Как ходит король на шахматной доске

Обновлено: 01.05.2024


Король — это самая главная шахматная фигура. Именно от него зависит результат партии: выигрывает тот, кто первый загонит короля соперника в ловушку и объявит ему мат.

О чем эта статья:

Но при том, что король является самой важной фигурой, ход у него вовсе не самый сильный. Шахматного короля можно сравнить с царем, который отправляет свое войско в битву, а сам в это время наблюдает за сражением из безопасного места в замке. Мы можем представить шахматного короля в виде настоящего царя, в тяжелой мантии и с большой короной. Конечно, сложно представить, чтобы в таком виде король бегал и летал по всему полю, как ферзь, слон или ладья, или прыгал через все препятствия, как конь.

Как ходит король в шахматах

Король — важный, серьезный и немного неповоротливый. Он умеет ходить в любую сторону, но только на одну клетку!

Как ходит король

Есть только одно исключение — рокировка. Когда между королем и ладьей нет других фигур, они еще не ходили и королю нет шаха, король может собрать все свои силы и один раз за партию прыгнуть через клетку к своей ладье, а ладья перепрыгивает через короля. Рокировка позволяет спрятать короля в надежное укрытие и ввести в бой ладью.

Как бьет король в шахматах

Рубит король в шахматах так же, как ходит — на одну клетку вокруг себя. Если рядом с королем окажется незащищенная фигура противника, он может ее срубить. А вот если у этой фигуры будет защитник, съесть ее король не сможет, потому что тогда он окажется под боем.

Правила, связанные с королем

Король не может ходить под удар

Главное правило: король в шахматах не может ходить под удар вражеских фигур!

А если король оказывается под нападением (шах), то его обязательно на этом ходу нужно защитить от шаха: уйти королем, перекрыться другой своей фигурой или съесть нападающую фигуру противника.

Шах и возможные способы защиты от шаха

Наверное, все начинающие шахматисты слышали правило: «короля рубить нельзя». Это абсолютно верно, но это не значит, что король может встать под бой и его не смогут съесть. Это значит, что по правилам игры в шахматы король не имеет права оказаться в ситуации, где его на своем ходу сможет срубить соперник. Когда на доске мат (нападение на короля, от которого нет защиты), партия заканчивается сразу, не дожидаясь «съедания» короля.

Если во время партии соперник делает ход королем под шах, мы не срубаем его короля и не кричим, что мы выиграли и поставили мат! Мы подзываем судью или тренера и говорим, что соперник сделал невозможный ход. Соперник обязан будет переходить и сделать ход по правилам. Мат возникает только тогда, когда мы сами создали такое нападение на вражеского короля, от которого нет ни одной допустимой правилами защиты.

Может ли король бить короля в шахматах

Тем, кто учится играть в шахматы, нужно запомнить еще одно правило: короли не встречаются.

Каждый король ходит и бьет на одну клетку вокруг себя. Это значит, что белый и черный король никогда не смогут оказаться на соседних клетках, потому что это значило бы, что один из королей сделал ход под удар вражеского короля, а ходить королем под бой, как мы уже поняли, запрещено.

Король никогда не сможет сам поставить шах или мат королю противника, поэтому если на шахматной доске остаются только два короля, партия сразу заканчивается вничью.

Самое близкое положение, в котором могут оказаться белый и черный король — через одну клетку. Как будто бы между королями расположено зеркало. Такое их расположение называется оппозиция. Оппозиция — важный прием в пешечных окончаниях. Благодаря этому приему король может оттеснить короля соперника и помочь своей пешке пройти в ферзя.

Оппозиция в пешечном эндшпиле

Подведем итоги

Мы узнали важные правила о том, как ходит король в шахматах:

Ход короля в шахматах — на одну клетку в любом направлении.

Ест король в шахматах так же, как и ходит — на одну клетку во все стороны.

Король не может ходить под шах, а если оказался под шахом, то обязан защититься.

Если противник случайно поставил короля под шах — это невозможный ход, и его нужно переиграть.

Король не может съесть другого короля и даже подойти к королю соперника ближе, чем через одну клетку.

О том, как ходят остальные фигуры в шахматах, вы можете узнать из другой нашей статьи.


Представьте, что вы великий полководец и должны привести свою армию к победе. Так вот, шахматные фигуры — ваше войско, которым вы с ловкостью управляете. Давайте посмотрим, как выглядит эта небольшая армия на шахматной доске.

О чем эта статья:

Начальная шахматная расстановка фигур

Начальная расстановка шахматных фигур

На этом изображении вы можете увидеть шахматную доску со всеми ее фигурами. В начале игры у одного противника есть армия белых фигур, а другой противник управляет армией черных фигур. Количество фигур у каждого игрока — 16.

Где на шахматной доске стоят пешки

На 2-й и 7-й горизонтали дружно в ряд выстроились пешки. В начале игры их у вас целых 8 штук.

Где на шахматной доске стоят ладьи

Далее, по краям шахматной доски, расположились ладьи — фигуры, похожие на башни.

Где на шахматной доске стоят кони

У ладей есть соседи — удивительные фигуры, похожие на лошадей. Только называются они чуть более официально — не лошади, а кони.

Где на шахматной доске стоят слоны

Рядом с конями не менее интересные фигуры — слоны. Действительно слоны, хоть и без хобота и красивых больших ушей.

Где на шахматной доске стоит ферзь

Теперь перейдем к поистине величественной фигуре — ферзю. Он стоит в центре доски и всем своим видом говорит, что он здесь главный. Корона, все дела — ну как ему не поверить! Но нет, есть фигура посерьезнее. 👑

Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.

где на шахматной доске стоит король

Во главе шахматного войска стоит король. Он, как и ферзь, расположен в центре шахматной доски. Да-да, у каждой армии есть предводитель, и в шахматах он тоже есть.

Да, шахматную армию на путь к победе ведет игрок. Но король важен для своих фигур, ведь цель шахмат — свергнуть вражеского монарха!

Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами, их названиями и расстановкой. Пора перейти к подробному описанию каждой фигуры и раскрыть их главные особенности.

Ходы шахматных фигур

Король

Король — главная фигура в шахматах. Вот он, с короной на голове и ключом от шахматного государства.

Король — шахматная фигура

Главным я его называю не просто так. Партия заканчивается, когда король оказывается в ловушке под названием мат. Выигрывает тот, кто первым поставил мат королю соперника. Поэтому вам следует оберегать своего короля.

Фигура эта, конечно, великая, но двигается она медленно. Зато во все стороны: вперед, назад, вбок и наискосок. Но только на одну клетку за один ход. Вот такой вот вам монарх! Только не надо его ругать: свою силу и ловкость он отдал ферзю, о котором мы поговорим чуть позже.

Как ходит король в шахматах

Пешка

Пешка — самая маленькая фигура, но нельзя ее недооценивать. Это смелый боец, который первым рвется в бой. Кроме того, у пешки есть один секрет, о котором я вам сейчас расскажу.

Пешка — шахматная фигура

Пешка может двигаться только вперед и только на одну клетку. Но если она стоит в своем домике (на начальной позиции), то может выбрать — сходить на одну клетку вперед или сделать стремительный рывок на две клетки вперед. После этого пешка продолжает двигаться как обычно.

Как ходит пешка в шахматах

А вот и главный секрет этого маленького и хитрого воина. Как только пешка дошла до противоположного края доски, она может превратиться в одну из фигур: ферзя, ладью, слона или коня.

Превращение пешки

Догадались? Молодцы! Конечно, король у нас всегда один. Напомню, что цель шахмат — первым свергнуть короля противника. Это было бы трудно сделать, имей мы несколько королей.

Шахматный слон совсем не похож на слона, которого мы привыкли видеть в зоопарке, да и весит поменьше. Но бегать этот слон все же умеет, только по шахматной доске.

Слон — шахматная фигура

В партии у вас есть два слона, и они отличаются друг от друга. Один может ходить только по полям белого цвета — такой слон называется белопольным. Другой слон ходит только по полям черного цвета и называется чернопольным. Слоны перемещаются по доске в любую сторону и на любое расстояние наискосок по полям одного цвета. Линии перемещения слона еще называют диагональю.

Чернопольный и белопольный слон

Ладья

Ладья — это фигура, которая напоминает крепостную башню. Давным-давно ладьи были не просто фигурами на шахматной доске, а большими лодками, с помощью которых люди бороздили моря и океаны. Но шахматам больше 2000 лет, некоторые фигуры поменяли свой внешний облик и назначение, и ладья уже не похожа на лодку.

Ладья — шахматная фигура

Ладья — очень мобильная фигура. Она может двигаться в любом направлении по прямым линиям: вперед, назад, вправо, влево на любое количество клеток. Прямые линии, которые идут слева направо, называются горизонталями. Прямые линии, расположенные сверху вниз, называются вертикалями.

Как ходит ладья в шахматах

Ферзь

Итак, мы перешли к изучению самой сильной фигуры в шахматах — ферзя.

Ферзя в некоторых странах именуют королевой (по-английски queen). Например, в названии популярного шахматного сериала «Ход королевы» (Queen’s gambit). Но к нам эта фигура пришла со своей историей и именем färz из Турции, поэтому будем называть ее просто и благородно — ферзь.

Ферзь — шахматная фигура

Ферзь сочетает в себе ходы двух других фигур — ладьи и слона. Это значит, что он может двигаться в любом направлении на любое расстояние по прямым линиям (вертикалям и горизонталям) и по диагоналям. Только, в отличие от слона, ферзь не привязан к диагоналям лишь одного цвета. Если ферзь стоит на черном поле — ему доступны черные диагонали, если на белом поле — белые диагонали.

Как ходит ферзь

Ферзь — самый сильный воин во всей шахматной армии. Эту фигуру часто используют для заключительной атаки на вражеского короля.

Конь — фигура, которая соответствует своему названию. Невозможно представить себе древнее войско без коней: они всегда участвовали в военных сражениях, вот и в шахматах тоже участвуют. Не забываем, что мы с вами ведем великую битву!

Конь — шахматная фигура

От природы коням даны мощные ноги, и они отлично справляются с прыжками через препятствия. Так вот, шахматные кони не менее удивительны. Они даже могут перепрыгивать через фигуры — почти как настоящие!

Ход коня — самый необычный из всех шахматных фигур. Конь может двигаться в любом направлении: вперед, назад, вправо, влево. Только делает он это с помощью прыжка через две клетки, а завершает свое движение поворотом на одну клетку в сторону.

Как ходит конь в шахматах

Обязательно потренируйтесь с ходом этой фигуры самостоятельно! Вот вам небольшое задание. Попробуйте добраться вашим конем с поля a1 до поля h8, не наступая на препятствия. И помните — две клетки в любую сторону, прыжком вбок завершаем движение.

Задача на тренировку хода конем

На этом наше путешествие по сказочному миру шахмат подошло к концу. Теперь вы знаете все про шахматные фигуры — их названия, ходы и даже немного больше. Немного тренировок — и вы с уверенностью сможете отличить пешку от ферзя. А прокачаться еще быстрее помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Запишитесь сейчас и получите до 3 уроков в подарок при первой оплате!


В этой статье мы разберем, как правильно расставлять шахматные фигуры на доске, а также обсудим особенности и ценность каждой фигуры.

О чем эта статья:

Шахматная доска состоит из 64 клеток: 32 из них белые и 32 черные. В начале партии в распоряжении у каждого игрока его армия — король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи и восемь пешек. Играющий белыми расставляет свои фигуры на первый и второй ряд доски, играющий черными — на седьмой и восьмой.

На диаграмме ниже — правильное расположение шахматных фигур на доске в начале игры.

Начальная расстановка шахмат

Как расставить шахматы на доске

В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.

Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.

Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник». У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой).

Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить нетрудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.

Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.

Шахматная нотация

Сила и ценность шахматных фигур

Единицей шахматной силы считается пешка.

За пешкой следуют конь и слон — их сила оценивается в три пешки. Между собой конь и слон считаются примерно равноценными: у них очень разный ход, но каждый имеет свои преимущества. Слон сильнее в открытых позициях, так как может контролировать сразу все клетки на диагонали. Слон умеет ставить такие приемы, как связка, вскрытый шах, рентген, а также часто помогает ферзю в матовой атаке. Конь же очень полезен в закрытых позициях, отлично маневрирует и перепрыгивает через препятствия, умеет ставить вилку и спертый мат.

Следующая по силе фигура — ладья. Ладья стоит пять пешек. Это значит, что ладья сильнее коня и слона, но конь и слон вместе будут стоить немного дороже, чем одна ладья. Ладья, как и слон, — дальнобойная фигура, которая может контролировать все клетки на линии, но ее преимущество в том, что ладья может взять под контроль любую клетку пустой шахматной доски за один ход, а слон может нападать только на поля одного цвета. Ладья при помощи короля может заматовать одинокого короля соперника (а один конь или один слон не смогут). А две ладьи могут поставить мат вражескому королю даже без помощи своего короля (это называется линейный мат).

Сравнение ценности ладьи и пешки

И, наконец, самая сильная шахматная фигура — ферзь. Сила ферзя — 9 пешек. Ферзь умеет ходить как слон и ладья сразу, умеет делать все тактические приемы (кроме вилки), контролирует за один ход максимальное число полей на доске и может нападать на много фигур сразу. Чаще всего именно ферзь ставит мат королю соперника. По ценности один ферзь немного сильнее ладьи и слона или коня, но чуть слабее двух ладей.

А как же король? Король — бесценный! Знать ценность фигур нужно для того, чтобы понимать, размены каких фигур будут выгодны (например, выгодно съесть у соперника ладью, потеряв взамен коня, потому что ладья на 2 пешки дороже коня). А короля съесть или разменять нельзя — королю можно только поставить мат. В начале и середине партии король не силен — другие фигуры его обороняют, а он обычно стоит в надежно укрепленном месте. А вот когда на доске остается мало фигур, король становится очень важным — помогает поставить мат или проводить свои пешки в ферзя. Тогда его сила может быть равна или даже выше силы коня или слона.

Повторим ценность фигур на примере таблички:

Ценность шахматных фигур

Итак, теперь мы знаем, как правильно расставлять фигуры, а также особенности и силу каждой фигуры. А набить руку в игре с тренером, запомнить правила расстановки и отточить тактические приемы помогут индивидуальные онлайн-занятия по шахматам в школе Skysmart. Дарим до 3 уроков при первой оплате!


У автора этих этих строк в детстве был тренер-наставник. Звали его Валерий Ефимович. Играл он примерно так: разменивал как можно больше фигур и переходил в окончание.

Там он играл виртуозно, не уставая повторять: в эндшпиле самая сильная фигура –король. Королем в окончании Валерий Ефимович действовал мастерски, выигрывая даже худшие позиции. Итак, в чем особенности короля, как ходит король в шахматах? Ответы в сегодняшней статье.

Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:


Уникум

Король фигура уникальная. Его даже не имеет смысла сравнивать с другими фигурами. Хотя бы потому, что он не может исчезнуть с доски. Может быть поэтому в шахматах у короля нет номинальной ценности относительно других фигур. Король он и есть король, а именно:

  • Короля нельзя побить. Если король оказался под боем вражеской фигуры, он должен уйти из-под боя.
  • Если король не может уйти из под боя никаким способом, партия заканчивается, – объявлен мат.
  • Соответственно, короля нельзя разменять на другую фигуру.

Ходы королем

Ходы короля похожи на ходы ферзя. Еще бы, король и “королева” - "одна сатана". Да простят меня поборники правильной шахматной терминологии, к числу которых автор этих строк и себя относит.

С той лишь разницей, что король ходит на одну клетку. Во все стороны, то есть по диагонали, по вертикали и по горизонтали.

hodi-korolia

Таким же образом король и бьет другие фигуры противника. Или как говорят неискушенные шахматисты — «ест» или “рубит”.

Полководец

Образно говоря, отношение к королю в шахматной партии напоминает отношение к полководцу на поле боя. То есть его надобно оберегать. Король – слишком лакомая мишень, ибо поразив ее, поставив мат, — игрок по сути дела получает джекпот в форме выигрыша партии.

В этой статье мы не будем рассматривать матовые конструкции. Мы их обсуждали уже достаточно. Сегодня в картинках разберем принципы защиты и правильного расположении короля в дебюте и середине партии (миттельшпиле).

Рокировка

Рокировка – специально придуманный в шахматах уникальный ход, в котором участвуют сразу две фигуры, – король и ладья.

rokirovka

Рокировка — отличный метод обезопасить короля. Король уходит из центра доски под защиту крайних пешек. Еще одна польза от рокировки, – ладья становится ближе к центральным линиям, где и завязывается обычно основная борьба за инициативу.

rokirovka-gotova

Есть еще длинная рокировка. Вопросы правильной рокировки мы обсудим в отдельной статье.

Пешечный забор

Лучшие защитники короля –пешки. Другие фигуры больше заняты атакой на короля противника и добычей материальных завоеваний. Пешки не обладают большой ценностью и на них невыгодно разменивать сильные атакующие фигуры.

Именно забором пешек рекомендуется ограждать короля от нападок фигур противника

zabor

Форточка

Когда пешки, защищают короля горизонтальной цепью, от игрока требуется больше внимания. Причин банальна: можно прозевать мат по первой горизонтали.

По этой причине иногда полезно выдвинуть одну из пешек на одно поле вперед. На языке шахматистов этот прием называется «сделать форточку».

fortochka

Король в случае опасности линейного мата может благополучно спрятаться на поле h2.

Испорченная прическа

Ситуация на диаграмме на шахматном сленге и называется «испорченной прической» короля. Такой конфигурации пешек следует избегать. Пешки не столько защищают короля, сколько сами нуждаются в защите.

pricheska

Чаще всего такая ситуация возникает, когда слон бьет коня.

slon-biet-konia

Дабы избежать сдвоения пешек рекомендуется в такой ситуации коня подкрепить другим конем или слоном.

podderzhka-konia

Виртуоз эндшпиля

В окончании игры роль короля меняется. Он становится полноправным участником баталий. Более того, часто играет ключевую роль. Это понятно, поскольку с уменьшением количества фигур угрозы мата существенно снижаются, а иногда и вовсе сводятся на нет.

Особенно важным и интересным моментом является противоборство королей. Именно в таких дуэлях часто решается исход партии. А цена вопроса иногда – один ход королем.

Противоборство королей

korol-korol

От клетки f7 до клетки а7 пять шагов. Но сделать их можно по разному. Если белый король идет прямолинейно по 7-й линии, черный успевает занять поле с7 и запереть белого короля в углу. Ничья.

Однако есть другой путь –по синусоиде:

korol-ottesniaet-korolia

1.Крf7-e6 Крв2-с3 2. Кре6 –d5!

ottesniaet

Очень характерный прием в противоборстве королей, – белый король «оттесняет плечем» черного. Правила игры неумолимы. Короли не могут столкнуться лбами. Теперь черный монарх вынужден сделать лишний ход влево или вправо. Или сейчас или после включения ходов 2… Крс3-в4 3.Крd5-с6, он должен пойти вбок: Крв4-с4

Черный король не успевает «закрыть защелку», встав на поле с7.

ne-uspel

Белые выигрывают, успешно оттеснив своим королем короля черных.

  1. Если вы начинающий шахматист, старайтесь как можно раньше сделать рокировку. Это поможет вам уберечь короля от атак и консолидировать фигуры.
  2. Не ослабляйте пешечное прикрытие короля. Не портите прическу короля
  3. Следите за первой (последней) горизонталью в середине игры при наличии ладей и ферзя противника. Есть опасность получить линейный мат. Если не уверены в своей внимательности – делайте «форточки».
  4. В окончании, когда с доски часто исчезают ферзи и много других фигур, — смело выводите короля в центр доски. В этой стадии партии его роль и возможности кратно увеличиваются.

Как видите, король как никакая другая фигура, требует к себе повышенного внимания, сочетая в себе силу и слабость, медлительность и активность. В зависимости от ситуации и стадии развития партии.


Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:


В детстве автора этих строк вначале научили играть в шашки. Когда же состоялось судьбоносное знакомство с шахматами, ваш покорный слуга слегка растерялся. В отличие от шашек, в этой игре фигуры передвигаются по-разному. Сразу возник вопрос: как ходят шахматные фигуры?


Сразу скажу, что словосочетание «в картинках» в заголовке, означает именно шахматные диаграммы .

Сравнение фигур с лошадями, слонами, рыцарями, бойницами и т.д. на мой взгляд, несколько искусственно. И только уводит ребенка из мира шахмат куда-то в другую область.

По крайней мере, лично у меня даже в детстве не возникало подобных аналогий.

А по сему, что называется, — «к барьеру». Разберемся, как ходят фигуры именно на доске, а не где бы то ни было. Обо всем по порядку.

Ферзь

Начнем с самой сильной фигуры. Ферзь может ходить во всех направлениях: по диагонали и по прямой (вверх, вниз и в сторону). Более того, — на любое расстояние.


Перепрыгивать через другие фигуры не разрешено (это может делать только конь).

Любую фигуру соперника, стоящую на пути, ферзь может побить. На диаграмме — коня. А вот слон из своего же лагеря – препятствует ферзю двигаться.

Проще говоря, способ передвижения ферзя объединяет возможности ладьи и слона.

Король

Теперь на очереди самая уникальная фигура – король. Главная особенность — побить короля нельзя, это не предусмотрено правилами.

Ходы короля схожи с ходами ферзя. Разница в том, что король может двинуться только на одно поле, а ферзь на любое количество.

Ходы можно делать во всех возможных направлениях, — вперед, назад, по диагонали и в сторону.


Таким же «макаром» король и бьет фигуры соперника. Или как иногда говорят неопытные игроки — «ест» или “рубит”.

Ладья

Наряду с ферзем, считается «тяжелой» фигурой. Направление движения ладьи – прямая. Вверх, вниз или в стороны.

Расстояние – любое, если траекторию не загораживают другие фигуры. Перепрыгивать их ладья не может.


То есть, в сравнении с ферзем, ладья не может ходить по диагонали.

Относительный «вес» (ценность) ладьи – 5 пешек. Для сравнения конь или слон эквивалентен трем пешкам. Ферзь – девяти.

То есть, как правило ладья сильнее легкой фигуры (коня или слона), но немного слабее пары конь+слон. А две ладьи чуть сильнее ферзя.

Какая шахматная фигура ходит буквой Г? Правильно, конечно же конь. И только конь.


На диаграмме зеленым цветом окрашены поля, на которые может «скакнуть» конь, находящийся в центре доски.

Еще одна важнейшая способность коня, — он может перескакивать через фигуры, включая фигуры соперника:


Белый конь имеет возможность побить черного слона, невзирая на препятствия в виде пешек. Конь, как завзятый барьерист, их перескакивает.

Слон, как и конь, считается легкой фигурой. Направление передвижения слона — исключительно по диагонали. На любое расстояние.


Также, как и другие фигуры, (за исключением коня), слон может двигаться только по свободному пространству доски. Чужую фигуру, встретившуюся на пути, — он может побить, своя же просто препятствует передвижению слона:


В позиции на диаграмме у слона только 2 хода — на поля е5 и на f6, попутно побивая черную ладью

Пешка

Несмотря на свою непритязательность в плане ценности (силы) фигуры, пешка по разнообразию своих возможностей превосходит другие фигуры.

Основные особенности пешки: Ходит только вперед, бьет по диагонали, может превращаться в другие фигуры и бить другие пешки «на проходе». Обо все по порядку

Начальный ход

Пешка в стартовой позиции может продвинуться на одно или на два поля вперед.


Общее правило продвижения пешки можно сформулировать так:

Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может.

Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство" не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.

Взятие


Например: 1. f3: g4 или 1. е5:d4

Пешка на поле b5 по вертикали пройти не может, однако может взять коня. 1. b5:а6

У этого правила есть исключение: взятие на проходе. Иногда называют – через битое поле.

Взятие через битое поле (на проходе)

Правило выглядит так:

В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.


1.с2-с4 b4:с3 или 1. f7-f5 2. g5:f6

Через битое поле можно брать только пешку. Другую фигуру брать пешке не разрешено.

Возможность взятия на проходе предоставляется только в течение 1 хода. Иными словами — как ответный ход на ход пешки соперника.

Превращение

Еще ода уникальная способность пешки – возможность превращения в другую фигуру.

Это звездный час любой пешки! Венец карьеры, так сказать.

Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она обязана превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.


На практике это выглядит так: Пешка ставится на клетку превращения, снимается с доски, и на это поле ставится другая фигура. Какая именно, решает сам шахматист.

Как правило, пешку превращают в ферзя, разумеется. Так на доске могут возникнуть несколько ферзей. Два ферзя одного цвета на доске появляются нередко.

Бывает, что превращение происходит одновременно со взятием. Одно другому не мешает:


Пешка бьет фигуру противника и одновременно превращается в другую свою фигуру. Получается двойной эффект: 1.d7:с8Ф

В заключение напомню, что правила передвижения фигур – только один из разделов правил шахматной игры. Согласитесь, цель игры не в том, чтобы «ходить». А в том, чтобы победить.

А посему призываю вас, дорогой друг, изучить и другие статьи по правилам игры на нашем блоге.

Шаг за шагом, и вы окунетесь в мир одной из самых увлекательных и полезных игр, изобретенных человечеством. Если не самой.

Читайте также: