Фундамент в древней греции

Обновлено: 29.04.2024

Основание дома это фундамент. Бетон для фундаментов, как мы привыкли видеть сегодня, придуман не так давно, чуть более 100 лет назад. Однако дома, построенные без цемента стоят до сих пор. Рассмотрим несколько примеров старинных технологий изготовления фундаментов.

Технология строительства 19 века и ранее

В первую очередь определяли качество и плотность грунта очень простым способом: “ Твердым слоем, называемым в строительном искусстве грунтом, почитается тот грунт, в который железный лом весьма мало углубляется от нескольких сильных ударов.” Также в местах наибольшей нагрузки копали шурфы на глубину превышающую проектируемый фундамент как минимум на метр. Это позволяло определить качество грунта и возможность осадки возводимого здания.

Сами грунты подразделяли на мягкие и твердые:

Мягкие грунты :

1) Болотистый и иловатый.

3) Хрящеватый и песчаный,

К твердым относятся:

1) Рассыпной или разборной камень

При большом углублении в землю, если не будет достигнут твердый слой и покажется вода, то делают искусственное укрепление грунта под закладку фундамента.

Оно производится двумя способами:

1) набивкою свай, с ростверком или без него,

2) укладыванием лежней.

Лежни делались минимум в два ряда, один продольный и второй поперечный. Сваи применялись также сосновые или лиственные. Их забивали в шахматном порядке. Ростверк делался под основным фундаментом. Сваи прижимали большими камнями и перекрывали доступ к ним воздуха заливая известковый гидравлический раствор.

Потом укладывали камни, самые большие внизу. Особенно старались положить большие камни под углы, колонны,арки и в местах соединения наружных стен с простенками.

Камни укладывали рядами, заполняя пустоты более мелкими камнями и заливая известковым раствором. Чтобы раствор не растекался делали опалубку из досок. Практически всегда фундаменты расширялись в нижней части, чем слабее держал грунт тем шире была его подошва.

Камни были из известняка, причем из выбирали по цвету, запаху и звуку. Светлые камни считались более мягкими, чем темные. Запаха серы и других примесей они должны были не иметь. Звук при ударе молотком должен быть чистым, без дребезжания.

“Если фундамент делается по земле, то положив камни, уколачивают их деревянною колотушкою, дабы каждый камень лежал как можно плотнее на грунте, второй ряд по извести".

Это делалось так:

"Землекопною железною лопаткою один работник накладывает извести из верстака, а другой на слой извести кладет камни, ударяя по каждому молотком. Все пустоты между камнями наполняет щебнем, уколачивая деревянною колотушкою и заливают известковым раствором.”

Цитаты взяты из книги профессора Свиязева И.И. “Руководство к архитектуре” 1833 года.

Дом на последнем фото стоит на сваях из лиственницы с арками и противоарками в фундаменте, так как под домом была близко грунтовая вода.

Это не полностью все процессы и технологии изготовления фундаментов и если вас заинтересует, то продолжу.

Рассказывая о различных типах старинных жилищ ( саманных домов , землебитных , фахверка ), мы неоднократно упоминали каменный фундамент. Это важная составная часть различных построек - и деревянных, и каркасных, и саманных. В отсутствие бетона и кирпича (а иногда и при их наличии) это один из самых надежных видов основания для капитальной постройки в один-два этажа.

Различают несколько вариантов каменного фундамента из:

  • валунов - гладких, округлой или продолговатой формы камней природного происхождения, сглаженных действием воды и/или ветра. Часто находятся в местах, где когда-то располагались ледники;
  • рваного камня - бута. Это куски неправильной формы и произвольного размера, обычно размером не более 50 см по наибольшей стороне и весом до 50 кг. Выделяют постелистый бут (полученный разрушением слоистых пород с раскалыванием вдоль слоев), бут-плитняк (из слоистых осадочных и метаморфических пород), а также рваный (получаемый буровзрывным методом из магматических пород);
  • обработанных блоков.

Интересно, что валуны достаточно часто применялись для постройки бревенчатых сооружений - из них выполняли опоры для нижнего венца сруба. При этом фундамент не обязательно представлял собой привычную "ленту", иногда крупные валуны укладывались только под углы или в местах пересечения внутренних стен - таким образом получалось своего рода столбчатое основание

Более или менее крупные обработанные блоки - основа большого количества сохранившихся древних сооружений. Сюда относятся и так называемые "циклопические" стены из громадных блоков, и относительно привычные глазу современные постройки из ракушечника.

Схожая с полигональной, так называемая "лесбосская" кладка с характерным рисунком стены (о.Лесбос, Греция)

Схожая с полигональной, так называемая "лесбосская" кладка с характерным рисунком стены (о.Лесбос, Греция)

Об особенностях и технологии такой кладки говорить можно много, но узнать все секреты древних мастеров и доподлинно разобраться, как же это было сделано, сейчас вряд ли удастся. Стоит только упомянуть тот факт, что большинство упомянутых сооружений (и многие другие, не названные) были выполненные технологии сухой кладки - то есть без раствора, а плотность соединений достигалась подтесыванием камней друг к другу.

Современные технологии позволяют не просто придавать камню требуемую форму с гораздо меньшими затратами труда, но и получать ровные, правильной формы и одинакового размера блоки. Конечно, в основном это относится к мягким породам - ракушняку, известняку, песчанику, туфу - но и гранит с мрамором успешно распиливают на плиты и блоки необходимых габаритов, шлифуют и полируют.

Гораздо чаще в строительстве встречался - и встречается - бутовый камень. Это и понятно, расколоть на блоки более-менее правильной формы горные породы гораздо сложнее, чем получить куски неправильной геометрии и разного размера. Интересно и то, что при раскалывании камня "как пойдет" сколы происходят по линиям наименьшего сопротивления, то есть по естественным "волокнам" породы, если можно так сказать. Это места, где есть природные напряжения в породе, слабые места глыбы. Соответственно, получившиеся фрагменты будут обладать более равномерной структурой, чем искусственно распиленные на правильные "кирпичи".

В кладке такие камни приходится подбирать друг к другу, заполняя пустоты более мелкими фрагментами.

Ленточный фундамент современного типа, полученный методом кладки с использованием цементного раствора

Ленточный фундамент современного типа, полученный методом кладки с использованием цементного раствора

У любого каменного фундамента есть определенные особенности. Так, лента или столбчатые основания должны быть заложены ниже глубины промерзания и при этом для большей устойчивости расширяться книзу, особенно для пучинистых грунтов.

При работе с блоками достаточно правильно выполненной траншеи, достаточно глубокой и широкой, с подушкой из трамбованного песка (песка со щебнем). Для бутовых фундаментов, укладываемых с цементным раствором, устанавливается опалубка.

При использовании метода сухой кладки иногда тоже делают опалубку своего рода - просто для удобства получения относительно ровной поверхности с лицевой стороны.

При устройство фундаментов из рваного камня, неважно, с раствором или без, необходимо понимать - прочность такой кладки будет на порядок меньше, чем исходной скальной породы. Поэтому для оснований многоэтажных и просто очень тяжелых зданий бутовый камень мало пригоден.

Подводя итоги, хочется отметить - в отсутствие потрясающего терпения и трудолюбия далеких предков, ухитрявшихся создавать огромные даже по современным меркам сооружения из цельных каменных блоков, современному строителю лучше выбрать вариант бутобетонного фундамента и позаботиться о качественной гидроизоляции расположенных выше стен. А заодно не забывать о современных технологиях защиты природных материалов от природных же воздействий - влаги, ветра и солнечных лучей.

Жилой дом на фундаменте в виде деревянных свай.

Фото. 1. Фундамент в виде деревянных свай.

Первые фундаменты в истории.

Первые в истории человечества жилые дома имели, как правило, форму полусферы с обычным диаметром 3. 6 м. Свежесрезанные прутья вдавливали вручную по кругу в землю, их верхушки пригибали к центру и связывали лианой, затем покрывали листьями, укладывая их друг на друга наподобие черепицы. Позже такие хижины, круглые и прямоугольные в плане, поднимали над поверхностью земли на небольшую высоту на деревянных сваях (для безопасности). Первые фундаменты в истории были в виде деревянных свай.

Использование фундаментов, опирающихся на грунтовые основания, началось в древности, когда люди научились строить более капитальные и тяжелые жилища и другие сооружения. Уже тогда строители знали, что сооружения тем лучше противостоят воздействию внешних сил, чем лучше их основание. Первые строители опирали тяжелые сооружения на прочную скалу. Так, строители пирамиды Хеопса использовали в качестве основания невысокий холм, наверху которого была полностью обнажившаяся скала. Они выровняли поверхность скалы и уложили на ней сплошную постель из трехтонных блоков известняка в форме квадрата со стороной 225 м. На этой подушке была возведена пирамида весом 7 млн т и высотой 144 м, простоявшая в течение 5000 лет без какой-либо деформации.

Строители Вавилона при строительстве города в менее прочной аллювиальной долине сначала сделали сплошную подсыпку из грунта высотой от 1,5 до 4,5 м и до 1,5 км в диаметре. Под каждым сооружением они устраивали подушку из высушенных на солнце и обожженных кирпичей, связанных друг с другом битумными материалами. На таких подушках толщиной 0,9. 1,2 м они сооружали городские стены, храмы и общественные здания. Для предотвращения неравномерных осадок тяжелых каменных сооружений на мягких грунтовых основаниях строители разделяли сооружения на отдельные части такой жесткости, которая позволяла им претерпевать разные осадки без повреждений. Примыкающие друг к другу блоки соединялись по вертикали в шпунт, что не мешало раздельной осадке, обеспечивало плотное соприкосновение и не допускало независимого поворота блоков. В Древней Греции и Китае сооружения опирали на подушки из тесаного камня.

Древние римляне строили сооружения в разных странах, поэтому они приспосабливали фундаменты к разным грунтовым условиям: в мягких грунтах они применяли деревянные сваи, на более плотных грунтах укладывали деревянные ростверки прямо на поверхность грунта, а затем на них возводили каменные сооружения. Иногда фундаменты возводились из плоских камней, скреплявшихся цементом или известковым раствором. По-видимому, это был самый ранний опыт сооружения бутобетонных фундаментов. Фундаменты под храмы представляли собой непрерывные каменные стены под каждой линией колонн. При проектировании этих фундаментов придерживались правила, что ширина их должна быть в 1.5 раза больше диаметра самой широкой части колонны, если только грунт не был настолько слабым, что требовалось применение свай. Плотность грунта оценивалась строителями «на глаз». Народность майя в Юкатане (около 200 г. н.э.) применяла фундаменты в виде сплошных плит. На выровненную площадку укладывали слой камней размером 0,3. 0,6 м. Затем на большие камни укладывали меньшие камни и известковый раствор, чтобы получить сплошную плиту толщиной 0,9. 1,2 м. Плита служила одновременно фундаментом для стен здания и полом для внутренних помещений.

Средневековые фундаменты.

В средние века фундаменты по-прежнему устраивали в виде сплошных каменных подушек, укладываемых с перевязкой швов на выровненную поверхность грунта. Когда в готической архитектуре потребовалось устройство стен и колонн с большим шагом, сплошные плиты стали разделять на отдельные фундаменты. Специальных правил их проектирования, по-видимому, не существовало. Если подстилающий грунт был твердым, то фундамент делали такой же ширины, как у поддерживаемой им конструкции. Если грунт был мягким, то фундаменты расширялись и выступали за опиравшиеся на них колонны или стены. Размеры этих фундаментов редко связывали с нагрузкой от колонн; обычно они определялись имевшимся пространством или формой опиравшихся на них колонн или стен. Если происходило разрушение, то соответствующая конструкция увеличивалась до тех пор, пока она могла выдерживать нагрузку. При слабых грунтах устраивали подушки из хвороста толщиной в десятки сантиметров: на них затем опиралась каменная кладка фундаментов.

Строительство все более высоких и тяжелых сооружений в конце XIX в. вызывало во многих случаях затруднения при устройстве фундаментов и пробудило интерес к проблеме их проектирования. Появилось требование: при строительстве ступенчатых каменных фундаментов на каждый фут уширения за пределы колонны или стены необходимо производить добавочное заглубление фундамента на I фут. Поэтому фундаменты становились шире при более тяжелых нагрузках; одновременно они делались более глубокими и тяжелыми. В результате вес фундаментов начал составлять большую часть нагрузки от сооружения. Поэтому для облегчения фундаментов в XIX в. пробовали применять обратные арки для распределения нагрузки. Снижение веса фундаментов достигали применением ростверков из рядов деревянных или стальных балок, причем каждый ряд укладывали под прямым углом к ряду, лежащему ниже. Такие ростверки были впервые применены в 80-х гг. XIX в. в Чикаго (США). Они позволили делать фундаменты, выступающие на 3 м за пределы колонн при глубине заложения всего около 1 м. Распространение железобетона в начале XX в. позволило получать тот же результат при меньших затратах.

Существенный прогресс в понимании «поведения» фундаментов заключался в представлении о том, что площадь фундамента должна быть пропорциональна нагрузке и что центр тяжести нагрузки должен располагаться над центром тяжести фундамента. Эта идея, впервые опубликованная Ф. Бауманом в США в 1873 г., использовалась проектировщиками много лет. Значительные осадки и отдельные случаи разрушения фундаментов в конце XIX в. заставили инженеров пересмотреть методы проектирования: впервые стали указывать в проектах максимально допустимое давление от фундамента на грунты различных типов и испытывать грунты пробной нагрузкой для определения их несущей способности.

Фундаменты в Древней Руси.

В Древней Руси в период раннего средневековья основным строительным материалом было дерево. Строительство из камня стало развиваться в X в., главным образом, при возведении укреплений, храмов и монастырей. Известно, например, широкое использование камня при переустройстве в конце X в. киевских укреплений, возводившихся на прочных массивных фундаментах. Камень и кирпич особенно широко использовали в 1485 — 1495 гг. при строительстве стен Московского Кремля взамен старых деревянных, первая постройка которых из дерева Юрием Долгоруким относится еще к 1156 г. Аналогичное строительство кремлей и других сооружений из камня и кирпича велось в XVI —XVII вв. во многих русских городах.

Начиная с древних времен вопросам устройства фундаментов и выбору для них в качестве основания прочных грунтов всегда придавалось большое значение. Известный римский архитектор и военный инженер при Юлии Цезаре Витрувий в своих трудах «Десять книг об архитектуре», написанных еше в I в. до н.э., дает ряд практических указании по устройству фундаментов: Для фундаментов . надо копать канаву до материка, если можно до него дойти, да и в самом материке, на глубину, соответствующую объему возводимой постройки, и выводить но всему дну самую основательную кладку. Если же нельзя дорыться ло материка и земля на месте будет до самой глубины наносной или болотистой, надо это место выкопать, опорожнить и забить ольховыми, масличными или дубовыми обожженными сваями и вбить их машинами как можно теснее, а промежутки между ними завалить углем, после чего выложить как можно более основательный фундамент».*

Выдающийся итальянский архитектор и строитель А. Палладио в своем трактате «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.) писал: . из всех ошибок, происходящих на постройке, наиболее пагубны те, которые касаются фундамента, так как они влекут за собой гибель всего здания и исправляются только с величайшим трудом. . Он рекомендовал закладывать фундаменты в твердой почве на глубину, равную 1/6 высоты здания, а в слабых грунтах применять дубовые сваи и забивать их до «хорошей и крепкой земли». Если это невозможно, то следует применять сваи длиной в одну восьмую вышины стены и толщиною в двенадцатую долю своей длины» и «ставить их настолько тесно, чтобы между ними не оставалось места для других, и вбивать ударами скорее частыми, чем тяжелыми, для того, чтобы земля под ними плотнее улеглась и лучше держала .* Сваи в разные периоды времени постоянно применялись в строительстве. В Люцернском озере (Швейцария) были обнаружены сваи, на которые опирались еше доисторические жилища. Цезарь построил мост на сваях через р. Рейн. Древние строители забивали эти сваи ручными деревянными кувалдами, ручными подвесными молотами, копрами с ручными лебедками либо использовали усилия от водяных колес. Современные методы забивания свай возникли после появления в 1885 г. паровых свайных молотов. * Лалетин Н. В. Основания и фундаменты / Н. В.Лалетин. М. : Высш. шк., 1964.

По мере роста высоты и капитальности зданий и сооружений, увеличения нагрузок на основания, проявления деформаций и случаев разрушения повысился интерес к проектированию более надежных оснований и фундаментов и начались первые исследования. В 1773 г. французский ученый Ш. Кулон предложил решение задачи о сопротивлении грунтов сдвигу и их давлении на подпорные стенки, используемое до настоящего времени. В 1801 г. русский академик Н.И.Фусс, изучая образование колеи на грунтовых дорогах, впервые высказал мысль о пропорциональной зависимости деформации грунтов от нагрузки. Он считал, что эти деформации имеют остаточный характер и возникают лишь в пределах плошали действия нагрузки. Такое же предложение было сделано в 1867 г. Е. Винклером, который считал деформации грунта упругими и ввел для определения их величины коэффициент пропорциональности, названный затем коэффициентом постели. Крупным событием было создание К.Терцаги механики грунтов, описанной в 1925 г. в монографии «Строительная механика грунтов». Это был первый анализ поведения грунтов под нагрузкой.

Отечественные ученые и инженеры внесли ценный вклад в развитие науки и техники фундаментостроения. В 1899 г. инженер А. Н.Лентовский впервые применил железобетон для устройства железобетонных кессонов. В том же году инженер А. Э. Страус изобрел и впервые ввел в практику строительства бетонные набивные сваи в буровых скважинах и набивные железобетонные сваи. Значительный вклад в развитие фундаментостроения как научной дисциплины внес известный русский ученый В. И. Курдюмов, который впервые выявил криволинейный характер поверхностей скольжения, образующихся в сыпучих грунтах при вдавливании жесткого фундамента или штампа. Выдающемуся отечественному ученому Н. М. Герсеванову принадлежат важнейшие работы по различным проблемам механики грунтов. В 1917 г. он опубликовал формулу для определения сопротивления свай по результатам динамических испытаний. Много для развития отечественного фундаментостроения сделал крупнейший специалист в этой области В. К.Дмоховский. Широко известны работы Г. И.Покровского (статистический метод решения задач механики грунтов). Выдающимся вкладом в науку явилось решение задачи о расчете прочности естественных оснований, предложенное Н.П.Пузыревским в 1923 г. Изучение свойств вечной мерзлоты наиболее плодотворно представлено в трудах В.А.Обручева, М.И.Сумгина. Н. А.Цытовича и других ученых. В ряде областей фундаменто-строения известны работы В. А.Флорина. В. В. Соколовского. Д. Д. Баркана, монографии Б. И. Далматова, Б. Д. Васильева. Е.А.Сорочана, Н.В.Лалетина и др.

Для проведения научной работы в области фундаментостроения в 1931 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт оснований сооружений (в настяшее время Научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений (НИИОСП)). Отечественным ученым и конструкторам принадлежат многочисленные выдающиеся решения фундаментов: коробчатый фундамент здания МГУ, фундамент мелкого заложения Останкинской телебашни (автор — выдающийся инженер Н.В.Никитин), свайные фундаменты для застройки территорий с вечномерзлыми грунтами с сохранением их состояния, фундаменты в вытрамбованном ложе, сваи-оболочки и др. В мировой практике известны оригинальные решения железобетонных фундаментов в форме оболочек под сооружения башенного типа, под высотные гражданские и каркасные производственные здания; созданы различные тины предварительно напряженных фундаментов, «плавающие» фундаменты и др

Но действительная работа железобетонных фундаментов была изучена недостаточно, отсутствовали исследования ряда конструкций фундаментов (плитных, в том числе круглых и кольцевых, и др.). Отдельные важные исследования проводились упрощенно, без глубокою изучения процесса разрушения (продавливание фундаментов без изучения внутреннего трещинообразования, работа плит без учета мембранных сил, действующих в их плоскости, и др.). Это приводило к противоречивым суждениям об их действительном напряженно-деформированном состоянии (о двузначной или однозначной эпюре изгибающих моментов для плитных фундаментов, о продавливании и др.). С одной стороны, это было вызвано сложностью экспериментальных исследований фундаментов, отсутствием ряда сертифицированных приборов и методик. С другой стороны, исторически сложилась ситуация, при которой фундаменты оказывались, на стыке исследований двух ведущих НИИ: головной научно-исследовательский институт бетона и железобетона (НИИЖБ) исследовал надфундаментные конструкции, а НИИОСП, в первую очередь, исследовал основания и подземные сооружения. Поэтому, например, в большом сборнике, изданном институтом НИИЖБ к I Всероссийской и международной конференции по бетону и железобетону «Железобетон в XXI в.», отсутствуют и фундаменты, и результаты исследований отечественных научных групп. Сейчас в НИИОСП ведутся работы по введению вопросов проектирования железобетонных фундаментов в нормативные документы (в СП 50-101-2004 появились небольшие (1. 2 стр.) разделы по проектированию столбчатых, ленточных и плитных фундаментов).

Вклад в экспериментально-теоретические исследования железобетонных фундаментов внесли С.А.Ривкин и его ученики (Киев). Е.А.Сорочан, Е.В.Палатников. Н.Н.Коровин (Москва), Ю.Н.Мурзенко и ею ученики (Новочеркасск). Л. Н.Тетиор и его ученики (Свердловск, Симферополь. Запорожье) и многие другие исследователи, решавшие более частные вопросы. Крупный вклад в теории расчета фундаментов с учетом образования и раскрытия трешин внесли Н.И.Карпенко и его ученики (Москва), В.И.Соломин и его ученики (Челябинск) и др. Известны глубокие теоретические исследования фундаментов как упруго работающих конструкций на упругом основании, но эти исследования с большой степенью условности можно отнести к железобетонным фундаментам, так как в них не учитывается действительная неупругая работа железобетонных конструкций. Многие отечественные исследователи внесли крупный вклад в разработки и исследования разнообразных типов свайных фундаментов и стен в грунте (Б. В. Бахолдин, М. И.Смородинов, К.С.Силин, Ю. Г. Трофименков и др.), фундаментов в вытрамбованном ложе (В.Л.Матвеев и др.). фундаментов реконструируемых зданий (П.А.Коновалов, С.Н.Сотников и др.), фундаментов в особых условиях (С.С. Вялов, В. И.Крутов. Н.Н. Морарескул и др.).

В настоящее время в связи с появлением все большего числа новых разнообразных типов зданий и сооружений (высотные здания, большепролетные производственные и общественные здания, напряженно-растянутые конструкции покрытий, подземные здания, телевизионные башни и пр.) и успешным освоением в качестве оснований самых разнообразных грунтов, которые ранее считались непригодными для строительства (слабые грунты, торфы и пр.), применяется большое количество разнообразных типов фундаментов. Появились переходные типы фундаментов (например, сваи-столбы и короткие набивные сваи с уширением работающие как столбчатые фундаменты; фундаменты «стена в грунте», работающие как набивные сваи; фундаменты из забивных блоков, сочетающие в себе свойства столбчатых фундаментов и забивных свай, и др.).

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Способными были. (Основания и фундаменты)


Предупреждала же, что о Монферране непременно вспомнится :о)

"Постройки, помещаемые под зданием, и не приносящие никакой непосредственной пользы, но предназначенные только для принятия на себя всего груза строения и для передачи его материку, называются основанием строения.

Оно состоит из двух частей:

1. укрепления подошвы здания

Фундамент - есть нижняя часть строения, простирающаяся ниже поверхности земли до встречи с земным пластом, который способен сопротивляться давлению, производимому грузом строения.

Верхняя поверхность грунта, соприкасающаяся с нижнею поверхностью фундамента, та поверхность, по которой давление фундамента передаётся земле, называется подошвою здания." (Красовский А. "Гражданская архитектура . Части зданий." 1886г)


Поскольку речь зашла о том, как был построен памятник Александру II в самом конце XIX века, то для понимания сложности решённой зодчими инженерной задачи по сооружению основания памятника я приведу предыдущий опыт строительства в России.

Взгляд из нашего времени:
"Как правило, информация о конструкции фундаментов и, тем более, об их техническом состоянии, в исторических чертежах отсутствует. Архитекторы прошлых столетий, за редким исключением, фундаменты на чертежах не изображали. Назначение конструкции, материалов, основных размеров фундаментов было прерогативой подрядчика, который опирался на вековую традицию, собственный опыт. Качество фундаментов во многом зависело от порядочности подрядчика, как профессионала. Тип фундамента определялся массой здания, грунтовыми условиями площадки, о которой не всегда имелась достаточная информация, набором местных материалов.

По поводу Исаакиевского собора до сих пор публикуются всевозможные вымыслы с "недоумениями". Поэтому я привожу не только описание его фундамента из книги 1869 года издания







Попутно сообщу всем, что строительные чертежи начала XIX века (то есть времени строительства Исаакиевского собора и сооружения Александровской колонны) значительно отличались от чертежей нашего времени. Поэтому, прежде, чем заявлять, что опубликованное Монферраном в его альбомах не является чертежами, прошу ознакомиться с другими чертежами того же времени. Итак, перед вами чертёж из книги "Практические чертежи по устройству церкви Введения во храм пресвятыя Богородицы в Семеновском полку в. С.-Петербурге, составленные и исполненные архитектором профессором Академии художеств. Константином Тоном" Тон К.А. 1845 г.


Здесь можно узнать, что основание было укреплено (уплотнено) забивкой свай, поверх которых был устроен бутовый ростверк. (вспоминаем Исаакий). На чертеже имеется масштабная линейка, чертёж копра для забивки свай. Сравниваем с чертежом Монферрана. Александровская колонна:



Исаакиевский собор

Попутно можем сравнить и чертежи куполов, сделанные Тоном и Монферраном





Как видим, и тут на основание и на устройство фундамента обращается внимание. И тут мы обнаруживаем такие же чертежи, как и чертежи Монферрана. То есть, когда кому-то из вас захочется вдруг заявить, что чертежей строительства Исаакиевского собора нет, вспомните, что для начала следует познакомиться с тем, какими были чертежи начала и середины XIX века, чтобы не "видеть в книге фигу" :о))).

Читая книгу адъюнкт-профессора Карловича, можно убедиться, что в конце XIX века инженерами в России был накоплен большой опыт строительства сооружений, была разработана методика разсчёта сооружений, способы определения механических характеристик грунтов и строительных материалов. Поэтому, встретив чертёж фундамента памятника Александру II, я поняла, что о его сооружении нужно писать отдельно.


Разсказывает архитектор памятника Н.Султанов:

"Во исполнение Высочайшего повеления, с 20-го июня 1890 года Комитет приступил к устройству временных сооружений по постройке памятника и к земляным работам на месте будущего фундамента. Начало земляных работ, как мы уже говорили, обнаружило присутствие фундаментов древних зданий, а также остатков старинных кладбищ. Обстоятельство это тотчас же заставило заменить обычные земляные работы правильными археологическими раскопками, что дало возможность приобрести множество драгоценных остатков старины. Раскопки продолжались всё лето 1890 года, причём выемка земли была произведена до глубины 2-х сажень, то есть до подошвы древних фундаментов. Площадь, занятая раскопками, была длиною около 60 и шириною около 20 саж., или, приблизительно, 1.200 квадр. сажень. "

Немного по истории зданий Кремля и сноса приказов, остатки которых были найдены на месте строительства памятника Александру II.



Весною 1891 года земляные работы были возобновлены и продолжались до августа, и произведены сперва до уровня горизонта нижнего Кремлевского сада, а после зимнего перерыва, к началу весны 1892 года — доведены до горизонта, лежащего на 4 аршина ниже уровня Кремлевского сада, причем был найден материк, вполне надежный и пригодный для основания фундамента боковых частей. памятника. Эта продолжительность земляных работ обусловливалась тем обстоятельством, что нужно было вынуть земли более б,5 тыс. куб. сажень и сложить ее на верху горы, следовательно поднимая ее на высоту 8 сажень."

Чем более углублялась выемка грунта, тем яснее становилось, что необходимо дорабатывать проект памятника, ибо ". выяснилось, что если поставить памятник так, как он показан на генеральном плане, представленном вместе с моделью на Высочайшее утверждение в мае 1890 года, то на хорошем грунте будет стоять лишь задняя стена памятника, средняя же часть (фундамент под сенью) будет стоять на нём лишь наполовину, а передняя стена памятника, ближайшая к реке, придётся на наносном, никуда негодном грунте, и потребует очень глубокого и сложного фундамента, крайне дорого стоящего. Всё это требовало Высочайшего одобрения или разрешения. "

Когда были готовы эскизы статуи, императору для разсмотрения были представлены вместе с ними и видоизменённая модель, и разрезы памятника и грунта. Императора уведомили о затруднениях, и он, подробно всё разсмотрев, разрешить соизволил: ≪дабы все стены памятника стояли на хорошемъ материке , вдвинуть его въ глубь горы на четыре сажени, а получающіяся при этомъ лишнія части откоса горы срезать и съ боковъ закруглить≫. Таким образом возникшие недоразумения были разрешены, и можно стало приступать к дальнейшему производству работ. Утверждённый эскиз статуи и видоизменённая модель памятника все время его строительства хранились в конторе постройки, a разборки конторы были переданы на временное хранение в Исторический Музей.

"Памятник Александра Ивановича II как по условиям своего проектирования, так и по своей значительной высоте - тридцать одна сажень от подошвы кессона до вершины орла—представляет собой очень сложное сооружение. В нём выделяются совершенно определённо три составные части:
1) Основание и фундаменты.
2) Подножие памятника или терраса, и
3) Верхнее строение, т. е. Галлереи, входы и средняя сень.
Для большей ясности мы рассмотрим каждую часть в отдельности

а) Основание и фундаменты.

К концу августа 1891 года выемка земли была доведена до уровня нижнего Кремлёвского сада и на этом остановлена. Дальше продолжать было нельзя, ибо, в виду наступающего осеннего времени, фундаменты начинать было поздно, а, - как мы уже говорили — для весенних вод надо было оставить свободный сток. Если бы дно выемки было ниже Кремлёвского сада, то весенние воды заполнили бы её и разрыхлили материк, что могло вызвать безполезное углубление выемки. Кроме того нужно было произвести бурение для окончательного выбора системы основания.




(цитаты из книги Карловича)

Фундамент памятника мог быть расположен двояко: или большими уступами, соответствующими скату; или на одной горизонтальной площади, врезывающейся внутрь горы.

Первое устройство было бы гораздо дешевле, второе — несравненно надёжнее. Кроме того, изучение фундаментов открытых древних зданий показало нижеследующее: все поперечные стены, перпендикулярные к гребню горы, были разорваны поперёк, а крайняя к гребню продольная стена имела отклонение верхним концом внаружу. Всё это показывало, что составные части горы не выдерживали груза даже сравнительно невысоких зданий и сползали вниз под их давлением. Эти наблюдения выяснили ещё осенью 1890 года, то есть тотчас же после археологических раскопок, что уступчивое положение фундаментов было немыслимо и дали решимость производителям работ вести на следующий год выемку до уровня нижнего сада, с целью расположить фундамент всех частей на одном горизонте, независимо от выбора основания.

Когда в августе 1891 года открылось дно выемки, то оно представилось довольно разнообразным по своему составу: вся южная часть, обращённая к подножию ската горы, состояла из насыщенной земли, местами совершенно чёрной; другая половина, обращённая внутрь горы, представляла собой песок преимущественно жёлтый, а местами белый или красный. Было очевидно, что обосновать на этой поверхности подошву фундамента стало невозможным, так как при этом добрая половина сооружения приходилась бы на наносном сильно сжимаемом грунте. Кроме того, разнородный состав нижней поверхности выемки превращал в совершенную загадку ответ на самый важный вопрос: какие слои грунта лежат ниже этой поверхности?



Единственным способом решения этого вопроса являлось производство бурения, которое и было поручено, согласно выбору производителей работ и приглашению Комитета — инженеру Н. И. Зимину. Буровые скважины были заложены в девяти местах: четыре по углам площади будущего памятника, одна посредине и четыре по концам двух взаимно-перпендикулярных диаметров. Таким образом скважины №1, 2 и 3 приходились по южной стороне памятника; №4, 5 и 6 по средней поперечной оси его и №7,8,9 в северной его части. Бурение дало следующие итоги, расположенные по скважинам


Все эти скважины были доведены до уровня, лежащего ниже горизонта Москвы реки на 0,565 сажени и на 7.2 от верхнего края выемки. Соединённые в три профиля итоги бурения дали ясную картину нижележащих слоёв грунта. В общем, как видно из черт.147-149) они представляют из себя следующее наслоение:

1) Внизу горный известняк, почти горизонтальный в левом профиле, приподнятый в северном конце в среднем проиле и поднимающийся в южном конце в правом профиле (VII).
2) Над ним толстый слой белой глины с уровнем нижних, более сильных грунтовых вод (VI-V).
3) Над нею сравнительно нетолстая прослойка красной глины (IV).
4) Над всем этим очень толстый слой разнородного песка с уровнем более слабых верхних грунтовых вод (I-III).


Поверхность песка влево от средней буровой скважины была горизонтальна, а вправо от неё быстро понижалась к низу, вероятно следуя прежнему естественному уклону холма к реке; над этой наклонною частью лежал чёрный насыпной слой земли, образовавшийся очевидно путём исторического наслоения. Таким образом половина сооружения приходилась на наносном грунте. Во избежание этого неприятного исторического условия необходимо было передвинуть его дальше, в глубь горы, с тем, чтобы подошва фундаментов его наружных стен приходилась на песчаном материке, на что, как мы уже говорили, последовало Высочайшее соизволение.

Я работаю в проектном институте. Поэтому перемещаясь по Греции я рассматривала древние памятники архитектуры и строительства не только как турист. Очень интересно было видеть как перекликаются древние технологии строительства с современными. И те технологии которые применялись тогда, применяются и сейчас.
1.


2.Критское и микенское строительное искусство. Крит был богатой морской державой, на территории которой строились трехэтажные жилые дома и дворцы. Подобные комплексы оборудовались водопроводом, ванными комнатами и канализацией.С критской культурой связано последующее развитие микенской культуры. Претеснения греков вынудили жителей острова переселиться на материк и создать там укрепленные крепости. При сооружении их использовалась кладка толщиной в несколько метров из больших необработанных камней, называемая циклопической..


3.Микенские поселения фактически представляли собой крепости, за стенами которых выложенными из плотно пригнанных каменных блоков, укрывались дворцы правителя. Ядром дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.


4.Гробницы , представлявшие собой круглые в плане подземные сооружения (камеры), перекрытые ложным куполом, создаваемым за счет выступа каждого последующего ряда камней над предыдущим.


5.Из гробниц наиболее известна так называемая Сокровищница Атрея!
(недалеко от Микен). Ее диаметр — 14 м, высота купола — 13 м.


6.В качестве несущих элементов для плоских перекрытий использовались стены, пилоны и колонны.


7.Последние имели деление на базу, ствол и капитель.


8. База простой формы была плоской, ствол имел конусообразную форму с сужением книзу, приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним .

9.

Для уменьшения нагрузки на перемычку над входом в вышележащем массивном каменном блоке стены организовывалось треугольное отверстие, прикрывавшееся тонкой плитой, украшенной рельефом.
10. В Сокровищнице Атрея тонкой плиты нет. В ней эти треугольные отверстия используются ещё и как вентиляционные продухи.

11.Характерным примером в этом плане являются так называемые Львиные ворота Микенского акрополя .

Древнегреческая архитектура. В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе. Кроме храмов, посвященных богам, древнегре­ческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастичес­кие залы.
12.театр Ирода Аттики.Акрополь. Афины.


13.Стадион в Дельфах.


Храм. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой - мегароном (мегарон - прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба.
14.Сокровищница в Дельфах.


С даль­нейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов.
15. Пропилеи. Акрополь. Афины.


Ориентировка храма по линии "восток-запад" на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического вре­мени строили из мрамора и богато украшали.
16.Дельфы. Руины храма Аполлона.

Эрехтейон

Главным средством изменения облика зданий являлся ордер (архитектурный вид) колонны.
17. Эрехтейон. Кариатиды один из видов колонн-скульптур.Акрополь. Афины.

Парфенон

В древнегреческой архитектуре получили развитие три ордера колонн: массивная дорическая колонна, ионическая колонна с резной верхней частью, и коринфская колонна с растительным орнаментом из камня в верхней части.
С течением времени колонны становились менее массивными, однако общий вид ордеров сохранялся; колонны применялись на протяжении мно­гих столетий в разных архитектурных стилях. В отличие от других разновидностей колонн, дорическая колонна греков была лишена базы. Так называемый энтазис (легкая припухлость, максимум которой приходился на одну треть высоты колонны) достигался за счет плавно нарастающего от основания к капители уменьшения диаметра ствола. Дорическую капитель образуют круглый, подушкообразной формы эхин, в нижней части которого прорезались канавки (т.н. ремешки), и большая лежащая на нем квадратная в плане плита - абак (или абака). Как правило, стволы греческих колонн каннелированы. На колонну сверху опускался архитрав (главная балка). Над архитравом располагалась треугольная стена - аттик.
18. Парфенон. Акрополь. Афины.

Эрехтейон

Греческие колонны по окружности имели вертикальные желобки, так называемые каннелюры. Для уменьшения нагрузки верхний торец колонны делался выпуклым. Для усиления соответствующего оптического впечатления от внешнего вида здания изменяли расстояние между колоннами.
19. Эрехтейон. Акрополь. Афины.


Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. В театре мы можем видеть располо­женные ступенями сиденья и возвышение - сцену. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания.
20.Амфитеатр в Дельфах.


Основная форма древнегреческого жилого дома- тот же мегарон, т.е. дом в одно помещение. С передней стороны дома располагался атриум - прихожая с верхним естественным светом. Постепенно, с расширением занимаемого домом про­странства во все стороны, атриум превратился во внутренний двор. Позже появился и задний двор с колоннами (перистилиум). Окна жилых комнат выходили на задний двор, а с фасада древнегреческий дом был закрыт.К сожалению, мало информации о том, как древнегреческий дом выглядел изнутри. Известно то, что стены его расписывались, деревянный потолок набирался из толстых балок и имел расписные кессоны (углубления на потолке правильной геометрической формы). Пол украшался каменной мозаикой или покрывался коврами.
21.Каменная мозаика пола жилого дома. Вергина.


22.Часть фундамента с полом. Вергина.


23.Часть фундамента с полом. Вергина.


24.плитка для пола. Вергина.


25.украшения для стен. Вергина.


26.Мозаичное панно из дома богатого Вергинца. Хозяин дома изображен в виде какого-то бога. Тогда это было модно.


27. Фрагмент мозаичного пола одного из богатых домов. Вергина.


Основным строительным материалом при возведении общественных и культовых зданий в греческой архитектуре был камень (в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке).
28.

Парфенон

Так, при первоначальном строительстве Акрополя использовался известняк, а при реконструкции — мрамор.
29. Парфенон. Акрополь. Афины.


30.Мраморные элементы найденные на холме Акрополя.


Жилые постройки возводились в основном из кирпича, как сырцового, так и обожженного.К стати, вот такой способ кладки возник из-за сейсмики. При землетрясениях такие стены пружинят а не трескаются и разваливаются.
31.

Подпорная стена.

Использовался кирпич в сочетании с каменной облицовкой и в культовых зданиях. Для конструкций перекрытий и покрытия применялось дерево. В ранний период из дерева выполнялись и колонны. Каменную кладку осуществляли без раствора при этом усиление ее, в том числе на сейсмические нагрузки, осуществлялось с помощью шипов, деревянных шпонок и металлических скоб.
32. Подпорная стенка построена подгонкой камня к камню, без какого либо ратвора. Стоит несколько тысяч лет. Много что пережила и выдержала.


Установка архитектурных деталей была очень трудоемкой, так как только капители и плиты со скульптурным рельефом изготовлялись заранее. Остальные же детали принимали необходимый вид только после их обработки, которая осуществлялась в направлении сверху вниз по мере демонтажа строительных подмостей.
33. Углубление, с боку шип.


34. Отверстия в которые вставлялись деревянные клинья


35.


36. капитель с какими-то техническими вырезами на верху.


40.А это пример средневекового строительства. Стена монастыря в Метиорах. В стене виден деревянный брус, который использовался как амортизатор при землетрясениях.

Читайте также: