Инструменты для изготовления мозаики из плитки

Обновлено: 12.05.2024

Да, лет эдак 30 назад, было не такое разнообразие и доступность материалов, как сейчас, но все же побольше, чем пару тысячелетий назад :) Интересно? Ну, тогда поехали!

Итак, для кого-то я сейчас может быть открою «Америку», а кто-то уже и так в курсе всего этого. Но почему-то мне захотелось написать о мозаике, как материале, поскольку сама работаю в этой области уже более 14 лет.

Не буду углубляться в историю возникновения мозаичного искусства, этой информации много в интернете, более того, в моем дипломе почти треть посвящена именно этому. Если все же кому-то будет интересно, я напишу отдельную статью.

В наше время, когда рукоделие, хендмейд и все, что делается руками при помощи несложных инструментов, начало цениться и стало модным в какой-то степени, многие осваивают различные техники рукоделия, смешивая разные материалы и технологии. Кажется в век высоких технологий это странным, но нет! Вся наша действительность дуальна, развиваются технологии — в противовес развивается рукоделие.

На сегодня все материалы, используемые в работе, можно разделить на 5 видов:

  • стекло;
  • керамика;
  • камень;
  • металл;
  • природные материалы (органика).

Теперь о каждом подробнее с картинками.

Стекло, или стеклянная мозаика — по сути, искусственный материал, произведенный человеком, и у него есть одна особенность. Это самый часто используемый вид с тех времен, как человек научился его делать. Сюда входит смальта, технология производства и состав которой почти не менялись с момента ее изобретения, а это 2-1 век до нашей эры.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 1

Мозаика из стекла, выпускаемая промышленным способом. Сначала варится, как супчик, из различных компонентов (сырья), а потом из этой массы методом штамповки получаются клеточки (кружочки, треугольнички и прочие геометрические фигуры).

Из чего собирают современную мозаику, фото № 2

Из чего собирают современную мозаику, фото № 3

Из чего собирают современную мозаику, фото № 4

Витражое стекло. Производство стекла схоже с производством мозаики на этапе «супчика», но далее все немного по-другому. Стекло тянут, как ленту на металлический конвейер, постоянно нагревая, чтобы оно не теряло своей пластичности, получается такая длинная бесконечная стеклянная «тряпочка». Потом эту, еще тепленькую, «тряпочку» аккуратно режут и тянут следующий кусочек. После остывания застывшие листы стекла аккуратно режут еще на меньшие куски и отправляют на упаковку. А мозаику уже делают из обрезков, которые в витраж не пойдут ввиду мелкости кусочков.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 5

Стеклянный дрот (цветные неполые стеклянные палочки) более известны мастерам, занимающимся лэмпворком. Дрот производят промышленным способом, диаметр такого стержня может колебаться от 2 мм до 3 см. Стеклодувы при помощи дрота сначала формируют кусочек стеклянной массы на металлическом стержне, а потом выдувают, как шарик, вазу или любой сосуд. При желании дрот можно сделать и самим из остатков, стекла, смальты при помощи газовой горелки. Вот как дрот выглядит после промышленного производства. В сечении он всегда круглый!

Из чего собирают современную мозаику, фото № 6

Одна очень известная итальянская компания даже выпустила эксклюзивную серию оправ для очков, в которых использовалась микромозаика из спаянных вместе цветных дротов.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 7

Бусины, бисер и стеклярус — это все, в общем-то, стекло. Из них также можно сделать панно, микромозаику. Только нужно будет запастись лупой, пинцетами и терпением. Но об этом в другой теме.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 8

Сейчас очень модно собирать картины из «алмазной мозаики». Скажу сразу, ни к алмазам, ни к мозаике этот вид рукоделия не имеет никакого отношения. Это «создание» картин при помощи акриловых стразиков, имеющих огранку. Я бы даже не назвала это рукоделием. Больше всего мне это напоминает «раскраски» по номерам или собирание пазла. Да, сами по себе эти виды препровождения досуга имеют место быть. Воспитывают терпение и усидчивость. Но к творчеству, полету фантазии и рукоделию они не имеют никакого отношения. Уж простите меня!

Керамика и керамогранит. Родственные по происхождению материалы, но отличие все же есть. Не буду вас грузить в этой статье технологией производства, особенностями состава и отличиями физических свойств. Если будет интересно, я посвящу этому отдельную статью. Для упрощения в данном контексте: керамика — все, что покрыто цветной или бесцветной глазурью, с обжигом. Форма также может быть любая: квадрат, круг, ромб.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 9

Из чего собирают современную мозаику, фото № 10

Керамогрнит — керамика без покрытия, но имеет тот же цвет на изломе, что и на поверхности, также по технологии изготовления схожа с производством керамической плитки и мозаики.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 11

Но керамическая мозаика имеет место быть! Всем известен парк Гауди в Барселоне — полностью керамическая мозаика! Итак, керамическая мозаика — это плитка любая (разбитая случайно или намеренно на маленькие кусочки), промышленно изготовленная методом штамповки, чашки и блюдца из фарфора, фаянса и майолики — тоже керамика и могут обрести свою вторую жизнь в чьем-то панно! Керамика — теплолюбивый материал и большее свое распространение она получила в солнечных странах (Испания, Турция, Африка)

Из чего собирают современную мозаику, фото № 12

Камень. Сюда можно отнести все известные нам виды минералов — известняк, мрамор, оникс, гранит, полудрагоценные камни, даже морская галька также является камнем — обточенным морем и временем.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 13

Еще сюда я бы отнесла и янтарь, хотя это самоцвет органического происхождения — застывшая и окаменелая смола. Все же помнят знаменитую янтарную комнату, она была создана в технике флорентийской мозаики, собрана из спилов и кусочков этого уникального самоцвета!

Из чего собирают современную мозаику, фото № 14

Металлическая мозаика. Понятно, что цветные и черные металлы нынче дороги, поэтому и мозаика из них не дешевая. Более того, если бы клеточка 2 × 2 см была сделана полностью из металла, она бы весила очень много и «фонила». Поэтому при производстве современной металлической мозаики промышленным способом чаще всего используют нержавеющую сталь, латунь, реже медь! Более того, сам кусочек состоит из 2 слоев. Первый — основа. Материалом ее изготовления может быть керамика или пластик. На него крепится лицевой слой — накладка из металла, как крышечка. К керамической основе она крепится специальным клеем.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 15

Понятно, что такие кусочки уже не наколешь и не нарежешь, но и зачем? Обычно такую мозаику используют в интерьерах в стиле хай-тек. А там, как правило, царят минимализм и строгость!

Природные материалы или органика. Нет-нет , человеческие кости, зубы и ногти мы не будем рассматривать в этом случае. Я лучше поподробнее расскажу о иных природных материалах. Все мы любим собирать ракушки на берегу моря. Они такие красивые, нежных оттенков, с перламутром и блеском. Предприимчивые азаитские любители собирать ракушек придумали технологию, как под давлением и нагревом расплющивать эти самые ракушки. А потом пилят их на кружочки, квадратики, многоугольники. Толщина такой мозаики всего 1 мм, ракушки же тонкие, но по прочности и сопотивлению на излом они лучше керамики и стекла! Вот так! Оттенки ракушек, как оттенки жемчуга: белые, розовые, желтоватые и черные!

Из чего собирают современную мозаику, фото № 16

Если увидите ярко-красные, фиолетовые и темно-коричневые отенки, знайте, это исходно белый перламутр, окрашенный химическими красителями. Краска пропитывает все внутренние полости и чешуйки, закрепляется внутри паром и такую «крашеную» мозаику можно мыть, лить на нее воду. Но! Со временем, она постепенно выцветает, как обои, на которые постоянно падает солнечные цвет! Интерьеры из этого природного материала выглядят очень стильно и дорого!

Из чего собирают современную мозаику, фото № 17

Деревянная мозака! Вот уж поистине безграничный в использовании материал для нашей страны! А главное, очень доступный, ведь он буквально под ногами валяется! И многие используют древесину, а именно спилы можжевельника (как же он пахнет), березы, ели, вишни и многих других деревьев в качестве материала для мозаики! Дерево можно тонировать, покрывать блестящим или матовым лаком.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 18

Кокос, по сути, тоже «дерево», но имеет более плотную структуру! Материал красивый, натуральный, но специфический. Поскольку орех всегда круглый, то идеально ровную мозаику из ореха не сделать, кусочки всегда немного выпуклые. Да и цвет кокоса, в отличие от дерева, всегда примерно один. Только поверхность может быть матовой или полированной.

Из чего собирают современную мозаику, фото № 19

Не буду надолго отанавливаться на мозаике из продуктов питания, макарон, круп, бобовых, колечек для завтрака, кофейных зерен, чипсов, колбасы, суши и так далее. Все-таки такая мозаика — не долговечна! Она больше подходит для творчества с детьми, вооспитания усидчивости, ну и доступность материалов — большое преимущество!

И напоследок, для вдохновения, панно из необычных материалов, которые не все бы даже догадались использовать для этого. Вдохновляйтесь!

Кусачки, пожалуй, главный инструмент мастера-мозаичиста. Кусачки прекрасно подходят для тех, кто занимается мозаикой на любительском уровне. От их правильного выбора напрямую зависит качество работы. На настоящий момент существует несколько видов кусачек:

    Дисковые кусачки Brevetty Montolit 55W. Производитель Италия. Это универсальный инструментдля изготовления мозаики. Применяются для работы со стеклянной плиткой, смальтой, керамической плиткой и натуральным камнем. Можно сказать, что эти кусачки универсальные. На сегодняшний момент это самые лучшие кусачки для работы со смальтой. Режущий диск изготовлен из титанового сплава. Режущие кромки органично расположены под углом к ручкам, это позволяет ровно отрезать тонкие, длинные элементы. Если вы чувствуете, что режущие кромки затупились, то достаточно просто повернуть диск кусачек на пару градусов. Еще один плюс этих кусачек – наличие в продаже сменных дисков. Так что если режущие кромки прошли полный круг, то можно просто купить сменные диски и ваши кусачки будут как новые.

Кусачки-щипцы для мозаики Montolit (Италия) - Кусачки-щипцы для колки мягкого натурального камня. Кусачки-щипцы предназначены для колки мягкого натурального камня (мрамор, травертин, ракушечник и др.). Изготовлены из кованой стали. Режущие кромки (губки) заострены и отшлифованы. Эргономичная ручка обтянута ПВХ.

Необходимые инструменты для работы с мозаикой:

Молотки для смальты. Такие молотки предназначены для накалывания смальты на модуль. Бывают разной комплектации: с одним или двумя победитовыми наконечниками. Между собой отличаются также по весу: самый легкий 450 грамм, средний 750 грамм, тяжелый 950 грамм. Страны производители: Италия, Россия. Итальянские молотки естественно дороже.

Харди. Харди предназначен для колки смальты, используется совместно с молотком для колки смальты, обеспечивает ровный и чистый скол материала.Изготовлен из высококачественной стали. Существует двух видов: для крепления на наковальне и на стальной основе.

Мастихи́н. Мастихин специальный инструмент, использующийся для нанесения и вымешивания растворов и клеев. С

Пинцет из нержавеющей стали для мозаики. Необходим для выкладки тессер.

Резиновый шпатель для затирки. Небольшие, гибкие и прочные, они позволяют добиться высокой точности в нанесении строительных смесей. В частности, аккуратно и быстро затереть межплиточные швы, нанести ровный слой финишной шпаклевки.

Монтажная пленка Oracal. Призрачная пленка, предназначенная для выкладки мозаики обратным набором.

Сетка из стекловолокна. Необходима при работе во всех типах набора мозаики. Применяется для лучшего сцепления клея с поверхностью. Используется для набора мозаики «прямым способом».

Бабочка Павлиноглазка рыжая - картина на зеркале

Бабочка Павлиноглазка рыжая - картина на зеркале

Шкатулка, 11х11х10 см

Шкатулка, 11х11х10 см

Картина на зеркале

Картина на зеркале

Бабочка Павлиноглазка Артемида - картина на зеркале.

Бабочка Павлиноглазка Артемида - картина на зеркале.

Пейзаж - картина на зеркале.

Пейзаж - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Мозаика. Часть 3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Глава III
Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

§ 9. Рабочее место мозаичника и инструменты для ручных работ

Помещение для мозаичных работ должно быть просторным, светлым и хорошо проветриваемым. В помещении должна поддерживаться температура 18 - 20 °С и влажность воздуха не выше 65%.

Рабочее место мозаичника - небольшой верстак или устойчивый стол. Так как работу выполняют сидя, стул должен быть удобным и иметь высоту, соответствующую росту работающего. Поверхность стола должна быть хорошо освещена равномерным, рассеянным светом.

В вечерние часы кроме общего освещения необходимо применять местное - лампы мощностью 40 - 60 Вт на расстоянии 30 - 40 см от поверхности стола Подсветку устанавливают таким образом, чтобы тень от резана не мешала работе.

Шпон режут на специальных подкладных щитах, которые предохраняют крышку стола или верстака от повреждений. Лучшим является торцевый щит из брусков, склеенных так, что их торцы выходят на пласти шита. Такой щит, изготовленный из древесины мягких пород (липы, ольхи), обеспечивает качественное резание шпона, небольшие затраты усилий и сохраняет остроту ножа. В качестве подкладного щита можно использовать чертежные доски или листы 8 - 10-миллиметровой фанеры, изготовленной из березы или ольхи, а также листы резинового линолеума - релина типа А (ГОСТ 16914-71). В последнем случае срок службы резака увеличивается.

Рабочее место мозаичника оборудуют шкафами или полками для хранения материалов, инструментов и готовых наборов. Шпон, рассортированный по породам и цвету, хранят в отдельных папках. Каждый инструмент должен иметь определенное место. На столе во время работы не должно быть ничего лишнего.


Инструменты. Основным инструментом для выполнения мозаичных работ служит плоский нож-резак с лезвием в виде косячка (рис. 11,а). Ручка ножа имеет овальную форму, на конце ручки - плоский косой срез, которым притирают полоски клеевой ленты при склеивании частей набора. Такие ножи-резаки обычно изготовляют сами мозаичники. Для резца используют полотно пилы-ножовки толщиной 1 - 1,5 мм, из которого вырезают пластинку размером 100 х 15 мм. Для ручки выпиливают бруски из древесины груши, клена или березы. В брусках делают прорези, вставляют пластинку ножа, после чего бруски склеивают. Ручку стачивают по длине на конус, придают необходимую форму по сечению, делают на конце косой срез, тщательно шлифуют и покрывают лаком.

Применяют также ножи со сменными резцами (рис. 11,6), форма которых может быть различна.

Для резания узких полосок-штапиков удобно использовать двойной нож-резак (рис. 11, в), изготовленный из двух пластинок с вклеенным между ними деревянным брусочком.

Мозаика. Часть 3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

В качестве вспомогательного инструмента для резания шпона используют нож-пилку; который состоит из тонкой пластинки с мелкими зубьями, закрепленной на круглой ручке (рис. 12, а) или ручке-колодке (рис. 12,6). Пилка с круглой ручкой менее устойчива в руке и применяется главным образом для предварительного раскроя шпона. Пилку с ручкой-колодкой используют для резания шпона вдоль волокон по прижимной линейке.


Циркулем-резаком (рис. 13) вырезают элементы круглой формы с большим радиусом кривизны.

Для изготовления криволинейных элементов мозаики используют также лобзик с пилками толщиной 0,3 - 0,4 мм.

При соединении крупных деталей мозаики для притирки клеевой ленты применяют притирочный деревянный молоток (рис. 14, а) или металлический с рифленым роликом (рис. 14,6).

Заточка и правка ножа-резака. Острота инструмента - основное условие быстрой и качественной работы мозаичника. Для заточки ножа используют электроточило, точильные бруски и оселки. Угол заточки ножа-резака 10 - 15°. Для получения такого угла делают широкую фаску с одной стороны лезвия или сводят на нет толщину ножа с двух сторон.

Для электроточила применяют плоские круги из электрокорунда средней твердости с керамической связкой, с открытой структурой, зернистостью 26 - 40. В маркировке отражена полная характеристика круга: абразивный материал, зернистость, твердость, связка, структура, форма, размеры и максимальная окружная скорость круга. Например, маркировка Э40 СТ1 К9 ПП 300 x 25x 75 30 м/с означает: шлифовальный круг из электрокорунда зернистостью 40, средней твердости 1, на керамической связке, структура 9, форма прямая плоская, наружный диаметр 300 мм, ширина 25 мм, диаметр отверстия 75 мм, окружная скорость не более 30 м/с.

При стачивании фаски лезвие резца прижимают к точильному кругу и двигают его влево и вправо по прямой, следя за тем, чтобы угол наклона ножа был постоянным 10 - 15°. Как только на лезвии появится тонкий заусенец, заточку фаски заканчивают.

При двусторонней заточке резец переворачивают и затачивают фаску с противоположной стороны. Чтобы не допустить перегрева режущей кромки, резец периодически опускают в воду. Вода, должна находиться в низкой широкой посуде рядом с точилом.

Для устранения заусенца и получения плоской фаски резец правят на мелкозернистом бруске.

Для правки лезвия ножа-резака применяют бруски, изготовленные из природных или искусственных абразивных материалов, например электрокорунда, карбида кремния, кремнезема.

Для предварительной грубой правки ножа-резака используют средне - твердые и твердые бруски из искусственных материалов. При этом поверхность бруска смачивают водой или вазелиновым маслом. Масло препятствует забиванию мельчайших стружек в поры бруска. Засалившиеся и загрязнившиеся бруски промывают в бензине.

При правке фаску лезвия плотно прижимают к бруску и плавными движениями водят ножом вдоль бруска наискосок. Руки должны двигаться на одной высоте, чтобы фаска получалась плоской. После нескольких движений нож переворачивают и правят фаску с другой стороны до исчезновения заусенца.

Для окончательной правки лезвия применяют мелкозернистые бруски из природных материалов (оселки). Вышеописанными приемами лезвие доводят до высокой гладкости и остроты.

Более тонкую доводку лезвия выполняют на кожаном ремне, закрепленном на деревянной колодке, с применением пасты ГОИ. Пасту наносят тонким слоем на ремень и легкими плавными движениями проводят ножом по ремню, как при правке опасной бритвы.

После окончательной заточки лезвие ножа аккуратно протирают и проверяют его остроту. Острый нож дает чистый срез без смятия волокон древесины.

В процессе работы по мере затупления резец правят на мелкозернистом бруске или оселке. Когда фаска резца заметно уменьшится, а угол заточки увеличится, лезвие вновь затачивают.

Техника безопасности при заточке и хранении ножей. Заточный станок должен быть установлен в специально отведенном месте в мозаичной мастерской или в отдельном помещении. Все выступающие и движущиеся части заточного станка должны быть ограждены. Точильный круг ограждают стальным кожухом с радиальным зазором между кожухом и новым кругом, равным 3 - 5% от диаметра круга. Зазор между боковой стенкой кожуха и кругом - 10 - 15 мм.

Кожух заточного станка снабжают специальным козырьком-экраном, предохраняющим глаза работающего от абразивной и металлической пыли. Этот козырек-экран должен быть сблокирован с пусковым устройством станка. Работать следует в очках из небьющегося стекла. Во время заточки нельзя находиться в плоскости вращения заточного круга.

До начала работы необходимо проверить состояние и исправность станка, тщательно осмотреть заточный круг и убедиться в том, что он надежно закреплен, не имеет трещин, не бьет и имеет вращение сверху вниз. Проверяют наличие и исправность ограждения приводного ремня, заземления, освещения, вентиляции и состояние пола.

Станок обязательно следует остановить при появлении ненормального шума, в случае повреждения круга, поломки деталей станка при неисправности электропроводки, пусковой аппаратуры, пробивании электротока на корпус.

Запрещается: устанавливать заточный круг на шпиндель без проверки соответствия угловой скорости круга угловой скорости шпинделя, а также работать с кругами, имеющими следы повреждений и издающими дребезжащий звук, работать без ограждения на ременной передаче, без кожуха на круге, при неисправной вентиляции, тормозить круг каким-либо предметом, убирать и смазывать станок на ходу.

Ввиду большой остроты ножи-резаки следует хранить в специальных футлярах или отделениях, сделанных в столе или шкафу. Рекомендуется также во избежание порезов рук и затупления резца надевать на него маленький чехол (ножны), изготовленный из дерева или кожи.

§10. Оборудование и приспособления для серийного производства мозаичных наборов

Для предварительного раскроя шпона, нарезания полосок с поперечным направлением волокон, а также прямолинейных геометрических фигур крупных размеров применяют резак-гильотину (рис. 15).


Детали криволинейных форм изготовляют с помощью шаблонов. Шаблон должен быть хорошо, прорисован, его кромки должны быть точно и чисто обработаны. Толщина шаблона не должна превышать 3 мм. Наиболее удобны шаблоны, изготовленные из органического стекла или другого вида пластмассы.

Более производителен и точен способ изготовления деталей мозаики штампованием. Этот способ аналогичен способу резания ножницами: два роща с замкнутыми контурами взаимодействуют один с другим (рис. 16, а). С помощью пуансона (верхний резец) материал вдвигается в матрицу, происходит резание и отделение детали. Вырезанная деталь падает в отверстие матрицы, а отходы снимаются с пуансона жестким съемником. Для получения лучшего качества поверхности разреза (кромки) зазор между пуансоном и матрицей должен быть не более 0,03-0,05 мм. Угол заострения неподвижной матрицы а1 - 30°, а подвижного пуансона а2 – 75°.

Тонкие листовые материалы можно штамповать без матрицы (рис. 16,6), вместо которой устанавливают опорную торцевую деревянную плиту, или без пуансона (рис. 16, в), роль которого выполняет резиновая подкладка.

Применение того или иного способа штампования зависит от необходимого усилия, которое, в свою очередь, определяется размерами вырезаемой детали, толщиной и механическими свойствами штампуемого материала, формой и состоянием режущих кромок пуансона и матрицы (при затуплении режущих кромок усилие резко увеличивается).

Мелкие детали несложной формы вырубают вручную штампами-просечками (рис. 17). Штампы изготовляют из быстрорежущей стали и затачивают с внешней стороны. На торцевую поверхность плиты, склеенной из буковых брусков или досок, кладут выбранный для мозаики шпон, на него устанавливают штамп и ударом молотка вырубают деталь.


Для изготовления деталей больших размеров и сложных форм применяют штамповочные прессы однокривошипные открытые простого действия (ГОСТ 9408—83) с пуансоном и матрицей (рис. 18). Рабочий ползун 1 пресса перемешается по направляющим 7 с помощью кривошипно-шатунного механизма 5. Пуансон 3 на ползуне при рабочем движении действует на штампуемый материал, лежащий на матрице 2, которая закреплена на столе 1. Приводной механизм пресса снабжен маховиком 4, который, вращаясь, создает необходимое усилие для просечки материала. Штампование относится к производственным процессам повышенной опасности, поэтому вопросам безопасности труда при работе на штамповочном прессе уделяют особое внимание. К работе на прессе допускаются лица, прошедшие специальное обучение и инструктаж по технике безопасности.

Организация рабочего места, установленный режим включения пресса должны исключать попадание рук работающего в межштамповое пространство во время движения и при внезапном пуске ползуна, а также при авариях в результате неисправностей прессового оборудования или поломок его деталей.

«Сложенная из кусочков» – так называют мозаику со времен ее изобретения. Разнообразие материалов, используемых для изготовления, их долговечность, неприхотливость в отношении ухода, возможность реставрации обеспечивают высокую востребованность данной техники облицовки. Не менее популярно производство мозаичной плитки.

Современные технологии и материалы позволяют раздвинуть границы применения мозаики от создания традиционных панно до облицовки бассейнов, фонтанов, колонн, арочных конструкций и других поверхностей сложной геометрической формы. Керамическая мозаика традиционно удерживает первенство, однако, стекло, металл, декоративные и отделочные камни постепенно завоевывают популярность, занимая свою нишу на рынке.

Виды мозаики

виды мозаики

Изготовление мозаичной плитки предполагает использование различных материалов. Так потребитель получает возможность выбора между видами, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

  • Удовлетворяет самый взыскательный эстетический вкус.
  • Средняя прочность.
  • Отлаженная технология производства.
  • Высокая стоимость.
  • Высокая эстетичность.
  • Широкая гамма цветов.
  • Устойчивость к высоким и низким температурам.
  • Использование в водной среде.
  • Недостаточная прочность.
  • Большой вес.

Пластиковая или пластмассовая

  • Привлекательный внешний вид.
  • Небольшой вес.
  • Невысокая стоимость.
  • Несложное производство.

Сроки эксплуатации керамической и стеклянной мозаики практически не ограничены, что подтверждается прекрасным состоянием археологических находок: посуды, плитки, мозаичных картин.

Что касается пластика. Количество пластиковых отходов в современном мире заставляет экологов бить тревогу и выступать в поддержку всех возможных способов их утилизации и переработки. Конечно, не каждый может построить цех по переработке пластиковых бутылок, но освоить и запустить изготовление мозаичной плитки в домашних условиях из пластика – вполне осуществимая мечта.

Производство плитки мозаики

производство плитки мозаики

При выборе подходящего материала для изготовления мозаичных плиток можно остановиться на стекле или акриловых смолах. Приобрести компоненты для производства сегодня не составляет труда – магазины предлагают неплохой ассортимент химикатов и наполнителей.

Изготовление или приобретение оборудования не требует знания высоких технологий и больших финансовых затрат. Сам процесс требует соблюдения технологии изготовления, характеризуется невысокими затратами энергии, а по сложности освоения вполне доступен любому грамотному человеку.

Сырье

Выбор ингредиентов для изготовления мозаичных плиток – связующих, наполнителей, красителей — диктуется требованиями, предъявляемыми к прочности и плотности конечного продукта. Стандартным связующим материалом является акриловая пластмасса. Представляет собой жидкую акриловую смолу, затвердевающую при добавлении специального катализатора.

Жидкая консистенция смолы позволяет использовать различные наполнители:

  • песчаные;
  • мраморную крошку;
  • гранитную крошку;
  • цветной гравий мелких фракций.

Для окраски смеси используют как органические, так и неорганические красители. Цвет готовой плитки определяется выбором основы соответствующего пигмента. Наиболее распространенные: оксид железа, соединения хрома, свинца, цинка, титана.

Оборудование

технология изготовления мозаичной плитки

Технология изготовления мозаичной плитки настолько проста, что не требует огромного помещения, сложного оборудования и печи для выпекания плиток. Размеры и формы для изготовления мозаичной плитки путем заливки выбираются в соответствии с требованиями к размерам плиток.

формы для плитки мозайки

Особого внимания требует процесс дозировки компонентов. Необходимы точные весы и градуированные емкости, которые позволят точно измерять вес и объем ингредиентов.

Емкости для хранения исходных материалов выбирают исходя из сроков их хранения и планируемых объемов производства. Инструментарий для приготовления смеси, ее заливки и формовки (ложки, набор шпателей, трубок и др.) используют стеклянный или пластиковый.

Процесс изготовления

Использование столь несложного инструментария для изготовления мозаики из акриловой пластмассы говорит о простоте самого производственного процесса.

Самая сложная стадия — это приготовление смеси. Точность дозировки каждого компонента важна для получения высококачественного продукта. В емкость для смешивания помещают необходимое количество наполнителя, добавляют отмеренный вес красителя и заливают акриловой смолой. После перемешивания готовую смесь распределяют по формам. Затвердевание и высыхание плиток происходит естественным образом без воздействия высоких температур. После извлечения из форм, готовая продукция подлежит финишной обработке для придания ей совершенной формы и вида.

В случае использования других исходных материалов может потребоваться изменение технологического процесса. Описанная технология предназначена для изготовления небольших объемов. С их ростом потребуется дополнительное оборудование для производства мозаичной плитки, которое позволит внести элементы механизации и автоматизации в процесс производства.

Особенности набора мозаики

особенности набора мозаики

В отличие от древних времен, когда каждый кусочек мозаики выкладывался вручную, современные производители в заводских условиях собирают из кусочков готовые к укладке матрицы. Каждая матрица представляет собой наклеенные на лист специальной бумаги (крафта) или сетки кусочки мозаики, расположенные в определенном порядке. Предназначенные для создания сложных рисунков или картин матрицы (модули) выпускаются в небольших размерах, что упрощает процесс подгонки при укладке. Обычный размер модуля 30х30 см.

Готовые модули крепятся к подготовленной поверхности с использованием специального клея для мозаики. Такой клей обеспечивает прочность сцепления мозаичной плитки с поверхностью не менее 30 МПа.

Следует помнить, сетка всегда находится со стороны монтажа, а лицевая сторона матрицы обычно закрыта слоем бумаги, которая по окончании монтажа пропитывается водой и удаляется. Хотя модульная система существенно упрощает монтаж, в среднем, в зависимости от размера мозаики, работа занимает от нескольких дней до нескольких недель.

В отличие от укладки обычной керамической плитки, работа с мозаикой требует от мастера специальных навыков и тщательной подготовки поверхности. Основание под мозаику должно быть прочными и ровным, с гладкой поверхностью. При монтаже на оштукатуренные поверхности используются специальные пропитки, повышающие адгезию, а при штукатурке – армирующие добавки, повышающие прочность крепления мозаики и в дальнейшем предотвращающие образование трещин.

В случае размещения мозаики в помещениях с высокой влажностью или в прямом контакте с водой требуется предварительная гидроизоляция поверхности. Имеется достаточно большой выбор профессиональных материалов для гидроизоляции бассейнов, фонтанов, душевых и ванных комнат.

Предварительная разметка основания играет важную роль в подготовке к укладке модулей, особенно на поверхностях криволинейной формы. Учитывая сложность процесса устройства мозаичного покрытия и его длительность, следует выбирать клеящие смеси с длительным (не менее 30-60 минут) сроком пригодности к использованию после приготовления. Объем смеси для одноразового приготовления выбирается мастером на основании опыта работы с учетом сложности поверхности.

Техника набора мозаичного панно

техника набора мозаичного панно

Техника создания художественных мозаичных полотен (панно) была известна еще с древности. В современный дизайн она пришла с небольшими корректировками и усовершенствованиями. В старину мастера подбирали размеры и цвета кусочков мозаики непосредственно на месте создания панно и сразу же укладывали подобранный кусочек в слой штукатурки на основании. Эта работа требовала высокого мастерства и художественного таланта, так как представить себе всю картину целиком и правильно подобрать каждый кусочек очень сложно, а любая ошибка становилась причиной искажения рисунка.

  • Сегодня используются два основных способа создания мозаичных полотен: техника прямого и обратного набора. При использовании первого способа (прямой набор) композицию или ее фрагменты собирают на основе (используется стекловолокно или другие материалы), выкладывая кусочки мозаики лицом кверху, что позволяет легко контролировать результаты и вносить корректировки. По окончании сборки готовые фрагменты вместе с основой крепятся на предназначенную для установки панно поверхность.
  • Второй способ (обратный набор) предполагает укладку кусочков мозаики лицевой стороной вниз. Для этого используют зеркальное отображение рисунка, покрытое калькой, на которую в соответствии с раскраской выкладывается мозаика. С появлением в продаже самоклеящейся пленки эта технология еще больше упростилась. После завершения сборки осуществляют заливку и закрепление на основании. При необходимости проводят дополнительную обработку и шлифовку.
  • Одной из самых простых технологий принято считать геометрическую. Используя простой подбор цветов мастер, или сам заказчик, создает рисунок-сетку — с указанием цветов, в соответствии с которым плитка выкладывается на сетке матрице, а затем закрепляется на поверхности.

Создание более сложных мозаичных рисунков с использованием фотографий и произведений живописи требует применения специализированных компьютерных программ (Мозаик 2005, Mosaic Deluxe) или редактора изображений Photoshop. Они обрабатывают изображения, рассчитывают количество и размеры плиток с учетом реальных размеров, что особенно важно для правильного визуального восприятия готового панно, и осуществляют подбор цветовой гаммы.

Технология изготовления мозаичной плитки в домашних условиях

изготовление мозаичной плитки

Что понадобится в процессе изготовления:

  • Набор емкостей для хранения ингредиентов.
  • Емкости разного объема для изготовления смеси.
  • Приспособления и инструменты для заливки смеси в формы.
  • Формы для изготовления плиток разных размеров.
  • Сетка для армирования.
  • Матрицы для установки плиток.
  • Акриловая пластмасса и катализатор.
  • Различные наполнители.

Необходимо помнить о защите кожных покровов рук и выполнять все работы в защитных перчатках. При изготовлении мозаичной плитки необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Взвешивание и дозировка компонентов для приготовления смеси.
  2. Подготовка форм для изготовления плитки к заливке смеси.
  3. Смешивание компонентов.
  4. Заливка готовой рабочей смеси в формы.
  5. Извлечение готовых плиток из формы.
  6. Окончательная обработка и шлифовка плиток.
  7. Формирование рисунка из плиток и выкладка на матрицы.

Акриловая пластмасса – основной компонент для производства. Обеспечивает высокую экологическую чистоту готовой продукции, устойчивость к ультрафиолету, обладает антибактериальными свойствами и совершенно безвредна для живых организмов. В составе акриловой смолы и катализатора отвердителя отсутствует стирол.

Также возможно изготовление мозаики из плитки. Достаточно приобрести или собрать бой различных по цвету плиток, привести их в соответствие необходимым размерам и сложить в необходимой последовательности.

Почему стоит выбрать маленькую плитку для ремонта?

маленькая плитка для ремонта

Выбор мозаичных плиток для оформления интерьера во многом определяется знанием и пониманием отличительных черт и преимуществ использования этого вида облицовки. Рассмотрим некоторые положительные моменты применения мозаичных покрытий, чтобы сделать осознанный и правильный выбор.

  • Размеры плиток . Маленький размер предоставляет широкие возможности для формирования сложных рисунков и нанесения их даже на криволинейные участки поверхности, а также упрощает процедуру замены отдельных кусочков при повреждении.
  • Разнообразие цветов и оттенков . Технологический прием или приемы, используемые для производства мозаики, позволяют получить широкую гамму цветов, что выгодно отличает ее от обычной керамической плитки. Живописные рисунки с тонкими переходами оттенков вносят приятное оживление в интерьер и служат предметом зависти гостей.
  • Целевое применение . Большое разнообразие материалов для мозаичных покрытий – стекло, металл, керамика, смальта, пластмасса – дает возможность сделать выбор с учетом всех особенностей и характеристик предполагаемого места использования мозаики. Хорошие показатели прочности и износоустойчивости делают целесообразным ее использование для покрытия полов, а нулевое поглощение воды стеклянной мозаикой позволяет применять материал в помещениях с высокой влажностью и в прямом контакте с водой.
  • Укладка и эксплуатация . Повышенные требования к чистоте и качеству подготовки поверхности позволяют укладывать плитки на тонкий слой клея и экономно его использовать, что при высокой стоимости последнего позволяет существенно сэкономить. Использование мозаики в виде готовых модулей (матриц) облегчает процесс укладки, а использование выше указанных советов и рекомендаций сделает его более эффективным.

Где лучше применять мозаику?

Сохранившиеся до наших дней ископаемые образцы древней мозаики лучшее подтверждение долговечности и эффективности мозаичных покрытий. При этом не важна форма плиток, главное условие их долговечности – качество исходного материала и производства. Высокая эстетичность, устойчивость к износу, неприхотливость в эксплуатации позволяет применять мозаику практически во всех помещениях современного дома и квартиры.

Для ванных и душевых, где вода и ее пары создают высокую влажность, подойдет стеклянная или пластиковая плитка. Такое покрытие пола убережет от скольжения на мокрой поверхности.

В интерьере жилых комнат и гостиных мозаика из керамики или смальты поможет создать эффект заполнения свободного пространства и сделать обстановку необычайно привлекательной. Прислушиваясь к советам дизайнеров и не злоупотребляя количеством мозаичных полотен в одном помещении – избыточность часто портит все впечатление, можно получить идеальный домашний интерьер.

Таким образом, даже краткий обзор свойств, характеристик, художественной привлекательности и возможных применений в интерьере помещений, говорит в пользу мозаики в качестве материала для отделки.

инструмент для мозаики купить в Москве MONTOLIT SIGMA


Дисковые кусачки для мозаики, создания классических и дизайнерских панно. Сила эффективного рычага кусачек сосредоточена в точках контакта с материалом - это гарантирует чрезвычайно высокое режущее усилие и, значит, точность реза.


инструмент для мозаики купить в Москве MONTOLIT SIGMA

Коврик MOSAKIT из вулканизированной резины для стеклянной и керамической мозаики, на бумаге и на сетке. Размещается на рабочий стол ручного плиткореза. Рейка поддерживает плитку. Двусторонняя шкала с шагом 0,5 см, отцентрованная по ребру раб.стола. Разметка коврика с шагом 1 см для точного расположения материала при прямых и диагональных резах.


инструмент для мозаики купить в Москве MONTOLIT SIGMA


Клещи специально для керамической и стеклянной мозаики. Лезвие из карбида вольфрама отличается твёрдостью и точностью.

инструмент для мозаики купить в Москве MONTOLIT SIGMA


Режущий ролик Ø 12 мм для стекловидных материалов - стеклянной, глазурованной, эмалированной мозаики. Подходит для всех плиткорезов SIGMA с резкой "на себя".

инструмент для мозаики купить в Москве MONTOLIT SIGMA


Набор для резки мозаики: сменная платформа для плиткорезов модели 3L SIGMA (резка "на себя", длина реза 55 см, мощность 1050 кг) и режущий ролик Ø 12 мм для стекловидных материалов - стеклянной, глазурованной, эмалированной мозаики.


инструмент для мозаики купить в Москве MONTOLIT SIGMA


Диски для УШМ серия CM 'SILVER LINE TOP' - сплошной, высота алмазного сегмента 10 мм. Максимально чистый срез при работе с мозаикой - из натурального камня, керамогранитной, глазурованной и стеклянной, а также со слабами тонкого керамогранита. Очень долгий срок службы. Низкая скорость резки, не толкать для ускорения!

инструмент для мозаики купить в Москве MONTOLIT SIGMA


Диски для станков серия CPV 'SILVER LINE TOP' - сплошной, специальная форма режущего края. Максимально чистый срез при работе со стеклянной мозаикой, стеклянной плиткой, листами стекла толщиной до 3 см; отличный результат при резке мозаики из натурального камня. Очень долгий срок службы. Низкая скорость резки - не толкать для ускорения!



Дисковые кусачки 55W2 (улучшенная версия кусачек 55W) - специально разработаны для профессиональной работы с мозаикой - создания классических и дизайнерских мозаичных панно. Также могут быть очень полезны для формирования нужной линии края любой экстра-твёрдой, керамогранитной или ка..


• специальные кусачки для керамики толщиной до 15 мм • лезвие из карбида вольфрама отличается особой твёрдостью и точностью • конструкция кусачек не позволяет лезвиям соприкасаться. Это значительно продлевает срок службы кусачек, поддерживая неизменной первоначальную точность л..


Специальные кусачки для мозаики - стеклянной и глазурованной - толщиной до 15 мм. Предназначены для более безопасной резки и чистого среза хрупких материалов, чем кусачки по керамической плитке • лезвие из карбида вольфрама отличается особой твёрдостью и точностью • специально ..


Кованая сталь с термообработкой. PVC-покрытие ручек. Разработаны для расширения отверстий, например, под сантехнику и трубы. Маленькая головка для работы с маленькими отверстиями. Специальная конструкция для настройки захвата в соответствии с толщиной материала. Никелир..

Читайте также: