Фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте

Обновлено: 27.04.2024

Социология, как и всякая наука, имеет как свой научный (академический), так и практический характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования. В свою очередь, каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, например, в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д.
Эмпирическое социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об исследуемом социальном объекте. В зависимости от глубины и целей исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант №2.doc

Анкетный опрос. Само название этого метода предполагает структуру: 2 крайних полюса – исследователь и респондент, а также звено, опосредующее их отношения. Кроме того, выделяются процессуальная структура этого метода, т.е. основные этапы его осуществления, к которым относятся:

1. Подготовительный этап (включающий разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария его пилотажная проверка, подбор и подготовка анкетеров, решение организационных проблем).

2. Оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления.

3. Результирующий этап – обработка полученной информации.

Любая анкета включает в себя 3 основные части: вводную, содержательную и заключительную (паспортичку).

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, ибо от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизация вопросов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.

Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования: при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социологического инструментария, как самостоятельный метод исследования и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающей проведение беседы, основанной на непосредственном контакте социолога и респондента.

Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, основанной на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения их фиксации и регистрации.

Наблюдение как метод сбора социологической информации используется достаточно широко. Важной особенностью социологического наблюдения выступает то, что оно является способом непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта.

Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т.е. безусловное наличие прямого контакта.

Социологические наблюдения имеют недостатки. Участвуя активно или пассивно, социолог в той или иной мере невольно вмешивается в естественный ход этого события. Наблюдение носит ограниченный характер, т.к. позволяет фиксировать факты лишь в заданный момент времени.

Эксперимент – это такой метод исследования, с помощью которого путем планомерного управления условиями изучаемой ситуации проверяются и испытываются о причинных связях явлений.

План эксперимента разрабатывается в зависимости от специфики задач и гипотез исследований.

Анализ документов. Этот метод позволяет оперативно получить информацию об изучаемом социальном явлении. Эта информация носит объективный характер.

Анализ документов имеет преимущество:

1.Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте исследования.

2.Эта информация носит объективный характер.

Нельзя забывать и об ограничениях, связанных с качеством информации:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов;

б) часть этой информации устаревает;

в) цель создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться социологом;

г) большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников.

Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика - понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это - наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

1. Социологическое исследование - это комплекс мероприятий направленных на практическое решение социальных проблем.

2.В зависимости от глубины анализа различают 3 основных вида социологических исследований: разведывательное; описательное; аналитическое.

3. В зависимости от других критериев различают:

-в зависимости от величины выборки. В случае выборочного социального исследования изучается часть совокупности, и результаты распространяются на всю совокупность; точечное (разовое) и повторное исследование. Точечные исследования дают информацию о состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение объекта в динамике, т.е. проводится несколько исследований через промежутки времени.

Повторные в свою очередь делятся на: панельные, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через разные промежутки времени.

Список использованной литературы и интернет ресурсов

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание. - М., Добросвет, 2002.

5. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. - Екатеринбург, Деловая книга, 2002

7. Волков Ю.Г. Социология. М.:Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.

8. Кравченко А.И. Социология. М.:Проспект, 2009.

9. Фролов С.С. Общая социология. М.:Проспект, 2010


Задание № 2 ТЕСТ. Ответьте «да» или «нет»

1.Социализация присуща не только человеку, но и животным - нет.

2.Феральные люди – дети, воспитанные животными - да.

3.Обучение – рудиментарная форма социализации - да.

4.Обучение может быть у животных - да.

5.Социализация заканчивается в зрелом возрасте - да.

6.Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым - да.

7. Вся мировая социология возникла и формировалась с целью теоретически опровергнуть марксизм - нет.

8.М. Вебер выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский - нет.

9.В отличие от Конта и Дюркгейма, Аристоте ль придавал аномалиям абсолютное значение - нет.

10.Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества - да.

11.Социализация включает освоение социальных ролей - да.

12.Фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте - нет.

13.Социализация – кумулятивный процесс накопления социальных навыков - да.

14.Агенты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации - нет.

15.Дальние родственники – агенты вторичной социализации - нет.

16.Социальный статус связан скорее с социаль ным взаимодействием, а социальная роль – с социальными отношениями - да.

17. Социализация – способ изменения и развития культуры - нет.

18. Совокупность больших социальных групп дает социальный состав населения - да.

19. Важнейшие, или фундаментальные, потребнос ти у всех одинаковы, а второстепенные различны - да.

20. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами - нет.

Задание № 3.Определите статусы:

Директор коммерческого банка – достигаемый;

Председатель профкома - достигаемый социальный;

Выпускник инженерного Вуза - достигаемый;

Член общества филателистов – личный;

Задание № 4.Вспомните классификацию социальных групп и решите к какому виду относятся следующие группы:

1.Домохозяйки – большие, вторичные, номинальные группы;

2.Дворяне – большие, вторичные, реальные;

3.Комерсанты – большие, вторичные, номинальные;

4.Американцы – большие, вторичные, реальные группы;

5.Молодежь – большие, вторичные, номинальные;

6.Казачество – большие, вторичные, реальные группы.

Задание № 5. К какому виду, типу и форме социальной мобильности относятся процессы:

1.Развод - вертикальная, внутрипоколенная, добровольная

2.Изменение гражданства - вертикальная, внутрипоколенная, индивидуальная;

3.Увольнение - вертикальная, внутрипоколенная, вынужденная;

4.Командировка - горизонтальная, внутрипоколенная, индивидуальная;

5. Поступление в ВУЗ – вертикальная, внутрипоколенная, добровольная.

Задание 6. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу

1.Социальная структура – это 4

2.Маргиналы – это 3

3.Социальный статус – это 1

4.Класс – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе обществ по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размера той доли общественного богатства, которой они располагают.

5.Социальная группа – это 6

6.Взаимодействие социальное – это 5

7.Социальное действие – это 2

1.место индивида или группы в иерархически организованной структуре и связанная с ним система прав и обязанностей;

2.осознанное поведение индивида, который ставит перед собой цели и добивается их реализации, изменяя при этом поведение других людей;

3.представители пограничных слоев населения;

4.упорядоченная совокупность элементов общества, взаимодействующих между собой;

5.система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которых действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов;

6.совокупность индивидов, взаимодействующих на основе формальных или неформальных связей и формирующих социальные отношения; основной элемент социальной структуры в теории К. Маркса.

1.Приведите в соответствие - конкретные социальные общности и их типы:

1)социально – демографическая общность - б)

2)кратковременные, немногочисленные общности - в)

3) устойчивые массовые общности - а)

а) нации б) женщины, молодежь, пенсионеры в) болельщики футбольной команды

2.Социальная группа – это – а),б)

а) любой коллектив;

б) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии;

в) группа, представляющая определенный социальный слой.

3.По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются: б)

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только бо­лее продолжительное, чем в традиционном обществе, но и доро­гостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем же­лающим, т.е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ничего по­добного не было: в традиционном обществе обучение происхо­дило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные уч­реждения — школы, лицеи, гимназии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка ко взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение термина. Социологи пользуются бо­лее широкой трактовкой.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчиваю­щийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социализации?

Дело в том, что школьное, университетское, производ­ственное или какое-либо иное обучение — всего лишь техни­ческое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостове­ряющий его квалификацию в определенной области знаний. Та­кого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не мо­гут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому прихо­дится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправ­ляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или изучая методы деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе пре­емника многие годы, его воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваи­вать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обя­занностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин "освоение", а не "обучение". Он шире по содержа­нию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрас­тной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, при­вычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологичес­кого превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрос­лея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие про­шло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биоло­гической эволюции. Ни один биологический вид не научился "свертывать" этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконеч­но долгий путь развития.

Социализация — такой процесс, который не поддается искус­ственному управлению либо манипулированию.

К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундер­кинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Приме­ров ускоренного обучения множество, но не существует приме­ров ускоренной социализации.

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ус­корить их прохождение, но удлинить или сократить процесс со­циализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?




Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащи­щенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане по­гибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уеди­нения и самоизоляции на некоторое время, для углубленных размышлений и созерцаний. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны выстоять духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Ро­бинзоном Крузо?

Выводы: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация — качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап — самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолиро­ванные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это кумулятивный процесс, в ходе которого на­капливаются социальные навыки.

Локализованная (направленная) социализация.

Досрочная социализация.

Гендерная социализация.

Десоциализация.

Полная социализация личности.

Неполная (частичная) социализация индивида.

Односторонняя социализация индивида.

Семейная социализация

2. Правильны ли следующие суждения:

а) социальные статусы взаимодействуют между собой;- да

б) социальные отношения связывают между собой статусы;-да

в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие;- да

г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.-да

Карточка № 8

1. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:

а) социализация присуща не только человеку, но и животному;-нет

б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте;- нет

в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия.-нет

2. К каким из основных социальных институтов (семья, производство,

государство, религия, образование) относятся институты, перечисленные

Карточка № 9

1. Что такое социальный статус и социальная роль? Как они связаны между

собой, и чем объяснить такую связь?

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Социальная роль не всегда может совпадать с социальным статусом, например:

1. Со­ци­аль­ный ста­тус школь­ни­ка. Иван учит­ся в школе, он по­се­ща­ет за­ня­тия, вы­пол­ня­ет до­маш­ние за­да­ния, слу­ша­ет­ся учи­те­лей и ведет себя при­мер­но.

2. Со­ци­аль­ный ста­тус учи­те­ля. Мария Ива­нов­на учит детей об­ще­ст­во­зна­нию, она про­во­дит ин­те­рес­ные уроки, про­ве­ря­ет са­мо­сто­я­тель­ные ра­бо­ты, пишет от­че­ты по успе­ва­е­мо­сти клас­сов, ездит с уче­ни­ка­ми в об­ра­зо­ва­тель­ные по­езд­ки, про­во­дит с ними вос­пи­та­тель­ные бе­се­ды.

3. Со­ци­аль­ный ста­тус врач. Иван Ми­хай­ло­вич ра­бо­та­ет хи­рур­гом, каж­дый день он при­ни­ма­ет па­ци­ен­тов, дает им ре­ко­мен­да­ции по ле­че­нию, пе­ри­о­ди­че­ски он про­во­дит опе­ра­ции, дает со­ве­ты мо­ло­дым кол­ле­гам-ме­ди­кам. Социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь мно­гое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

В случае несовпадения социального статуса и роли натупает ролевой конфликт, когда человеку необходимо выполнять несовместимые роли (директор-его подчиненный-друг).

Ролевой конфликт - это противоречие между двумя и более ролями, двумя и более моделями поведения. Такое противоречие наступает тогда, когда ситуация требует от человека соответствия двум или более социальным статусам.

2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются

а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;-нет

б) один человек обладает множеством статусов;-да

в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;-да.

г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;-да




Карточка № 10

1. Что собой представляет социальный статус? Что такое предписанные и

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

· приобретенный (достигаемый) статус- статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

· предписанный (приписываемый) статус- статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются

а) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;- нет

б) социальный статус – положение индивида в малой группе;-нет

ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;-это прирожденный статус

в) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует;-да

г) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью.-нет.

Карточка № 11

1. Дать развернутую характеристику основным факторам, оказывающим

влияние на формирование человеческой личности. Выделить факторы

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.

Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событии и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность, т.е. в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем,что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

2. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях?

а) когда духовное лицо становится депутатом;

б) когда спортсмен курит;

в) когда депутат едет в автобусе.

Да, в указанных ситуациях происходит расхождение статуса и ожидания окружающих, или ролевого поведения индивида, возникает статусная несовместимость. Спортсмен не должен курить, духовное лицо не должно заниматься политикой. Депутат, конечно, может ездить и на автобусе, но так, к сожалению, так нарушается его общепринятый статусный портрет.

Карточка № 12

1. Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни человек

усваивает больше социальных ролей?

Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь.

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Готовые работы на аналогичную тему

Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.

Социологические критерии выделения зрелого возраста

Зрелый возраст – понятие собирательное, охватывающее несколько периодов жизни человека.

Зрелый возраст совпадает с наивысшим уровнем развития интеллектуальных, духовных, физических способностей. Это время, когда человек научился реализовывать свои замыслы, перешел от самоопределения к самореализации. Значительным фактором для переосмысления сложившегося опыта выступает стремление приблизиться к самому себе, более соответствовать собственной изначальной внутренней природе.

Основными сферами самореализации личности являются сфера семейно-бытовых отношений, общения, сексуальных отношений, профессиональная сфера, сфера воспитания детей, общения, самосовершенствования и саморазвития.

Социализация во взрослом возрасте – это саморазвитие через выбор: каким быть, кем, с кем и т.д. Присутствует как свобода выбора активности в конкретных ситуациях, так и выбор собственного здоровья, психологического облика, образа жизни в целом.

Социологическим критерием разграничения молодежного и зрелого возраста является социальная, экономическая и политическая самостоятельность. К критериям взрослости относятся:

  • способность обеспечить себя средствами существования;
  • свободно и независимо от других распоряжаться деньгами;
  • проживать отдельно от родителей;
  • проявлять самостоятельность в выборе образа жизни;
  • способность нести ответственность перед законом.

С точки зрения социализации, значительным критерием взрослости является возможность вступления в брак. Семья – единственный агент социализации, который оказывает влияние на формирование личности на протяжении всей жизни.

Особенности социализации в зрелом возрасте

В онтогенезе зрелость занимает самый длительный период. Каждая стадия зрелого возраста характеризуется своими особенностями:

Готовые работы на аналогичную тему

Середина и вторая половина жизни характеризуются наступлением кризиса средних лет. Для его преодоления необходимо проанализировать цели, переоценить ресурсы, скорректировать жизненный курс под новые цели. Этот период должен иметь собственную значимость. В это время важно:

  • достичь зрелой социальной и гражданской ответственности;
  • поддерживать необходимый жизненный уровень;
  • помогать молодому поколению в осознании собственной ответственности за жизнь;
  • найти оптимальные варианты проведения досуга;
  • адекватно воспринимать физиологические изменения;
  • расширить личностные аспекты супружеских взаимоотношений.

В зрелом возрасте к обычным агентам социализации (семья, родственники, соседи и т.д.) присоединяются коллеги по работе, супруг или супруга, единомышленники или друзья в досуговой сфере и т.д.

Социально-психологические проявления зрелого возраста

Для развития личностной зрелости самым благоприятным является уровень взаимозависимости, когда взаимозависимые люди для достижения наилучшего результата объединяют свои возможности и способности с возможностями других людей.

Основными показателями проявления социально-психологической зрелости личности являются умение отстаивать свою позицию, говорить правду, сочетать личные коммуникативные возможности с нормами, требованиями, правилами поведения социального окружения, способность решать конфликтные ситуации и преодолевать коммуникативные барьеры.

Социальная зрелость характеризуется развитым чувством ответственности, она проявляется в политической, общественной, моральной, эстетической сферах. Развита способность предвидеть развитие разных социальных ситуаций, понимать других людей, активно участвовать в жизни общества, проявляется потребность заботиться о других людях, максимально использовать свои способности и знания.

Характерные черты зрелой личности значительно определяет социальная среда развития. Основным признаком зрелости является осознание индивидом ответственности и стремление к ней. Зрелый возраст характеризуется ответственностью за содержание своей жизни.

Ценностные ориентации зрелых людей играют в жизни общества ведущую роль. В этом возрасте достигаются вершины общественной и профессиональной карьеры, в руках лиц зрелого возраста сосредоточены функции управления в структурах государства, в различных сферах общественной жизни.

Важнейшими проявлениями зрелой личности выступают: стремление расширять свою деятельность, выходить за рамки своих возможностей, действовать за границами ролевых предписаний и требований ситуации; направленность личности; степень осознанности отношений к действительности, смысловые структуры, обуславливающие поведение личности и ее сознание.

Для зрелого возраста характерна широкая система связей с миром, устойчивая конфигурация основных мотивационных линий. Зрелая личность обладает свойством самопротяженности, т.е. вся жизнь не привязывается только к непосредственным обязанностям и потребностям. Человек участвует в самых разнообразных видах деятельности. Удовлетворение и фрустрации носят разносторонний и многообразный характер. Характерны как самообъективация, так и объективный взгляд на реальность.

Читайте также: