Как называется деревянный дом из бревен на руси

Обновлено: 08.05.2024

На нашем портале уже выкладывался материал о уникальной домовой резьбе – «визитной карточке» старинных русских деревянных домов.

В продолжение этой темы еще немного материала о том, как в старину назывались элементы конструкции и декора деревянных построек и какие, помимо резьбы, применялись украшения.

Итак, названия элементов. В разных частях страны их именовали по-разному, но основные детали имеют схожие названия – ведь базовая конструкция все-таки сохранялась, и функции отдельных элементов отражались в названиях.

Начнем снизу вверх. Обычно избу ставили либо на грунт, либо на столбы. Фактически эти столбы располагались по углам и были предками современного свайного фундамента. Кстати, сказочное определение «избушка на куриных ножках» связана именно с формой этих столбов – они часто делались из комлевой (нижней, с остатками корней) части древесного ствола и вполне могли напоминать куриные лапы. Наверное, поэтому в некоторых регионах столбы назывались «куричины».

Основная часть избы – это венцы, срубленные «в чашу» (старинное название «в обло»), «в лапу», «в охряп» и так далее. Что интересно – соединенные венцы так и назывались венцами, а вот одиночные, составляющие фронтон двускатной крыши – «самцы» (вовсе не от обозначения животных мужского пола, а от слова «сам», то есть одинокий, одиночный).

Крыша рубилась по схеме, напоминающей нынешнюю стропильную систему. Основное бревно – «князь» («кнес», «князек») и параллельно с ним уложенные слеги поддерживали элементы, направленные от «князя» вниз, к свесу крыши. Эти элементы, прообразы современных стропил, назывались «курицами» или «кокорами» из-за характерного загиба на конце. Слеги монтировались на венцах фронтона – «самцах» врубкой, также врубкой крепились на слегах кокоры. Далее настилалась крыша из теса или дранки, после монтировался так называемый «охлупень», он же «конек» или «шелом». Это максимально ровное бревно с V-образным пазом внизу, которое защищает края настила от влаги и перенаправляет ее вниз, по тесу или дранке. Название «конек» охлупень приобрел из-за часто используемого украшения – резной головы коня или другого животного.

На свесе крыши часто монтировались водосточные желоба. Их именовали «поток», «водотечник». Именно для их укладки и необходимы были загибы на концах «куриц».

Внутри избы устраивался потолок – на прочную центральную балку «матицу» укладывали тес, который сверху, со стороны чердака, посыпали землей для утепления.

Что касается таких вроде бы обязательных, с точки зрения современного человека, элементов конструкции, как пол и окна – в древнерусской избе они были совсем не такими. Пол чаще всего был земляным или глинобитным, в поднятых на столбах постройках он устраивался из расколотых пополам и подогнанных друг к другу бревен. Окна, из-за отсутствия стекол, делались очень маленькими, только для проветривания. В холода они закрывались специальными защитными щитками, почему и назывались «волоковыми» - от «волочить» (задвигать, двигать). Были с слуховые окна – постоянно открытые, на чердаке.

«Красное» окно (или окна) были не во всякой постройке – они имели значительно большие размеры и требовали использования какого-то, относительно прозрачного и при этом не пропускающего холод материала. Вместо стекла применяли бычьи пузыри, слюду – освещение было крайне слабым, но все-таки было.

Названия декоративных украшений фасада, крыши и окон представлены на рисунке ниже.

Ну и напоследок – обещанные варианты украшения деревянных домов из разных областей страны.

История деревянного домостроения насчитывает несколько тысячелетий.

В польском городе Бискупин был обнаружен целый посёлок из бревенчатых домов. В этом посёлке, который был построен приблизительно в период 550-400 лет до н.э., горизонтальные угловые соединения стен были выполнены методом врубки замком. Щели между уложенными друг на друга брёвнами были заполнены мхом, соломой, глиной или шерстью.

Около знаменитого Стоунхенджа учеными было найдено в результате раскопок несколько домов из дерева. Самой старой из ныне существующих деревянных построек — храму Хорюдзи, расположенному вблизи древней японской столицы Нары, — около 1400 лет. Всего на 400 лет моложе его деревянная церковь в небольшом норвежском городке Лиллехаммере.

Самую большую роль в строительстве деревянных домов сыграл, конечно же, большой лесной регион, простирающийся от Норвегии через Швецию, Финляндию и европейскую часть России до Сибири. Именно в этом регионе появились первые бревенчатые дома, в которых не было необходимости использования большого количества изоляционных материалов между уложенными друг на друга брёвнами.

До 16 века строительство домов из дерева в Европе было преобладающим. Но с этого времени следует отметить появление обратного движения. Причиной тому явилась изменчивость моды, подражающей средиземноморскому методу строительства из глины и камня — обусловленному недостатком там древесины.

Немного позднее и в центральной Европе запасы леса оскудели. Древесину предпочитали использовать в качестве топлива и в строительстве кораблей, а также в виде древесного угля для производства стали.

Деревянное зодчество в России

О том, что деревянное зодчество в России зародилось издревле, свидетельствуют множество письменных летописей. Так, например, об одном из архитектурных ансамблей прошлого упоминал в V веке византийский дипломат Приска Понтийский, посетивший на Дунае ставку Аттилы, чей дворец был выстроен из бревен, хорошо выструганных досок и окружен деревянной оградой, причем не для безопасности, а ради красоты.


Уже в Х веке на Руси возводились великолепные жилые постройки из дерева с различными наличниками и украшениями. Есть упоминание Саксона Грамматики о храме Святовита, построенном весьма искусно и изящно и окруженном забором с тщательно отделанными резными изображениями. В летописных свидетельствах и зарубежных путевых заметках сохранилось достаточно много сведений о живописных ансамблях рубленных хором, с золотыми вышками теремов, которые являлись подлинными произведениями самобытного русского искусства. К таковым отнесен двор княгини Ольги, получивший название «теремного» из-за своих вышек. Терем этот имел вид высокой квадратной двухэтажной башни с шатровым верхом. В Новгороде славилась дубовая соборная церковь Софии, построенная в Х веке. В Вышгороде по указу Ярослава Мудрого в 1020-1026 гг. был сооружен удивительный по красоте пятиверхий храм.

Деревянное строительство в России имеет богатые традиции, которые зависят не только от специфических условий сурового климата, но и от уклада жизни, и от умения рубить добротное и красивое жилище. Архитектура таких домов всегда отличалась своеобразием и красотой. Особое искусство работы с деревом позволило русским мастерам создать великолепные памятники зодчества в Кижах, Каргополье и других местах Севера, Западной и Восточной Сибири, многие из которых сохранились до сих пор, демонстрируя высокое мастерство и культуру умения работы топором. В Кировской области, например, известны строения из дерева, построенные в 1805-1810 годах без малейших следов гнили.

На протяжении веков дерево было основным строительным материалом, как на Руси, так и во всем мире. И это было обусловлено не только его доступностью и дешевизной, но и замечательными качествами, свойственными деревянному дому. Новые технологии в строительстве долго не могли потеснить дерево. Достаточно вспомнить жесткие административные меры Петра 1, направленные на то, чтобы хотя бы центр Санкт-Петербурга построить в камне. Только на рубеже 19-20 веков с появлением современных конструкционных материалов, дерево уступило свои позиции в строительстве.

На Руси древесина всегда была самым доступным материалом. Из нее ладили сооружения различных построек — от простых изб, хором, культовых зданий до разнообразных производственных и военных объектов. Изба в российских условиях служила обычно двум-трем поколениям, хотя при надежной защите сруба могла простоять и до 100 лет. Церкви служили до 400 лет.

Отношение россиян к дереву особое: его одушевляли, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством. Некоторые из этих обрядов заимствованы православной культурой.

Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей. Простые лаконичные формы исторического жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве русских зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные постройки, представляющие собой настоящие произведения искусства. Так как строительство жилья на обширной территории России охватывает различные климатические зоны, во многом определяющие тип строений, то архитектура домов существенно меняется в зависимости от региона. Переселенцы из различных районов вносили изменения в традиционное зодчество, объединяя опыт различных этнических групп. Это позволяло сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивало наиболее рациональные способы выполнения тех или иных архитектурных деталей.

До наших дней дошли в основном памятники и образцы традиционного жилья или документальные материалы по этим постройкам, относящиеся к концу XIX века. В отличие от крестьянского жилья или памятников деревянного храмового зодчества, большие хоромы или дворцы до нас, к сожалению, не дошли, за исключением случайно уцелевших усадебных построек, находящихся сегодня в ужасающем состоянии. Сведения о более ранних периодах формирования жилища мы черпаем из археологических материалов, картин знаменитых художников или исторических рукописей.


Мастерство древних «рубленников» поражает наших современников. Деревянные дома собирали из «клетей» (срубов) безгвоздевым способом с большим разнообразием плотницких приемов. Крестьянские постройки или целые ансамбли боярских и княжеских хором сочетали в себе монументальность срубов и легкие каркасные пристройки, а также летние помещения с сакраментальной и живописной внутренней и наружной отделкой.

В районах, богатых лесными массивами, для жилья использовали преимущественно хвойные породы, реже лиственные, среди которых особым почетом пользовался дуб. Срубные постройки вкапывали в землю, а сверху крышу засыпали грунтом. Отапливали такие помещения печками-каменками или глинобитными очагами «по черному», дым от которых выходил через отверстия в стене или крыше (дымари), окна или двери. Проемы в стенах делали невысокими, чтобы не перерубать большое число бревен и максимально сократить потери тепла. Волоковые окна совсем не нарушали этой связи, их вырубали на полбревна вверх и вниз в смежных бревнах. Изнутри окна задвигались деревянной затворкой (заволакивались), откуда и появилось название — волоковые. В более крупных проемах перерубленные бревна связывали между собой колодами из брусьев. Со временем такие окна стали закрывать слюдой и только в XVIII-XIX веках для этой цели стали применять стекло. Так появились «красные» окна, по бокам которых нередко устанавливали волоковые окна. Дверные проемы загораживали полотнами из грубых досок, получаемых при раскалывании бревна. Полы в таких домах преимущественно были глиняными. Но если под полом устраивали хранилище для зерна, то его перекрывали бревнами, щели между которыми замазывали глиной.

Со временем все чаще стали появляться наземные постройки, обустроенные верхними ярусами, мансардами и мезонинами. В регионах с долгими снежными зимами дома старались поднять как можно выше над землей, что защищало сруб от влаги и давало дополнительную площадь для хранения припасов и содержания домашнего скота.

С течением времени строительные приемы совершенствовались. На Руси известно более 50 типов срубов. К простейшим типам построек можно отнести четырехстенки. Для пристройки двора или хозяйственных помещений делали выпуски бревен, к которым прирубались сараи, амбары и т.д. Обычно русские плотники сращивание бревен по длине не применяли, а для увеличения размеров дома ставили рядом несколько срубов или применяли многоугольные (шести- или восьмиугольные) или крестообразные в плане здания. Особенно часто такие приемы использовали при строительстве церквей. Наиболее распространенными были пятистенки — усложненный тип сруба, представляющий собой прямоугольную избу, разделенную поперечной стеной. Таким образом, получали две части дома: большую жилую с печью, хорошо освещенную, и меньшую — сени, соединяющие жилье с хозяйственной частью. Если сени прирубались отдельно, то обе части пятистенка использовались под жилье. Шестистенки разделялись двумя стенами в разных направлениях, образуя четыре самостоятельных помещения. Количество жилых помещений (а отсюда и тип сруба) зависело от состава семьи и материального достатка.

Фундаменты под деревянные здания не ставили, а нижние венцы клали прямо на землю. Под углы и середину стен клали большие камни или ставили «стулья» из толстых дубовых бревен. Для стульев подбирали комлевую древесину лиственницы или дуба, стойкость против загнивания которых достаточна высока. Чтобы повысить эту стойкость, древесину обжигали на костре или промазывали дегтем. Среди большого разнообразия приемов наибольшее распространение получили врубки «в лапу», «в чашу», «в ус» и «ласточкин хвост», которые с успехом используются до настоящего времени. Для вырубки чашек применяли топор, который был основным плотницким инструментом. Нужно отметить, что наши предки действовали топором виртуозно. При помощи этого универсального инструмента выполняли практически все работы: от рубки леса до резных элементов, украшающих фасады. Секрет такой популярности топора прост. Дело в том, что еще в давние времена было замечено, что пиленая древесина более подвержена увлажнению и загниванию. Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и становятся менее гигроскопичными. Поэтому, несмотря на то, что пила на Руси была известна давно, пользовались ею редко.


Издавна на Руси дома крыли гонтом, бедные семьи для кровли использовали солому. Гонт делали из древесины: пихты, ясеня и особенно часто из ели. Правильно изготовленный гонт носит название колотого гонта. Для получения этого кровельного материала использовали ровные части ствола дерева, расположенные между отдельными ветвями с минимальным количеством сучков. Кололи гонт в радиальном направлении. Для этого топором и молотком от поленьев отделяли клиновидные части. Каждый клин обрабатывали двуручным резаком до получения детали каплевидной формы. Специальным инструментом — гонтовым стругом — вырезали паз и полученные таким образом элементы сушили в течение шести месяцев. Предварительно гонт пропитывали антраценовым маслом, а после устройства кровли ее покрывали краской.

Издревле на Руси деревянные дома украшали резьбой, превращая дома в настоящее произведение искусства. Технологичность обработки древесины способствовала появлению целой плеяды знаменитых резчиков, среди которых особенно славились мастера русского Севера, Урала, Сибири и Поволжья. Резьба на причелинах, подзорах кровель и оконных наличниках сочеталась с росписью, подчеркивая индивидуальность каждого дома. Мотивами резьбы служили цветы, злаки, животные и птицы, среди которых особым уважением пользовался петух, как вестник восхода солнца. Основные украшения сосредотачивали на фронтонах, коньках, оконных наличниках и ставнях, резьбой украшали крыльцо. Резьба использовалась не только для украшения наружной части дома, но и в его интерьере. Столбы трапезных оснащали порезками в виде жгутов и «дынек», подчеркивая красоту древесины и ее уникальные свойства. Искусство резчика передавалось из поколения в поколение и сохранило до наших дней традиции русской деревянной архитектуры.

Рубленые дома успешно конкурировали с каменными на протяжении многих столетий. Но в первой половине прошлого века разруха, вызванная гражданской войной, поставила перед строителями задачу: найти более дешевую альтернативу. И в Ленинграде освоили производство сборно-разборных щитовых деревянных домов по образцу изделий Швеции и Финляндии. Дешевизна и сжатые сроки строительства таких домов привлекли немало поклонников, а сами дома называли «финскими».

Имидж деревянных домов ухудшился в послевоенный период. Нужда, нехватка строительных материалов, большая потребность в жилье привели к дешёвым методам строительства и наспех построенному жилью. Многие из домов, построенные по этим проектам, сохранились и до наших дней предоставив кров нескольким поколениям россиян. Недостаток и даже почти полное отсутствие теплоизоляции, а также негерметичные наружные стены привели к так называемому «барачному климату» — огромному перегреву летом и невыносимому холоду зимой при неприятной низкой влажности воздуха и холодных наружных стенах. Современные деревянные дома больше не имеют ничего общего с этими бараками, но вынуждены противостоять их дурной славе.

В XX веке отрицательное отношение к использованию древесины возникло из-за веры в прогрессивность индустриализации. Она была отброшена как «устаревший материал», а использоваться стали «современные строительные материалы» — бетон, сталь и пластмасса.

XXI век поставил перед домостроителями совершенно новые задачи. Применение высокоэффективных строительных материалов и конструкций позволило воплотить на более высоком уровне традиционную для России архитектурно-строительную систему деревянного домостроения: из массивной древесины (со стенами из профилированного бруса и оцилиндрованных бревен); каркасное и панельное.

Отработанная веками технология деревянного домостроения с применением современного инструмента и механизмов позволяет значительно сократить сроки строительства, а применение современных защитно-декоративных составов — значительно продлить жизнь деревянному дому.

Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали.

Изображение

Название исконно русского деревянного дома "изба" происходит из древнерусского "истьба", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет. ". Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа". В древненемецком "stubа" означала "теплое помещение, баня".

Изображение

Еще в "Повести временных лет. " летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника - главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей - отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками - клетями. Клеть - неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища - обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.

Изображение

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.

Изображение

Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Русскую баню по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному":

". Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопченые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи! ".

По количеству стен в избе, деревянные дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Изба-крестовик - это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному - вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.

Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы.

На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового деревянного дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Основное требование к строительному материалу было одинаковым - сруб рубился из зимнего леса: из сосны, ели или лиственницы. Будущий дом из сруба ставился под усадку, в первый год сруб отстаивался, а на следующий сезон отделывался и в новый деревянный дом с печкой заселялась семья. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались "буйными" и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

Подробно о строительстве деревянных домов на Руси можно почитать в книге "Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество", написанной в начале 20 века известным русским архитектором, историком и исследователем русского деревянного зодчества М.В.Красовским. В его книге собран грандиозный материал по истории деревянного зодчества на Руси с самых древних времен и до начала 20 века. Автор книги изучил развитие древнейших традиций в строительстве деревянных строений от жилых построек до церковных храмов, изучил приемы строительства языческих деревянных храмов и капищ. Обо всем этом М.В.Красовский написал в своей книге, оформив ее рисунками с пояснениями.

Со временем на Руси стали возводить настоящие деревянные дворцы для царей, особняки и усадьбы для дворянства, традиции строительства которых восходят к избам. Подробнее об этом можно почитать в разделе "Деревянные дворцы, особняки и усадьбы прошлого".

Строительство деревянного дома всегда сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

Тысячу лет стоит Святая Русь, раскинувшись на огромной территории от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и русские бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке.

Полезные статьи, которые могут пригодиться вам при строительстве будущего деревянного дома или бани:

Сменил квартиру на собственный дом…
История одного горожанина, переехавшего жить из мегаполиса в собственный загородный дом.

Срубовые дома бывают двух типов: бревенчатые и брусовые. Именно такие деревянные строения имеют характерные типы конструкций про монтаже, когда стены возводятся из горизонтальных венцов путем крепления особыми замками на углах. Собственно, это и есть сруб – прямоугольник из массива деревянных стен или, как его еще называют, «колодец» - его накрывают кровлей, устанавливают окна и двери, производят остальную отделку, после чего получается деревянный дом или баня.

Сруб отличается от остальных построек тем, что он возводится постепенно, путем порядового горизонтального наращивания деревянных стен в высоту снизу вверх. Поскольку стройматериалами для монтажа сруба служат либо бревна, либо брус, которые укладываются в венцы, то срубы делятся на два типа: срубы из бревна и срубы из бруса. Далее мы подробнее рассмотрим их.

1.Срубы из бревна:

Бревно имеет цилиндрическую форму, поэтому стены сруба из такого стройматериала представляют собой рельефную поверхность.

Бревенчатые срубы на Руси строили с незапамятных времен: русские избы и русские бани имеют древние традиции рубки, а современные срубы из оцилиндрованного бревна возводятся на основе этих традиций с применением новых технологий. Рассмотрим эти типы срубов подробнее.

А)срубы из бревна ручной рубки

Как уже упоминалось выше, самые древние деревянные строения на Руси возводились из срубов ручной рубки. Избы и русские бани строили из заготовленного в лесу и вывезенного леса.

Деревянные хлысты вывозились на отдельную площадку, где они «окаривались», т.е. очищались от коры. Затем плотники приступают непосредственно к рубке сруба.

В старину ручной сруб рубился при помощи одного только топора, а при Петре Первом в обиходе у плотников уже вовсю встречаются пилы, а со второй половины 20-го века у русских плотников идут в ход и бензопилы, например, при валке леса, сучкования бревна, разрезания его на отдельные фрагменты определенного размера.

В 21 веке ручной труд при заготовке леса уже почти не используется, все делает машина, которой управляет оператор, сидящий в ней.

Современная заготовка леса в Костромской области:

Но, не смотря на автоматизацию процесса работы с бревном, без ручного труда при рубке сруба из цельного бревна не обходится. Пока не создано такой умной машины, которая наравне с плотником будет умело подбирать бревна, сочетая комель и вершинку, вычерчивать желоб для укладки бревна в венец, вырубать замки на углах в «ручном» бревне и т.д.

Дело в том, что рубка сруба из «ручного» бревна требует особых навыков и мастерства, которыми испокон веков владели плотники на Руси, которые строили деревянные дома. Этими навыками владеют до сих пор некоторые мастера, которые специализируются именно на срубах ручной рубки.

Чтобы срубить такой сруб, нужно знать, например, как подобрать бревно в сруб по комелю и вершинке. Комель – это основа бревна, которая находится внизу, ближе к корням и он всегда шире вершинки, которая находится на макушке. При монтаже ручного сруба комель сочетается с вершинкой, т.е. на широкую часть бревна в торце ряда сверху кладется меньшая по диаметру сторона и так ряд за рядом: комель-вершинка-комель-вершинка.

Поскольку каждое бревно имеет свои неповторимые формы, работа с ними происходит в индивидуальном порядке, т.к. нужно подобрать не только идеально ровное, но и с меньшей сбежистотью бревно, чтобы разница в сечении между комелем и вершинкой была незначительна.

Лес с минимальной сбежистостью, т.е. с небольшой разницей между верхушкой и основой называется калиброванным.

Замки на углах в срубах из бревна ручной рубки рубятся либо с остатком или «в чашу», либо без остатка или «в лапу». Это традиционные, старинные способы русской рубки домов и бань.

Дома из срубов ручной рубки являются наиболее дорогими строениями и относятся к элитным постройкам, поскольку на их возведение расходуется большой объем древесины и работа с ними требует индивидуальной ручной работы и особого мастерства, которыми сейчас владеют редкие мастера.

В наше время гораздо доступнее по цене, а поэтому и более распространены другие типы бревенчатых срубов – из ОЦБ.

Б)срубы из оцилиндрованного бревна

Срубы из оцилиндрованного бревна внешне очень похожи на срубы из бревна ручной рубки. Но если внимательно присмотреться к таким типам срубов, то они отличаются от первых по торцам: в срубах из ОЦБ сечения бревен на торцах одинаковое.

Оцилиндровка изготавливается на станке с заданным поперечным сечением: 22, 24, 26,28,30 см и более. Чем больше диаметр бревна, тем оно дороже.

Конструктор из оцилиндрованного бревна заготавливается автоматически на станке, ручная работа используется только при его монтаже, поэтому он значительно уступает по цене ручному срубу и его чаще заказывают любители бревенчатых домов.

2.Срубы из бруса:

Наиболее доступные по цене – это типы брусовых построек. Этому есть несколько причин. Во-первых, меньший расход древесины, ведь из одного бревна можно получить несколько видов пиломатериала: и брус, и доску. А, во-вторых, брус имеет прямоугольную форму, что значительно облегчает работу с ним при монтаже сруба. Таким образом, срубы из бруса получили наибольшее распространение в малоэтажном деревянном строительстве.

Но брус бывает разным, поэтому и различны технологии строительства деревянных домов из него.

А)срубы из бруса естественной влажности

Срубы из бруса естественной влажности чаще всего заказывают в нашей компании «Чухломская усадьба». Это связано со сравнительно недорогой ценой на этот брус, который не проходит принудительную сушку в специальной термокамере.

Дома из бруса естественной влажности усыхают до определенного процента уже в срубе, постепенно оседая. Поэтому к таким домам из влажного бруса требуется определенная технология при строительстве – под усадку.

Дома под усадку строятся в два этапа: сначала «под крышу», а после того, как сруб высохнет и осядет, отделывается окончательно, уже под вселение.

На первом этапе устанавливают сруб из бруса, накрывают его крышей и оставляют на полгода, чтобы влажность бруса уравновесилась с влажностью окружающей среды, т.е. чтобы древесина отдала лишнюю влагу.

Во время усадки не устанавливают ни окна, ни двери, чтобы не препятствовать проседанию дома во избежание образования щелей между рядами. Через полгода, как дом осядет, приступают к окончательной отделке дома.

Брус естественной влажности бывает двух видов: простой и профилированный. Простой брус - самый дешевый вид деревянного стройматериала. Поэтому, если хотите максимально уменьшить расходы на возведение деревянного дома, то стройте его из простого бруса под усадку. Такой дом обойдется вам недорого, но при соблюдении всех технологий строительства не будет уступать по качеству любым другим деревянным строениям.

Брусовые дома, как и бревенчатые, из ручного сруба, рубятся также с остатком или без, т.е. в чашу или в теплый угол. Если в чашу, то с выпусками на торцах за основную конфигурацию сруба, если в теплый угол, то с ровными торцами. Оба видов углов одинаково хорошо держат тепло, благодаря особым формам замков, но срубы из бруса в чашу дороже по причине большего расхода древесины.

Б)срубы из бруса камерной сушки

Камерной сушке подвергается профилированный брус, который имеет специальную резьбу в виде пазов с двух сторон, которыми он стыкуется при сборке в стенах сруба.

Профбрус камерной сушки имеет меньшую влажность, поэтому будет меньше оседать в готовом строении. Дома из сухого бруса часто строятся уже под окончательную отделку.

Но процесс усадки в таких домах еще не окончен, сруб будет еще проседать, меньше, чем в срубе из бруса естественной влажности, но все же будет. Поэтому, чтобы венцы сруба не пошли вкривь и вкось при оседании, опираясь на вертикальные препятствия, такие, как окна и двери, при монтаже окон и дверей делают скользящую окосячку и компенсационные зазоры над ней.

Важно знать, что срубы из цельного бруса собираются на деревянные нагели. Чем опасно нарушение технологии сборки сруба можно почитать в этой статье – «Осторожно: халтурщики! Дом из бруса на гвоздях. ».

Строительство домов из натурального бруса опирается на старинные традиции рубки срубов, которые опробованы в веках при работе с цельной древесиной, поэтому от правильности технологий строительства домов из натуральной древесины зависит и качество дома, и его долговечность.

В)срубы из модифицированного бруса

Недостаток ресурсов и развитие химической промышленности в Европе привели к созданию новых стройматериалов на основе древесины, внешне очень напоминающих стройматериалы из цельного массива. И если закрыть глаза на их экологичность, то из них получаются неплохие и внешне очень эффектные строения.

Речь идет о таких постройках, как дома из клееного бруса и двойного бруса. И первый, и второй вид стройматериала не являются настоящим цельным брусом, но в современном малоэтажном строительстве их называют «брусовыми» - так маркетинг 21-го века вводит потребителей в некоторое заблуждение, не проводя границу между аутентичным брусом и его суррогатами.

Но, тем не менее, у многих застройщиков дома из модифицированного бруса принято причислять к истинно деревянным и возводятся они по принципу срубовых домов, т.е. из стройматериалов горизонтального расположения снизу вверх с креплениями на углах.

Клееный брус представляет собой отдельные фрагменты древесины, называемые «ламелями», которые склеены под прессом особо прочным химическим составом. Преимущество этого стройматериала перед натуральным брусом в том, что он дает меньше трещин на поверхности, т.к. состоит не из массива древесины, а из тонких пластин и меньше садится, т.к. фрагменты древесины уже высушены.

Самый большой минус «клеенки» в том, что она еще мало опробована на просторах России с ее сложным климатом, с резким перепадом температур (холодная зима и жаркое лето) и поэтому неизвестно, как поведут себя дома из клееного бруса через 20-30 лет, т.к. они начали строиться недавно и еще не прошли испытания временем.

Еще один из минусов таких домов – им требуется регулярная принудительная усадка. Если их регулярно не подкручивать первые 3-5 лет, то в стенах образуются щели. В отличие от домов из натурального дерева, где усадка происходит естественным путем, т.к. они собираются на деревянные нагели и там ничего специально подкручивать не надо.

Дома из «двойного бруса» относятся к условно брусовым, т.к. они, фактически, строятся из досок, расположенных в два ряда, между которыми укладывается утеплитель. Домостроение из двойного «бруса» тоже находит своих сторонников, которые не очень зацикливаются на экологичности жилища, лишь бы внешне напоминало срубовое строение. Такие «срубы» вполне выполняют свою функцию – для неискушенного в деревянном домостроении взгляда они и, вправду, похожи на настоящие деревянные дома. Кто-то, глядя на такие постройки, ухмыльнется, назвав дома из двойного «бруса» «декорациями», но для кого-то важнее обертка, а не содержание - тот может остановить свой выбор и на таком типе постройки.

Русская изба, построенная по всем правилам - без пилы и гвоздей, из качественного леса, могла простоять, как минимум, сто лет. Главное – в точности соблюдать опыт предков. Жилища строились в основном из сосны, реже – из ели, а в Сибири часто использовали лиственницу. Для построек выбирали «кондовый» «боровой» лес, который располагался в отдалённой глубине бора. Именно там растёт ровный, смолистый «корабельный» «бревенчак» с прямослойной древесиной. Деревья на краю бора считались непригодными для строительства, и их никогда не использовали, так как из-за недостатка смолы они быстро гнили.

Время заготовки леса

Рубили лес обычно зимой, «покамест дерево спит», и пока его можно вывезти из бора на санях. Ствол для брёвен подбирали толщиной в восемь-десять вершков в поперечнике (35 - 44 см). До весны брёвна хранили в деревнях сложенными в «костры», затем с них снимали оттаявшую кору стругами или скобелями - дугообразным лезвием с двумя ручками. Начало рубки избы, как правило, всегда совпадало с Великим постом.

Почему топор, а не пила

Пилы нашим предкам были известны ещё с X века, но при рубке избы орудовали только топорами. В отличие от пилы, топор не разрывает древесные волокна и не открывает их для влаги, а только сминает и «запечатывает» торцы брёвен. Гвозди также совсем не использовались, а соединялось всё с помощью деревянных шипов и костылей, а также вырубок (чаш) и пазов.

Сруб – основная часть избы, четырёхугольная «клеть» скрепленных, или, как говорили, «связанных» между собой брёвен. Каждый ряд называется «венец». Срубы различались по типу скрепления брёвен:

«В обло» или «в чашу» – самый распространённый способ, когда венцы плотно прилегали друг к другу за счёт продольных пазов – «желобов», а сами брёвна связывались с помощью полукруглых вырубок – «чаш» . Каждый последующий «ствол» укладывался в желоб и чашу, которые изготавливались либо сверху бревна, либо снизу, но на некотором удалении от торца. Таким образом, концы брёвен выходили за пределы стены в «остаток» - примерно в половину аршина (30 см) или даже в целый локоть (45 см). Это не был бессмысленный перерасход древесины – выступающие части брёвен надёжно защищали углы и стены избы от дождя и ветра.

«В охряпку» – то же самое, что в «обло», только брёвна соединялись не «в чашу», а за счёт прямоугольных вырубок сверху и снизу.

«В лапу» - при таком скреплении венцы также плотно прилегали друг к другу, но вытесанные концы брёвен не выходили в «остаток» за пределы сруба, а крепились друг другу под прямым углом. Такой способ на Руси вошёл в обиход в XIX веке.

«В режь» – обычно такая рубка применялась для хозяйственных сооружений, когда брёвна в срубе укладывались не плотно, а с зазорами для проветривания помещения. Они могли не скрепляться вовсе по всей длине, а связываться только в углах.

«В столб» – брёвна связывались с помощью вертикального столба на углах сруба.

«В иглу» – связка брёвен с торцами разного диаметра с укладкой попеременно – «комлем» (толстой частью ствола) в одну сторону, потом в другую.

«В погон» – в зазоры между толстыми брёвнами вставлялись тонкие.

Между венцами прокладывали мох, а щели конопатили льняной паклей. С внешней стороны избы брёвна оставались круглыми, но изнутри — «выскабливались в лас», то есть обтесывались до плоскости.

Форма сруба

В основном срубы ладили в форме четырёхугольника - четверика, из которого получалась односрубная четырёхстенная изба. Восьмиугольные восьмерики рубили для храмов или для богатых хором. В таких случаях строились многоуровневые жилища, когда на восьмерик водружался четверик. Двери в дома устанавливали, как можно ниже, а окна наоборот – выше, чтобы тепло от очага не уходило наружу.

Крыша

В старину крышу покрывали берестой, на которую укладывали дёрн корнями вверх. Но чаще всего использовали пучки соломы, которые прижимали жердями, либо дранки – осиновые дощечки, похожие на чешую. Таким образом крыша покрывалась в несколько слоёв. Зажиточный крестьянин мог позволить себе тёс - тёсаные доски без сучков, которые прилаживались обычно в два слоя - с «подтёском».

Подписывайтесь на канал РУССКИЙ СТРАННИК и оценивайте материал.

Читайте также: