Инструкция по от при работе с интерактивной доской в доу

Обновлено: 15.05.2024

Материалы и разработки для работы специалиста по охране труда и ответственного за предупреждение детского травматизма.

ВложениеРазмер
12_pri_rabote_sproektsionnoy_apparaturoy.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной»

(ГБОУ Школа № 1394)

109144, г. Москва, Батайский проезд, д. 47

с 28.08.2015 г. на заседании профсоюзного комитета

Протокол № 01 от 28.08.2015 г.

Председатель профсоюзного комитета ГБОУ Школа №1394

_____________/ Писарева Л.П ./

от « 28 » августа 2015 года

_______________/ Тихонов В.А. /

от « 28 » августа 2015 года

По охране труда при работе с проекционной аппаратурой.

Инструкция разработана: специалистом по охране труда

ГБОУ Школа №1394 Роговским А.А.

Дата введения в действие: 01.09.2015 года

По охране труда при работе с проекционной аппаратурой.

1. Общие требования безопасности.

1.1. К работе с проекционной аппаратурой допускаются лица не моложе 18 летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда, специальное обучение на право работы с электрической проекционной аппаратурой, прошедший инструктаж по электробезопасности с присвоением 1 группы.

1.2. Учащиеся к работе с проекционной аппаратурой не допускаются.

1.3. Опасные производственные факторы:

- поражение электрическим током при отсутствии защитного зануления или использовании рабочего нулевого провода в качестве защитного, поврежденной изоляции и оголенной токоведущей части провода, неисправное вилке или розетке;

- поражение электрическим током при попадании последнего на корпус аппарата при повреждении внутренней изоляции электрической схемы;

- ослепление глаз сильным световым потоком при снятии защитного кожуха демонстрационного прибора во время его работы без отключения от электрической цепи;

- ожоги рук при касании к защитному кожуху демонстрационного прибора во время его работы;

1.4. Помещение, в котором используется проекционная аппаратура, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения: огнетушителем, песком, огнестойкой тканью.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Проверить аппарат, и при необходимости отрегулировать на этот предмет.

2.2. Проверить закрепленность проекционного аппарата и отрегу-лировать направление светового потока.

2.3. Проверить надежность крепления и целостность цепи защитного зануления.

2.4. Проверить целостность изоляции подводящего провода, вилки, розетки и надежность их крепления. При неисправном проводе, розетке, вилке, заземляющем проводнике работать на аппарате ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2.5. Проверить наличие, исправность и надежность средств пожаротушения. При неисправности, ненадежности или отсутствии средств пожаротушения работать на проекционном аппарате ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Работать с демонстрационным аппаратом допускается только сухими руками.

3.2. Включить прибор в электрическую сеть, убедиться в его бесперебойной работе, а также в работе охлаждающего вентилятора.

3.3. Во избежание ожогов рук и повреждения аппарата ЗАПРЕЩАЕТСЯ касаться руками обэектива демонстрационного аппарата во время его работы.

3.4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ оставлять демонстрационный аппарат без присмотра во время его работы.

4. Требования безопасности при аварийных ситуациях.

4.1. При обнаружении неисправности в работе демонстрационного аппарата следует немедленно отключить его от электрической сети. Устранить неисправность, если это возможно и продолжить работу.

4.2. При воспламенении аппарата набросить на аппарат противопожарную ткань, объявить порядок выхода людей из помещения, продолжить устранение возгорания аппарата, сообщить администрации о случившемся.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Отключить демонстрационный аппарат от электрической сети, оставив работать охлаждающий вентилятор, если таковой имеется в аппарате, вынуть вилку из розетки.

5.2. Дождаться когда остынет аппарат, привести его в состояние, пригодное для хранения и убрать в отведенное для этого место или накрытии его.

5.4. Собрать экран и убрать его в отведенное для хранения место.

5.5. Проверить помещение, убрать в отведенное место средства пожаротушения, убрать с пола ненужные предметы, привести помещение в пригодное для закрытия состояние.

При использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе необходимо знать и соблюдать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие безопасность использования информационных технологий в работе с детьми.

При использовании мультимедийных технологий в рамках образовательного учреждения должны быть соблюдены следующие требования:

• правила техники безопасности при работе с компьютером;

• правила противопожарной безопасности;

· правила охраны труда, охраны жизни и здоровья детей.

Независимо от формы и вида применения компьютерных технологий для развития детей, необходимо соблюдать сани тарно-гигиенические требования к использованию компьютерных

технологий в учебном процессе согласно СанПиН.

Санитарно-гигиенические и эргономические требования к организации деятельности детей при использовании компьютерных технологий.

Применение мультимедийных пособий в дошкольной образовательной организации должно соотноситься с реализуемой образовательной программой и общим планом воспитательно-образовательной работы с детьми. Планировать занятия с использованием электронных ресурсов необходимо, придерживаясь тематического принципа и соблюдая гигиенические требования к организации учебной деятельности детей дошкольного возраста. Место занятий с применением компьютеров в режиме дня дошкольной образовательной организации, требования к оборудованию и помещениям четко определены санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Нельзя допускать проведение компьютерных занятий в ущерб дневному сну, прогулке и другим оздоровительным мероприятиям.

Гигиенические нормы и требования к организации образовательной деятельности

с использованием компьютеров

1. Одноразовая длительность работы детей 5-7 лет на компьютере - не более 10 мин. В конце занятия обязательно отводится время для зрительной гимнастики ( 1 -2 мин.).

2. В течение дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.

3. Максимальная кратность работы в течение недели для детей 5-7 лет - 3 раза в неделю (оптимально - 1 -2 раза).

4. Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютерах: вторник, среда, четверг - оптимально (дни наиболее высокой работоспособности).

5. Рекомендуемое время дня для занятий: оптимально - первая половина дня; допустимо - вторая половина дня (в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15:30 до 16:30, после дневного сна и полдника).

Гигиенические нормы и требования к рабочему месту ребенка

1. Площадь рабочего места:

• старые мониторы (на базе ЭЛТ) - 6 м 2 (- 3 х 2 м),

• плоские мониторы - 4,5 м 2 (- 2 х 2 м).

2. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с компьютерами:

• конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединенных вместе,

на одной поверхности стола располагается дисплей, на другой - клавиатура.

• конструкция стола должна предусматривать плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460-520 мм при глубине

не менее 550 мм и ширине - не менее 600 мм'; возможность плавного и легкого изменения угла на­

клона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град., с надежной фиксацией;

• ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;

• поверхность стола для клавиатуры должна быть

ровной, без углублений;

• пространство для ног под столом над полом должно

составлять не менее 400 мм.

Запрещается использовать для занятий табуретки или скамейки.

1.1. Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые при исполнении своих должностных обязанностей используют интерактивную доску.

1.2. К работе с интерактивной доской допускаются педагоги, ознакомленные с руководством пользователя, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

1.3. Опасные производственные факторы:

- поражение электрическим током и возникновение пожара при отсутствии заземления, несправном электрическом кабеле (шнуре) и электрической вилки, при работе в слишком влажных помещениях;

- ослепление глаз сильным световым потоком демонстрационного прибора (проектора) во время его работы;

- получение травм при чрезмерном физическом давлении на укрепленную на стене интерактивную доску и лоток для перьев (крепления рассчитаны только на вес интерактивной доски, когда она используется по назначению).

1.4. Все манипуляции с интерактивной доской проводить только в присутствии лица, ответственного за ее эксплуатацию.

1.5. Интерактивную доску можно эксплуатировать:

- при температуре воздуха в помещении от 5 до 35 градусов C ;

- при относительной влажности воздуха от 5% до 80%;

1.6. Неисправности и неполадки, возникшие при эксплуатации интерактивной доски, устраняются только после отсоединения от электрической сети и только лицом, ответственным за эксплуатацию.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

2.1. Убедиться в исправности всех составных частей интерактивной доски (компьютера, проектора и др. аксессуаров доски) внешним осмотром.

2.2. Подключение интерактивной доски проводить в следующей последовательности: сначала соединяются комплектующие части доски, затем подключение к электрической сети.

2.3. Обращаться с кабелем осторожно, не допускать его перегиба.

2.4. Не оставлять кабелей и проводов на полу, чтобы их не задевали ногами. Если кабель должен проходить по полу закрепить его креплением, цвет которого заметно отличается от цвета пола.

2.5. Проверить надежность крепления доски на стене.

2.6. Допуск к работе с доской учеников производить только после практической проверки лицом, ответственным за эксплуатацию, работы интерактивной доски в проекционном и не проекционном режимах.

3. Требования охраны труда во время работы.

3.1. Не подключать комплектующие части интерактивной доски к электрической сети влажными руками.

3.2. При подключении к сети убедиться в нормальной их работоспособности.

3.3. При работе у доски в проекционном режиме не поворачиваться в сторону проектора.

3.4. Избегать попадания брызг (воды) на составные части доски, исключить попадания жидкости на чувствительные электронные компоненты во избежание их повреждения.

3.5. Не оставлять интерактивную доску в работающем состоянии без присмотра.

3.6. Не допустимо, сильно давить перьями на интерактивную панель.

3.7. Запрещается прислоняться, стучать по интерактивной панели.

3.8. Соблюдать правила личной гигиены.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении неисправности необходимо отключить комплектующие составляющие интерактивной доски от источника питания.

4.2. При возникновении пожара действовать в соответствии с инструкцией по мерам безопасности.

4.3. При ослеплении лица, находящегося у доски, световым потоком проектора, вывести его из под луча, при необходимости отключить проектор.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. Отключить комплектующие составляющие интерактивной доски от источника питания.

5.2. Не используемые для последующей работы аксессуары интерактивной доски убрать в отведенное для хранения место.

5.3. Обеспечить влажную уборку помещения.

5.4. Исключить допуск в помещение посторонних без лица, ответственного за эксплуатацию интерактивной доски.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1 ТСО способны оптимизировать учебный процесс только при условии их гигиенически рационального, безопасного для здоровья школьников и педагогов использования.

1.2 Интерактивная доска - сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передается на доску проектором, используется для визуализации текстовой и графической информации с последующей корректировкой и сохранением на электронных носителях.

1.3 Использование на уроке интерактивной доски расширяет дидактические возможности обучения, повышает учебную мотивацию учащихся, что может способствовать сохранению уровня их работоспособности. Но в то же время увеличение информационной нагрузки, отмеченное выше, увеличивает риск повышения утомительности и способно привести к обратному результату.

II ОСНОВНЫЕ РИСКИ

2.1 Светящийся экран интерактивной доски является источником электромагнитных излучений, уровень которых не превышает предельно допустимых норм, однако на здоровье людей влияет и малая интенсивность в случае их регулярного и длительного воздействия.

2.2 Нерациональное использование интерактивной доски создает ощущение дискомфорта, вызывает головные боли, ощущение мельканий перед глазами, ухудшает зрение и снижает умственную работоспособность.

III РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

3.1 Использование интерактивной доски предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условий для восприятия информации.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения в 1 – 4 классах 15 – 20 минут, 5 – 7 классах 20 – 25 минут, в 8 – 11 - 25 – 30 минут. После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.

3.2 Педагог, использующий в своей практике интерактивную доску, должен обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.).

Во избежание явлений утомления и снижения работоспособности пользователей интерактивной доской НЕЛЬЗЯ использовать следующие сочетания цветов: желтый шрифт на белом фоне, черный шрифт на сером фоне, одновременное применение большого количества различных цветов и малый размер шрифта.

IV ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

4.1 Советы по технике безопасности для преподавателей

- Предупредите учеников, чтобы они не смотрели прямо в объектив проектора, который испускает яркий луч света. Рекомендуйте им во время работы с интерактивной доской находиться спиной к проектору. Прежде чем повернуться лицом к классу, ученик должен отступить в сторону от луча проектора.

- Не смотрите прямо на луч света из проектора. Делая пометки на проецируемом изображении, стойте спиной к классу. Прежде чем повернуться к классу лицом, отступите от интерактивной доски в сторону.

- Предупредите учеников, чтобы они не трогали проектор, так как во время работы он сильно нагревается.

- Не предлагайте ученику встать на стул, чтобы он смог дотянуться до верха доски. Если учащийся не может дотянуться до верхней части интерактивных элементов, возможно, стоит ниже смонтировать доску на стене.

4.2 Предотвращение повреждения интерактивной доски

- Хотя поверхность интерактивной доски является износостойкой, соблюдайте приведенные ниже меры предосторожности, чтобы не повредить интерактивную поверхность и другие компоненты доски.

- Не пишите на доске острыми и остроконечными предметами, например шариковой ручкой или указкой.

- Не используйте абразивные материалы или химически агрессивные вещества для очистки изделия от загрязнений.

- Не устанавливайте интерактивную доску и не пользуйтесь ей в помещениях с высоким уровнем пыли и влажности.

- Не используйте сжатый воздух для очистки камер интерактивной доски, поскольку сильный поток воздуха может повредить их.

4.3 Поддержание поверхности в чистом состоянии

При надлежащем обслуживании интерактивная доска исправно прослужит немало лет. Для очистки поверхности интерактивной доски соблюдайте указанные ниже правила.

- Не распыляйте растворитель непосредственно на поверхность интерактивной доски. Нужно смочить растворителем тряпку, а затем осторожно протирать этой тряпкой интерактивную поверхность.

- Удаляйте грязь с интерактивной доски не реже двух раз в год.

- Не допускайте попадания растворителя на светоотражающие поверхности рамки или в отсеки лотка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

режима работы дошкольных образовательных организаций" не содержат жестких требований к организации образовательного процесса с использованием технических средств, поэтому при создании модели образовательного процесса с использованием информационных технологий ориентируются на следующие нормативно-правовые документы:

Санитарно-гигиенические требования к использованию электронных образовательных ресурсов в ДОО 1.

Санитарно-гигиенические требования к использованию электронных образовательных ресурсов в ДОО

1."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2626-10;

2.СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Санитарно-гигиенические требования к использованию электронных образовательных ресурсов в ДОО Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва

Санитарно-гигиенические требования к использованию электронных образовательных ресурсов в ДОО

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".


3 раз: - 6 1 5 10 мин вторник, среда, 6 1 7 - 15 мин четверг " width="640"

Непрерывное время работы с техническими средствами обучения для детей 5-7 лет

Непрерывная длительность (мин.), не более

Продолжительность

течение дня

вторник, среда,

Непрерывное время работы с техническими средствами обучения для детей 5-7 лет Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут , для детей 6 лет - до 10 мин .

Непрерывное время работы с техническими средствами обучения для детей 5-7 лет

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут , для детей 6 лет - до 10 мин .

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см . Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см . Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером Организационные условия определятся в соответствии с пунктом 5.7. СанПиНа 2.4.2.2821-10, где говорится о том, что допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее (доски) освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Это требование является действительно очень важным, именно наличие пятен повышенной яркости вредно и мешает восприятию информации с экрана или доски.

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером

Организационные условия определятся в соответствии с пунктом 5.7. СанПиНа 2.4.2.2821-10, где говорится о том, что допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее (доски) освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Это требование является действительно очень важным, именно наличие пятен повышенной яркости вредно и мешает восприятию информации с экрана или доски.

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером В пункте 5.6. СанПиНа приводятся требования по расстановке столов рядами, однако четко указано, что данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. Поэтому в помещениях, оборудованных интерактивными досками, можно использовать расстановку мебели, позволяющую организовать групповую работу.

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером

В пункте 5.6. СанПиНа приводятся требования по расстановке столов рядами, однако четко указано, что данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. Поэтому в помещениях, оборудованных интерактивными досками, можно использовать расстановку мебели, позволяющую организовать групповую работу.

Признаки компьютерной усталости у детей дошкольного возраста 1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п. 2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу. 3.

Признаки компьютерной усталости

у детей дошкольного возраста

1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.

2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.

3. "Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.

4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех и др.

Читайте также: