Доска с парусом в руках

Обновлено: 02.05.2024

Два года назад я начала заниматься виндсерфингом. Эмоции невероятные, и, надо заметить, вы совершите большую ошибку, если за лето не попробуете этот вид парусного спорта! Поверьте, для этого не обязательно ехать на море, в Подмосковье куча клубов по парусному спорту, в том числе и виндсерфингу. Но прежде советую узнать поподробнее о терминологии, эти знания вам точно пригодятся!

Что такое виндсерфинг?

Это вид пaрусного спорта, в основе которого лежит управление доской с установленным на ней парусом. Сам снаряд называется парусной доской или виндсерфом. Он состоит из доски и мачты с парусом. Управление осуществляется путем наклона мачты, а при движении в режиме глиссирования с помощью наклона доски с борта на борт. Скорость и направление движения зависят от положения паруса относительно ветра. Положение самого паруса контролируется райдером, удерживающим гик. В настоящее время виндсерфинг является не только зрелищным видом спорта, но и популярным водным развлечением для людей любого возраста и мировоззрения. е с 1984 года он входит в программу Летних Олимпийских игр. Для общего сведения - существуют такие дисциплины и классы, как: олимпийский класс, формула, слалом, фристайл, вейв и суперкросс.

Термины, связанные со снаряжением

Доска - снаряд, на котором катается виндсерфер, похож на обычную серферскую доску, но имеет некоторые отличия и обладает парусом для передвижения.

Парус - приводит в движение всю конструкцию, наполняясь воздухом при порывах ветра. Одна из самых важных частей снаряда.

Нос - даже если вы не моряк в пятом поколении, наверное, вы в курсе в каком месте находится нос у корабля, вот у доски для виндсерфинга он тоже есть - это ее передняя часть. Кстати, бОльшая часть маневров выполняется посредством работы именно с носом доски.

Корма - задняя часть доски.

Шверт - съемный плавник, он располагается на середине доски и зачастую ставится на учебные доски.

Плавник или fin - выступ, выполняющий роль скрытого руля. Он крепится к корме доски и погружен в воду. В отличие от шверта плавник является обязательной частью виндсерфа и присутствует на всех снарядах.

Петли - элемент для фиксации ног, чтобы они не соскальзывали с доски.

Пузо - уровень изгиба паруса.

Мачта - твердая вертикальная основа для паруса. Мачта является прочной, но при этом гибкой деталью конструкции виндсерфа.

Гик - второй крепеж паруса. Гик располагается горизонтально и огибает парус с обеих сторон, именно посредством гика происходит управление парусом.

Передняя оковка гика - часть элемента, которая обладает общим креплением с мачтой.

Шкотовый угол - сторона материи паруса, которая располагается напротив мачты.

Трапеционные шкотики - веревки, расположенные по обе стороны гика, имеющие формы петель. К ним крепится трапеционный крюк.

Шарнир - при помощи шарнира к доске крепится мачта.

Старт-шкот - веревка, прикрепленная к парусу со стороны мачты. Используется для поднятия из воды паруса.

Регулировочный шкотик - веревка, прикрепленная к парусу, при помощи которой регулируют направление тканевых деталей.

Термины, связанные с самим процессом катания

Набить парус - настроить тканевые детали для катания.

Глиссировать - быстро передвигаться на доске или скользить по глади водоема.

Водоизмещающий режим катания - при движении в этом режиме доска частично погружена в воду и скорость передвижения в таком режиме небольшая. Доска держится на плаву за счет силы Архимеда.

Галс - отрезок пути серфера. Он располагается между двумя точками - точкой старта и точкой, в которой делается первый поворот. Когда идет речь об отрезке от первого поворота до второго, то это уже второй галс, потом третий и так далее.

Идти галсами - виндсерфер идет галсами, если движется не в одном направлении, а меняет направление хотя бы раз.

Правый и левый галсы - галс называется правым, если у спортсмена во время движения впереди находится правая нога, левым если впереди левая нога.

Передняя нога (и рука) - нога, которая находится впереди в момент движения. То же самое с руками - передняя рука та, которая находится впереди во время движения. Здесь нет такого понятия, как правая или левая нога и рука.

Водный старт - способ поднять парус и начать катание без помощи старт-шкота. Он подразумевает то, что спортсмен сначала плавает, а затем, используя силу ветра, с парусом заскакивает на доску.

Поворот оверштаг - поворот виндсерфа против ветра. При этом маневре парус опускается к носу. Конструкция совершает неполный поворот через свой нос.

Поворот фордевинд - поворот конструкции по ветру. При этом парус наклоняется к носу. Разворот проходит по корме.

Курс ветра - угол ветра по отношению к доске. Это значение измеряется в румбах или градусах.

Курс фордевинд - идти по ветру, когда ветер дует в корму серфа. Фордевинд называют попутным ветром и его, кстати, желают морякам и любителям парусного спорта перед стартом.

Курс галфвинд - идти перпендикулярно ветру.

Бакштаг - когда ветер дует сзади по диагонали.

Полный бакштаг - бакштаг, при котором угол по отношению к ветру превышает 135 градусов.

Выше по ветру - плыть выше по ветру, значит плыть ближе к ветру.

Ниже по ветру - плыть ниже по ветру, значит брать направление дальше от ветра.

Что взять с собой на занятие?

Вам понадобятся: солнцезащитный крем; в жару - купальник, в прохладную погоду - гидрокостюм или гидроштаны с лайкровой футболкой; лайкровые носки; резинка для волос, если вы обладательница или обладатель прекрасной длинной шевелюры; полотенце и хорошее настроение.

В начале 70-х годов мне довелось быть участником зарождения в нашей стране виндсерфинга. В те годы энтузиасты парусной доски возлагали большие надежды на ее широкое и повсеместное распространение, но, к сожалению, подлинно массовым этот вид спорта не стал, хотя число приверженцев паруса значительно возросло за последние два десятилетия.

Считая себя страстным поклонником паруса, я много раз задумывался над тем, как сделать любимый вид спорта действительно массовым. И однажды натолкнулся на заметку в одном из ранних выпусков журнала «Катера и яхты» о походах на лыжах с парусом в руках. Изучая же более подробно литературу по этой проблеме, выяснил, что в Скандинавских странах довольно широко распространено катание под парусом на коньках по замерзшим водоемам.

Так, может быть, по этому пути и нужно идти в развитии массового парусного спорта! Ведь основное препятствие к этому сегодня — астрономические цены на яхты и немалые даже на парусные доски. А проблема стоянки и зимнего хранения! Так родилась идея, а далее, как говорится. дело техники. Используя последние достижения в парусном спорте, был спроектирован и изготовлен парус «Эллиптическое крыло».

Первые испытания были проведены на лыжах. Особенно приятными оказались прогулки под парусом в солнечные дни ранней весной, когда в утренние часы крепкий наст припорошен свежевыпавшим снежком. Даже при умеренном ветре 5—7 м/с на галфвинде можно было легко достичь скорости 25—30 км/ч.

Катание на коньках по льду и на роликовых коньках с парусом в руках не представляет особых трудностей даже для начинающих. Сложнее освоить парусный скейтборд. Падений поначалу будет достаточно, поэтому не забывайте защищать колени наколенниками, а локти — налокотниками. На голову лучше всего наденьте хоккейный шлем или, в крайнем случае, шапку-ушанку.

Необходимо отметить, что спортсмен, овладев искусством хождения под парусом на лыжах или на коньках, далее легче осваивает парусную доску и быстрее овладевает техникой управления небольшими парусными судами.

А теперь расскажем об устройстве «эллиптического крыла».

Главный его элемент — полотнище паруса. Основа — прочная жесткая мачта и два капроновых троса, идущих от галсового и фалового углов к ноку гика-распорки. К мачте, изогнутой назад этими тросами, парус прикрепляется при помощи широкого кармана-обтекателя, который устраняет вредное воздействие мачты на работу паруса.

Меняя натяжение тросов, можно регулировать прогиб мачты, а также величину и положение максимуме пуза по ширине паруса. Величина луза регулируется также при помощи шкота, перемещающего шкотовый угол паруса вдоль гика. При такой системе регулировки пуза и жесткой (почти прямой) мачте форма паруса приближается к поверхности цилиндра. Средняя, самая широкая часть паруса работает на оптимальных углах атаки, близких к критическим; ближе к галсовому и топовому углам угол атаки постепенно уменьшается. Благодаря этому понижается индуктивное сопротивление паруса при минимальной потере его общей тяги, что в итоге дает значительный прирост скорости лыжника при движении на острых углах к ветру.

Парус растягивается по мачте в нижнем и верхнем углах (галсовом и фаловом) с помощью тросов-растяжек. При повороте паруса на 180° при смене галса фаловый угол становится галсовым и наоборот.

Мачта сделана разборной. В сущности, это два одинаковых деревянных стержня конической формы, соединенных отрезком дюралюминиевой трубы Ø 40х1,5 мм. Гик, на мачтовом конце которого также насажена дюралевая труба Ø 40х1,5 мм с цилиндрической прорезью под мачту, крепится к мачте болтом М6х50 мм и гайкой-«барашком» М6.

В средней части паруса можно вшить окно из прозрачной пленки. Для уменьшения площади паруса в сильный ветер (рифления) в средней его части пришиваются с двух сторон на небольших накладках из парусной ткани отрезки капронового троса — риф-штерты.

Для уменьшения площади парус в передней части собирается в сборки около мачты и обвязывается риф-штертами вокруг нее. Латы при этом заменяются на более короткие.

Чтобы парус лучше «держал» аэродинамическую форму, на нем нашиваются лат-карманы, в которые вставляются тонкие деревянные или пластмассовые пластины-латы.

На тонкие концы мачты и гика насаживаются на клею дюралюминиевые трубы Ø 30х1,5 мм, в которых просверливаются отверстия Ø 8 мм для проводки шкотов.

По углам нашиваются боуты: два-три слоя той же ткани, из которой сшит парус. В углах паруса, усиленных боутами, устанавливаются металлические люверсы, через которые проходят шкоты, растягивающие парус. За неимением заготовок металлических люверсов отверстия в углах паруса можно обмотать толстой капроновой нитью.

Для пошива паруса обычно используются специальные ткани, в крайнем случае их можно заменить перкалем (шириной 80 или 110 см) или наволочным тиком (шириной 62 см).

Размеры паруса, указанные на рисунке, рассчитаны на человека ростом 170 см. При меньшем или большем росте спортсмене общую высоту нужно соответственно изменить (она должна быть вдвое больше роста).

На острых курсах парус держат одной рукой за мачту, другой за гик. На фордевинде — обе руки на гике: одна у мачты, другая на расстоянии 600—800 мм от первой.

Как уже упоминалось, при смене галса крыло в отличие от традиционных парусов поворачивается не 180° и верхний конец мачты становится нижним и наоборот. В остальном управление не отличается от обычных парусов.

Парус «Эллиптическое крыло»

Парус «Эллиптическое крыло»:

1 — полотнище паруса (перкаль 3,5 м 2 ), 2 — мачта (деревянный стержень Ø 40 мм, 2 шт., или труба Д16Т, Ø 35х1,5 мм, длина 1700 мм, 2 шт.), 3 — трос (капроновый шнур Ø 4 мм, 2 шт.), 4 — гик-распорка (труба Д16Т, Ø 35х1,5 мм, длина 1700 мм), 5 — карман-обтекатель, 6 — шкот-растяжка, 7 — трос-растяжка, 8 — соединительная труба (Д16Т, Ø 40х1,5 мм, длина 400 мм), 9 — болт М6х50, 10 — гайка-«барашек» М6, 11 — окно (целлулоид), 12 — риф-штертики (12 шт.), 13 — лат-карманы (4 шт.), 14 — латы (текстолит 2х40 мм, 4 шт.), 15 — боуты, 16 — люверсы. Б — узел соединения гика с мачтой.

На побережье Калифорнии, на Гавайских островах, в Австралии, то есть там, где гигантский прибой накатывает волну за волной на песчаные берега, издавна культивируется необычный вид спорта — серфинг (от англ. SURF — прибой). Мест для занятий им не так уж много на земном шаре. Эта географическая несправедливость навела двух канадцев, Джеймса Дрейка и Фреда Пейна, на мысль вооружить доску для серфинга, которую спортсмены используют для скольжения с гребня волны, качающейся мачтой с парусом. «Гибрид» оказался на редкость удачным снарядом с таким своеобразным характером, что говорить о виндсерфинге (так конструкторы назвали свое детище) следовало уже как о качественно новом виде спорта.

Виндсерфинг вобрал в себя достоинства парусного, воднолыжного спорта и классического серфинга. Причем в отличие от последнего заниматься им можно на любом пруду. Ходовые качества виндсерфера под стать прародителю — в хороший ветер спортсмен несется на нем со скоростью до 20 узлов.

Сущность виндсерфинга в сочетании: «доска — парус — человек». О составных частях этой триединой формулы, то есть о доске-корпусе (как и из чего ее сделать), о парусе (как его скроить и сшить) и, наконец, о человеке (как научиться скользить по воде, обгоняя ветер), расскажут пионеры виндсерфинга, зачинатели и организаторы этого вида спорта в нашей стране. Первое слово мы предоставляем председателю Комитета по виндсерфингу при Федерации парусного спорта СССР Георгию АРБУЗОВУ и члену технической комиссии комитета, тренеру московской секции Алле АРБУЗОВОЙ.

Конструкция виндсерфера (рис. 1) проста, его компоновка не требует особых комментариев. Основные элементы серфера: пенопластовая, оклеенная стеклотканью доска-корпус с неподвижным плавником и выдвижным швертом, мачта с шарниром и степсом, гик и парус с латами. В этом номере мы расскажем, как в условиях небольших «производственных площадей» — в квартире, школьной мастерской — можно изготовить доску-корпус, отвечающую «Временным правилам постройки и обмера виндсерферов», утвержденным Комитетом по виндсерфингу при Федерации парусного спорта СССР.

Доски, построенные по описанной ниже технологии, обладают рядом преимуществ по сравнению с наборными, матричными и т. п. Они легки, прочны, поверхность их можно довести до любой степени гладкости, они не пропускают воду и удобны при транспортировке. Многие спортсмены делают доски именно таким способом, о нем мы и рассказываем нашим читателям.

Компоновка виндсерфера

Рис. 1. Компоновка виндсерфера:

1 — доска-корпус, 2 — выдвижной шверт, 8 — шарнир, 4 — степс, 5 — старт-шкот, 6 — мачта, 7 — окно, 8 — парус, 9 — латы, 10 — оттяжка, 11 — гичок, 12 — оттяжка, 13 — плавник.

Рис. 2. Пенопластовая заготовка доски (блок).

Рис 3. Совместная обработка лонжеронов.

Рис. 4. Прорезка пазов под лонжероны нихромовой проволокой (слева внизу — ЛАТР).

Рис. 5. Вклейка лонжеронов.

Рис. 6. Обрезка блока по разметке.

Рис. 7. Обработка криволинейных поверхностей корпуса методом апроксимации касательными.

Заготовку для корпуса виндсерфера мы будем называть «блоком». Подберите куски пенопласта таким образом, чтобы получить пенопластовый параллелепипед (рис. 2) длиной 3650— 3700 мм, шириной 650 мм и высотой 140—160 мм (номинальной является толщина 138 мм).

Перед склейкой куски пенопласта обрезаются и подгоняются друг к другу. Если блок будет соединен из 2—4 кусков, можно применить эпоксидный клей, при использовании большего количества кусков лучше воспользоваться бензолом. Его наносят кистью на поверхности кусков и тут же соединяют их, прижимая друг к другу. Как и при последующих операциях, надо помнить, что вес корпуса должен оставаться в пределах 16 кг, лишние килограммы резко снизят ходовые качества виндсерфера.

ВКЛЕЙКА ЛОНЖЕРОНОВ

Теперь можно приниматься за изготовление и вклейку в блок ребер-лонжеронов, которые придают корпусу продольную жёсткость. Их профиль можно получить, если доску-корпус рассечь на теоретическом чертеже плоскостями, параллельными ДП (диаметральной плоскости), на расстоянии 100 мм от нее в обе стороны.

Лонжерон вычерчивается на фанере толщиной 3 мм (состыкуйте два стандартных листа, скрепив их гвоздями; соединения «в ус» делать не следует). Обработку лонжеронов проводите.«в пакете» (рис. 3), чтобы их профили получились абсолютно одинаковыми. Лонжероны подготовлены к вклейке в корпус.

Предварительно на блоке размечают места будущих лонжеронов и на концах разметочных линий сверлят отверстия, снимающие концентрацию напряжений. В одно из отверстий вводится нихромовая нить (рис. 4). Через ЛАТР на нее подается напряжение, причем величина его выбирается таким образом, чтобы нить не раскалялась докрасна. Паз образуется прожиганием, а точнее, проплавлением пенопластовой болванки раскаленной нитью при перемещении ее от одного отверстия к другому.

Затем каждый из лонжеронов намазывают с двух сторон эпоксидным клеем и вставляют в пропил так, чтобы лонжероны не выступали за габарит пенопластовой болванки и не были перекошены в ней. Убедившись, что они вставлены правильно, блок стягивают резиновым жгутом (рис. 5), что обеспечивает правильную вклейку лонжеронов.

ОБРАБОТКА БЛОКА

Приступаем к обработке блока под обводы корпуса виндсерфера.

На боковых торцах блока с двух его сторон размечается профиль корпуса по ДП. Лишний пенопласт срезается нихромовой нитью со стороны палубы и со Стороны днища. Затем на блоке вычерчивается плановая проекция корпуса и снова срезается лишний материал (рис. 6).

Рис. 8. Теоретический чертеж доски-корпуса

Рис. 8. Теоретический чертеж доски-корпуса

Для построения обводов доски на теоретическом чертеже проводится ряд касательных к поверхности корпуса й координаты этих касательных переносятся на поверхность пенопластового блока с предварительно размеченными теоретическими сечениями. Соединяя координаты касательных, получаем линии, по которым необходимо срезать пенопласт (рис. 7), чтобы приблизить блок по форме к корпусу виндсерфера.

Поверхность обрабатываем драчевым напильником или рашпилем, а затем и стеклянной бумагой до получения необходимых обводов.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЕМОК ПОД СТЕПС И ШВЕРТОВЫЙ КОЛОДЕЦ

Швертовый колодец и паз под степс не должны пропускать воду, поэтому особое внимание нужно уделить изоляции их от воды.

Паз под степс и выемка швертового колодца делаются так.

Из дерева изготавливаются модели швертового колодца и выемки под степс. По ним, покрыв их разделительным слоем («Эдельвакс», воск), выклеиваются из двух-трех слоев стеклоткани, положенных одновременно, швертовый колодец и паз под степс. После полимеризации смолы модели погружают в горячую воду, воск расплавляется и выклеенные детали легко снимаются.

Теперь полученные формы необходимо вклеить в корпус. Для этого после разметки их положения на палубе в корпусе нихромовой нитью прорезаются сквозные отверстия.

Затем формы смазываются снаружи эпоксидным клеем и вставляются на места. При этом учтите, что отверстие под сухарь степса не сквозное: донышком служит выпиленный ранее кусок пенопласта, вклеенный в паз со стороны днища.

Для придания палубе дополнительной жесткости в районе выемок между лонжеронами тонкий слой пенопласта заменяется фанерной накладкой.

При вклеивании деталей необходимо следить, чтобы строго сохранялась их вертикальность и центровка относительно ДП.

ОКЛЕЙКА СТЕКЛОТКАНЬЮ

Сначала вклейте в корпус готовый плавник, следя за его вертикальностью относительно поверхности днища.

Теперь настало время обтяжки стеклотканью. Оклейка ведется в два-три слоя, причем для первого слоя берется так называемая стеклорогожа — толстая ткань, обеспечивающая оболочкё высокую прочность и хорошее сцепление с пенопластом корпуса, а для последующих — тонкая, сатинового переплетения. Для наружного (декоративного) слоя хорошо использовать яркий ситец: можно будет исключить трудоемкую и сложную операцию окраски.

Необходимо учитывать, что в зоне перемещений спортсмена палуба должка быть особенно прочной, поэтому усильте ее середину несколькими слоями стеклорогожки.

Каждый слой ткани должен быть наклеен за один прием, поэтому эпоксидный клей нужно развести в таком количестве, чтобы его хватило на всю операцию. Клей наносится на поверхность палубы резиновым , шпателем. Затем на корпус накладывается стеклорогожка и разглаживается от середины корпуса к носу и корме, и от ДП к краям. Следите за тем, чтобы не было пузырей и вздутий. На разглаженную поверхность вновь наносится слой эпоксидной смолы и тщательно втирается в ткань (подтеки недопустимы!). Далее стеклоткань обрезается по периметру доски-корпуса так, чтобы оставался припуск в 3—5 см, который смазывается клеем и загибается на днище.

После полимеризации смолы палуба снова обрабатывается наждачной бумагой, удаляются бугры и подтеки. Так же ведется оклейка палубы вторым слоем.

ТАБЛИЦА ПЛАТОВЫХ ОРДИНАТ ДОСКИ-КОРПУСА ВИНДСЕРФЕРА

ТАБЛИЦА ПЛАТОВЫХ ОРДИНАТ ДОСКИ-КОРПУСА ВИНДСЕРФЕРА

Поверхность доски в зоне перемещений спортсмена не должна быть скользкой. Вот почему последний, только что наложенный слой эпоксидного клея надо посыпать пробковой крошкой или мелкими древесными опилками.

Днище обтягивается тканью — так же, как и палуба, припуск же, остающийся после обрезки стеклоткани по контуру доски, на 3—5 см должен заходить на поверхность палубы. Таким образом, на бортах виндсерфера, то есть в зоне, максимально подверженной ударам, оказывается слой стеклоткани двойной толщины. При работе над днищем особое внимание обратите на то, чтобы его поверхность сделать максимально гладкой. Ямы, углубления необходимо тщательно зашпаклевывать и только после этого накладывать очередной слой ткани.

После обработки корпуса его поверхность еще раз зачищается и окрашивается.

МАТЕРИАЛЫ:

пенопласт марки Пс-4, ПХБ или их сочетание;

эпоксидный клей с пластификатором (дибутилфталат, толуол, касторовое масло) для склеивания мелких кусков пенопласта — бензол;

стеклоткань или любая другая прочная ткань, ситец — для декоративного верхнего покрытия;


Люди много столетий используют силу стихии себе во благо, в том числе и для развлечений. Одним из популярных, экстремальных видов спорта является кайтинг. Что это такое? Существует множество направлений этого вида спорта. При желании научиться ему сможет даже ребенок. При этом впечатлений от времени, проведенного на кайте, будет масса. Подробно об этом развлечении будет рассказано в статье.

Общее описание

В последние годы стал очень популярным кайтинг. Что это такое? Это новый вид спорта, который позволяет развить большую скорость при помощи кайта. Во время движения человек может делать прыжки, лавировать и т. д. Это вызывает бурю положительных эмоций.

Отдых и спорт

В качестве движущей силы применяется кайт. В переводе с английского языка он переводится как «воздушный змей». При помощи этой вещи можно передвигаться по воде, земле. Воздушный змей при этом имеет определенную конфигурацию. Это позволяет добиться высокой скорости движения.

Кайтинг является молодым видом спорта. Несмотря на это, он успел завоевать множество поклонников во всем мире. Сегодня это общедоступное развлечение для взрослых и детей. При минимальных затратах каждый желающий сможет испытать острые ощущения.

Определенной конфигурацией обладает оборудование для кайтинга. Что это такое? Воздушный змей выполнен в виде большого купола. Он позволяет двигаться как по ветру, так и против его потока. Причем при помощи этого оборудования можно ставить рекорды скорости. На сегодняшний день этот порог составляет 105 км/ч. Кайт позволяет просто путешествовать на длинные расстояния.

При помощи особого оборудования спортсмены устанавливают новые рекорды скорости. Можно просто кататься в свое удовольствие с наиболее приемлемой для человека скоростью. Некоторые спортсмены разучивают умопомрачительные трюки. Одним из самых популярных видов движений являются прыжки. Они могут быть дальними и очень высокими.

История созданиям

Кайтинг – это не только модный, но и один из самых ярких типов экстремального отдыха. Его еще называют «связующим звеном» между вейкбордингом, сноубордингом, виндсерфингом и скейтбордингом. Этот вид спорта универсальный. Заниматься им можно практически на любой подстилающей поверхности, в любое время года. Под ногами у спортсмена может быть кайтборд или обычный сноуборд, багги, горные лыжи, роликовые коньки и прочие подобные предметы.

Обучение кайтингу

Кайтинг (фото представлено выше) позволяет ощутить массу невероятных, острых впечатлений. Движение становится возможным благодаря применению надувного кайта. Он похож на большую дугу. Аналогов подобной формы крыльев нет в природе. Эта конструкция была придумана человеком. При создании подобной формы руководствовались больше интуицией, чем точными расчетами. Эту конструкцию придумали Бруно и Доминк Леганю. Это два брата, живущие во Франции.

В 1982 году британец Роланд Ле Бэйл запатентовал парус в виде небольшого дельтаплана. Спортсмен держал его в руках, стоя на доске для виндсерфинга. При помощи этого приспособления он мог отрываться от воды, совершая дальний прыжок. Конструкция имела массу недостатков. Так как спортсмен держал ее в руках, парус не мог быть большим. Именно братья Леганю придумали запускать парус в небо.

Постепенно конструкция паруса совершенствовалась. В 1995 году появились первые компании, которые стали заниматься производством профессионального оборудования для кайтинга. Прошедший в 1998 году чемпионат по этому виду спорта популяризировал этот вид спорта. Современное оборудование стало удобнее и безопаснее.

Разновидности

Кайтинг – это универсальный вид спорта. Он включает в себя несколько разновидностей. Кататься при помощи кайта можно на разных поверхностях. Это определяет разновидность представленного вида спорта. Существуют такие основные подгруппы кайтинга:

  • Кайтсерфинг.
  • Сноукайтинг.
  • Лендкайтинг.

При желании можно придумать множество вариантов, на чем кататься под парусом. Если используется парус и доска, значит, вид спорта называется кайтбордингом. Что это такое? Это катание на доске (борде) под парусом (кайтом).

Кайтсерфинг предполагает перемещение на доске по воде. Это настоящая гремучая смесь вейкбординга, серфинга, виндсерфинга и прочих подобных видов спорта. Получается очень динамично. Раньше считалось, что между кайтсерфингом и кайтбордингом есть принципиальное отличие. Первый вид спорта предполагает катание на воде с волнами. Кайтбордингом занимаются на спокойной воде. Однако сегодня нет разделения между этими понятиями. Оба слова применяются для обозначения процесса катания на воде.

Зимний кайтинг называется сноукайтингом. Рейдер в этом случае перемещается при помощи паруса по снегу или льду. Он может применять при этом лыжи, коньки или сноуборд. В 1999 году была совершена полярная экспедиция, в которой сани перемещали при помощи кайта. Сноукайтинг – особый вид спорта. Он динамичный, захватывающий. Для этого не потребуется подъемник, который отвезет на гору. Двигаться можно по ровной поверхности. При этом скорость, захватывающие эмоции будут не меньше, чем при спуске с горы. Километры заснеженной целины спортсмен может покрыть за считанные минуты. Ближайший замерзший водоем или заснеженное поле – лучшее место для зимнего кайтинга.

Специалисты утверждают, что проще научиться держаться на ногах, встав под парус, на твердой поверхности. Однако на воде при падениях вероятность получения травмы будет меньшей.

Лендкайтинг предполагает перемещение райдера по песку или земле. Для этого он использует багги (специально сконструированные для этого вида спорта коляски), маунтинборд.

Универсальное снаряжение

Кайтинг что это такое?

Оборудование для кайтинга бывает универсальным (для любого времени года), а также сезонным. Чтобы начать заниматься этим видом спорта, потребуется подойти к выбору экипировки ответственно. К универсальному оборудованию, которое нужно как летом, так и зимой, относятся:

Кайт может быть двух типов. Первый из них называется парафойлом. Такое крыло легкое, при падениях на твердую землю или снег меньше вероятность, что крыло сломается. Для воды его применяют редко. Во вторую группу вошли надувные паруса. Крыло этой группы может иметь разную конструкцию, размер и т. д. Однако оно всегда надувается при помощи насоса. Применяется для водного кайтинга. Парус при ударе о воду не сломается. Его легко можно будет поднять в небо самостоятельно.

Трапеция принимает на себя тягу паруса. Крыло не нужно удерживать руками. Для этого в экипировке предусмотрена трапеция. Чаще всего она бывает поясничной. Оборудование выглядит как массивный пояс. К нему прикреплены тросы от кайта. Трапеция может быть также сидячей. Выбор зависит от типа катания.

Анемометр – это специальный прибор, который определяет силу ветра. Для начинающих райдеров его применение крайне важно. Снаряжение рассчитано на определенную силу ветра. Если она недостаточная, нет смысла кататься вообще. Если же анемометр показывает, что ветер дует слишком сильно, превышая допустимый предел, занятие стоит прекратить. Это может быть опасным для жизни.

Летнее снаряжение

Чтобы заниматься кайтингом в летний период, потребуется подобрать, помимо перечисленного выше оборудования, еще несколько вещей. В первую очередь это кайтборд. Существует множество разновидностей подобных досок. Самым универсальным считается твинтип. В комплекте к таким бордам поставляются петли с падцами. Иногда их нужно приобретать отдельно. Петли удерживают кайтборд на ногах.

Кайтинг что это?

Существуют доски, предназначенные для определенного стиля езды. В этом случае их конструкция может значительно отличаться. Доски могут отличаться длиной, весом, конфигурацией. Стоит определиться, в каком стиле вы хотите кататься на воде, а после подобрать оптимальный вариант. Если же человек только начинает знакомиться с этим видом спорта, лучше выбрать доску универсального типа.

Кроме того, потребуется приобрести гидрокостюм для кайтинга. Даже летом, когда температура воды высокая, спортсмен нуждается в специальной одежде. В противном случае можно переохладиться в воде уже через полчаса катания. Толщина материала, который применяется для пошива подобной одежды, может быть разной. Чем холоднее вода, тем толще должен быть гидрокостюм.

В продаже представлены женские, мужские и детские модели. Также гидрокостюмы делят на короткие, длинные и сухие. В первом случае рукава и штанины короткие. Этот костюм подойдет для катания в теплой воде. Изготавливают их из тонкого неопрена.

Длинные костюмы предполагают наличие разных рукавов. Но вот штанины в этом случае длинные. Это идеальный вариант как для теплой, так и холодной воды.

Сухой костюм не допускает попадание под материал воды. Подойдет для катания в холодной воде.

Зимнее снаряжение

Про кайтинг можно сказать, что это один из самых захватывающих видов спорта современности, доступных для каждого. В зимний период можно кататься под парусом на обычном сноуборде или лыжах. Однако специалисты советуют применять специальное оборудование. Оно имеет несколько отличий. Сноукайты обладают большим радиусом бокового выреза. Это позволяет проще держать курс. Также подобная конфигурация доски позволяет легко идти против ветра.

Оборудование для кайтинга

Сноуборд для кайтинга симметричен. Это необходимо, дабы спортсмен держал правильную стойку. При этом контроль над бордом будет заметно лучше. Для такой доски применяют специальные мягкие ботинки. Крепления имеют быстрый отцеп.

Обучение

Обучение кайтингу проводится од контролем опытного инструктора. Это позволяет избежать серьезных травм. Тренер посоветует, как правильно подобрать оборудование для данной разновидности кайтинга. По этой причине нужно обращаться в специальную школу. В таких центрах можно брать оборудование напрокат.

Кайтбординг что это такое?

После прохождения курса обучения спортсмену выдается IKO сертификат. Он признан многими странами. Желая заниматься этим видом спорта самостоятельно, без инструктора, потребуется предъявлять этот сертификат. Он дает право брать снаряжение напрокат. Обучение кайтингу в специализированной школе – лучший вариант. Он самый простой и безопасный.

Некоторые люди все же стремятся научиться всему самостоятельно. Для этого придется преодолеть множество трудностей. Стоит отметить, что подобный вид спорта (как и любой другой) может быть весьма опасным без правильной подготовки. Чтобы правильно подобрать экипировку, нужно учитывать условия и свои личные предпочтения. Стиль катания может быть следующим:

  • Фристайл. Подразумевает совершение прыжков в высоту, а также некоторых элементов на руках. Доска в этом случае должна быть легкой, небольшой. У нее широкие края (позволяет устойчиво приземляться). Подойдет борд типа твинтипа.
  • Фрирайд. Стиль подойдет для начинающих райдеров. Предполагает использование разных досок (длина и ширина могут быть разные). Выбор зависит от роста, веса спортсмена.
  • Вейв. Нужны доски, предназначенные для катания по волнам. Однако борды при этом должны быть маневренными, легкими.
  • Гонки, рейс. Нужна доска с большой площадью и объемом. У нее есть внизу плавники (2-4 шт.).

Выбор места для катания

От выбора правильного места для кайтинга зависит безопасность человека, скорость передвижения и масса иных параметров. Лучше всего для начинающих райдеров подходят морские лагуны, лиманы. Глубина не должна составлять более 1,2 м. Это позволяет обезопасить себя от разных неприятностей.

Места для катания должно быть много. Преград на пути спортсмена быть не должно. Дно должно быть песчаным. Наличие камней не приветствуется. Стоит выбирать время для катания, когда ветер дует на берег под углом или вдоль него. Не стоит выбирать для катания пресные водоемы. Ветер здесь нестабилен.

Согласно отзывам, самыми популярными местами для катания являются:

Отзывы

Рассматривая отзывы о кайтинге, стоит отметить, что это общедоступный вид спорта. Начинающие райдеры утверждают, что для этого даже не нужна специальная физическая подготовка. Если человек вообще не занимается спортом и обладает большой массой тела, ему будет сложнее, чем другим. Однако в этом случае научиться кайтингу вполне возможно, просто времени для обучения понадобится больше.

Кайтинг это спорт

В специализированных школах обучаются люди от 6 до 80 лет. Причем и это ограничение весьма условно. Вес начинающих спортсменов находится в диапазоне от 15 до 160 кг. Причем практически ничего не может помешать закончить курсы успешно, научившись кататься на борде под парусом. Главное – желание.

Согласно отзывам, научиться кайтингу проще людям с малым весом (50-80 кг). Однако это абсолютно не означает, что для других людей занятия даются с трудом. Просто для подготовки человека среднего возраста, который имеет лишний вес, нужно больше времени, чем 12-летнему подростку.

Опасно ли это?

Зная особенности кайтинга, что это такое, может возникнуть вопрос о безопасности. Конечно, при самостоятельном обучении вероятность получить травму (причем весьма серьезную) будет гораздо выше. В специализированных школах такая вероятность сведена к минимуму, но не исключается абсолютно. Вполне возможно при падении поцарапаться об ракушки, вывихнуть ногу при падении и т. д. В хорошей школе кайтинга на 1000 учеников приходится всего несколько случаев легких растяжений связок и царапины об ракушки.

Кайтинг — катание по водной глади за большим воздушным змеем, а виндсёрфинг — на доске под парусом.

У кайтинга перед виндсёрфингом есть два неоспоримых преимущества. Во-первых, им можно заниматься круглогодично. Причём в России наибольшее развитие получил сноукайтинг — катание со змеем по замёрзшей воде или заснеженным полям. Инструкторы считают, что ученикам проще осваивать азы на снегу, чем на воде — комфортнее ловить баланс и понимать, куда и почему ты движешься. Но есть и другое мнение: падать в воду гораздо приятнее, чем на лёд.

Виндсёрфинг зимой тоже возможен, но это достаточно редкий вид спорта. Если вас привлекает доска с парусом — ждите лета или отправляйтесь в тёплые края.

Освоить базовые движения и повороты быстрее получается у тех, кто учится виндсёрфингу. Пары занятий достаточно, чтобы вы уверенно стояли на ученической доске и перемещались по воде перпендикулярно ветру. Эти навыки позволят вам ходить на больших досках по спокойным водоёмам при не очень сильном ветре. Но для дальнейшего развития в виндсёрфинге придётся преодолеть огромную пропасть, которая отпугивает многих, кто однажды понял, с чем придётся иметь дело. Чтобы гонять по-настоящему, нужно взять маленькую вертлявую доску и научиться на ней глиссировать под большим парусом. И на это уходят недели и месяцы.

По-настоящему научиться кататься на кайте проще, чем под парусом. Правда, времени понадобится чуть больше. Считается, что в среднем новичкам требуется пять-шесть уроков, чтобы быть готовым к самостоятельным занятиям на воде. К тому моменту вы будете уметь запускать и сажать кайт, перемещаться в желаемом направлении и избегать основных опасностей. А дальше — дело за практикой.

Кайтинг проще ещё и с точки зрения оборудования. Сложенный кайт с доской можно упаковать компактно. Да и весят они не очень много. А вот с профессиональными досками и парусами путешествовать непросто.

А это не опасно?

В целом — нет, если вы внимательно слушаете инструктора и не делаете глупостей. Но травму получить возможно — как и в любом виде спорта. Ни для кайтинга, ни для сёрфинга не требуется какой-то особой физической подготовки, ими может заниматься любой здоровый человек почти любого возраста. Под парусами ходят и довольно маленькие резвые дети в возрасте от шести лет, и почтенные синьоры. Тяжело будет только крупным мужчинам, чей вес превышает 150 килограммов.

Можно ли учиться кататься без инструктора?

Скорее да. В интернете полно обучающих видео. По сути катание — это действие в соответствии с законами физики. Если вы поймёте принцип, то сумеете воплотить нужные движения и на практике. Но всё же более эффективно — учиться у тех, кто уже умеет и сам кататься, и других учить.

Читайте также: