Изморозь была везде на крышах домов

Обновлено: 26.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

8 класс. Обобщающие слова при однородных членах.

Обобщение по теме «Однородные члены предложения»

Проверка дз. Упр 75 устно

Проверочная работа. (таблица знаки препинания при однородных членах)

Пишем в рабочих тетрадях, сдаем.

Актуализация знаний

Мы помним основные признаки однородных членов предложения:

- однородные члены относятся к одному слову,

- отвечают на один вопрос

- выполняют одну синтаксическую функцию

- и еще один признак - при них могут находиться обобщающие слова.

Целеполагание:

– Прочитайте предложение. Чем оно вас заинтересовало?

Я помню всё: лес, палатку, песни у костра.

- Разберите по членам предложения. Сделайте вывод: что такое всё?

Обозначает более широкое понятие, конкретизируется однородными членами предложения

Отвечает на один и тот же вопрос

Является одним и тем же членом предложения

Всё – обобщающее слово

Назовите тему урока. Запись темы в тетрадь «Обобщающие слова при однородных членах».

Что нам нужно узнать про обобщающие слова? Назовите цель урока

1) Что значит выражение «обобщающие слова»?

2) Какие знаки препинания (не один!) ставятся, если в предложении есть обобщающее слово?

Объяснение нового материала.

Как вы понимаете слова обобщить, обобщение, обобщающие?

(обобщение, по словарю Ожегова, - придать общее значение чему-нибудь:1) обобщить, 2) общий вывод.)

4) Какие части речи могут быть обобщающими словами?

Обобщающим словом может быть:

-местоимение или местоименное наречие: все, всё, всё это, вот что, никто, ничто, ничего, везде, всюду, повсюду, всегда, никогда, нигде;

-Существительные. Слово или сочетание слов, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые и т. д.) или слова, обобщающие какие-нибудь названия.

Фронтальная работа.

-Подберите обобщающие слова для таких существительных: ямб, хорей, дактиль (размер стиха); метафора, эпитет, сравнение, гипербола (худож. средства выразительности)

Работа по учебнику.

Прочитайте §36, стр. 72-73. Отметьте новую полученную информацию.

Данное на доске предложение попробуйте переделать так, чтобы обобщающее слово стояло после однородных членов.

(Лес, палатку, песни у костра – всё я помню).

Закрепление: (работа у доски и в тетрадях)

Запишите предложение

Опавшие листья были повсюду: на поверхности пруда, на дорожках парка, на скамейках. О: О, О, О.

Найдем обобщающее слово – повсюду.

Объясним постановку знаков препинания. (ответы)

(еще здесь нужно запомнить такой момент – если после обобщающего слова стоят слова А ИМЕННО, КАК-ТО, НАПРИМЕР, ТО ЕСТЬ, то перед ними ставится запятая, а уже после них двоеточие)

Поставьте обобщающее слово так, чтобы оно находилось бы после однородных членов.

На поверхности пруда, на дорожках парка, на скамейках – всюду были опавшие листья. О, О, О – О.

Поставьте обобщающее слово так, чтобы оно находилось бы перед однородными членами, а после них было продолжение предложения

Всюду: на поверхности пруда, на дорожках парка, на скамейках – были опавшие листья. О: О, О, О - .

Давайте запишем схемы этих предложений

Записываем предложения в тетради:

1 вариант. Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле , Самаре, Саратове. [🞊:🞅,🞅,🞅].

--В крупных волжских городах: Ярославле,Самаре,Саратове – останавливался пароход.

--Ярославль,Самара,Саратов – крупные волжские города, в которых останавливался пароход.

2 вариант. Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена - впадают в Северный Ледовитый океан. [🞊:🞅,🞅,🞅-. ].

--В Северный Ледовитый океан впадают крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена.

-- Обь, Енисей, Лена - крупнейшие реки Западной Сибири, впадающие в Северный Ледовитый океан.

3 вариант: На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи - везде была изморозь. [🞅,🞅,🞅- 🞅].

--Изморозь была везде: на крышах домов, на деревьях, на скамейках.

-- Везде: на крышах домов, на деревьях, на скамейках – была изморозь.

Ваше задание: расставить знаки препинания, изменить предложение так, чтоб обобщающее слово было еще в двух других вариантах. В итоге у вас должно получится всего три предложения, с обобщающим словом перед однородными членами, после них, и чтоб после одн.чл предложение продолжалось. Начертить схемы всех трех предложений. Можно пользоваться учебником стр 73.

Обобщение по теме «Однородные члены предложения» откроем стр 52

Итак, мы закончили с вами изучение очень важного раздела «Однородные члены предложения».

Рефлексия. Давайте вспомним

1.Какие члены предложения называются однородными?

(Од называются такие члены предложения, которые:

-отвечают на один и тот же вопрос

-относятся к одному и тому же слову

-яв-ся одним и тем же членом предложения

-не зависят друг от друга

-произносятся с интонацией перечисления

2. Главные или второстепенные члены предложения могут быть однородными? ( и те и другие)

-Несколько подлежащих в предложении всегда однородны

-Сказуемое. В составные глагольные сказуемых однородны части выраженные инфинитивом. В составных именных сказуемых онородны именные части

-Однородные и неоднородные определения, вспоминаем таблицу

3.Знаки препинания. Когда ставится запятая, когда нет

Домашнее задание: Подготовка к диктанту с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами»

Какое предложение соответствует схеме?
Запиши это предложение (номер перед предложением не ставь), расставь знаки препинания. (Знаки препинания в предложениях не расставлены, схемы даны только с точки зрения местоположения обобщающего слова — ʘ, без учёта союзов).

[ʘ: О, О, О].
1. В столе в шкафах на полках везде валялись обрывки бумаг и газет.
2. Подчеркните члены предложения подлежащее сказуемое и определение.
3. Ничего ни скал ни лесов ни рек не видно вокруг.

[О, О, О — ʘ].
1. Подчеркните главные члены предложения подлежащее и сказуемое.
2. Вот эта тьма под ивами и блеск сентябрьских звёзд и горечь воздуха всё это полночь.
3. Разноцветные кленовые листья лежали всюду на дорожках на скамейках на крышах машин и домов.

◆ [ʘ: О, О, О]. Предложения, соответствующего этой схеме, нет.
Есть предложение, соответствующее похожей схеме:
[ʘ: О, О и О].
2. Подчеркните члены предложения: подлежащее, сказуемое И определение.

◆ [О, О, О – ʘ]. Предложения, соответствующего этой схеме, тоже нет. В схеме однородные члены связаны бессоюзной связью и располагаются перед обобщающим словом.

Такая бессоюзная связь однородных членов есть только в предложении № 3, но оно нам не подходит, так как обобщающее слово в нём располагается перед однородными членами.

Не подходит нам и предложение № 1, так как в нём обобщающее слово тоже впереди, а однородных членов в нём два, а не три, соединены они с помощью союза И.

Предложение № 2, подходит тем, что обобщающее слово в нём стоит после однородных членов, но не подходит тем, что однородные члены в нём связаны с помощью повторяющегося союза И, а союзы обязательно должны присутствовать в схеме, как это показано а табличке из Интернета.


Схема предложения № 2 такая: [О, и О, и О – ʘ].
2. Вот эта ТЬМА под ивами, И БЛЕСК сентябрьских звёзд, И ГОРЕЧЬ воздуха – ВСЁ ЭТО полночь.

Перед первым союзом И тоже ставим запятую, так как он стоит после первого однородного члена. Запятая перед первым повторяющимся союзом И не ставится, когда этот союз находится перед первым однородным членом, как в табличке из Интернета в первой схеме

Что делать в такой ситуации, когда задания содержат ошибки? Трудно сказать. Наверное, проще всего выбрать в обоих заданиях предложения № 2. Сложнее так и сказать учителю: предложений, соответствующих указанным схемам, в заданиях нет.

[ʘ: О, О, О]. 2. Подчеркните члены предложения :подлежащее, сказуемое и определение.
[О, О, О — ʘ].2. Вот эта тьма под ивами и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха- всё это полночь.

Вообще то говоря, я отнюдь не плохо разбираюсь в русском языке, но эта тема сложная..

1) Его знали как опытного врача.
2) Зимой тротуар как каток.
3) Леса шумели справа и слева бушуя как озёра.
4) Дождь мелкий как изморось продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
5) Словом как листом стелет а делом как иголками колет.

1) Его знали как опытного врача.
2) Зимой тротуар как каток.
3) Леса шумели справа и слева, бушуя как озёра.
4) Дождь мелкий как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
5) Словом как листом стелет, а делом как иголками колет.

во всех предложениях?
в 3 - Леса шумели справа и слева, бушуя, как озёра. перед КАК не уверена.
в 4 - Дождь, мелкий как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
в 5 - Словом, как листом стелет, а делом как иголками колет.

ira reshetnikova Знаток (487) тогда можно предположить что перед КАК в первых предожениях..хотя я бы не поставила)

1) Его знали, как опытного врача.
2)-
3)Леса шумели справа и слева, бушуя как озёра.
3)-
4)-
5) Словом, как листом стелет, а делом, как иголками колет.

его знали, как опытного врача
зимой тротуар, как каток
леса шумели справа и слева, бушуя как озёра
дождь мелкий, как изморозь, продолжал бесшумно ложиться на тайгу
словом, как листом стелет, а делом, как иголками колет

1) Его знали как опытного врача. (Оборот с союзом КАК входит в состав сказуемого и предложение без такого оборота не имеет законченного смысла - запятая не ставится) .
2) Зимой тротуар как каток. (Союз КАК стоит между подлежащим и сказуемым; без этого союза требовалось бы поставить тире - запятая не ставится) .
3) Леса шумели справа и слева, бушуя, как озёра. (Сравнительный оборот, который начинается с союза КАК - запятая ставится) .
4) Дождь, мелкий, как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу. (Если предложение продолжается после сравнительного оборота с союзом КАК, то необходимо поставить еще одну запятую в конце оборота) .
5) Словом, как листом стелет, а делом, как иголками колет. (Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом, который начинается с союза КАК - запятая ставится) .
Вот так, пожалуй=))


• На крышах-.-.-.- домов, на деревьях-.-.-.- , на скамейках-.-.-.- аллеи - везде-.-.-.- была изморозь.

0 - однородный член предложения

ОС - обобщающее слово

• Многие луговые и полевые цветы__ : ромашки__ , незабудки__ , колокольчики__ , васильки__ - пахнут по-особенному.

• На ветках-.-.-.- деревьев, и камнях-.-.-.- , и внизу под ногами-.-.-.- - везде-.-.-.- мох.

[ 0 , и 0 , и 0 - ОС ] .

• Всё__ выглядело радостным и привлекательным: зелёная трава__ , шумящая листва__ , солнце__ над головой.

ibukimioda90

maksimghg5150

Ответ:

Многие луговые и полевые цветы, ромашки, незабудки, колокольчики, васильки пахнут по особенному.

На ветках деревьев и камнях и внизу, под ногами, везде мох.

Все выглядело радостным и привлекательным. зелёная трава, шумящая листва. солнце над головой.

Объяснение: Тут я только расставил знаки препинания

Новые вопросы в Русский язык

Работа спорится в умелых руках разбор по частям речи: Мой приятель доброжелательный человек разбор по частям речи Пожалуйста помогите

1. создайте аргументированное высказывание на тему «надо ли изучать космос?».используйте ключевые слова. ключевые слова: иаучные открытия, космос, спу … тник, исследовать, польза, климат, галактика. ​

1. Подумайте и объясните смысл выражений время летит, обещание дал, ничего не поделаешь, 2. Подберите синонимы к словам пролетели (каникулы), ша- гали … (в школу), тащили (цветы), не спеша, весело, спешат. 3. Подберите антонимы к словам быстро, кончились, вспомнил, смеялись, весело, прохладный, большой. 4. Выпишите из текста по два существительных женского, мужского и среднего рода в начальной форме (именительный падеж, единственное число). Обозначьте окончания. 5. Выпишите из текста по одному словосочетанию с прила- гательными женского, мужского и среднего рода. Укажите их падеж. 6. Выпишите из текста все формы личных местоимений. Укажите их число, 7. Найдите и запишите одно нераспространённое и одно рас- пространённое с однородными членами предложения. Обозначьте грамматическую основу.​

528В. Сформулируйте основную мысль текста. Озаглавьте текст, выразите в заголовке его основную мысль. Определите Тип речи.​

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

8 класс «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

8 класс «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

8 класс «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

Цели Восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах.

Цели Восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах Углубить и расширить знания по теме Закрепить полученные знания.

Мы должны: Знать понятия: обобщающие слова, однородные члены. Уметь: правильн.

Мы должны: Знать понятия: обобщающие слова, однородные члены. Уметь: правильно ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.

Назовите общим словом данные предметы Кто это? дятел сокол сова воробей Птицы

Назовите общим словом данные предметы Кто это? дятел сокол сова воробей Птицы

Что это? Назовите общим словом данные предметы апельсин яблоко груша Фрукты

Что это? Назовите общим словом данные предметы апельсин яблоко груша Фрукты

Выполни задание по алгоритму: Найдите и выпишите обстоятельство места из пред.

Выполни задание по алгоритму: Найдите и выпишите обстоятельство места из предложения: Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу. Добавьте сказуемое из предложения: Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева. Добавьте подлежащее из предложения: В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. Продолжите полученное предложение однородными членами к обобщающему слову.

Какими членами предложения являются обобщающие слова? Подчеркните члены предл.

Какими членами предложения являются обобщающие слова? Подчеркните члены предложения. Всё ожило:и леса,и пруды,и степи. Вывод: Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные. Ни гор,ни неба,ни земли – ничего не было видно.

Знаки препинания при обобщающих словах :,,. ,, - . :,, - .

Знаки препинания при обобщающих словах :,,. ,, - . :,, - .

Примечание В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами мог.

Примечание В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этих слов ставится двоеточие, а перед ними запятая. ,а именно:,,.

Теоретическая зарядка Какие слова называются обобщающими? Какие местоимения и.

Теоретическая зарядка Какие слова называются обобщающими? Какие местоимения и местоименные наречия выступают в роли обобщающих? Каким членом предложения являются обобщающие слова? Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

Самостоятельная работа: -спишите предложения; -расставьте знаки препинания; -.

Самостоятельная работа: -спишите предложения; -расставьте знаки препинания; -вставьте пропущенные буквы; -сделайте схемы. 1)Тепл_ход остановился в крупных волжских г_родах Ярославле Самаре Саратове Волгограде. 2)Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан. 3)Отовсюду веяло запахом в_сны и от влажной земли и от набухающих почек и от невидимой за садами реки. 4)Все породы смолистых деревьев, как-то ель сосна пихта называют красным лесом. 5)На крышах домов на дерев_ях на скамейках аллеи везде была изморо_ь.

Проверь себя 1)Теплоход остановился в крупных волжских городах: Ярославле, Са.

Проверь себя 1)Теплоход остановился в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. :,,,. 2)Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена - впадают в Северный Ледовитый океан. :,, - . 3)Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки. :и,и,и4)Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта - называют красным лесом. , как-то:,,-…5)На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи - везде была изморозь. ,, - .

Составьте предложения по схемам 1) :,,. 2) :,, - . 3) ,, - . 4).

Составьте предложения по схемам 1) :,,. 2) :,, - . 3) ,, - . 4) …:,,.

Домашнее задание § 28 упражнение №286.

Домашнее задание § 28 упражнение №286.

Автор Шаферова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Фанерновской ООШ.

Автор Шаферова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Фанерновской ООШ.

Читайте также: