Гравюра на линолеуме это

Обновлено: 10.05.2024

Линогравюра — это один из видов высокой печати. В отличие, например, от ксилографии (гравюры на дереве), линолеум обладает приятной мягкостью и не сильно сопротивляется, резать его одно удовольствие. Каждый отпечаток может стать уникальным, если экспериментировать с количеством краски и силой давления при переносе на лист. Так что совсем не обязательно нести свою работу в типографию, вы можете сами напечатать тираж, в котором каждый оттиск будет обладать своей ценностью. Предпочтение линогравюре отдавали многие художники, например, у немецких экспрессионистов вы найдете немало работ в этой технике. Но и сейчас, в эпоху 3D-принтеров, современные художники продолжают резать линолеум. Сегодня у нас мастер-класс по линогравюре.

«Типацеха» — это команда четырех иллюстраторов, выпускников Британской высшей школы дизайна. Нина Стадник, Света Муллари, Лена Четверик и Кристина Колесникова работают вместе как независимое издательство, среди их проектов — ежеквартальный журнал графических работ «Бумажно», независимые журналы, календари, комиксы, а также принты в разных техниках ручной печати. «Типацеха» проводят мастер-классы по иллюстрации и созданию собственных книг, в том числе и в технике линогравюры. Мы встретились с ними в принт-мастерской Британской Высшей школы дизайна, где проследили за процессом создания принта.

Для того, чтобы печатать линогравюру, вам понадобятся:

1) Линолеум. В художественном магазине можно купить специальный, для линогравюры, а можно приобрести обычный в строительном магазине. Важно, чтобы он был не пористым и не слишком мягким, иначе резать его будет сложно. Можно взять с собой в магазин штихель (специальный нож для линогравюры) и попробовать.

2) Штихели или резцы. Их также можно купить в художественном магазине. Они отличаются по толщине — более толстый позволит вам снимать большие куски линолеума, тонкий — вырезать тонкие линии. В таком ноже главное острота.

3) Краска. Подходит офортная или специальная краска для линогравюры на водной основе. Отличительная особенность этих красок — они не засохнут раньше, чем оттиск окажется на бумаге, что может произойти, например, с акрилом.

5) Тряпки, чтобы сохранять чистоту и эстетичность процесса.

7) Бумага, на которой вы собираетесь печатать. Это, кстати, может быть не только бумага, но и ткань.

При создании эскиза важно четко понять, что именно будет черным, а что белым. В линогравюре хорошо работает пятно с мелкими деталями, поэтому линейный рисунок — не самый подходящий вариант. И по этой же причине лучше рисовать эскиз материалами, которые позволяют работать пятном (тушью или маркером). Проверьте все пересечения и переходы в рисунке — отрезать лишнее будет обидно, поэтому лучше заранее все продумать. Место серого в линогравюре обычно занимают ритмичные штрихи, их направление также имеет значение. Зато, решив все сложные вопросы до вырезания, в процессе сможете расслабиться и почувствовать весь кайф этой техники.

Перевод эскиза на линолеум

Тут самое важное помнить, если вы решили сразу нарисовать эскиз на линолеуме, то при печати изображение получится зеркальным! Существует небольшой трюк, как просто перевести эскиз с бумаги на линолеум и получить то, что вы задумали. Для начала обведите свой эскиз очень мягким графитным карандашом, после этого положите его на линолеум и пройдитесь по обратной стороне карандашом.

Нужно применить усилие, чтобы ваш эскиз оказался в итоге на линолеуме. Он будет выглядеть зеркально, но оттиск на бумаге получится, как надо.

Теперь начинается самое интересное. Во-первых, нужно помнить про меры осторожности: резак — это острое оружие, и не стоит класть вторую руку по направлению реза. Вырезать вы будете те места, которые хотите оставить белыми. Можно даже заштриховать черным маркером все то, что вырезать не нужно, чтобы не запутаться. Если вы не уверены, стоит ли резать дальше — всегда можно сделать отпечаток и, уже глядя на него, решить. И еще, не обязательно точь-в-точь повторять ваш эскиз. У линий, которые дает штихель, есть свое очарование, можно доверять им и смотреть на то, что получается.

Перед тем как наносить краску, ее нужно валиком раскатать на стекле (или на толстом пластике), добиваясь равномерного слоя. Затем, также при помощи валика, нанести краску на линолеум.

Линогравюра — это гравирование на линолеуме, печатная форма для так называемой высокой печати. Возникла линогравюра на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолиума. В России, один из первых, серьезно стал заниматься это техникой Иван Павлов. С 1909 года Павлов, работая в типографии Ивана Сытина, стал применять для обложек и иллюстраций линогравюру вместо трудоемких литографии и цинкографии.

Этот мастер-касс рассчитан на новичков и предполагает использование подручных средств, а не профессиональных инструментов и материалов. Одним словом, для тех кто хочет просто попробовать и сделать это на «коленке»!

И так, что же понадобится для созданная нашей первой работы:

2. Режущий инструмент (резак, штихель, стамеска).

4. Резиновый валик.

7. Маркер и карандаш.

8. Столовая ложка.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 1

Начинаем с создания эскиза. Выбираем близкий вам сюжет или тему и начинаем отрисовывать ее на бумаге. Так же вы можете скачать мой эскиз.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 2

Работая карандашом сразу заштрихуйте объекты и формы, которые будут отпечатываться — это создаст правильное представление того каким будет изображение на печати.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 3

Второй шаг это выбор и подготовка линолеума. Линолеум художественный — очень дорогой, поэтому мы будем использовать строительный, единственное что нужно учесть его толщина должна быть не меньше 2,5 мм, он должен быть твердым и однородным. Купить такой можно на строительных рынках или в специализированных супермаркетах, причем нередко там торгуют обрезками. Отрезаем кусок линолеума исходя из размеров эскиза с небольшими припусками с каждой стороны для удобства работы. Затем тщательно шлифуем всю поверхность наждачной бумагой (это делается для того, чтобы краска равномерно ложилась на нашу будущую форму).

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 4

Шаг третий. Переводим на кальку рисунок с эскиза мягким карандашом (я использую карандаш 8В). Кальку и эскиз между собой лучше скрепить, например, канцелярскими прижимами.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 5

Затем уже с кальки переводим рисунок на линолеум. Переворачиваем кальку той стороной, на которой остался след от мягкого карандаша и тупым карандашом или шариковой ручкой путем нажатия переводим рисунок на линолеум. Получившийся рисунок на линолеуме обводим тонким фломастером черного цвета. Можно использовать для перевода копировальную бумагу и обойтись без кальки, но она имеет свойство пачкаться и смазываться (я не рекомендую, проверено на опыте).

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 6

Шаг четвертый. Берем в руки штихель (угловая стамеска) и начинаем гравировать. Вместо штихеля можно использовать небольшую полукруглую стамеску. Также понадобится макетный или канцелярский нож для подрезки контуров. Снимаем области линолеума, которые не должны отпечатываться и оставляем не тронутыми те, которые будут печататься.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 7

Спешить не нужно, но и слушком аккуратно работать тоже не правильно. Постарайтесь добиться живой линии, работайте смело, активно и в тоже время следите за инструментом, что бы не пораниться.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 8

Шаг пятый. Если все необходимые участки вырезаны и проработаны стряхните мусор и удалите всю пыль с формы.Приступаем к накатке краски на форму. Я использую штемпельную краску, она идеально подходит в нашем случае так как стоит недорого и высыхает очень медленно. Купить такую можно почти в любом канцелярском магазине. Что бы раскатать краску я использую резиновый валик для фотографий (такой есть почти у всех, кто занимался печатью пленочных фотографий дома). Если такого валика нет под рукой, можно купить полиуретановый валик для обоев. Сначала нужно раскатать краску на стекле, чтобы равномерно нанести ее на всю поверхность валика.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 9

Затем хорошо с усилием накатать краску на форму. Делать это нужно в разных направления, избегая нераскатанных сгустков краски.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 10

Шаг шестой — печать. Берем плотный лист бумаги, например, ватман или бумагу для акварели (если хотите поэкспериментировать) накладываем на форму и печатаем. Я для печати использую обычную столовую ложку и круговыми движениями прикатываю бумагу к форме, проходя несколько раз в противоположенных направлениях. Так же отлично подойдет бутылка, кусок пластиковой трубы или жесткая втулка от какого-нибудь рулона — всем это прекрасно прокатает бумагу.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 11

Расширяем горизонты применения талантов: рассказываем про необычные техники и приёмы творческого самовыражения. Сегодня поговорим о линогравюре.

Линогравюра — это техника высокой печати, когда краска переносится на бумагу с выступающих участков печатной формы, а места, которые бумаги касаться не должны, углубляются. Линогравюра или Гравирование на линолеуме — самая молодая из основных графических техник.

Из глубины веков

Ксилография — гравюра на дереве — зародилась в Китае, по некоторым источникам, уже в VI - VII веках. Самая ранняя, из дошедших до нас китайских гравюр, датирована 868 годом. Фрагменты ксилографических книг на арабском языке, относящихся к периоду между X и XIV веками, были найдены в Египте.

Первые европейские ксилографии появились на рубеже XIV - XV веков. Историки связывают появление гравюры с началом производства бумаги в европейских странах. Самая раняя датированная ксилография относится к 1418 году. Именно в эпоху раннего Возрождения гравюра развивается как самостоятельный вид искусства и как средство массовой печати.

Линогравюра возникла на рубеже XIX - XX веков: в 1860-х годах появился линолеум как строительный материал. А после уже нашёл применение и как основа для гравюры. Одними из первых мастеров, использовавших линолеум вместо дерева, были художники-экспрессионисты немецкой группы «Мост», когда им потребовалось отпечатать плакаты большого формата и обои.

Первыми в России мастерами линогравюры стали Иван Павлов, Николай Шевердяев и Вадим Фалилеев. Примечательно, что Павлов способствовал широкому внедрению линогравюры в книжное дело.

В технике линогравюры работали даже такие великие художники как Пабло Пикассо и Анри Матисс. Пикассо фактически изобрел метод гравировки одного куска линолеума для всех цветов: наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.

Материалы и инструменты

Освоить линогравюру можно даже самостоятельно. Главное желание и правильные инструменты :)

Например, для новичков или для детского творчества продаются специальные наборы для линогравюры, в которые входит всё необходимое для создания отпечатка.

Для начала выбираем материал — можно приобрести специальный линолеум для линогравюры, а можно воспользоваться и бытовым линолеумом — однотонным и без фактуры, толщиной 3-5 мм.

Так же понадобится набор резцов , лезвие которых бывает разной формы: радиусная, плоская, коробчатая, уголковая (есть и в художественных, и в хозяйственных магазинах).

Следующий этап: выбираем краски . В продаже есть специальные краски для линогравюры , а можно взять типографскую краску, гуашь или акрил . Можно даже воспользоваться краской для текстиля и перенести изображение на ткань. Главное, чтобы краска была умеренно густая и не слишком быстро сохнущая.

Для нанесения краски на основу потребуется валик. Это может быть полиграфический вальцмассовый валик или обычный резиновый для обоев.

Материал для оттиска — бумага, картон, ткань .

Пресс — в домашних условиях это может быть валик, ложка или обыкновенная скалка. Такое точно есть дома у каждого ;)

Начинаем творить и вытворять

Если линолеум недостаточно гладкий, нужно тщательно отшлифовать.

Сначала создаётся эскиз . Необходимо хорошо продумать все детали, разобрать, где будет свет, а где тень. Это очень ответственный этап работы. За счёт штрихов, их толщины, частоты, размеров, направлений передаётся не только форма предметов, но и разница в материалах. Готовый эскиз переносится на линолеум.

Проще всего при помощи карандаша перевести рисунок на кальку, положить под кальку на линолеум копировальную бумагу и обвести рисунок карандашом. Или вообще нарисовать эскиз тушью сразу на линолеуме. Важно помнить, что изображение на линолеуме должно быть зеркальным .

Рисунок на линолеуме делается резцами различных профилей и размеров. При работе с острыми инструментами помните о технике безопасности!

Когда печатная форма готова, на неё валиком наносится краска. Важно следить за её количеством, чтобы не залить мелкие штрихи или наоборот не оставить непрокрашенные участки.

Теперь можно переносить изображение. На прокрашенную поверхность кладут лист бумаги или картона и прижимают прессом или вручную. Главное при печати — хорошо прижать печатную форму к материалу, но не переусердствовать, чтобы не смять тонкие штрихи .

То что я знаю по книгам,это что первые печатные изображения были найдены в Китае, VI века. Например, самая известная ксилография, является китайская Алмазная сутра, 868 год н. э. Есть ещё ранние тексты из Кореи, отпечатанные с досок, в первой половине VIII века, а в Японии – существует фрагмент буддийского текста, датируемый 60- ми годами того же столетия.

Что такое эстамп?

Эстампом (от фр. estamper – штамповать, оттискивать) называется художественное произведение графики, отпечатанное с авторской печатной формы.

В Западной Европе гравюра появилась XIV–XV веков. Рождение гравюры, совершенно нового вида искусства, определилось несколькими причинами – технологическими, эстетическими, социальными. Развитие гравюры связано в первую очередь с широким распространением бумаги, ставшей привычной в Европе к концу XIV века.

Что такое гравюра?

Гравюра (от французского слова «graver» – вырезать) входит в широкое понятие «эстамп», это одна из основных графических техник. Гравюра является самым молодым видом изобразительного искусства и самым старым видом печатной графики. Под гравюрой понимают изготовление печатных форм матриц и получение с них при помощи печатной краски тиражных оттисков на бумаге. Каждый оттиск является произведением печатной графики. Оригиналом считается оттиск, напечатанный и подписанный самим художником. Гравюрой называют как оттиск с доски, так и саму гравированную печатную форму. Гравюра давно вошла в историю искусства, тесно переплелась с историей книгопечатания, полиграфией и издательским делом.

Что такое ксилография?

Ксилография (др."греч.ксило – дерево и графо – пишу, рисую) – гравюра на дереве, высокая печать. В высоком способе печати черные (печатающие) штрихи рисунка остаются на доске нетронутыми, а промежутки между ними вырезаются. Основной тон остается сплошным темным тоном и работа может быть сравнима с рисованием белилами на черной бумаге. В «высокой» гравюре краска покрывает все выступающие места гравюры, не входя в углубления, которые остаются на отпечатке светлыми.

Я не буду пересказывать вам всю историю гравюры, а вернусь к открытию линогравюры. В период перехода ксилографии (начало 20 века) от репродукционной к авторской и с изобретением новых химических соединений, появляется новая форма печатной графики – гравюра на линолеуме.

Линогравюра, что это?

Самая простая из техник высокой печати. Впервые линолеум использовали вместо деревянной доски в 1905 г. (линолеум для настила полов был изобретен еще в 1860-е гг.) художники немецкой группы «Мост», когда им понадобилось напечатать большие листы плакатов, а спил дерева этого не позволял.

Линогравюрой называют гравюру, вырезанную на пластическом материале (линолеум, полимеры) . Она является разновидностью выпуклой (высокой) гравюры. Линолеум, как материал для гравюры, обладает многими положительными качествами. Он дешев, на нем можно быстро и легко резать, он не требует большого и сложного набора инструментов и выдерживает в печати большой тираж.

Линогравюра, нашла применение не только в полиграфии, но также в дизайне интерьеров. В числе первых художников России, кто серьезно занялся линолеумом как материалом, пригодным для гравирования, был И.Н. Павлов.

Линогравюра — способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати , где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах , технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы « Мост» ( Die Brücke) в Германии , где подобным образом печатались обои.

Линогравюра

Описание техники линогравюры. Изготовление оттисков начинают с нанесения рельефа на фрагмент линолеума толщиной от 2,5 до 5 мм. Рисунок в зеркальном отражении вырезается острым ножом или V-образной стамеской. После этого лист с помощью валика покрывается краской того же типа , что используется в ксилографии. При этом стоит учитывать , что большое количество краски может залить мелкие детали , а из-за слишком малого некоторые участки могут остаться непропечатанными. На прокрашенную поверхность кладут лист бумаги и прижимают к матрице прессом или вручную.

Анри Матисс, «Флорентина» (1938). Частная коллекция Нюансы линогравюры. Линолеум — гладкий материал

Анри Матисс , «Флорентина» ( 1938). Частная коллекция

Нюансы линогравюры. Линолеум — гладкий материал без направляющей текстуры , поэтому его можно резать в любом направлении. И хотя мягкость значительно облегчает резьбу , она зачастую усложняет прорезывание тонких линий.

Цветные линогравюры можно печатать , вырезая отдельные матрицы для каждого задуманного цвета , как в гравюре на дереве. Или , как продемонстрировал Пабло Пикассо, можно использовать один кусок линолеума: наложив очередной цвет на бумагу , художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты , оставляя те , на которые ещё нужно нанести краску.

Благодаря простоте и дешёвым материалам этот метод широко используется в школах , чтобы познакомить детей с искусством эстампа. Начинающие и непрофессиональные художники также часто начинают с линолеума , прежде чем перейти к дереву. Поскольку этот материал относительно тонкий и мягкий , получить оттиск

Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше

на бумаге можно и без печатного станка , а вручную — например , прижав тыльной стороной деревянной ложки.

Читайте также: