Как называется башня на крыше дома
Обновлено: 01.05.2024
Поскольку советское наследие в виде старых многоэтажек еще не покинуло наши города и поселки, на некоторых из них можно увидеть странные крошечные домики-башенки. Чаще всего архитектурные элементы сталинской эпохи находятся в неприглядном состоянии, но все же сохранились. Мало кто знает зачем их строили, а вот легенд и версий встретить на просторах постсоветского пространства можно немало. Хотя имеется и вполне логичное объяснение появления «домиков Карлсона» на крышах «сталинок».
Прогуливаясь по старым кварталам городов, можно заметить на крышах многоэтажных домов, построенных в 1930-1950 гг., небольшие домики или башенки. Некоторые из них хоть и выглядят уже совсем потрепанными, тем не менее еще присутствуют, вызывая к себе интерес. Об их истинном происхождении и предназначении мало кто задумывался и проводил изыскания, тем не менее фантазий и легенд по этому поводу бродит среди народу немало.
Чаще всего у людей возникает мысль, что это такие себе домика для «советского» Карлсона, который живет на крыше. Те, кто хоть немного знаком с историей архитектуры, принимают их за люкарны (слуховые окна, появившиеся на крышах домов еще в эпоху Возрождения), а кто жил в советскую эпоху – за происки НКВД, сотрудники которого увлекались тотальной слежкой и подслушиванием. Более романтичные натуры в детстве считали их домиками гномов и фей. Кто-то с умным видом знатока рассказывает о метеорологических станциях, откуда ведется наблюдение за погодными изменениями, ну а кто и вовсе считает, что при СССР в них находились автоматчики, охраняющие территорию.
Башни имеют разную конфигурация, но предназначение у них было одно – ведение воздушного наблюдения и своевременное оповещение о приближающейся опасности.
Башни имеют разную конфигурация, но предназначение у них было одно – ведение воздушного наблюдения и своевременное оповещение о приближающейся опасности.
Народных версий масса, тем не менее эти странные малые архитектурные объекты в свое время сыграли значимую роль в обеспечении безопасности населения. Как оказалось, они являлись вышковыми наблюдательными пунктами Местной противовоздушной обороны (МПВО). Сами же вышки изначально называли ВНОС – воздушное наблюдение, оповещение и связь. Хотя МПВО прижилось лучше и не было ни одного жителя советских городов времен Великой отечественной войны, который бы не знал значения этой аббревиатуры.
Исторические факты: Первые вышки, как и сама система МПВО появилась еще в Петрограде в марте 1918 г., когда советские артиллеристы, пытаясь остановить летающий над городом немецкий аэроплан, выпустили ему вдогонку снаряд. Он, естественно, не разорвался в воздухе, а приземлился на набережной Фонтанки, причинив вред не только городским постройкам, но и прохожим. После этого инцидента было решено строить кирпичные башни на крышах самых высоких зданий, которые использовались вначале в качестве пожарных смотровых вышек. Массовым же возведением наблюдательных сооружений начали заниматься в середине 30-х гг., причем строительство велось не хаотично, а по строгому плану расположений, разработанному закрытой кафедрой Инженерно-строительного института Петрограда.
Что же касается других населенных пунктов, то в них также появились пункты МПВО, которые с 1932 г. официально были выделены в самостоятельную часть, вошедшую в систему ПВО страны. Уже в послевоенное время (1961 г.) ее переименовали в Гражданскую Оборону СССР, которая являлась очень важной частью системы оборонного строительства и обеспечения безопасности страны.
С началом Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.), когда угроза нависла и над СССР, руководство над подразделением МПВО передали НКВД. В считанные месяцы на высотных зданиях и водонапорных башнях стало появляться все больше наблюдательных вышек ВНОС, правда к этому времени их собирали из подручных средств, в основном из дерева. В тот период времени было не до эстетики и архитектурных изысков.
В 1941 г. основные пункты ВНОС были оснащены окнами, выходящими в разные стороны, смотровыми площадками, быстродействующей системой оповещения населения об угрозе нападения (ревунами) и точками связи. А вот члены добровольного формирования (бойцы), которые и несли круглосуточную службу, были обеспечены биноклями, звукоулавливателями, противогазами и учебным карабином. В стратегически важных местах рядом с постами ВНОС (если пункт был построен из кирпича, то и на крышах) были оборудованы площадки для установки зенитных орудий, которые вели заградительный огонь по пикирующим бомбардировщикам противника.
Кстати сказать, службу на смотровых вышках в военное время несли девушки-старшеклассницы или студентки. При этом сами кадровые военные аббревиатуру МПВО в шутку расшифровали на свой лад – «местный полк веселых оборванцев», ведь девушкам-бойцам, поначалу, даже форму не выдавали, да и были они слишком хрупкими и смешными с карабином наперевес. Тем не менее на плечи этих отважных девчонок легла основная ответственность в период военных действий на территории своего населенного пункта.
График дежурств для бойцов ВНОС хотя и был установлен с учетом их физических возможностей и подготовки (2 часа – несение службы, 4 часа – отдых), но его придерживаться не было никакой возможности. Тем, кому пришло время отдыха было не до того. Частые тревоги, обстрелы или бомбардировки вынуждали девушек выходить на улицы, помогать местным жителям спуститься в бомбоубежища или оказывать помощь пострадавшим. Они участвовали и в разборах завалов, и в ремонтных работах. Так что выспаться вволю никогда не удавалось, впрочем, как и поесть (особенно в блокадном Ленинграде).
Во время круглосуточных дежурств бойцам МПВО приходилось вести неусыпное наблюдение:
♦ за приближением вражеской авиации;
♦ выявлять сброс парашютистов, диверсантов, агитационных материалов и пр.;
♦ отслеживать работу шпионов-корректировщиков, использующих ракетницы или другие сигналы для наведения вражеских бомбардировщиков или корректировки артобстрелов;
♦ фиксировать точное место падения фугасной или зажигательной бомбы;
♦ отслеживать любые нештатные ситуации как небе, так и на вверенной территории, чаще всего это периметр квартала/района (дальше увидеть было ничего нельзя).
При обнаружении любого из вышеперечисленных нарушений, дежурный молниеносно сообщал в штаб МПВО и уже оттуда отправлялись группы быстрого реагирования. Эти бригады отправлялись тушить пожары, обезвреживать неразорвавшиеся бомбы и снаряды, оказывать помощь раненым или ослабленным жителям города, восстанавливать повреждения и т. д. Хотя в случае с активными бомбардировками, помимо оповещения населения с помощью ревуна, дежурные могли корректировать огонь зенитной артиллерии в режиме реального времени.
Безусловно, бойцы МПВО внесли свою лепту в обеспечение некоторой безопасности, но учитывая скорость полета бомбардировщика, а также возможности человека и связи, надеяться на более весомые результаты было нереально.
К примеру: Немецкий бомбардировщик Junkers Ju 88 мог развивать скорость до 605 км/ч, поэтому если боец МПВО и заметил его на расстоянии 500-900 метров, он даже не успевал сообщить в центр об угрозе, ведь самолету понадобится всего несколько секунд на преодоление этого расстояния.
Хотя в случае с зажигательными бомбами их вклад был очень даже весомым, ведь дежурные на вышке первыми могли заметить, куда упала фугасная или зажигательная бомба, оценить масштабы повреждений и сообщить в штаб. Особенно актуально это было в исторических районах городов (из-за большого количества деревянных построек), где огонь распространялся молниеносно, ведь обилие сухих деревянных перекрытий, балок, стропил и плотность застройки способствовали масштабному возгоранию.
Также пригодилась и своевременная информация о корректировщиках огня или выбросе парашютистов/листовок, помощь патрульных способствовала своевременному принятию мер по пресечению нежелательных действий врага. В остальном же, они лишь фиксировали свершившийся факт, направляя кареты скорой помощи или группы реагирования на помощь пострадавшим и устранение каких-либо неполадок.
"Вот эта улица, вот этот дом. "
Вы про этот домик на 12-й линии?
Такие сооружения называются - башни (башенки, в данном случае - двухступенчатые) с четырёхскатной шатровой кровлей. Или - шатровое завершение. Среднюю украшают бельведер (надстройка сверху) и круглый оконный проём - люкарна.
А вот это - пинакли:
Декоративные башенки, столбики на контрфорсах (реже на других архитектурных частях) позднероманских и готических церквей. Пинакли обычно завершаются фиалами и украшаются краббами.
Такими башенками (у Вас на фотографии) украшались здания в эпоху эклектики и модерна. В псевдоготике тоже применялись, но пинаклями уже не назывались. С большой натяжкой можно было бы назвать пинаклями вот эти остренькие, они хотя бы установлены над карнизом здания.
Да, этот: № 31, 33, 35 (я там жила в детстве, был один номер с буквами - № 31а, б, в. Разве не "пинакли"?
Sir JOHN Гений (64256) Нет, конечно.)) Пинакли - небольшие остроконечные башенки с шишечками. И располагались они только по краю крыши(кровли) и(или) на готических контрофорсах (выступающей части стены)ю У Вас - шатровое окончание, башня, башенка, применялось для украшения, декорирования и обозначения верхней архитектурной доминанты здания. Успехов Вам!
Т.е. "пинакль" - сугубо деталь архитектуры средневековья? А термины эпохи модерна и эклектики уже другие? Это важно. Спасибо!
Sir JOHN Гений (64256) Пинакль - деталь поздней романской архитектуры, и один из основных элементов в готике и неоготике. Ваше здание - эклектика, причем очень хорошая. Вот, вот появится модерн и возьмет все лучшее от предыдущей архитектурной эпохи, в том числе и эти башенки. ))
Спасибо, Игорь! Лет 15 назад на 12-ой линии Вас.острова реставрировали здание, и такие башенки поставили на соседний газон. Прораб назвал этот термин, но я вскоре забыла.
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Терминология
Высокие башни обычны в архитектуре различных стран и периодов. Многие из них, такие как итальянские кампани-лы, исламские минареты, индийские шикхары, связаны с религиозными постройками, хотя и не обязательно являются их частью. Колокола на верхнем ярусе призывали верующих на молитву, сама башня, видная издалека, обозначала священное место. Башни готического периода были особенно богато украшены и располагались в средокрестии или на западном портале церквей. Башни были часто увенчаны шпилями — заостренным окончанием, которому придавали различные формы. В тревожную эпоху Средневековья башни стали важными защитными сооружениями и были включены в укрепления замков. В Шотландии, Ирландии и Северной Англии строили небольшие укрепленные жилые здания, известные как дома-башни.
Фортификационные башни
Самая большая и неприступная башня замка называлась укрытием, или донжоном. Часто она располагалось отдельно от других и играла роль последнего убежища. Этот донжон замка Теттершелл в Линкольншире, Англия, имеет типичные укрепления, навесные бойницы и галерею с парапетом.
Колокольные башни
Вокруг колоколен концентрировалась религиозная и общественная жизнь, они служили одновременно наблюдательными башнями. Правильное употребление слова относится только к верхней части башни, в которой и расположены колокола, однако иногда так называют и все здание.
Эта церковь неподалеку от Нортгемптона с игловидным шпилем. Удлиненный стройный шпиль поднимается из-за парапета.
Кампанила
Кампанилами называли итальянские колокольные башни, часто расположенные отдельно от зданий церкви. Обычно они имели простое устройство и били крутлыми или квадратными в плане.
Ирландская круглая башня
В Ирландии существует несколько круглых башен, построенных на монастырских участках в Х-ХII вв. Эти отдельно стоящие башни с коническими каменными крышами, сужаются к вершине. Дверные проемы в таких башнях располагались высоко над землей, к ним вели подставные лестницы, это свидетельствует, что башни служили убежищами.
Церковный шпиль
Эта немецкая церковь увенчана восьмиугольным шпилем с квадратным основанием. Все четыре стороны основания имеют навесы.
Минарет
Минаретами называют стройные башни, обычно строящиеся около мечетей. В верхней части минарета расположены выступающие балконы, с которых мусульман призывают к молитве.
Круглая башня
Простые, неукрашенные башни, круглые в плане и соединенные со зданием, обычны в норманнских церквях Восточной Англии.
Шикхара
Башни индийских храмов — шикхары в Северной или винманы в Южной Индии — размещали, обычно, прямо на здании.
Падающая башня
Всемирно известная падающая кампанила (начата в 1173 г.) в итальянской Пизе проектировалась как вертикальное здание, но начала крениться во время строительства и сейчас наклонена к югу примерно на пять с половиной градусов.
Башня с сужающимися ярусами
Уровни башни обычно называют не этажами, а ярусами. В некоторых башнях, как и в этой итальянской башне эпохи Возрождения, ширина ярусов к верху уменьшается, создавая телескопический эффект.
Поскольку советское наследие в виде старых многоэтажек еще не покинуло наши города и поселки, на некоторых из них можно увидеть странные крошечные домики-башенки. Чаще всего архитектурные элементы сталинской эпохи находятся в неприглядном состоянии, но все же сохранились. Мало кто знает зачем их строили, а вот легенд и версий встретить на просторах постсоветского пространства можно немало. Хотя имеется и вполне логичное объяснение появления «домиков Карлсона» на крышах «сталинок».
Прогуливаясь по старым кварталам городов, можно заметить на крышах многоэтажных домов, построенных в 1930-1950 гг., небольшие домики или башенки. Некоторые из них хоть и выглядят уже совсем потрепанными, тем не менее еще присутствуют, вызывая к себе интерес. Об их истинном происхождении и предназначении мало кто задумывался и проводил изыскания, тем не менее фантазий и легенд по этому поводу бродит среди народу немало.
Чаще всего у людей возникает мысль, что это такие себе домика для «советского» Карлсона, который живет на крыше. Те, кто хоть немного знаком с историей архитектуры, принимают их за люкарны (слуховые окна, появившиеся на крышах домов еще в эпоху Возрождения), а кто жил в советскую эпоху – за происки НКВД, сотрудники которого увлекались тотальной слежкой и подслушиванием. Более романтичные натуры в детстве считали их домиками гномов и фей. Кто-то с умным видом знатока рассказывает о метеорологических станциях, откуда ведется наблюдение за погодными изменениями, ну а кто и вовсе считает, что при СССР в них находились автоматчики, охраняющие территорию.
Башни имеют разную конфигурация, но предназначение у них было одно – ведение воздушного наблюдения и своевременное оповещение о приближающейся опасности.
Народных версий масса, тем не менее эти странные малые архитектурные объекты в свое время сыграли значимую роль в обеспечении безопасности населения. Как оказалось, они являлись вышковыми наблюдательными пунктами Местной противовоздушной обороны (МПВО). Сами же вышки изначально называли ВНОС – воздушное наблюдение, оповещение и связь. Хотя МПВО прижилось лучше и не было ни одного жителя советских городов времен Великой отечественной войны, который бы не знал значения этой аббревиатуры.
Исторические факты: Первые вышки, как и сама система МПВО появилась еще в Петрограде в марте 1918 г., когда советские артиллеристы, пытаясь остановить летающий над городом немецкий аэроплан, выпустили ему вдогонку снаряд. Он, естественно, не разорвался в воздухе, а приземлился на набережной Фонтанки, причинив вред не только городским постройкам, но и прохожим. После этого инцидента было решено строить кирпичные башни на крышах самых высоких зданий, которые использовались вначале в качестве пожарных смотровых вышек. Массовым же возведением наблюдательных сооружений начали заниматься в середине 30-х гг., причем строительство велось не хаотично, а по строгому плану расположений, разработанному закрытой кафедрой Инженерно-строительного института Петрограда.
Что же касается других населенных пунктов, то в них также появились пункты МПВО, которые с 1932 г. официально были выделены в самостоятельную часть, вошедшую в систему ПВО страны. Уже в послевоенное время (1961 г.) ее переименовали в Гражданскую Оборону СССР, которая являлась очень важной частью системы оборонного строительства и обеспечения безопасности страны.
С началом Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.), когда угроза нависла и над СССР, руководство над подразделением МПВО передали НКВД. В считанные месяцы на высотных зданиях и водонапорных башнях стало появляться все больше наблюдательных вышек ВНОС, правда к этому времени их собирали из подручных средств, в основном из дерева. В тот период времени было не до эстетики и архитектурных изысков.
В 1941 г. основные пункты ВНОС были оснащены окнами, выходящими в разные стороны, смотровыми площадками, быстродействующей системой оповещения населения об угрозе нападения (ревунами) и точками связи. А вот члены добровольного формирования (бойцы), которые и несли круглосуточную службу, были обеспечены биноклями, звукоулавливателями, противогазами и учебным карабином. В стратегически важных местах рядом с постами ВНОС (если пункт был построен из кирпича, то и на крышах) были оборудованы площадки для установки зенитных орудий, которые вели заградительный огонь по пикирующим бомбардировщикам противника.
Кстати сказать, службу на смотровых вышках в военное время несли девушки-старшеклассницы или студентки. При этом сами кадровые военные аббревиатуру МПВО в шутку расшифровали на свой лад – «местный полк веселых оборванцев», ведь девушкам-бойцам, поначалу, даже форму не выдавали, да и были они слишком хрупкими и смешными с карабином наперевес. Тем не менее на плечи этих отважных девчонок легла основная ответственность в период военных действий на территории своего населенного пункта.
График дежурств для бойцов ВНОС хотя и был установлен с учетом их физических возможностей и подготовки (2 часа – несение службы, 4 часа – отдых), но его придерживаться не было никакой возможности. Тем, кому пришло время отдыха было не до того. Частые тревоги, обстрелы или бомбардировки вынуждали девушек выходить на улицы, помогать местным жителям спуститься в бомбоубежища или оказывать помощь пострадавшим. Они учавствовали и в разборах завалов, и в ремонтных работах. Так что выспаться вволю никогда не удавалось, впрочем, как и поесть (особенно в блокадном Ленинграде).
Во время круглосуточных дежурств бойцам МПВО приходилось вести неусыпное наблюдение:
♦ за приближением вражеской авиации;
♦ выявлять сброс парашютистов, диверсантов, агитационных материалов и пр.;
♦ отслеживать работу шпионов-корректировщиков, использующих ракетницы или другие сигналы для наведения вражеских бомбардировщиков или корректировки артобстрелов;
♦ фиксировать точное место падения фугасной или зажигательной бомбы;
♦ отслеживать любые нештатные ситуации как небе, так и на вверенной территории, чаще всего это периметр квартала/района (дальше увидеть было ничего нельзя).
При обнаружении любого из вышеперечисленных нарушений, дежурный молниеносно сообщал в штаб МПВО и уже оттуда отправлялись группы быстрого реагирования. Эти бригады отправлялись тушить пожары, обезвреживать неразорвавшиеся бомбы и снаряды, оказывать помощь раненым или ослабленным жителям города, восстанавливать повреждения и т. д. Хотя в случае с активными бомбардировками, помимо оповещения населения с помощью ревуна, дежурные могли корректировать огонь зенитной артиллерии в режиме реального времени.
Безусловно, бойцы МПВО внесли свою лепту в обеспечение некоторой безопасности, но учитывая скорость полета бомбардировщика, а также возможности человека и связи, надеяться на более весомые результаты было нереально.
К примеру: Немецкий бомбардировщик Junkers Ju 88 мог развивать скорость до 605 км/ч, поэтому если боец МПВО и заметил его на расстоянии 500-900 метров, он даже не успевал сообщить в центр об угрозе, ведь самолету понадобится всего несколько секунд на преодоление этого расстояния.
Хотя в случае с зажигательными бомбами их вклад был очень даже весомым, ведь дежурные на вышке первыми могли заметить, куда упала фугасная или зажигательная бомба, оценить масштабы повреждений и сообщить в штаб. Особенно актуально это было в исторических районах городов (из-за большого количества деревянных построек), где огонь распространялся молниеносно, ведь обилие сухих деревянных перекрытий, балок, стропил и плотность застройки способствовали масштабному возгоранию.
Также пригодилась и своевременная информация о корректировщиках огня или выбросе парашютистов/листовок, помощь патрульных способствовала своевременному принятию мер по пресечению нежелательных действий врага. В остальном же, они лишь фиксировали свершившийся факт, направляя кареты скорой помощи или группы реагирования на помощь пострадавшим и устранение каких-либо неполадок.
Десятилетия запустения сказались на состоянии пунктов ВНОС, сыгравших немаловажную роль в обороне населенных пунктов.
После окончания Второй мировой войны, вплоть до начала 1950 гг. пункты ВНОС продолжали возводиться на восстановленных или новых зданиях, а их бойцы все так же несли круглосуточную службу, наблюдая за воздушным пространством. Только с появлением мощных высокотехнологичных локаторов и сенсоров надобность в этих башнях отпала. С этой задачей, куда эффективней стали справляться специальная техника и войска противовоздушной и противоракетной обороны.
Загадочные башенки, с которых открывается прекрасная панорама, планируют отреставрировать и превратить в смотровые площадки.
Ну а пункты ВНОС стали никому не нужны. Потеряв свою актуальность, они оказались заброшенными. Все что можно было демонтировать – уже давно растащили предприимчивые жители, ну а сами башенки постепенно разрушаются, ведь времени прошло немало, а оно, как известно, безжалостно к покинутым строениям, даже к таким героическим.
Хотя в Санкт-Петербурге, например, вынесено решение о реставрации пунктов МПВО на тех зданиях, откуда открываются самые впечатляющие виды на город. На них планируют оборудовать смотровые площадки, правда, чтобы восстановить к ним доступ и привести их в порядок понадобится немало времени и средств.
Вот от российской гиперзвуковой ракеты «Циркон» не спасет никакая башенка и даже ультрасовременная система ПВО. А в чем заключается уникальность новой разработки, можно узнать из нашего видеообзора:
Не только малые архитектурные объекты в виде домиков на крышах домов постигла участь забвения и разрухи. Грандиозный спорткомплекс «Олимпийский», который был построен в преддверии Олимпиады 1980 года, недавно закрыли сначала на реставрацию, а затем планы поменялись.
Читайте также: