Допускается ли поднимать кирпич на поддонах без ограждений или специальной тары

Обновлено: 11.05.2024

Проектирование и изготовление грузовых стропов должно проводится в организациях и на предприятиях, имеющих лицензию (разрешение) органов Ростехнадзора и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими их проектирование и изготовление в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации.

Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом.

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис. 1 ).

2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.


Рис. 1. Строповка груза двух- (а), трех- (б) и четырехветвевыми (в) стропами

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400 °С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400 °С, не допускается.

2.2. Требования к конструкции стропов

Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.

Рекомендуется применять канаты по ГОСТ 3071 , 3079, 2688 и 7668, а для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, - по ГОСТ 7669 .

2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.

Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.

2.3. Требования к материалам

2.3.2. Для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ 15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией свариваемости по ГОСТ 380 и сталь 20 по ГОСТ 1050 ; для стропов климатического исполнения У-стали марок 09Г2 и 09Г2С с гарантией свариваемости по ГОСТ 19281 .

2.4. Требования к элементам стропов

Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.

2.4.4. При заделке концов каната заплеткой места сплетения проволок должны обкатываться обжимными роликами или протягиваться через обжимную втулку. Разрешается при индивидуальном изготовлении место заплетки стропа уплотнять простукиванием молотком.

При защите места сплетения оплеткой или оболочкой должно быть обеспечено перекрытие участка с выступающими концами проволок на 10 -30 мм .

При изготовлении кованых и штампованных крюков сварка не допускается.

Крюки, изготовленные из листовой стали и круглого прутка, после сварки должны подвергаться нормализации.

Крюки должны снабжаться предохранительными замками.

Заваривать и заделывать указанные дефекты не разрешается.

Допускаются отдельные вмятины глубиной в пределах допуска на размеры материала, из которого изготовлены элементы.

2.6. Требования к покрытиям

2.6.1. Звенья и цепи стропов рекомендуется окрашивать в два слоя эмалью красного цвета марки ПФ 115 по ГОСТ 6465 ; для окраски цепей и захватных элементов стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 100 °С рекомендуется применять эмаль красного цвета марки КО-811 по ГОСТ 23122 .

5.12. Меры безопасности при проведении такелажных и стропальных работ

Перемещение краном людей или груза с находящимися на нем людьми. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов не допускается перемеще­ние грузоподъемной машиной людей или груза с находящимися на нем людьми.

Подъем людей кранами может производиться в исключитель­ных случаях только кранами мостового типа и только в специаль­но изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспе­чивающих безопасность людей. Такая работа должна производить­ся по специальной инструкции, согласованной с органами Госгортехнадзора России.

Перемещение краном грузов над помещениями, в которых нахо­дятся люди. Перемещение грузов над перекрытиями производствен­ных, жилых или служебных помещений, в которых могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях по согласованию с органами Госгортехнадзора России может производиться переме­щение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, в которых находятся люди, но только после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

Строповка грузов в стесненных условиях (вблизи стен, колонн, станков и т.д.). При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка, не должно допускаться нахождение людей (в том числе и стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Это требование должно выполняться и при опус­кании груза.

Определение опасных зон

Высота возможного падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета груза (предмета) при падении, м

падающего с здания

Минимальное расстояние между поворотной платформой кра­на и строениями, колоннами, штабелями груза должно составлять не менее 1 м.

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит пе­ремещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строяще­гося здания принимаются от крайней точки горизонтальной про­екции наружного наименьшего габаритного размера перемещае­мого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габа­ритного размера перемещаемого (падающего) груза и минималь­ного расстояния отлета груза при его падении (табл. 5.3).

Строповка (расстроповка) грузов на высоте. Для обеспечения безопасности при строповке (расстроповке) грузов на высоте не­обходимо:

· применять устройства для дистанционной и автоматической строповки (расстроповки) грузозахватных устройств;

· обеспечивать рабочие места средствами коллективной и ин­дивидуальной защиты (лесами, подмостками, ограждениями, пре­дохранительными поясами и т.д.);

· применять укрупнительную сборку конструкций и оборудо­вания на земле;

· соблюдать технологию монтажа временного закрепления кон­струкций;

· поддерживать рабочее место на высоте в, надлежащем виде (следить за отсутствием льда, снега, мусора, посторонних дета­лей и пр.).

Подъем и перемещение кирпича на поддоне. Согласно требова­ниям охраны труда подачу кирпича необходимо производить в контейнерах или на огражденных поддонах.

Разрешается производить перемещение поддонов с кирпичами без ограждения при погрузке (разгрузке) автомашин и укладке поддонов на землю.

В отдельных случаях возможен подъем кирпича на строящееся здание на неогражденных поддонах. При этом необходимо выпол­нить требования охраны труда, четко расписать в проекте произ­водства работ порядок подъема кирпича и удалить всех людей из опасной зоны работы крана.


Рис. 5.19. Схемы укладки кирпича на поддон

Для подачи груза в оконные проемы или на балконы должны быть сделаны приемочные площадки. Площадки должны иметь ог­раждение и быть рассчитаны на перемещаемый груз в соответ­ствии с проектом производства работ.

Схемы укладки кирпича на поддон приведены на рис. 5.19.

Подъем и перемещение опасных грузов.

Опасные грузы веще­ства, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, трав­мированию, отравлению, облучению, заболеванию людей, а так­же к взрыву, пожару, повреждениям сооружений, транспортных средств и т.д.

Работники, допущенные по результатам проведенного медицин­ского осмотра к выполнению работ по погрузке (разгрузке) опас­ных и особо опасных грузов, предусмотренных соответствующими государственными стандартами, должны проходить специальное обучение по безопасности труда с последующей аттестацией, знать и уметь применять на практике приемы оказания первой довра­чебной помощи (СНиП 12-03-2001 п. 8.2.9, п. 8.2.10).

Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных гру­зов следует производить:

· в соответствии с требованиями безопасности, содержащи­мися в сопроводительной документации;

· в специально отведенных местах при наличии данных о клас­се опасности и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.

Нельзя производить погрузочно-разгрузочные работы при вы­явлении несоответствия тары требованиям нормативных докумен­тов, ее неисправности, отсутствии маркировки и предупредитель­ных надписей на ней.

Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами произво­дятся при выключенном двигателе автомашины. Водитель должен находиться за пределами установленной зоны погрузки-разгрузки.

Работы по погрузке и разгрузке опасных грузов должны прово­диться под контролем ответственного лица — представителя грузо­отправителя (грузополучателя), сопровождающего груз.

Погрузка автомобилей и прицепов. При погрузке автомобилей и прицепов следует соблюдать следующие правила:

· открывать борта автотранспортного средства должны двое рабочих, находящихся сбоку от бортов;

· высота груженного автотранспортного средства не должна превышать 3,8 м от уровня стоянки. Лесоматериалы, длина кото­рых на 2 м превышает длину кузова автомашины, следует перево­зить на прицепах;

· перевозку опасных веществ следует осуществлять в соответ­ствии с паспортом безопасности вещества, который должен со­держать всю информацию по обеспечению безопасности при его транспортировке;

· во время погрузки автотранспортного средства водитель дол­жен находиться вне кабины и за пределами опасной зоны;

· при транспортировании автотранспортом тара должна быть прикреплена к кузову, если верхний ярус тары выступает над бор­том кузова больше, чем ее высота.

Погрузка (разгрузка) полувагонов. Груз на железнодорожном подвижном составе должен крепиться в соответствии с техниче­скими условиями погрузки и крепления грузов, разработанными железнодорожным ведомством.

Работы по погрузке (выгрузке) полувагонов должны произво­диться под руководством лица, ответственного за безопасное про­изводство работ кранами, и при наличии специальных эстакад. Это требование вызвано высокой опасностью проведения подоб­ных работ.

Основные причины несчастных случаев при производстве по­грузки (разгрузки) полувагонов:

Укладка кирпича в поддон

Требования по безопасности перемещения грузов обязывают осуществлять подачу кирпича только с использованием специальных контейнеров или поддонов, оснащенных ограждением. Использовать поддоны без ограждения допускается только в том случае, если они погружаются на машину или разгружаются с нее с последующей установкой кирпича на землю. Также поддоны, не оснащенные ограждениями, могут использоваться для доставки кирпича на этажи строящегося объекта. Однако в этом случае необходима разработка мер по обеспечению безопасности рабочего персонала, а также людей, которые могут попасть в опасную зону перемещения груза. Данные меры должны быть прописаны в ППР. На рисунке 19 представлены способы укладки кирпича на поддон.

Рис.19. Укладка кирпича в поддон

Если для перемещения и выгрузки материалов используется балкон или оконный проем строящегося здания, то их необходимо оснащать специальными площадками. Обязательным условием является ограждение данных площадок, а также их оснащение в соответствии с характеристиками перемещаемого груза, указанные в проекте производства работ.

Перемещение опасных грузов

Под опасными грузами следует понимать материалы, технические, физические или химические характеристики которых могут нанести вред окружающей среде или здоровью рабочего персонала (вплоть до летального исхода), а также стать причиной пожара, взрыва или повреждения окружающих средств и сооружений, а также иных опасных ситуаций. Список опасных и особо опасных грузов регламентируется соответствующими нормативными актами.

К работе с опасными или особо опасными грузами допускается только рабочий персонал, прошедший медицинское освидетельствование, а также имеющий специальные знания и обученный навыкам работы с данным типом грузов. Профессиональные навыки данных сотрудников должны быть подтверждены соответствующим сертификатом. Одним из основополагающих знаний, которым должен владеть персонал, работающий с опасными грузами, заключается в умении оказать первую медицинскую помощь пострадавшим от влияния данного вида грузов.

Существует перечень основных правил техники безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе работы с опасными грузами. Среди них особое место занимает строгое соблюдение правил техники безопасности, описанных прилагаемых к грузу документах, а также использование для работы с опасными грузами только специально отведенных для этого мест. При этом оборудование специального места является обязательным только в том случае, если имеются точные данные о классе опасности груза.

Осуществление погрузо-разгрузочных работ запрещается, в случае если:

  • тара имеет видимые дефекты или повреждения,
  • на таре или грузе отсутствует специальная маркировка или предупреждающие надписи,
  • имеются иные противоречия существующим нормативным актам.

При перевозке опасных и особо опасных грузов посредствам автомобильного транспорта необходимо соблюдать технику безопасности. В частности, запрещается осуществлять погрузо-разгрузочные работы при включенном двигателе, а водитель обязан покинуть кабину и выйти в пределы безопасной зоны вплоть до окончания выполнения работ.

Контроль над погрузо-разгрузочными работами опасных грузов любого типа возлагается на сопровождающего груз, а также лицо, являющееся представителем организации-отправителя.

© 2012-2019 МосКран. Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено правообладателем.

- не перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, на которой находиться стропальщик;

- установку грузов производят с помощью специальных крючьев длиной не менее 1500 мм.

- при выполнении ремонтных работ, связанных с точной установкой оборудования разрешается разворачивать и направлять груз руками. В этом случае можно браться за него руками только тогда, когда он находиться не выше 100 мм от места установки.

- строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки;

- перемещать мелкоштучные грузы только в специальной, предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза. Перемещение кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю (и с земли);

- выполнять горизонтальное перемещение от крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

- опускать перемещаемый груз лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания опущенного груза.

2. Какой груз нельзя поднимать краном? Что такое «мертвый груз»? Правила подъема «мертвого груза».

Ответ:Мертвый груз – это засыпанный землей, примерзший к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном.

- подклинить, чтоб пошатнулся (стал живой)

- согласно схемы строповки застропить груз

- осторожно начать подъем в присутствии СОБПРППС.

3. Основные части мостового крана.

Ответ:Мост крана состоит из поперечных и продольных балок, грузовой тележки с механизмами, подъема-опускания крюковых подвесок, механизмом передвижения тележки, механизм замыкания (сжимания)грейфера, он копия механизма подъема-опускания крюковой подвески, но установлен зеркально. Двухсторонние механизмы передвижения моста крана (от эл.двигателя до колес все одинаковое), кабина управления, люлька осмотра троллей, ограждений сверху по всему периметру, электрооборудования (эл.двигатели, рубильники, контроллеры и пр).

4. Тара. Периодичность осмотра тары. Браковка тары.

Ответ:Тара (коробки, бадьи, контейнеры и другие емкости для перемещения сыпучих и мелкоштучных грузов не должна допускаться к работе, если она имеет:

- если она не замаркирована;

- если не указано назначение тары;

- если тара имеет неисправные захватные приспособления (петли, серьги, уши, проушины и т.д.)

- износ захватных приспособлений в местах зацепки 10% и более первоначального диаметра или сечения;

- не перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки, на которой находиться стропальщик;

- установку грузов производят с помощью специальных крючьев длиной не менее 1500 мм.

- при выполнении ремонтных работ, связанных с точной установкой оборудования разрешается разворачивать и направлять груз руками. В этом случае можно браться за него руками только тогда, когда он находиться не выше 100 мм от места установки.

- строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки;

- перемещать мелкоштучные грузы только в специальной, предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза. Перемещение кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю (и с земли);

- выполнять горизонтальное перемещение от крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

- опускать перемещаемый груз лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания опущенного груза.

2. Какой груз нельзя поднимать краном? Что такое «мертвый груз»? Правила подъема «мертвого груза».

Ответ:Мертвый груз – это засыпанный землей, примерзший к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном.

- подклинить, чтоб пошатнулся (стал живой)

- согласно схемы строповки застропить груз

- осторожно начать подъем в присутствии СОБПРППС.

3. Основные части мостового крана.

Ответ:Мост крана состоит из поперечных и продольных балок, грузовой тележки с механизмами, подъема-опускания крюковых подвесок, механизмом передвижения тележки, механизм замыкания (сжимания)грейфера, он копия механизма подъема-опускания крюковой подвески, но установлен зеркально. Двухсторонние механизмы передвижения моста крана (от эл.двигателя до колес все одинаковое), кабина управления, люлька осмотра троллей, ограждений сверху по всему периметру, электрооборудования (эл.двигатели, рубильники, контроллеры и пр).

4. Тара. Периодичность осмотра тары. Браковка тары.

Ответ:Тара (коробки, бадьи, контейнеры и другие емкости для перемещения сыпучих и мелкоштучных грузов не должна допускаться к работе, если она имеет:

- если она не замаркирована;

- если не указано назначение тары;

- если тара имеет неисправные захватные приспособления (петли, серьги, уши, проушины и т.д.)

- износ захватных приспособлений в местах зацепки 10% и более первоначального диаметра или сечения;

Читайте также: