числе, черные полосы от автопокрышек удаляются путем мытья с использованием чистящих средств. Также нужно соблюдать режим эксплуатации и не превышать запланированные нагрузки.

Расчеты и измерения – непременная составляющая укладки тротуарной плитки на песок с цементом своими руками. Они необходимы для определения точного количества расходных и декоративных материалов. В онлайн-магазинах есть специальные калькуляторы, позволяющие точно определить количество закупаемой тротуарной плитки, бордюрного камня, цемента и песка. Есть правила подготовки к самому процессу укладки, пошаговые инструкции для новичков. Однако длительность эксплуатации определяет и правильная разработка грунта, и применяемые способы укладки, и установка бордюров. Особенно важно правильно выполнить опорно-дренажную засыпку.



Основные правила

Укладка тротуарной плитки на песок с цементом своими руками непосвященным в тонкости процесса представляется делом несложным, не отнимающим у застройщика много времени.

Однако несоблюдение основных правил приведет к появлению недолговечного результата, уже через непродолжительное время требующего ремонта или переделки.



Нужно тщательно подготовиться, произвести необходимые подсчеты – то есть, выполнить основные правила, предшествующие каждому строительному этапу.

  1. Закупить заранее все необходимые стройматериалы – цемент качественной марки, песок с частицами разного диаметра, тротуарную плитку одного или нескольких видов (здесь все зависит от замысла домашнего дизайнера).
  2. Приготовить инструменты, которые понадобятся при укладке: мастерок и резиновую киянку, трамбователь, клинья и грабли, колышки с разметочным шнуром, строительный уровень и шланг с насадкой.
  3. Стройматериалы, в отличие от инструментов, потребуются только после того, как будет подготовлена почва – выкопан плодородный слой, удалены потенциальные «агрессоры» – корешки и семена растений.
  4. Глубину траншеи рассчитывают индивидуально. Она зависит от твердости или рыхлости почвы, степени нагрузки на оформляемую дорожку. Она должна быть глубже, если по ней будут ездить машины или грунт относится к категории рыхлых и быстро проседает.
  5. Укладка геотекстиля или агротехнической ткани – еще одно непременное условие предварительной подготовки. Это помогает предотвратить прорастание тех сегментов растений, которые ускользнули от внимания домашнего мастера и способны навредить сооружению в дальнейшем.
  6. Тщательное выполнение пошаговой инструкции по обработке грунта, установке бордюров, устройству опорно-дренажной засыпки, созданию песчаной подушки и техники укладывания плитки своими руками. Она может зависеть не только от конфигурации тротуарной плитки, но и от наличия в ней ограничителей (они есть только у продукции от проверенного производителя с хорошей репутацией, и стоит такое удовольствие обычно не дешево).
  7. Качественная заделка стыков и оформление швов – еще одно основное правило, не менее важное, чем тщательное проведение трамбовки при укладке. Без последнего невозможно создание долговечного основания, обеспечивающего способность выдержать нагрузку и не деформироваться.





К основным правилам относится и техника безопасности. Использование некоторых инструментов предполагает специальное защитное снаряжение. Так что внешняя простота укладки тротуарной плитки на песчано-цементную смесь, в процессе выполнения требует учета некоторых нюансов.

Пропорции и расход смеси

Определение подходящего состава зависит от двух моментов. Первым, немаловажным, но не главным является вид декоративной плитки. Но сейчас производители выпускают ее в большом ассортименте, и раздавать универсальные рекомендации довольно сложно.



Основным ориентиром выступает способ укладки.

  1. Укладка на песчаную подушку оправдана только в некоторых случаях – например, при сооружении садовых дорожек вблизи жилого дома. Это простой и востребованный способ, недорогой и нетрудоемкий, выполняемый с минимальными временными и трудовыми затратами, обеспечивающий надежное стекание воды с поверхности плитки. Подкупает и простота ремонта – пришедший в негодность элемент попросту заменяется. Однако малейшее превышение допустимой нагрузки приводит к плачевному результату. Пескосмесь – не самый надежный вариант укладки тротуарной плитки.
  2. Сухая цементно-песчаная смесь обладает неоспоримыми достоинствами – у нее высокие прочностные свойства, она более устойчива к динамическим нагрузкам. Мощение таким составом под силу даже дилетанту, но в данном случае затраты на стройматериалы не обеспечивают желаемого эффекта – прочности, устойчивости и долговечности.
  3. Бетонная стяжка – основание для тротуарной плитки, которое сложнее приготовить, чем первые два варианта, но зато результат долговечен.




Примерно такими же показателями отличается укладка на раствор из песка и цемента. Пескоцементная готовится по вариабельной рецептуре, но основные требования к ней зафиксированы в строительном ГОСТе. Там указывается правильное соотношение компонентов, поэтому сделать смесь или раствор в нужной пропорции не составит сложности.

В песчаной смеси используется только песок. Рекомендуется смешивать крупные и мелкие фракции, вода не добавляется вовсе. Толщина подушки зависит от размера и высоты плитки.

Немного о составе и расчетах. Сухая пескоцементная смесь может быть гарцовочной (с добавлением извести). На строительном рынке есть сухие смеси с уплотнителями разного типа. Песок в них используется мелкозернистый. Надежность укладки обеспечивают промышленные добавки.

Имея в доме лопату или бетономешалку, дрель со специальной насадкой или перфоратор, можно приготовить раствор для мокрой укладки или бетонную стяжку. ГОСТ предписывает для этой цели использовать только портландцемент без минеральных добавок. Стандартное соотношение – три части песка, одна – цемента. Но тут есть и небольшой секрет – чем выше марка цемента, тем больше нужно песка. Рекомендованная толщина слоя раствора – 0,5 Дм.

Точное количество, которое потребуется для фронта работ, определить сложно. Может ошибаться и онлайн-калькулятор. Все дело в том, какой консистенции раствор приготовлен. Густого раствора потребуется много, но прочность такой кладки гарантирована.

Расход стройматериалов можно уменьшить, делая жидкую смесь. Но это непременно снизит качество и долговечность укладки. На сегодняшний день именно бетонно-песчаный раствор – самая популярна подушка для укладки тротуарной плитки.



Однако множество пользователей оборудуют дорожки для внутреннего применения с меньшими финансовыми и временными затратами и они вполне довольны полученным результатом. Нужно просто учитывать цели укладки и потенциальные нагрузки. Это позволит определиться с типом укладки, а иногда и минимизировать финансовые затраты.

Подготовка

Для укладки тротуарной плиткой рекомендуется выбирать сухие и ровные участки, чтобы кладка соответствовала замыслу, не встопорщилась через короткое время от грунтовых вод или стекающих во впадины осадков.

Если речь идет о покрытии, по которому будет ходить множество людей или (пусть даже изредка) ездить транспорт, покупать следует плитку, изготовленную методом вибропрессования.

Вибролитая плитка – отличный материал для садово-ландшафтного дизайна. Покупать нужно с запасом (больше на 10%, чем показали расчеты). Не исключены элементы с дефектами, повреждения при перевозке или в процессе укладывания.



При мягком грунте трамбовка проводится дважды – сначала слой поливается водой и трамбуется, затем укладывается щебень, и процесс повторяется. В идеале щебень покрывается геотекстилем, а уже поверх полезной ткани засыпается песок и сухая смесь. При марке цемента 300-400 нужно пять частей песка, а при марке 500-600 – одна к шести. Для прочности иногда добавляется клей ПВА. Смесь нужно хорошенько выровнять, прежде чем начинать заниматься укладкой. Это особенно важно при работе с сухим составом.

Пошаговая инструкция

Приготовить качественную смесь – недостаточно для успеха предприятия. Нужно правильно укладывать конструктивные элементы:

  • плитка заглубляется в сухую массу до половины;
  • каждый ряд отдельно проверяется уровнем, а дефекты устраняются на месте;
  • для этого используется, как правило (это может быть и простой деревянный брусок), резиновая киянка, которой плитку осторожно выравнивают, простукивая с торца;
  • точно так же устраняются неровности на поверхностном слое – киянкой и правилом;
  • оставляется зазор в 2-3 мм, с помощью упора или приспособлений от производителя.




Последний этап – заделка швов. Отработанная методика экономит время и усилия. Сначала смесь песка и цемента распределяют по выложенной плитке, так, чтобы она заполнила выемки между плитками. Затем аккуратно сметают излишки. После этого сбрызгивают швы водой. Смесь ровно ложится, набухает и надежно скрепляет между собой элементы плиточной мозаики. Теперь нужно только убрать вставленные между плитками распорки или специальные приспособления из пластика. Они нужны только для дешевой плитки. У дорогой, предусмотрены специальные конструктивные элементы.



В публикациях от профессионалов можно найти рекомендации периодически повторять процедуру укрепления швов, особенно после обильных осадков или весеннего таяния снега.

Соблюдение предписанной технологии и учет особенно важных моментов, следование основным правилам позволят за короткое время создать эстетичную и прочную конструкцию. Ее сооружение под силу каждому. Это позволит обновить и придать эстетичную визуализацию ландшафтному дизайну частного дома, дачного или загородного земельного владения.

Пошаговая инструкция укладки брусчатки своими руками представленна в видео.

Читайте также: