Как называются люди которые рисуют граффити на стенах домов

Обновлено: 05.05.2024

Если кто-то написал на заборе слово – ещё не значит, что он стал художником. Всю историю существования граффити человечество пыталось лишить его права называться искусством. Да и сегодня одним рисунок на стене покажется шедевром, другие скажут: «Обгадили дом».

Здесь был Вася

Как провести грань между хулиганством и творчеством? Теггинги (надпись оригинальным, чаще выпуклым шрифтом) и бомбинги (рисунки на скорую руку) встречаются на улицах Белгорода в немалом количестве, а вот действительно достойных полноцветных картин (муралов ) – единицы. В остальном же здания областного центра пестрят символами религиозной и футбольной тематики, предложениями о замужестве и нелитературными изречениями.

«Ничего общего с граффити эти изображения не имеют», – уверяют местные искусствоведы.

За годы своего существования граффити накопило в себе больше ста различных видов и течений. Разобраться в причудливых сплетениях линий и букв порой могут только сами графферы (райтеры ). Но и они постоянно спорят о том, что из современных настенных изображений достойно внимания, а что нет.

Долгое время граффити ассоциировалось исключительно с незаконным нанесением сомнительных рисунков на все доступные урбанистические поверхности. Но в последнее десятилетие его всё чаще называют модным искусством. И всё чаще городские администрации добровольно выделяют площадки на растерзание молодым талантам.


Анонимно и массово

Граффити сегодня – одна из самых свободных форм художественного самовыражения. В отличие от галерейных, эти рисунки доступны тысячам белгородцев на открытом пространстве городских улиц. Молодые люди, рисующие в этом стиле, стремятся к тому, чтобы их работы заметили как можно больше народу. Отсюда и система авторских знаков – тегов (англ. tag ), которые сопровождают почти все граффити.

Творить уличные художники предпочитают в тёмное время суток: полиции – меньше, романтики – больше. В правоохранительные органы можно попасть по ст. 213 «Хулиганство» или 214 «Вандализм» УК РФ за «осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».

Да и сам хозяин разукрашенного имущества вряд ли оценит полёт мысли создателя. Ситуация обострилась после появления в городе надписей с номерами телефонов, по которым предлагают купить наркотики. Ведь это уже не обычное хулиганство.

Компетентное мнение

Наталья Гончаренко , кандидат искусствоведения, директор выставочного зала «Родина», член Общественной палаты Белгородской области:


Фото Вадима Заблоцкого

«Хорошие граффити способны изменить окружающую городскую среду в лучшую сторону. И один этот факт свидетельствует в пользу того, что даже несанкционированные граффити – искусство. Но одно дело – визуально эффектные изображения в спальных, индустриальных, унылых городских районах. И совсем другое – дурацкие тэги на памятнике архитектуры.

Фестивали граффити несколько лет проводил Белгородский государственный художественный музей. Да и наш выставочный зал «Родина» с удовольствием приглашает художников стрит-арта участвовать в общегородских арт-мероприятиях, которые мы проводим на открытых площадках города».

Pasha Kes , участник фестиваля «Белгородский Арбат», райтер:


Фото из личного архива Pasha Kes

«Граффити сегодня – неотъемлемая часть любого развитого города. Разрушение это или созидание? У каждого свой взгляд. Я уверен, что искусство. Даже если это просто буквы. Пейзажист рисует пейзажи так, как он их видит, а райтер – буквы. Для меня хулиганство – это испортить частную собственность. Например, окна первых этажей жилых домов, магазины, автобусы».

Анатолий Зеленский , уличный художник:


Фото из личного архива Анатолия Зеленского

«Граффити – это современное концептуальное искусство, но доступное лишь немногим. Все пытаются оценивать: плохо это или хорошо, искусство или вандализм, – не понимая самого принципа: граффити создаётся для самой граффити-тусовки, которой не нужно, чтобы к ним лез кто‑то со своим мнением. И не всё, что рисуют на улице, граффити. Незнающие люди чаще всего не понимают, что перед ними, и делают неправильные выводы».

Андрей Колегаев , архитектор:


Фото их личного архива Андрея Колегаева

«Если граффити сделано профессионально, то мне нравится. Например, рисунок паровоза возле железнодорожного вокзала. Такие рисунки оживляют сухие фасады. Заборы, промышленные зоны, украшенные рисунками в крупных городах, смотрятся живее, чем у нас. В Белгороде все они похожи друг на друга. Может, потому, что в Москве и Питере художников больше».

Пётр Лесовой , председатель Белгородского регионального отделения Творческого союза художников России:


Фото из архива «БелПрессы»

«Это вид изобразительного искусства для молодёжи. Но надо отводить специальные места, где бы они могли творить, а самовольно и где попало – это некрасиво. Если ребята хотят себя выразить, то, пожалуйста, в отведённом месте».

Дмитрий Кисиленко , заместитель руководителя управления молодёжной политики Белгорода:

«Я однозначно не могу назвать это явление вандализмом, потому что сам организовывал конкурс по оформлению фасадов зданий, сооружений и тоннелей в стиле граффити «Стрит-арт». И видел действительно талантливые образцы, несущие в себе серьёзную смысловую нагрузку. У наших молодых людей много разных идей по благоустройству городского пространства. Один из крупных проектов – оформление граффити в переходе между Центральной ярмаркой и парком имени Ленина. Мы готовы поддерживать уличных художников».

Анна Морозова, Александр Куликов

За свою многовековую историю живопись подразделялась на множество жанров, по которым и принято называть художников. Так, если художник рисует преимущественно портреты, он портретист, пейзажи - пейзажист и т. д. В данной статье мы рассмотрим самые известные жанры живописи и расскажем, как называть художников, в соответствии с ними.

Названия художников по жанрам

  • Итак, портрет - жанр в изобразительном искусстве, который не теряет своей популярности на протяжении столетий. Портретисты изображают человека, передавая при этом его внутренний мир. Известными портретистами являются Д. Веласкес, П. Рубенс, В. Серов, Эль Греко.
  • Натюрморт - изображение предметов, в число которых входят чаще всего цветы, фрукты и овощи, посуда и т. д. Знаменитыми натюрмористами выступают П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Сезанн, В. Ван Гог.
  • Пейзаж - очень распространенный жанр, изображающий природу. Морской пейзаж принято выделять в отдельный жанр - марина. Маринисты изображают море. Пожалуй, одним из самых известных художников данного жанра является И. Айвазовский. Среди пейзажистов следует отметить И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, К. Лоррена, А. Куинджи.
  • Анималистическая живопись - изображение животных. Художников жанра называют анималистами. Известными среди них являются Ф. Марк, П. Поттер, Дж. Стаббс.
  • Батальная живопись - жанр, который посвящен военной тематике со сценами сражений. Приверженцев жанра именуют художниками-баталистами. Знаменитыми живописцами в данном жанре можно назвать Н. Белова, В. Симпсона, Ю. Брандта.
  • Историческая живопись призвана изображать события прошлого, однако часто в ее основу ложатся не только реальные сюжеты, но и мифологические и евангельские. Живописцев называют художниками исторического жанра. Среди них К. Флавицкий, Д. Беккафуми, Ф. Прадилья, А. Васнецов, К. Брюллов, В. Суриков.
  • Религиозная живопись посвящена изображению сюжетов религиозного характера. Приверженцы данного направления - художники религиозного жанра. Известными именами в их числе выступают Дж. Алибранди, А. Сабатини, Р. Ванни, И. Селезнев.

Вам будут интересны также наши статьи

Граффити
Вопросы и ответы о граффити

Кто такой "toy"?

Toy, согласно "Subway Art", неопытный райтер. Обычно это определение используется по отношению к тому человеку, у которого есть какие-либо другие интересы в граффити, кроме творчества. Объяснить фразу "интерес творчества" не совсем легко, но тот, кто по-настоящему в граффити, найдет время, чтобы и учить этику граффити, и совершенствовать свои умения. Граффити - это искусство и, как любое искусство, предполагает огромную постоянную практику и старание. В большинстве случаев это начинающий райтер. Это не плохо, т. к. все изначально были toy, но благодаря упорству и постоянной работе toy превращается в burner`a.

Что такое "burner"?

Изначально словом burner обозначали хорошие работы на поездах. Сегодня это слово также относится к профессиональным работам, цвет и формы которых вызывают бурный восторг, но нужно помнить, что эта реакция может быть вызвана даже самой простой двухцветной бомбой, главное - все мастерски делать. Также это слово всегда употребимо для райтеров, которые делают подобные работы. Звание, которого добиваются годами.

Что такое "crew"?

В своем буквальном смысле это группа людей, которые любят вместе рисовать. Хотя райтер может рисовать и со многими другими crew. Crew, как правило, состоят из людей, которые уважают и доверяют друг другу, как себе, и работают над общей целью. Преимущества crew налицо: защита, идеи, ресурсы. Crew бывают национальными и интернациональными и, как результат, могут стать символом статуса райтера. FX, SUK, UA и так далее очень известны в мире граффити, и райтеры, работавшие с этими crew, получают всеобщее признание и уважение.

Почему людей, которые занимаются граффити, называют райтерами (writer (англ.) - писатель)

Не все граффити делалось краской. В прежние времена граффити рисовали толстыми фломастерами, самодельными или покупными маркерами и т. п. Если смотреть корни, современное граффити - это все еще надписи или написание каких-либо слов. Поэтому граффитчиков называют "писателями" - райтерами. Не все райтеры - художники, поэтому мы и называем себя райтерами. "Райтер" - самое очевидное и логичное слово, правильно описывающее деятельность граффитчика. Кстати, не стоит называть райтеров граффитистами, графферами. Все это даже немного оскорбительно.

Кто занимается граффити?

Самые разные люди. Всегда так было. Нет расы, которая делала бы это лучше другой, нет возрастной группы, которую можно было бы без вопросов связать с граффити, нет социально-экономических групп. Граффити - это одно из немногих движений, которое включает в себя людей всевозможных слоев, с одной мыслью в душе - РИСОВАТЬ.

Девушки рисуют граффити?

Да, но они встречаются заметно реже. Пока не известна точная, настоящая причина, почему девчонки не играют большой роли в граффити, наиболее вероятна причина опасности: граффити часто предполагает походы в охраняемые части города в 3-4 часа ночи. Также многие девчонки, которые могли бы рисовать, боятся мысли, что большинство граффити делается нелегально и все может закончиться не очень хорошо. Ну, в общем-то, и другие причины, которые заставляют их думать о граффити как о чем-то очень опасном. (Ха!) Но в то же время есть очень много женщин-райтеров, которые добились в граффити серьезных успехов - Lady Pink, Omega, Reminice, BEE CREW (Москва).

Знают ли родители молодых райтеров о том, чем они занимаются?

Все зависит от самих родителей. Сомневаюсь, что многие из них не знают о том, чем занимается их чадо, но я не думаю, что они хотят об этом говорить. В "Style Wars" (фильм) показывают примеры тех райтеров, которые говорят своим родителям все, и примеры тех, которые не говорят.

Действительно ли граффити нелегально?

В общем-то, да. В Соединенных Штатах, Европе граффити нелегально, но все равно есть легальные стены - места, где райтеры могут рисовать, не боясь быть арестованными. Ограниченное количество легальных стен заставляет райтеров постоянно рисовать поверх других рисунков. Из-за этого хорошие райтеры не рисуют легалы, так как они не хотят, чтобы их рисунок был замалеван непонятно чем и просуществовал всего лишь несколько дней. В разных городах разные законы. В большинстве своем граффити нелегально практически везде, хотя в Австралии на него смотрят как на спорт, и там проходят соревнования, спонсируемые крупными спортивными компаниями. Естественно, без разрешения владельца стены граффити нелегально и в Австралии. Но, в общем, оно нелегально в большинстве городов - большие штрафы, тюрьма и т. д. Особенно в больших городах, где городская администрация считает, что существует проблема граффити.

Почему власти закрашивают граффити-рисунки, делая стены чистыми и подходящими для нового рисунка? Не пустая ли это трата денег?

Это когда как. Если рисунки закрашиваются постоянно, сразу же после их появления, то это может отвадить райтеров (кому приятно нарисовать рисунок и на следующий же день его не увидеть?). Райтеры хотят найти подходящее место для хорошей отдачи от рисунка - чтоб впечатление от него окупило риск, деньги и время, потраченные на рисование. С другой стороны, если закрашивают плохо или нескоро, то райтеров так не остановишь.

Я люблю граффити, но почему райтеры обрисовывают весь город своими тэгами? Почему просто не прекратить это дело? Ведь милиция и власти ненавидят именно такое рисование.

У многих людей есть привычка писать свои имена везде, где они побывали, чисто "на память". Почему-то люди не против надписей типа "Здесь был Вася" или "Вася + Дуся = любовь" - это люди считают нормальным. А когда райтеры оставляют свои тэги, пытаются развиваться, совершенствоваться, объединяться с людьми независимо от расы, религии, национальности - вот это почему-то общество считает злом. Власти считают необходимым закрашивать граффити сплошным цветом. Они не понимают, что лучше всего мы самовыражаемся, рисуя свое имя или название своей команды, чтоб о нас знали. У общества нет стремления к самосовершенствованию и творчеству - вот почему нас не понимают. К сожалению, часто свои тэги ставят где попало начинающие райтеры. Это потому, что они только научились рисовать баллоном, но не научились это делать качественно.

Вот идешь по улицам, а буквально на каждом заборе или стене нарисованы всякие такие «штучки» . И красиво как нарисовано – глаз не оторвать! В смеси разных символов внезапно появляется буква, затем другая, а потом вдруг понимаешь, что это не рисунок, а слово, буквы которого расположены и нарисованы так, что не сразу и разберешь. Что же это такое?

Данное направление называется «граффити» . Появилось оно относительно недавно, почти одновременно с рэпом, поэтому граффити в большей степени рисуют рэперы и все, кто относится к этой культуре и ее разновидностям.

Вообще граффити принято рисовать баллонами с машинной краской или, в крайнем случае, специальными спиртовыми маркерами или мелом. В наше время буквально в каждом районе есть люди или целая группировка, которые не прочь «забомбить» пару заборчиков. Поэтому не стоит удивляться, когда на улице замечаешь людей с баллонами и пока еще чистую стену. Фактически рисовать граффити в общественных местах запрещено, и если вас засекла за таким делом милиция, приготовьтесь заплатить хорошенький штраф.. .

Но существуют специальные акции (к примеру, антинаркотические) , где профессионалам данного направления дают место и снаряжение для своего любимого дела. Правда, «отъявленные» граффитисты находят место и время для рисования и без особых на то лицензий и разрешений.. .
Небольшой совет для начинающих – старайтесь рисовать в респираторах или марлях, так как чрезмерное рисование может дать головную боль и тошноту. Все дело в резком и токсичном запахе от краски. И еще, ни в коем случае не брызните краской на себя: в некоторых случаях даже химчистка не поможет и вещь будет безнадежно испорчена.
==============================================================
Почему людей, которые занимаются граффити, называют райтерами (writer (англ. ) - писатель)

Не все граффити делалось краской.
В прежние времена граффити рисовали толстыми фломастерами, самодельными или покупными маркерами и т. п.
Если смотреть корни, современное граффити - это все еще надписи или написание каких-либо слов.
Поэтому граффитчиков называют "писателями" - райтерами.

Не все райтеры - художники, поэтому мы и называем себя райтерами. "Райтер" - самое очевидное и логичное слово, правильно описывающее деятельность граффитчика. Кстати, не стоит называть райтеров граффитистами, графферами. Все это даже немного оскорбительно.

Кто занимается граффити?

Самые разные люди.
Всегда так было.
Нет расы, которая делала бы это лучше другой, нет возрастной группы, которую можно было бы без вопросов связать с граффити, нет социально-экономических групп.

Граффити - это одно из немногих движений, которое включает в себя людей всевозможных слоев, с одной мыслью в душе - РИСОВАТЬ.

Отрывать руки за каракули, должна быть мера и место рисования, а не где попало и как попало. Рисуй красиво не можешь немпачеай стены.

Кто и зачем оставляет граффити-надписи на стенах города? Узнаем все о родоначальнике граффити от уличных художников со стажем.

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Наверняка многие из нас видели разноцветные граффити-надписи на стенах, остановках и других поверхностях. При этом большую часть граффити составляют не детальные рисунки, а наскоро сделанные надписи. Чаще всего подобные надписи состоят из одного слова, написанного особым почерком. Иногда стиль написания слова бывает настолько сложным, что прочитать содержание надписи невозможно.

Подобные автографы называются «теги», а оставляют их уличные художники, занимающиеся граффити. Художники подходят к процессу создания своих тегов с особой серьезностью: тщательно продумывают стиль метки, выбирают материалы и место для написания.

В этом материале мы рассказываем о том, что такое теггинг, как зародилась традиция оставления своих меток, почему граффити-художники занимаются этим и какие теги считаются особо ценными.


Тег — подпись граффити-художника, оставляемая на поверхности города

Спот — место, где граффити-художники оставляют свои подписи и работы

Райтер — граффити-художник, занимающийся теггингом

Бомбинг — быстрое, зачастую нелегальное, граффити в виде меток художников, наносимое на разных поверхностях

Баффить — закрашивать чужое граффити

Троу-ап — быстро нарисованный рисунок в виде контура с заливкой

Что такое теггинг


Теггинг (от англ. tag — «метка») — это направление граффити, представляющее собой быстрое нанесение никнейма автора на поверхность в городе. Каждая отдельная подпись называется «тег», а художника, занимающегося теггингом, называют «теггером» или «райтером». Обычно тег состоит из одного короткого слова или аббревиатуры.

Минимальное количество букв тега позволяет уличным художникам быстро наносить свои метки, оставаясь незамеченными. Качество тега оценивается по тому, насколько каллиграфически интересно выглядит подпись. Некоторые теги отличаются детальной проработкой, а некоторые выглядят минималистично. Главное для тега — его способность выделиться и показать свой уникальный стиль.

Кроме букв, цифр и символов райтеры часто используют детали в виде кругов, штрихов и звезд. Также теги различаются толщиной написания слов, цветом, материалами написания и техникой нанесения.

История теггинга

Теггинг впервые появился в Америке 1920-х годов. Изначально он возник, как способ разделить территорию города между уличными бандами. Участники банд оставляли свои метки на стенах, тем самым обозначая границы своего влияния. В последующие годы традицию теггинга переняли активисты, оставлявшие политические лозунги в разных частях города.

Со временем этот граффити распространился за пределы преступных группировок и заинтересовал молодежь среднего класса. Так, например, первыми замеченными граффитистами были Cornbread и Cool Earl, которые расписывали поезда в Филадельфии.


Уникальной считается история доставщика из Нью-Йорка по прозвищу Taki183. Вынужденный долгое время проводить в метро из-за своей работы, Taki183 решил оставлять свою подпись на каждой станции, которую он посещал. Через время автографов доставщика стало так много, что их стали узнавать обычные жители. После того, как о Taki183 написали в New York Times, людей, решивших оставлять свои подписи, стало еще больше.

Люди стали оставлять свои теги на стенах, заборах, витринах и других уличных поверхностях. Идеей оставлять свои надписи по городу увлеклись люди за пределами Америки, поэтому сейчас теги можно встретить практически везде, куда проникла глобализация.

Основные стили тегов


Баббл (от англ. bubble — «пузырь») — один из самых распространенных стилей граффити, для которого характерна общая округлость и объемность букв, напоминающая пузыри. Популярен из-за простоты и быстроты нанесения на рабочую поверхность.

Блокбастерс (от англ. blockbuster — «очень массивная вещь») — стиль граффити, характеризующийся широкими трехмерными буквами, залитыми одним цветом. Достаточно быстрый для нанесения.

Вайлд стайл (от англ. wild — «дикий») — трудный для прочтения стиль с множеством деталей и цветов. Данный стиль требует заранее проработанного эскиза и много времени на нанесение.

Character (от англ. «персонаж») — стиль, основным элементом которого является использование определенного персонажа. Требует развитого художественного навыка и временных затрат.

Фристайл (от англ. «freestyle» — свободный стиль) — смешанный стиль, используемый для описания работ, не вписывающихся в рамки четких стилей.

Стикеры — направление, в котором тег пишется на специальной наклейке, которую которую клеят на любую поверхность. Техника позволяет оставить тег даже в самых людных местах всего за долю секунды.

Отличие между тегом и граффити

Основное отличие тегов от граффити состоит в том, что граффити в подавляющем большинстве случаев является объемной работой, требующей много времени. Теги же ставятся в максимально сжатые сроки и часто просты в исполнении. Граффити-работы обычно содержат определенный сюжет, а теги несут только функцию метки.

В обоих случаях художники стараются выделиться своим стилем и исполнением. Тем не менее, в случае с тегами очень важными считаются спот (место нанесения тега) и аспект несогласованности с городскими властями. Направление теггинга, с которого чаще всего начинают райтеры, остается таким же относительно неизвестным для широкой публики.

Почему художники занимаются теггингом?

Мы поговорили с двумя граффити-райтерами из Алматы, которые оставили свои теги по всему городу и узнали о том, что ими движет.

Корень

Для меня теггинг — это некоторая отдушина от городской суеты и разбавление визуального пространства. Также мне просто очень интересен сам процесс. Пришел я к этому в сентябре 2015 года, попав в компанию ребят, которые увлекались теггингом, вандализмом и райтингом.

В качестве материалов чаще всего использую маркеры-сквизеры и баллоны. Но бывали и необычные материалы: вплоть до цветочных пульверизаторов, наполненных краской, простых камей, обычных детских мелков и восковых свечек.

Дизайн тега постоянно дорабатывается, исходя из пишущих материалов, из материала самой поверхности, а также условий написания тега. По мне, самые сложные и одновременно интересные споты — общественный транспорт, как внутри, так и снаружи. Особенно во время движения. Проблемы с законом были, но они не пугают, поскольку, чтобы привлечь определенный уровень внимания наших властей, нужно делать все довольно жестко или принципиально перейти кому-нибудь дорогу.

Город и муниципалитет определенно противодействуют теггингу и бомбингу. Надписи закрашивают, как иногда в первый же день, так и зачастую по всему городу в течение трех-пяти месяцев.

По моему мнению, тег может быть уместен и неуместен в некоторых местах. Но, в целом, я не считаю, что это портит внешний вид города.

По поводу того, воспринимает ли казахстанское сообщество граффити вандализмом — граффити, может, и нет, но теггинг — определенно. К остальным отраслям граффити я отношусь абсолютно нейтрально. Есть клевые масштабные проекты других художников, которые привлекают взгляды и имеют довольно глубокий замысел, что не может не радовать.

Zeno

Раньше, когда только начинали рисовать и когда ходили бомбить, выбирали места более видные. Это могла быть какая-то маленькая стеночка на перекрестке, на которой особо сильно не уместишься, ну и делали просто, чтобы это было видно. А сейчас, со временем, стараешься выбирать даже для того же тега, чтобы это круто вписывалось в пейзаж города, дополняло саму картинку. Допустим, висит баннер с фуникулером, который едет вверх, и подходишь тегаешь не как попало, именно в рамочке, посередине самого фуникулера. В общем, стараемся больше локацию обыгрывать.

На самом деле, мы (граффити-художники Алматы — прим.ред.) все друг друга знаем и поддерживаем. А если брать именно в плане бомбинга, то я, допустим, никогда один на бомбинг не выходил. Всегда с друзьями, со своей командой.

Вообще, на самом деле, бомбинг — это крутая вещь только потому что это чистые эмоции, адреналин, всегда весело, интересно.

Сложных спотов было много. Бывало так, что мы лежали несколько часов под поездом, в мокрой листве, бывало так, что за нами бегали. Залазили в автобусный парк, чтобы порисовать на автобусах. Уйма всего было. Боязнь быть пойманным была, возможно, по началу, а сейчас, с возрастом, когда сделали кучу крутых проектов, когда у всех более-менее на слуху, работали с министерством культуры — боязни, что поймают, нет. Я просто знаю, что я делаю, поэтому мне не страшно. А даже если приедут наши дяденьки-милиционеры, то все мы знаем, как у нас в стране это устроено. Дашь им две тысячи — они еще и поохраняют тебя сверху. Конечно, работы закрашиваются, работы портятся какими-нибудь детьми с баллончиком, но, в принципе, для меня это не страшно. Я все-таки считаю, что граффити живет только на фотографиях.

Если честно, безусловно, граффити портит облик города, если его делать неправильно. Всегда нужно подбирать место, чтобы тегать, троу-ап, кусок, чтобы любой рисунок выглядел максимально лаконично с обстановкой вокруг стенки или любой поверхности, на которой ты это делаешь. Если ты это делаешь правильно, это создает некую эстетику.

Несмотря на нелегальность и противодействие властей, теггинг продолжает привлекать райтеров на протяжении целого века. В то время как многие люди считают его вандализмом, большинство теггеров старается не портить поверхности города, а украшать те, которые не помешает украсить. Учитывая то, что теги обычно ставятся анонимно и с использованием псевдонима, подобные работы не приносят граффитистам большой славы. Тем не менее, адреналин, чувство сообщества и усердная работа над обыгрыванием городской поверхности остаются более важными причинами, по которым ребята приходят и остаются в теггинге.


Спрей-арт (англ. spray art ) или граффи́ти (итал. graffiti ) — нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной краски.

Содержание

История

Одним из первых современных райтеров считается TAKI 183. В конце 1960-х он начал писать на стенах свой никнейм [1] практически везде, где он бывал. Встретить его тег, можно было по всему Нью-Йорку.

21 июля 1971 года в The New York Times выходит статья [2] , посвящённая Таки. В ней он утверждает, что он перенял форму никнейма (имя с добавлением номера улицы) у некоего Julio 204, который до него занимался теггингом несколько лет, но тот был пойман [3] .

Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы свои биографические данные. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Тем не менее, картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30—600 тысяч долларов.


Рисунок Килроя на мемориале в Вашингтоне



Граффити на вагоне метро авторства Phase 2, 70-е года

Граффити в России

В 2006-ом году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити «Meeting of Styles».

Во многих городах страны, проводится фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит всероссийский конкурс граффити.

В апреле 2006 года на территории Центра Современного искусства «Винзавод» проходил крупнейший в России трёхдневный граффити-фестиваль. Мероприятие было организовано командой ЗА4ЕМ совместно с администрацией «завода» [4] . Уличные художники предоставили зрителю свои видео работы, фото, холсты. Так же проходило живое «оформление» стен.

Современный мир

Можно выделить следующие основные зоны распространения граффити в современных городах: улица (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); интерьеры публичных (чаще всего учебных) учреждений.

В последние годы создание граффити в публичных местах перестало активно осуждаться обществом, считаться чем-то зазорным, маркирующим поведение их создателя как анти-, или асоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального или даже респектабельного явления, восприниматься как почти неотъемлемый элемент ландшафта современного мегаполиса. Граффити становится массовым культурным явлением. И приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.

Сегодня граффити часто утрачивают значение протеста и не противопоставляются «официальной культуре», а актуализируют свой диалогический потенциал, максимально расширяя «сферу влияния» в коммуникативной системе современного города: всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. При этом, с одной стороны, практически исчезает разница между интраграффитийным и экстраграффитийным уровнями коммуникации, а с другой стороны, отчасти размывается грань между санкционированной и инициативной, свободной публичной письменной речью. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации.

Стили

Стиль письма как способ узнать автора конкретного граффити к определённому времени исчерпал себя. И райтеры устремились использовать цвет и размер. Один из первых райтеров Stey и некоторые другие стали выписывать свои имена на поверхности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами и, что делало их непохожими на остальных, во всю длину и ширину вагона. В 1972 году райтер, скрывающийся под псевдонимом Super Kool 223, воспользовался распылителем с баллона крема для бритья, то есть заменил узкий колпачок баллона с краской на толстый (фэт), что позволило ему быстро покрывать краской большие поверхности. Super Kool 223 баллонами с краской жёлтого и розового цвета и фэтом получал жирные розовые буквы в желтом окаймлении. Хотя работа была довольно посредственной, но, в то же самое время, это был самый цветной и выразительный рисунок в мире граффити, на то время.

 Кит Харинг и другие всемирно известные граффитисты.


Стрит-арт в последние годы стал неотъемлемой частью современного искусства. Правда, и сегодня многие считают, что граффити на стенах балансирует на тонкой грани между искусством и вандализмом. В нашем обзоре мы расскажем о самых известных и узнаваемых художниках, работающих в этом жанре.

1. Stinkfish

Stinkfish.

Stinkfish – самый известный представитель колумбийского стрит-арта. В столице Колумбии Боготе чуть ли не в каждом районе можно встретить его рисунки на стенах. Источником вдохновения для Stinkfish являются случайные прохожие, которых он фотографирует на улице. После этого он превращает эти снимки в произведения искусства, перенося их на стены в городе. Изначально художник работал только в Южной Америке, но потом начал путешествовать по всему миру, оставляя свои произведения во всех уголках земного шара.

2. Gaia

Gaia.

Gaia стал известным в мире уличного искусства еще до того, как окончил среднюю школу. Парень из Нью-Йорка появился на уличной сцене в 2007 году. К тому времени он окончил среднюю школу и сразу основал фестиваль уличного искусства «Открытые стены Балтимора». Для этого фестиваля он пожертвовал городу более десятка новых граффити, созданных с помощью различных известных уличных художников со всего мира. Хотя Гайя еще очень молод, его стиль оказал влияние на многих художников в области стрит-арта.

3. Invader

Invader.

Invader буквально ворвался в мир уличного искусства в 1998 году, в одночасье обретя известность благодаря своей плиточной мозаике. Парижский художник стал известен тем, что ему удается находить уникальные и интересные места для своих работ. Его граффити расположены либо необычайно высоко, либо очень низко, что создает элемент неожиданности. Invader также помог своему двоюродному брату Тьерри Гетта обрести успех в мире искусства под псевдонимом Mr. Brainwash.

4. Guerilla Girls

Guerilla Girls.

5. Ron English

Ron English.

Уроженец Далласа стал известен в мире искусства в конце 1970-х. Он считается пионером движения стрит-арта, а также известен созданием термина «POPaganda». В начале 80-х годов Ron English прославился рядом сатирических произведений, в которых демонстрировал то, как крупные корпорации влияют на общество.

6. COST и REVS

COST и REVS.

COST и REVS стали известны как два наиболее креативных создателя граффити в Нью-Йорке всех времен. Между 1993 и 1995 годами их работы можно было встретить в любом уголке города. Художники вывели свои работы на новый уровень, по сравнению с большинством художников граффити того времени, поскольку добавляли в свои произведения искусства номер телефона. При звонке на этот номер включался автоответчик, на который можно было надиктовать свои предложения. В итоге COST был арестован, а REVS сумел остаться анонимным. Они считаются легендами в истории уличного искусства.

7. Шепард Фейри

Шепард Фейри.

Шепард Фейри родился и вырос в Южной Каролине, а на сцене стрит-арта появился в 1989 году. Мнения о нем очень различаются: одни люди считают его великим, а другие – худшим уличным художником из всех. В любом случае, он был чрезвычайно популярным - бесчисленные художники подражали его работам, а большинству людей его произведения пришлись по вкусу.

8. Futura 2000

Futura 2000.

Futura 2000, который известен своим друзьям и семье, как Ленни Макгерр, является на сегодняшний день одним из самых узнаваемых уличных художников на планете. Макгерр начал интересоваться искусством в 1970-е годы, а в 80-е годы покорил нью-йоркское метро, создавая на станциях красивые и уникальные произведения искусства. Сейчас художник, который считается живой легендой, продолжает черпать вдохновение на улицах Бруклина, где он вырос и до сих пор проживает.

9. Бэнкси

Бэнкси.

Бэнкси пришел в мир уличного искусства гораздо позже, чем большинство из художников в этом списке. Тем не менее, он оказал несомненное влияние на весь жанр уличного искусства. Многие уличные художники, которые начали свою карьеру в последние несколько лет, обязаны своим успехом Бэнкси. Сообщество стрит-арта должно благодарить Бэнкси за то, что ему удалось донести это искусство не только до ценителей, но и до широких масс. Бэнкси вызвал большой резонанс в соцмедиа, и даже был номинирован на Оскар.

10. Кит Харинг

 Кит Харинг.

С 1981 по 1990 год Кит Харинг был знаковой фигурой в мире искусства. Хотя он скончался в возрасте всего 31 года из-за осложнений, связанных со СПИДом, его творчество оказало влияние не только на уличное искусство, но и на весь мир искусства в целом. Его успех начался с анимационных рисунков на пустых рекламных щитах, стоящих на станциях метро Нью-Йорка. После смерти работы Харинга стали демонстрироваться на многих международных выставках.

11. Жан-Мишель Баския

Жан-Мишель Баския.

Прежде чем Баския стал знаменитостью, сравнимой с такими артистами, как Futura 2000, Уорхол и Харинга, он был бездомным, который создавал граффити под псевдонимом «SAMO» в Нью-Йорке. Основная активность Баския приходится на период между 1976 и 1988 годами. На протяжении своей короткой жизни Баския удалось добиться многого. Он покорил известные галереи, но продолжил при этом работать на улице. На работах Баския выросло целое новое поколение художников, которые пытались копировать его стиль. К сожалению, художник страдал паранойей и злоупотреблял тяжелыми наркотиками. Его нашли мертвым в возрасте 27 лет. Причиной смерти стала передозировка смеси героина и кокаина.

Уж если ковырять стены, то с умом и талантом. В этом уверены авторы своеобразных стрит-артов на стенах заброшенного завода.

Читайте также: