Изморозь была везде на крышах домов
Обновлено: 26.04.2024
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов
Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!
8 класс. Обобщающие слова при однородных членах.
Обобщение по теме «Однородные члены предложения»
Проверка дз. Упр 75 устно
Проверочная работа. (таблица знаки препинания при однородных членах)
Пишем в рабочих тетрадях, сдаем.
Актуализация знаний
Мы помним основные признаки однородных членов предложения:
- однородные члены относятся к одному слову,
- отвечают на один вопрос
- выполняют одну синтаксическую функцию
- и еще один признак - при них могут находиться обобщающие слова.
Целеполагание:
– Прочитайте предложение. Чем оно вас заинтересовало?
Я помню всё: лес, палатку, песни у костра.
- Разберите по членам предложения. Сделайте вывод: что такое всё?
Обозначает более широкое понятие, конкретизируется однородными членами предложения
Отвечает на один и тот же вопрос
Является одним и тем же членом предложения
Всё – обобщающее слово
Назовите тему урока. Запись темы в тетрадь «Обобщающие слова при однородных членах».
Что нам нужно узнать про обобщающие слова? Назовите цель урока
1) Что значит выражение «обобщающие слова»?
2) Какие знаки препинания (не один!) ставятся, если в предложении есть обобщающее слово?
Объяснение нового материала.
Как вы понимаете слова обобщить, обобщение, обобщающие?
(обобщение, по словарю Ожегова, - придать общее значение чему-нибудь:1) обобщить, 2) общий вывод.)
4) Какие части речи могут быть обобщающими словами?
Обобщающим словом может быть:
-местоимение или местоименное наречие: все, всё, всё это, вот что, никто, ничто, ничего, везде, всюду, повсюду, всегда, никогда, нигде;
-Существительные. Слово или сочетание слов, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые и т. д.) или слова, обобщающие какие-нибудь названия.
Фронтальная работа.
-Подберите обобщающие слова для таких существительных: ямб, хорей, дактиль (размер стиха); метафора, эпитет, сравнение, гипербола (худож. средства выразительности)
Работа по учебнику.
Прочитайте §36, стр. 72-73. Отметьте новую полученную информацию.
Данное на доске предложение попробуйте переделать так, чтобы обобщающее слово стояло после однородных членов.
(Лес, палатку, песни у костра – всё я помню).
Закрепление: (работа у доски и в тетрадях)
Запишите предложение
Опавшие листья были повсюду: на поверхности пруда, на дорожках парка, на скамейках. О: О, О, О.
Найдем обобщающее слово – повсюду.
Объясним постановку знаков препинания. (ответы)
(еще здесь нужно запомнить такой момент – если после обобщающего слова стоят слова А ИМЕННО, КАК-ТО, НАПРИМЕР, ТО ЕСТЬ, то перед ними ставится запятая, а уже после них двоеточие)
Поставьте обобщающее слово так, чтобы оно находилось бы после однородных членов.
На поверхности пруда, на дорожках парка, на скамейках – всюду были опавшие листья. О, О, О – О.
Поставьте обобщающее слово так, чтобы оно находилось бы перед однородными членами, а после них было продолжение предложения
Всюду: на поверхности пруда, на дорожках парка, на скамейках – были опавшие листья. О: О, О, О - .
Давайте запишем схемы этих предложений
Записываем предложения в тетради:
1 вариант. Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле , Самаре, Саратове. [🞊:🞅,🞅,🞅].
--В крупных волжских городах: Ярославле,Самаре,Саратове – останавливался пароход.
--Ярославль,Самара,Саратов – крупные волжские города, в которых останавливался пароход.
2 вариант. Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена - впадают в Северный Ледовитый океан. [🞊:🞅,🞅,🞅-. ].
--В Северный Ледовитый океан впадают крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена.
-- Обь, Енисей, Лена - крупнейшие реки Западной Сибири, впадающие в Северный Ледовитый океан.
3 вариант: На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи - везде была изморозь. [🞅,🞅,🞅- 🞅].
--Изморозь была везде: на крышах домов, на деревьях, на скамейках.
-- Везде: на крышах домов, на деревьях, на скамейках – была изморозь.
Ваше задание: расставить знаки препинания, изменить предложение так, чтоб обобщающее слово было еще в двух других вариантах. В итоге у вас должно получится всего три предложения, с обобщающим словом перед однородными членами, после них, и чтоб после одн.чл предложение продолжалось. Начертить схемы всех трех предложений. Можно пользоваться учебником стр 73.
Обобщение по теме «Однородные члены предложения» откроем стр 52
Итак, мы закончили с вами изучение очень важного раздела «Однородные члены предложения».
Рефлексия. Давайте вспомним
1.Какие члены предложения называются однородными?
(Од называются такие члены предложения, которые:
-отвечают на один и тот же вопрос
-относятся к одному и тому же слову
-яв-ся одним и тем же членом предложения
-не зависят друг от друга
-произносятся с интонацией перечисления
2. Главные или второстепенные члены предложения могут быть однородными? ( и те и другие)
-Несколько подлежащих в предложении всегда однородны
-Сказуемое. В составные глагольные сказуемых однородны части выраженные инфинитивом. В составных именных сказуемых онородны именные части
-Однородные и неоднородные определения, вспоминаем таблицу
3.Знаки препинания. Когда ставится запятая, когда нет
Домашнее задание: Подготовка к диктанту с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами»
Какое предложение соответствует схеме?
Запиши это предложение (номер перед предложением не ставь), расставь знаки препинания. (Знаки препинания в предложениях не расставлены, схемы даны только с точки зрения местоположения обобщающего слова — ʘ, без учёта союзов).
[ʘ: О, О, О].
1. В столе в шкафах на полках везде валялись обрывки бумаг и газет.
2. Подчеркните члены предложения подлежащее сказуемое и определение.
3. Ничего ни скал ни лесов ни рек не видно вокруг.
[О, О, О — ʘ].
1. Подчеркните главные члены предложения подлежащее и сказуемое.
2. Вот эта тьма под ивами и блеск сентябрьских звёзд и горечь воздуха всё это полночь.
3. Разноцветные кленовые листья лежали всюду на дорожках на скамейках на крышах машин и домов.
◆ [ʘ: О, О, О]. Предложения, соответствующего этой схеме, нет.
Есть предложение, соответствующее похожей схеме:
[ʘ: О, О и О].
2. Подчеркните члены предложения: подлежащее, сказуемое И определение.
◆ [О, О, О – ʘ]. Предложения, соответствующего этой схеме, тоже нет. В схеме однородные члены связаны бессоюзной связью и располагаются перед обобщающим словом.
Такая бессоюзная связь однородных членов есть только в предложении № 3, но оно нам не подходит, так как обобщающее слово в нём располагается перед однородными членами.
Не подходит нам и предложение № 1, так как в нём обобщающее слово тоже впереди, а однородных членов в нём два, а не три, соединены они с помощью союза И.
Предложение № 2, подходит тем, что обобщающее слово в нём стоит после однородных членов, но не подходит тем, что однородные члены в нём связаны с помощью повторяющегося союза И, а союзы обязательно должны присутствовать в схеме, как это показано а табличке из Интернета.
Схема предложения № 2 такая: [О, и О, и О – ʘ].
2. Вот эта ТЬМА под ивами, И БЛЕСК сентябрьских звёзд, И ГОРЕЧЬ воздуха – ВСЁ ЭТО полночь.
Перед первым союзом И тоже ставим запятую, так как он стоит после первого однородного члена. Запятая перед первым повторяющимся союзом И не ставится, когда этот союз находится перед первым однородным членом, как в табличке из Интернета в первой схеме
Что делать в такой ситуации, когда задания содержат ошибки? Трудно сказать. Наверное, проще всего выбрать в обоих заданиях предложения № 2. Сложнее так и сказать учителю: предложений, соответствующих указанным схемам, в заданиях нет.
[ʘ: О, О, О]. 2. Подчеркните члены предложения :подлежащее, сказуемое и определение.
[О, О, О — ʘ].2. Вот эта тьма под ивами и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха- всё это полночь.
Вообще то говоря, я отнюдь не плохо разбираюсь в русском языке, но эта тема сложная..
1) Его знали как опытного врача.
2) Зимой тротуар как каток.
3) Леса шумели справа и слева бушуя как озёра.
4) Дождь мелкий как изморось продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
5) Словом как листом стелет а делом как иголками колет.
1) Его знали как опытного врача.
2) Зимой тротуар как каток.
3) Леса шумели справа и слева, бушуя как озёра.
4) Дождь мелкий как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
5) Словом как листом стелет, а делом как иголками колет.
во всех предложениях?
в 3 - Леса шумели справа и слева, бушуя, как озёра. перед КАК не уверена.
в 4 - Дождь, мелкий как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
в 5 - Словом, как листом стелет, а делом как иголками колет.
ira reshetnikova Знаток (487) тогда можно предположить что перед КАК в первых предожениях..хотя я бы не поставила)
1) Его знали, как опытного врача.
2)-
3)Леса шумели справа и слева, бушуя как озёра.
3)-
4)-
5) Словом, как листом стелет, а делом, как иголками колет.
его знали, как опытного врача
зимой тротуар, как каток
леса шумели справа и слева, бушуя как озёра
дождь мелкий, как изморозь, продолжал бесшумно ложиться на тайгу
словом, как листом стелет, а делом, как иголками колет
1) Его знали как опытного врача. (Оборот с союзом КАК входит в состав сказуемого и предложение без такого оборота не имеет законченного смысла - запятая не ставится) .
2) Зимой тротуар как каток. (Союз КАК стоит между подлежащим и сказуемым; без этого союза требовалось бы поставить тире - запятая не ставится) .
3) Леса шумели справа и слева, бушуя, как озёра. (Сравнительный оборот, который начинается с союза КАК - запятая ставится) .
4) Дождь, мелкий, как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу. (Если предложение продолжается после сравнительного оборота с союзом КАК, то необходимо поставить еще одну запятую в конце оборота) .
5) Словом, как листом стелет, а делом, как иголками колет. (Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом, который начинается с союза КАК - запятая ставится) .
Вот так, пожалуй=))
• На крышах-.-.-.- домов, на деревьях-.-.-.- , на скамейках-.-.-.- аллеи - везде-.-.-.- была изморозь.
0 - однородный член предложения
ОС - обобщающее слово
• Многие луговые и полевые цветы__ : ромашки__ , незабудки__ , колокольчики__ , васильки__ - пахнут по-особенному.
• На ветках-.-.-.- деревьев, и камнях-.-.-.- , и внизу под ногами-.-.-.- - везде-.-.-.- мох.
[ 0 , и 0 , и 0 - ОС ] .
• Всё__ выглядело радостным и привлекательным: зелёная трава__ , шумящая листва__ , солнце__ над головой.
Ответ:
Многие луговые и полевые цветы, ромашки, незабудки, колокольчики, васильки пахнут по особенному.
На ветках деревьев и камнях и внизу, под ногами, везде мох.
Все выглядело радостным и привлекательным. зелёная трава, шумящая листва. солнце над головой.
Объяснение: Тут я только расставил знаки препинания
Новые вопросы в Русский язык
Работа спорится в умелых руках разбор по частям речи: Мой приятель доброжелательный человек разбор по частям речи Пожалуйста помогите
1. создайте аргументированное высказывание на тему «надо ли изучать космос?».используйте ключевые слова. ключевые слова: иаучные открытия, космос, спу … тник, исследовать, польза, климат, галактика.
1. Подумайте и объясните смысл выражений время летит, обещание дал, ничего не поделаешь, 2. Подберите синонимы к словам пролетели (каникулы), ша- гали … (в школу), тащили (цветы), не спеша, весело, спешат. 3. Подберите антонимы к словам быстро, кончились, вспомнил, смеялись, весело, прохладный, большой. 4. Выпишите из текста по два существительных женского, мужского и среднего рода в начальной форме (именительный падеж, единственное число). Обозначьте окончания. 5. Выпишите из текста по одному словосочетанию с прила- гательными женского, мужского и среднего рода. Укажите их падеж. 6. Выпишите из текста все формы личных местоимений. Укажите их число, 7. Найдите и запишите одно нераспространённое и одно рас- пространённое с однородными членами предложения. Обозначьте грамматическую основу.
528В. Сформулируйте основную мысль текста. Озаглавьте текст, выразите в заголовке его основную мысль. Определите Тип речи.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Видеолекции для
профессионалов
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 120 рублей
- 311 видеолекции для каждого
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и практики современного образования
Курс повышения квалификации
Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС
«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»
Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
8 класс «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»
Цели Восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах Углубить и расширить знания по теме Закрепить полученные знания.
Мы должны: Знать понятия: обобщающие слова, однородные члены. Уметь: правильно ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.
Назовите общим словом данные предметы Кто это? дятел сокол сова воробей Птицы
Что это? Назовите общим словом данные предметы апельсин яблоко груша Фрукты
Выполни задание по алгоритму: Найдите и выпишите обстоятельство места из предложения: Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу. Добавьте сказуемое из предложения: Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева. Добавьте подлежащее из предложения: В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. Продолжите полученное предложение однородными членами к обобщающему слову.
Какими членами предложения являются обобщающие слова? Подчеркните члены предложения. Всё ожило:и леса,и пруды,и степи. Вывод: Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные. Ни гор,ни неба,ни земли – ничего не было видно.
Знаки препинания при обобщающих словах :,,. ,, - . :,, - .
Примечание В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этих слов ставится двоеточие, а перед ними запятая. ,а именно:,,.
Теоретическая зарядка Какие слова называются обобщающими? Какие местоимения и местоименные наречия выступают в роли обобщающих? Каким членом предложения являются обобщающие слова? Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?
Самостоятельная работа: -спишите предложения; -расставьте знаки препинания; -вставьте пропущенные буквы; -сделайте схемы. 1)Тепл_ход остановился в крупных волжских г_родах Ярославле Самаре Саратове Волгограде. 2)Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан. 3)Отовсюду веяло запахом в_сны и от влажной земли и от набухающих почек и от невидимой за садами реки. 4)Все породы смолистых деревьев, как-то ель сосна пихта называют красным лесом. 5)На крышах домов на дерев_ях на скамейках аллеи везде была изморо_ь.
Проверь себя 1)Теплоход остановился в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. :,,,. 2)Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена - впадают в Северный Ледовитый океан. :,, - . 3)Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки. :и,и,и4)Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта - называют красным лесом. , как-то:,,-…5)На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи - везде была изморозь. ,, - .
Составьте предложения по схемам 1) :,,. 2) :,, - . 3) ,, - . 4) …:,,.
Домашнее задание § 28 упражнение №286.
Автор Шаферова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Фанерновской ООШ.
Читайте также: