Как вязать опалубку проволокой

Обновлено: 12.05.2024

В первой части статьи мы рассказали о том, выгодно ли покупать аккумуляторный вязальный пистолет, как сделать самодельный крючок для вязки арматуры, и как её правильно вязать. Продолжаем начатую тему. Сегодня мы ответим на следующие вопросы:

  • Можно ли связать арматуру пластиковыми стяжками и шуруповёртом.
  • Как рассчитать необходимое количество вязальной проволоки.
  • Как привезти длинную арматуру на участок в обычной ГАЗели.
  • Допускается ли сварка арматуры сварочным инвертором.

Вязка арматуры при помощи реверсивного крючка, пластиковыми стяжками и шуруповёртом

Часть пользователей нашего портала предпочитают вязать арматуру с помощью реверсивного крючка.


Это приспособление в виде длинной рукоятки с крючком на конце, которое надо дёргать на себя.


Мнения об эффективности такого крючка расходятся. Кто-то считает реверсивный (полуавтоматический) крючок эффективным инструментом. Кто-то относится к нему, как к ненужной игрушке, предпочитая вязать арматуру обычным крючком.


На мой взгляд, работать с реверсивным крючком очень просто. Дёрнул на себя, проволока и закрутилась. Справится и ребёнок, и женщина.




Я вяжу арматуру только полуавтоматом. Быстро, качественно и удобно. Обычный крючок меня и не заинтересовал.


Вот фото рабочего процесса вязки таким крючком.




А я купил и обычный крючок, и реверсивный. Попробовал оба, и полуавтомат мне совсем не понравился. Всё вязал обычным.

Мнения разделились. По словам alex_k11, если и выбирать реверсивный крючок, то покупать только правильный — с двухзаходовой проточкой рабочего механизма. На рынке представлены более дешёвые и менее качественные полуавтоматические крючки с однозаходовой винтовой насечкой. Такие крючки дёргает при закручивании, и они рвут проволоку.

Для наглядности прилагаем фото «правильного» и «неправильного» реверсивного крючка.


Также реверсивные крючки могут не пережить большого объёма работ. При стачивании рабочей части винтовой насечки крючок начинает дергать. Результат — проволоку рвёт.

Кроме этого, пользователи портала экспериментировали с использованием шуруповёрта в качестве приспособления для связывания арматуры.


Мнения по поводу эффективности такого «автомата» тоже разделились.



Я самостоятельно вязала арматуру при помощи шуруповёрта с шестигранником «четвёркой», вставленным в патрон. Очень понравилось. Удобно, и скорость высокая.

По мнению пользователя FORUMHOUSE andre777, от «шурика» толка нет. Надо ловить момент затяжки вращения. Чуть увеличил момент — порвал проволоку. Уменьшил — недотянул. Причём, коррективы приходится вносить постоянно, т.к. жесткость проволоки от партии к партии может меняться.



Постоянно носить шуруповёрт в руках — быстро устаёшь, особенно при больших объёмах и при работе в неудобных местах.


Лучше простого крючка ещё ничего не придумали.

Ещё один вариант, ускоряющий и упрощающий монтаж — связывание арматуры пластиковыми стяжками.



Я вязал пластиковыми хомутами небольшой ленточный фундамент. Работа шла очень быстро.

По словам ещё одного пользователя FORUMHOUSE Plastilin, он до стяжек перепробовал всё — самодельный крючок из гвоздя, клещи, шуруповёрт. Всё не то, а объём работ предстоял огромный. Подумав, он решил использовать стяжки, и дело пошло.


Скорость увеличилась раз в 5. Вязал стяжками всё — армопояса, перемычки и т.д. Концы хомутов, где отрезал, а где - нет.

Совет пользователя — использовать надо только качественные стяжки. У стяжек с истёкшим сроком годности отрывает головки, или они рвутся. Чтобы не купить некондицию, можно приобрести на пробу 1 пачку и пустить её в дело. Если стяжки не рвутся, то закупить большую партию.


При выборе стяжек/хомутов руководствуемся следующими техническими характеристиками:

  • Стяжки надо брать от 4.7 мм до 5.5 мм. Меньшего размера - очень слабые.
  • Для связывания 1-2 прутков арматуры достаточно стяжки длиной 16 см.
  • Для связывания 2-3 прутков берём стяжку длиной 20 см.

Чтобы не ошибиться, действуем экспериментальным путём. Покупаем 2-3 пачки стяжек разного размера и вяжем ими арматуру.


Я думаю, что если не предполагается масштабное строительство, то стяжки — оптимальный выбор. Я сделал на стяжках фундамент ТИСЭ, а у родственника даже при заливке из бетононасоса вся арматура осталась на месте. Мы для чистоты эксперимента даже вставали на каркас, всё выдержало.

Важно: пластиковые стяжки при низких температурах становятся хрупкими. Если при заливке бетона предполагаются мощные ударные нагрузки (например, заливка фундамента с большой высоты (стены цокольного этажа), большие объёмы и т.д.), то хомуты, из-за меньшей прочности, чем у вязальной проволоки, может разорвать. Поэтому сначала думаем, а потом делаем.


Вязка арматуры пластиковыми хомутами, в первую очередь, оправдана при сравнительно небольших объёмах работ: при бетонировании таких конструкций, как ленточные фундаменты небольшого сечения, сваи, армопояса, перемычки, ростверки и т.д.

Большие фундаменты, сложные и ответственные конструкции со множеством узлов надо вязать проволокой. Это надёжнее и дешевле, т.к. в пересчёте на количество узлов вязальная проволока стоит дешевле, чем сотни и тысячи стяжек.

Также помним, что задача стяжек и вязальной проволоки — обеспечение заданной геометрии арматурного каркаса при заливке бетона. В дальнейшем (после застывания раствора) стяжки и проволочные узлы в работе конструкции не участвуют.

Как рассчитать количество вязальной проволоки

Помимо вопроса, как и чем вязать арматуру, любой начинающий застройщик думает о том, сколько вязальной проволоки купить.



Я делаю плитный фундамент размером 12.5х12.5 м. Мне нужно связать арматуру в два ряда 200х200 мм. По периметру и под несущими стенами 100х100 мм. При заказе арматуры мне сказали, что приблизительно на вязку 1 тонны арматуры уходит 12 кг проволоки. Это так?

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо знать исходные данные. Это:

  • Диаметр арматуры, которую надо связать.
  • Длина проволочной петли, которая уходит на один узел.
  • Диаметр проволоки и её вес.
  • Шаг вязки и количество предполагаемых узлов.

Дело в том, что в 1 тонне арматуры «десятки» находится одно количество хлыстов, а в 1 тонне «двенадцатой» - другое.


Соответственно: меняется общая длина арматуры и количество вязок при одинаковом шаге. Для усреднённого расчёта берём, что на 1 вязку требуется 250 мм проволоки (проволока сложена вдвое, вяжем арматуру диаметром 10-14 мм).

Теперь нам надо рассчитать количество вязок и сколько метров находится в 1 килограмме проволоки. Отсюда мы найдём, сколько всего понадобится килограммов проволоки на данное количество вязок арматуры.


На строительство фундамента я взял арматуру диаметром 12 мм. Проволока используется диаметром 1.2 мм. Проволока продаётся в бухтах по 80 кг или в нарезах длиной по 40 см, весом «снопа» в 5 кг.


Расчёт ведём следующим образом: проволока диаметром 1.2 мм весит около 9 г на 1 метр. Из 1 кг проволоки примерно получается 440 вязок (по 250 мм на вязку). В 1 тонне «двенадцатой» арматуры около 1100 метров. При вязке с шагом в 20 см получается примерно 2800 узлов, на которые потребуется примерно 6.5 кг проволоки в нарезке по 250 мм.

Если брать проволоку из расчёта: 40 см длины на 1 вязку, то слишком много проволоки уйдёт в отходы, т.к. на 1 узел, в среднем, требуется от 25 до 30 см.


Вязальную проволоку лучше покупать в бухтах, а затем разрезать бухту болгаркой на отрезки нужной длины.

Как привезти арматуру длиной 12 м на автомобиле ГАЗель

Мерная арматура самых ходовых марок (диаметром от 10 мм) продаётся в хлыстах длиной по 11.7 м, поэтому для её доставки используется длинномерный автотранспорт. Это не всегда удобно. Грузовику может не хватить места для въезда на узкий участок с крутым поворотом, или застройщику невыгодно заказывать и платить за доставку длинномера, чтобы привести с десяток хлыстов.


Обычно в таких случаях арматуру режут на хлысты примерно по 6 м. Это неэкономично, а также увеличивает трудоёмкость работ по сращиванию арматурных каркасов при изготовлении фундаментов с длинными сторонами. В связи с этим интересен опыт пользователя портала с ником newman1, который привёз на участок арматуру длиной почти в 12 метров на ГАЗели.


Моё ноу-хау — я покупаю арматуру и, вместе с помощником, сгибаю хлыст пополам. В результате длина сложенной вдвое арматуры около 5 метров. Мы легко гнули и «десятку», и «двенадцатую». Затем арматура закидывается в кузов ГАЗели с небольшим выпуском за борт (менее 2-х метров), что допускается правилами перевозки грузов.

Арматуру привозят на участок, где разгибают в длинный хлыст при помощи самодельной кувалды с металлической ручкой, на которой приварена гайка. Резьба на гайке не даёт хлысту провернуться, и арматура гнётся под любым нужным углом. В качестве модификации вместо кувалды можно использовать ломик, на который также приварили гайку.


Арматуру я вязал проволокой. Думал использовать хомуты, но получается не очень прочно, а при сваривании арматуры меняется структура металла.


Для сваривания каркасов, сеток и т.д. используется арматура с маркировкой — буква «С» на конце (например, A400C). Самую ходовую марку арматуры (например, маркировка – AIII (A400)) необходимо связывать проволокой, т.к. в месте сварки уменьшается прочность металла.

В теме форума можно изучить все особенности и нюансы связывания арматуры крючком, аккумуляторным вязальным пистолетом и шуруповёртом. Рекомендуем прочесть статьи про ручную гибку арматуры и самодельные арматурогибы, выбор сварочного инвертора и основы ручной дуговой сварки, а также о секретах холодной ковки. А из видеосюжета вы узнаете обо всех особенностях армирования мелкозаглубленного ленточного фундамента.

Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

правильная вязка арматуры

Способы вязки арматуры

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

способы вязки арматуры

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.

узел связки арматуры проволокой

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.

инструмент для вязки арматуры


Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Простой узел связки арматуры крючком

простой узел вязки арматуры крючком

Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

  1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
  2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
  3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
  4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
  5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
  6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

схема вязки простым узлом

Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.

На видео ниже, профессиональный арматурщик показывает как правильно выполнять простой узел вязки арматуры крючком, и какой скорости можно достичь работая данным инструментом.

«Мёртвый узел»

мертвый узел вязки крючком

Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

  1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
  2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
  3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
  4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
  5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

схема вязки мертвым узлом

Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

комбинированный узел вязки арматуры

Специальный пистолет для вязки

Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дёшево. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, у не очень опытного арматурщика уходит 9 секунд. Если вязать автоматизированным крюком, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1-2 секунды на 1 узел.

Но и у этого способа есть свои минусы:

  1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
  2. Стоимость.
  3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
  4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

Использования шуруповёрта с крючком

Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

Вязка арматуры клещами

Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

Из минусов следует отметить:

  1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
  2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
  3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

Выбор проволоки для вязки арматуры

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.

проволока для вязки арматуры


Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр – 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

Ни один объект промышленного или гражданского строительства не возводится без использования железобетонных изделий и конструкций. Для усиления прочности и надежности бетон армируют, в его «тело» помещают каркас из арматуры. Вязальная проволока самый популярный материал для соединения металлических прутов между собой, для создания каркаса, именно о ней пойдет речь в данной статье.

вязальная проволока

Применение и технология производства

Самой большой популярность проволока для вязки арматуры пользуется в монолитном строительстве. С помощью бетона и арматуры, создаются постройки самых необычных форм, благодаря своей технологии, целостности конструкции от фундамента до крыши. Именно в этой сфере без использования проволоки не обходится не один объект.

применение проволоки вязальной

Проволоку применяют для армирования, таких железобетонных конструкций как:

  1. Фундаментов (ленточных, плитных, свайных).
  2. Стен, колонн, балок и перемычек.
  3. Лестниц.
  4. Монолитных перекрытий.
  5. Стяжки пола.

Самые важные параметры проволоки для вязки арматуры – это гибкость и прочность. Она должна обеспечивать надежное соединение пересекающихся элементов арматуры, одновременно быть мягкой и податливой для быстрого проведения работ.

Данные характеристики обеспечиваются свойствами материала, технологией производства и последующей термической обработкой.

Материалом для изготовления является низкоуглеродистая сталь. Проволока – продукт процесса волочения заготовки через фильеры с заданным диаметром. Под воздействием давления и в процессе пластического деформирования заготовки структура стали измельчается и улучшается, на поверхности образуется упрочненный наклепанный слой.

Однако после такой процедуры в металле сохраняются значительные внутренние напряжения, которые не позволяют изгибать полученный продукт, он будет жестким и хрупким. Поэтому, для возможности применения проволоки для вязки, она подвергается термической обработке – отжигу. В процессе отжига происходит релаксация и снятие напряжений. Таким образом, в результате получается прочное, удобное в работе изделие.

Маркировка и классификация

Вся выпускаемая вязальная проволока изготавливается в соответствии с ГОСТом – 3282-74 «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения». Документ регламентирует все технические характеристики – тип, размеры, точность изготовления, механические свойства материала.

бухты проволоки для арматуры

В ГОСТе указана классификация проволоки по следующим признакам:

  1. По виду обработки – термообработанная или нет.
  2. По виду покрытия – с оцинкованным покрытием или без него.
  3. По точности изготовления – с повышенной или нормальной точностью.
  4. По временному сопротивлению разрыву (только для не отожженной)– I и II группы.

В зависимости от условий, при которых производилась термическая обработка, проволочка бывает светлой или черной. Черная получается в процессе отжига в воздушной среде, под воздействием кислорода на поверхности металла образуются оксиды и окалины. Светлая проходит термообработку в среде инертных газов, её поверхность чистая, но по технологическим параметрам она ничем не отличается от черной.

Проволока может выпускаться диаметром от 0,16 до 10 мм без покрытия, и 0,2 – 6 мм с покрытием.

запечатанная бухта вязальной проволоки

Маркировка проволоки включает в себя:

  • диаметр – указывается в миллиметрах;
  • вид обработки – буква О, в случае проведения термообработки;
  • точность изготовления – буква П при повышенной точности;
  • вид поверхности – С (светлая), Ч (Черная)
  • наличие цинкового покрытия – 1Ц или 2Ц (цифра обозначает класс).

Вся выпускаемая проволока наматывается на бухты или катушки, проходит обязательный контроль, маркируется и подтверждается сертификатом качества. По маркировке выбирается необходимая для использования продукция. Каждый вид вязальной «нити» имеет свое назначение исходя из условий её применения.

Какой проволокой лучше вязать арматуру

Основные критерии выбора это, диаметр арматуры и применяемый инструмент. Для вязки проволокой используют цанги, так же ручные, полуавтоматические и автоматические крючки.

выбор проволоки для вязки крючком

Главная задача проволоки, это надежная фиксация арматуры, чем она толще, тем толще должен быть и связующий элемент. Минимальный применяемый для вязальных работ диаметр – 0,8 мм, используют для связки арматуры, диаметр которой не превышает 10 мм. Размер от 1 мм до 1,2 мм применяется чаще всего в частном малоэтажном строительстве. А при возведении зданий со значительной нагрузкой рекомендуют применять проволоку 1,4-1,6 мм. Для выполнения вязальных работ достаточно использование материала нормальной точности.

Совет от мастера! Я занимаюсь монолитным строительством уже более 10 лет и хочу сказать, что самая удобная проволока для вязки арматуры крючком имеет диаметр 1,2 мм. Подходит для связывания прутов всех диаметров, просто для арматуры диаметром 16 мм и выше, берется две проволочки.

Преимущество проволоки перед сваркой

При сравнении технологии сварки с вязкой, отметим следующие плюсы соединения проволокой:

К минусам можно отнести лишь шаткость связанного каркаса, но если, дополнить армирующую конструкцию раскосами, она станет жёстче.

Расход материала: нюансы и пример подсчета

Проволока реализуется в килограммах. Поэтому, при определении необходимого для работы объема материала, вычисляется сначала требуемый метраж, а затем рассчитывается общая масса.

нарезанная проволока по 30 и 40 см для вязки

Метраж зависит от схемы армирования и количества узлов перехлеста прутков. Количество узлов умножается на 0,3-0,4. Таким образом, получается общая длина необходимой проволоки в метрах. На практике установлен процент возможного брака, что необходимый запас – не менее 30% от расчетного объема.

Зная необходимый метраж соединительного материала, умножаем его на вес одного метра, и получаем требуемый вес проволоки для проведения арматурных работ.

Таблица веса 1 погонного метра вязальной проволоки в кг.

Диаметр, ммВес погонного метра, кг
0,80,004
10,006
1,20,009
1,40,012
1,60,016
1,80,022
20,028
2,20,04

Для того чтобы высчитать расход вязальной проволоки на 1 тонну арматуры и 1 м 3 бетона, нужно знать диаметр используемых прутов, шаг соединения, и конструкционные особенности будущего железобетонного изделия.

  1. Объем железобетонной плиты 1 м 3 , это 5 м 2 перекрытия, а это в свою очередь два слоя сетки с шагом ячейки 200 на 200 мм, общей площадью 10 м 2 .
  2. Соединяется арматура в шахматном порядке, для связки 1 м 2 такой сетки необходимо сделать 13 узлов + 8 узлов при дополнительном усилении, получаем 21 узел.
  3. Теперь 21*0,3= 6,3 метра, берем 30 % на брак – 2,1 метра, в итоге получаем 6,3+2,1=8,4 метра материала на 1 м 2 , рассчитываем необходимый метраж на всю площадь 10*8,4=84 м.
  4. Вес одного метра проволоки толщиной 1,2 мм равен 0,009 кг, считаем 84*0,009=0,756 кг, получаем, что для армирования 1 м 3 бетонного перекрытия необходимо около 0,756 кг, вязальной проволоки.
  5. На 1 м 3 такой плиты перекрытия надо около 113 метров арматуры А500С диаметром 12 мм. Вес 1 метра арматуры 0,888 кг, значит 113*0,888=100 кг материала на 1 м 3 .
  6. Следовательно, на 1 тонну арматуры диаметром 12 мм необходимо 10*0,756=7,56 кг проволоки.

Как видите, все расчеты строго индивидуальны, так как у каждого железобетонного изделия свои размеры и конструкционные особенности.

Вязка арматуры – на первый взгляд простой, но на самом деле очень важный процесс, от которого зависит прочность и долговечность железобетонной строительной конструкции. Немаловажную роль в качестве соединения арматуры играет качество вязальной проволоки. При правильном использовании материала, диаметре изделия и соблюдении технологии вязания добиться необходимого результата достаточно просто. Также не стоит забывать о проверке наличия сертификатов на приобретаемый материал, которые гарантируют заявленные производителем характеристики.

Вязка арматуры под ленточный фундамент

Основание любого здания непрерывно подвергается нагрузкам; на него оказывает влияние вес постройки, климат и процессы, происходящие в почве. Если в основании имеется дефект, он станет причиной постепенного разрушения строения. Единственным способом усилить конструкцию, сделать ее максимально прочной, является армирование фундамента. Труд поколений строителей сформировал приемы и правила того, как вязать арматуру для фундамента, чтобы получить надежное основание.

Ленточный фундамент в частном строительстве: особенности и ограничения

Основа ленточного фундамента — бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме. И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев. Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.

Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности — в удачном сочетании качеств:

  • Несложен по конструктивному исполнению.
  • Подходит для проектов с подвальными помещениями (в отличие от свайно-винтового аналога) и тяжелыми перекрытиями (железобетонными, монолитными).
  • Не нуждается в применении спецтехники.

Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:

  • Выгоден лишь на сухих и каменистых почвах.
  • Плохо подходит для устройства на проблемном (влажном пучинистом, торфяном) грунте; его придется заливать на большую глубину, что нерентабельно.

Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.

Предпосылки: для чего необходимо армирование

Фундамент создается для того, чтобы выдерживать нагрузку сооружения; лучше всего он справляется с равномерно приложенной силой давления. Но на практике нагрузка слишком часто оказывается неравномерной и в фундаменте возникают внутренние напряжения. Причиной могут быть как изменения грунта, так и просчеты проекта (неравный вес отдельных частей конструкции).

У бетона отличные показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые — на растяжение. Арматурные стержни обладают природной пластичностью и компенсируют недостаток бетона. Последний, в свою очередь, защищает металл от коррозии.

Во время эксплуатации бетон (который противостоит сжатию) и металл (растяжению) способны максимально эффективно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, защищая конструкцию от разрушения. Правильно проведенное армирование не только повышает прочность, но и является средством экономии: позволяет снизить затраты бетона (уменьшить массивность фундамента).

Требования к армированию

Ленточный фундамент закладывают с запасом прочности; он должен быть устойчивым к внешним факторам (механическим и климатическим). О том, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, рассказано в положениях СНиП 52-01-2003, содержащих подробные требования к конструкции и материалам. К арматуре выдвигается ряд требований:

  • Размещение арматурного каркаса не должно препятствовать правильной технологической заливке бетона.
  • Арматура устанавливается с заданным расчетным шагом.
  • На пересечениях каркаса не допускаются плавающие (подвижные) соединения стержней при любом способе соединения.
  • Необходимо создание защитного антикоррозийного слоя для конструкции.
  • Замена вида несущих стержней допускается, если расчетная несущая способность остается прежней.


Материалы и инструменты, используемые для армирования

Поскольку арматурный каркас увеличивает устойчивость конструкции, принимая на себя значительную часть нагрузки, его качество приобретает основополагающее значение. Каркас формируется из соединенных между собой арматурных прутьев. Для вязки каркаса используются различные:

Типы арматуры

Производители предлагают арматуру, которую можно разделить по:

  • Материалу изготовления. Стальная арматура — классический, проверенный временем вариант; подразделяется на 6 классов по прочности, ее можно гнуть и сваривать. Композитная арматура содержит углеродные, базальтовые, стеклянные или арамидные волокна. Она более легкая, дешевая, не подвержена коррозии, не сгибается и не подлежит сварке.
  • Профилю. Арматура с гладким профилем чаще используется в качестве соединительных перемычек. Арматура с периодическим профилем имеет рельефную поверхность, которая улучшает сцепление с бетоном.

Материалы для соединения

Вязка арматуры под ленточный фундамент, схема которой может меняться, производится с использованием:

  • Вязальной проволоки. Надежная и распространенная технология соединения при помощи узла. Существуют разные схемы вязки.
  • Резьбовых и обжимных муфт (в местах механических стыков).
  • Металлических скрепок. Элементы арматуры соединяются без вязки узла.
  • Пластиковых хомутов и клипс (фиксаторов). Пластмассовые изделия обеспечивают простой и быстрый монтаж, устойчивы к коррозии. Их использование одобрено не всеми профессионалами.
  • Сварки. Процесс отличается быстротой, но сварные швы образовывают жесткое соединение, по плотности отличаются от основного металла и подвержены коррозии. При изменении нагрузки они лопаются и уменьшают прочность фундамента. Способ подходит для соединения стержней больших диаметров (на промышленных объектах); для получения качественного шва нужен сварщик высокой квалификации.


Типы инструмента для вязки арматуры

Вязка арматуры для ленточного фундамента считается практичнее сварки: прочность в узлах не снижается, не нужен квалифицированный сварщик, работа проходит прямо в опалубке (или рядом). Пространственный каркас из арматуры можно собирать как вручную (что нелегко делать руками в перчатках), так и с помощью инструмента. Для вязки используют:

  • Вязальный пистолет. Самый быстрый способ. Пистолетом неудобно пользоваться в труднодоступных местах; к тому же он расходует много проволоки. Его главный недостаток — цена. Модели ведущих производителей стоят порядка 30000 руб., китайского пистолета хватит на 1 фундамент.
  • Крючок для вязки. Похож на изогнутый и обточенный гвоздь с рукоятью вместо шляпки. Его нередко используют как насадку, зажимая в патроне шуруповерта. Промышленность выпускает винтовые крючки — эффективные в работе, но замедляющие процесс вязки (оставляют длинные хвосты).
  • Народные средства. Если объем работ небольшой и инструментом не запаслись, используют плоскогубцы или изготавливают крючок из подходящего гвоздя. Качественный результат невозможно получить, используя самоделку; такой подход неизменно скажется на прочности конструкции.

Видео описание

Об армировании мелкозаглубленного ленточного фундамента в видео:

Требования к параметрам арматурного каркаса

Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:

  • Рабочая арматура. Так называются продольные горизонтальные прутья, размещаемые вдоль ленты фундамента.
  • Хомуты. Делятся на поперечные горизонтальные и вертикальные, связывают каркас в единое целое.

Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:

  • Арматура. Металлическая или композитная, сечением 11-14 мм (для небольшой хозяйственной постройки), с периодическим профилем и сечением 12-18 мм (для армирования фундамента ленточного типа).


  • Горизонтальные элементы. Стержни укладываются с нахлестом и соединяются с вертикальными элементами. В мелкозаглубленном фундаменте делают 2 слоя (от 2 до 4 стержней в каждом), в глубокозаглубленном — 3. Расстояние между стержнями не превышает 30-40 см.
  • Вертикальные элементы (соединяющие и поддерживающие верхний и нижний слой) размещаются через 40-90 см. Нагрузка на вертикальные элементы небольшая, поэтому для них могут использоваться стержни сечением 6-11 мм.
  • Защита от коррозии. Арматурный каркас должен быть целиком погружен в бетон; от опалубки его должны отделять 6-8 см. При организации фундамента для частного дома арматурные прутья в большинстве случаев соединяются с помощью вязального крючка.

Видео описание

О том, как правильно вязать арматуру крючком в видео:

Расчет количества расходных материалов для вязки арматуры

Количество материала (в погонных метрах) рассчитывают на основе:

  • Параметров фундамента (длины, ширины, глубины)
  • Схемы армирования (количества слоев и продольных прутьев по ширине)

Чаще всего материал для армирования реализуют не погонными метрами, а килограммами. Для перевода величин существуют специальные таблицы. Пластиковую арматуру чаще продают погонными метрами.

Схема вязки арматуры, армирование углов

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента, оптимальная по многим параметрам, представляет собой соединение прутьев армирующего каркаса «клеточкой». В таком случае ряды закрепляются проволокой (или другим выбранным способом) под углом 90°. Схема вязки состоит из нескольких последовательных операций:

Видео описание

О тонкостях армирования в видео:

Углы ленточного фундамента нельзя армировать простым перехлестом прутьев; это считается грубым нарушением технологии. Для армирования углов и соединения с ними примыкающих линейных элементов используют согнутые прутья, угловой фрагмент усиливают Г-образными или П-образными анкерами.

Прутья, уложенные на углах здания без сгиба, под прямым углом, неспособны создать жесткую конструкцию. Такие участки фундамента с большой долей вероятности в будущем будут подвержены разрушению.

Технология армирования: порядок выполнения и особенности этапов

Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:

  • Собираются вертикальные элементы (хомуты). Вертикальное расположение прутьев проверяется с помощью отвеса.
  • Монтируется нижний горизонтальный пояс. Нижний пояс работает на прогиб фундамента вниз. Он крепится вязальной проволокой к вертикальным хомутам.
  • Монтируется верхний горизонтальный пояс. Его задача — сопротивляться выгибу фундаментной ленты вверх.
  • Монтируются угловые элементы. Им надо уделить особое внимание, поскольку они связывают стороны фундамента. Дополнительная жесткость обеспечивается дополнительными вертикальными стойками, которые закладываются вдвое чаще.
  • Готовится опалубка под фундамент.
  • Проводится укладка подготовленного армирующего каркаса. В процессе укладки между прутьями арматуры прокладывают трубы (через них впоследствии будут проложены системы инженерных коммуникаций и вентиляция).
  • Заливается бетон. Заливку выполняют в несколько приемов, с разравниванием каждого слоя (вручную или виброплатформой). Такая технология обеспечивает равномерное распределение бетонной смеси.
  • Проводится гидроизоляция фундамента. После высыхания бетона, ленту фундамента покрывают битумной мастикой или рубероидом. Такая операция является важной мерой для сохранения фундамента.

Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.


Заключение

Закладка фундамента является ответственным этапом строительства, определяющим прочность несущей конструкции и всего дома. Чтобы фундамент исправно нес нагрузку и долгими годами не давал повода для беспокойства, работу лучше всего поручить профессионалам.

От качества фундамента зависит, сколько лет или десятилетий простоит на нём здание. Фундаменты давно перестали выкладывать с помощью одного лишь камня, кирпича и цемента. Самое лучшее решение – железобетон. В этом случае в опалубку, куда будет заливаться раствор бетона, помещают арматурный каркас, представляющий собой решетчатую конструкцию из арматурных прутьев, связанных вязальной проволокой.



Особенности

Арматуру в каркасе лучше вязать, а не сваривать. Дело в том, что сварные швы при температурных колебаниях бетона рвутся, а проволока обладает гибкостью и вязкостью, поэтому легко переносит несколько десятков сезонных циклов заморозки и разогрева. Сварка же, если и выполняется, то высококлассным специалистом. Однако сваривание арматуры для подобных изделий запрещается правилами СНиП, особенно при возведении многоэтажных новостроек.

Какой бы качественной и прочной сварка ни была, несколько лопнувших от перегрузки сварных швов могут дать трещины в бетоне.

В результате фундамент немного поведёт, а следом за ним накренятся и этажи. Современная новостройка – не Пизанская башня. Стены здесь должны всегда соответствовать отвесной вертикали, а межэтажные перекрытия и черновой пол фундамента – земному горизонту.

Ручное вязание арматуры при помощи крючка – занятие утомительное. Связывание арматуры механизируют при помощи вязального пистолета, шуруповёрта или дрели, а также изменения вязального крючка. Альтернативные решения: пластиковые хомуты, готовые металлические скобы. Но последние способы не подходят для сложных (не только крестообразных) соединений. Например, пластик удлиняется и растягивается при перегреве, а это приводит к тому, что он легко рвётся на морозе.



Используйте арматуру с ребристой поверхностью – прутья друг за друга зацепляются выступами уже при малейшем затягивании.

Важно, чтобы соединение выдержало вес прута, умноженный в несколько раз.

Надёжность соединения требуется лишь при заливке бетона. Когда готовый фундамент окончательно затвердеет и наберёт прочность, прутья будут удерживаться в бетоне за счёт его механического сопротивления, а также за счёт имеющихся выпуклостей и впадин в точках стыковки.

Способы

Связать арматуру проволокой можно при помощи ряда известных всем инструментов и приспособлений. Перечислим их.

  • Специальный пистолет. Он выполняет работу быстро. Однако этот инструмент довольно дорогой: стоит около 1 тыс. долларов. Но с ним невозможно подступиться к внутренним штырям широкого и высокого каркаса фундамента. Этим приспособлением удобно работать только в крайних точках каркаса.



  • Вязальный крючок. Применяется как ручной инструмент, в рукояти которого для удобства вращения установлен шарикоподшипник, так и полуавтоматический, вставляемый в зажимной патрон дрели или шуруповёрта.



  • Пассатижи или клещи. При их применении не требуется больше никаких дополнительных инструментов. Но они не очень удобны в процессе закрепления проволоки.



  • Гвоздь. Его лучше согнуть в вязальный крючок. Данное приспособление продевают между двойной загнутой проволокой и арматурой и крутят, пока проволока не затянется по подобию жгута для остановки кровотечения. Если нет подходящего гвоздя, то можно воспользоваться крестовой отвёрткой или куском тонкой гладкой арматуры (с толщиной до 5 мм).

Какой бы инструмент ни применялся, свойства проволоки должны быть одинаковыми – сталь используется низкоуглеродистая, по мягкости приближающаяся к обычному металлу без каких-либо добавок.

Размягчить можно любую сталь, прокалив её докрасна, а затем дав ей остыть в нормальных условиях.

Если нет возможности или желания приобрести готовую вязальную проволоку, то можно сжечь любую старую покрышку, после чего останется только стальная проволока необходимой мягкости. Но пережжённая сталь частично превращается в окалину, становится тоньше и более ломкой, поэтому такое решение является крайним вариантом.

Выбор крючка

На выбор крючка для вязания арматуры влияют следующие факторы.

  • Удалённость строительных магазинов и хозрынков, где можно приобрести готовый промышленный крючок. Во многих случаях его изготавливают из большого гвоздя (диаметром рабочего штыря до 5 и длиной – от 100 мм). Крючок должен быть достаточно длинным, чтобы легче крутилась вязальная проволока. Чем длиннее рычаг, тем легче её накручивать.
  • Нежелание или неимение возможности нести лишние расходы. Незачем приобретать инструмент из некачественной стали, ломающейся за несколько десятков или пары сотен применений, если высококачественного аналога не нашлось. Это относится не только к крючкам.
  • Желание и умение выходить из многочисленных мелких затруднений своими силами. Если растягивать строительство на лишние часы и дни не хочется, быстрым вариантом считается покупка готового приспособления.
  • Рабочие характеристики изделия. Если строительный процесс, например, обустройство фундаментов – постоянная обязанность мастера (а не редко решаемое дело), то рекомендуется приобрести высококачественно сработанный вязальный крючок. Такой инструмент прослужит лет десять, а то и больше. Лучшим материалом является закалённая инструментальная или нержавеющая сталь. Несколько более худшим вариантом считается сталь инструментальная с добавлением хрома, молибдена, кобальта и других присадок. Не рекомендуется приобретать изделия из низкоуглеродистого сплава стали.

Приобретя или изготовив вязальный инструмент и саму проволоку, можно приступить к связыванию арматуры для каркаса.

Пошаговая инструкция

Способ первый

  • Согните пополам отрезок проволоки.
  • Отмерьте треть длины от места сгиба и согните пополам повторно.
  • Накиньте проволоку так, чтобы с одной стороны оказалась петля, с другой – два конца.
  • Вставьте крючок в петлю, придержите его второй рукой и слегка натяните свободные концы.
  • Вращайте крючок. Зацепите его за свободные концы и прокрутите на несколько оборотов.
  • Загните лишнее.

Способ второй

  • Согните вдвое отрезок проволоки, оберните с его помощью соединения арматуры с нижней стороны.
  • Зацепите петлю крючком, вставьте в крючок свободные концы.
  • Крутите, пока арматура не закрепится жёстко на своём месте.

Способ третий

  • Согните кусок проволоки пополам, обведите его на месте стыка по косой линии.
  • Проденьте в петлю крючок и натяните проволоку.
  • Второй конец согните в точке изгиба крючка.
  • Тяните на себя и вращайте крючок.

Последний из указанных способов позволяет заметно повысить скорость и качество связывания арматуры. Навык этот отрабатывается легко и быстро.

Вязальная проволока обязательно должна накручиваться вдвое, а лучше – вчетверо. Не экономьте на ней: надёжное и высокопрочное соединение арматурных прутов и фундамент высокой прочности стоит того.

Как вязать арматуру крючком, смотрите далее.

Читайте также: