Йосеги заику японский паркет

Обновлено: 25.04.2024

Японская культура всегда совмещает в себе традиционную мудрость, законы гармонии и любовь к природе. Это проявляется как в искусстве, так и в архитектуре и дизайне. Несмотря на технологический прогресс и появление инновационных технологий и материалов, японцы преданы истории и используют старые техники работы с деревом.

Казалось бы, древесина и огонь – вещи несовместимые, но в Японии есть технология обработки поверхности дерева огнём, что придаёт ему большую прочность. Начало идёт с XVIII века, когда обильные заросли кипариса Sugi стало бедствием для деревень. После массового сжигания жители увидели, что благодаря огню древесина стала крепкой и приобрела особый внешний вид. Было принято решение использовать это в строительстве. Так и появилась технология Yakisugi (Shou Sugi Ban).

Под воздействием высокой температуры происходит заполнение каналов древесины продуктами горения и смолами. Это и защищает материал от пожаров, гниения, насекомых и увеличивает продолжительность службы до 80-ти лет. Текстура проявляется намного ярче, неизменяющийся со временем внешний вид позволяет вписать её в разные по стилистике интерьеры.

Раньше древесина обжигалась на костре, сейчас это делают с помощью газовой горелки в течение 7-10 минут. После чего очищают верхний слой и промывают под проточной водой. Готовые доски можно использовать как для облицовки фасада, так и в интерьере.

Традиционные японские межкомнатные перегородки известны по всему миру, но не в той степени как первоначальная техника их изготовления. Кумико – традиционное ремесло, родившееся в эпоху Асука (592-710 г. н. э.), в переводе означает «соединять древесину вместе». Если ранее с помощью этой техники изготавливались только раздвижные двери, то сейчас кумико набирает популярность как способ декорирования элементов интерьера.

Создать панель с орнаментом можно любого размера, поэтому применяют технику при создании мебели, светильников, отделки стен и потолков, перегородок для зонирования пространства. Процесс изготовления долог и сложен. Древесина измельчается на мелкие кусочки от 1-2 см, шлифуется и с помощью стеклянного молоточка подгоняется в единое полотно узора.

На сегодняшний день наиболее популярны модели чертежей, придуманные в эпоху Эдо (1603-1868 г. н. э.). В основном, это природные мотивы – звёзды, снежинки, цветы, паутина. Философия гармонии проявляется в создании равномерного потока воздуха и света сквозь панель.

Мозаика из древесины возникла в посёлке Хаконе из-за разнообразия местных пород дерева, которые давали мастеру широкую цветовую палитру натуральной древесины. Техника хаконе-йосеги-заику делится на два типа: хайки-моно (токарная работа, обточка) и саши-моно (столярная работа). Первый способ применяется в дизайне интерьера для изготовления посуды, мебели, а также для отделки отдельных элементов интерьера.

Своё начало техника йосеги берёт в XVIII веке. Автором является ремесленник Нихеи Ишикава . Совершенствуя монолитность склеенных между собой кусочков древесины разных пород, он добился живописного эффекта. Технология усовершенствовалась, и теперь мозаика накладывается на лист древесины толщиной не больше бумажного листа, что позволяет сэкономить силы и время мастера. По сравнению с предыдущей техникой, панель йосеги не такая воздушная и лёгкая, однако она также пригодна для декорирования дверей и перегородок, столешниц, светильников.

4. Саши-моно

Второй способ –саши-моно – можно определить как отдельную технику. Она представляет собой различные варианты скрепления деревянных балок в трёхмерном пространстве, что особенно популярно в традиционном японском строительстве без применения клея и гвоздей. Соединения происходит за счет чёткости подгона деталей с вырезанием пазов и рельефа.


Кумико - это традиционные японские деревянные решетки. Деревянная мозаика. Техника создания решеток кумико появилась в Японии в VI-VII веках. Изначально они предназначались для создания сёдзи - перегородок и раздвижных дверей в японских домах. Наверняка вы видели такие в фильмах, или на фотографиях.


Кумико завораживает! Кумико чарует!

Со временем, техника кумико переросла в искусство. Из простеньких прямоугольных решеток, обтянутых рисовой бумагой, постепенно выросли цветы. Японские мастера стали создавать на основе сёдзе настоящие картины! Конечно в наше время, время максимального ускорения и упрощения, техника кумико, как и любое другое традиционное искусство, имеет очень малое распространение. Мастеров кумико, работающих за пределами Японии, можно пересчитать по пальцам одной руки.










Как изготавливается традиционное Кумико

Прежде чем превратиться в красочную решетку древесина проходит долгий путь. Необработанные деревянные бруски в руках мастера превращаются в сотни, тысячи маленьких элементов. Вся работа проходит вручную, а точность частей мозаики достигает сотых долей миллиметра. Даже небольшая по размеру решетка стоит мастеру кумико многих часов кропотливого труда.

Орнаменты Хаконе-Йосеги-Заику, изображение №1

Одной из традиционных техник японского деревянного творчества является маркетри, которое называетcя Хаконе-Йосеги-Заику или маркетри Хаконе. В Японии это искусство представляет собой уникальный тип работы с деревом, развитый на основе богатых природных ресурсов посёлка Хаконе. Мастера создают детализированный геометрический рисунок или мозайку, используя при этом различные типы древесины.

Орнаменты Хаконе-Йосеги-Заику, изображение №2

При этом переклейка элементов мозаики происходит путем составления раппортов орнамента из досочек. Это, с одной стороны позволяет ускорить кропотливый труд мастера, но с другой требует наличия высочайших навыков и специального инструмента.

Орнаменты Хаконе-Йосеги-Заику, изображение №3

Всегда используются специальные направляющие тиски-стусло, которые позволяют выдержать начальные углы. Конечно же используется традиционная тонкая японская пила.

После чего нарезанные кусочки составляют в узоры и склеивают.

Орнаменты Хаконе-Йосеги-Заику, изображение №4

После этого мастер берет в руки тяжелый рубанок, острота которого, видимо, сравнима с катаной, которым он нарезает готовые бруски на тончайшие лепестки орнамента, толщина которых и составляет примерно 0.2мм. Они буквально полупрозрачны!

В результате всех стараний получаются удивительные по своей красоте и простоте орнаменты, которые украшают чаши, тарелки, шкатулки и подносы.

Листая каталог роз, невольно отмечаешь, что "японки" имеют пусть не явное, но стойкое отличие от сортов европейских или американских селекционеров. А есть ли смысл приобретать и адаптировать розы из Японии у нас в России?

Российские садоводы все чаще обращают внимание на розы японской селекции . Как они хороши! Нежные, с точеными лепестками - отрада для глаз! Стоят, правда, не дешево, однако кого и когда смущала цена? Однако приобретая розы японской селекции, все-таки стоит учесть, что расти им придется вдали от дома, а значит, на выходе можно получить не совсем то, что ожидалось.

Итак, напомню общие тенденции, которые держат в уме японские садоводы, выводя сортовую розу:

1. Компактные размеры. Тут все понятно. Страна небольшая, площадь участков при доме минимальна, потому активно развито контейнерное цветоводство. Розы тоже выращивают в контейнерах, а для шрабов и плетистых характерен узкий куст. Их выращивают на опоре в виде обелисков.

2. Отзывчивость на удобрения. Многие цветоводы в Японии выращивают розы при постоянном внесении удобрений. Агротехника этих растений предусматривает использование подкормок на всех этапах вегетации. Это связано опять-таки с контейнерным цветоводством и в принципе бедным по составу естественным грунтом.

3. Многие розы японской селекции склонны к поражению грибными и бактериальными инфекциями , но отзывчивы на частые обработки специальными препаратами. Если вспомнить местоположение страны Восходящего Солнца, то все станет ясно.

4. Не холодостойки. При средней минимальной температуре зимой в Японии в минус 1-2 градуса это и не удивительно.

5. Нежные оттенки, изысканная форма цветка и аромат. У роз японской селекции дымчатые, сложные цвета и лепестки необычной формы. Многие из сортов ароматны и подходят для срезки.

6. Цветы небольших и средних размеров . Сорта японской селекции для любителей гигантомании не подойдут. Среддние размеры цветка не превышают 10 см.

Также следует учесть, что в Японии к селекции роз прикладывают руку генные инженеры, выводя новые сорта по заказу торговых корпораций. В отличие, скажем, от Британии, где селекция исключительно традиционная. Но это скорее плюс, чем минус, т.к. разведение сорта in vitro практически исключает риск ошибки.

На что обратить внимание при выращивании роз японской селекции в условиях средней полосы

Как адаптировать всю эту информацию для наших условий? Собрала дайджест - "выжимки" опытных наблюдений цветоводов РФ, которые выращивают "японок" в своих садах:

1. Обязательно обращаем внимание на подвой . Не стоит гнаться на аутентичными саженцами из Японии - там они выращиваются на неморозостойких подвоях (в частности, Rosa multiflora). Для РФ больше подходит в качестве подвоя Rosa canina

2. Большинство роз японской селекции медленно нарастающие . За сезон куст может выдать 1-2 базальных побега. Это нормально - компактная форма является одним из основных запросов японских цветоводов. Подкормки сульфатом магния помогают выгнать базальные побеги.

3. Японские сорта роз довольно прожорливы и требуют хороших подкормок . Чтобы розы показали свой потенциал, "японок" надо вовремя кормить.

4. Нестабильная окраска и уменьшение махровости . Чтобы проявить "жемчужные" оттенки, характерные для сорта, ему, увы, надо жить в Японии. Понятно, что в условиях другого климата окраска лепестков будет немного иной. Некоторые садоводы также отмечали, что махровые сорта снижали количество лепестков в бутоне.

5. Обязательное укрытие на зиму. Двойной слой белого спанбонда 60г/м2 на дугах подойдет идеально.

6. Цветы выгорают на ярком солнце. И снова вполне объяснимое явление - вспоминаем о климатических условиях Японии. Также качество цветка страдало при избытке влаги (продолжительных проливных дождях).

7. Требуют обязательных обработок против ЧП и гнилей . Однократной профилактической обработкой тут не обойтись. Впрочем, все японки отзывчивы на фунгициды, потому главное - не пропустить начало болезни.

Как выглядят японские сорта роз в России?

Впрочем, несмотря на все сложности, наши цветоводы все равно покупают и выращивают розы японской селекции, и некоторые сорта вполне себе удаются.

Вот, к примеру, шраб Helen (Takunori Kimura, 2016), в саду Японии (справа) и в Москве (слева).

Древнее искусство деревянной мозаики Йосеги зародилось, по мнению историков и искусствоведов в ранний период Хэйан (794-1185 годы). Слово «Хэйан» в переводе означает мир, спокойствие. Самое подходящее время для такой работы -кропотливой, неспешной, требующей сосредоточенности и аккуратности. Да и место, где впервые стали собирать кусочки дерева в сложные и невероятно гармоничные узоры, тоже не случайное - район Хаконе (префектура Канагава). В этой гористой местности, полностью окруженной лесами, произрастает огромное количество различных пород деревьев, большая часть из которых используется мастерами Йосеги для создания своих коллажей.

Изготовление мозаики йосеги.

Сначала подбираются куски древесины разных цветов (окраска, тонирование по мнению японских мастеров недопустимы).

Японская деревянная бумага., фото № 1

Древесина нарезается на фрагменты нужной формы:

Японская деревянная бумага., фото № 2

Кусочки тщательно подгоняются и склеиваются в блоки:

Японская деревянная бумага., фото № 3

Они нарезаются на части:

Японская деревянная бумага., фото № 4

Из них составляют и склеивают пластины нужного размера:

Японская деревянная бумага., фото № 5

Специальным рубанком (если интересно, посмотрите , что еще умеют делать японские мастера этим примитивным казалось бы инструментом), нарезаются листы толщиной с бумажный:

Японская деревянная бумага., фото № 6

Японская деревянная бумага., фото № 7
Японская деревянная бумага., фото № 8

Японская деревянная бумага., фото № 9
Японская деревянная бумага., фото № 10

Заметьте, как правило, нет задачи сделать узор из правильно повторяющихся одинаковых элементов - мастер сочетает полосы, квадраты с разными орнаментами на одном листе. Это типичный прием для японского искусства, в котором симметрия не считается красивой, так как практически не встречается в естественной природе.

Читайте также: