Кассиль у классной доски читательский дневник 3 класс

Обновлено: 04.05.2024

Идет Великая Отечественная война. Немолодой, невысокий железнодорожник-фронтовик Афанасий Гурыч Севастьянов рассказывает школьникам, как ехал к ним. Поручили ему и Леше Клокову вагон с «особым» грузом. Чтобы вагон живее цепляли к эшелонам, Леша выдумал, что у них в вагоне взрывчатка, «огнеопасный груз». В пути взяли пассажиркой Дашу Маркелову. Девчонка ехала с сухарями к маме. Гурыч хотел ее прогнать, не положено ведь. Но потом они сдружились. Поезд бомбят немецкие самолеты. Гурыч с Лешей при вагоне: груз-то и вправду «горючий». Кое-как вагон потушили. Нашлась и Дашутка. Глядит: а в вагоне учебники! Для школ тех мест, откуда немцев прогнали. Ведь дети 2 года не учились.

Как узнали на станции, что в вагоне книжки – дальше поезда не дают. Хорошо, один военный ради ребятишек прицепил вагон к составу. Едут, а Даша экзаменует Севастьянова на знание таблицы умножения. Вдруг – немцы на танках! Севастьянов Дашу загородил учебниками, а сам с Лешей, прихватив винтовки, стал с другими бойцами по немцам стрелять. Военные уехали, а их вагон бросили. Не до учебников им. Хотел Севастьянов взорвать груз, чтоб врагу не достался. А тут – броневик за ними. А у Леши голова пробита. Пришлось похоронить его на станции Старые Дубы.

Раз по темноте заскочил Гурыч не в свой вагон, хлебнул аптечной карболки. Потом попал в свой, а Даша там сторожит. Сошла девчонка в Козодоевке. Побежала домой за едой для Гурыча. А вернулась в слезах и с учительницей. Мать Дашутки немцы убили. Севастьянов готов ее в дочки взять, к тетке отвезти. Сам-то он одинокий. Но у Дашутки есть своя тетка. А пока – в детдом. Учительница выпросила для своих учеников задачники и буквари. Попрощался Севастьянов с Дашуткой, как с родной. И прибыл в эту школу. А у книжек страницы «тронуты огнем, пулями и кровью» Алеши Клокова… Выслушав этот рассказ, ребята бережно берут учебники в руки.

Читательский дневник по рассказу «Огнеопасный груз» Кассиля

Сюжет

Железнодорожники Афанасий Гурыч Севастьянов и Алеша Клоков везут учебники в освобожденный от немцев город. Всем говорят, что груз «огнеопасный», важный. И их цепляют к эшелонам. Вместе с ними едет к маме Даша Маркелова. Они попадают под бомбежку, тушат пожар в вагоне, в бою с немецкими танками гибнет Клоков. Дома Даша узнает, что мама погибла. Учительница не отдает ее в дочки одинокому Севастьянову: у девочки есть родня. Севастьянов передает школьникам политые кровью, пробитые пулями, обгоревшие учебники.

Отзыв

Рассказ о войне, мужестве, самоотверженности людей. Люди думают о будущем детей, их образовании. На войне, как в жизни: есть место и трагическому (смерть Клокова), и смешному (случай с карболкой), и повседневному (Даша украшает вагон занавесками, как дом). Все – как одна семья. В названии и правда (ведь книги – горят), и шутка (книги – не взрывчатка). Знания – тоже оружие. Рассказ учит взаимовыручке, бескорыстию, смелости, ответственности. Учит быть добрым, благодарным, честным, любить свою Родину и народ.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Взросление мальчиков происходит на фоне революционных событий в стране. Они учатся взрослой жизни, умению принимать важные решения, ответственности и чести.

Сюжет – краткое содержание

  1. Рассказчик и Оська выдумывают страну Швамбранию, в которую играют целыми днями.
  2. Герой взрослеет, его стригут налысо и отправляют учиться в гимназию.
  3. В гимназии правит кондуит, и нарушивших этот закон строго наказывают директор и учителя.
  4. Происходит революция, свергают царя, а директора гимназии выгоняют.
  5. Приходят новые учителя, происходит ещё одна революция, в городе появляется комиссар.
  6. Наступают трудные времена, тиф, голод, и ребята решают отменить Швамбранию.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод со срезанием электрических звонков с дверей жителей города. Даже фараон, приставленный земским, не смог уследить за последним звонком, ведь его срезал сын земского.

План произведения для пересказа

  1. Пропавшая королева.
  2. Выдуманная страна.
  3. Двоюродный брат Митя.
  4. Лето на даче.
  5. Гимназия.
  6. Электрические звонки.
  7. Скачки на коне.
  8. Революция.
  9. Смена директора.
  10. Лето в деревне.
  11. Раздатчик сахара.
  12. Тиф.
  13. Увлечение театром.
  14. Конец Швамбрании.

Главная мысль

В трудные времена дети взрослеют раньше, а фантазия помогает им лучше приспособиться ко взрослой жизни.

Чему учит эта книга

Этот роман учит верить в лучшее, не сдаваться, бороться с неприятностями. Учит воспитывать стойкость и упорство. Учит фантазировать и выдумывать. Учит тому, что трудные времена приходят и уходят, а люди остаются.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравилась эта книга, а больше всего мне запомнились порядки, которые царили в гимназии. Они были очень страшными, детей никто не уважал и не считал за личности. За малейшую провинность их наказывали.

Новые слова и выражения

Вандал – варвар, разбойник, разрушитель.

Манифест – указ, программа действий.

Синематограф – кинотеатр.

Пословицы к произведению

Сталь закаляется в огне, а человек – в трудностях.

Всё, что ни делается, – всё к лучшему.

Умным и смелым трудности не страшны.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Каков характер, таковы и поступки.

«У классной доски» читательский дневник

«У классной доски» – поучительный рассказ о подвиге обычного школьника, благодаря которому его учительница и одноклассники оказались живы во время войны.

Краткое содержание «У классной доски» для читательского дневника

ФИО автора: Кассиль Лев Абрамович

Название: У классной доски

Число страниц: 5. Кассиль Л. А. «У классной доски». Издательство «Росвуз Библиотека». 1990 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1942 год


Главные герои

Ксения Андреевна – сельская учительница, спокойная, строгая, ответственная женщина, которая пользовалась большим уважением в селе.

Костя Рожков – отважный, решительный школьник.

Немецкие офицеры – фашистские захватчики, которые собирались расстрелять учительницу на глазах её учеников.

Сюжет

В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Она была строгой, но очень справедливой, доброй и спокойной. Почти всё село у неё училось, и её воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.

Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.

В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только её, и попросила одного мальчика принести стул.

Немцы предложили ребятам пройти «экзамен: показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели её к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.

Немцы принялись считать до трёх и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил её створкой солдата и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.

Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…

План пересказа

  1. Любимая учительница.
  2. Линия фронта рядом.
  3. Партизанский отряд.
  4. Появление немцев.
  5. Допрос.
  6. Отважный поступок Кости.
  7. Появление партизан.
  8. Пленные фашисты.

Главная мысль

Даже в самой сложной ситуации нужно бороться до последнего и никогда не опускать руки.

Чему учит

Учит быть смелым, отважным, находчивым. Также учит любить свою родину, не бросать в беде дорогих сердцу людей.

Отзыв

Костя, несмотря на свой юный возраст, готов был пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимой учительницы. Благодаря его отваге, решительности и умению быстро принимать важные решения ребята были спасены, а немцы оказались в плену.

Рисунок-иллюстрация к рассказу У классной доски

Рисунок-иллюстрация к рассказу У классной доски.

Пословицы

  • Дома и стены помогают.
  • Родина — мать, умей за неё постоять.
  • Умел да смел — пятерых одолел.
  • За правое дело стой смело!

Что понравилось

Понравилось, что все жители села уважали Ксению Андреевну. Нужно быть очень хорошим, достойным человеком, чтобы пользоваться любовью и уважением стольких людей.

В 1942 году русский советский писатель Лев Кассиль написал поучительный и глубокий по смыслу рассказ «У классной доски». В читательский дневник можно записать, что он повествует о случае, произошедшем во время Великой Отечественной войны, когда школьная учительница и её ученики проявили стойкость и храбрость, сумев дать отпор фашистам. В произведении есть место настоящему подвигу, героизму и сплочённости русского народа перед лицом врага.

Рассказ «У классной доски»

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:

Герои рассказа «У классной доски»

  1. Ксения Андреевна Карташова — сельская учительница, умная, интеллигентная, благородная, прослывшая строгой, но справедливой. Она была уже немолода, у неё давно поседели волосы, но глаза оставались такими же ясными и синими, взгляд — светлым и проницательным, а походка — лёгкой и плавной. Она никогда не торопилась, не суетилась. Старшеклассницы старались брать с неё пример, все вокруг её уважали и любили. Говорили, что у неё руки поют: их движения были плавными и мягкими, певучими.
  2. Костя Рожков — лучший пловец школы, смелый и решительный мальчик, не испугавшийся фашистов.
  3. Шура Капустина — немного пугливая и чувствительная, но храбрая девочка.
  4. Сеня Пичугин — известный тихоня, но в опасной ситуации способный на смелые поступки.
  5. Командир партизанского отряда Широков — волевой и ответственный мужчина, бывший ученик Ксении Андреевны, а теперь у неё учится его дочь. Относится к учительнице с благодарностью и уважением.
  6. Три немецких офицера — фашисты, разведчики, жестокие и бездушные. Начальник — худой длиннорукий немец с короткими медно-рыжими усами, немного умеющий говорить по-русски. Его подчинённые во всём слушаются его.

Самоотверженными, честными, искренне желающими помочь своей Родине и красноармейцам в непростое военное время — такими рисует юных героев рассказа «У классной доски» Лев Кассиль.

Краткое содержание

Учительница Ксения Андреевна Карташова работала в школе уже 32 года, учила многих жителей села, которые теперь повзрослели и приводили в школу уже собственных детей.

Партизаны в лесу

Шла война, линия фронта располагалась совсем недалеко от села. Школа находилась на пригорке возле обрыва над рекой. Части Красной Армии укрепились за рекой, а колхозники сформировали партизанский отряд и ушли в лес за селом. Школьники часто носили партизанам еду, перевязывали им раны, собирали сведения о местоположении немцев. Лучший школьный пловец Костя Рожков не раз доставлял информацию от партизан войску красноармейцев, переплывая реку.

В селе давно привыкли к рёву вражеских самолётов, но на этот раз на школьный двор заявились три немца на мотоциклах. Под дулом пистолетов они загнали учеников в школу. Начальник потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что в классе все слушаются только её, и велела Сене Пичугину принести стул.

Начальник немного говорил по-русски, хотя учительница понимала и по-немецки. Он объяснил, что от детей требуется главное: на карте, нарисованной им на доске, показать расположение партизан.

Ксения Андреевна и ученики стали уверять, что не знают этого. Тогда немец схватил учительницу, прижал к стене и начал угрожать расстрелом. Она и тогда просила детей ничего не говорить, а также велела им отвернуться, чтобы они не увидели её смерти.

Костя Рожков ударил доской немца

Начальник считал до трёх, но тут Костя Рожков не выдержал: он поднялся и подошёл к доске, сказав, что покажет, где находятся партизаны. Но вместо этого он резко повернул доску в её раме, отчего она ударила стоящего рядом фашиста по лицу. Костя скрылся за доской, как за щитом. За ней располагалось окно, в которое он выпрыгнул, а затем побежал к реке и поплыл к другому берегу. Немцы начали палить сначала в доску, после этого из окна — в него, но не могли в него попасть.

Звуки выстрелов услышали партизаны и быстро взяли немцев в плен. Теперь те находились в классе безоружные и поникшие.

Командир Широков попросил Ксению Андреевну помочь с допросом фашистов, так как она знает немецкий язык. Он тоже был её бывшим учеником, поэтому относился к ней с большим уважением и учтивостью.

Основная мысль

Эта история затрагивает непростую тему Великой Отечественной войны и героических поступков в те страшные годы. Она показывает, что совершить подвиг может каждый — вне зависимости от возраста и обстоятельств. Произведение учит:

  • твёрдости и стойкости;
  • мужеству;
  • любви к Родине;
  • уважению к учителям.

Главная мысль заключается в том, что нужно всегда оставаться патриотом и защищать то, что тебе дорого, быть смелым и отважным, не пасовать перед трудностями, вовремя проявлять смекалку и не бояться врагов. Даже в самой безвыходной ситуации можно найти верное решение.

Борьба с фашистами

Победа над фашизмом была заслугой не только солдат на фронте, но и женщин в тылу и даже детей и подростков, помогавших партизанам и красноармейцам. Примером таких героев тыла становятся Ксения Андреевна, в это тяжёлое время продолжающая работать и учить детей и своим поведением показывающая, что даже во вражеском плену можно вести себя достойно, а также её ученики, проявившие стойкость и решительность.

Отзывы для читательского дневника

Произведения о войне и о жизни людей в военные годы не оставляют равнодушным никого из читателей.

Я с большим удовольствием прочитала рассказ Л. Кассиля «У классной доски». Казалось бы, по названию невозможно сказать, что это произведение будет рассказывать о войне и о борьбе с фашистами. Но именно классная доска помогла Косте Рожкову спасти положение: он ударил ею немца и сумел вырваться. Он рисковал собой, но ему важно было обезопасить преподавательницу и одноклассников. Не сделай он этого, неизвестно, что бы произошло: возможно, немец действительно выстрелил бы в учительницу, досчитав до трёх. Таким образом, его поступок — настоящий образец бесстрашия и отваги.

Мне очень понравилась эта книга Льва Кассиля, текст произведения легко читается, но держит в напряжении практически от начала до конца. Словно читатель сам находится в помещении и следит за развитием событий, веря, что этот небольшой класс всё же сможет избавиться от напасти в виде трёх фашистов.

Немецкие разведчики неслучайно решили выведать важную информацию у школьников: они считали, что легко справятся с детьми и женщиной. Но они ошиблись, недооценив их смелость и смекалистость, и в итоге сами поплатились за это. Я очень рад, что в этой истории, словно в сказке, счастливый финал — хотя, конечно, в жизни во время войны было достаточно случаев, окончившихся более плачевно.

В этом произведении мне больше всего запомнилось и понравилось описание учительницы. Автор очень красиво пишет про её руки, движения которых настолько плавные, что они словно поют или досказывают то, что не сказано вслух. После такого описания, а также слов о том, что она выучила не одно поколение детей этого села, к ней сразу проникаешься симпатией, а когда в повествование вводятся фашисты, уже всерьёз волнуешься за неё.

Ксения Андреевна с большой любовью, заботой и нежностью относится к ученикам — она учит их доброму, разумному, светлому. Она даже закрывает их собой от врага. Собранная, уверенная бесстрашная, она заражает учеников своим спокойствием и подаёт им незаметные сигналы не поддаваться немцам на уговоры. Поэтому в какой-то степени от неё зависит их спасение, хотя подвиг совершает один из её учеников. Она — достойный пример русской женщины, учительницы, чуткой и внимательной.

Чему учит рассказ "У классной доски"
Рассказ учит мужеству, смелости, решительности. Учит не бояться врагов. Учит любить и уважать своих учителей. Учит патриотизму и любви к Родине.

Отзыв на рассказ "У классной доски"
Мне очень понравилось, как все в селе уважали свою учительницу. Она выучила всех и все ее любили. Даже суровый командир партизан был ее учеником, а потому скромно сел за свою старую парту. Мне также понравилась решительность мальчика Кости, который ради учительницы рискнул своей жизнью, и сумел привести помощь. А вот немцев мне не жаль, они заслужили свою участь.

Пословицы к рассказу "У классной доски"
Что посеешь, то и пожнешь.
Родители создают тело, учителя - душу.
Верная указка не кулак, а ласка.
К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
Родина - мать, умей за нее постоять.



Читать краткое содержание, пересказ рассказа "У классной доски"
Ксения Андреевна была из тех учителей, про которых говорили, что у них поют руки. Ее движения были плавными и мягкими, стоило учительнице поднять руки и класс замолкал.
Ксения Андреевна учительствовала 32 года. Ей отдавали честь милиционеры, у ней учился председатель колхоза.
Ксения Андреевна двигалась плавно, неспешно. Не стала спешить она и в этот раз, услышав шум моторов. Учительница велела ребятам идти к траншее во дворе школы, думая, что приближается налет. Но это были не самолеты.
Во двор школы забежали трое немцев и наставили на ребят автоматы. Это были разведчики мотоциклисты. Ксения Андреевна сказала, что она учительница и это ее ученики, а немцы торопливо затолкали всех в класс.
Главные немец пнул учительский стол и потребовал для себя стул. Ребята не шелохнулись. Но Ксения Андреевна спокойно попросила Сеню Пичугина принести стул из коридора. Тот принес обшитый клеенкой стул. Немец уселся.
Шура Капустина попросилась выйти из класса, но учительница сказала, что в коридоре все равно еще немец и не отпустила девочку.
Немец стал требовать, чтобы ребята показали на карте, где в лесу скрываются партизаны. Он угрожал ребятам, но те сидели молча. Немец попросил учительницу рассказать по-немецки о партизанах, но та сказала, что ничего не знает.
Немец ткнул пистолетом в подбородок Сене Пичугину и сказал, что если ребята будут молчать, он убьет учительницу. Шура стала рыдать, но Ксения Андреевна сказала ребятам успокоиться и стала с ними прощаться.
Тогда встал Костя Рожков и сказал, что знает, где прячутся партизаны. Он взял мел и подошел к доске. Немец наклонился ближе, а Костя вдруг с силой ударил доску и та перевернулась, стукнув немца по лицу. Костя прыгнул за доску, а немец стал палить в нее из пистолета.
Но за доской было окно и Костя успел выпрыгнуть и бросился в реку.
Немцы палили ему вслед, но Костя добрался до другого берега.
Немцы выскочили из школы и бросились к мотоциклам, но с другого берега раздалась пулеметная очередь.
Через пятнадцать минут пленных немцев снова ввели в класс. Командир готовился допрашивать немцев, когда в класс вошла Ксения Андреевна. Командир встал и сказал встать немцам, ведь когда учительница входит в класс, принято вставать. Учительница разрешила командиру Широкову продолжать допрос, но он попросил спрашивать немцев ее, а сам скромно сел на свое старое место за партой.
И Ксения Андреевна стала задавать немцам вопросы, а те, оробев, вытянулись перед учительницей.

Читайте также: