Как сделать курай из пластиковой трубы

Обновлено: 05.05.2024

Сергей Крылов

Собственно, технология: как сделать курай из ПВХ трубки.

Понадобится взять цилиндрическую деревянную палочку диаметром 20 мм и длиной 1-1,5 м, взять рубанок и обстрогать на усечённый конус желаемого размера и формы (но так, чтобы исходная трубка обязательно надевалась на форму в будущем широком конце свободно, без малейшего усилия - если применить усилие, потом после вытяжки никаких сил не хватит снять с формы без повреждений), потом выровнять поверхность грубой наждачкой.

Надеть трубку без усилий на форму, надеть на руки тканевые рабочие перчатки (если есть перчатки только с "резиновыми" пупырышками - то так, чтобы со стороны ладоней пупырышков не было - иначе они будут плавиться и размажутся по будущему кураю - впрочем, кому-нибудь, м.б., и понравится такое "художественное оформление", эти синие полоски потом не смываются, они намертво сливаются с материалом трубки :) ). И тянуть над конфоркой, аккуратно, не перегревая - греть только до размягчения, продвигаться шажками по 5 см от толстого конца к будущему тонкому. Желательно не просто растягивать, а одновременно тянуть и обжимать трубку, обхватывая её рукой в перчатке и протягивая в таком виде по размягчённому участку несколько раз (пока не остынет и не затвердеет обратно).
Самое сложное и опасное на самом деле снять изделие с формы.
В идеале желательно, чтобы с тонкого конца после вытяжки осталось торчать сантиметров 20-25 дерева, тогда им можно будет упереться в пол и, обхватив трубку руками (уже без перчаток, ибо слишком скользят), навалиться всем весом и сдвинуть трубку с формы. В противном случае, если не торчит или торчит слишком мало - придётся использовать дополнительный стержень для снятия. Аккуратнее, чтоб не грохнуть готовой трубкой об пол и не разбить её, когда она внезапно наконец сдвинется с места.

Дальше отверстия удобнее всего прокрутить ножом - хотя ПВХ можно и сверлить, но ножом просто удобнее, и можно сделать любой формы, например, вытянутой вдоль инструмента, как это в принципе и положено. Ножом же снимается фаска изнутри с верхнего конца (чтобы не было ступеньки в соединении с мундштуком). Ну и надо обязательно сделать мундштук из какой-либо более-менее безвредной пластмассы, простейший вариант - накрутить кусок пластика из стенки от бутылки из-под пищевого продукта/напитка, при помощи какой-нибудь нитки, чтоб он примерно на сантиметр торчал над краем ПВХ трубы, т.е. чтобы ртом при игре не касаться ПВХ. Соответственно при расчёте положения отверстий нужно заранее учесть тот факт, что трубка будет на сантиметр длинее за счёт мундштука (а если не учесть заранее, то придётся ПВХ трубку сверху на этот же сантиметр укорачивать - если настолько пунктуально относиться к строю, конечно).

Курай - это духовой музыкальный инструмент башкир и татар. Существует несколько его разновидностей: кыйык-курай, сур-курай, сыбызгы. Изготавливают его из стебля зонтичного растения реброплодника, которое в народе называют кураем. Именно благодаря ему этот инструмент и получил свое название.

Как научиться играть на курае

  • Как научиться играть на курае
  • Как научиться капуэро
  • Что такое курай

Прежде чем приступать к обучению игре на курае, потренируйтесь на любой трубке небольшого диаметра. Поставьте ее между передними зубами, при этом губа закрывает инструмент, а нижняя немного приоткрыта. Кончик языка упирается на край.

Далее попробуйте подуть. Учтите, что язык не должен отрываться от края. Дуйте со звуком тщщщ. Губы не закрывайте, они должны быть приоткрыты в улыбке, однако одна сторона должна быть прижата к инструменту.

Когда вы будете дуть, может закружиться голова, так как выдох должен быть очень напряженным. Сделайте небольшой перерыв и головокружение пройдет.

Потренируйте дыхание. Берите его ртом, при этом старайтесь не поднимать плечи. Дуйте сильно, но в то же самое время спокойно. Для игры на курае требуется большой запас воздуха в грудной клетке. Вдох следует делать как можно глубже, а выдох - значительно напряженнее фазы вдоха. Глубина вдоха зависит от длины звука, это придет с опытом.

Чтобы все получилось правильно, тренируйтесь у зеркала. Старайтесь, чтобы ваше лицо не было напряжено. Ваше лицо не должно напоминать искореженную маску.

Высоту звука извлекают путем зажатия отверстий большим, указательным и безымянным пальцами. Пальцы не напрягайте. Отверстия закрывайте плотно.

Самое трудное - научиться игре грудным голосом. Найдите опытного исполнителя на курае, который научит вас звукоизвлечению на этом чудесном инструменте. Тогда вы сможете извлечь «тихие, меланхолические и задушевные звуки, которые достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий», как писал о курае русский фольклорист С. Г. Рыбаков.

Если у вас нет такой возможности, поищите книгу Т.М.Нуриев, А.Т.Нуриев «Учитесь играть на курае» (азбука кураиста). Стерлитамак, 1997. Это отличный самоучитель игры на инструменте. Все задания делайте последовательно. Занимайтесь ежедневно минимум по 30-40 минут.

Курай – музыкальный духовой инструмент, распространенный в культуре народов Башкирии и Татарстана. В этих российских республиках существуют несколько его разновидностей, в зависимости от конструкционных особенностей, а также материала изготовления инструмента. Согласно классификации Хорнбостеля-Закса (принята в музыкальном мире и разработана в начале XX века), курай относится к аэрофонам и подгруппе флейтовых.

Что такое курай

Правило флейтового построения курая не является строго обязательным, так как в Башкирии распространена и другая его разновидность – язычковый музыкальный инструмент с бьющимся подвижным «язычком». Приняты два типа длины курая – 120-180 миллиметров и 450-1000 миллиметров, в зависимости от которых инструмент приобретает те или иные динамические возможности, а также издает различное звучание и имеет различный тембр. В Башкирии и Татарстане также принято изготавливать их из срезанных и предварительно высушенных стеблей уральского реброплодника. Но сейчас эта норма уже не соблюдается так строго, так как допускается применение строганного шпона или даже металла.

Курай в культуре двух народностей является неотъемлемым атрибутом не только сольного исполнения, но и выступления музыканта в составе ансамбля или этнического оркестра. Кстати, жители традиционных татарских деревень также называют этот музыкальный инструмент сыбызгой – термином, под которым объединяются практически все духовые.

Диаметр флейты-курая обычно составляет порядка 20 миллиметров, в нем 5 отверстий с шириной в 5-15 миллиметров. Причем 4 из них располагаются на лицевой стороне музыкального инструмента, а 1 – на его тыльной стороне. В зависимости от расположения отверстий различаются следующие вариации традиционного курая:
- «копшэ курай», который представляет собой открытую продольную флейту только с двумя отверстиями;
- «агач курай» (дословно «деревянный курай») свисткового типа, изготавливающийся из веточек орешника, калины или клена, с длиной в 250-300 миллиметров и возможным числом отверстий в 4-6 штук;
- медный курай, устроенный по типу щелевой свистковой флейты, из латуни, с длиной в 260-265 миллиметров и 7 отверстиями;
- «казан курай» (или «казанский курай»), сконструированный по принципу свистковой флейты продольного типа. Обыкновенно он очень длинный – 580-800 миллиметров, а также с вариаций отверстий – от 2 до 7;
- «ногайский курай» с длиной в 690-775 миллиметров и 2 отверстиями, который считается женским музыкальным инструментом;
- простой курай из соломки, относящийся к подгруппе язычковых и изготавливаемый из соломы злаков. Его традиционная длина – 120-180 миллиметров.

С 1998 года в Башкирии функционирует Союз кураистов Республики, который прекращал свою деятельность на 4 года с 2003 по 2007-ой, но затем возобновил ее вновь. Специалисты данной этнической организации борются за сохранение духовного и культурного наследия народов Поволжья.

Музыкальный инструмент курай

Курай появился в незапамятные времена, был распространен среди башкирского, татарского населения Земли. Первоначально использовался для музыкального сопровождения свадеб, праздников, сегодня входит в состав оркестров, ансамблей.

Что такое курай

Курай причисляют к группе духовых музыкальных инструментов. Более всего он схож с флейтой. Выглядит, как длинная дудка с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе.

Музыкальный инструмент курай

Модели отличаются размерами: длина колеблется в пределах 120-1000 мм. Некоторые разновидности внутри оснащены бьющимся язычком, позволяющим разнообразить извлекаемые звуки.

Первоначальным материалом для инструмента служили высушенные стебли растений семейства зонтичных. Современные модели изготавливают из различной основы: металла, дерева.

Звукоряд, тембр, диатонический диапазон курая зависят от различных факторов: размеров, материала, особенностей конструкции. В среднем, в арсенале инструмента – три полные октавы. Звукоряд представляет собой сцепление двух мажорных пентатоник.

Звучит курай необычно: душевно, возвышенно, меланхолично. Под такую музыку сложно исполнять песню, чаще она сопровождается горловым пением.

Устройство

Устройство довольно простое – длинный прямой корпус, полый внутри. Иногда внутри корпуса располагается язычок. На внешней стороне расположены отверстия: зажимая одно или несколько, музыкант извлекает нужные по высоте, тембру звуки.

Длина инструмента, количество отверстий на корпусе различны. Классическая модель имеет следующие параметры:

  • длина – 570-800 мм;
  • диаметр – 20 мм;
  • количество отверстий – 5 (4 украшают лицевую сторону корпуса, 1 – тыльную);
  • диаметр отверстий – 5-15 мм.

Курай в футляре

История происхождения

Первые документальные упоминания курая относятся к XIII-XIV векам. Но его история гораздо длиннее: достоверно неизвестно, когда именно инструмент появился на свет. Татары, башкиры играли на нем с незапамятных времен.

Музыкальными приспособлениями, подобными флейте, люди пользовались еще до наступления нашей эры, они были широко распространены, встречались практически в каждой мировой культуре. Предположительно, курай попал к татарам, башкирам из соседей-азиатов – монголов, казахов.

Долгое время между Башкортостаном и Татарстаном шел спор, кто из народов по праву может назвать курай «своим» национальным инструментом. Правда оказалась на стороне Башкирии: республика сумела запатентовать инструмент, как территориальный бренд. Сегодня он официально считается башкирским национальным инструментом, хотя татарский курай распространен ничуть не меньше.

Происхождение курая, согласно башкирской легенде, связано с юношей, спасшемся от лютой смерти благодаря изобретению музыкального инструмента. Выброшенный злым ханом в дремучем лесу, он, от нечего делать, смастерил дудочку из стебля растения, каждый день играл на нем, понемногу продвигаясь вперед. Так чудесным образом он вскоре оказался вблизи родных мест. Односельчане сбежались на звуки прекрасной мелодии, узнали о том, как хан расправляется с юношами, побежали во дворец, свергли деспота. А курай стал постоянным спутником башкир, как символ избавления от страданий.

Первоначально на инструменте играли исключительно мужчины. Кураисты (люди, владеющие игрой на курае) перед тем, как исполнить произведение, обязательно рассказывали, о чем она – некую легенду, историю, сказание. Эти личности были в большом почете, так как являлись поэтами, музыкантами, композиторами, знатоками фольклора в одном лице.

Старые инструменты перед исполнением обязательно смачивали водой. Игра сопровождалась в большинстве случаев горловым пением.

В XIX веке татарским (башкирским) инструментом заинтересовались ученые, собиратели фольклора. Курай был тщательно исследован, описан, классифицирован.

В 1998 году в Уфе впервые был создан республиканский Союз кураистов, цель которого – развитие национальных традиций, сохранение духовного наследия, поддержка музыкантов, владеющих техникой игры на курае.

Игра на курае

Разновидности курая

Помимо классической разновидности, существует ряд других модификаций курая:

Как делают курай

Народный инструмент по всем канонам следует изготавливать из стеблей зонтичных растений. Идеально подходят следующие:

  • дудник;
  • дягиль;
  • реброплодник.

Выбранное растение не должно иметь дефектов, быть гладким, ровным изнутри, снаружи. Идеальное время сбора материала – конец июля – начало августа, после окончания цветения трав.

Выбранный экземпляр срезают под корень, тщательно высушивают в защищенном от света помещении. Возможна сушка на открытом воздухе. Как только стебель высох полностью, ему придают необходимую длину, вырезают отверстия в требуемом количестве.

Концертные кураи изготавливают из строганного шпона. Технология была запатентована в 1976 году, позволила выпускать инструмент на промышленных предприятиях. Процесс не требует больших затрат времени, производится с использованием современных методов, технологий.

Медный курай

Медный курай

Как играть на курае

Игра на курае требует правильного владения дыханием. Звуки нужной высоты извлекаются, путем закрывания (открывания) расположенных вдоль корпуса отверстий. Чем больше количество отверстий, тем богаче диапазон инструмента, шире его возможности звукоизвлечения.

Музыкант располагает корпус между зубами, верхней губой чуть прикрывая его, нижнюю губу, наоборот, частично приоткрывая. Кончик языка упирается в край инструмента. Во время игры губы не закрываются, язык не отрывается от края. Выполнить подобное можно, набравшись опыта, постоянно тренируясь.

Национальные мелодии курая сопровождаются горловым пением.

Использование инструмента

Курай входит в состав оркестров народных инструментов, органично смотрится в ансамблях, исполняющих башкирскую, татарскую музыку. Подходит для исполнения лиричных песен, плясок. Инструмент часто солирует – его приятные звуки не нуждаются в дополнении.


Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Категория объекта: Изготовление музыкальных инструментов

Анкета утверждена 19.12.2018

Номер объекта: 01-004

Автор-составитель анкеты:

Султанмуратов Ильгиз Замфирович, кандидат социологических наук, ведущий методист ГБУК Республиканский центр народного творчества Республики Башкортостан. Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Неотъемлемой частью этнической культуры башкир является музыкальный духовой инструмент курай, относящийся к типу продольной открытой флейты, изготавливающийся из растения, растущего на Южном Урале. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий». Подобные духовые инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана.

При исполнении Гимна Башкортостана (мелодия "Республика" на музыку Ф.Идрисова) используется тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.

Курай обладает своеобразным тембром и своим репертуаром, которых невозможно спутать с любым другим инструментом.

Курай по классификации Хорнбостеля-Закса относится к аэрофонам, подгруппе флейтовых, виду продольных флейт, подвиду открытых флейт с пятью игровыми отверстиями 4+1. В зависимости от материалов, из которых они изготавливаются, выделяются несколько видов: традиционный растительный, металлический, деревянный, пластмассовый, сборный, бумажный.

Традиционный курай изготавливают из прямого, высушенного полого стебля одноименного зонтичного тростникового растения длиной около 1 метра. До таких размеров курай вырастает только в южных степных и горных районах Республики. Спрос на тростниковый курай огромный, но искусственное выращивание музыкального тростника пока не отлажено. Башкирские музыканты используют для изготовления инструмента любой трубчатый предмет.

Описание

В XVIII в. появляются одни из первых историко-этнографических описаний традиционных музыкальных инструментов башкир, оставленных участниками крупнейшей академической научной экспедиции Петербургской Академии Наук П. С. Палласом, И. И. Лепехиным, И. Г. Георги. В работах этих ученых, содержащих ценные сведения по башкирскому этносу, впервые упоминается народный музыкальный инструмент башкир - курай. В середине XIX в. проводит свои исследования краевед, преподаватель духовной семинарии В. М. Черемшанский. Автором даны краткие сведения о духовной культуре башкир и указаны музыкальные инструменты «чибизга» (курай) и «кобыз». В конце XIX - начале XX вв. на отдельные стороны башкирского традиционного исполнительства на курае обращали внимание такие исследователи, путешественники, журналисты как П. С. Назаров, Д. П. Никольский, И. И. Железнов, М. А. Круковский. Первое и единственное академическое издание дореволюционного периода по музыкальному фольклору башкир и в частности по кураю принадлежит перу С.В. Рыбакова. В конце второй половины XIX – начале XX вв. начинается процесс сбора и изучения башкирских народных песен. Выходит в свет сборник М. И. Султанова. В советский период башкирский курай становится предметом изучения известного ученого В. М. Беляева. В 1930 – 1940 гг. проводилась большая работа по записи, нотированию произведений башкирского музыкального фольклора. Всего к концу 1930-х гг. было собрано более тысячи народных песен и мелодий. Наибольшую активность проявили И. В. Салтыков, Г. С. Альмухаметов, А. С. Ключарев, С. Х. Габяши, С. Г. Мирасов и другие. В 1940-50 гг. – этим занимался Л.Н. Лебединский. В 1970 – 1980 гг. начинает проводить исследования курая и башкирской народной инструментальной музыки искусствовед Р. Ф. Зелинский. С конца 1980-х гг. в искусствоведении, этноорганологии, музыковедении возрастает интерес к традиционному музыкальному инструментарию башкир. В работах этноорганологов, музыковедов, искусствоведов содержится разнообразный материал, который широко охватывает отдельные стороны башкирской культуры, связанной с кураем. Использование курая предполагает обязательное бурдонирование, особенности двухголосного пения раскрываются в статье Х. С. Ихтисамова. Ф. Х. Камаевым впервые поставлен вопрос о выделении и изучении стилей, исполнительских школ кураистов. В наше время курай изучают Р.Ф. Зелинский, А.М. Кубагушев, Р.Г. Рахимов, Г.С. Галина, Ю.И. Гайнетдинов и др.

Звукоизвлечение на курае сложно. Кроме традиционных сольных мелодий, исполняемых одним музыкантом, существует и ансамблевая игра в гетерофонной манере однолинейного многоголосия. Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон, исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. «Узляу» чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.

Процесс изготовления традиционного курая очень прост и выглядит следующим образом: обхватывают стебель растения курай руками поочередно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони (ок. 600-900 мм.), затем подрезают. Начиная снизу, с конца с меньшим диаметром, на определенных расстояниях вырезаются 4 отверстия на одной стороне и 5-е - на обратной стороне.

В музеях можно увидеть усложнённые образцы курая, выполненные из различных сплавов металла. Они применялись в военно-походных условиях. В старину изготовить курай из серебра или даже меди считалось делом престижным. Ныне в арсенал башкирских народных музыкальных инструментов вошли кураи из деревянного шпона, изготовленные мастером Вакилем Шугаиповым. Между тем среди настоящих ценителей мелодий курая традиционный инструмент остается вне конкуренции.

Музыкальный строй инструмента образуется из сцепления двух мажорных пентатоник на расстоянии кварты. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий.

Сведения об особенностях

Состояние бытования

Использование курая продолжается почти в том же виде как и на протяжении предыдущих веков. Игра на курае – неотъемлемая часть национальных концертов, празднеств, фестивалей. На нем играют в кругу семьи, на официальных встречах, обучают как в профессиональной, так и в самобытной среде. Игрой курая сопровождают исполнение народных песен. Его широко используют современные виды музыкального искусства, вплоть до симфонических оркестров, этнорок-группы.

Исключительность/Ценность

В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: этот инструмент, по сути, является музыкальным летописцем многовековой истории башкирского народа. Изначально он использовался в качестве сигнального инструмента. Издревле игра на курае была важным элементом народных праздников и повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Актуальность исследования башкирского народного музыкального инструмента вызвана возросшим в последние десятилетия интересом к духовным ценностям своего народа, стремлением к сохранению этнической специфики. Учитывая то, что растение курай, из которого издавна изготавливается музыкальный инструмент, растет в основном на Южном Урале, можно смело утверждать, что башкирский народный музыкальный инструмент курай появился на Южном Урале, исконной родине башкирского народа.

Способы передачи традиции

Традиционная и профессиональная через систему музыкального образования.

До 20 века передавался из поколения в поколение естественным путем при бытовании в традиционной среде.

Современное место бытования

Российская Федерация, Республика Башкортостан

Сведения о бытовании

Российская Федерация, Республика Башкортостан

Форма бытования

Исторический аспект

Существует две версии происхождения курая: тюркская и иранская. Продольная открытая флейта имеет весьма древнее происхождение, о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок и письменные источники. Во многих местах она существует поныне, почти полностью сохраняя свою конструкцию. Археологические данные подтверждают, что открытые флейты на территории Волго-Уральского региона являются древнейшими духовыми инструментами. C начала XX века курай постепенно становится профессиональным музыкальным инструментом. На протяжении почти целого столетия на курае играли ставшие профессиональными музыкантами кураисты, многие из которых, однако, не имели даже музыкального образования и фактически продолжали традиции исполнительского мастерства, передаваемые из поколения в поколение. Само бытование курая к 70-ым годам прошлого века, в результате мощных процессов урбанизации, индустриализации, массовой советской культуры, распространением гармони и других инструментов сузилось до такой степени, что встало под угрозу исчезновения. Открытие специальности в Уфимском училище искусств, подвижническая работа таких кураистов как Гата Сулейманов, Адигам Искужин, изобретение Вакилем Шугаюповым курая из шпона позволило сохранить и сделать массовым обучение игре на курае. В наши дни курай – часть профессиональной музыкальной культуры, он участвует в ансамблях, пишутся музыкальные произведения, расширяется использование курая в различных стилях современной популярной музыки. Игре на курае учат в школьных кружках, музыкальных школах, домах культуры, средних и высших музыкальных учебных учреждениях. Развиваясь как часть массовой культуры, курай все больше терял исконно традиционное звучание и особенности игры, которые в наше время сохранились во-многом лишь в игре тех кураистов, которые имели возможность перенять их непосредственно у носителей этого мастерства, а не от преподавателя. Именно с этим связана актуальность изучения и сохранения традиционного исполнительного мастерства игры на курае.

Социологический аспект

Традиция игры на этом незатейливом на первый взгляд инструменте выполняла тем не менее важную роль средства передачи информации, социализации и воспитания подрастающих поколений в духе патриотизма: знакомясь с музыкой, песнями, легендами происхождения мелодий, башкирский народ познавал собственную историю, усваивал жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений, развивал свое эстетическое восприятие мира.

Сведения о действиях над ОНКН

Тип действия: Сохранение и развитие

Наименование действия: Сохранение и передача народных традиций игры на курае, традиционного изготовления курая

Исполнитель: Носители традиций

Метод действия: Мастер-класс, система музыкального образования (школа, училище, ВУЗ)

Место фиксации ОНКН

Современное бытование

Историческое бытование

В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: данный инструмент является не только важным, а порой и главным элементом культуры, – он превратился в один из символов не только башкирской культуры, но и самого народа, выполняя почти такие же функции, какие у европейских наций играют гимн, флаг и герб. Игра на курае стала важным элементом народных праздников, повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Музыкальная культура башкир, включая игру на курае, развивалась в условиях длительных этнокультурных контактов с другими народами Евразии, тесного взаимодействия и взаимообогащения. Традиция игры на курае выполняла важную роль средства передачи информации: знакомясь с музыкой, песнями, легендами происхождения мелодий, башкирский народ познавал собственную.

Техники и технологии

Курай попадает в поле зрения уже первых этнографов, изучавших башкир в XVIII веке. Они первые описали те особенности изготовления и игры на курае, которые и современными специалистами признаны как традиционные. С.Рыбаков сделал подробное описание изготовления курая: «Башкиры для курая выбирают гладкий, пустой и чистый внутри, по возможности правильный стебель растения, иногда сушат его, а затем вырезают на нем отверстия, руководясь приблизительно следующим расчетом: 1-е отверстие должно быть от конца дудки на 3 пальца, 2-е от 1-го на 2,5 пальца, 3-е от 2-го – на 2 пальца, 4-е от 3-го – на 1,5; пятое отверстие вырезается сзади выше 4-го» 1 . «Натуральный строй курая представляет неполную, так называемую китайскую гамму до, ре, ми, фа, соль, ля, - до, без нашего вводного тона. Не каждый курай, конечно звучит в строй натуральной гаммы до – до, а как придется, один выше, другой ниже, смотря по толщине, длине и другим свойствам стебля, из которого выделывается инструмент» 2 .

Традиционно кураист-музыкант и мастер-изготовитель курая - это одно и то же лицо.

С древних времен курай изготавливали из стебля одноименного зонтичного растения курай (рус. назв. реброплодник уральский, лат.- рleurospermum uralense). Высокие (60-150 см) двулетние или многолетние растения с толстым стеблем и дважды перисторассеченными листьями. Стебель до 2 см. толщиной, полый, тонкобороздчатый, с многочисленными листьями и крупным конечным зонтиком. В музеях можно увидеть усложнённые образцы курая, выполненные из различных сплавов металла. Они применялись в военно-походных условиях. В старину изготовить курай из серебра или даже меди считалось делом престижным. Ныне в арсенал башкирских народных музыкальных инструментов вошли кураи из деревянного шпона.

Башкирский народный музыкальный инструмент курай традиционно изготавливается следующим образом.

Первый этап.

Выбирается гладкий, чистый внутри стебель растения, при этом происходит осмотр на наличие внешних дефектов (на растениях бывают небольшие отверстия, проделанные насекомыми). От растения, его длины, качества стебля зависят акустические характеристики будущего инструмента.

У каждого кураиста существовали свои излюбленные места, где они предпочитали производить забор заготовок, считая, что выросшие именно в той или иной местности растения обладают необходимыми для музыкального инструмента параметрами. Вообще, у народа было особое отношение к этому растению, так, во время сенокоса, старшие просили не косить это растение, объясняя, что у этого растения другое предназначение.

Считается, что растущий на поляне в горах курай более певуч и прочнее, нежели тот, который вырос вблизи воды. Например, кураист-педагог А.Д.Искужин собирал курай для своих учеников на хребтах Ирандыка.

Следует заметить, что в качестве заготовки в некоторых районах выбирают и другие растения, например, в Архангельском районе делают кураи из Дудника лесного (Angelica sylvestris L.). Башкиры называют это растение «айыу ҡурайы» («медвежий курай»). Для избавления от характерного запаха его продолжительное время сушат. На первый взгляд, кураи почти не отличаются, однако тонкий знаток сразу отличает такие инструменты. Физические свойства стволов этих растений разные, поэтому они имеют различные акустические параметры, что отражаются на дальнейшем звукообразовании.

Второй этап. Срезка и сушка растения. Обычно растение цветет в июле, а в августе-сентябре начинает высыхать, в это время цвет ствола растения становится медно-желтым. Его срезают острым ножом под корень для дальнейшей просушки в сухом, темном месте.

Кураисты тщательно подходили к ответственной процедуре изготовления курая, старались использовать сухой курай, так как от физических свойств ствола инструмента зависела особенность исполнения мелодий. При равных исполнительских способностях кураистов возрастало значение качественно изготовленного аэрофона. Это очень тонко подметил С.Г. Рыбаков («Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». СПб, 1897): «Лукманов видимо лучше других играл, так как курай был у него лучше других, но и Марзаголов мало уступал ему; не очень отставал бы от них и Ислам, если бы не новый, сырой курай, который он только что сделал, отправляясь на свадьбу».

Длина курая у разных башкирских родов («ырыу») могла быть различной. Бурзяны, тангауры, кипчаки, например, изготовляют наибольшие инструменты, длина которых достигает 10 обхватов, а тамъянцы же предпочитают короткие инструменты, соответствующие 7-8 обхватам.

Четвертый этап. Вырезание игровых отверстий. Нижним краем инструмента считается место верхней срезки заготовки или, если заготовку укорачивают, та часть ствола, диаметр которой меньше. Соответственно верхним краем инструмента, где находится входное отверстие, является место нижнего среза заготовки. На получившейся трубке (стволе растения) острым ножом вырезаются начиная с нижнего края на определенных расстояниях пять игровых отверстий («уйым»), последнее - с тыльной стороны. Кромки игровых отверстий стараются сделать более гладкими, чтобы пальцы исполнителя плотно прилегали к игровым отверстиям. Это необходимо для того, чтобы не было утечки воздуха во время игры.

В определении расстояния между игровыми отверстиями могут ошибиться и опытные музыканты: инструмент заметно фальшивит, в этом случае на нем не играют. Если же инструмент получился удачный, кураисты им дорожат, хранят как дорогую вещь.

Для хранения курая раньше использовали, предварительно обработав, внутренности (кишки) домашнего скота: лошадей, овец, коз. Кишки тщательно мыли, сушили, надевали на инструмент, обрезали лишние края. Курай постоянно находится в некой оболочке, оберегающей инструмент от внешнего воздействия.

После игры на курае его необходимо высушить в проветриваемом месте. Инструмент необходимо оберегать от воздействия пыли, влажности, механических повреждений. Для хранения курая необходим отдельный футляр. Футляр должен быть вентилируемым, для чего делают небольшие отверстия в корпусе футляра. Некоторые мастера, изготавливающие кураи, также изготавливают футляры из дерева, часто украшая их резьбой.

Музыкальный строй инструмента образуется из сцепления двух мажорных пентатоник на расстоянии кварты. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий. В традиционном исполнении на курае обязательно присутствует грудной гортанный звук (бурдон), который создает оригинальный фон и придает напеву своеобразие и неповторимость. Народные профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и обязательно добавляя грудное звучание. Знаменитые кураисты украшали свою игру своеобразным горловым пением - узляу. Ф. Х. Камаев выделял следующие школы игры на курае: баймакская, абзелиловская, белорецкая, хайбуллинская, зилаирская.

1  Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта: 204 мелодии с текстами и русским переводом: характеристики музыкантов и очерки путешествия. СПб, 1897. – С.112.

2  Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта: 204 мелодии с текстами и русским переводом: характеристики музыкантов и очерки путешествия. СПб, 1897. – С.113.

Читайте также: