Как называются окна выпирающие из дома

Обновлено: 02.05.2024

Рискнем предположить, что большинство горожан не отказались бы жить в квартире с эркером. А большинство частных застройщиков если и не сделали его в своем доме, то, во всяком случае, задумывались над этим. Поговорим о том, какова история этого архитектурного элемента, есть ли в нем практический смысл и почему остекленный балкон и эркер — не одно и то же

В России эркер появился как элемент архитектуры позднего классицизма. Считается, что впервые он был использован архитектором Павлом Петровичем Жако в 1837 году при строительстве собственного четырехэтажного доходного дома на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка в Петербурге. В Западной Европе же эркер известен со времен Средневековья — так называли цилиндрические или многогранные оборонительные выступы на крепостных стенах и башнях замков, через амбразуры в которых лучники стреляли в штурмующих цитадель противников. Недаром немецкое слово erker, означающее «выступ», восходит к латинскому arcora — «дуга», «лук».

Было у эркера и еще одно, «мирное» назначение. Выступ с отверстием в полу, нависающий над канавой, прорытой вдоль фасада, служил в те времена отхожим местом. Подобные «нужники в виде эркера или трубы в стене» жилых башен в средневековых крепостях упоминаются, например, в книге «Эльзас и Страсбург» из серии «Памятники всемирного наследия» (Е. Н. Грицак, 2007).

Современная архитектура определяет эркеры как остекленные вертикальные объемы, выступающие за плоскость фасада, которые являются частью помещения и призваны увеличить его площадь, улучшить освещенность, а также расширить сектор обзора. Кстати, слово erker имеет и другой перевод — «фонарь». Действительно, такие выступы на стене, с окнами по всем сторонам, при включенном свете очень напоминают большие фонари. И в России, на заре появления эркеров, за ними закрепилось именно это название. К примеру, в рассказе «Башка» у Д. Н. Мамина-Сибиряка читаем: «Налево был подъезд со стеклянным фонарем; в этом фонаре, защищенная от ветра и снега, стояла сама Анфиса Парфеновна» (1884). А вот еще из современной публикации «Пушкинские места в Торжке»: «Здесь, на Ямской улице (ныне улица Дзержинского), останавливались многие русские писатели. Пушкин обычно занимал комнату, находившуюся на втором этаже в правом крыле дома. Окно комнаты с фонарем-эркером выходило на площадь, и поэт мог наблюдать за жизнью бойкого купеческого города».


Ночь, улица, фонарь…

Не следует путать эркер, который когда-то называли фонарем, с так называемым окном-фонарем. Такое окно имеет не плоскостную, а объемную конструкцию рамы, с выносом наружу, створки в которой (три или более) расположены под углом друг к другу. В сравнении с обычным, окно-фонарь дает больший обзор и обеспечивает лучшую инсоляцию помещения, но в отличие от эркера не добавляет дому полезной площади. Подобные окна оживляют фасад и смотрятся очень оригинально, но из-за необходимости принимать особые меры по теплоизоляции «фонарей» у нас их можно встретить нечасто, а вот в европейских странах с мягким климатом они широко распространены.

Некоторые архитектурные элементы используются только с декоративной целью, но и эстетика немаловажна в облике строения. Есть те, что объединяют функциональность и декоративность. Наконец, существуют элементы, чье практическое назначение сегодня уже не так важно. Пример такого элемента – сандрик.

Что это такое?

Сандриком называют карниз, располагающийся над дверью или окном. Это удобная платформа для размещения декора, чаще всего представленного лепниной. Элемент выступает над плоскостью стены. В архитектуре и строительстве сандрик не играет какой-то ведущей роли, но назвать его атавизмом тоже никак нельзя.

Если хочется оптически увеличить высоту двери, использование сандрика будет мудрым решением. Чтобы подчеркнуть индивидуальность фасада, этот элемент тоже будет хорошей идеей. Если же лепнина играет не просто декоративную роль, а подчеркивает статус здания, сандрик тоже очень уместен.

Например, в здании располагается архитектурно-дизайнерское агентство. Логично, что сам вход должен как-то обозначить, позиционировать то, что находится внутри. Сандрик будет хорошей рекламой и запоминающейся деталью.

Особенно популярным считается сандрик над окном: это визуально уникализирует окно, делает его более изящным, как и фасад в целом. Но и отведение потоков дождевой воды остается незыблемой функцией сандрика: устройство элемента изначально предопределяет это.

Впрочем, никто не мешает установить простые сандрики, без лепнины и строгого декора. Так как стилей, в которых используется элемент, немало, решений может быть несколько. Обычно сандрики подчеркивают стилистическое направление дома или иного строения, служат одним из маркеров стиля. Потому одним из главных обстоятельств установки сандриков считается гармония элементов – ничто не должно противоречить друг другу.

С эклектикой в наружном облике зданий не всегда справляются даже дизайнеры. Что уж говорить о самостоятельном обустройстве, которое требует смешения стилей. Потому сандрик подбирается строго по тем критериям, которые устанавливает уже заданный постройке стиль. И он может стать акцентным стилеобразующим элементом.

Сандрики могут быть как профессионально созданными (материалы, виды, стили разные), так и самодельными. Последний вариант не так сложен, как может показаться изначально.

Если кажется, что строение всем хорошо, но чего-то не хватает – возможно, именно сандрика.

История возникновения

Фасады в эпоху Возрождения не были обделены вниманием: архитектура того времени щедро одаривала их изобретательностью мастеров. Они не скупились на причудливость форм, не боялись сложных конструкций, и даже сравнительно небольшие, не самые значимые архитектурные элементы прорабатывались с поразительной скрупулезностью.

История у элемента давняя. Например, в архитектуре Древней Греции его называли гипертиром, что означало «над дверным щитом». В уже упомянутую эпоху Возрождения сандрики стали сложными элементами, имеющими фронтоны, и там уже разворачивались невероятные скульптурные композиции. Например, на сандрике мог появиться герб домовладельца – очень понятное и четкое решение. Или там красовались экзотические животные, символизирующие благородство и статус владельца строения.

На одном и том же здании можно было увидеть целый ряд сандриков с лицами маскаронов, и их эмоции не укладывались в узкую палитру – они и смеялись, и скорбели. Если попытаться точно назвать дату возникновения этого элемента, скорее всего, это будет XIV век, Италия. Хоть сандрики встречались и в Древней Греции, все же это были прародители элемента, предвосхитившие его появление.

Сандрик родился во Флоренции, и создал его Филиппо Брунеллески, основатель архитектуры Ренессанса. И после созданная мода на сандрики стала стремительно распространяться по Европе. А в этом уже заслуга архитектора и скульптора, выдающегося художника Микеланджело. Если хочется увидеть пример канонического сандрика, нужно обратиться к композиции брамантова окна на палаццо Канчеллерия в Риме.

Если сандрику находится место в интерьере, это связано со стилистикой пространства, необходимостью ее подчеркнуть.

Классическая архитектура воспринимает сандрик как антаблемент, потому ему разрешено иметь свой архитрав, карниз и фриз. Первый традиционно профилируют, фриз нередко дополняет орнамент, а карниз часто доигрывает фронтон, лучковый или треугольный. Простенки и проемы, в оформлении которых используются наличники или сандрики, помогают создать особый ритм. Задача этого ритма – усилить композиционные тектонические свойства фасада. Вертикальные пилястры и гурты, впрочем, выполняют ту же задачу.

Сегодня сандрики – это не столько дань традиции, сколько способ создать оригинальный экстерьер. Фасады с их помощью приобретают очевидную респектабельность и не сливаются с общей серой массой. И интерьер тоже дополняется сандриком.

Обзор видов

Сандрик может быть оконным – то есть располагаться над окном. Может быть размещен над дверью и даже на кровле.

Прямые

Они обычно становятся «бровями» окон в классическом стиле. Они четко обрамляют окно, не ломая форму, не преступая правила лаконичности. Этот вариант подойдет тем, кто хочет остаться в классике, боится, что слишком яркое решение быстро надоест. Хотя на строительных форумах те, кто решился на сандрики, отмечают: уже в процессе строительства они решили придать прямому элементу ломаную форму.

Треугольные

Тот случай, когда у окна появляются «бровки домиком». Их монтируют в комплекте с наличниками, пилястрами и прочими элементами изысканной лепнины. На невысоких зданиях такой архитектурный атрибут может показаться чрезмерным, в целом геометричность должна соблюдаться в единстве.

Сложно смешивать прямые линии с дугообразными и так далее.

Лучковые

Так они называются, потому что напоминают лук с тетивой. Часто они соединяются друг с другом, образуя волнообразный пояс. Такой декор будет очень выразительным. При желании найти сандрик каждого вида можно в архитектурных строениях любого города – в той или иной выразительности.

Материалы

Что только не используют сегодня для изготовления этого элемента. Гипс, мрамор и бетон считаются традиционными материалами. Наступает на пятки им более легкая, дешевая синтетика – стеклопластик, стеклофибробетон, полимербетон. Но самым востребованным материалом сегодня считается пенопласт. Несколько уступает ему дерево. Полиуретан, пенополистирол – совсем неассоциирующиеся с высоким стилем материалы подстроились под запросы заказчика. К слову, архитектурный полиуретан является особым материалом: он стоек в отношении температур, а значит, замечательно используется на улице.

Чем удобен пенополистирол: он мало весит, а значит, такие сандрики будут легче деревянных. Установочные работы по трудоемкости выигрывают у более тяжелых (хоть и натуральных) материалов, потому решиться на такое оформление проще, когда владелец дома хочет в монтаже обойтись своими силами.

Отрадно, что синтетическим материалам удается точно имитировать классические.

Довольно часто, когда идет описание какого-либо жилья, будь то квартира или частный коттедж, упоминается архитектурный термин «эркер». Но большинство людей даже не знает, что это такое. Поэтому задачей статьи будет разобраться в вопросе: что такое эркер и каким он бывает.

Что это такое?

Эркер – это часть комнаты или любого другого помещения, которая выступает за пределы наружной стены. На фасаде выглядит это всегда интересно и необычно. Однако многие люди не всегда могут понять, чем, например, эркер отличается от лоджии или балкона. Именно поэтому важно дать определение этим терминам и разобраться, в чем их различия.

Балкон – выступающий элемент здания, который примыкает к стене дома только лишь одной своей стороной. Три остальные его стороны остаются либо открытыми, либо застекленными. А балконная конструкция в обязательном порядке отделяется стеной от внутреннего пространства комнаты.

Лоджия – часть жилого дома, открытая только с лицевой стороны. Основное отличие лоджии от эркера – она углублена внутрь комнаты, а не выступает за ее границы.

Эркер же выглядит практически как балкон, так же выступает за пределы помещения. Но здесь отсутствует перегородка, которая отделяет эту выступающую часть от пространства внутри помещения.

К слову, не только в архитектуре можно встретить эркеры. Так, выступающие элементы некоторых видов транспорта, имеющие остекление, что увеличивает обзорность, тоже называются эркерами. К примеру, такой элемент был установлен на специализированных ж/д вагонах (динамометрических, путеизмерителях и других), что предполагает полный обзор рельсов и железнодорожного полотна.

Конечно, у эркерного выступа имеются как свои плюсы, так и минусы. Прежде всего, эркер имеет некоторые неоспоримые преимущества. Начнем знакомство с них.

  • Необычный элемент с остеклением на фасаде может создать оригинальный рельеф здания, отличающийся от простой прямоугольной формы, благодаря чему здание приобретает уникальный внешний вид.
  • Выступ на фасаде делает возможным увеличение полезной площади любого помещения. А это значит, что данный элемент повышает функциональность жилого здания. Ведь некоторое количество дополнительных квадратных метров – пожалуй, один из самых важных плюсов такой конструкции. А уж как жильцы будут их использовать, они придумают сами.
  • Многочисленные оконные проемы обеспечивают хорошую инсоляцию, разумеется, если окна не завешаны все время плотными шторами. Комната, имеющая такой интересный нюанс в своем интерьере, как эркер, кажется гораздо более просторной и светлой, в то же время она всегда защищена от прямых лучей солнца, так как свет поступает умеренно с разных сторон. Затраты же на дополнительное освещение и даже отопление могут уменьшаться вместе с улучшением естественной освещенности и формированием внутри помещения оптимального температурного режима.
  • Любая комната, например, спальня, кухня, детская, если в ней обнаруживается наличие эркерного пространства, становится более интересной, принимает отличимую от стандартных вариантов форму. Такой уголок можно нетривиально и интересно обыграть.

При существующих многочисленных плюсах факт присутствия эркерного элемента в квартире имеет также и минусы, которых, впрочем, совсем немного.

  • Устройство эркера гораздо сложнее, чем прямолинейной стены, поэтому это будет стоить дороже.
  • В случае если стены и окна эркера не имеют достаточного утепления и изолирования, в ночное время, поздно вечером, в холода здесь будет сконцентрирован источник довольно больших теплопотерь всего помещения.

История возникновения

Версий появления эркера довольно много. Но основных из них три. Прежде всего, считается, что корни возникновения этого элемента в архитектуре уходят далеко в Средневековье. В замках и других сооружениях оборудовался специальный выступ, увеличивающий площадь для обстрела лучниками и, соответственно, для улучшения обороны.

Вторая версия – это алтарь католической церкви, который выполнялся в форме выступа за плоскость стены, ведь над ним согласно католическим законам не должны находиться любые другие помещения.

В замках Средневековья нашлось и другое предназначение для данного конструкционного выступа. По одной из версий, эркер служил даже туалетом.

Что касается русскоязычного термина, то он произошел от немецкого erker – в переводе «выступ, фонарь». Правда, другие исследователи считают, что наименование идет от древнего французского термина arquier – «защитник, лучник». Скорее всего, верны обе версии.

Разновидности эркерных конструкций самостоятельно появлялись в разные эпохи, на разных территориях. И каждый регион имел свой путь развития.

Поэтому эркеры в качестве архитектурного приема давно поселились в арсенале всех архитекторов мира. Желание отделить некую выступающую часть помещения пришло ко многим одновременно. Например, сегодня невозможно даже представить себе не только древние замки, но и дворцы в той же Европе без подобных архитектурных решений. Здесь зачастую встречаются эркерные башенки, что возвышаются над линией карниза дома.

В качестве другого примера можно вспомнить крытые балконы-эркеры, откуда в Древнем Риме велись выступления цезарей перед народными массами.

На Руси же в самых возвышенных местах стен в крепостях нависали срубы, так называемые обламы, и использовались так же, как и в Средние века, для отражения атак врагов лучниками. А на 2-х этажах боярских теремов возводили рундуки-балконы, чтобы любоваться красотой окрестностей, для этой же цели служил помост, возводимый над крыльцом.

Особой популярностью эркеры стали пользоваться в Викторианской Англии. И сейчас есть целые кварталы в Лондоне, оставшиеся от тех времен, где вы не найдете ни одного дома без эркера.

В Советском Союзе популярность к эркерам пришла в сталинскую эпоху. Редко какой жилой дом не содержал этого элемента. По поводу его использования особо не задумывались. Эркерный выступ, как правило, трапециевидный, в основном находился в так называемом зале. В его расположении ставился круглый стол, чаще всего покрытый скатертью с бахромой. У многих это считалось признаком достатка и уюта. Зимой в эркере устанавливали елку, разумеется, настоящую, в ведре с песком. И это выглядело изумительно как в интерьере, так и снаружи, особенно вечерами, когда загорались огоньки.

Потом появились «хрущевки», панельное домостроение и об эркерах забыли на несколько десятилетий. И вот нынешнее возрождение этих элементов подарило нам их грандиозное разнообразие.

Обзор видов

Эркером в архитектуре и строительстве считается выходящий за линию фасадной стены выступ здания. Часто он остеклен, имеет одну из геометрических форм, например, прямоугольника, трапеции, квадрата, полукруга (эти варианты считаются самыми распространенными), гораздо реже можно встретить более необычные конфигурации. Эркер может украшать архитектуру одного либо нескольких уровней, а также быть акцентом всего сооружения, располагаясь на всех этажах постройки.

Разновидности этой архитектурной составляющей бывают самыми различными и непохожими друг на друга. Порой даже трудно себе представить, что это один и тот же архитектурный элемент.

Существуют различные типы эркерных конструкций. По своей форме эркер как архитектурный элемент бывает классический или полуэркер. Современные здания чаще всего украшает классический вариант, имеющий многоугольную или полукруглую форму.

По форме

В арсенале проектировщиков несколько форм эркерных элементов, которые часто бывают в виде:

  • треугольников;
  • квадратов;
  • прямоугольников;
  • полукруга;
  • многогранников.

Прямоугольный, квадратный, трапециевидный и треугольный – эти варианты относят к группе полуэркеров. Планировочное решение может включать угловой эркерный элемент, то есть он может быть вписан в угол здания. Зачастую это относится к круглым модификациям эркеров с башенками.

В последнее время трендом в частных домах стало устройство так называемого эркерного окна, которое, по сути, эркером и не является. Подобная конструкция устроена не на полную высоту помещения, а представляет собой только остекленный оконный выступ на плоскости стены. Однако такое решение тоже имеет своих поклонников.

Преимущество такого эркерного окна – возможность его установки во время проведения работ на любом этапе строительства дома.


Эркер против окна с выступом в чем разница? Как украсить эти окна, и какой лучший уход за этими типами окон? Каковы преимущества и недостатки эркера и выступающего окна? Есть много вопросов, которые возникают, когда дело доходит до выбора типа окна, и мы дадим вам основные различия, а также некоторые полезные идеи, как сделать ваши окна захватывающей особенностью любой комнаты.

Когда мы сравниваем эркер и окна с выступом, должны начать с основного сходства оба типа окон выступают наружу из дома и оба типа могут быть реальным активом который добавит свет, характер, стиль и элегантность в любой комнате. Еще одна общая их черта в том, что они обеспечивают прекрасный вид окрестности и пропускают больше естественного света из-за большого количества стекол. Важно понимать, что оба типа окон имеют свои преимущества и недостатки, и создают различные выгоды и когда вы пытаетесь выбрать одно из них должны знать, чего ожидать.
Сравнение эркера и окна с выступом описывается в определении каждого типа окна.
Окно с выступом представляет собой комбинацию из трех или более стекол, имеющие одинаковые размеры или различные размеры, которое выступает от наружной стены здания. Как правило, они имеют фиксированную среднюю форточку и два рабочих боковых стекла, расположенные под углом по отношению к стене дома и центру окна. Углы могут быть до 90 градусов и образует окно с выступом, которое наиболее часто используется для создания зоны отдыха.
Эркер похож на окно с выступом, поскольку он также выходят за пределы наружной стены и образуют изящную арку. Эркер, как правило, состоит из из четырех, пяти или шести окон, помещенных вместе с одними и теми же углами расположенными относительно друг к другу, чтобы создать изогнутый внешний вид. Изогнутость окна больше, чем в окна с выступом они имеют большую площадь остекления. Изогнутость окна выполнена очень элегантно и делает комнату визуально больше и ярче, обеспечивая дополнительное пространство в комнате, которая может быть использована в качестве дополнительной зоны для отдыха, дополнительным пространством для хранения и т.д.
Выбор между эркером и выступающим окном будет зависеть главным образом от размера помещения. Окна с выступом подходят для небольших домов или квартир в то время как эркер являются идеальным выбором для больших домов. Оба типа окон широко используются потому, что, несмотря на различия, они являются отличным дополнением к интерьеру и экстерьеру любого дома.

Основные отличия, плюсы и минусы Оба типа окон, включают в себя основные функции и преимущества, которые обеспечивает окно. Мы будем смотреть и сравнивать размер помещения, функциональность, свет, вентиляцию, размер и стоимость обоих типов окна и его стиль. Размер существенно отличается, и это одна из главных особенностей, которая поможет вам отличить эркер от выступающего окна. Типичное окно имеет три оконных стекла и в целом размер створок одинаков. Эркер имеет более чем три оконных стекла, обычно четыре, пять или более, и стекла могут быть одинаковыми или отличаться по размерам. Таким образом, с точки зрения размеров эркер по сравнению с выступающим окном отличаются и большей выпуклостью окна и расположен не под углом, а по изогнутой кривой, создает округлый вид.
Эркеры позволяют иметь большую разницу в дополнительной площади. Как мы уже говорили, оба типа окон выступают за фасадную стену, но эркеры выступают дальше от стены во внешнее пространство, что означает, что они добавляют больше площади внутренней площади, чем окно с выступом. Тем не менее, оба типа окон обеспечивают дополнительное пространство у окна для отдыха или разместить специальный предмет мебели, который хотите выделить, или выставить произведения искусства. При сравнению этих двух типов окна следует отметить, что эркер все таки дает больше естественного света, создает дополнительные квадратные метры. Количество естественного света определяется разностью размеров окон. Эркер имеет большее количество стекол и больших размеров. Очень часто окно с выступом устанавливаются в углу здания и создает внешний вид похож на башенку, позволяя проникать свету в двух разных направлениях. Эркер обеспечивают более естественное освещение и вид на окружающую среду, они создают лучшее представление интерьера вашего дома. Когда обеспокоены конфиденциальностью, необходимо рассмотреть вопрос надлежащего оформления окна, чтобы сохранить конфиденциальность или выбрать другой тип окон.
Вентиляция является еще одной важной особенностью для сравнения. Эркеры создают более или менее равную вентиляцию. Различия в конструкции окна, здесь берется во внимание количество створок которые можно открыть. На выступающем окне сможете открыть торцевые оконные стекла в то время как на эркере обеспечивается большая гибкость можно выбрать дизайн, который позволит открывать все оконные створки. В этом случае конструкция эркера может быть довольно дорогой, поскольку необходимо большое количество механизмов открывания и по-прежнему поддерживать бесшовную изогнутую форму рамы. А лучшим и более дешевым вариантом является установка механизмов открывания нескольких створок.
Визуальный внешний вид так же, как и выбор окон будет зависеть от личных предпочтений, эркеры бывают различных конструкций и чаще используются в современных домах в то время как окна с выступом больше подходят для традиционных домов или дома в викторианском стиле.


Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.


Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.


Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Читайте также: