Какой вид цемента можно перевозить водным транспортом

Обновлено: 16.05.2024

Коллеги приветствую!
Ситуация следующая:
планируется транспортировка цемента морским и речным транспортом.
В связи с этим интересует любая информация по данному вопросу:
суда для транспортировки, емкости и механизмы для загрузки и разгрузки.
Буду благодарен за любые данные, вплоть до ссылок на художественные произведения, в которых упоминается данный вопрос

Упоминание и общее описание есть в литературе по транспортировке цемента. Например "Справочник по пневмокомплексам и пневмотранспортному оборудованию" С.А. Евтюков, М.М. Шапунов

Пару страниц прикладываю.

Также есть импортные суда для перевозки, например их делает фирма Corlsen Швеция

Цитата
Алексей Савиных пишет:

Спасибо за этот ответ!

Еще предложения принимаются ))

Также посмотри книги Малевича. Инициалов не помню.
Из импортных делают суда немцы Claudius Peters Technologies GmbH. Но немцы заломят такие цены, что мало не покажется.
А для чего тебе?

Цитата
mitek пишет:
А для чего тебе?

Строительство в регионе с отсутствием производства цемента и его сырья.
Доступность региона по морю и авиатранспортом.

Безсмысленно таскать цемент из Европы, тем более на суднах. Во первых где Вы возьмете специализированную баржу? Во вторых, сколько Вам придется решить вопросов по оформлению, по загрузке/выгрузке, и это далеко не полный перечень.
Ну если Ваша вера больше, то я здесь пас!

Цитата
mitek пишет:
Безсмысленно таскать цемент из Европы, тем более на суднах. Во первых где Вы возьмете специализированную баржу? Во вторых, сколько Вам придется решить вопросов по оформлению, по загрузке/выгрузке, и это далеко не полный перечень.
Ну если Ваша вера больше, то я здесь пас!

В смысле "бессмысленно"?
А какие еще есть варианты?
Тем более что морской транспорт самый дешевый.

Цементовоз купим, зафрахтуем - с этим проблем нет.
Вопросы загрузки и выгрузки будем решать.

ГОСТ Р 59142-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРЕВОЗКА ПОДВИЖНОЙ ТЕХНИКИ НА СУДАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Transportation of mobile equipment by inland water transport vessels. General requirement

Дата введения 2021-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Волжским государственным университетом водного транспорта (ВГУВТ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт устанавливает основные виды опасностей, связанных с эксплуатацией судов при перевозке подвижной техники.

Основной целью настоящего стандарта является установление общих принципов и требований по организации работ по транспортировке подвижной техники, а также обеспечение безопасной эксплуатации судов внутреннего водного транспорта при транспортировке подвижной техники в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных документов [1], [2] и постановления Правительства Российской Федерации [3].

Рекомендуется ввести настоящий стандарт в программы курсов обучения и руководства для конструкторов, производителей, эксплуатационников.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, а также дополнительные требования безопасности к эксплуатации их при перевозке подвижной техники.

Требования стандарта распространяются также на технологическое проектирование судов, связанных со специфическими грузовыми операциями по перевозке подвижной техники.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ Р 56022 Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием года утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, внесены изменения, затрагивающие положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 подвижная техника; ПТ: Самоходная техника на колесном или гусеничном ходу.

3.2 самоходная техника; СТ: Легковые и грузовые автомобили, тракторы, экскаваторы, подъемно-транспортные, строительные, дорожные, сельскохозяйственные и другие колесные (КТ) и гусеничные (ГТ) самоходные машины.

3.3 прицеп (трейлер); ПР: Высоко- или низкорамная прицепная платформа, имеющая оси впереди и сзади, используемая для транспортировки грузов по дорогам общего пользования (механическое транспортное средство).

3.4 полуприцеп (семитрейлер); ПП: Высокорамная платформа, имеющая только заднюю ось, с опорой передней части на седельное устройство тягача, соединяемое с ним шкворнем, используемая для транспортировки грузов по дорогам общего пользования.

3.5 автопоезд; АП: Состав из автомобиля с одним или двумя прицепами на жесткой сцепке.

Примечание - Для целей расчета средств крепления каждое звено автопоезда рассматривается как отдельное транспортное средство.

3.6 сочлененный автопоезд; СП: Комбинация тягача с полуприцепом.

3.7 комбинация транспортных средств; КТС: Автомобиль, соединенный с одним или более буксируемыми транспортными средствами.

Примечание - Для целей расчета средств крепления каждое звено комбинации рассматривается как отдельное транспортное средство.

3.8 ролл-трейлер; РТ: Низкорамный полуприцеп без тормозов и сигнальных огней, соединяемый с тягачом специальным устройством - гузнехом, используемый для транспортировки и хранения грузов на территории порта и на судах.

3.9 механические транспортные средства (категории N); МТС: Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов по всем типам дорог.

4 Общие требования к наличию систем крепления, к системам пожарного тушения, к защите систем электрооборудования и к системам вентиляции на судах, привлекаемых к перевозке ПТ

4.1 Суда, перевозящие ПТ с топливом в баках с температурой вспышки менее 61°С, должны быть оборудованы системой вентиляции с кратностью не менее 5-6 обменов в час в грузовых помещениях.

4.2 Перевозка ПТ с топливом в баках (типа дизельного) с температурой вспышки свыше 61°С разрешается на всех судах с кратностью вентиляции не менее 2 обменов в час в грузовых помещениях.

4.3 Суда, привлекаемые к перевозкам подвижной техники, должны быть оснащены водопожарными системами, а также дополнительными системами пожаротушения (см. 4.14) в соответствии с ГОСТ 12.1.004.

4.4 Размещение и крепление подвижной техники на судах выполняют в соответствии с требованиями ([4], пункт 1 статьи 72).

4.5 При перевозке ПТ, работающей на бензине, следует использовать отсеки судна, не смежные с машинным отделением (МО). Перевозка такой ПТ в помещениях, смежных с МО, допускается только при наличии между такими помещениями и МО переборки класса А-30 или коффердамов, цистерн, кладовых. Для перевозки ПТ с остатками топлива, относящегося к классу 9 (подкласс 9.2 - горючие жидкости типа дизельного топлива с температурой вспышки от 61°С до 100°С), можно использовать все грузовые отсеки и участки палуб.

4.6 В грузовых помещениях, предназначенных для перевозки ПТ, размещение и исполнение стационарного и переносного электрооборудования должно соответствовать требованиям ([5], пункт 16.3 части VI).

4.7 Для ликвидации в грузовых помещениях зон повышенной концентрации паров топлива, способных образоваться в аварийной ситуации (разлив топлива), допускается применение переносных электрических дымососов либо переносных вентиляционных установок, располагаемых вне грузовых помещений.

4.8 Вентиляционная система каждого грузового отсека должна быть автономной. В грузовых отсеках, не имеющих автономной системы вентиляции, необходимо наличие противопожарных заслонок в каналах вентиляции.

4.9 Конструкция и исполнение вентилятора должны исключать возможность образования искр, для чего крылатку и корпус следует изготавливать из материалов, которые при взаимодействии не образуют искр.

4.10 Приемные отверстия систем вентиляции должны быть расположены в нижней (не более чем 400 мм от палубы) и в верхней (не более 400 мм от подволока) зонах грузового помещения.

4.11 Грузовое помещение, предназначенное для перевозки ПТ, должно быть обеспечено водопожарной системой, а также одной из следующих систем:

- водораспыления и водяных завес;

- тушения парами легкоиспаряющихся жидкостей;

4.12 Судно должно быть дополнительно снабжено огнетушителями из расчета 1 шт. на каждые 150 м грузового помещения, предназначенного для перевозки ПТ.

4.13 На каждом судне должны быть комплекты снаряжения для пожарных на каждого члена аварийной партии, но не менее трех. В каждом комплекте должен быть автономный дыхательный аппарат. Применение кислородных изолирующих приборов не допускается.

4.14 Каждое грузовое помещение должно быть оборудовано системами пожарной сигнализации в соответствии с требованиями ([5], пункты 11.4 и 11.8 части VI).

5 Общие требования к подвижной технике, подготовленной к перегрузочным работам и перевозке на судах внутреннего водного транспорта

5.1 В документах на подвижную технику и в информационном листке, прикрепляемом к ветровому стеклу кабины с внутренней стороны, следует указывать название и марку топлива, которым ее заправляют. На момент погрузки на транспортные средства (суда) подвижная техника должна быть заправлена топливом в количестве не менее 5 л для легковых и не менее 12 л для всех остальных видов самоходной техники.

5.2 Система охлаждения двигателей должна быть заправлена антифризом (тосолом), а аккумуляторы заполнены электролитом, заряжены и готовы к пуску двигателя. При температуре наружного воздуха 4°С система охлаждения двигателей может быть заправлена водой. При погрузке самоходной техники на транспортные средства (суда) при температуре наружного воздуха ниже 4°С и отсутствии в системе охлаждения антифриза допускается заправка ее горячей водой. Слив воды из системы охлаждения должен проводиться немедленно после окончания погрузки техники на транспортное средство.

5.3 На машинах должна быть установлена и находиться в исправности световая и звуковая сигнализация, а также все прочие устройства, обеспечивающие безопасность движения.

5.5 Если погрузка будет осуществляться на грузовое судно, не оборудованное устройствами для заезда подвижной техники своим ходом, то для нее, за исключением легковых автомобилей, предприятие-изготовитель должно предоставить схему строповки для перегрузки грузоподъемными устройствами с указанием мест строповки, грузозахватных приспособлений, расположения строповочных ветвей и центра тяжести. Расположение строповочных ветвей и применяемые приспособления должны исключать возможность повреждения подвижной техники и ее лакокрасочного покрытия. Схему строповки следует прикреплять к внутренней стороне стекла кабины. При отсутствии у подвижной техники кабины схему прикрепляют на видном месте с предохранением от повреждения атмосферными осадками.

5.6 При отправлении предназначенной к погрузке своим ходом подвижной техники, хранящейся в портах, должны обеспечиваться своевременная подзарядка аккумуляторных батарей и выполнение всех других работ, предусмотренных инструкциями по эксплуатации подвижной техники при ее хранении на договорной основе.

5.7 При невозможности погрузки на автотракторную технику запасных частей и навесного оборудования допускается отгружать их в пакетированном виде на партию техники. Вид, форма и масса пакета должны обеспечивать погрузку пакетов на штатные транспортные средства с применением погрузчиков.

5.8 При погрузке тракторной техники в законсервированном виде и наличии в перегрузочных пунктах буксировочных средств, не требующих нахождения водителя в кабине буксируемого трактора, техника должна быть закрыта и опломбирована заводскими пломбами грузоотправителя.

6 Размещение и крепление подвижной техники на судах

6.1 Общие положения

В соответствии с ([4], статья 72.1) способы размещения и крепления грузов (подвижной техники) на судах с указанием необходимых для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособлений и материалов, а также нормативов предоставления таких приспособлений и материалов установлены в технических условиях погрузки и крепления грузов, разработанных и утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а при их отсутствии - планами размещения грузов на судах, разрабатываемыми перевозчиками.

6.2 Размещение ПТ на судне

6.2.1 Размещение подвижной техники с топливом в баках на судне следует проводить в соответствии с грузовым планом.

6.2.2 Подвижная техника должна размещаться в основном в закрытых грузовых помещениях судна. Перевозка техники на открытых палубах возможна только с письменного согласия грузоотправителя, о чем должна быть сделана отметка в поручении.

6.2.3 При разработке схем размещения подвижной техники необходимо учитывать, что:

- подвижная техника должна располагаться преимущественно вдоль судна;

- бортовые автомобили и прицепы допускается размещать в 1-2 яруса; во втором ярусе на бортовых автомобилях и прицепах допускается размещать бортовые автомобили, прицепы, легкие тракторы, легковые автомобили и другие виды ПТ, масса которых не превышает грузоподъемности автомобилей первого яруса; в третьем ярусе на бортовых автомобилях и прицепах допускается размещать легковые автомобили или ПТ аналогичных им габаритов и массы; суммарная масса ПТ второго и третьего ярусов не должна превышать грузоподъемности ПТ первого яруса.

Перевозка цемента технология и оборудование. Цемент—наиболее используемый строительный материал при возведении зданий и сооружений и его доставка, от завода изготовителя до места применения, является одной из задач технологического цикла строительства.

Перевозка цемента, в настоящее время осуществляется различными способами: в мягких контейнерах разового использования (МКР), в бумажных крафтовых мешках и без упаковки, насыпью.

Перевозка цемента в МКР

МКР –надёжная мягкая тара для перевозки цемента железнодорожным и автомобильным транспортом. Она выполнена из полипропилена и рассчитана на нетто в одну или полторы тонны. В ней можно не только перевозить цемент, но и хранить его после перевозки, на приёмной площадке стройки, в течении длительного времени.

Материал МКР защищает содержимое от внешних погодных условий (влажности и изменений температуры).
Гружёные МКР перевозят различными видами транспорта: морскими баржами, железнодорожными полувагонами, кузовными автомобилями с прицепами.
МКР снабжён двумя или четырьмя (в зависимости от грузоподъёмности) погрузочными лямками, которые цепляются за крюк грузоподъёмного механизма любой конструкции и могут перемещаться им сразу по нескольку штук.

Однако, этот вид упаковки имеет некоторые недостатки: легко повреждается от внешних механических воздействий и обладает достаточно высокой стоимостью, которую должны оплачивать заказчики перевозимых грузов, а тара безвозвратно теряется и должна утилизироваться, что также увеличивает расходы покупателей.

Перевозка цемента в бумажных мешках

Бумажные мешки для перевозки цемента изготавливают из многослойной крафтовой бумаги с высокой прочностью стенок. Развес нетто в этих мешках колеблется от 5 кг до 1,5 тонн.
Крафт- мешки обладают целым рядом преимуществ перед МКР: они стоят гораздо меньше, погрузка и разгрузка для этих мешков не требует специальных лямок и захватов, разгрузка бумажных мешков не большой массы позволяет применять некоторые ручные операции.

Для перевозок пылевых материалов в крафт- мешках применяют автомобильный транспорт, железнодорожные вагоны и морские суда. Недостатками этой тары являются: высокая проницаемость влаги, как из воздуха, так и дождевой. Хранить цемент в этих мешках на стройке можно только под крышей в сухих помещениях.

Перевозка цемента без упаковки

Такой вид перевозки применяется при больших объёмах доставки цемента на стройку, что значительно удешевляет расходы на эту часть технологии строительства, т.к. отсутствуют стоимость самой упаковки и затраты на процесс затаривания на заводе производителе.

Для этой цели применяют специальные виды транспорта:

  • на железной дороге это вагоны хопперы или цистерны;
  • на автомобильном транспорте применяются цементовозы и автомобили с прицепом, на котором устанавливается цистерна, из неё цемент можно выгрузить только компрессором, являющимся неотъемлемым оборудованием цементовоза.

Самым массовым способом перевозки бестарного цемента, от завода изготовителя до строительной площадки, является транспортирование его с помощью автомобильных цементовозов (АЦВ). Они предназначены для транспортировки цемента на расстояние не более 150км, а других пылевидных материалов –более чем на 500км.

Существует два типа АЦВ

  • с пневматической разгрузкой;
  • с пневматической самозагрузкой и саморазгрузкой.

АЦВ с пневматической разгрузкой (рис.1)

АЦВ состоит из автомобиля тягача и цистерны, закреплённой на полуприцепе. Цистерна установлена на полуприцепе с наклоном к горизонтали в 7-9О в сторону разгрузки. В вверху цистерны расположены загрузочные люки с крышками, снабжёнными резиновыми уплотнениями и винтовой прижим крышки к седлу люка, обеспечивающий герметичность внутреннего объёма цистерны.

Внутри цистерны установлены боковые откосы и аэролоток, представляющий собой натянутую вдоль оси цистерны мелкоячеистую сетку, или перфорированный стальной лист, с закрепленной на сетке или листе, многослойной пористой хлопчатобумажной тканью.

В задней части, по ходу движения цистерны, установлен разгрузочный патрубок с краном и форсункой для продувки. С помощью крана регулируется величина расхода выгружаемой пыли и создание избыточного давления во внутреннем объёме цистерны, непосредственно перед разгрузкой.

На автомобильном тягаче установлен компрессор ротационного типа, привод которого осуществляется от блока отбора мощности двигателя, через передаточный вал и клиноремённую передачу. Компрессор оснащён фильтром для воздуха и предохранительным клапаном. Расходный патрубок компрессора соединён с цистерной быстроразъёмным соединением.

Как работает АЦВ с пневматической разгрузкой

На заводе производителе, перед отправкой, цемент хранится в заводских силосах с дозаторами. АЦВ подъезжает на загрузочную рампу под ними и, через верхний люк, загружается определённым объёмом материала.

После перевозки цемента на строительную площадку, он разгружается на подготовленные для приёма насыпного материала, карманы. Разгрузка осуществляется следующим образом.
Включается компрессор 4, установленный на АЦВ и сжатый воздух , через влаго маслоотделитель 3 и воздухораспределитель 2 подаётся внутрь цистерны к аэролотку 5 и к форсунке 6, через трубопровод, оснащённый обратным клапаном. Сжатый воздух проникает сквозь сетку и пористую ткань, смешивается с цементом и эта смесь стекает по аэролотку, к блоку разгрузки, где цемент увлекаемый потоком воздуха из форсунки, по шлангу большого диаметра, разгружается на подготовленное место на стройплощадке.

Перевозка цемента. Технология и оборудование

Для загрузки АЦВ не из силоса, пылевидным материалом, свободно лежащего на поверхности бетонной площадки, применяются АЦВ с пневматической самозагрузкой. Для этой цели, для всасывания материала, необходимо создать разрежение внутри цистерны, что реализуется тем же компрессором.

Рукав2 цистерны 3 отделяют от компрессора 1 и подсоединяют к всасывающему патрубку цистерны. Включают компрессор и выкачивают воздух из цистерны, создавая в ней вакуум.
Заборное устройство 5, внедряют в глубину свободно лежащего материала и поворачивают кран, после чего материал, под действием разницы давления наружного воздуха и разрежения внутри, засасывается в цистерну и заполняет её объём до уровня, фиксируемого датчиком сигнализатором.

Заброс цемента в компрессор предотвращается наличием тканевого фильтра в цистерне и в рукаве.
Процесс разгрузки из таких АЦВ, осуществляется вышеописанным способом.
Техническая характеристика АЦВ.
Грузоподъёмность, кг от 8000 до 22000;
Собственная масса, кг от 3300 до 7850;
Геометрический объём цистерны, м 3 от 8,87 до 21;
Эксплуатационный объём, м 3 от 7 до 20;
Производительность самозагрузки, т/мин от 0,5 до 1;
Производительность разгрузки, т/мин от о 5 до 1

Перевозка цемента. Технология и оборудование

Пневматическая разгрузка железнодорожных цистерн (рис.3)

Разгрузка цемента из железнодорожных цистерн пневматическим способом, аналогична разгрузке автомобильных цистерн.
Железнодорожная цистерна загружается цементом на заводе производителе через люки в верхней её части и перемещается на стройплощадку на большие расстояния.
После установки цистерны в месте разгрузки, к ней подсоединяют компрессор роторного типа, приводимый от электродвигателя.

Сжатый воздух от компрессора, через распределительное устройство, подаётся в пространство цистерны над слоем материала в ней и, одновременно, в пространство под аэролотками , установленными внутри цистерны.

Аэролотки установлены с уклоном к средней части цистерны и, цементно- воздушная смесь, образовавшаяся в зоне над лотками, начинает с двух сторон, смещаться в сторону разгрузки. Через люк в средине цистерны цемент, отделённый от воздуха, попадает в коллектор и оттуда выгружается в подготовленные ёмкости или насыпается свободно.

При пневматической разгрузке цемента всеми вышеописанными способами, может возникнуть обстановка повышенного запыления рабочей зоны вредной цементной пылью, поэтому, персоналу необходимо выполнять все требования инструкций по разгрузке и строго соблюдать нормы санитарии.

Цемент, гипс, известь-пушонка – распространенные строительные материалы. Специфическими их свойствами, требующими особых условий хранения, перевозки и погрузочно-разгрузочных работ, являются: легкое распыление и большая текучесть в сухом состоянии, большая гигроскопичность, абразивность пыли, создающая вредные условия труда, способность к слеживанию и образованию сводов, изменение плотности вещества в зависимости от влажности и способа перевозки. Их перевозки занимают большой объем в строительных перевозках.

При перевозках цемента необходимо соблюдать требования по сохранности этого дорогостоящего материала. В результате распыления потери цемента при перевозке на неспециализированном подвижном составе достигают 5-10%. Кроме того, цемент портится при попадании даже небольшого количества влаги, при увеличении срока хранения слеживается, а также частично теряет свои качества строительного материала. Вместе с тем цементная пыль вредна для человека.

Эти обстоятельства заставляют отказываться от встречающейся еще перевозки цемента в бочках (вес нетто 150-170 кг), мешках бумажных (50кг). Цемент необходимо перевозить в закрытых, герметичных резервуарах.

Для перевозки цемента используются специальные автомобили-цементовозы, которые представляют собой цистерны, установленные в горизонтальном (наклонном) или вертикальном положении.

В зависимости от объемов и расстояния перевозок, а также способа погрузочно-разгрузочных работ для перевозки це­мента применяют автоцеметовозы различной конструкции, емкости и грузоподъемности. Перевозят его, как правило, по радиальным маршрутам с обратным незагруженным пробегом в централизованном порядке. Работа автоцементовозов коор­динируется диспетчером, находящимся на цементном заводе или элеваторе. Наиболее рациональным способом перевозки цемента мелкими партиями является доставка его на универ­сальных автомобилях или автопоездах, работающих по раз­возным маршрутам, в специальных контейнерах, являющихся одновременно и временным хранилищем цемента на строитель­ной площадке. Одновременно с развозом по строительным пло­щадкам наполненных контейнеров производят сбор порожних.

Загрузка цементовозов производится из бункеров или пневматических установок. По способу разгрузки известны цементовозы:

- с механической разгрузкой (производится шнековым механизмом);

- самотеком (осуществляется под влиянием собственного веса цемента с наклоном цистерны и включением вибраторов);

- с пневматической выгрузкой (осуществляется при помощи сжатого воздуха).

Первые два способа не нашли большого распространения. Механический – вследствие быстрого изнашивания шнеков и частых повреждений механизмов, а также неполной выгрузки цемента. Цементовозы с разгрузкой самотеком – из-за большого распыления цемента, необходимости выгрузки вы приямки или бункера и последующей дополнительной перевозки, а также частого повреждения вибраторов.

Рис. 18.6 Пневматическая загрузка авто­цементовоза:

1 - заборное устройство; 2 - распределитедь­ная труба; 3 - датчик уровня цемента;

4 – тканевый фильтр; 5 – рукавный фильтр; 6 – воздушный фильтр;7- компрессор; ­

8 – подъемный механизм.

Под цементовозы оборудуются автомобили ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ грузоподъемностью от 7 до 24т. Производительность выгрузки 30-60 т/час, дальность подачи цемента по горизонтали 40-50м, на высоту – 20-25 м.

В междугородних перевозках применяют специальные герметичные контейнеры (от 1,5 до 5 т), приспособленные для разгрузки самотеком (днище бункерного типа) или сжатым воздухом.

2. Бетонные смеси и строительные растворы

Бетонная смесь (жидкий бетон) перевозится обычно в автомобилях-самосвалах и специальных контейнерах, причем специфика груза выдвигает ряд требований к условиям его перевозки. Перевозка должна быть ограничена во времени, так как бетон имеет тенденцию к расслаиванию на составляющие его компоненты, а также к затвердеванию (бетон «схватывается»).

При транспортировке зимой переохлаждение бетона вызывает его подмерзание. Кроме того должнабыть обеспечена достаточная герметизация кузова во избежание потерь в пути.




Рис.18.7 Автомобиль-самосвал-растворовоз. Рис. 18.8. Автомобиль со со съемным кузовом

Для перевозок в условиях отрицательных температур кузов (контейнеры) оборудуются теплоизоляцией, в некоторых конструкциях применяют подогрев отработавшими газами двигателя. Ускорение разгрузки бетона достигается применением вибраторов.

При перевозке бетона на большие расстояния (дорожное и сельскохозяйственное строительство) применяют автомобили-бетоновозы с кузовом в виде барабана-мешалки.

1- погрузочно-разгрузочное устройство; 2 - смесительный барабан; 3 - бак дли поды;

4 - привод смесительного барабана; 5 - система управления; 6 - рама; 7 – шасси.

Рис. 18.9. Автобетоносмеситель модели С-942

Строительные растворы – цементный, известковый и другие перевозятся в автомобилях-самосвалах с герметизированным кузовом, а также в специальных цистернах. В зимнее время цистерна утепляется с помощью термоизолирующего слоя, а также подогревом отработавшими газами двигателя.

Строительные растворы, как правило, приготовляют на растворосмесительных заводах, узлах и ус­тановках, откуда их перевозят на автомобилях в централизо­ванном порядке непосредственно на объекты строительства.

Объекты строительства закрепляют за растворными узла­ми на основании заявок или нарядов поставщиков, плана про­нзводства и реализации растворов с учетом расстояния пере­возок. Отделы эксплуатации АТО получают от поставщиков раствора часовой график вывоза, где указывают объем перевоз­кн, марку раствора, адрес доставки и расстояние перевозки. На основании такого графика АТО составляет суточную раз­нарядку работы автомобилей для перевозки раствора потреби­телям.

Готовые растворы и сухие смеси перевозятся по радиальным и маятниковым маршрутам одному потребителю и по кольце­вым маршрутам нескольким мелким.

Работу подвижного состава на всех маршрутах организуют по заранее составленному расписанию. За регулярностью дви­жения автомобилей и обеспечением их грузом следит линей­ный диспетчер.

Перевозки растворов относятся к срочным видам перевозок, требующих четкого согласования во времени действий всех участников перевозки (растворный узел - АТП (водители) - строительный объект). От качества их организации зависит бесперебойность рабаты строительных объектов, подвижного состава и смесительных установок.

Высокая степень организации перевозок строительных растворов достигается с помощью математических методов планирования производственных процессов и применения электронно-вычислительной техники, а также внедрения в практику процесса организации перевозок растворов и сухих смесей специальной системы управления централизованными перевозками раствора (бетона).

На основе изучения потребностей в растворе (бетоне), объ­ема его производства, наличия и структуры парка подвижного состава, а также анализа условий производства раствора (бетона), усло­вий строительства и работ автомобильного транспорта разрабаты­ваются программы для решения на ЭВМ задач по организации перево­зок. К ним относятся:

- составление расписания движения подвижного состава по всем маршру­там с указанием времени прибытия и убытия на смеситель­ный узел;

- заполнение необходимыми данными ордера снабже­ния для водителей с указанием времени прибытия и убытия на строительный объект;

- заполнение ордера для прорабов с указанием времени прибытия раствора (бетона) на объект;

- расчет заработной платы водителей и взаиморасчет между организациями.

Для перевозки готового раствора на строительные площад­ки в малых количествах используют специальные металличес­кие контейнеры открытого типа (рис. 7.7). Если раствор на строительных площадках потребляется в больших количествах, то доставлять его целесообразно на автомобилях-самосвалах со съемным кузовом специальной конструкции (рис. 7.8). За­гружают кузов раствором на растворосмесительных заводах без снятия его с автомобиля, а для разгрузки кузов снимают с автомобиля и устанавливают на специальную подставку. Порож­ний сменный кузов устанавливают на раму автомобиля, и он возвращается для последующей загрузки на растворосмеси­тельный завод.

Для перевозки на строительную площадку сухих компонен­тов растворов используют автомобили, оборудованные специ­альным гидравлическим устройством, приспособленным к установке и снятию контейнеров-бункеров

При отсутствии специализированных автомобилей-раство­ровозов и специальных контейнеров растворы иногда перевозят в автомобилях-самосвалах. Однако такой способ перевоз­ки является нецелесообразным и крайне нежелательным.

В строительстве широко применяется битум, который перевозят в автобитумовозах, позволяющих сохранять температуру битумного материала в цистерне во время перевозки без подогрева, подогревать битумный материал в цистерне до рабочей температуры, перекачивать битум и т. д. Жидкий битум, как правило, перевозят по радиальным или маятниковым мapшрутам по графикам. Правильно составленные графики доставки потребителям жидкого нефтебитума с учетом расстояния перевозки, скорости движения и изменения его температуры по пути способствуют более рациональному использованию автобитумовозов и сокращению транспортных издержек. При перевозке на небольшие расстояния (городские перевозки) заливаемый битум должен быть подогрет грузоотправителем до 170ºС - 200º С. Такая температура дает возможность сливать битум без предварительного подогрева на автобитумовозе. При пере­возке битума на большие расстояния первоначальную темпера­туру залива устанавливает грузоотправитель в зависимости от расстояния перевозки, марки битума и температуры окру­жающего воздуха.


При перевозке жидких (иначе говоря, наливных) грузов требуется соблюдение установленных стандартов: начиная с места и техники для погрузо-разгрузочных работ, заканчивая требованиями к отдельным категориям жидких грузов. Данный вид перевозок является особым направлением среди прочих грузоперевозок, требует спецтранспорта, квалифицированных логистов и пр.

Перевозка жидких грузозв

Как перевозить жидкие грузы?

В первую очередь, следует определиться с тем, к какой категории относится жидкий груз – пищевой или химической, является ли сам груз опасным или безопасным, а также учесть способность груза к разъеданию металла. В соответствии с МАРПОЛ -73/78 выделяются следующие группы наливных грузов:

  1. Нефть и нефтепродукты.
  2. Вредные жидкие вещества.
  3. Другие жидкие вещества (пищевые).

В настоящее время фирмы предоставляют дополнительные условия при транспортировке наливных грузов. Не рассматривая квалифицированный персонал, отлаженную систему логистики и пр., заметим, что в ряде фирм имеется возможность пломбировки наливных грузов. Рабочая температура для перевозимых грузов колеблется от -20 до + 100 градусов.

В отдельных ситуациях необходимы цистерны с устройством разогрева груза (паром или жидкостью) при выгрузке. Наконец, современные цистерны имеют систему загрузки/разгрузки под давлением, что ускоряет процесс работ и повышает безопасность.

Правила перевозки наливных грузов

Правила транспортировки наливных грузов оговариваются целым рядом нормативно-правовых актов как общего (ГОСТ о грузоопасности и опасных знаках), так и отраслевого характера (правила морской или железнодорожной транспортировки).

Перевозка наливных грузов

При транспортировке пищевых наливных грузов обязательна санитарно-эпидемиологическая проверка с выпиской ряда документов, в том числе аттестата гигиены и санитарного паспорта. Чаще всего материалом для цистерн, перевозящих пищевые грузы, служит нержавеющая сталь, поскольку она обладает повышенной устойчивостью к коррозии.

Существует также ряд требований, предъявляемых к цистернам.

Взрывоопасные и легковоспламеняемые жидкости перевозятся в цистернах с повышенной прочностью и пожароустойчивостью. При перевозке бензина обязательно обеспечить заземление цистерны, поскольку велик риск электризации бензина при перевозке.

Ряд пищевых жидких грузов должен перевозится охлажденным, соответственно потребуется специальная цистерна, с повышенной степенью теплоизоляции. И наоборот, существуют пищевые грузы (а также химические, например битум или асфальт), температура которых должна оставаться выше определенной отметки. В таких случаях используются изотермические цистерны с системой обогрева.

Перевозка наливных грузов автоцистернами

Наиболее востребованным способом перевозки жидких грузов являются автоцистерны. При этом материал цистерн различен и определяется в зависимости от типа перевозимого жидкого груза. Для каждого типа груза подбирается отдельная цистерна. К наиболее распространенным материалам относят:

В соответствии с перевозимым грузом автоцистерны делятся на бензовозы, водовозы, молоковозы, пожарные цистерны и пр.

Автоцистерны для наливных грузов

Емкость цистерн колеблется от 8 до 40 кубометров. Основными марками автомобилей являются DAF, Man, Scania. Расстояние грузоперевозок определяется наличием паронагревателей, автономным подогревом и наличием иного оборудования.

Читайте также: