Философия как фундамент всех наук

Обновлено: 01.05.2024

Чем бы вы в жизни не занимались профессионально, каким видам хобби вы не отдавали предпочтение – ясно одно, что самым важным процессом всегда будет то, как вы проживаете свою жизнь в условиях нашей Природы .

Для успешного продвижения по жизни вам необходимы знания о том, как и по каким законам «живёт» наша Природа. Какие силы оказывают влияние на человека, что можно делать и чего делать не стоит. Причём этих «особенностей» великое множество и незнание части из них и, тем более нарушение которых, Природой никогда не прощается.

Ранее я описывал те стартовые условия, при которых каждый человек начинает свой путь по жизни. Про Миссию каждого мы поговорим отдельно. Теперь важно понять каким образом человек будет разбираться в правилах и законах Природы?

1. Предположим, что процесс развития человека можно условно разделить на несколько процессов:

накопление Знаний – переход к Мудрости – реализация своей Миссии.

2. Понятно, что основой любого разумного развития являются Знания. Чем их больше – тем больше шансов на то, что принимаемые решения будут оптимальны. Источники и методы освоения Знаний – мы рассмотрим позже.

3. Введем некое понятие Мудрости – это возможность успешно применять Знания на практике.

4. О реализации своей Миссии поговорим отдельно, хотя это самый понятный из этих процессов.

Получается понятный маршрут: « Знания – Мудрость – Миссия ».

А вот теперь самое интересное и самое спорное. Это мое мнение и воспользоваться этими знаниями или поставить их под сомнение – личное дело каждого.

Я не знаю, кто придумал «в лоб» перевести значения термина Философия» как любовь к Мудрости. Именно эта формулировка оказалась причиной неверного отношения к Философии. Небрежность в трактовке терминов «любовь» и «Мудрость» (случайная или умышленная) существенно снизили значение Философии в глазах обычных людей (не специалистов).

Проблема нашего времени в том, что услышав слово никто не копается в словарях в поиске расшифровки его истинного значения – большинство довольствуется просто своими ощущениями! А это большая ошибка.

Предлагаю посмотреть в словари. Вот более точное определение, которое многое проясняет:

Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Теперь, если внести изменение и поменять трактовку на

«Философия – поиск Мудрости», многие неточности уйдут и не будут смущать людей.

Именно - Поиск Мудрости. - это процесс как обычный человек сначала становится Знайкой, а потом превращается в Мудреца!

А теперь оцените, насколько важна такая отрасль Знания как Философия (в смысле поиска Мудрости) для успешного продвижения человека по жизни к своей цели!

В общей системе наук философия занимает центральное место, выполняя объединяющую функцию. В фокусе философского знания лежат наиболее общие законы развития общества, природы и человеческого мышления. По этой причине философию нередко называют наукой всех наук.

Почему философия - наука всех наук

  • Почему философия - наука всех наук
  • Почему возникла философия
  • Что изучает философия

Философия во все времена находилась на стыке наук, являясь своеобразным объединяющим центром и интегратором знаний об окружающей человека действительности. Велика роль философии в формировании научного мировоззрения. В зависимости от ответа на вопрос о соотношении материи и сознания человек может занимать сторону идеализма или материализма.

Естественные и гуманитарные науки поставляют философии данные, которые требуются для выработки обобщающих теоретических и методологических концепций. Конкретные научные методы позволяют собрать исходные сведения об особенностях физической или социальной реальности. Методология философии дает возможность делать обоснованные выводы и выявлять наиболее общие закономерности, присущие действительности. Научный анализ философия дополняет синтезом знаний.

Центральная роль философии в системе наук стала проявляться особенно сильно после введения в методологию науки приемов материалистической диалектики. Учение о всеобщем развитии природы и социума подтверждает единство выводов конкретных наук и философских концепций. Диалектический метод исследования явлений, впервые предложенный философией, нашел широкое применение в естественных и общественных дисциплинах.

Значение философии в мире науки все время возрастает. Это в наибольшей степени стало заметно на фоне растущего научно-технического прогресса. Открытия в естествознании и основанные на них технологические новшества требуют осмысления с точки зрения законов философии. Прикладные области научного знания нуждаются в философских концепциях, которые могли бы не только объяснить новые факты и явления, но и подвести под них мировоззренческую платформу.

Основанное на философских взглядах мировоззрение в нынешних условиях становится мощным инструментом, посредством которого ученые разных направлений добывают знания. Знаменитый Альберт Эйнштейн, отвечая на вопрос о значении философии для науки, указывал, что эта дисциплина – фундамент, «мать научных исканий». Этот великий ученый глубоко изучал основы философии, отдавая предпочтение рационалистическим взглядам Бенедикта Спинозы.

Развитие современной науки немыслимо без обращения к философии и выработки соответствующих методологических концепций. Открытые философами законы ставят эту дисциплину в центр всей системы знаний, накопленных и систематизированных человечеством за несколько тысячелетий. Именно поэтому философию можно с полным основанием назвать «царицей всех наук».

Автором этой идеи является французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт (1596-1650). Он родился во Франции, но в 1629 году переехал жить и работать в Нидерланды.

Рене Декарт заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменных величины и функции, ввел многие алгебраические значения. Сформулировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Он же является автором теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта), и ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

Основными сочинениями Рене Декарта являются «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе. » (1637), «Начало философии» (1644).

XVI-XVII века – это время зарождения науки в собственном значении этого слова. Науки – как систематического знания и накопления, предполагающего наличие специальных познавательных средств и приобретение основы. И если раньше познание о человеке и бытии опиралось на мифологию и религию, то теперь устройство мира объясняется с точки зрения науки. И начало науки и философии нового времени мы связываем с именем Декарта.

В это время в философии познания существовало два течения: эмпиризм (утверждающий, что единственным источником познания служит опыт, эксперимент) и рационализм (согласно которому источником знаний является разум). В учении о познании Декарт является родоначальником рационализма и сторонником учения о врожденных идеях.

Подвергая сомнению все традиционные представления о бытии, Декарт отталкивается от самой первой истины – от истины собственного сознания. Он старается опираться лишь на простые, непосредственно достоверные факты. Таким фактом для Декарта является его идея о том, что философия существует как источник всех известных наук. Декарт утверждал, что философия – наука о рациональном осмыслении мира, это своего рода признание ценности мысли. И по его утверждениям, главное правило в философии – это сомневаться во всем. Декарт первым ввел в принципы философии сомнение как категорию, позволяющую познавать мир.

В основе философии Декарта лежит дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Французский философ материю отождествлял с протяжением или пространством, а движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения по Декарту – Бог, который сотворил материю, движение и покой.

Человек – связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное положение всего знания по Декарту – непосредственная достоверность сознания (мыслю, следовательно существую). Существование Бога рассматривается как источник объективной значимости человеческого мышления.

По мнению Рене Декарта, философия является прародительницей других наук. Свое мнение он подтверждает тем, что философия зародилась еще в те времена, когда человек начал задумываться над своим бытием и впервые заглянул внутрь себя. Сам индивид и окружающий его мир неделимы. И любовь к мысли у него, умение размышлять приводят к созданию все новых и новых наук. Любая наука основывается на теоретических знаниях и наблюдениях и уж потом эти знания перерастают в эмпирические.

Эту свою идею Декарт прояснял следующим образным примером. Если мы представим все существующие науки в виде дерева, то корнями этого дерева будет метафизика (другое название философии), стволом – физика как наука о пространстве, времени, движении и материи, а ветви, отходящие от главного ствола, суть частные науки, такие, как химия, биология, политика и т. д.

Мышление и воля человека являются движущей силой прогресса на пути становления наук. Декарт, исследуя законы человеческого самосознания, видит первопричину, рождающую импульс к действиям, в том, что индивид становится активным по тем же законам, по которым создавался мир. Поэтому до сих пор люди используют учение Декарта об интуиции и дедукции, постигая новые процессы мысли, добиваются все новых и новых открытий и достижений, развиваются.

И уверенно можно сказать, что, освободившись от образности древних мифов, сегодня все человечество видит окружающий мир по Декарту. Ведь он первым отождествил Вселенную с абстракциями познания – пространством и материей: создал ясную систему отсчета для рассмотрения прежних идеализаций. Ведь от него ведет школьная система координат и именно он доказал правомерность использования абстрактной науки математики для изучения сложных процессов природы.

Причем все свои открытия Декарт объяснял с точки зрения философии и ее влияния на другие науки. Для человека, по его утверждению, которого неведомая сила побуждает исследовать этот мир, первично его сознание, а бытие для сознания вторично.

Когда Декарт работал над своей первой идеей по философии и доказывал, что философия является источником всех наук, он так сильно переживал и этим открытиям сопутствовало такое возбуждение души Декарта, что близкие опасались за его состояние. Сам же Декарт искренне молился Богородице, прося сохранить плод своего ума, чтобы он мог передать это людям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Классификация естественных наук и наук о духе.

4. Классификация естественных наук и наук о духе. - Краткий обзор некоторых из множества классификаций имеет целью здесь дать представление не о них самих, но об их принципиальном смысле:а) Естественные науки видят обыкновенно в трех больших, относительно строго

3. Социальная философия как методология общественных наук

3. Социальная философия как методология общественных наук Выше отмечалось, что социальная философия воссоздает целостную картину развития общества. В связи с этим она решает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействия

Тема 9. Философия техники и методология технических наук

Тема 9. Философия техники и методология технических наук 9.1. Предмет, содержание и задачи философии техники Понятие «техника» (от греч. techne – умение, мастерство, искусство) означает, во-первых, совокупность специально выработанных способов деятельности; во-вторых,

Глава III. Факты общественных наук Прочитано в Клубе моральных наук Кембриджского университета 19 ноября 1942 г. Перепечатано из: Ethics LIV, No. 1 (October, 1943), рр. 1-13. Некоторые из вопросов, поднятых в данном очерке, рассматриваются более подробно в моей работе "Сциентизм и изучение общества"

Глава III. Факты общественных наук Прочитано в Клубе моральных наук Кембриджского университета 19 ноября 1942 г. Перепечатано из: Ethics LIV, No. 1 (October, 1943), рр. 1-13. Некоторые из вопросов, поднятых в данном очерке, рассматриваются более подробно в моей работе "Сциентизм и изучение

§ 7. Декарт

§ 7. Декарт Даже наш замечательный Декарт, инициатор субъективного рассмотрения и тем самым отец новой философии, подвержен еще в этом отношении труднообъяснимым смешениям, и мы сейчас увидим, к каким серьезным и достойным сожаления последствиям это привело в

5.2. Единство всех наук (натурфилософия)

5.2. Единство всех наук (натурфилософия) У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей. Современный человек,

Натурфилософия. Единство всех наук

Натурфилософия. Единство всех наук У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей.Современный человек, познающий

9. Различие наук об идеальных формах и наук о содержаниях бытия

9. Различие наук об идеальных формах и наук о содержаниях бытия Каждая особь, даже и электрон, есть носитель всего отвлеченного логоса, т. е. всей совокупности идеальных формальных принципов, как способов своего действования; деятель может не познавать и даже не сознавать

2. Философия права в системе наук

2. Философия права в системе наук Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин "философия права" возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась— сперва в

Единство всех наук. Натурфилософия

Единство всех наук. Натурфилософия У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей.Современный человек, познающий

35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета

35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета 35. Вызванные нашими требованиями к суду и изобличенные, все эти ереси, – появившиеся позже или современные апостолам (но равно противные их

2. Один – на всех и всех – до одного

2. Один – на всех и всех – до одного «Народ перестал оправдывать доверие правительства. Поэтому у правительства не остается другого выхода, кроме как ликвидировать свой народ и набрать себе новый». Бертольд Брехт. Далеко не у каждого лидера хватит мужества, чтобы

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной Человек – мера всех вещей Протагор Данную главу нам необходимо начать со слов американского физика австрийского происхождения Фритьофа

Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности

Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности Если воля ищет закон, который должен ее определять, не в пригодности ее максим быть ее собственным всеобщим законодательством, а в чем-то другом, стало быть, если она, выходя за пределы самой себя,

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

— является ли философия наукой;

— взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

— соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

— на первоначальные позиции ученого;

— его отношение к миру и познанию;

— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

— на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

— отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

— эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

— теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

IV. Философия и наука

IV. Философия и наука В процессе обосновывающей работы метафизики постоянно растет уразумение самого мышления, его форм и его законов. Исследуются условия, при которых мы познаем, а именно допущение, что существует независимая от нас действительность, доступная нашему

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Греки понимали под философией организованную систему всех человеческих знаний о вселенной. Конечно, внутри нее существовали подразделения. Была философия природы, этики, политики, логики, "души", небесных тел и, конечно, медицины. Больше того, при

Философия и наука

Философия и наука

Философия и наука При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.Первый

III. Философия и наука

III. Философия и наука В природе мысли лежит, что она не независима, но "ориентируется", есть мысль о чем-нибудь, и это что в известном смысле определяется произвольно, рефлексия есть акт свободы. Но как из каждой точки сферы могут быть проложены пути по всей этой сфере и как

Философия и наука

Философия и наука Я рассказывал до этого об античной философии, хотя задача моя — дать просто очерк философии. Я делал это, потому что определенный фон и основной фонд понятий и представлений, каких-то постоянных связок философской мысли образовались в античности.

V. Наука и философия.

V. Наука и философия. К больному мы призываем врача, к умирающему — священника. Врач старается вернуть человека к земной жизни, священник напутствует к жизни вечной. И как между делом врача и делом священника нет ничего общего, так нет ничего общего между философией и

а) Философия — ни наука, ни мировоззренческая проповедь

а) Философия — ни наука, ни мировоззренческая проповедь Наш курс объявлен под названием «Основные понятия метафизики». Это название мало о чем дает догадываться, при том что по своей форме оно совершенно ясно. Оно как будто бы похоже на другие названия курсов: Первоначала

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Я рассказывал до этого об античной философии, хотя задача моя — дать просто очерк философии. Я делал это, потому что определенный фон и основной фонд понятий и представлений, каких-то постоянных связок философской мысли образовались в античности.

Девятова С.В., Купцов В.И. VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ

Девятова С.В., Купцов В.И. VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ Наука всегда была тесно связана с философией. Выдающиеся ученые всех времен внесли огромный вклад в ее развитие. Пифагор, Аристотель, Н.Коперник, Р.Декарт, Г.Галилей, И.Ньютон, Г.В.Лейбниц, А.Смит, В.Гумбольт, Ч.Дарвин,

Арабская философия и наука

Арабская философия и наука На Западе большая часть греческого философского и научного наследия была утрачена в период между падением Римской империи и культурным ренессансом XIII–XIV веков. Однако в «темные века» греческая философия и наука были перенесены в другую

7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.Философия является

37. Почему философия не гуманитарная наука?

37. Почему философия не гуманитарная наука? Не только потому, что философия не наука вообще. Философия не наука именно потому, что она философия. Этим уже все сказано. И кто хочет видеть в философии науку, в действительности не хочет видеть философии. Здесь дело в другом.

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ В.: Что думают суфии о противоречиях между наукой и философией и, по аналогии, между соответствующими группами людей, предлагающими различные проекты по переделке мира? Систем очень много, хотя мы, без сомнения, можем их оценить — ведь мы, так сказать,

Очень часто люди спорят о том, является ли философия наукой. Существует три распространенных ответа:
1. Философия является одной из научных дисциплин. Она лишь часть гуманитарного знания.
2. Философия не является наукой, потому что она не дает объективных знаний о действительности и не использует общепринятые научные методы. Она не дотягивает до уровня научного знания.
3. Философия не является наукой, потому что по иерархии она выше любой науки и всей научной системы в целом.

Чтобы разрешить этот вопрос, следует определиться, что мы понимаем под наукой, и когда она возникла. У науки есть множество определений. Наука сама точно не знает, что она такое, а потому мы попытаемся дать более точный ответ. Для нас наука — это философская школа, которая появилась в начале Нового времени на базе таких учений, как рационализм и эмпиризм. До этого не существовало достаточного количества факторов и принципов, объединяющих современную научную систему и то, что называется наукой прошлого. Наука — это прежде всего теоретическое знание, основанное на эмпирическом базисе. Если мы расширим определение науки и назовем её синонимом практики, то, конечно, придется признать, что наука существует столько же, сколько существует и человечество, но современная наука и наука Нового времени — это не просто практика, это определенная философская установка на исследование действительности.

Если мы расширяем определение науки до практики, то наука есть в христианстве, буддизме, у древних людей и у каждого из философов. Тогда у всех есть своя наука. Но даже в таком случае философия не является наукой, так как она объясняет практику. Мы же задаем вопрос из современной научной системы, которая помещает философию в свое образование в качестве одной из гуманитарных наук. Основываясь на этом, логично использовать такое определение науки, которое имеет более конкретное отношение к современности.

Очевидно, что автор статьи придерживается третьего ответа на поставленный вопрос.

Философия — фундамент любого донаучного и вненаучного знания

У каждой религии, секты или любой другой группы людей, объединенных общими воззрениями, имеется своя философия, которая играет роль фундамента. На Западе философия в самом прямом смысле являлась основанием для всего вненаучного, начиная от христианства и заканчивая атеизмом. Первыми атеистами были именно философы. Они же сформулировали все самые важные аргументы против религии. Даже еретические учения имели свою философию. В этом смысле теоретическое философское знание лежит за пределом любой науки и научной системы в целом.

Из этого следует, что философия не ограничивается одной лишь научной системой, в то время как каждая из наук подчиняется общим законам науки своего времени. Уже этого достаточно для того, чтобы с уверенностью сказать, что философия наукой не является.

Научная философия — фундамент научного знания

Даже внутри науки научная философия занимает особое место, которое не ограничивается предметом отдельной дисциплины. Научная философия — это один из многих разделов философии, но один из немногих, имеющих реальное отношение к науке. Данный раздел занимается формированием научных принципов, самых общих методов и установок, без которых не сможет существовать ни одна естественная, точная, общественная или гуманитарная наука.

Неизвестно, является ли научная философия подлинной частью науки или находится за её пределами, но ответ на этот вопрос для данной статьи неважен, поскольку нам известно, что вся остальная философия может не иметь к науке никакого отношения.

Философия создала науку

Научное мировоззрение появилось на стыке двух философских школ: эмпиризма и рационализма. Философия не может быть наукой, потому что она создала эмпиризм, рационализм и, как прямое следствие, саму науку. Философия существовала еще тогда, когда науки не было, если под наукой мы понимаем тот тип исследования, который возник в начале Нового времени и развивался вплоть до наших дней.

Философия формирует общую методологию науки

Философия не вписывается в отдельную научную дисциплину, так как она работает над методологией всех наук. У основания естественнонаучного знания мы находим учения многочисленных натурфилософов (Демокрит, Аристотель), эмпириков (Ф. Бэкон) и рационалистов (Р. Декарт). Гуманитарное знание также формировалось под сильнейшим влиянием философии (Шлейермахер, Дильтей). Теоретическая математика (Пифагор, Платон и Евклид) и логика (Аристотель) также были созданы философами.

Философию невозможно классифицировать в рамках науки

Философия не является гуманитарной, общественной, точной, естественной или технической наукой, но периодически выполняет функции каждой из них, и она не ограничена ими. Философия не подчиняется ни одной из известных классификаций, потому что она в корне своем не является наукой. Тогда почему философию называют гуманитарной наукой? Все дело в том, что в XX веке преобладали те философские школы и направления, которые занимались гуманитарной проблематикой (экзистенциализм, философия жизни, философская антропология). Вследствие этого философские факультеты оказались заполнены «философами» гуманитарного толка. Академическая философия действительно является по преимуществу гуманитарной, так как занимается вопросами, связанными с человеком, и историей философии, а не самостоятельным философствованием.

Философия имеет право игнорировать научные теории

Ни одна наука не может игнорировать теоретические достижения других наук, особенно если речь идет о смежных областях исследования. Философия и здесь является исключением. У нее есть полное рациональное право действовать в обход научному методу, как следствие, не учитывая научные теории. Конечно, большинство людей, занимающихся философией, хорошо знакомы с наукой. Они оспаривают научные теории или пытаются соотнести с ними свои достижения. Правда, это не обязательное условие для того, чтобы называться философом. Ни один ученый не имеет права игнорировать научные теории. Философ может это делать. Из этого следует, что философ не является ученым, а представляет собой нечто другое.

Философия имеет право игнорировать научные факты

Философия предоставляет множество теоретических построений, которые логически аннулируют научные факты. Например, если философ солипсист, то из его учения следует, что весь мир не является настоящим, как следствие, нет никакого смысла подходить к нему с точки зрения естественной установки. У многих учений есть возможности, позволяющие им непротиворечиво отрицать научные факты, например, подвергнув сомнению научную методологию. Ни один из ученых и людей, претендующих на это звание, не может сделать ничего подобного. Наука — это вера в факты, без которых вся научная деятельность теряет основание. Философ может представить такие теоретически условия, в которых научная трактовка фактов будет либо ложной, либо бессмысленной, как следствие, он имеет полное право игнорировать их.

Подлинно философское образование невозможно

Как известно, любая наука тесно связана с образованием, и, как следствие, все они претендуют на то, что им можно научить. Философия же начинается с очевидного утверждения: «невозможно научить человека мыслить». И это похоже на правду, потому что можно научить человека верить, можно научить его проводить исследование, можно научить его выполнять те или иные операции. Но продуктивное мышление, на котором основывается философия, не является чем-то определенным и известным. Оно не включает в себя заученные операции, алгоритмы и методы. Продуктивное мышление — это такое мышление, которое выходит за свои собственные границы и создает нечто качественно новое. Нет никаких надежных подходов, позволяющих научить такому мышлению, как следствие, нет надежных подходов, чтобы научить философии.

Тогда чему учат на философских факультетах? Во-первых, там обучают истории философии, которая является частью научного исторического знания, а не философского. Во-вторых, там изучаются уже созданные философами прошлого методы, что крайне редко приводит студентов к созданию своих методов. В данном случае, академическая философия подражает науке, пытаясь навязать нам те или иные подходы. В-третьих, там обучают языкам, которые позволяют читать тексты мыслителей прошлого, что тоже не имеет никакого отношения к чистой философии, и относится скорее к истории, филологии и лингвистике. В-четвертых, студентов-философов учат герменевтической традиции изучения философских текстов. Какой результат у всего этого? Разве студенты-философы и их преподаватели покидают университеты Фалесами, Парменидами, Гераклитами, Платонами, Аристотелями и Кантами? Нет. Они лишь становятся специалистами в философии Фалеса, Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля или Канта. Это тоже полезно и нужно нашему обществу, но к чистой философии такое образование имеет косвенное отношение.

Не исключено, что когда-нибудь будет создана обучающая программа, которая сможет делать из обычных людей продуктивно мыслящих философов, но до сих пор все подобные попытки создать философское образование выливались либо в идолопоклоннические секты (пифагореизм, платонизм, перипатетизм и т.д.), где из огромного количества обучающихся к настоящей философии отношение имели лишь единицы, либо становились подходом к исследованию философии, ограниченным доминирующей точкой зрения (​изучение философии в Средние века, академическая философия).

Вывод

Философию очень трудно представить в качестве одной из наук. Она не является полноценной частью научной системы, не подчиняется научному методу и может не разделять научную картину мира. Если мы и хотим назвать философию наукой, то придется сделать огромное количество поблажек. Это будет самая исключительная и свободная наука, которая ни перед кем не отсчитывается. Она не подчиняется логике, математике, методу, фактам и научным теориям. Она может как поддерживать, так и отвергать науку. У нее нет определенных объекта исследования, предмета, проблемы, принципов и подходов. Философия допускает безграничное количество точек зрения и методов. Она потенциально, во всей своей неопределенности и свободе, превосходит науку в целом, и сама наука является лишь её частью. Поэтому философия не может быть наукой. Кроме того, нелепо называть её чем-то более низким, чем наука, так как философия создала науку, основала многие области исследования, впервые сформулировала важнейшие научные принципы, а также разрабатывала и разрабатывает различные методы, играющие огромную роль для развития научной системы.

Читайте также: