Установка сабвуфера в задние двери

Обновлено: 27.04.2024

Пассажирское сиденье в салоне автомобиля является зоной комфорта, поэтому воспроизведению звука уделяется повышенное внимание. Какие динамики лучше поставить в задние двери, определяется требованиями владельца. Для нормального звуковоспроизведения подойдут коаксиальные акустически системы, но при повышенных требованиях к качеству нужно устанавливать компонентную акустику, состоящую из двух или более отдельных излучателей.

Динамики в задние двери

Удачным решением будет применение в качестве тыловых головок коаксиальной акустической системы Пионер. Они отличаются надёжностью и хорошим качеством. Для них можно заказать пластиковые крепёжные кронштейны, поэтому установка динамиков будет несложной даже для неопытного автолюбителя. Некоторые пользователи отмечают слабый уровень басов. В этом случае имеет смысл установить компонентную акустику из низкочастотного динамика и твиттера. Низкочастотные динамики в задние двери нужно выбирать по габаритам с таким условием, чтобы их установка потребовала минимального количества переделок в салоне. Одной из конфигураций размещения динамиков является отказ от высокочастотной головки и установка только мощного низкочастотного динамика.

Какие колонки ставить в задние двери

Автолюбители часто устанавливают компонентную акустическую систему DLSR6A. Она состоит из высокочастотного твиттера и широкополосного динамика. Акустика обеспечивает полосу частот от 35 до 20 000 Гц при номинальной выходной мощности 80 Вт. В комплект поставки входит ВЧ-НЧ фильтр (кроссовер) с частотой разделения 3 кГц. Основной громкоговоритель обеспечивает сочный и насыщенный бас. Это определяется высоким качеством диффузора, который выполнен из целлюлозы, армированной углеродным волокном, а подвес сделан из бутадиенового каучука. Недостатком этой акустики является большая глубина установки, что затрудняет установку колонок в задние двери.

Тогда, для установки громкоговорителей, нужно сделать подиумы, которые позволяют установить акустические излучатели любых размеров.

Надо ли ставить колонки в задние двери

По поводу установки тыловых громкоговорителей существуют противоположные мнения. Считается, что звук в задней части салона негативно действует на водителя, а громкоговорители не могут обеспечить хорошего звучания музыки. Это связано с тем, что хорошие низкие частоты могут дать только мощные динамики большого диаметра. Какие динамики установить в задние двери автомобиля зависит от выходной мощности усилителя низкой частоты. Автомобильные двери выполнены из тонкого металла и при большой мощности будут резонировать, искажая звук. Другие автолюбители утверждают, что звук становится более насыщенным, глубоким и хорошего звучания можно добиться, используя громкоговорители 6-8 дюймов.

Примером мощного звука является акустика Harmony Audio HA-C65 Scion xb колонки в задние двери. Широкополосный громкоговоритель обеспечивает качественное воспроизведение звука с мощностью 300 Вт. Диаметр динамика 6,5 дюймов, что позволяет монтировать его в штатные посадочные места.

Акустический отражатель сделан из углеродного волокна, что обеспечивает его высокую надёжность. Твиттер установлен на поворотном шарнире. Это обеспечивает точное направление звуковой волны.

Какие динамики установить в задние двери автомобиля

Размер двери заметно ограничивает выбор мощных низкочастотных динамиков, так как большинство из них имеют очень большие габариты. Габариты полости не позволяют использовать качественные излучатели 12 дюймов, поэтому в дверь инсталлируются только акустические низкочастотные излучатели от 6 до 8 дюймов. Сложным моментом при установке дверного сабвуфера является прокладка кабелей. Основные ошибки выглядят следующим образом:

  • Неправильный выбор динамика
  • Чрезмерное увлечение мощностью
  • Плохая шумоизоляция
  • Выбор слишком малых сечений проводов
  • Скрутки при монтаже
  • Пересечение силовых и акустических кабелей

Басовые колонки в задние двери

Колонки в задние двери для басов должны комплектоваться хорошими низкочастотными динамиками. Самый удобный для установки размер это 13, 16 или 20 см. Важным элементом динамика мид бас является диффузор. В зависимости от материала и конструкции он может быть средне- или низкочастотным. Пользователи отмечают высокое качество низкочастотного динамика Ural AS-W 165MB. Он имеет диаметр 6,5 дюймов и обеспечивает полосу частот от 35 до 7 000 Гц. Отмечается его отличная отдача на самых низких частотах.


Хочу поделиться опытом установки шестидюймовых сабвуферов в задние двери.
Почему в двери?
Во-первых, очень хотелось оставить нетронутым багажник. Возможность разложить задние сиденья в ровный пол — одно из преимуществ Гетца.
Во-вторых, хотелось использовать места под динамики в задних дверях. Для установки среднечастотных динамиков эти места почти бесполезны, т.к. это осложняет построение правильной звуковой сцены. Это не значит, что тыловой аккустики в машине быть не должно. Тыловые динамики — важный элемент для формирования звукового образа. При правильной установке она позволяет "расширить" салон за счёт имитации отраженного звука. Вот только задние двери для этих целей не очень подходят.
Поэтому хотелось попробовать сделать необычную инсталляцию.
Итак, мой вариант: сабвуферы DLS RW6,


усилитель SoundStream Tra 340.2


RW6 потому, что… Просто нравится мне звук динамиков DLS, а усилитель прекрасно подошел им по мощности. Плюс к этому у данной модели усилка достаточно большое количество настроек. Диапазон перестройки фильтра НЧ от 45 Гц до 4,5 кГц, а фильтра ВЧ — от тех же 45 Гц до 6,8 кГц. Фильтры включаются независимо, и потому ничто не мешает задействовать их в полосовом режиме. В данном случае это важно, т.к. динамики RW6 расчитаны на работу в фазоинвенторе или ЗЯ. Обеспечить же герметичность двери невозможно, поэтому оформление получается скорее фриэйерное. В результате динамик на высокой громкости идёт "в разнос". Поэтому имеет смысл "подрезать" его снизу. Учитывая то, что устанавливается два
динамика, т.е. не монофонический вариант сабвуфера как обычно, а стереофонический, можно пустить на них более широкую полосу частот, чем на обычный саб, и это не должно приводить к локализации на источник и нарушению звуковой сцены.

Процесс установки начал с оклеивания металла задних дверей виброизоляцией Dynamat Extreme. Результат порадовал. На постукивания дверь отзывается очень глухим звуком. Кстати, имеет смысл наклеить полоски шумки на рычаги стеклоподъёмника, которые тоже позвякивают.


Далее вырезал из фанеры подиумы примерно по форме штатных динамиков и покрасил для защиты от влаги. Выпиливал из десятимиллиметровой фанеры, а потом склеивал эпоксидкой. Сверху толщина подиума 20 мм, но книзу его надо делать тоньше, иначе обшивка не встанет.


Однако, чтобы динамики не мешали стеклоподъёмнику их надо вынести в салон ещё на 10 мм. Поэтому из MDF выточил проставочные кольца точно по размеру грилей DLS и окрасил чёрной краской.



Обшивку двери с внутренней стороны на всякий случай оклеил эластичным пористым пенополиуретаном (поролоном), чтобы при возможной вибрации обшивка не стучала по металлу двери.


В собранном виде это выглядит так


О результатах эксперимента.
В целом бас получился не такой уж и слабенький, как можно было бы подумать. На максимальной мощности ощутимо вибрирует крыша и панели дверей. На нормальной громкости бас вполне комфортный.
Но… Жили динамики не долго. Через год умер один динамик, а следом за ним и второй. Думаю, что причиной стала влага в двери.
Что ж… Продолжим эксперименты с другими динамиками.


В продолжение трилогии, мы установим чудо ящики от Pit Pskov Customs в двери непосредственно.
Процедура отдалённо напоминает потрошение судачка.


На первый взгляд всё просто. На самом деле для того что бы сделать идеально подходящую конфигурацию, пришлось купить повреждённые двери.






Встало не идеально. Пару клипс не прижали обшивку. Но зная, что подобные вещи с первого, второго, а то и пятого раза не собираются


Обидно, что затея утопить гриль в обшивку осталась только на этом фото на память. Подобрать сабы посерьёзней, с такими же размерами не удалось.

В таком виде машина поехала на настройку. Но ещё до настройки было понятно, что сабы нужно менять. Герцы давно пылились на полке и естественно первыми попали в ящики. Изначально Hertz ES F20.5 предназначены для оформления с пассивным излучателем. Я пробовал их в передних дверях просто ради эксперимента. Там они хорошо басили. Использовать их как мид бас конечно не вышло. Выше 80 Гц они очень дёшево и грубо звучат, как в двери так тем более и в ЗЯ. До 63Гц на дверь вполне допускаются.

Позже выяснилось, что я их ещё не синфазно с СЧ настроил. Да вот так бывает. Когда настройка делается только ушами, смещение фазы на каждой последующей паре в четырёхполосной системе (+ САБ) легко может достигать 30 градусов. Умножаем на 2 ошибки (мидбас и сабики) получаем 60 градусов. Те. мидбас с СЧ отдельно и сабам отдельно вроде как играет, а сабы с СЧ УЖОС.
В очередной раз обратился к давнему знакомому Михаилу. Мне предоставили подходящие по геометрии варианты восьмёрок. И конечно по моему бюджету. Всё трижды перетёрли, обсудили. Выбор пал на Audison Prima APS 8R.



На фото виден выступ стенки ящика внутрь. Выступ он же аппендикс, необходим для организации полости для размещения ограничителя хода двери. И он ГАД является основной помехой корзине саба. Ну ничего не запихать. А Прима влезла. Но хоть Prima APS и восьмерка, её площадь на пол дюйма больше предшественника. Поэтому встала она поверх обшивки. Меня устраивает.


Установка сабиков — второе, что я доверил посторонним людям в этом инсталле. Первое ящики от PPC.

В день покупки, в пятой точке конечно свербило и нужно было срочно, пля немедленно озвучиться! С лёгкой руки известного нам знакомого, поехал я в Legend Auto на Ташкентской. Где была произведена установка сабиков с гриллями. Как упоминалось ранее, вещи сделанные на коленке, с первого раза не собираются. Стык карты и ящика не был герметичен, нужно было разбирать, класть герметос и вновь стягивать. Но недостаток времени, а потом ковидос оставили эту задачу уже мне. Тем не менее работу по монтажу сабов провели хорошо. Выточили переходные кольца, покрасили, герметизировали их с картой, обеспечили надёжный стык колец с корзинами сабов. С маленькой конструкторской работой управились за несколько часов. Парням зачёт.



Можно было бы сфабриковать красивый конец и сказать: "Как красиво играет". Да хрен там был. Разбирал левую дверь раза три. Шлифовал место стыка карты с ящиком, заливал клеем винты на которых совмещаются элементы карты, проклеивал грани карты по периметру. Резонансы везде значительные. Ящик два раза откручивался от фермы двери. И вот почти победил все призвуки, но опять гадсткий сверчёк. Забыл при сборке вставить специальные фигурные херовенки, уплотняющие карту на металле возле стекольного уплотнителя. Сойдут лужи и сделаю.
А пока, фронт и мать их три саба, делают сверчков мёртвыми, даже если те живые…Эх ещё бы пониже забраться…

В общем хочу посоветоваться со спецами что ставить и стоит ли вообще овчинка выделки.

Имеется:
авто - ниссан тиида.
голова штатная Clarion СY32G.
фронт - Morel Tempo 6 компоненты. Двери зашумлены.
жанр - преимущественно околопопсовые, классический рок, электронщина.
саба нет и не будет. данный вопрос многократно проработан и обсуждению не подлежит.
Задняя акустика в настоящий момент штатная - бумажные широкополосники.

Задача - увеличить бассовую отдачу.
В принципе на "громкости" баса хватает, и по глубине морели хорошо "вывозят". Но обычно слушаю музыку на малой громкости и вот там НЧ составляющая смешивается с общим шумом. Хочется малой кровью увеличить отдачу на низах, для этого планирую заменить задние динамики и сделать шумку дверей.
Если с шумкой вопросов не возникает, то с выбором динамиков сложно. Во первых типоразмер. Конечно 17см без проблем ставятся на проставках. Но почему бы для поставленной задачи не попробывать блины 6*9, правда посадочную глубину надо минимальную искать.
во вторых чья акустика лучше дополнит имеющиеся морели, при этом будет хорошо басить?
Бюджет на динамики 3-4 тыс.

Ну во-первых, зашумь передние двери. Морели получше забасят.
А во вторых, требовать низи из дверей - сомнительная затея. Очень много дребезжащих материалов.
Если уж так хочется тылы и не хочется сабвуфер, то просто подготовь хорошо заднюю полку и врежь туда басовики. Будет проще и дешевле, чем в двери.

Перед изначально нормально зашумил.
Полка к сожалению отпадает, т.к. ее нередко приходится вытаскивать, да и мешаться динамики будут уже с одной коляской. К тому же в тиидах она не цельная а частично тряпичная для того чтоб сиденья двигать. ах да кузов хетчбэк, сорри забыл сразу указать.
Вот и остается вариант только в дверях заменить динамики с проклейкой ШВИ.

Как вариант, под сиденьями. Как в тииде не знаю, но в овощной тойоте 15-литровые подседельники вошли со свистом. Правда они выпирали вперед на треть, но вроде бы даже в оставшиеся 10л можно подобрать 8" динамик.

От бошки? бас за эти деньги? за эти деньги купи бу усилок и выжми максимум из морелек.
ps: не раз видел фазики в дверях))))

Зашумь задние двери .
Найди отдельно мидбасы такие же как на фронте .
Поключи - глядишь , при твоих требованиях и хватит .

Зашумь задние двери .
Найди отдельно мидбасы такие же как на фронте .
Поключи - глядишь , при твоих требованиях и хватит .

собственно это и есть мой план. вопрос был в том кто что посоветует на роль этих мидбасов, так чтоб кроме мида у них было что то пониже. морели в этом плане хороший вариант, на тестах, фронт становится слышно от 25Гц, хорошее давление появляется ближе к 60, но рассматриваю так же альтернативные варианты.

От бошки? бас за эти деньги? за эти деньги купи бу усилок и выжми максимум из морелек.
ps: не раз видел фазики в дверях))))

усилок и 2 саба валяются без дела. в данной инсталляции им нет места!

повторюсь, задача не в басовом звене, а в увеличении отдачи по НЧ. Система не аудиофильская, и предназначена для тихого прослушивания радиоподобного контента.

Ну тогда ставь любые динамики в задние двери (обязательно через фанерные проставки к металлу), зашумливай её, и будет тебе счастье.

Ну тогда ставь любые динамики в задние двери (обязательно через фанерные проставки к металлу), зашумливай её, и будет тебе счастье.

так я и спрашиваю совета по выбору динамиков. фанера и шумка само собой))
и по типоразмеру есть ли существенная разница между 16см и 6*9 ? Визуально 6*9 должны влезть, разве что крепить сложнее, но это решаемо.

собственно это и есть мой план. вопрос был в том кто что посоветует на роль этих мидбасов, так чтоб кроме мида у них было что то пониже. морели в этом плане хороший вариант, на тестах, фронт становится слышно от 25Гц, хорошее давление появляется ближе к 60, но рассматриваю так же альтернативные варианты.

Морель не переиграет никто. У меня у самого Морель Гибрид 502. Вот слушаю и не могу придумать, какие шыркычи можно "спарить" с Морелем. Разве что другой Морель, побольше размером. Вот сам бошку ломаю, то ли в свою Карину воткнуть динамики в задние двери, то ли в борт в багажнике встроить корпусной самбухер 10-12". В Калде такое прокатило, саб был 8". Но не для давки, а чисто для басовой поддержки.

Морель не переиграет никто. У меня у самого Морель Гибрид 502. Вот слушаю и не могу придумать, какие шыркычи можно "спарить" с Морелем. Разве что другой Морель, побольше размером. Вот сам бошку ломаю, то ли в свою Карину воткнуть динамики в задние двери, то ли в борт в багажнике встроить корпусной самбухер 10-12". В Калде такое прокатило, саб был 8". Но не для давки, а чисто для басовой поддержки.

Уважаемый, вы психиатр? Или за деревьями леса не видите? А? Давайте конструктивно, чем можно ПОЛНОЦЕННО дополнить Морели, не важно, Тэмпо или Гибрид, но чтобы количество было не в ущерб качеству.

Уважаемый, вы психиатр? Или за деревьями леса не видите? А? Давайте конструктивно, чем можно ПОЛНОЦЕННО дополнить Морели, не важно, Тэмпо или Гибрид, но чтобы количество было не в ущерб качеству.

Простите если грубо выразился, морельки хорошие динамики, но по верхнему басу(имено по басу) есть и лучше, те же rm6 , R6A.. это из попсовых.

На выходных поставил в задние двери MB Quart, точной модели не помню, с машиной достались. Недорогие 146%. С целью добавить баса. Добавилось, и ощутимо добавилось, правда появился побочный эффект такой добавки. Подключил напрямую к майфуну без каких-либо фильтров. На первый взгляд, точнее слух, играют они тише Морелей, установленных на передних дверях. Пока тестил на чем попроще типа Rammstein, Orgy, Rasmus, все было относительно гладко и звучало обнадеживающе. Как только в ход пошли Nightwish и Within Temptation, стало понятно, что звук больше испортился, чем улучшился. В последнем случае низкий басс смешивается в кашу, не успевает за верхним басом, появляются локальные пики, которые поглощают половину сч диапазона и звук портится. Попробовал регулятором fader поискать "золотую середину" между добавкой баса и наименьшими потерями качества звучания. Получалось, как только добавка баса стремится к 0, качество приемлемое, при исходном очень хорошем качестве звучания. В общем регулятор fader стал регулятором качества звучания. Есть 2 варианта: самбухер Морель + усил, либо еще пара динамиков Морель + усил. По деньгам то-на-то и выходит.

А если из непопсовых?

На выходных поставил в задние двери MB Quart, точной модели не помню, с машиной достались. Недорогие 146%. С целью добавить баса. Добавилось, и ощутимо добавилось, правда появился побочный эффект такой добавки. Подключил напрямую к майфуну без каких-либо фильтров. На первый взгляд, точнее слух, играют они тише Морелей, установленных на передних дверях. Пока тестил на чем попроще типа Rammstein, Orgy, Rasmus, все было относительно гладко и звучало обнадеживающе. Как только в ход пошли Nightwish и Within Temptation, стало понятно, что звук больше испортился, чем улучшился. В последнем случае низкий басс смешивается в кашу, не успевает за верхним басом, появляются локальные пики, которые поглощают половину сч диапазона и звук портится. Попробовал регулятором fader поискать "золотую середину" между добавкой баса и наименьшими потерями качества звучания. Получалось, как только добавка баса стремится к 0, качество приемлемое, при исходном очень хорошем качестве звучания. В общем регулятор fader стал регулятором качества звучания. Есть 2 варианта: самбухер Морель + усил, либо еще пара динамиков Морель + усил. По деньгам то-на-то и выходит.

От бошки? бас за эти деньги? за эти деньги купи бу усилок и выжми максимум из морелек.
ps: не раз видел фазики в дверях))))

Доработки штатной головы Мазда3 в разных вариантах. Распиновки разъемов Мазда. Предусилители и их схемы.

суббота, 25 мая 2013 г.

Третья тема (сабы в задних дверях).

Тема третья.

Сейчас вашему вниманию будет предложено описание реальной инсталляции в автомобиль Мазда3 HB сабового звена в задние двери.

Сама идея установки сабов задние двери не нова, фазовращатели аудиосигнала придуманы давно, но такую инсталляцию я до сих пор нигде не встречал, поэтому считаю, что это моя идея, также думаю всем будет интересно.

Доработку головного устройства, изготовление активного фильтра для саба - делал я, инсталляцию и настройку акустики делал Рост - руководитель львовской студии автозвука «Старый трамвай».

Материал никоим образом не претендует на полноту освещения теории темы, а представляет собой попытку объяснить на пальцах что, почему и как делалось… так сказать - посеять зерно сомнения в невозможность создания такой системы.

Не мог обойтись в написании статьи без прописных истин про автозвук, поэтому кому это не интересно, то этот полуплагиат можно пропускать.

Часть первая

Возьмем для начала штатные динамики Мазда3 (каталожный номер GJ6A 66 960 (4 Ом, 25 W). Их резонансная частота составляет и колеблется в пределах 80-85 Гц . А всем известно, что ниже своей резонансной частоты динамик уже давления практически не дает.

Плюс к этому надо добавить, что для любого динамика, который оформлен в какой-то ящик или полуоткрытый ящик, резонансная частота увеличивается в 1,5-2 раза. Таким образом, можно грубо считать, что на частоте 80 Гц штатный динамик достигает уровня в -6 Дб (на средней громкости) и поэтому ниже 80 Гц он уже практически ничего не воспроизводит, а только шевелится. Вот еще почему в штатной голове на выходе также спад на низких начинается уже со 100-120 Гц.

Популярная в силу своей простоты замена штатных динамиков на более мощные и качественные низкочастотные головки в дверях автомобиля, обычно аргументируется увеличением эффективности воспроизведения низких частот.

Дело в том, что при сведении фонограмм чисто электронной музыки большинство современных звукорежиссеров располагает инструменты басового регистра в центре звуковой сцены, т. е. звуковые сигналы левого и правого каналов в этом диапазоне частот синфазны и имеют практически одинаковую интенсивность. Поэтому, при установке излучателей в дверях (без изготовления подиумов с доворотами) фронт звуковой волны на частотах 80. 200 Гц, как главных для субъективного восприятия средних и верхних басов (именно в этих частотах содержится основная энергия звука) - достигает противоположной головки на многих частотах в противофазе (что определяется шириной салона), и взаимно компенсируются (если точнее – то общая суммарная АФЧХ на этих частотах получается непредсказуемой еще и из-за переотражений в салоне).

Поэтому, обычно без всяких раздумий и чужих советов, владелец автомобиля, мечтая хоть как-то улучшить звук, стремиться установить в свой автомобиль сабвуфер.

Поскольку на самых низких частотах динамик саба имеет круговую диаграмму направленности излучения, выбор места установки сабвуфера – это вопрос компоновки системы.

Проблема в том, что частотная характеристика салона, играющего здесь роль акустического оформления, имеет подъем в области самых низких частот, индивидуальный для каждой модели автомобиля.

Вообще-то в звучании этого суббасового динамика нет почти никакой музыкальной информации, потому что всю музыку, включая низкие ноты бас-гитар и т.п. должна отыгрывать фронтальная акустика. А сабвуфер добавляет лишь глубины басу, заставляя звучать всю аудио систему автомобиля более благородно.

При построении сабвуфера необходимо добиться двух вещей – динамичности звучания и согласования с фронтальной акустикой. Динамичность – это умение сабвуфера играть быстро, четко отрабатывать быстрые музыкальные композиции, не размазывая звук.

В окончательном варианте присутствие сабвуфера в машине должно ощущаться только по качественному „низу”, не должно быть ни намека на локализацию, то-есть должно казаться, будто сабвуфер находится не в багажнике, а впереди автомобиля, под/над приборной панелью, где его, конечно же, невозможно установить вследствие нехватки места.

Обычные места саба – задняя полка, ящик в багажнике. Саб в ящике может смотреть в салон, но обычно все-таки смотрит в багажник, саб может быть оформлен в виде стелса, занимая совсем никому не нужные боковые объемы в багажнике…. возникает вопрос усилителя – альтернатива активный саб….

Использование компактных автомобильных активных сабвуферов даже не стоит обсуждать, а кто все таки готов выбросить деньги - даю небольшой перечень таких сабиков : Mystery MBS-204A, Blaupunkt THB-200A, Pioneer TS-WX11A, Hyundai-H-CSX8A, Clarion-SRV313… и еще много других.

Но не всегда удается разместить нормальный саб в автомобиле – то ли просто маленький багажник, заднюю полку нужно дырявить (или как в HB – ее просто нет), стелс долго и негде сделать, места под сиденьями мало. то ли мешает жена, не разрешает теща. собака, дача и т.д. - причин море… деньги, в конце концов.

Что же еще остается незадействованным в автомобиле, где уже установлен фронт в передних дверях? У нас есть свободные задние двери!

Да - есть специальные дверные низкопрофильные сабовые головки, но мы сейчас нацелимся на более бюджетный вариант (точнее в целом среднебюджетный вариант), который требует не таких уж и больших материальных затрат. А именно - использование в дверях двух низкочастотных головок фирмы Альфард (Alphard) и конкретно – восьмидюймовые низкочастотные головки LW-80A4.

И сразу скажу – ожидать, что любое установленное сабовое звено в задних дверях будет исполнять такие-же танцы с бубном, как и саб в багажнике – не стоит.

Во-вторых, 100 Вт восьмерки – это не 500 Вт десятки и тем более не киловаттные 12, поэтому здесь разные подводимые мощности из за разной чувствительности и в итоге разное получаемое давление от применяемых сабовых головок.

Но как отличное дополнение к фронтам и попытке приблизиться к хайфаю - такое сабовое звено в задних дверях обеспечить может.

Если до этого на штатной системе можно было слушать только неширокодиапазонный вокал, малосоставные музыкальные коллективы, легкую акустическую музыку, нетяжелый рок, недолбящую поп-музыку, джаз - то теперь уже можно слушать метал, электронную и дискотечную музыку, средней тяжести рок, то есть более быструю, плотную и другую спектрально насыщенную музыку, что собственно и доказано этой инсталляцией.

И именно это мне хотелось сделать в HB, так как багажник там не такой уж и большой, да и это вообще годится для применения в любом автомобиле, у которого задние двери позволяют установить динамики в восемь (как совсем крайний вариант - шесть) дюймов.

Часть вторая.

Подобные схемы инсталляции сабов я делал не раз, но ни разу их нигде не описывал, так как это было очень давно (в 80 годах). Усилители были, как правило, самодельные и в качестве сабовых головок я использовал такие динамики, как, например, из серии 25ГДН (15ГД14 (8 Ом), 15ГД17 (с серебряным колпачком)), 6ГД2, 10ГД30Е, какие-то венгерские лопухи …и др., естественно, если это было надо, я перематывал динамики на 4 Ома и разными пропитками делал у них резонансную частоту не выше 35 Гц…. с более высокими значениями саб, как саб особо не получался.

Большие и маленькие динамики ставил в двери, очень большие в заднюю полку, так как машины были Жигули, Москвичи, Волги….

Эх – вот были чудо динамики 6ГД2 – резонансная получалась 22 Гц, мало потребляли по мощности, а басили классно… жалко только их бумажные гофры долго не выдерживали пытки очень низкими частотами…даже с пропиткой…..

-требуется хорошая виброизоляция и укрепление двери, выполненной по профессиональным технологиям шумо-виброизоляции с применением специальных материалов,

- устранение и понижение собственных резонансов дверей, внутренней обшивки и всех механизмов двери вплоть до установки внутренних распорок и дополнительного усиления ребрами жесткости больших поверхностей (ведь дверь – это весьма тонкая листовая сталь, которая без спец-подготовки будет дребезжать, добавляя неприятных призвуков)

- дверь, это далеко не ЗЯ или ФИ, это 35-45 литровое дырявое решето - с дырами для слива воды, щелями в уплотнителях стекла и технологических зазорах между пистонами внутренней и внешней обшивки, замком и ручками двери.

Так почему мы остановились на Alphard LW-80A4? Конечно, это не есть супер-пупер саб, его обычно называется «автобупер», так как звук от него, как от мидов - с определенными проблемами.

Но рассмотрим его основные параметры: Fs – 32 Гц, Qts – 0,23, Vas – 66 литров, чувствительность- 91 дБ.

Вычисляем Fs/Qts и получаем число139. Сразу становится ясным, что такой динамик годится в основном только в качестве открытого ящика (ОЯ), что собственно нам и нужно (при Fs/Qts>105 динамику нужно оформление типа экран, ОЯ или бандпасса (полосовой резонатор), получая при этом некоторые достоинства такого оформления - отсутствие повышения резонансной частоты, почти неизменная добротность).

А дверь у нас получается - недоделанный полуЗЯ, полуОЯ, немного ФИ, а в целом с двумя динамиками в салоне – с приметами Push-Pullа или бандпасса (не знаю какого порядка) с двумя динамиками, двумя камерами в 30 литров, а второй в 2 куба….. Посчитать это практически нельзя, но реально выходит, что работы в дверях в диапазоне 30-60 Гц динамик LW-80A4, подходит как нельзя кстати (в нашей системе до 60Гц будут доигрывать мидбасы Helix DB 62.1), хотя хотелось бы меньшей ходовости LW.

Тот кто прочитал эту заумь про выбор головки – молодец. Так как, по моему мнению, в дверях диапазон 30-60 Гц отыграет практически любой низкочастотный динамик, который туда влезет, главное чтобы у него резонансная частота была бы в пределах 30 Гц и возможность работать на объем 20 литров плюс лапоть.

Но это было-бы очень просто – установил динамики в задние двери, подключил к усилителю и опа, сабовое звено готово. Во-первых – получается, что оба динамика в задних дверях смотрят друг на друга (восьмерки особо не повертишь в дверях) – поэтому необходима задержка между основным сигналом и сигналом, подаваемым на вторую головку, чтобы они с помощью задержки двигались и не забивали друг друга и в точке прослушивания казалось, что это была, как бы, одна головка.

У человека расстояние между ушами в среднем около 17 сантиметров. Поэтому максимальное значение задержки (при распространении звуковой волны перпендикулярно к средней плоскости головы) равно Δtmax=0,17/330=5•10-4 секунды или 0,5 миллисекунд.

Способность наших ушей и мозга такова, что работая сообща, они способны различать задержки звука, составляющие менее 10-4 секунды. Тренированные люди, например, могут определять отклонение источника звука от средней плоскости на угол менее 1-2 градусов, улавливая, таким образом, временную задержку около 10 микросекунд.

Второй способ - это измерение разницы в интенсивности звука, пришедшего к одному и другому уху. Для звуковых колебаний с длиной волны менее 16 сантиметров (частота более 2 килогерц) голова человека представляет заметное препятствие. Поэтому за головой образуется звуковая тень, в которой интенсивность звука будет меньше, чем с противоположной стороны. Если источник звука сдвинут относительно средней плоскости головы, то одно наше ухо будет находиться в области звуковой тени, а другое - вне ее. В результате интенсивности звуковых волн, падающих на два уха, будут неодинаковы. Жизненный опыт научил нас использовать эту разницу в силе звука, чтобы определять направление на источник звука с точностью 1-2 градуса.

Человек подсознательно пользуется сразу обоими методами локализации источника звука и они нераздельны!

При этом разнице в интенсивности звука около 10 процентов соответствует временная задержка прихода звуковой волны к более дальнему уху, равная 18 микросекундам.

Для низких частот голова не представляет никакого препятствия и считается, что до 300 Гц человек не может точно определить локализацию на источник таких частот, но на самом деле все гораздо сложнее, особенно если работают два мощных источника низких и инфранизких частот… а это-же маленький салон автомобиля (2-3 куб м)….тут уже кроме ушей и мозга подключаются нервные окончания, расположенные по всему телу, да и многие, наверное, при определении места саба в домашке затратили немало времени, чтобы найти такое место, когда он не локализуется.

Расстояние между задними дверями в салоне тройки достигает 1,4 метров, между головой водителя и динамиками в задних дверях 0,8 и 1,2 метра. Считаем, что скорость звука в воздухе 330 м/с и итого получается, что задержка колеблется между 2,2-5,5 миллисекунд (фазовая задержка еще, конечно, зависит от самого динамика – вес диффузора ….и других механических параметров динамика).

Таким образом мы видим, что задержки между динамиками в задних дверях значительны, слышимы и их надо компенсировать, а основные и кратные частоты, которые будут пропадать - составляют примерно 240, 120, 60 Гц…и как для сабового звена в задних дверях - нас в данном случае больше интересует район и согласование на 50 Гц плюс минус 20 Гц.

Читайте также: