Двери шахты лифта устройство

Обновлено: 26.04.2024

Конструктивно шахта лифта состоит из ограждения с проемами дверей, потолочного перекрытия, приямка.

Для безопасной эксплуатации лифтового оборудования расстояние между стеной шахты и стенками кабины, со стороны ловителей должно составлять не менее 200 мм. Исключением являются подъемники малой грузоподъемности, где промежуток может быть 150 мм. Зазор между порогом кабины и шахты равняется 15-50 мм. Расстояние между кабиной и противовесом должно составлять не менее 50 мм.

Оснащение и устройство

В шахте перемещаются противовес, кабина лифта и уравновешивающее устройство. В зависимости от типа шахты и выполняемых функций в ней могут располагаться:

  • кабина подъемника
  • направляющие
  • противовес
  • тяговый трос/цепь
  • натяжное устройство
  • пружины буфера
  • освещение
  • обеспечивающий связь подвесной кабель
  • портал для установки двери шахты
  • электрооборудование позволяющее определить местонахождение подъемника

Лифтовые шахты бывает глухими, когда ограждение предусмотрено с четырех сторон внутри здания и приставными, когда конструкция крепится к несущей стене кронштейнами (для этих целей используются специальные лифтовые запчасти, рассчитанные на значительные нагрузки) и имеют стеклянное или сплошное ограждение. Первый вид активно используется в многоэтажных жилых домах, офисах, торговых и бизнес центрах. Наружная шахта лифта второго вида зачастую монтируется в зданиях малой этажности и коттеджах.

По форме, пространства для перемещения лифта, бывают:

  • разомкнутого и замкнутого сечения
  • круглые
  • прямоугольные
  • овальные

Конструкция предназначенная для перемещения кабины может быть ненесущая и несущая. Ненесущая играет роль ограждения, нагрузка распределяется на различные элементы постройки. Несущая способна выдержать всю нагрузку возникающую при эксплуатации подъемной машины.

Стенки шахты выполняется из железобетона, металлокаркаса, кирпича.

Кирпичные

Каркасы изготавливаются из полнотелого кирпича. Толщина стенок обязана быть как минимум 25 см. Поверхность шахты лифта из данного материала должна быть без выступов и впадин.

Железобетонные

Монолитные шахты сооружаются методом скользящей опалубки во время строительства здания. Конструктивно, пространство в котором движется лифт состоит из железобетонных тюбингов, размеры которых равняются пролету одного этажа. Монтируются данная конструкция непосредственно на стройплощадке.

Металлокаркасные

При отсутствии возможности возведения глухой шахты, устанавливается металлокаркасная. Она монтируется как снаружи так и внутри строения. Каркас состоит из несущих рам, поясов и стояков, нижняя опора выполняется из углового профиля, смонтированного строго по уровню в фундаменте приямка.

Приямок

Размеры приямка шахты идентичны размеру лифтовой шахты, поскольку кабина опускается в него. В нем располагаются натяжное устройство, противовес, упор. Глубина приямка определяется техническими требованиями и соображениями безопасности персонала и пассажиров. Данная зона должна быть защищена от попадания грунтовых и сточных вод.

От кабины до нижней части приямка, при проектировании, предусматривается зазор для грузового лифта - не менее 5 см, для пассажирского подъемника - не менее 50 см.

При глубине более 0.9 м, для удобства доступа обслуживающего персонала, устанавливается лестница или скобы. Если глубина свыше 2.5 метра, вход оборудуется специальной дверью.

Освещение

Стационарное электрическое освещение шахты монтируется в кирпичные и железобетонные конструкции, обеспечивая освещенность при закрытых дверях не ниже 50 Лк. Использование данного вида освещения позволяет производить ремонтные работы. Металлокаркасные шахты стены которых остеклены триплексом, сетчатым ограждением или ограждены частично, разрешается не оборудовать светильниками.

Огнестойкость

Огнестойкость шахты обеспечивается сплошным ограждением, система отвечающая за безопасность оборудуется датчиками дыма, срабатывающими при возникновении возгорания. Подпор в шату обеспечивает приток свежего воздуха, благодаря задействованию вентилятора.

Размеры

Внутренние размеры пространства для перемещения лифта в жилом доме должны обеспечивать безопасную работу подъемной машины. В расчете величины шахты, ключевую роль играют габариты кабины. Параметры, представленные ниже, могут существенно отличатся, в зависимости от конкретной моделей лифта и носят исключительно ознакомительный характер.

Грузоподъемность Габариты Высота последнего этажа
Кабина Шахта
400 1080x1380 1600x1700 3600
630 1180x1380
1180x2100
1600x1900
1800x2400
3600
1000 1180x2100 1800x2400 3600

Требования

Важные требования, позволяющие безопасно эксплуатировать лифта в шахте представлены в ГОСТ Р 53780-2010. В государственном стандарте указано, что шахта лифта должна отделятся от лестниц и площадок, где размещается оборудование и находится люди. Ограждение шахты производится стенами, перекрытием, полом или достаточным для обеспечение безопасности расстоянием.

В ограждении допускаются:

  • дверные проемы для техобслуживания и выхода на площадки этажей
  • отверстия для смотровых люков, вентиляции

Кроме лифтового оборудования в шахте размещаться отопление, вентиляция, система охранной и пожарной сигнализации, диспетчерское оборудование. Регулирующие систему отопления устройства должны располагаться с внешней стороны.

Частично огражденная шахта лифта должна иметь высоту со стороны двери как минимум равную 350 см. Если в шахте находится несколько лифтов, между ними размещаются перегородки.


99. Что представляет собой шахта лифта и каково ее назначение? Шахта лифта это сооружение, в котором движутся кабина и противовес. В шахте размешены направляющие, тяговые и уравновешивающие канаты, канат натяжного устройства ограничителя скорости, буфер, аппаратура, подвесной кабель, электропроводка проводов. Часть шахты, находящаяся ниже уровня нижнего этажа, называется приямком. В приямке размещены буфера, натяжное устройство ограничителя скорости, выключатель приямка, лампа освещения и звонок.

100. Назовите основные типы шахт. Различают два типа шахт: глухие и металлокаркасные. Строительную часть глухой шахты кладут из цельного кирпича или железобетонных блоков. Шахта должна быть вертикальной, без впадин и ниш. Допускается отклонение по ширине и глубине шахты не более 30 мм. Отклонение стен шахты от вертикальной плоскости в зависимости от высоты шахты — от 15 до 30 мм. Выступы размером более 50 мм сверху и снизу должны иметь скосы под углом не менее 75° к горизонтали. Металлические шахты состоят из металлического каркаса, на котором укреплено ограждение. Каркас состоит из вертикальных стоек и горизонтальных поясов и огражден на всю высоту металлической сеткой или металлическими листами (щитами). Металлоконструкция должна быть жесткой. Элементы таких шахт на месте монтажа соединены между собой с помощью болтов яли сваркой. Металлокаркасная шахта па каждом этаже крепится к закладным деталям лестничной клетки (здания).

101. Какие основные требования предъявляют к шахте лифте? В соответствии с требованиями ПУБЭЛ шахта лифта должна быть ограждена со всех сторон на всю высоту и иметь верхнее перекрытие и пол. Строительная часть шахты и ее основание должны быть рассчитаны на нагрузку от лифтовой установки. Шахты ограждают металлическими листами, металлической сеткой или стеклом. Металлические листы должны иметь толщину не менее 1,4 мм; стекла — толщину не менее 8 мм, а для приставных к зданиям лифтов с двойным остеклением — не менее

4 мм. Сетку выполняют из проволоки диаметром не менее 1,2 мм с отверстиями в сетке размером не более 20 мм. Шахта лифта, огражденная сеткой или стеклом, должна быть со стороны прилегающих к ней площадок ограждена на высоту не менее 1000 мм от пола металлическими листами толщиной не менее 1,4 мм «ли решеткой. Ограждение шахты всегда должно быть в исправности-так как разбитое стекло или порванная сетка может стать причиной аварии и несчастного случая.

102. Какие бывают двери шахты и требования к ним? Двери шахты бывают распашные и раздвижные, открываемые и закрываемые вручную с помощью привода. Двери и дверные замки являются ответственными устройствами; обеспечивающими безопас-вость пассажиров. В соответствии с требованиями ПУБЭЛ все входные и погрузочные проемы в шахте лифта должны закрываться дверьми. Двери шахты (если к иим ие предъявляются специальные противопожарные требования по огнестойкости) выполняют из металла, сетки, дерева, пластика илн стекла. К металлическим листам, стеклу и сеткам предъявляют такие же требования, как и к соответствующим материалам, используемым при ограждении шахты. Сетчатые или стеклянные двери должны быть обшиты металлическими листами толщиной не менее 1,4 мм на высоту не менее 1000 мм над уровнем пола этажной площадки.

103. Каковы виды распашных дверей шахты Распашные двери шахты бывают одно- и двухстворчатые. При открывании и закрывании они поворачиваются на шарнирах (распахиваются). Каркас двери шахты изготовляют из угольников. Для ограждении применяют тот же материал, что и для ограждения шахты: металлический лист, сетку. В дверях шахты, имеющих сплошное ограждение, должны быть смотровые отверстия. Отверстия, имеющие диаметр 20 мм и более, застекляют. Ширина смотрового отверстия не должна превышать 120 мм. Распашные двери открываются только наружу и приводятся в действие вручную. Распашные двери шахты лифтов оборудуют автоматическими замками, запирающими дверь прежде чем кабина отойдет на 150 мм от уровня пола этажной площадки. Двери шахты, открываемые вручную, должны быть оборудованы также неавтоматическими замками, удерживающими двери в закрытом положении.

104. Какие бывают раздвижные двери шахты? Раздвижные двери шахты бывают автоматические, открываемые и закрываемые с помощью привода, установленного на кабине, и полуавтоматические, открываемые вручную, а закрываемые автоматически. Раздвижные двери по числу створок могут быть одно-, двух- и многостворчатые, расположенные в одной или более плоскостях. Устройстве смотровых отверстий в этих дверях необязательно. Профиль раздвижной двери — коробчатый и изготовлен из металлического листа толщиной не менее 0,5 мм. Комплект дверей шахты состоит из верхней балки, каретки, створок и порога. Каждая створка двери висит на каретке, которая на роликах перемещается по линейке толщиной 10—12 мм.

Двери шахты этого типа (рис. 2.68) представляют собой каркасы, сваренные из стальных уголков. Свободное пространство между уголками затягивается сеткой или заделывается стальным листом. Распашные двери шахты пассажирских лифтов оборудуют неавтоматическими и автоматическими замками. Неавтоматический замок крепится к двери шахты и предназначен для удержания ее в закрытом положении. Автоматический замок устанавливают на портале; он запирает дверь шахты перед началом движения после срабатывания электромагнитной отводки кабины.

В отечественных пассажирских лифтах применяются два типа неавтоматических и автоматических замков — ЭМИЗ и КМЗ-58. При одинаковом принципе действия замки имеют разные конструкции. Вместе с автоматическим замком ЭМИЗ устанавливают дополнительно выключатель для контроля притвора створки двери.

Неавтоматический замок типа КМЗ-58 (рис. 2.69, а) состоит из металлического или капронового корпуса, в котором установлены засов 1 с пружиной, рычаг 9 с пружиной и ручками

10 для перемещения засова 1 и открывания двери.

Автоматический замок типа КМЗ-58 (рис. 2.69, б) состоит из металлического или капронового корпуса, в котором размещены ригель 5 с пружиной; рычаг 8 с роликом 7 для перемещения ригеля 5; выключатели 3, 4, 6, контролирующие соответствен-но притвор двери шахты, выход ригеля (запирание двери шахты автоматическим замком) и запирание двери шахты неавтоматическим замком.

Распашные двери шахты лифта - часть 1

Рис. 2.69. Неавтоматический (а) и автоматический (б) замки дверей шахты:
1 — засов; 2 — шток; 3, 4, 6 — соответственно выключатели контроля, притвора двери шахты, выхода ригеля и запирания двери шахты неавтоматическим замком; 5 — ригель ; 7 — ролик; 8, 9 — рычаги; 10 — ручка

Для отпирания автоматических замков предназначены электромагнитные отводки.

Устройство подвижной электромагнитной отводки с вертикальным перемещением якоря типа ЭМО-602 для пассажирских лифтов с распашными дверями шахты приведено на рис. 2.70. Данная отводка устанавливается на кабине и состоит из рабочей полосы (линейки, лыжи) 4 с отогнутыми концами. Линейка 4 подвешена шарнирно на рычагах 3, соединенных с электромагнитом 1 типа ЭМО-602 с помощью тяги 2. Во время движения кабины электромагнит 1 включен, якорь втянут в него, соединенная с ним тяга 2 удерживается в верхнем положении; при этом рычаги 3 повернуты против часовой стрелки, а линейка 4 убрана и не задевает роликов автоматического замка. При подходе к остановочному этажу электромагнит 1 выключается, тяга 2 опускается, рычаги 3 поворачиваются против часовой стрелки. Линейка 4 занимает крайнее правое положение и отодвигает резиновый ролик автоматического замка двери шахты вместе с ригелем. Дверь шахты можно открыть.

Распашные двери шахты лифта - часть 1

Рис. 2.70. Электромагнитная отводка с вертикальным перемещением якоря типа ЭМО-602:
1 — электромагнит; 2 — тяга; 3 — рычаги; 4 — линейка

По соображениям безопасности во всех входных и загрузочных проёмах шахт грузовых и пассажирских лифтов устанавливаются двери. В процессе эксплуатации элементы их конструкций подвергаются интенсивному износу и, как другие важные комплектующие и запчасти для лифтов, подлежат замене при выполнении капитальных ремонтов или плановых модернизаций.

Конструкции дверных систем шахт и кабин лифтов зависят от предназначения лифтового оборудования и его грузоподъёмности. Они отличаются кинематикой открывания створок, типом приводных механизмов и способами отделки.

Двери шахты лифта

Для исключения случайного падения людей, шахтные проёмы при уходе кабины лифта с данного этажа закрываются при помощи створок дверей шахты. Конструктивно шахтные и кабинные двери могут отличаться или же быть одинаковыми. По принципу открывания двери шахты бывают:

1. Раздвижными (автоматическими), створки которых движутся в специальных направляющих при пуске или остановке лифта.
2. Распашными, с ручным или полуавтоматическим управлением и креплением створок на петлях (шарнирах) к раме портала.

Последние делятся на одностворчатые, а также двух- и многостворчатые, с центральным открыванием. Шахтные двери открываются одновременно с кабинными при помощи специальных устройств, называемых отводками.

Двери шахт обязательно оборудованы смотровыми окошками.

Двери кабины лифта

Кабины как пассажирских, так и грузовых лифтов оснащают дверями, которые раздвигаются в горизонтальном или вертикальном направлениях либо же открываются только внутрь. Их конструкции во многом аналогичны шахтным и имеют незначительные особенности, обусловленные назначением.

Все двери в обязательном порядке оборудуют блокирующими устройствами, исключающими движение кабины в шахте при открытых дверях, а также запирающими дверь до полной остановки лифта.

Распашные двери кабин лифта применяются сегодня редко, их можно встретить в малоэтажных строениях или же в помещениях с малой интенсивностью перевозок.

Привычным вариантом является использование в лифтовом хозяйстве автоматических дверных систем. Как правило, такие двери имеют центральный или телескопический тип открывания.

Двери грузовых лифтов

Предназначенные для интенсивных перевозок тяжёлых (или в большом количестве) предметов, грузовые лифты отличаются усиленной рамой и увеличенными размерами кабины, большой шириной загрузочного проёма, а также усиленным каркасом элементов дверей. Кабины грузовых лифтов оборудуются раздвижными (вертикальными или горизонтальными) или распашными (2-х или 4-х створчатыми) дверями. К раздвижным неавтоматическим дверям относят также решётчатые, типа Боствиг («гармошка»).

Блокировочные устройства дверей грузовых лифтов исключают их открытие при движении подъёмника, а также вызов и отправку клети при открытых дверях.

Лифтовые запчасти дверей

Каталоги компаний, поставляющих на рынок лифтовые запчасти, обязательно включают десятки устройств и деталей для систем дверей: створок дверей и порогов, башмаков и вкладышей к ним, замков, выключателей безопасности, ограничителей скорости, роликов, кареток и многое другое.

Своевременно меняя эти запчасти для лифтов, эксплуатирующие организации обеспечивают им безопасное и качественное функционирование.


Двери лифтов

Назначение и устройство дверей кабины и шахты.

Шахты и кабины всех лифтов, за исключением кабин грузовых лифтов без проводника и малых грузовых лифтов, имеют двери, являющиеся одним из ответственных элементов оборудования, обеспечивающих безопасность работы лифта.


Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Рис. 1. Основные схемы дверей шахт и кабин лифтов: а — распашная одностворчатая, б — распашная двустворчатая, в — распашная четы-рехстворчагая, г — раздвижная одностворчатая, д — раздвижная двустворчатая (односкоростная, центрального открытия), е — раздвижная двустворчатая (двухскоростная, бокового открытия).

Различаются два типа дверей: распашные, створки которых крепят к стойкам каркаса на петлях, и раздвижные — в специальных направляющих.

По числу створок двери бывают одностворчатые, двустворчатые и четырехстворчатые.

К раздвижным дверям относятся также решетчатые двери Боствик»), состоящие из отдельных стальных полос, соединенных между собой по диагонали подвижными планками. Твери этой конструкции могут применяться лишь для кабин оузовых и больничных лифтов. Применение таких дверей в качестве шахтных не допускается.


По типу привода двери можно разделить на простые, открываемые и закрываемые вручную, полуавтоматические, открываемые вручную, а закрываемые автоматически при пуске лифта, и автоматические, открываемые и закрываемые при остановке и пуске лифта.

На рис. 3 показаны конструкции приводов автоматических одностворчатых и двустворчатых дверей кабины, открываемых с помощью рычагов электродвигателем, расположенным на кабине. Закрывание дверей происходит под действием пружин, помещенных в закрытых цилиндрах, в которых имеются также масляные поршневые амортизаторы, замедляющие движение Дверей в конце хода и смягчающие удары. Пружины автоматических дверей должны быть отрегулированы так, чтобы усилием в 15 кг, приложенным к створке, движение последней было приостановлено. Большая часть автоматических дверей, шахты и кабины имеют один общий приводной механизм, электродвигатель которого помещается на кабине.


Открывание дверей шахты происходит одновременно с дверями кабин с помощью системы рычагов, выдвигающихся при остановке лифта, или ригелем, скрепленным с дверью кабины и входящим в специальный паз двери шахты.

Какие требования предъявляются к дверям лифта?

Устройство дверей должно удовлетворять следующим требованиям:
1) невозможность пуска лифта при открытой двери шахты или кабины;
2) остановка лифта при случайном открытии двери.

Это достигается тем, что каждая дверь лифта снабжена электрическим контактом, разъединяющим цепь электрического тока в случае окрытия двери.

Двери шахт всех лифтов оборудуются автоматическими затворами (замками), которые не позволяют открывать дверь, когда кабина находится выше или ниже пола этажа на 150 мм.

На рис. 4 изображен замок двери шахты пассажирского лифта, состоящий из механической и электрической частей.

Непосредственно под электрическим контактом помещается засов, запирающий дверь под действием пружины. Этот засов условно называется ригелем. Засов действует так: когда кабина остановится на этаже, она своей отводной частью нажмет на ролик ригеля и отведет его, давая тем самым возможность открыть дверь. После ухода кабины с этажа ригель под действием пружины принимает первоначальное положение и закрывает дверь. Механическая часть замка укрепляется на створке двери, а электрическая часть — на стенке шахты. Когда дверь закрыта, засов под действием пружины нажимает на валик контактов. На валике насажены контактующие кольца, соединяющие лапки контактов, к которым присоединяются концы электропроводки цепи управления. После закрытия двери электрическая цепь замыкается, и лифт может быть пущен в ход. Открытие двери производится после того, как засов будет отведен ключом через отверстие.

В настоящее время применяется замок, у которого закрытие ригеля контролируется электрическим контактом.

Запирание неавтоматического замка-засова контролируется контактом на одном штыре, с которым имеется контакт для сигнализации «Занято», т. е. так же как у замка, показанного на рис. 4. В настоящее время эти контакты не используются.

Автоматический зам о к-р игель открывается с помощью рычага и ролика, на которые действует отводка, устанавливаемая на кабине. Засов отодвигается посредством ручки, установленной на двери, в том случае, если ригель своим вырезом освобождает так называемую собачку на рычаге, насаженном на одном валике с ручкой.

Запирание автоматического замка-ригеля контролируется контактом, штифт которого находится в вырезе ригеля, когда он в запертом состоянии.

Во время пуска лифта, когда отводка отойдет от ролика ригеля, а ригель не закроется, контакт не включится, и лифт не придет в движение.

Двери грузового лифта снабжаются замками так называемого шпингалетного типа.

Шпингалет состоит из двух частей. Концы шпингалета выходят наружу двери в верхней и нижней ее частях и имеют ушки, надетые на оси, которые вставлены в деталь ромбической формы.

Эта деталь приварена к валику, на который надевается ручка (рис. 6, а).

Другая конструкция замка грузового лифта показана на рис. 6, б. Здесь вместо детали ромбической формы имеются зубчатые рейки, входящие в зацепление с шестеренкой, укрепленной вместе с ручкой на оси.




За состоянием дверных затворов и контактов необходима ести особо тщательное наблюдение и ежедневно проверять исправность их действия.

В чем состоит модернизация лифтов для перевода их на без-лифтерное пользование (обслуживание)?

В настоящее время широко применяется модернизация пассажирских лифтов с целью пользования ими без лифтеров. Для решения этого вопроса были установлены наиболее ответственные места лифта, в частности автоматическое закрывание дверей кабины после выхода всех пассажиров и контроля запирания дверей шахты автоматическим замком.

Имеется два варианта решения автоматического закрывания дверей кабины.

Первый вариант состоит в том, что привод дверей осуществляется посредством масляного пружинного механизма, а второй — от подвешенного на тросике груза (рис. 7).


Рис. 7. Устройство для автоматического закрывания дверей кабины: 1 — груз, 2 — корпус груза, 3 — тросик 0 3 мм, 4 — поводок, 5 — рычаги, 6 — ось, 7 — стойка, 8 — собачка, 9 — храповик, 10 — контакт.

В случае первого варианта при входе пассажира в кабину, независимо от того, находится ли он на подвижном полу ее или нет, двери находятся под усилием пружины.

Второй вариант отличается от первого тем, что, когда пассажир находится в кабине, действие механизма закрывания дверей отключается, и двери закрываются вручную.

Автоматическое закрывание дверей кабины происходит только после того, как пассажиры выйдут из кабины. В это время механизм закрывания дверей включается под действием подъема подвижного пола.

В обоих этих вариантах контакты дверей кабины переносятся непосредственно к механизмам и располагаются под полом кабины. Взамен этих двух механических устройств для автоматического закрывания дверей кабины применяется электрическое устройство, т. е. в цепь подпольных контактов включается специальное реле подпольного контакта РПК.

Читайте также: