Как связать опалубку проволокой

Обновлено: 13.05.2024

Заливка бетонной смеси требует сборки формообразующей конструкции – опалубки. Делается это с применением щитов и особых креплений, которые называют стяжками. Стяжки бывают разными, и у каждого вида есть свои особенности. Стоит рассмотреть подробнее, что представляет собой такое крепление и на какие группы делят крепежи для опалубки.



Описание и назначение

Стяжки обычно используют при создании объемной конструкции из бетона. В этом случае возникает риск разрушения опалубки или деформации щитов из-за высокого давления бетонной смеси. Крепежи помогают предотвратить проблему и обеспечить надежный результат.

Согласно ГОСТ стяжка представляет собой мощный анкерный стержень из профилированной арматуры. Диаметр резьбы такого винта составляет 17 мм, а длина шпильки лежит в пределах от 1,5 до 6 м. Устройство используют для строительства фундаментных и монолитных сооружений. С помощью стяжки усиливают любую опалубку.

Еще одно назначение анкера – регулировка ширины бетонной формы.



С помощью таких крепежей удается добиться точного размера формы и оптимизировать таким образом расход раствора. Кроме того, использование стяжек позволяет ускорить демонтаж опалубки, что дает возможность для повторного применения конструкции.

Обзор разновидностей

Стяжку для опалубки делят на несколько видов. Выбор крепежа зависит от типа опалубки, размеров конструкции. Примечательно, что некоторые модели стяжек считаются универсальными и используются для фиксации опалубок из любых материалов и любого назначения.

Остальные крепежи можно поделить на:

  • стальные шпильки съемного типа с разными видами сечений;
  • стальные болты несъемного типа;
  • пластиковые скобы;
  • пружинные изделия;
  • проволоки;
  • пластины из композита.

Предпочтительным вариантом для фундамента считаются стяжки из металла. Плюс таких стяжных гаек в многоразовом использовании. Такие фиксаторы легко крепить и демонтировать, если грамотно подойти к процессу.



Стоит подробнее рассмотреть наиболее часто встречаемые фиксаторы для пола и других конструкций.

Универсальная

Крепеж используют для установки и фиксации разных опалубок. Например, с помощью стяжки удастся зафиксировать щиты толщиной от 10 до 250 мм включительно. Если возникнет необходимость фиксации толстой конструкции, для увеличения стяжки используют удлинитель.

Плюсы универсальных крепежей:

  • ускоренная сборка стяжки;
  • точная сборка опалубки;
  • снижение затрат на строительство: трудовых и финансовых;
  • использование фиксаторов в комплекте с щитами из разных материалов.

Часто стяжки подобного типа устанавливают в пластиковые несъемные опалубки. Главный плюс такого подхода в том, что впоследствии не нужно будет проводить демонтаж конструкции.


Пластиковая

Сегодня появилась возможность использования пластиковых опалубочных стяжек. Стандартный вариант применения подобных крепежей – это сборка и фиксация форм, толщина которых не превышает 250 мм. Для отливки более широкой конструкции потребуется удлинитель.

Плюс применения пластиковых стяжек в отсутствии «мостиков холода».


Винтовая

Стандартный вид – комплект, куда входят:

  • винт – 1 шт.;
  • гайка – 2 шт.;
  • шайба – 2 шт.

В некоторых комплектах шайбы отсутствуют, и их приходится докупать отдельно. Раньше винтовые стяжки делали только из металла, но сегодня рынок начал выпускать модели из стеклопластика. Последние представляют собой крепеж для одноразового использования, который оставляют в монолите. Выступающую часть при этом после застывания конструкции срезают.


Как рассчитать необходимое количество?

Для выполнения правильных расчетов необходимо обратить внимание на два параметра:

  • толщину материалов опалубки;
  • толщину сечения конструкции.

Дополнительно рекомендуют учитывать толщину бетонного сердечника, так как именно давление окажет влияние на количество крепежных элементов. Чтобы определить, сколько стяжки потребуется на опалубку, стоит воспользоваться стандартной формулой Эпюре. Основные рекомендации на 1 погонный метр согласно формуле:

  • в нижней части опалубки нагрузка на 1 п. м достигает 2500 кг;
  • максимальная нагрузка, которую способна выдержать одна стяжка, составляет 250 кг;
  • при подсчете крепежей нужно заложить запас прочности в 10%, тогда количество килограммов на одну стяжку составит 225;
  • чтобы щиты не деформировались, шаг между фиксаторами не должен быть менее 0,5 м;
  • при подсчете важно учесть методику уплотнения залитой бетонной смеси, например, нагружение на стяжку от виброуплотнения будет выше по сравнению с уплотнением раствора лопатой.



Учет рекомендаций позволит высчитать нужное количество фиксаторов для монтажа опалубки.

Применение

Когда происходит монтаж опалубки, важно ответственно подойти к установке стяжек. Если не соблюсти технологию крепления фиксаторов к щитам, конструкция будет деформироваться. Технология монтажа стяжек зависит от вида опалубочной системы и типа используемых крепежей. Стоит рассмотреть часто встречаемые варианты.


Съемные стяжки

Для монтажа съемных щитов предпочтение стоит отдавать стяжкам такого же типа. При этом рекомендуется обеспечить изоляцию крепежа от бетонной смеси. Игнорирование этого момента приведет к тому, что извлечь стяжку из конструкции не получится. Оставлять же съемную опалубку в монолите не советуют по нескольким причинам.

  • Обычно стяжки съемного типа изготавливают из прочного металла. Это довольно дорогой вариант, поэтому использовать такие крепежи лучше многократно.
  • У металлических деталей не предусмотрена защита от коррозии. Фиксаторы быстро заржавеют и нанесут вред бетонной конструкции, которая начнет разрушаться изнутри.
  • Съемные стяжки, застывшие в конструкции, образуют «мостики холода».



Для проведения грамотного монтажа съемных стяжек в опалубку потребуются:

  • щит с предусмотренными отверстиями для монтажа, выполненными по периметру конструкции, шаг между отверстиями не должен превышать 300 мм;
  • смазки, которыми будет покрыта опалубка;
  • комплект для стяжки, куда войдут основные крепежи в виде шпильки, гаек и шайб;
  • трубка из поливинилхлорида с большим диаметром – это нужно, чтобы шпилька фиксатора быстро и без проблем вошла в трубку;
  • фиксаторы из ПВХ в форме конуса – это необходимо, чтобы предотвратить проникновение в них бетонной смеси или грязи.

После установки опалубки, фиксации щитов и заливки бетонной смеси нужно дождаться застывания конструкции. Когда результат будет достигнут, можно приступать к демонтажу.


Чтобы демонтировать крепежи, потребуются молоток, с помощью которого удастся удалить шпильки, и болгарка для срезки выступающих трубок ПВХ.

Несъемные стяжки

В этом случае речь может идти о двух видах фиксаторов: металлических и пластиковых.


Металлические

Фиксаторы из металла можно устанавливать в опалубку без защиты. Шпильки монтируют в подготовленные отверстия щитов и фиксируют гайками, предварительно установив шайбы.

Трудности возникают при демонтаже опалубки. Для грамотного демонтажа конструкции нужно срезать выступающие концы шпилек с небольшим заглублением в бетон. После оставшиеся пробоины необходимо замазать цементным раствором, в составе которого будут присутствовать гидроизоляционные добавки.



Пластиковые

Выгодный вариант, плюс которого в небольшой цене расходного материала. Крепеж пластиковых фиксаторов осуществляют с внутренней поверхности желоба щита опалубки. Другими словами, для них не нужно подготавливать отверстия.

Комплект пластиковых стяжных элементов включает:

  • тяж;
  • удлинитель;
  • манжеты для дожима;
  • шурупы, дюбель-гвозди или другие крепежи.



Ответственный подход к использованию стяжек для опалубки позволит не только подобрать наиболее подходящий вариант фиксаторов, но также рассчитать количество крепежей и осуществить правильный демонтаж опалубочной конструкции после застывания бетона.

Особенности стяжек для опалубки и их расчет в видео ниже.

Методика применения съемной опалубки при возведении монолитных конструкций из бетонной смеси предполагает наличие надежных крепежных элементов, связывающих параллельные щиты друг с другом и фиксирующих их на необходимом расстоянии. Эти функции осуществляет комплект из стяжной шпильки (ее еще называют стяжной болт, винт, стяжка для опалубки) с 2-я гайками, затягиваемыми с наружных сторон, поливинилхлоридной трубки и стопоров (фиксаторов). Шпилька осуществляет поддержку щитов в определенной плоскости вместе с внешними опорами, обеспечивает заливку в рамках проектной толщины и выдерживает различные динамичные внешние воздействия.



Характеристика

Стяжная шпилька берет на себя всю нагрузку при заливке бетонного раствора в опалубку стен.

Стяжные винты обладают типовыми размерами: 0,5, 1, 1,2, 1,5 метра. Предельная длина составляет 6 метров. При выборе данной стяжки требуется принимать в расчет толщину стенки, в которую заливается бетонный раствор.

Конструктивно стяжной винт являет собой круглую шпильку с внешним диаметром, равным 17 миллиметрам. С 2-х сторон на него наворачиваются специализированные опалубочные гайки с аналогичным параметром от 90 до 120 миллиметров. Имеется 2 вида гаек для опалубочных систем: гайки барашковые и шарнирные (суперплита).

Использование стяжного винта для опалубочной системы дает возможность применять ее неоднократно. Срок службы изделия нелимитирован. Комплект содержит в себе пластмассовые конусы и ПВХ (поливинилхлоридные) трубки. Подобные элементы необходимы для предохранения стяжки от воздействия бетонной смеси и обеспечивают свободное извлечение стяжной шпильки из конструкции.

Специально созданная структура, а именно резьба на шпильке и гайках, способствует затягиванию, и раскручивания, даже когда попадает крошка бетона либо песок, не происходит.



Стяжная шпилька для контура монолитных сооружений из бетона — изделие, которое выдерживает массу возводимого объекта и все динамичные внешние воздействия. От прочности этой детали находится в зависимости монолитность сооружения. Главная область применения – строительство бетонных и Ж/Б стен для промышленных объектов и жилых домов, колонн, перекрытий, фундамента. Стяжная шпилька требуется для монтирования конструктивных элементов опалубочной системы, отвечает за сопряжение щитов и жесткость.



Рассматриваемые шпильки для опалубки производятся из легированных сталей путем холодного либо горячего накатывания (накатки) резьбы. Сталь имеет высокую прочность и способна выдержать значительные силовые воздействия (от веса бетона).

Используются всегда в комплексе с другими видами резьбового крепежа: гайками, а также трубкой из поливинилхлорида (для крепления опалубки). Выпускается в форме сплошной шпильки 3-метровой длины:

  • диаметр по наружной фаске резьбы – 17 миллиметров;
  • диаметр по внутренней фаске резьбы – 15 миллиметров;
  • дистанция промеж ниток резьбы – 10 миллиметров;
  • масса одного погонного метра – 1,4 килограмма.

Есть 2 разновидности стяжных шпилек для опалубочной системы.

  • Тип А. Шпилька обладает равными диаметрами на безрезьбовом и резьбовом участках.
  • Тип Б. Шпилька обладает меньшим диаметром безрезьбовой области и увеличенным диаметром резьбовой части.



Кроме стальных винтов, при устройстве опалубочной конструкции практикуются и иные виды изделий.

  • Стяжные болты из стекловолокна. Эти изделия характеризуются незначительной теплопроводностью и маленьким сопротивлением на срез. В основном эти элементы одноразового пользования, их обрезают в процессе демонтажа опалубочных систем и не извлекают из бетонных конструкций.
  • Пластмассовая стяжка для опалубки характеризуется приемлемой стоимостью. Обыкновенная стяжка из пластмассы практикуется для монтажа форм под заливку конструкций с шириной не более 250 миллиметров. При установке форм для более широких конструкций (до 500 миллиметров) параллельно со стяжкой применяется пластмассовый удлинитель.



Применение

Опалубочная стяжка применяется для монтажа параллельных щитов опалубочной конструкции, вследствие чего после заливки бетонного раствора они не расползаются по сторонам. В связи с этим болт для стягивания должен выдерживать значительные внешние воздействия, противодействуя давлению бетонного раствора.

Как уже говорилось, стянуть и зафиксировать опалубочные щиты помогают 2-е гайки, они устанавливаются с наружных сторон связываемых щитов. Площадь поверхности гайки равняется 9 либо 10 сантиметрам, поэтому достигается плотное примыкание к поверхности щитов.

При значительных нагрузках данной площади примыкания становится мало, потому устанавливаются вспомогательные шайбы.

Практикуются шпильки для монтажа опалубочной системы при сооружении монолитных конструкций. Такой крепеж довольно дорогой, по этой причине его применяют неоднократно. Другими словами, после застывания бетонного раствора опалубка демонтируется, стяжные винты извлекаются и переставляются на новое место.

Особенности монтажа

При установке опалубочной системы производятся следующие действия:

  • в бортах производится подготовка отверстий для монтирования поливинилхлоридных трубок;
  • в ПВХ трубки помещаются шпильки, по длине они должны быть значительно больше ширины опалубочных щитов, чтобы оставалось место для фиксации гаек;
  • щиты равняются, шпильки закрепляются гайками;
  • формы заполняются бетонной смесью;
  • после застывания раствора (не менее, чем на 70%,) гайки отворачивают, а шпильки вытаскивают;
  • трубки из поливинилхлорида остаются в теле бетонной конструкции, отверстия можно закрыть специализированными заглушками.

Вследствие использования поливинилхлоридных трубок конструкция без особых усилий разбирается, а шпильки можно неоднократно эксплуатировать, уменьшая затраты на строительные работы.

Обвязывание опалубки винтами гарантирует прочность конструкции, более того, установка и разборка производятся с наименьшими временными издержками и трудозатратами. Для осуществления установки не надо быть квалифицированным специалистом.

Положительным моментом является и многофункциональность крепежного материала, его можно использовать для выполнения незначительных объемов работ и для крупномасштабного строительства.

Заливка качественного фундамента не может быть произведена без арматурной сетки. Именно она отвечает за хорошую сцепку и твердое основание. Для получения сетки недостаточно одного прута, который будет изогнут под различными углами. Для армирования понадобится немало материалов, которые необходимо рассчитать и соединить правильно.



Лучше связать или варить?

Существует несколько способов вязки арматурного каркаса. Чаще всего для этого используется проволока, хомуты или сварка. Все методы, конечно, имеют свои плюсы и минусы. В каждом конкретном случае рекомендуется использовать наиболее подходящий метод.

Сварка, как способ соединения арматуры, применяется довольно давно. Обычно, им пользуются, если надо сделать очень прочное основание, например, для многоэтажного строения. Среди преимуществ метода стоит отметить высокую скорость и простоту при наличии всего необходимого. Однако надо учесть все нюансы данного метода.

Для качественной сварки важно наличие опыта и хороший сварочный аппарат. Не все мастера, которые задумали строить самостоятельно, умеют пользоваться сваркой. Конечно, можно прибегнуть к помощи опытного сварщика с качественным оборудованием. Однако это потребует дополнительных расходов, что не всегда уместно при масштабной стройке.

Армирующий каркас в ходе сварки получается ненадежным. Это обусловлено тем, что металл греется до температуры, при которой структура стали в зоне разогрева нарушается. А также важно учитывать, что соединение сваркой плохо переносит изгибы. Материал может начать деформироваться еще на стадии уплотнения, когда используется вибратор. В итоге каркас частично теряет жесткость.



Вязать арматуру проволокой довольно просто, и нет необходимости в наличии определенного оборудования. А также не важны определенные навыки. Начинающим строителям этот метод нравится тем, что если возникла ошибка, то ее легко устранить.

Стоит отметить, что армирование можно делать сразу в опалубке. Среди плюсов также выделяется минимальная стоимость работ.

Что касается недостатков метода вязки проволокой, то среди основных следует отметить шаткость получающейся конструкции. В том случае, если каркас из арматуры собирается за пределами опалубки, то при его монтаже надо будет действовать максимально осторожно.

Специалисты рекомендуют останавливать свой выбор на вязании арматуры, а не на сварке. При этом предпочтение стоит отдать проволоке, а не пластиковым хомутам. Это обусловлено тем, что последние не всегда бывают хорошего качества и быстро рвутся.

Инструменты и материалы

Прежде чем приступать к вязке арматуры, необходимо правильно подобрать все необходимые материалы и инструменты. Армирующий каркас состоит из прутьев, собранных в единую конструкцию. Пруты могут быть из различных материалов и отличаться по профилю. Как правило, сетка состоит из горизонтальных прутьев (рабочей арматуры) и вертикальных или поперечных хомутов.



Чаще всего пруты выбирают стальные. Данный материал хорош тем, что делится на 6 классов по прочности. Сталь можно гнуть, а также варить. Используются и композитные прутья, в состав которых входят арамидные, стеклянные, базальтовые или углеродные волокна.

Наряду с такими их преимуществами, как устойчивость к коррозии, малый вес и невысокая стоимость, есть и существенные недостатки в виде несгибаемости и невозможности сварки.

Для арматуры можно использовать варианты и с гладким, и с периодическим профилем. Первый тип чаще используется для создания перемычек с целью соединения. Рельефная поверхность второго типа обеспечивает хорошее сцепление арматуры с бетоном, что применяется для поясов.



При выборе сечения профиля арматуры важно учитывать тип постройки. Так, для небольших строений хозяйственного назначения используется сечение от 10 до 14 миллиметров, а для жилых зданий – от 12 до 18 миллиметров.

В любом армирующем каркасе горизонтальные пруты должны быть уложены с нахлестом, а затем связаны с вертикальными отрезками. На один армирующий пояс может уходить от двух до четырех прутов. Если фундамент заглублен мелко, то количество слоев составляет два, а если глубоко, то три. При этом расстояние между ними должно быть от 0,3 метра.



Поперечные хомуты необходимы, чтобы соединять и поддерживать верхние, а также нижние уровни. Они ложатся с шагом 0,4-0,9 метра. За счет того что на них нагрузка небольшая, можно пользоваться профилем с сечением от 6 до 12 миллиметров.

Каркас должен быть полностью погружен в бетон, чтобы не подвергнуться воздействию коррозии. При этом от дна траншеи его должно отделять расстояние в 4-5 сантиметров. С этой целью можно воспользоваться специальными подставками, обломками кирпичей, небольшими камнями. От опалубки армирование должно располагаться на удалении 6-8 сантиметров.

Важно правильно подобрать проволоку для арматуры, так как она влияет на качество и срок службы каркаса. А также от нее зависит, насколько быстро будет идти процесс вязки. Материал для вязания каркаса может быть как алюминиевый, так и медный. Как правило, есть определенный ГОСТ и требования СНиП к проволоке, которая необходима для арматуры.

Сечение 1,2 миллиметра используется, если диаметр арматурных прутьев не превышает 1,2 сантиметра.

Толщину в 1,6 миллиметра следует выбирать, если диаметр прута варьируется от 1,6 до 1,8 сантиметра.

Проволока 2 миллиметра, а также сдвоенная, используется для арматуры диаметром свыше 1,8 сантиметра.




По мнению опытных строителей, удобнее всего использовать проволоку с наименьшим диаметром (1,2 мм). Это обусловлено тем, что ее можно просто вязать ручным крючком. Однако, если выбирать сечение в один миллиметр, то можно получить чрезмерно слабый узел. В таком случае проволоку рекомендуется сдваивать. Что касается диаметра проволоки в 2 миллиметра и более, то это может усложнить работу.

Из инструментов профессионалы советуют использовать специальные. Применение подручных средств не позволяет сделать каркас надежным, а фундамент достаточно крепким. Чаще всего для вязки арматурной сетки используют специальный крючок, клещи или плоскогубцы, шуруповёрт, вязальный станок (пистолет).






Способы

Вязать арматуру правильно можно как вручную, так и используя различные инструменты. Каждый из них отличается своими плюсами и недостатками. Их стоит учитывать, прежде чем ознакомиться с определенной технологией.

Ручной

Способ предполагает использование вязального крючка. Данный инструмент напоминает своим видом гвоздь, который изогнут, и вместо шляпы у него рукоять. Последняя может быть как деревянной, так и пластмассовой. Такой инструмент эффективен, но он не слишком ускоряет работу. Во многом процесс вязки своими руками замедляют длинные хвосты проволоки, которые остаются после крючка.

Воспользоваться таким приспособлением можно даже без опыта. Навыки вязки крючком приобретаются быстро. Стоит учесть, что арматура, связанная вручную, получается недостаточно жесткая. Решить данную проблему можно, если вязать каркас прямо в опалубке, чтобы он не расшатывался при переноске.

Хомуты из пластика

Стоит учесть, что такой метод сцепки совершенно не выносит отрицательные температуры. Однако хомуты существенно ускоряют работу. Если материал качественный, то способен надежно зафиксировать арматуру.

Клещи

Данный инструмент подходит как для вязки арматурных прутьев, так и для убирания лишней проволоки, когда узел уже готов. Скорость работы клещами сопоставима со скоростью работы специальным крючком. Стоит отметить, что при этом наблюдается существенная экономия вязального материала. Это обусловлено тем, что его можно использовать целой бухтой, а не нарезать на куски заранее. Вязка клещами позволяет не делать петли, и работать в одну проволоку.

Шуруповёрт

Приспособление для арматуры придется несколько модернизировать для ускорения процесса и его автоматизации. Для этого используется насадка в виде самодельного крючка. Изготовить такой можно из обычного шиферного гвоздя. Желательно использовать устройство с регулировкой скоростей. Это позволит настроить шуруповёрт, и при наибольшем натяжении проволоки не произойдет обрыва.

По самому принципу вязки метод похож на работу крючком вручную. Однако использование приспособления позволяет ускорить процесс и сэкономить вязальный материал, так как нет необходимости в петлях для крючка. Однако, чтобы пользоваться шуруповёртом, понадобится некоторый опыт. У профессиональных арматурщиков с использованием такого инструмента уходит на одну завязку около трех секунд.

Вязальный пистолет

Этот инструмент является идеальным для вязки арматуры. С ним весь процесс проходит значительно проще и быстрее. Однако стоит учесть немалую стоимость вязального пистолета. Чаще всего данный агрегат применяют на стройке масштабных объектов. Стоимость инструмента начинается от 30 000 рублей, а по внешнему виду он напоминает обычную дрель.

Возможность подобраться громоздким аппаратом к труднодоступным местам отсутствует.

Вязальный пистолет-автомат не подходит для арматурных прутьев большого диаметра.

Нельзя использовать инструмент в дождливую погоду.

В обойму необходимо заправлять проволоку определенной марки и толщины.

Узлы и скрутки

Чаще всего используется самый простой вариант узла. Схема его вязки выглядит следующим образом.

Для соединения прутов между собой следует воспользоваться проволокой длинной от 15 сантиметров.

Сначала ее сгибают пополам, а потом так, чтобы получился крючок.

Проволоку надо просунуть под арматурные пруты, требующие связки.

Дальше необходимо воспользоваться крючком, который вставляется в получившуюся петлю, и зацепить им свободный край вязальной проволоки.

Далее надо выполнить один оборот, придерживая проволоку

После крючок следует натянуть на себя и докрутить до отрыва проволоки.

Быстро сделать так называемый мёртвый узел можно по аналогичной схеме. Отличия только в длине проволоки от 20 сантиметров и в нескольких оборотах вместо одного. Опытные арматурщики отмечают, что для надежной фиксации арматуры в угол хомута необходимо проволоку как можно более плотно прижать и к арматуре, и к углу хомута. Стоит отметить, что хомут не должен шататься, в противном случае нужно сделать дополнительный простой узел.

При армировании сложных элементов следует «мёртвый» узел совмещать с несколькими простыми.

Нюансы вязки в разных случаях

Правильно вязать арматуру можно, если заранее сделать расчет всех параметров, учитывая будущую нагрузку. Каждый вид фундамента подразумевает соблюдение определенных правил при вязке арматуры. Так, столбчатый фундамент предполагает, что перед заливкой внутрь столбов будет помещена арматура.

Обвязка каркаса в данном случае делается из 4 или 6 прутов. Для свай используются вертикальные стержни в виде арматуры с сечением 12 миллиметров. Что касается поперечных прутьев, то они могут быть более тонкими и гладкими. Стоит подчеркнуть, что не стоит под небольшой деревянный дом со свайным фундаментом использовать армирующий каркас, сваренный из вертикальных прутьев и обручей (по типу бочки). Такой вариант вязки получается довольно ненадежным.



Для монолитной плиты

Монолитный фундамент встречается довольно часто и требует обязательной арматурной сетки. Она делает бетон более крепким и позволяет плитам выдерживать повышенные нагрузки. Вязка арматуры монолитного перекрытия состоит из следующих шагов.

Нижние прутья арматуры следует уложить в виде креста. Здесь основным правилом является выдерживание размера ячейки 30 на 30 сантиметров. Его нельзя превышать, чтобы не уменьшить прочность плиты.

Для соединения прутьев используются проволока из стали и стандартные узлы. Можно воспользоваться специальными инструментами, которые несколько упрощают задачу.

Арматура на нижнем уровне монолитной плиты должна быть длиннее, чтобы ее можно было сформировать в виде буквы «П». Это позволит вывести нижние прутья на верхний уровень фундамента.

На верхнем уровне плиты прутья арматуры также надо уложить друг на друга и соединить при помощи стальной проволоки или хомутов из пластика.

Арматурную конструкцию монолитного фундамента от земли должны отделять не менее 4 сантиметров. Для этого можно воспользоваться специальными подставками, которые продаются в строймагазинах.

Верхний уровень арматуры в перекрытии надо установить на специальные подставки из прутьев, согнутые в виде зигзага. Их оставляют в основной конструкции даже при заливке бетона.



Для ленточного фундамента

Ленточный фундамент отличается практичностью и меньшими затратами по сравнению с монолитной заливкой.

Однако на такой вид основания осуществляется большая нагрузка от строения, поэтому важно, чтобы армирующий каркас был правильным и надежным.

Прутья в армировании ленточного фундамента укладываются по следующим схемам.

Четыре прута укладываются в том случае, если фундамент по ширине достигает 50 сантиметров. При этом два из них ложатся в основание фундамента, а два – сверху.

Система из 6 прутьев используется при ширине фундамента, превышающей полметра. В этом случае стержень необходимо положить между двумя основными. А также надо уложить на углах гнутые пруты так, чтобы их концы выступали на 0,4 метра и более. Что касается узлов соединения арматуры, то между ними желательно выдерживать расстояние, не превышающее нормы в 60 диаметров прута.

К примеру, при использовании арматуры с диаметром 12 миллиметров, обвязку следует делать с интервалом 72 сантиметра и чаще.

Для ленточного фундамента правильно, если вязка арматуры выполняется по типу «клеточки». В данном случае ряды следует закреплять при помощи проволоки под углом 90 градусов. Вязальная схема будет выглядеть следующим образом.

Для прутьев с сечением от 8 миллиметров надо отрезать проволоку длиной 0,25 метра.

После этого проволоку следует согнуть пополам и завести под место соприкосновения стержней. При этом ее надо размещать по диагонали.

Далее крючком необходимо подцепить петлю (место, в котором сгибается проволока), а другой конец проволоки обвести над местом пересечения стержней и уложить над крючком.

Затем крючок следует вращать вокруг конца проволоки, пока не получится скрутка из 3-4-х оборотов.

После этого крючок надо извлечь, а концы проволоки отогнуть внутрь конструкции.

Композитная арматура относится к современным материалам, призванным заменить дорогой металлопрокат и обеспечить большую устойчивость к негативному влиянию внешних факторов. После того, как с 2012 года этот вид полимерного прута стал производиться в России, интерес к нему со стороны строителей стал возрастать с каждым годом.

стеклопластиковая арматура

Применение стеклопластиковых материалов для армирования монолитных бетонных конструкций особенно актуально в случаях возможного воздействия влаги, поскольку полимеры не подвержены воздействию коррозии.

Пластиковые пруты применяют на объектах индивидуальной застройки, при возведении крупных зданий и сооружений, для береговых укреплений и автомобильных дорог. В частном строительстве из нее изготавливают армирующие каркасы для ленточных и плитных фундаментов, а также армируют кладку из пенобетонных блоков.

Материал, из которого изготовлена пластиковая арматура, представляет собой полимерную смесь из продольного стекловолокна повышенной прочности и термически стойкой смолы. Стандартные диаметры выпускаемых прутов находятся в диапазоне от 4 до 32 мм. Максимальная температура эксплуатации 60˚C. Предел прочности 150 МПа.

Подготовка материалов для сборки армирующего каркаса

Для повышения общей прочности бетонного монолита, его усиливают конструкцией из стеклопластиковой арматуры в виде плоской сетки или пространственного каркаса, которые собирают из круглых прутов переменного или постоянного сечения. Отдельные элементы таких конструкций соединяют между собой с помощью вязальной проволоки, фиксирующих хомутов или специального пистолета.

Поэтому для вязки армирующего каркаса необходимо приобрести:

Поэтому перед началом сборки каркаса ее необходимо размотать и нарезать на куски необходимой длины. Резка производится ножовкой или другим инструментом, не допускающим нагрева материала. Разметку мест реза на поверхности легко сделать с помощью обыкновенного маркера.

Вязальная проволока должна быть круглого сечения и диаметром не менее 1 мм, чтобы обеспечить необходимую прочность соединения и не лопнуть при скручивании. Для быстрого получения отрезков проволоки нужной для вязки длины, всю свернутую бухту необходимо разрезать болгаркой на 3 или 4 части.

Чтобы сделать вязальную проволоку более мягкой, ее можно обжечь в пламени с помощью паяльной лампы или в костре. Необожженная проволока гнется хуже и не всегда обеспечивает плотный охват соединения. Кроме этого, неподготовленный металл обладает меньшей тягучестью и чаще рвется во время работы.

Вязка хомутами. Общая схема вязки.

Инструмент для проволочного связывания арматуры

Использовать для вязки плоскогубцы не очень удобно. Они не обеспечивают необходимой плотности охвата соединения и требуют приложения больших усилий. Поэтому стальную проволоку скручивают на арматурных прутах при помощи специальных крючков или вязального пистолета. Магазины инструмента предлагают к продаже два вида крючков, предназначенных, чтобы вязать арматуру:

  • простые ручные, которые необходимо все время вращать во время работы;
  • полуавтоматические винтовые, с вращающимся при нажатии на ручку крючком;
  • пластиковые фиксаторы в виде одеваемых на арматуру колец и вертикальных стоек.

Простой крючок можно не покупать, а сделать самостоятельно (подробнее о том, как это сделать — тут), согнув его из толстой стальной проволоки и заточив острие. В этом случае вам будет чем вязать проектную конструкцию из прутов и без покупки инструмента.

Способ применения вязального пистолета ускоряет и упрощает процесс, но этот достаточно крупный инструмент может не обеспечить доступ в отдельные места. Кроме этого, такой инструмент приводит к перерасходу проволоки.

пластиковые фиксаторы


Пластиковые фиксаторы нужны для того, чтобы зафиксировать собранный арматурный каркас в необходимом пространственном положении внутри опалубки перед подачей бетона.

Технология ручной проволочной вязки стеклопластиковой арматуры

Для того, чтобы арматурный каркас или сетка приняли необходимую пространственную форму и не изменили ее при заливке бетона, все отдельные элементы необходимо надежно соединить между собой. Наиболее часто для этого используют вязальную проволоку. Вязка — это простой и быстрый способ соединения, для которого не требуется высоких квалификационных навыков. Кроме того, стеклопластиковую арматуру просто невозможно соединить при помощи сварки, а поэтому такой тип крепления наиболее приемлем в данном случае.

Весь процесс того, как вязать стеклопластиковую арматуру для фундамента, можно разделить на следующие пошаговые этапы:

  1. свернутая в бухту арматура разматывается и нарезается на отрезки проектной длины;
  2. на поперечные прутья нижнего арматурного слоя надеваются пластиковые фиксаторы;
  3. на расставленные поперечные элементы на заданном друг от друга расстоянии укладываются продольные пруты;
  4. во всех местах пересечений арматуры выполняются соединения путем скручивания петель из сложенной вдвое вязальной проволоки;
  5. после сборки нижнего ряда к пересечениям наружных ячеек вяжутся вертикальные арматурные элементы;
  6. к верхним концам или к середине вертикальных стоек, в зависимости от проектного количества рядов, привязываются поперечные отрезки;
  7. укладывается и вяжется следующий ряд продольной арматуры;
  8. собранный каркас переносится и устанавливается внутрь опалубки для ленточного фундамента.

Работу можно значительно упростить, если совмещать стеклопластиковую арматуру с металлической. Из стальных прутов можно заранее заготовит прямоугольные рамки и тогда не потребуется выполнять отдельную вязку вертикальных отрезков.

этапы вязки

Нюансы вязки конструкций под заливку плитного фундамента

Армирование монолитных опорных оснований плитного типа выполняется в виде одного или двух рядов сеток в зависимости от проектного решения. Поэтому в такой конструкции арматурные пруты не рассматриваются как продольные и поперечные. Для поднятия нижней сетки над гидроизоляционным слоем на арматуру через каждые полтора-два метра одевают вертикальные стойки фиксаторы из пластика. Это позволяет установить арматурный каркас строго в горизонтальной плоскости на заданной высоте.

Важная особенность сборки арматуры для плитного фундамента заключается в том, что она производится по месту. Это необходимо из-за больших размеров конструкции и невозможности последующего перемещения. Поэтому во время вязки необходимо быть предельно осторожным, чтобы не наступить на уложенные арматурные прутья и не повредить конструкцию.

В шведской и финской утепленной плите (подробнее о ней в этой статье) необходимо предусмотреть пересечение прутов плиты с арматурным каркасом боковой опорной ленты. Для этого пруты нарезают длиннее, напускают их на вертикальные боковые арматурные каркасы и связывают проволокой.

Нюансы вязки стеклопластиковых каркасов для ленточных фундаментов

Особенности сборки арматуры для ленточного фундамента заключается в наличии боковых примыканий, пересечений и углов.

В местах примыкания лент под внутренние стены, соединение перпендикулярного каркаса с наружным выполняется при помощи согнутых П-образных элементов. В углах арматуру сгибают под прямым углом или привязывают подготовленные Г-образные элементы. Длина нахлеста соединяемых прутков должна быть не менее 30 см и на этом участке выполняется не менее 2-х вязок.

Изгибать арматуру из стекловолокна следует очень осторожно, не применяя термической обработки. Упругие свойства пластика делают процедуру сгибания довольно трудной. Поэтому для сборки углов и примыканий рекомендуется покупать согнутые элементы заводского изготовления.

Места пересечений стеклопластиковой арматуры под ленточный фундамент можно соединять прямыми отрезками или собирать одну из пересекающихся конструкций по месту установки.

Сборка арматурных каркасов может выполняться на открытом месте, в стороне от выкопанной траншеи. Правильная укладка уже собранной конструкции предусматривает расстояние от стенок опалубки и дна не менее 25 мм.

укладка связанной арматуры

В заключение

Вязка стеклопластиковой арматуры для фундамента — это технологически простой процесс, не требующий особых профессиональных навыков. Быстро научиться ему сможет даже неподготовленный человек. Нужно просто немного потренироваться.

Небольшой вес материала значительно упрощает работу, а большая длина арматурного прута в бухте позволяет нарезать стержни любой необходимой длины. Это уменьшает количество стыков в отличие от стальных материалов.

Более подробно о том, как правильно вязать стеклопластиковую арматуру, вы можете посмотреть на следующих видео.

Видео по теме

Арматурный каркас с указанными местами обвязки

Арматурный каркас с указанием мест обвязки

Во всех современных фундаментах строительство не обходится без применения арматуры – соединенных между собой металлических прутьев, которые воспринимают растягивающие напряжения при использовании совместно с бетоном. Каркас создает вертикальный и горизонтальный пояса, служит для увеличения прочности конструкции и равномерного распределения нагрузок.

Если арматура будет слабо или неправильно связана она расползется, чем нарушит целостность фундамента. Это повлечет медленное его разрушение. Связать прутья между собой достаточно просто, но как правильно вязать арматуру для фундамента, хорошо знают специалисты узкого профиля. Схема связки каркаса практически одинаковая для всех типов оснований, кроме столбчатого деревянного или металлического, где формируется каркас поверх оголовка сваи с помощью арматуры или балок. Они соединяются с оголовком и свариваются, при этом приходится гнуть прутья или катанку под конкретно заданным углом.

Три метода обвязки арматурного каркаса

Схематическое отображение способов вязки арматуры

Схематическое отображение способов технологии вязки арматуры

Для формирования металлического каркаса основания применяется три метода обвязки:

  1. Сварка. На первый взгляд, сварка – это самый простой и эффективный способ соединить арматуру, но на практике все выглядит иначе. Во время сварочных работ металл нагревается до высоких температур и деформируется, а это частичная потеря жесткости. Также приходится нанимать профессионального сварщика, который знает о свойствах металла, сможет не пережечь его, а это дополнительные финансовые расходы. Также существует риск разрушения места сварки во время работы промышленного вибратора. Возникают сложности, если гнуть металл неподалеку от места сварки.
  2. Соединение с помощью гнутой проволоки или пластиковых хомутов (стяжек). Этот метод популярен среди многих застройщиков, так как соединение можно сделать своими руками в считанные минуты. Если применяется гибкая проволока, то для соединения звеньев нужно использовать специальный инструмент. Пластиковые хомуты надежнее проволоки, но стоят дороже. Схема соединения аналогичная, только тогда приходится гнуть прутья под необходимым углом.
  3. Внахлест. Этот метод подразумевает соединение арматуры внахлест с дальнейшей фиксацией проволокой. Практикуется больше для горизонтальных поясов, сделанных из сетки, а внутри соединения используется вертикальный гладкий прут.

Любой из вышеперечисленных методов можно реализовать своими руками. При этом приходится гнуть металл, что сделать достаточно проблематично, учитывая жесткость арматуры и ее минимальный диаметр для горизонтальных поясов от 12 мм.

Вязание арматуры своими руками

При всем многообразии специализированного строительного инструмента, не все частные застройщики имеют возможность его купить или взять в аренду. Для вязки прутьев не требуется дорогостоящего инструмента, ее к тому же можно сделать своими руками.

Для этого необходимо приобрести стальную вязальную проволоку. Она достаточно гибкая и прочная, имеет диаметр 2—3 мм. Чтобы ее согнуть, придется использовать пассатижи или специально сделанный крючок, который впоследствии закручивается вокруг арматуры и фиксирует ее. Некоторые умельцы выполняющие армирование своими руками иногда используют шуруповёрт, как более простой и легкий способ вязки. Если вязать с помощью проволоки, то для этого потребуется:

В случае армирования столбчатого фундамента арматурный каркас можно согнуть и затем фиксировать на оголовках специальными зажимами. Некоторые производители уже поставляют металлические или деревянные сваи со специальными зажимными скобами и муфтами. В таком случае достаточно выгнуть прут и вставить его в скобу. Скобу зажать и сверху проварить, сделать все это можно своими руками, используя минимум инструмента. В случае применения гладкой арматуры процесс вязки более трудоемкий, так как крюки будут постоянно отгибаться и без подручного специализированного инструмента не обойтись, как и без сторонней помощи.


Вязку арматурного каркаса для плитного монолитного фундамента лучше делать из нескольких поясов. Для горизонтального яруса используются спиральные прутья сечением до 16 мм, а для вертикальных звеньев – гладкая до 10 мм. При установке нижней сетки рекомендуется использовать пластиковые компенсаторы, которые создадут равномерный шаг. Затем при вязании вертикальных прутьев важно не забыть вывести их за пределы фундамента, ввиду того, что с ними соединятся несущие стены.

Использование пластиковых хомутов-стяжек для вязания более дорогой вариант замены проволоки, но хомуты (стяжки) можно найти в любом хозяйстве. Принцип обвязки аналогичен, но пластик для стяжек менее прочный. Поэтому силу при монтаже лучше не применять. Самые популярные хомуты со специальным сердечником на конце стяжки, с их помощью крепятся кабеля и трубы на вертикальные поверхности. Пластик отлично показал себя при вязке своими руками в теплую погоду, в морозы он быстро теряет эластичность и лопается.

Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам

Эскиз правильного создания соединения арматурных прутьев

Эскиз технологии правильного создания соединения арматурных прутьев и обвязка крючком

Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:

  1. Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
  2. Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
  3. Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
  4. Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.

Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:

  1. Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
  2. Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
  3. Связать прутья по любой перечисленной технологии.

Высотные работы нужно проводить только с несколькими рабочими одновременно, обеспечить страховку и контролировать процесс подъема прутьев с дальнейшей их установкой на указанные места. Делать это своими руками без страховки категорически запрещено.

Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.

Читайте также: