Доски сегена с какого возраста собирают

Обновлено: 05.05.2024

Несколько дней назад дочь прошла обследование у психиатра (для зачисления в детский сад). С заданиями на цвета дочь совсем не справилась. Я периодически даю ей игры на цвета, но особого интереса к этой теме я у нее не наблюдаю.

Изучение цветов рекомендуется начинать после 1,5 лет. Дело в том, что способность к цветоразличию у большинства детей появляется в возрасте от 1,5 до 2-х лет. Цвет для детей не является существенным признаком . То есть ребенок понимает, что квадратную форму в круглое отверстие не засунуть, а синий шарик и красный шарик прекрасно помещаются в одно и тоже отверстие. Цвет опытным путем проверить сложно.

Дошкольная педагогика рекомендует изучать цвет в три этапа:

1. Сличение (сравнение) цветов . Ребенок ищет цвет по образцу. Задача - научить цветовосприятию и цветоразличию. То есть на этом этапе ребенок должен заметить наличие у предметов цвета и понимать такой же он или другой, по сравнению с образцом.

Пример задания:
- Подбери к жёлтой куртке жёлтую шапку (дают картинку с жёлтой курткой и три карточки с шапками разных цветов).
- Вырежьте из картона 4-х цветов 4 треугольника и 4 квадрата. Поменяйте местами крыши и скажите ребенку: «Ой, у наших домиков перепутались крыши! Давай разложим их так, чтобы цвета совпадали».

На первом этапе ребенок должен научиться сличать три основных цвета (красный, желтый, зеленый). Для начала берётся не больше двух цветов. Не начинайте изучать новый цвет, пока малыш не запомнил предыдущий. При определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные.

2. Понимание названия цвета . Взрослый называет цвет, а затем просит ребенка его показать. "Покажи желтую машинку", "Где красный кубик?"

Пример задания:
- Предложите ребенку принести вам игрушку определенного цвета;
- Употребляйте названия цветов во время процесса рисования: "Давай рисовать зеленым цветом"; "Давай поищем – где же желтый карандаш?";
"Каким цветом разукрасим листья? Зеленым?"
- Предложите ребенку собрать пирамидку, но с условием, что собирать будете вы, а он будет приносить вам нужные колечки. Вы говорите: « Дай желтое колечко, теперь дай красное колечко ». Постепенно ребенок будет безошибочно приносить вам колечки нужного цвета.

3. Называние цвета ребёнком. Только теперь мы подошли к вопросам типа: "Какого цвета эта игрушка?"

Пример задания: "Лишний". Ребенку дают несколько предметов одного цвета и один - другого, к примеру 5 желтых кубиков и один зеленый. Малыш должен показать лишний кубик и назвать его цвет.

Нормой для 2-х летних детей является нахождение по образцу трех цветов - красного, жёлтого, зелёного. Нормой в три года считается знание 4 цветов (+ синий).


Разбираемся с методикой Сегена и занимаемся с развивающими досочками в домашних условиях. Как правильно заниматься, с какого возраста и какие материалы использовать читайте в этой статье.

Эдуард Сеген - французский педагог и психолог, посвятивший свою жизнь обучению и развитию умственно отсталых детей. Иммигрировав а Америку, он впервые открыл для них школу, где занимались не только обучением, но и адаптацией к жизни в обществе. Несмотря на то что методика Сегена была ориентирована на довольно узкий круг детей, в дальнейшем ее элементы стали активно использоваться другими педагогами, занимавшимися ранним развитием. Так, например, рамки Марии Монтессори и игры Лены Данилиной - ничто иное, как видоизмененные доски Сегена.

Суть методики Эдуарда Сегена

Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, заставлять заучивать и смотреть какие-то карточки. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное на чем настаивает автор - это регулярность. Еще одно преимущество методики Сегена - это возможность заниматься с самыми разными детьми, в том числе и с теми, чьи речевые функции затруднены или вовсе отсутствуют.

Основной инструмент для занятий - это доска Сегена, представляющая собой деревянную доску с вырезанными окошечками различной формы и подходящие к ним вкладки. На работе с этой доской и основаны все занятия с детьми раннего возраста.

Основные цели, которые преследовал Эдуард Сеген, разрабатывая и внедряя свою методику:

  • возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-действенное мышление ребенка;
  • исследование способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости;
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций;
  • знакомство с понятиями цвета и формы;
  • стимулирование речевых функций.

Все это актуально не только для умственно отсталых, но и для обычных, совершенно здоровых детей. Именно поэтому идеями Сегена в дальнейшем заинтересовались многие педагоги, пропагандирующие развивающие методики.

С какого возраста можно заниматься с ребенком по методике Сегена

Методика Сегена подходит для занятий с детьми самого разного возраста - от года и вплоть до 7 лет. Единственное что меняется - это сложность досок и их содержание - от элементарных фигурок можно переходить к изучению цветов, цифр, букв, фигур.

Доски Сегена

Доска Сегена - это основной инструмент, который применяется в одноименной авторской методике. Деревянные досочки с вставками различных форм есть практически у каждого ребенка - но мало кто задумывается о том, что игра с ними может превратиться с самое настоящее развивающее занятие.

Доски Сегена бывают совершенно разных видов. Самые простые - тематические, объединяющие несколько предметов одного класса, состоящих из одной детали. Это могут быть животные, игрушки, овощи, фрукты, транспорт и так далее.






Некоторые из этих досок рассчитаны на изучение только форм - они, как правило, не раскрашены и представляют собой обычную обработанную деревянную основу. Другие ориентированы на сопоставление не только форм, но и рисунков. Они раскрашены ярче и рисунок на вкладках повторяет тот, который изображен в отверстиях на основе.

Еще один тип досок Сегена - это деревянные дощечки, на которых картинки собираются из нескольких частей, по типу пазла. Они несколько сложнее, так как ребенок должен не просто вставить предмет нужной формы в соответствующее отверстие, но и собрать его из нескольких деталей. Тематика и оформление этих досок также может быть различной.




Самые сложные доски Сегена - геометрические, состоящие из нескольких деталей. Для того чтобы их собрать ребенок должен подключить не только логику, но и пространственное мышление. Естественно, подключаются понятия цвета, фигур, которыми ребенок уже должен владеть хотя бы на элементарном уровне.





Современные вариант досок Сегена - это мишки, куклы и другие персонажи, которых можно наряжать в разную одежду и обувь. Платья, ботинки и другие элементы помещаются в специальные сортеры. Такими досками можно пользоваться как на начальном, так и на более позднем этапах.


Ящик Сегена

Еще один инструмент, который Эдуард Сеген активно использовал в своей методике - это тематический ящик. Он представляет собой деревянный куб, на одной из граней которого сделаны отверстия разной формы. В комплекте - подходящие под них фигурки, которые можно вставить.

Проведя элементарную аналогию, любой родитель поймет, что подобные игрушки сегодня есть практически у каждого ребенка. Правда, выглядят они несколько иначе, но суть от этого совершенно не меняется - Эдуарду Сегену удалось разработать такие методические пособия, которые ненавязчиво вошли в нашу жизнь и интересуют любого ребенка.




Рекомендации по занятиям с ребенком

Решив превратить привычные игрушки - в инструмент для развития, родителям нужно следовать некоторым несложным рекомендациям.

  1. Первое, с чего нужно начать - это продемонстрировать ребенку новую красочную игрушку, дать ему пощупать контуры и углы деталей. Таким способом он сконцентрирует внимание и отметит для себя особенности доски.
  2. После демонстрации нудно взять игрушку и перевернуть ее так, чтобы все фигурки высыпались на стол.
  3. На следующем этапе нужно показать ребенку, что фигурки можно вставить обратно, сделав это самостоятельно, возможно с его помощью, и снова перевернуть доску, чтобы все они высыпались на стол.
  4. На следующем этапе ребенку можно предоставить свободу действий и дать возможность самостоятельно вставить фигурки в основу. Подсказывать при этом или помогать не нужно. Ведь тогда главная цель - научить анализировать и принимать решения, не будет достигнута.
  5. Начинать игры нужно с тематических ярких вкладок - с животными, фруктами, овощами, машинами. Они будут привлекательны и интересны для годовалого ребенка и он непременно будет обращать на них внимание.
  6. Начиная с трехлетнего возраста, можно без длительных объяснений и утомительной теоретической части начинать знакомить ребенка с геометрическими фигурами. При этом важно отмечать их особенности и задавать малышу вопросы, на которые ему под силу ответить самостоятельно.
  7. В этом же возрасте ребенку под силу собирать фигурки из деревянных деталей, по типу пазлов. За правильно выполненное задание малыша непременно нужно хвалить. Не лишним будет обсудить - как ему удалось это сделать и что изображено на собранной картинке.
  8. Во время работы с досками родителям нужно наблюдать за тем, чтобы ребенок не вставлял детали по памяти. В этом случае его можно немножко обмануть, добавив лишние элементы.
  9. Во время занятий нельзя торопить ребенка или критиковать его неправильные решения. Он должен решать первые в своей жизни головоломки с удовольствием.

Где купить

Максимке сейчас 1 год и 9 месяцев, давненько не покупала ему никаких развивашек, тут случайно в совместных закупках (я заказываю на 63pokupki) наткнулась на деревянные развивающие игрушки SmileDecore. Очень многое у них приглянулось, и досочки Сегена, и паззлы и многое другое, как приедет заказик, все покажу. Есть сайт smile-decore но у них только опт от 10 000 р. Есть, кстати, и группа в контакте с закупкой club123730834, за нее ручаться не буду.

Методика Сегена - одна из самых простых. Сами того не подозревая, по ней занимаются с детьми многие родители. Кроме того, ее можно сочетать со многими другими - например, пользующейся популярностью системой Монтессори.

Пришел мой долгожданный заказ от SmileDecor. Напрямую у них купить нельзя, так как фирма оптовая, поэтому либо через совместные закупки, либо через группу в контакте, ссылку оставляла в предыдущем посте. Я заказ делала через совместные закупки 63pokupki, теперь они, кстати, почтой отправляют в любой город России.

Что я заказывала:

По качеству мне понравилось, все края обработаны, в некоторых местах есть желтизна - следы лазерной резки, но так как изделия деревянные выглядит все очень естественно. Я сама получаю большое удовольствие когда занимаюсь с сыном с развивающими деревянными игрушками.

Досочки Сегена

Seguin Form Board - это методика,предложенная Сегеном в 1866 году для исследования уровня умственного развития детей.

Данные досочки - это адаптированный для нашего времени вариант, но по смыслу напоминает известную методику.

Набор состоит из 18 деревянных досочек с геометрическим отверстием по середине и соответствующими фигурами: квадрат, овал, круг, прямоугольник, ромб, треугольник.

Ребенок должен правильно подобрать фигуру по узору и вставить в прорезь доски.

Игра помогает развивать мышление, внимание, изучать простые геометрические фигуры.

Размер каждой досочки: 7 на 9,5 см, хранятся в деревянном пенале.

На упаковке написано, для детей 3-5 лет, но я бы рекомендовала с 2-х.

Нам досочки очень понравились, интересно было рассматривать узоры, все фигурки нашли и собрали очень быстро (нам 1 год 10 месяцев). Вариантов игр у этого набора не очень много, поэтому действительно скорее как тест-проверка умственного развития ребенка.

Волшебный Комодик

А вот "Волшебный Комодик" заинтересовал нас надолго. Максиму понравилось пересыпать фигурки из ящичка в ящик, опускать в прорези. Разложить последовательность не составило труда, отсортировать по фигурам и цвету тоже.

Комодик состоит из 4 ящичков с геометрическими фигурами, гравировка с двух сторон (8 видов фигур по 6 штук) и одного большого ящика с 10-ю цветными плашками с последовательностями. Сверху планшета имеются прорези.

Как играть?

  1. Знакомим ребенка с геометрическими фигурами. Обсуждаем цвета. Раскрашиваем фломастерами гравировку на ящиках в соответствующий цвет.
  2. Предлагаем малышу отсортировать фигуры по ящикам комода. Можно бросать фигуры в отверстия вверху комода. Затем вместе проверьте, какие фигуры попали в свой домик, а какие в чужой. После того как ребенок изучит 4 основные фигурки, переверните ящики другой стороной – там еще 4 новые фигурки.
  3. В самом нижнем ящичке комода – разноцветные плашки-последовательности. Для ребенка они могут быть волшебными дорожками. Кто правильно разложит драгоценные камни по дорожке, тот их и получит. Не забываем называть фигуры во время игры.
  4. Можно использовать фигуры как счетный материал. Посчитайте вместе сколько квадратов, сколько овалов и т.д.
  5. Можно выложить из геометрических фигурок различные узоры и орнаменты, силуэты животных, машин, одежды и т.д.
  6. Играйте в знаменитую игру «Чудесный мешочек». Спрячьте фигурки в непрозрачный мешок. Попросите ребенка опустить в мешок ручку, взять какую-нибудь фигурку, и угадать на ощупь, какую фигуру он достал.
  7. Игра «Что изменилось?». Выложите в ряд 5-6 фигур. Скажите малышу закрыть глаза и поменяйте местами несколько фигурок. Спросите , что изменилось.
  8. Дайте ребенку комодик и наблюдайте какую игру он придумает сам;)

Рекомендую для детей от 2-х лет и даже младше.

Разрезные картинки отличные, но нам еще рановато, отложила в ящичек с пазлами.


Очень мне понравились фигурки для творчества, сделаны качественно, все края обработаны, расписывай и играй не хочу. Когда Максиму попали в руки эти фигурки, он долго их вертел, крутил в руках, пытаясь найти глазки и мордочки.

В следующий раз планирую заказать магнитную рыбалку, умное облачко и мемо коты. Очень много у них интересных деревянных развивающих игр, поэтому планирую постепенно пополнять нашу коллекцию.

Чтобы ребенок всесторонне развивался, заниматься с ним необходимо с самого раннего детства. Современным родителям повезло: в наше время существует множество методик и средств, способствующих полноценному развитию малыша. Сегодня мы поговорим о досочках Сегена. Несмотря на то, что пособие существует уже почти два века, оно по-прежнему пользуется популярностью и рекомендуется ведущими мировыми педагогами и врачами-педиатрами.

Что представляют собой доски Сегена?

Досочки Сегена - одна из разновидностей развивающих игр. Представляют собой детский деревянный конструктор. Свое название игрушка получила в честь изобретателя Эдуарда Сегена - известного французского врача, основоположника современной олигофренопедагогики. Переехав в США, Сеген открыл собственную школу для детей с умственной отсталостью. В процессе многочисленных опытов, он доказал, что специальные упражнения и тренировки помогут детям, страдающим слабоумием, адаптироваться в обществе и освоить такие навыки, как чтение, письмо, счет и т.д. Методики Сегена применимы и к малышам, развивающимся в пределах нормы.

Доска Сегена представляет собой табличку, традиционно изготавливаемую из дерева. Однако, сегодня на полках игрушечных магазинов можно встретить и пластиковые аналоги. На поверхности таблички имеются выемки различной формы. К ним прилагаются фигурки, окрашенные в яркие цвета и повторяющие геометрическую форму выемок. Перед малышом ставится задача соотнести фигурки с выемками и правильно расположить их на доске. Таким образом, у ребенка развивается скорость логического мышления, он учится воспринимать цвета и формы.

Главное преимущество доски Сегена состоит в том, что родителям или воспитателю даже не придется объяснять ребенку, какие действия ему предстоит выполнить. Нормально развивающиеся дети, как правило, самостоятельно осваивают игрушку.

Сегодня доски Сегена имеют множество модификаций, дополненных новейшими разработками в области педагогики. Самый известный вариант был предложен итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори .

Комплекты могут различаться по размерам, тематике фигурок (животные, геометрические фигуры, фрукты и овощи, растения, цветы, буквы и т.д.), сложности форм (некоторые выемки требуют размещения сразу нескольких фигурок).

Какую пользу малыш получает от игры с досками Сегена?

Маленький ребенок может длительное время перебирать фигурки, рассматривать и крутить в руках каждую из них. В процессе игры у малыша развиваются такие важные психологические процессы, как мышление, воображение, восприятие и память. Доски Сегена оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики, координации движений, позволяют сконцентрировать внимание, формируют усидчивость. Ребенок учится самостоятельно принимать решения, ориентироваться в нестандартной ситуации.

Как организовать занятия с малышом?

Играть с досками Сегена ребенок может прямо дома, под присмотром родителей. Начните занятия после достижения малышом одного года. Изначально выбирайте конструктор попроще, без ярких орнаментов. В первые занятия предлагайте не более двух рамок и фигурок. В следующий раз добавьте еще одну форму, но точно такого же цвета. С полутора лет допускается использование фигурок разнообразных форм и цветов.

Перед началом игры убедитесь, что ваш малыш пребывает в хорошем настроении. Если он капризничает, у него что-то болит, не настаивайте - так вы добьетесь лишь отрицательной реакции. Дождитесь, пока ребенок настроится на позитивный лад.

Достав конструктор из коробки, предоставьте малышу возможность внимательно его рассмотреть, пощупать фигурки, подержать их в руках, ознакомиться с цветами. И лишь после этого приступайте к игре. Разложите фигурки на кровати или столе, доску положите отдельно. Для первого раза вы можете сами продемонстрировать, какая из фигурок какой выемке соответствует. Затем разберите конструктов и дайте вашему малышу собрать его самостоятельно. Не торопите ребенка, не кричите на него, если что-то не получается. Предоставьте полную свободу действий - малыш должен самостоятельно разобраться с игрушкой.

Взяв в руку фигурку, проговорите ее название (фрукт, зверюшка, геометрическая фигура и т.д.), определите цвет и форму. Если ребенок ошибся с выбором, обязательно проанализируйте, почему вкладыш не подходит под выемку. Сделайте небольшую подсказку, но окончательное решение малыш должен принять сам.

После окончания занятия обязательно похвалите вашего малыша. Можно побаловать его сладостью или включить любимые мультики.

Статья показалась полезной? Добавляйте в закладки, чтобы не потерять!

методика развития сегена

Продолжаем интересоваться ранним развитием наших деток. Методика доски Сегена, сегодня поговорим о ней.

Об авторе

Эдуард Сеген

Эдуард Сеген (годы жизни 1812-1880 гг.) — французский врач, психолог, педагог. Является основоположником новой для тех лет системы обучения и воспитания умственно отсталых и недоразвитых детей. Был руководителем детского отделения, где проводил свои нововведения и улучшил форму воспитания и обучения.

Позже уехал в США, где первым открыл свою школу-пансион опять же для слабоумных детей, это было первое заведение такого рода в стране.

Сеген занимался именно отсталыми детьми не спроста, он вывел свою концепцию о том, что слабоумие — это не порок. И его можно преодолеть. Путем умственных, физических и другого рода нагрузок. Это всего лишь состояние организма, из которого его нужно вывести. В этом и заключалось его задача.

При помощи специальных упражнений и тренировок заставить органы чувств реагировать и воспринимать информацию, двигательный аппарат, все функции организма привести к активному состоянию.

Затем можно переходить к мышлению, логике, обучить чтению, письму, счету. И в завершении обучения привить ребенку нравственные качества и воспитание силы воли.

Одним из важных факторов в своей системе он уделял режиму, условий проживания и содержания, отношению окружающих.

Система была признана официально за ее позитивный оптимизм сделать умственно отсталых детей приспособленными к жизни и адаптированными в ней.

Суть методики

Сеген создал для своего времени уникальную систему развития ребенка, которая в последствии претерпела многочисленные видоизменения, так например Мария Монтессори позаимствовала у него для своих занятий всем известные в наше время доски-вкладыши или их еще называют рамки-вкладыши, имеются практически у каждого ребенка.

Не смотря на то, что методика была изобретена для умственно отсталых детей, активно применяется в наши дня на обычных малышах. Если уж отсталый малыш делает успехи по этой методике, то что говорить, про обычных.

Особенность данной методики в том, что не нужно ничего проговаривать и заумно объяснять, в этом чаще всего и кроется сложность обучения. Что ребенок не всегда понимает то, что хотят до него донести взрослые.

Здесь достаточно показать, таким образом легче работать с детьми, которые еще не говорят. Методика предельно проста в освоении и применении.

Развивающие досочки и вкладыши

Что это за вкладыши? Это обычные деревянные, как правило, с вырезанными на ней разной формы отверстиями, для каждого есть свой вкладыш. Формы все разные и могут отличаться по степени сложности. /Выбрать вкладыши по вкусу можно в Лабиринте /.

вкладыши

Например самые простые: когда один вкладыш состоит из одной детали (могут применяться уже в год), более сложные: нужно собрать из нескольких деталей (после того, как ребенок освоит предыдущий вариант). Здесь малыш учится комбинировать и совмещать объекты разные по форме, цветам. Развивается логика, мышление, моторика мелкая и крупная, координация рук.

вкладыши с картинками

На первых порах, пока ребенок еще не понял, чем отличаются детали, он будет пытаться насильно вложить детали в пазы, которые им не соответствуют. Это вполне нормально. В этом случае предложите ребенку, что детали можно менять местами, искать другое положение, или положить их в другой кармашек.

Задача взрослого продемонстрировать ребенку как нужно работать: переворачиваем нашу досочку, из нее высыпаются все вкладыши, можем перемешать их. Затем мама показывает, как берет любой и ищет нужное положение. /Приобрести пазл «Три медведя» можно тут /.

пазл Три медведя

Задача ребенка работать самостоятельно, научиться мыслить и подбирать нужные окошечки. Иногда дети ленятся думать и начинают подбирать все подряд, не поддавайтесь на провокацию и дайте ребенку самому поразмышлять над головоломкой.

Можете дать ребенку такую подсказку: проведите пальчиком ребенка по форме отверстия и по форме вкладыша, давая ребенку понять на что нужно обратить внимание и в чем отличия.

Досочки Сегена представляют собой 18 дощечек с разной по геометрической форме отверстиями. Требуется отыскать нужный фрагмент. Или использовать коробочку-упаковку, как сортер.

досочки Сегена

Данные пособия могут быть изготовлены из разных материалов: из дерева, фанеры, пластмассы и даже ткани.

Всевозможные варианты тем, например сюжеты из сказок, или транспорт, животные, фрукты, птицы и прочие.

Так же отличаются размерами и количеством окошечек и могут быть в форме единого пазла, отличаются по сложности сборки.

Ящик Сегена

ящик Сегена

Так же разновидностью развивающего пособия может быть ящик Сегена, который выполнен в виде куба. На верхней части которого разные по форме отверстия и фигурами для них. Здесь малыш знакомится с объемной геометрией и должен проталкивать фигурки в соответствующие им по форме отверстия.

Своими руками

Так же можно изготовить пособия Сегена и своими руками из плотного картона. Лучше изготавливать тематические пособия, дети быстрее запоминают красочные и определенные предметы, нежели абстрактные.

Читайте также: