Фундаментом социального прогресса выступает

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Вспомогательные материалы при подготовке к ЕГЭ по обществознанию .

ТЕМА 6. Понятие общественного прогресса.

1.Прогресс и регресс.

Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Двумя основными противоположными линиями общественного развития считаются прогресс и регресс.

Прогресс (от лат. «движение вперёд, успех») - одна из двух основных линий развития общества, при которой позитивные сдвиги перевешивают негативные и происходит поступательное движение общества от низших форм общественной организации к более высоким и сложным.

Регресс (от лат. «движение назад») – одна из двух основных линий развития общества, при которой негативные сдвиги перевешивают позитивные, происходит обратное движение общества от более высоких форм общественной организации к более низким и упрощённым.

2.Критерии (примеры) общественного прогресса:

В технике и технологиях:

1.Введение в строй нового оборудования для добычи нефти.

2.Строительство мусороперерабатывающих заводов вместо заводов по сжиганию мусора.

3.Расширение и использование энергии солнечных и ветряных электростанций.

4.Создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него.

5.Создание средств вооружённого нападения дальнего действия.

6.Строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах.

Гуманизация общественных отношений:

1.Запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания.

2.Введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными.

3.Расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишения свободы.

3.Противоречивость прогресса:

1.Прогресс охватывает не все сферы общества одновременно.

2.Прогресс в одной сфере человеческих отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой.

3.Прогресс приводит к неоднозначным последствиям.

Примеры, иллюстрирующие противоречивость прогресса:

1.Египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей.

2.Прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды.

3.Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - всё это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

4.Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан.

5.Развитие орудий труда, технологические революции – яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы земли.

6.Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязнённым воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т.д.

7.Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное оружие массового уничтожения. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда человека, но повлекло за собой новые болезни, связанные с непрерывной длительной работой у дисплея.

Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о движении человечества вперёд. Поэтому особый смысл имеет обоснование критериев общественного прогресса.

4.Проблема негативных последствий прогресса:

Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему.

В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз «СМС-зависимость».

5.Теории общественного развития:

Прогресс возможен только для отдельного человека, но не для истории.

Существует извечная проблема: как совместить столь различные взгляды?

Очевидно, что критерием общественного прогресса может являться мера свободы , которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития её потенциальных возможностей . Таким образом, степень прогрессивности того или иного развития следует оценивать по степени «человечности» общественного устройства, по уровню гуманизации общества.

1.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер

2)успехов в освоении космического пространства

3)отмирания обычая кровной мести

4)учения о разделении властей

2.В страну А. вторглись кочевники, разорив города, сёла, разрушив сложные ирригационные системы земледелия. На долгие годы пришли в запустение торговые центры, сместились торговые пути.

Какая форма общественных отношений может быть проиллюстрирована приведённым примером?

3.С помощью такого критерия как гуманизация общественных отношений можно проиллюстрировать прогрессивный характер

1)использования информационных технологий в школьном образовании

2)освоения нового способа добычи нефти на морском шельфе

3)смягчения уголовного законодательства, введение санкций, не связанных с лишением человека свободы

4)проведения исследований в области создания органических веществ с заранее заданными свойствами

4.К факторам, подтверждающим противоречивость прогресса, учёные относят

1)отсутствие подъёмов и спадов, линейное развитие

2)положительные и отрицательные последствия прогрессивных сдвигов

3)положительные изменения во всех сферах общественной жизни

4)медленное поступательное развитие всех сфер общественной жизни

5.Прогрессивный характер какого из перечисленных социальных явлений основан на успехах науки и техники?

1)введение всеобщей воинской повинности

2)реформирование системы государственной службы

3)использование обществом энергосберегающих технологий

4)окончание холодной войны

6.Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества как о

4)не имеющем направления процессе

Задание. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны (+)

2.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Общественный прогресс - сложное и противоречивое явление, его результаты неоднозначны.

Б. Интегрирующим критерием общественного прогресса выступает упрочение и развитие нравственных основ общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3.С помощью такого критерия как гуманизация общественных отношений можно проиллюстрировать прогрессивный характер

1)проведения исследований в области создания органических веществ с заранее заданными свойствами

2)введения нового поколения микропроцессорных технологий

3)отказа от смертной казни как меры наказания за особо тяжкие преступления

4)запуск нового модуля Международной космической станции (МКС)

4.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.

Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.

1) верно только А

2) верно только Б (+)

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о прогрессивном развитии общества?

А.Социальный прогресс - переход к более совершенным формам развития общества.

Б.Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всём протяжении истории.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А.Общественный прогресс возможен только в области техники и технологии, не затрагивая сферу духовности, нравственных устоев.

Б.Общественный прогресс представляет собой совокупность всех поступательных изменения в обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«_________(1) прогресса французские просветители видели в развитии человеческого _________(2), в распространении ________(3). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в XIX веке более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической _________(4) к другой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной _________(5), рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом _________(6), то есть переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному».

Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Исторический _________(1) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные этапы развития человеческого общества вплоть до наших дней. Он интегрирован в социальные _________(2), являющиеся неотъемлемой его сущностью:___________(3) людей (индивидов, социальных групп), продукты человеческой ___________(4) (материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи, концепции). Его основу составляют ___________(5), то есть те или иные прошедшие или проходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются экономические, социальные, политические и культурные связи и ___________(6)».

avakinanfesa

Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Регресс - обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей

развитие человеческого разума, в распространении просвещения (А. Тюрго, М. Кондорсе и др. просветители). Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями

состояние общественной нравственности (социалист-утопист А. Сен-Симон)

правовое устройство общества (Ф. Шеллинг)

степень осознания свободы (Г. Гегель)

марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, бoлee высокой и развитие производительных сил (коммунисты К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)

Не которые социологи сутью прогресс считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности.

В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Ряд современных социологов критерием прогресса считают меру свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая истории, как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве в мирной истории, выделил 21 цивилизацию в развитии каждой и которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка разложения. О «закате Европы» писал и О.Шпенглер. Особенно ярок антипрогрессизм К.Поппера Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для человека, но не для истории

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Развитие орудий труда техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса. Но современное общество обвиняется в упадке морали, в кризисе, бездуховности. Высока и цель прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными болезнями урбанизации.

Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, и средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности для, свободного развития человека

Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Суть его в том, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Так, доиндустриальное общество протяжённее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Дольше всего существовал первобытный строй — несколько сот тысяч лет.

Интересные факты.

Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные.

  • В современном мире поток информации удваивается каждые 20 месяцев
  • История человечества, начиная с кроманьонца до человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет.
  • 1 200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письменности, 22 — имели напечатанные книги.
  • При электрическом освещении живет лишь пятое поколение.
  • Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет.

Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло:

  • для бумаги — 1000 лет;
  • паровой машины — 80 лет;
  • телефона — 50 лет;
  • самолета — 20;
  • транзисторной техники — 3 года;
  • волновых передач — 20 лет; лазеров -полгода;
  • факсов — всего 3 месяца.

Технический и культурный прогресс постоянно ускорялся по мере приближения к современному обществу.

  • Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс.
  • Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры.
  • Около 8 — 10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
  • Приблизительно б тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы.
  • 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и атомного оружия.
Закон неравномерного развития народов и наций.

Нации и народы развиваются неравномерно. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других — медленнее.

Пути развития общества.

Если ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, принято говорить о прогрессе .

Если ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе.

Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Об этом свидетельствует история.

я10

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.

Социальный прогресс включает в себя составные части:

  • экономический прогресс (повышение производительности труда, высокое развитие экономики, улучшение уровня жизни людей и др.),
  • технический прогресс (развитие науки и техники, вытеснение ручных орудий машинами, уступающими место автоматизированным комплексам и т.п.),
  • культурный прогресс (из толщи народной культуры выделяется первоначально светское искусство, а позже массовая культура; наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура, а затем изящные искусства; расширение духовных связей между странами и народами и др.)

Фундаментом социального прогресса выступает технический прогресс. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим.

я12

Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он характеризуется отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.

Если прогресс — глобальный процесс, сопровождающий движение человечества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный, или частный, процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло порой задерживаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским , второй — революционным.

РЕФОРМА — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, проводимое одновременно, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Виды реформ.

Социальные реформы.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы). Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения.

Экономические реформы.

Примеры:

  • переход экономики на рыночные отношения,
  • приватизация,
  • закон о банкротстве предприятий,
  • новая налоговая система и др.

Политические реформы.

Примеры:

  • изменение конституции,
  • изменение формы голосования на выборах,
  • расширение гражданских прав и свобод,
  • переход от монархии к республике и др.

Употребляется также выражение « законодательные реформы », но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях.

По влиянию на пути развития общества выделяют реформы:
  • прогрессивные – способствуют развитию вперёд;
  • регрессивными – ухудшают положение в обществе, препятствуют движению вперёд (например, введение цензуры в печати).

Реформы затрагивают не все, а каждую в отдельности страну, поскольку это внутреннее дело государства.

Реформы всегда проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.

РЕВОЛЮЦИЯ.

Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

я13

Пример.

Октябрьская революция 1917 г. (или Октябрьский переворот).

Революция 1917 года проводилась с такой целью свержения Временного правительства, установление власти большевиков, изменения всех сфер общества: в результате были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, расстреляны большинство священников, ликвидированы свобода вероисповедания и многое другое – то есть были измены основы существующего строя.

Виды революций по продолжительности:

Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция , представлявшая собой качественный скачок от собирательства к земледелию.

Второй глобальный процесс — промышленная революция XVIII—XIX веков . Она привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством).

Кратковременной была Октябрьская революция (произошла в ночь с 25 на 26 октября 1917 года — по старому стилю).

61

Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности ( дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Мыслители Точки зрения на критерии прогресса
Ж.Кондорсе Развитие разума человека
Вольтер Развитие просвещения, торжество разума человека.
Ш.Монтескье Улучшение законодательства стран
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей.
Г.Гегель Зрелость свободы общества.
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов Распространение просвещения, развитие знаний.
К.Маркс Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя, ,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

611

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс ( от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего
  • Падение нравственности, образованности , культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми , декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения .

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1013 человек из 80 регионов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

прогресс


НТР


прогресс Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит челов.

прогресс Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Суть его в том, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Дольше всего существовал первобытный строй — несколько сот тысяч лет.

прогресс Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников матери.

прогресс Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век (он делится на палеолит, мезолит и неолит), существовал дольше, чем сменившие его бронзовый и железный века. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее. Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.


прогресс В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений.

прогресс В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия — массивный чоппер из гальки, обработанный с одной стороны, претерпевал незначительные изменения на протяжении жизни десятков и сотен поколений. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии. Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории.

прогресс Это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и поли.

прогресс Это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период. Итак, социальный прогресс в каменном веке полз со скоростью улитки. Почему? Да потому, что скорость смены поколений орудий труда отставала от скорости смены поколений людей. Сколько поколений телевизоров и компьютеров сменилось на нашем веку? Технический прогресс в наше время взметнулся ввысь подобно ракете. Человек не успевает не то чтобы привыкнуть к новому, но просто уследить за сменой нового новым.

прогресс Ускорение истории Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Ре.

прогресс Ускорение истории Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX века, пережили практически три типа цивилизации (аграрную, индустриальную и начало постиндустриальной). Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные. История человечества, начиная с кроманьонца до человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет

прогресс 1 200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письм.

прогресс 1 200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письменности, 22 - имели напечатанные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет. «Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло: для бумаги - 1000 лет; паровой машины - 80 лет; телефона - 50 лет; самолета - 20; транзисторной техники - 3 года; волновых передач - 20 лет; лазеров - полгода; а факсов - всего 3 месяца».




прогресс Технический и культурный прогресс постоянно ускорялся по мере прибли.

прогресс Технический и культурный прогресс постоянно ускорялся по мере приближения к современному обществу. Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8 — 10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно б тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и атомного оружия.

прогресс Другой закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации разв.

прогресс Другой закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других — медленнее.

прогресс Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокор.

прогресс Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX века, вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, но при этом не утратили традиционные ценности, самобытные, существовавшие ранее народные обычаи и нравы.

прогресс СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС Экономический Технический Культурный прогресс.

прогресс СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС ЭкономическийТехническийКультурный прогресспрогресспрогресс Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, где орудия труда не совершенствовались бы, а, напротив, ухудша лись. Чем они современнее, тем выше производительность труда и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем больше людей можно прокормить на одной и той же площади. Повышение эффективности земледелия позволяет отвлечь значительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные связи между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации — города. Возникнув как торговые центры, они постепенно превращаются в очаги культурной, научной и религиозной жизни.



прогресс Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются ма.

прогресс Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, уступающими место автоматизированным комплексам. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется первоначально светское искусство (салонная культура), а позже массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура, а затем изящные искусства. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных, состоящих из двух поколений: родителей и их детей.

прогресс Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих о.

прогресс Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя, как свои составные части, экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический прогресс. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим. Процессом, противоположным прогрессу, является регресс.



Регресс характеризуется отступлением общества от завоеванных позиций, возвращ.

Регресс характеризуется отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню. Если прогресс — глобальный процесс, сопровождающий движение человечества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный, или частный, процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло порой задерживаться. Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.


прогресс РЕФОРМА — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, про.

прогресс РЕФОРМА — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, проводимое одновременно, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы.

реформы Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев нас.

реформы Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам — образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям. Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических реформ.


реформы Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражд.

реформы Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских прав и свобод, переход от монархии к республике — примеры политических реформ. Употребляется также выражение «законодательные реформы», но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях. Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. Введение цензуры в печати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не все, а каждую в отдельности страну, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?

революции РЕВОЛЮЦИЯ — полное или комплексное изменение всех или большинства с.

революции РЕВОЛЮЦИЯ — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Октябрьская революция (или Октябрьский переворот) 1917 года проводилась именно с такой целью, в результате чего были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, расстреляны большинство священников, ликвидированы свобода слова и вероисповедания, политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом, основы существующего строя. Революция — кратковременная и долговременная — может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени

революции Самым длительным процессом в истории человечества была так называем.

революции Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, представлявшая собой качественный скачок от собирательства к земледелию. Она началась 10 тысяч лет назад и продолжалась 3 тысячи лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке. Земледелие и новые приемы производства медленно распространялись по всему земному шару.

 революция

революции Второй глобальный процесс — промышленная революция XVIII—XIX веков.

революции Второй глобальный процесс — промышленная революция XVIII—XIX веков. Она тоже сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством).

революции Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стр.

революции Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, приводя к качественному изменению общества. Понятия: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Читайте также: