Проектирование работ по возведению монолитного фундамента здания

Обновлено: 08.05.2024

Основой для сокращения трудозатрат при производстве бетонных работ, повышения их темпов и качества являются внедрение поточных методов, применение прогрессивных технологий, дальнейшая индустриализация опалубочных и арматурных работ, использование высокопроизводительных машин и оборудования, увязанных в комплекты по основным параметрам.

Содержание

ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ……. 3
1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ. ……. 4
1.1. Исходные данные для проектирования..….……. 4
1.2. Определение состав процессов и объёмов работ по отрывке котлована. ….…………………………. 6
1.3. Формирование комплекта машин для производства земляных работ. ……. …. 7
1.3.1. Выбор ведущей машины для отрывки котлована. ……. …. 7
1.3.2.Подбор вспомогательных машин комплекта и увязка их по основным параметрам ……………………………………………………………. 8
1.4. Проектирование экскаваторных работ………………………………. 11
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ РАБОТ………………………………………………………………………..….…. 13
2.1. Определение состава процессов и объемов работ. …………. 13
2.2. Выбор методов производства работ. ……. 13
2.3 Подсчет трудоемкости и интенсивности бетонирования. ………. 15
2.4. Подбор средств механизации и увязка их по производительности.…….…..17
2.5.Подбор средств механизации и увязка их по производительности.…….…. 18
2.5.1. Выбор ведущей машины. ………. 18
2.5.2.Расчет эксплуатационной производительности ведущей машины. 19
2.5.3. Подбор вспомогательных средств механизации и инвентаря…..…. 20
2.6.Определение параметров строительного потока. ………. 23
2.7. Проектирование организации и методов труда рабочих. ……. 26
2.7.1. Расчет состава комплексной бригады. …. 26
2.7.2. Опалубочные работы. ………. 27
2.7.3. Арматурные работы. . …………. 30
2.7.4. Бетонные работы. ………..31
2.7.5. Гидроизоляционные работы. . …. ……. 34
2.7.6. Монтаж плит перекрытий. . ……….34
3. СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЬКУЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ НА ВОЗВЕДЕНИЕ ФУНДАМЕНТА……………. …….……………………. 35
4. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА РАБОТ. ………. 37
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. …………..40
6. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ. ….…. 47
7. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ……. 49
ЛИТЕРАТУРА. 51

Направления совершенствования бетонных и железобетонных работ. Подбор средств механизации и увязка их. Параметры строительного потока. Калькуляция трудовых затрат на возведение фундамента, материально-технические ресурсы. Указания по технике безопасности.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.04.2013
Размер файла 252,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Одним из направлений развития современного строительства является увеличение объёмов используемого монолитного и сборно-монолитного бетона и железобетона при возведении зданий и сооружений. Монолитное домостроение повышает архитектурную выразительность городской застройки, обеспечивает меньшие и более равномерные осадки и деформации зданий на просадочных грунтах и в сейсмических районах, позволяет в специфических условиях (стеснённость площадок, отсутствие базы сборного железобетона и др.) снизить стоимость строительства на 10-15 %, а капитальные вложения сократить на 20-25 %.

Основой для сокращения трудозатрат при производстве бетонных работ, повышения их темпов и качества являются внедрение поточных методов, применение прогрессивных технологий, дальнейшая индустриализация опалубочных и арматурных работ, использование высокопроизводительных машин и оборудования, увязанных в комплекты по основным параметрам.

Резервы роста производительности труда и качества монолитных конструкций на базе совершенствования технологии, механизации и организации работ закладываются на стадии подготовки строительного производства, в составе которой разрабатывается проектно-сметная документация. Поступающие на объект технологические карты должны увязывать физико-химические процессы, протекающие в бетонной смеси, с производственными процессами, выполняемыми на стройке. В них необходимо учитывать местные условия, отражать передовую организацию рабочих мест и труда в бригадах, закладывать прогрессивные методы и приёмы возведения монолитных конструкций.

1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ РАБОТ

1.1 Общие сведения о бетонировании конструкций

Технология устройства на строительной площадке конструкций из бетона и железобетона принципиально отличается от технологии возведения конструктивных элементов из кирпича, сборного железобетона, древесины, металла и пластмасс. Специфика монолитного строительства заключается в выполнении так называемых «мокрых» процессов, выдерживании забетонированных конструкций в опалубке до набора распалубочной прочности, учёте протекающих в бетонной смеси физико-химических процессов, создании благоприятных условий для этих процессов и пр.

Возведение монолитных бетонных и железобетонных конструкций требует выполнения технологически связанных процессов, которые можно разделить на заготовительные, основные и транспортные. К заготовительным относятся изготовление опалубки, заготовка арматуры, сборка арматурно-опалубочных блоков и приготовление бетонной смеси. Эти процессы, как правило, осуществляются в заводских условиях или в специализированных цехах и мастерских.

Основные процессы, выполняемые на строительной площадке, включают установку опалубки и арматуры, подачу, укладку и уплотнение бетонной смеси, уход за бетоном во время его твердения, распалубку конструкции, исправление дефектов бетонирования.

Транспортные процессы, связывающие заготовительные и основные, сводятся к доставке на рабочие места опалубки, арматуры и бетонной смеси.

Бетонирование железобетонных конструкций связано с выполнением большого количества трудоёмких и непроизводительных операций, выполняемых во многих случаях вручную. Ликвидация ручного и малоквалифицированного труда при бетонировании связана с механизацией основных и заготовительных процессов. Другими направлениями совершенствования бетонных и железобетонных работ являются:

применение инвентарной опалубки, имеющей многократную оборачиваемость;

использование готовых сварных сеток и каркасов с приваренными в арматурных цехах закладными деталями;

переход на подвижные и литые бетонные смеси с химическими добавками, позволяющими сократить трудозатраты на их укладку и уплотнение;

централизованное приготовление бетонной смеси и доставка её на строительную площадку специализированными видами автотранспорта;

своевременный и качественный уход за уложенной бетонной смесью в процессе её твердения;

внедрение прогрессивной технологии и средств механизации, обеспечивающих высокое качество бетонирования конструкции.

1.2 Определение состава процессов и объёмов работ

План и разрез ленточного монолитного фундамента по заданию приведен на рис. 1.1.

Рис. 1.1 - Ленточный монолитный фундамент: а) план; б) разрез 1-1

Разрез фундамента: 1 - боковая обмазочная гидроизоляция; 2 - плита перекрытия массой 2 тонны; 3 - Два слоя рубероида на битумной мастике; 4 - обратная засыпка.

Весь комплекс работ по возведению ленточного фундамента, выполняемый на строительной площадке, может быть расчленён на следующие простые процессы:

установка арматурных каркасов;

подача, укладка и уплотнение бетонной смеси;

уход за уложенным бетоном;

монтаж плит перекрытия;

устройство боковой обмазочной и горизонтальной оклеечной гидроизоляции фундамента.

Основным процессом, определяющим темп и организацию работ, является укладка бетонной смеси.

Следует иметь в виду, что в данный перечень не вошла часть второстепенных процессов, выполняемых на строящемся объекте (устройство подмостей для подачи и укладки бетона, прием бетонной смеси из автотранспорта, уход за твердеющим бетоном и др.).

По каждому строительному процессу на основании планировочного и конструктивного решения фундамента, подсчитываются объемы работ в единицах измерения, принятых в сборниках ЕНиР (2,3): устройство и разборка опалубки в м2; установка арматурных каркасов в шт.; бетонирование конструкции в м3; укладка плит перекрытия в шт.; обмазочная и оклеечная гидроизоляция в м2.

Количество арматурных каркасов может быть определено на основании данных о расходе арматуры на 1 м3 железобетона и массе одного изделия:

Nк = (Vбет х gа) / Рк,

где Vбет - объём укладываемой бетонной смеси, м3; gа - расход арматуры на 1 м3 железобетона, кг; Рк - масса одного каркаса, кг.

Так как в задании на проектирование отсутствуют необходимые данные по арматурным изделиям, массу арматурного каркаса можно принять равной 50 кг.

Результаты подсчетов сводятся в таблицу 1.1.

фундамент строительный поток безопасность

Таблица 1.1 - Ведомость подсчета объёмов работ

1. Устройство опалубки из щитов

2. Установка арматурных каркасов

3. Подача, укладка и уплотнение бетона

4. Разборка мелкощитовой

5. Монтаж плит перекрытия

6. Гидроизоляция (окрасочная вручную битумной мастикой на 2 раза)

7. Оклеечная гидроизоляция 2-я слоями рубероида на битумной основе.

F=2 х (48*5+24*2+30*4+18)х2,9

Nк = 716.53 х 40 : 50

Vбет = 0,58 х 2,9 х 426

F=2 х (48*5+24*2+30*4+18)х2,9

Расход арматуры 40 кг на 1м3 железобетона. Масса каркаса 50кг.

5, 98 х 1,19 х 0,22 м. Масса плиты - 2 тонны.

1.3 Выбор методов производства работ

Исходными данными для проектирования технологии бетонирования фундамента являются:

объём укладываемой бетонной смеси, Vбет = 716.53 м3;

расстояние доставки бетона на объект, Lт = 15 км;

масса опалубочных щитов - до 50 кг; арматурных изделий - до 50 кг; ;

масса бадьи с бетоном, Рб = 4217 кг.

Выбор рациональных методов производства железобетонных работ базируется на следующих положениях:

поточной организации строительства с выполнением каждого процесса на отдельной захватке;

индустриальном изготовлении унифицированных опалубочных и арматурных изделий;

выполнении работ с помощью высокопроизводительных машин, увязанных в комплекты по основным параметрам;

назначении метода выполнения отдельного процесса в результате сопоставления и оценки нескольких вариантов.

В таблице 1.2 представлены варианты производства железобетонных работ. Рассмотрев их стоит выбрать наилучший по техническим и экономическим показателям.

Таблица 1.2 - Варианты производства железобетонных работ

Наименование строительного процесса

С помощью крана

С помощью крана

3. Доставка бетона

4. Подача и укладка

С помощью крана и бадьи

Вибратор с гибким валом

С помощью крана

Рассмотрим применение выбранных нами методов по нижепреведенным примерам и выберем наилучший из них.

Для бетонирования ленточных фундаментов широко применяется мелкощитовая разборно-переставная опалубка в деревянном, металлическом или деревометаллическом исполнении. Масса унифицированных щитов и крепёжных элементов в такой опалубке не превышает 50-100 кг, что обеспечивает её поэлементную установку и снятие вручную или с использованием средств малой механизации и электроинструментов.

Кроме мелкощитовой может быть принята крупнощитовая разборно-переставная опалубка с массой отдельных элементов свыше 100 кг. Монтаж и демонтаж такой опалубки производится краном.

Небольшая масса арматурных каркасов (50 кг), закладываемых в бетон, позволяет собирать их вручную. Соединение изделий между собой может выполняться с помощью дуговой электросварки или внахлёстку вязальной проволокой.

Важным фактором обеспечения высокого качества возводимой конструкции является правильный выбор способа транспортирования бетона. Качественную доставку смеси на расстояние 30-45 км обеспечивают автобетоновозы, а при перевозках на расстояние до 80-100 км - автобетоносмесители. Мною принят автобетоносмеситель СБ-15Э ввиду возможности транспортирования бетонной смеси на дальние расстояния.

При отсутствии специализированных машин допускается централизовано приготовленный бетон доставлять на строительную площадку специально оборудованными автомобилями-самосвалами грузоподъёмностью 2,25-10 т. При этом целесообразная дальность возки бетонной смеси, исходя из сроков схватывания цемента, составляет 10-20 км в зависимости от характера дорог.

Перемещение бетонных смесей по лоткам и желобам, оборудованным вибраторами и установленным с уклоном 5-15°, обеспечивает интенсивность бетонирования 5-12,5 м3/ч. Сползание бетона возможно лишь при расположении вибропитателя, в который выгружается доставленная на объект смесь, выше отметки верха опалубки. Если фундамент возвышается над поверхностью земли, то укладка верхних слоев бетона возможна при размещении вибропитателя и транспортного средства на специально сооружаемой передвижной эстакаде.

Крановая схема укладки бетона с помощью бадей охватывает около 85% объёма бетонируемых конструкций. Преимуществом этой схемы является возможность подачи смеси в любую точку в пределах вылета стрелы крана, а также универсальность грузоподъёмной машины, обеспечивающая её использование для перемещения других материалов и строительного инвентаря (навешивание и снятие рабочих площадок, погрузо-разгрузочные работы и т.п.). Из известных типов кранов предпочтительнее стреловые гусеничные и пневмоколёсные краны, не требующие устройства и разборки подкрановых путей и обладающие высокими скоростями перемещения грузового крюка в пространстве.

Поданный в опалубку бетон распределяется слоями толщиной 20-40 см и уплотняется. Эти операции при использовании подвижных бетонных смесей чаще всего выполняются с помощью внутренних (глубинных) вибраторов, подразделяемых на вибробулавы и вибраторы с гибким валом. Вибробулава применяется для уплотнения бетонной смеси, укладываемой в массивные конструкции с различной степенью армирования, а внутренние вибраторы с гибким валом - в различного типа густоармированные конструкции. Мною принят вибратор с гибким валом ИВ-67 ввиду возможности уплотнения бетонной смеси в густоармированных конструкциях. Итак, по вышеизложенным примерам и данным задания нам предпочтительнее выбрать второй вариант производства железобетонных работ. На рис. 1.2 приведена схема подачи бетонной смеси при помощи крана и бадьи.

Рис. 1.2 - Схема подачи бетонной смеси в опалубку фундамента: при помощи бадьи, перемещаемой краном; 1 - бетонируемый фундамент; 2 - поворотная бадья; 3 - гусеничный кран

1.4 Подсчет трудоёмкости и интенсивности бетонирования фундамента

При проектировании технологических карт трудоёмкость работ определяется на основании нормативов, приведённых в сборниках ЕНиР, и объёмов работ, подсчитанных в табл. 1.1. При этом учитываются поправочные коэффициенты, отражающие условия производства работ и содержащиеся в технической части и примечаниях к соответствующим параграфам ЕНиР.

В таблице 1.3 указан подсчет трудозатрат по возведению подземной части здания.

Учебное пособие соответствует государственным образовательным стандартам строительных специальностей 270102, 270113 и 270115.

В пособии изложена методика проектирования ра­бот нулевого цикла на основе применения поточных методов, прогрессивных технологий и комплексной механизации строительных процессов. Рассмотрены подсчёт объ­ёмов земляных и железобетонных работ, выбор эффек­тив­ных машин и увязка их в комплекты по основным параметрам. Приведены иллюстрационные и справочные материалы, облегчающие принятие инженерных решений.

Пособие предназначено для студентов строительных специальностей всех форм обучения, изучающих дисциплину «Технология строительного производства», и дипломников, разрабатывающих проекты по возведению зданий и сооружений.
Отпечатано с авторского оригинала

УДК 693.5+624.153.522(075.8) я73

ББК Н 654.1 я73+Н 582.23 я73

© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТИРОВАНИИ 7

1.1. Исходные данные для проектирования 7

1.2. Содержание и оформление курсовой работы 7

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ 9

2.1. Земляные сооружения и способы их возведения 9

2.2. Подсчёт объёмов земляных работ 10

2.3. Общие принципы проектирования комплексно-механизированного производства земляных работ 14

2.4. Определение состава процессов и исходных данных

для проектирования 15

2.5. Формирование комплекта средств механизации 16

2.5.1. Выбор ведущей машины 16

2.5.2. Подбор вспомогательных машин комплекта и увязка их

по основным параметрам 18

2.6. Проектирование экскаваторных работ 21

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ РАБОТ 26

3.1. Общие сведения о бетонировании конструкций 26

3.2. Определение состава процессов и объёмов работ 27

3.3. Выбор методов производства работ 29

3.4. Подсчёт трудоёмкости и интенсивности бетонирования

3.5. Подбор средств механизации и увязка их по производительности 35

3.5.1. Выбор ведущей машины 35

3.5.2. Расчёт эксплуатационной производительности

ведущей машины 36

3.5.3. Подбор вспомогательных средств механизации и инвентаря 37

3.6. Определение параметров строительного потока 39

3.7. Проектирование организации и методов труда рабочих 41

3.7.1. Расчёт состава комплексной бригады 41

3.7.2. Опалубочные работы 42

3.7.3. Арматурные работы 43

3.7.4. Бетонные работы 43

4. СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЬКУЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ

НА ВОЗВЕДЕНИЕ ФУНДАМЕНТА 46

5. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА РАБОТ 48

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 51

7. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ 54

8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Распределение грунтов на группы 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Число циклов в минуту при разработке грунта

одноковшовыми экскаваторами с погрузкой

в транспортные средства 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Основные параметры машин для производства

земляных работ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Основные параметры машин для производства

железобетонных работ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Нарастание прочности бетона классов В15–В25

на портландцементе марки 400, % от R 28 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Условный комплект разборно-переставной

мелкощитовой опалубки на 1000 м 2 поверхности 69

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70

ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений развития современного строительства является увеличение объёмов используемого монолитного и сборно-моно­литного бетона и железобетона при возведении зданий и сооружений. Монолитное до­мостроение повышает архитектурную выразительность городской заст­ройки, обеспечивает меньшие и более равномерные осадки и деформа­ции зданий на просадочных грунтах и в сейсмических районах, поз­воляет в специфических условиях (стеснённость площадок, отсутс­твие базы сборного железобетона и др.) снизить стоимость строи­тельства на 10–15 %, а капитальные вложения сократить на 20–25 %.

Наибольший объём монолитного бетона и железобетона при массо­вом строительстве промышленных, гражданских, сельскохозяйственных, тран­спортных и прочих зданий расходуется на возведение конструкций нулевого цикла. Ленточные фундаменты в монолитном исполнении по сравнению со сборным вариантом дешевле на 30 %, обеспечивают экономию металла на 16–22 %, а цемента – на 8–17 %, но проигрывают по затратам труда на строительной площадке и расходу энергии, особенно в зимний период [12].

Основой для сокращения трудозатрат при производстве бетонных работ, повышения их темпов и качества являются внедрение поточных методов, применение прогрессивных технологий, дальнейшая индустриализация опалубочных и арматурных работ, использование высокопроизводительных ма­шин и оборудования, увязанных в комплекты по основным параметрам.

Резервы роста производительности труда и качества монолитных конструкций на базе совершенствования технологии, механизации и организации работ закладываются на стадии подготовки строительного производс­тва, в составе которой разрабатывается проектно-сметная докумен­тация. Поступающие на объект технологические карты должны увязы­вать физико-химические процессы, протекающие в бетонной смеси, с производственными процессами, выполняемыми на стройке. В них необходимо учитывать местные условия, отражать передо­вую организацию рабочих мест и труда в бригадах, закладывать прогрессивные методы и приёмы возведения монолитных конструкций.

Данное учебное пособие написано в соответствии с учебной программой курса «Технология строительного производства», предусматривающей разработку студентами строительных специальностей дневной и заоч­ной форм обучения технологических карт на от­дельные виды строительно-монтажных работ.

Состав, порядок выполнения и требования к оформлению организационно-технологической документации на строительство объектов недвижимости подробно изложены в нормативной литературе [3, 4, 17]. Однако недостаток опыта и ограниченный лимит времени на самостоятельную работу студентов обуславливают необходимость издания методической литературы по курсовому и дипломному проектированию.

Цель данного пособия – ознакомить будущих инженерно-технических работников строительного производства с методикой проектирования процессов по устройству земляных сооружений и возведению конструкций из монолитного железобетона.

Первый раздел пособия содержит описание задания на проектирование, требования к содержанию и оформлению расчётно-пояснительной записки и графической части курсовой работы.

Земляные и железобетонные работы в строительстве являются наиболее трудоёмкими. Вытеснение ручного и малоквалифицированного труда при их выполнении неразрывно связано с внедрением комплексной механизации. Поэтому во втором и третьем разделах излагается методика выбора рациональных способов и средств для возведения монолитного ленточного фундамента. Особое внимание при этом уделяется формированию комплектов машин и увязке их по основным параметрам, эффективной организации труда в звеньях и привлечению рациональных методов и приёмов выполнения рабочих операций.

В последующих разделах приводятся рекомендации и расчёты по составлению производственной калькуляции, проектированию графика работ, определению профессионально-квалификационного и численного состава комплексной бригады, установлению потребности в материально-технических ресурсах, оценке качества принятых проектных решений путём подсчёта и сопоставления технико-экономических показателей.

Пособие содержит иллюстрационный, справочный и библиографический материалы, облегчающие студенту усвоение содержания методической разработки и принятие грамотных решений в области технологии и организации строительного производства.

1.1. Исходные данные для проектирования
Задание на проектирование работ по возведению монолитного железобетонного фундамен­та содержит объёмно-планировочную и конструктивную схемы подзем­ной части здания и две таблицы. В одной таблице содержатся исходные данные для проектирования работ по устройству котлована под ленточный фундамент, а в другой – данные для бетонирования самого фундамента.

Студенты заочной формы обу­чения исходные данные по табл. 1 принимают в соответствии с вариантом, номер которого определяется суммой, а по табл. 2 – разностью двух пос­ледних цифр студенческого шифра. Например, студенческий шифр 04-ПГС-349. Следовательно, по табл. 1 выбирается вариант 3 (4 + 9 = 13), а по табл. 2 – вариант 5 (9 – 4 = 5).

Студентам дневной формы обучения задание выдаётся руководителем проектирования.

При выполнении курсовой работы следует пользоваться настоящим пособием и литературой, перечень которой приведён в библиографическом списке.
1.2. Содержание и оформление курсовой работы
Целью курсового проектирования является разработка технологической карты на выполнение работ нулевого цикла, которые включают срезку растительного слоя, отрывку котлована с зачисткой дна траншей, бетонирование фундамента, монтаж плит перекрытия, изоляционные работы и обратную засыпку пазух выемки с уплотнением грунта.

Работа состоит из расчётно-пояснительной записки и графической части.


  1. Введение.

  2. Определение состава процессов и объёмов работ по устройству котлована и траншей.

  3. Выбор методов и формирование комплекта машин для производства земляных работ.

  4. Проектирование экскаваторных работ и разбивку котлована на проходки.

  5. Определение состава процессов и объёмов работ по бетонированию фундамента.

  6. Выбор методов производства железобетонных работ и подсчёт их трудоёмкости.

  7. Подбор средств механизации и увязка их по основным показателям.

  8. Определение параметров строительного потока.

  9. Проектирование организации и методов труда рабочих.

  10. Составление производственной калькуляции и построение гра­фика производства работ нулевого цикла.

  11. Определение потребности в материально-технических ресурсах.

  12. Разработка указаний по безопасному производству земляных и железобетонных работ.

  13. Расчёт технико-экономических показателей.

  14. Список использованной литературы.

Текст пояснительной записки разбивается на разделы, подразделы и пункты с соответствующей нумерацией. В пределах раздела все таб­лицы, рисунки и основные формулы нумеруются арабскими цифрами, соответствующими номеру раздела и порядковому номеру документа. Например, таблица 3.2.

Записка должна иметь титульный лист, оглавление и список ис­поль­зо­ванной литературы.

Учебное пособие соответствует государственным образовательным стандартам строительных специальностей 270102, 270113 и 270115.

В пособии изложена методика проектирования ра­бот нулевого цикла на основе применения поточных методов, прогрессивных технологий и комплексной механизации строительных процессов. Рассмотрены подсчёт объ­ёмов земляных и железобетонных работ, выбор эффек­тив­ных машин и увязка их в комплекты по основным параметрам. Приведены иллюстрационные и справочные материалы, облегчающие принятие инженерных решений.

Пособие предназначено для студентов строительных специальностей всех форм обучения, изучающих дисциплину «Технология строительного производства», и дипломников, разрабатывающих проекты по возведению зданий и сооружений.
Отпечатано с авторского оригинала

УДК 693.5+624.153.522(075.8) я73

ББК Н 654.1 я73+Н 582.23 я73

© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТИРОВАНИИ 7

1.1. Исходные данные для проектирования 7

1.2. Содержание и оформление курсовой работы 7

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ 9

2.1. Земляные сооружения и способы их возведения 9

2.2. Подсчёт объёмов земляных работ 10

2.3. Общие принципы проектирования комплексно-механизированного производства земляных работ 14

2.4. Определение состава процессов и исходных данных

для проектирования 15

2.5. Формирование комплекта средств механизации 16

2.5.1. Выбор ведущей машины 16

2.5.2. Подбор вспомогательных машин комплекта и увязка их

по основным параметрам 18

2.6. Проектирование экскаваторных работ 21

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ РАБОТ 26

3.1. Общие сведения о бетонировании конструкций 26

3.2. Определение состава процессов и объёмов работ 27

3.3. Выбор методов производства работ 29

3.4. Подсчёт трудоёмкости и интенсивности бетонирования

3.5. Подбор средств механизации и увязка их по производительности 35

3.5.1. Выбор ведущей машины 35

3.5.2. Расчёт эксплуатационной производительности

ведущей машины 36

3.5.3. Подбор вспомогательных средств механизации и инвентаря 37

3.6. Определение параметров строительного потока 39

3.7. Проектирование организации и методов труда рабочих 41

3.7.1. Расчёт состава комплексной бригады 41

3.7.2. Опалубочные работы 42

3.7.3. Арматурные работы 43

3.7.4. Бетонные работы 43

4. СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЬКУЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ

НА ВОЗВЕДЕНИЕ ФУНДАМЕНТА 46

5. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА РАБОТ 48

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 51

7. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ 54

8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Распределение грунтов на группы 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Число циклов в минуту при разработке грунта

одноковшовыми экскаваторами с погрузкой

в транспортные средства 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Основные параметры машин для производства

земляных работ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Основные параметры машин для производства

железобетонных работ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Нарастание прочности бетона классов В15–В25

на портландцементе марки 400, % от R 28 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Условный комплект разборно-переставной

мелкощитовой опалубки на 1000 м 2 поверхности 69

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70

ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений развития современного строительства является увеличение объёмов используемого монолитного и сборно-моно­литного бетона и железобетона при возведении зданий и сооружений. Монолитное до­мостроение повышает архитектурную выразительность городской заст­ройки, обеспечивает меньшие и более равномерные осадки и деформа­ции зданий на просадочных грунтах и в сейсмических районах, поз­воляет в специфических условиях (стеснённость площадок, отсутс­твие базы сборного железобетона и др.) снизить стоимость строи­тельства на 10–15 %, а капитальные вложения сократить на 20–25 %.

Наибольший объём монолитного бетона и железобетона при массо­вом строительстве промышленных, гражданских, сельскохозяйственных, тран­спортных и прочих зданий расходуется на возведение конструкций нулевого цикла. Ленточные фундаменты в монолитном исполнении по сравнению со сборным вариантом дешевле на 30 %, обеспечивают экономию металла на 16–22 %, а цемента – на 8–17 %, но проигрывают по затратам труда на строительной площадке и расходу энергии, особенно в зимний период [12].

Основой для сокращения трудозатрат при производстве бетонных работ, повышения их темпов и качества являются внедрение поточных методов, применение прогрессивных технологий, дальнейшая индустриализация опалубочных и арматурных работ, использование высокопроизводительных ма­шин и оборудования, увязанных в комплекты по основным параметрам.

Резервы роста производительности труда и качества монолитных конструкций на базе совершенствования технологии, механизации и организации работ закладываются на стадии подготовки строительного производс­тва, в составе которой разрабатывается проектно-сметная докумен­тация. Поступающие на объект технологические карты должны увязы­вать физико-химические процессы, протекающие в бетонной смеси, с производственными процессами, выполняемыми на стройке. В них необходимо учитывать местные условия, отражать передо­вую организацию рабочих мест и труда в бригадах, закладывать прогрессивные методы и приёмы возведения монолитных конструкций.

Данное учебное пособие написано в соответствии с учебной программой курса «Технология строительного производства», предусматривающей разработку студентами строительных специальностей дневной и заоч­ной форм обучения технологических карт на от­дельные виды строительно-монтажных работ.

Состав, порядок выполнения и требования к оформлению организационно-технологической документации на строительство объектов недвижимости подробно изложены в нормативной литературе [3, 4, 17]. Однако недостаток опыта и ограниченный лимит времени на самостоятельную работу студентов обуславливают необходимость издания методической литературы по курсовому и дипломному проектированию.

Цель данного пособия – ознакомить будущих инженерно-технических работников строительного производства с методикой проектирования процессов по устройству земляных сооружений и возведению конструкций из монолитного железобетона.

Первый раздел пособия содержит описание задания на проектирование, требования к содержанию и оформлению расчётно-пояснительной записки и графической части курсовой работы.

Земляные и железобетонные работы в строительстве являются наиболее трудоёмкими. Вытеснение ручного и малоквалифицированного труда при их выполнении неразрывно связано с внедрением комплексной механизации. Поэтому во втором и третьем разделах излагается методика выбора рациональных способов и средств для возведения монолитного ленточного фундамента. Особое внимание при этом уделяется формированию комплектов машин и увязке их по основным параметрам, эффективной организации труда в звеньях и привлечению рациональных методов и приёмов выполнения рабочих операций.

В последующих разделах приводятся рекомендации и расчёты по составлению производственной калькуляции, проектированию графика работ, определению профессионально-квалификационного и численного состава комплексной бригады, установлению потребности в материально-технических ресурсах, оценке качества принятых проектных решений путём подсчёта и сопоставления технико-экономических показателей.

Пособие содержит иллюстрационный, справочный и библиографический материалы, облегчающие студенту усвоение содержания методической разработки и принятие грамотных решений в области технологии и организации строительного производства.

1.1. Исходные данные для проектирования
Задание на проектирование работ по возведению монолитного железобетонного фундамен­та содержит объёмно-планировочную и конструктивную схемы подзем­ной части здания и две таблицы. В одной таблице содержатся исходные данные для проектирования работ по устройству котлована под ленточный фундамент, а в другой – данные для бетонирования самого фундамента.

Студенты заочной формы обу­чения исходные данные по табл. 1 принимают в соответствии с вариантом, номер которого определяется суммой, а по табл. 2 – разностью двух пос­ледних цифр студенческого шифра. Например, студенческий шифр 04-ПГС-349. Следовательно, по табл. 1 выбирается вариант 3 (4 + 9 = 13), а по табл. 2 – вариант 5 (9 – 4 = 5).

Студентам дневной формы обучения задание выдаётся руководителем проектирования.

При выполнении курсовой работы следует пользоваться настоящим пособием и литературой, перечень которой приведён в библиографическом списке.
1.2. Содержание и оформление курсовой работы
Целью курсового проектирования является разработка технологической карты на выполнение работ нулевого цикла, которые включают срезку растительного слоя, отрывку котлована с зачисткой дна траншей, бетонирование фундамента, монтаж плит перекрытия, изоляционные работы и обратную засыпку пазух выемки с уплотнением грунта.

Работа состоит из расчётно-пояснительной записки и графической части.


  1. Введение.

  2. Определение состава процессов и объёмов работ по устройству котлована и траншей.

  3. Выбор методов и формирование комплекта машин для производства земляных работ.

  4. Проектирование экскаваторных работ и разбивку котлована на проходки.

  5. Определение состава процессов и объёмов работ по бетонированию фундамента.

  6. Выбор методов производства железобетонных работ и подсчёт их трудоёмкости.

  7. Подбор средств механизации и увязка их по основным показателям.

  8. Определение параметров строительного потока.

  9. Проектирование организации и методов труда рабочих.

  10. Составление производственной калькуляции и построение гра­фика производства работ нулевого цикла.

  11. Определение потребности в материально-технических ресурсах.

  12. Разработка указаний по безопасному производству земляных и железобетонных работ.

  13. Расчёт технико-экономических показателей.

  14. Список использованной литературы.

Текст пояснительной записки разбивается на разделы, подразделы и пункты с соответствующей нумерацией. В пределах раздела все таб­лицы, рисунки и основные формулы нумеруются арабскими цифрами, соответствующими номеру раздела и порядковому номеру документа. Например, таблица 3.2.

Записка должна иметь титульный лист, оглавление и список ис­поль­зо­ванной литературы.

Кроме мелкощитовой может быть принята крупнощитовая разборно-переставная опалубка с системой подкосов и раскосов, снабжённых винтовыми домкратами и регулировочными устройствами. Масса отдельных элементов такой опалубки свыше 100 кг, поэтому её монтаж и демонтаж производится краном.

Небольшая масса арматурных каркасов (50 кг), закладываемых в бетон, позволяет собирать их вручную. Соединение изделий между собой может выполняться с помощью дуговой элект­росварки или внахлёстку вязальной проволокой.

Важным фактором обеспечения высокого качества возводимой конструкции является правильный выбор способа транспортирования бетона. Качественную доставку смеси на расстояние 30–45 км обеспечивают автобето­новозы , а при перевозках на расстояние до 80–100 км – автобето­носмесители .

При отсутствии специализированных машин допускается централизовано приготовленный бетон доставлять на строительную площадку специально оборудованными автомобилями-самосвалами грузоподъёмностью 2,25–10 т. При этом целесообразная дальность возки бетонной смеси, исходя из сроков схватывания цемента, сос­тавляет 10–20 км в зависимости от характера дорог.

Привезённая на объект бетонная смесь подаётся в опалубку сле­ду­ю­щими способами: кранами в бадьях, бетоноукладчиками, средства­ми вибротранспорта, бетононасосами и др . (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Схемы подачи бетонной смеси в опалубку фундамента:
а – при помощи бадьи, перемещаемой краном; б – ленточным бетоноук­ладчиком; в – средствами вибротранспорта; 1 – бетонируемый фун­дамент; 2 – поворотная бадья; 3 – гусеничный кран; 4 – ленточ­ный бетоноукладчик; 5 – автосамосвал; 6 – вибропитатель; 7 – вибролоток; 8 – передвижная эстакада
Крановая схема укладки бетона с помощью бадей охватывает около 85% объёма бетонируемых конструкций. Преимуществом этой схемы является возможность подачи смеси в любую точку в пределах вылета стрелы крана, а также универсальность грузоподъёмной машины, обеспечивающая её использование для перемещения других материалов и строительного инвентаря (навешивание и снятие рабочих площадок, погрузо-разгрузочные работы и т. п.). Из известных типов кранов предпочтительнее стреловые гусеничные и пневмоколёсные краны, не требующие устройства и разборки подкрановых путей и обладающие высокими скоростями перемещения грузового крюка в пространстве.

Большая маневренность и широкий фронт работ самоходных бетоно-укладчиков на базе гусеничных тракторов и кранов-экскаваторов, оснащён­ных конвейерным рабочим органом, позволяет подавать бетонную смесь по горизонтали на расстояние 3–20 м и на высоту до 8 м, а также опускать бетон под углом до 10°. Их производительность составляет 9–20 м 3 /ч.

Перемещение бетонных смесей по лоткам и желобам, оборудованным вибраторами и установленным с уклоном 5–15°, обеспечивает интенсивность бетонирования 5–12,5 м 3 /ч. Сползание бетона возможно лишь при расположении вибропитателя, в который выгружается доставленная на объект смесь, выше отметки верха опалубки. Если фундамент возвышается над поверхностью земли, то укладка верхних слоёв бетона возможна при размещении вибропитателя и транспортного средства на специально сооружаемой передвижной эстакаде.

Непрерывная подача смеси бетононасосами, пневмонагнетателями и ленточными транспортёрами рекомендуется при темпах бетонирования более 10 м 3 /ч и сосредоточенных объёмах работ не менее 1,5 тыс. м 3 .

Поданный в опалубку бетон распределяется слоями толщиной 20–40 см и уплотняется. Эти операции при использовании подвижных бетонных смесей чаще всего выполняются с помощью внутренних (глубин­ных) вибраторов, подразделяемых на вибробулавы и вибраторы с гиб­ким валом .
Таблица 3.2
Варианты производства железобетонных работ

Читайте также: