Доходный дом лидвалей фундамент

Обновлено: 17.05.2024

Уже не первую неделю обсуждается слово, произнесенное премьером Мишустиным в отношении частных предприятий: производителей и торговых сетей. Впервые с такой высокой трибуны названо слово, которое характеризует суть капитализма – ЖАДНОСТЬ . Слово, может, и не очень плохое, но точное. Просто капиталист всегда будет стремиться получить максимальную прибыль , пока не упрётся в ограничения. Это и есть жадность без всяких эмоциональных оценок.

Одним из самых прибыльных бизнесов в дореволюционном Петербурге было строительство доходных домов . Их строили, перестраивали, надстраивали. Застраивали сквозные, сдвоенные и строенные участки, подчас с причудливой геометрией. В доходные дома перестраивали дворянские особняки. В результате к началу 20-го века вся центральная часть Петербурга была заполнена домами, многие из которых и сегодня поражают горожан и туристов.

Но если вдуматься, то многое из того, чем мы сегодня восхищаемся, служило одной единственной цели: увеличению прибыли домовладельцев . То есть обратной стороной красоты и странности знаменитых доходных домов была та самая «жадность». В самом незлом значении слова.

Башенки угловых домов

Доходные дома, которым повезло оказаться на угловых участках, владельцы домов старались украсить башенками. Тем более, что на них не распространялось ограничение по высотности зданий в северной столице (23 метра – высота Зимнего дворца).

Во-первых, многие башни строились жилыми , а лишние метры никогда не помешают. Во-вторых, эти надстройки служили ориентиром .

Да, к концу 19-го века в Петербурга уж сложилась современная нумерация домов (улица+дом). Но в качестве словесного ориентира удобно было отсылать к узнаваемыми всеми дому. Например, « дойди до дома Иоффа » (тот, что является доминантой «Пяти углов»). Или « живу у дома Мурузи ». Многократное повторение в обиходе названия дома и фамилии владельца было лучшей рекламой .

В Москве такую роль испокон веков играли колокольни многочисленных храмов , каждый из которых имел уникальное название («Никола в Песках», «Троица на Грязех» и т.д.). А сегодня в качестве естественной координатной сетки города мы используем станции метро («живу на Нарвской», «Работаю на Петроградской»).

Декор фасада

О том, как стремились украсить фасады своих домов владельцы, можно говорить бесконечно. Многие из строений выглядят как дворцы. Каких только стилей не встретишь: неоготика и неоренессанс, неоклассицизм и неоромантизм, модерн европейский и модерн северный. Эркеры и балясины, колонны и сандрики, атланты и кариатиды.

Эти украшения кажутся ненужной тратой. Ведь с точки зрения капиталиста дом должен стоить как можно дешевле. Смысл тратиться на украшение и дорогих архитекторов? В логике капиталиста «дома для сдачи» должны бы выглядеть как сегодняшние «человейники» в новостройках!

Но в ход шли даже такие довольно дорогие приемы отделки как мозаичные панно . Например, на доходном доме Лейхтенбергского .

Домовладельцы прекрасно знали, что индивидуальный декор окупится более высокой ставкой аренды . Состоятельная публика ценила богато украшенные дома. К тому же дом с необычным декором, как и «дом с башенкой», вполне мог опять же стать ориентиром , даже если он и не угловой.

А уж если доходный дом был угловой и с декором , то он становился главным ориентиром района. Таков, например, «Дом Розенштейна» или просто «Дом с башнями» (арх. А.Е. Белогруд, 1913-15)

Иногда домовладельцы ухитрялись одновременно и сделать узнаваемый фасад, и сэкономить на отделке ! Решением была причудливая кирпичная кладка «а-ля рус». Таков, например, дом Штраусса на Васильевском острове.

Красиво, узнаваемо, недорого. Кстати, и расходы на содержание кирпичного фасада намного меньше, чем например, оштукатуренных стен.

Но при этом декоративность доходных домов, независимо от выбранной технологии, обычно лицемерна . На отделке стен, выходящих во двор, домовладельцы экономили, покрывая их дешевой штукатуркой, окрашенной в желтый цвет. Вы будете очень сильно удивлены, если заглянете во дворы даже красивейших доходных домов.

Редким исключением здесь может служить «Толстовский дом» . Но его особенность в том, что он выходит на две улицы и образует внутри себя фактически переулок. Поэтому фасады, выходящие в него, оказываются парадными, следовательно требующими декора.

Очень кстати пришелся модный в начале 20-го века стиль «северного модерна» . Он сочетал в себе оригинальность, рациональность и . умеренную стоимость!

На деле это было предчувствие конструктивизма, стиля, который придет в Ленинград уже после революции, тоже на волне экономии.

Дворы-курдонёры

Нередко в доходных домах архитекторы устраивали дворы-курдонёры, придававшие тем поистине королевский вид.

Курдонёр (по-французски «двор чести») – изначально двор перед дворцом, ограниченный боковыми флигелями. Такие появились еще при Людовике XIII. Курдонёры и сегодня выглядят очень привлекательно. Есть в них что-то от знаменитых дворцов, а что-то от московских городских усадеб, в которых главный дом «утапливался» в глубину сада.

Красивым примером является «Дом Лидваля» , построенный знаменитым шведско-русским архитектором для своей матери.

Но в доходных домах назначение курдонёра при всей его эффектности довольно прозаичное – увеличить количество комнат, выходящих окнами на улицу , а не во двор-колодец. Такие комнаты стоили заметно больше и поднимали доход домовладельцев.

Дворы-колодцы, световые дворы, закутки

Многих туристов привлекают сегодня дворы-колодцы, через лабиринт которых можно совершать довольно значительные марш-броски по Петербургу. То, что тесные дворы были следствием желания домовладельцев максимально застроить свой участок, всем известно. Если бы не было ограничений, не исключено, что земельный надел застраивали бы вообще целиком!

Еще большими точками притяжения туристов и фотографов сегодня являются так называемые световые дворы .

Это совсем небольшой «колодец» внутри доходного дома, в который вообще невозможно никак попасть, кроме как через одну из квартир (часто только через окно). Такие световые дворы имели простое назначение – они увеличивали количество комнат с естественным освещением, что опять же повышало суммарную стоимость аренды.

И еще один элемент двора практически любого доходного дома – это « закутки ».

В стыке стен устраивали своеобразные «полуколодцы». Обычно один, реже два и больше. Даже экскурсоводы спорят, для чего они были нужны. Гипотез много, но самым разумным представляется то, что этот закуток нужен был для кухонных помещений . В них через окна попадал свет, а выходили неприятные запахи. Удобен был закуток и для подъема в кухни дров, воды и прочих хозяйственных грузов с помощью веревок или лебёдок.

Высокие потолки

Нас и сегодня удивляют высокие потолки в старых домах. Если посмотреть на бизнес глазами владельцев домов, то вроде как неразумно делать такие высокие потолки. В самом деле дома с высотой 23 метра можно было бы строить не шести-семи, а восьмиэтажными.

Наверное, бы и делали, но тут было гигиеническое ограничение . Дома отапливались печами и при их использовании (особенно при неполном горении) образовывался угарный газ. Будучи (в отличие от углекислого газа) легче воздуха, он скапливался под высоким потолком и, не попадая в дыхательные пути жильцов, постепенно выветривался. Конечно, это не относилось к комнатам, которые сдавались совсем уж для бедной публики на чердаках и мансардах.

Эркеры

Еще одна «фишка» петербургских домов – эффектные выступы на фасадах. Особенно красивы угловые эркеры.

Тут все понятно: красота сочетается с прибыльностью. За счет эркера (то есть за счет нависания над общественным тротуаром), увеличивается площадь комнаты . Заодно она становится светлее , что в петербургских широтах очень важно, особенно зимой.

Витражи

Витражи – это отдельная «песня». До сих пор восхищаешься, как эти чудеса из цветного стека могли сохраниться за сто с лишним лет, пережив блокаду с ее нещадными бомбежками и артобстрелами.

Витражи как художественный прием известны достаточно давно, наверное, с того момента, как люди научились получать цветное стекло. Долгое время витражное искусство было доступным только для хозяев больших и малых дворцов. Но постепенно технология становилась доступнее по цене, и на нее обратили внимание владельцы домов.

Витражами стали украшать парадные лестницы доходных домов. Для чего? Конечно, для красоты, но и не только! Витражи делали более привлекательным (или попросту закрывали) вид во внутренние дворы , где находились хозяйственные постройки, выгребные ямы, иногда разворачивались не очень привлекательные сцены городской жизни.

Возможно, именно этот факт уберег многие витражи от разрушения во время блокады. До витражных окон, выходящих во двор, не доходили разрушительные взрывные волны .

Дома-утюги, дома-стены, дома-кольца

Достойным объектом для художников и фотографов становятся дома-утюги, то есть дома с острым или тупым углом двух стен, выходящих на разные улицы. Такие сложные конфигурации опять же связаны с желанием максимально застроить купленный участок.

Жадность здесь была и со стороны городских властей, которые под застройку отдавали участки с неудобной конфигурацией, в которых для общей пользы лучше было бы устроить сквер.

Так и появились дома-утюги , дома-стены и даже дома-кольца .

Вот такие есть, в числе прочих, причины красоты и странности петербургских доходных домов. Что не мешает нам наслаждаться завораживающим миром исторической застройки Северной Пальмиры.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дом семьи Лидваля на Каменоостровском

Д ом Лидваля - памятник северного модерна в Санкт-Петербурге.
Это один из его ранних домов, созданный им для семьи по заказу матери, который позже и сделал его знаменитым. Дом находится на Каменоостровском д. № 1-3, совсем рядом с метро Горьковская и его можно считать образцом жилого доходного дома в стиле "Северный модерн".

Раньше на этом участке находились ламповая и бронзовая фабрики. В 1875 году фабрика расширилась и стала заводом бронзовых изделий, владельцем которого был И.А. Кумберг.

В 1898 году объединённый участок купила в кредит Ида Амалия (Ида Балтазаровна) Лидваль, мать архитектора Ф. И. Лидваля.

Скорее всего не обошлось без инсайдерской информации, ведь Ида Амлия была женой придворного портного. При покупке участки не представляли из себя ничего особенного. Но после открытия Троицкого моста, сам Каменноостровский проспект превратился в "русскую Рублевку" того времени (близость к центру и удобство перемещения). Земельный участок сразу резко вырос в цене, а этот доходный дом стал одним из самых дорогих в Петербурге.

Северное трехэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей. Девятикомнатную квартиру № 18 на 3 этаже занимала до своей кончины в 1915 году сама Ида Лидваль. В соседних квартирах № 21 и № 23 на этом же этаже проживали её сыновья Эдуард Лидваль и Фёдор Лидваль, а на первом этаже дома до 1918 года размещалось архитектурное проектное бюро Ф. И. Лидваля.

Звено его главного фасада имеет симметричное трёхосевое строение, хотя сам дом несимметричен. Эркеры не повторяют друг друга: левый — округлый, правый — трёхгранный. Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг».

Облицовка нижних этажей и архитектурные детали выполнены из «горшечного камня» (талькохлорита) светлого зеленовато-серого цвета, поставляемого из месторождений Нуннанлахти или Калливо-Муреннанваара (Северная Карелия).

И рыси и грибочки замечательные )))

На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы с решётками в виде паутины с пауками, по сторонам решёток изображены подсолнухи.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» в 1907 году, явилось этапом в развитии петербургского зодчества и прославило архитектора.

Кованые перила балкона первого этажа выполнены в виде буквы «L» - Lidvall. Картины на лестнице - мозаика.

Несмотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, Ф. И. Лидвалю удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как вспомогательные. Все квартиры были одинаково благоустроены и отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на стороны света. Полы в квартирах были мозаичными и паркетными, частью с рисунком и фризами.

В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки были деревянными — из дуба и березы. В ванных комнатах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники.

Окна в доме — как цельные, так и решетчатые, в них вставлялись стёкла с алмазной гранью (возможно это легенда).
Когда солнечные лучи касались фасада, они расцвечивались всеми цветами радуги, отражаясь внутри на стенах и делая помещения еще более воздушными.

В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины, в квартирах — голландские и русские майоликовые печи. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приёмные комнаты, прачечные, гладильные, установлены машины электрического освещения и водяного отопления, а также лифты.

Старая надпись с советских времен "Кировский проспект".

В советское время здесь размещалась трудовая школа, музыкальный отдел. Квартиры снимали актёры, в частности народный артист СССР Ю. М. Юрьев. В 1909 году в этом доме жил художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Друзья, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с архитектурным наследием прекрасного Санкт-Петербурга. На этот раз нам предстоит взглянуть на доходный дом, который возвел известнейший петербургский зодчий Федор Иванович Лидваль для своей семьи.

Как добраться на метро

Адрес бывшего доходного дома Лидвалей — Каменноостровский проспект, 1—3, сюда выходит его западный фасад с небольшим парадным двором — курдонёром. Ещё один вход на территорию расположен со стороны корпуса на Малой Посадской, 5.

В паре минут от дома находится станция метро «Горьковская». Это синяя ветка метрополитена.

Немного истории

Территория, на которой сегодня стоит интересующий нас дом, в течение XIX века неоднократно сменяла своих владельцев. К концу 1890-х годов здесь находилось несколько деревянных и каменных построек. В это время участок выкупает собственница компании «И. П. Лидваль и сыновья» Ида Амалия Лидваль.

Знакомое нам сегодня здание построено в 1899—1904 годах. Его возведением занимался сын Иды Амалии, молодой архитектор Федор Иванович Лидваль. На момент начала строительства ему было всего 29 лет, здание является первым крупным проектом мастера.

В наружном оформлении дома встречаются разнообразные растительные рельефы, фигуры рыб, сов, зайцев, львов, и даже пауков

В наружном оформлении дома встречаются разнообразные растительные рельефы, фигуры рыб, сов, зайцев, львов, и даже пауков

Позже Ф. И. Лидваль стал одним из ведущих мастеров стиля модерн в Санкт-Петербурге, возвёл более трёх десятков петербургских зданий и жилых комплексов. О некоторых из них, например городке завода «Людвиг Нобель» или величественном Толстовском доме , я уже упоминал ранее. Тем, кто только знакомится с архитектурной историей Петербурга, наверняка будут известны такие постройки Лидваля — здания гостиницы «Астория» и Азовско-Донского банка. Последнее расположено по адресу улица Большая Морская, 3—5, неподалёку от арки Главного штаба.

Дом на Каменноостровском строился в несколько этапов, причём возведение его корпусов началось с Малой Посадской улицы. Семья архитектора проживала в одном из крыльев постройки, выходящих в курдонёр. Сегодня об этом факте нам напоминает установленная здесь в 1995 году мемориальная доска. С 1918 года Ф. И. Лидваль жил и работал в Швеции.

Мы все любим и отлично знаем Петербург эпохи классицизма и барокко-ансамбли, магистрали и дворцы. Но есть в истории города не Неве не менее привлекательный период. Эпоха Северного модерна подарила городу удивительно изящные постройки, автором многих из которых стал Федор Лидваль.

Знаменитый Толстовский доходный дом. Комплекс построек занимает целый квартал от Фонтанки до Рубинштейна. Прогуляться по его дворикам одно удовольствие ,и всякий раз ловишь себя на мысли-как будто в Риме..

Знаменитый Толстовский доходный дом. Комплекс построек занимает целый квартал от Фонтанки до Рубинштейна. Прогуляться по его дворикам одно удовольствие ,и всякий раз ловишь себя на мысли-как будто в Риме..

Классицизм -стиль огромных ансамблей, а модерн-скорей, про одну постройку. Этот стиль не про город, а про горожанина в нем. Федор Лидваль мастерски применял свои умения рисовальщика, но и не забывал про инженерные новшества. Все его дома были оснащены передовыми для того времени инженерными системами. Паровое отопление, сантехника, лифты.

Каждый метр фасадных стен домов Лидваля можно рассматривать, словно книгу. Разные приемы отделки, сочетания материалов между собой и декоративная отделка деталей, делают эти постройки гимном ремесленному труду и мастерству зодчего

Каждый метр фасадных стен домов Лидваля можно рассматривать, словно книгу. Разные приемы отделки, сочетания материалов между собой и декоративная отделка деталей, делают эти постройки гимном ремесленному труду и мастерству зодчего

Гуляя по городу по улицам начала 20 века, мы погружаемся в атмосферу декаданса, серебряного века. Словно оживают миниатюры Константина Сомова и Льва Бакста. Архитектура Федора Лидваля служит для этого идеальным фоном.

Здание Астории выдержано в строгих и лаконичных формах. По-северному немногословная и выдержанная архитектура. Архитектор разработал проект цельной застройки этого квартала, но градозащитники не позволили снести гостиницу Англетер, в которой нашли тело поэта Есенина.

Здание Астории выдержано в строгих и лаконичных формах. По-северному немногословная и выдержанная архитектура. Архитектор разработал проект цельной застройки этого квартала, но градозащитники не позволили снести гостиницу Англетер, в которой нашли тело поэта Есенина.

Северный модерн-последний стиль Империи Романовых. Совсем скоро на смену ему придет отрицающий и новый стиль новой России-конструктивизм. Модерн просуществовал в Петербурге совсем недолго, но даже такая кратковременная вспышка оставила за собой яркий след. Все, что нам досталось в наследство от Лидваля и сегодня престижно-все эти дома знаковые и находятся под охраной государства (что бы это ни значило.)

Лидваль матер контрастных сочетаний-кирпич и камень, дикая и обработанная поверхность. Такие приемы позволяют зданию выглядеть свежо и оригинально

Лидваль матер контрастных сочетаний-кирпич и камень, дикая и обработанная поверхность. Такие приемы позволяют зданию выглядеть свежо и оригинально

Опоры этой террасы отделаны каменной резьбой с изображением рысей, грибов, мхов и сосен. Редкая, если не единственная подобная декорация в Петербурге

Опоры этой террасы отделаны каменной резьбой с изображением рысей, грибов, мхов и сосен. Редкая, если не единственная подобная декорация в Петербурге

Присмотритесь к этому снимку-как решена поверхность штукатурного столба. горизонтальные прожилки на фасаде, продольные по бокам. И камень тоже решен с желобками.

Перед революцией архитектура модерна подарила Петербургу удивительно красивые дома, в которых частный обеспеченный человек мог жить с очень высоким уровнем комфорта. Очень скоро этот период завершился революцией и на долгие годы стал невозможен в России.

Присмотритесь к этой картинке-как отделаны оконные проемы и как здорово очерчен абрис штукатурки. Мастерство строителя и рисовальщика-2 равносильных дарования Лидваля.

Присмотритесь к этой картинке-как отделаны оконные проемы и как здорово очерчен абрис штукатурки. Мастерство строителя и рисовальщика-2 равносильных дарования Лидваля.

Друзья, спасибо, что читаете мой канал. Я очень люблю Петербург и у меня есть много, что вам рассказать. Поддержите меня лайком и подписывайтесь на меня-а я тем временем пошел готовить новый материал.

Доходный дом Лидваль на Каменноостровском проспекте

История участка, на котором сейчас находится дом Лидваль, начинается с 1849 года. В том году между Малой Посадской и Кронверкским проспектом, стоял двухэтажный деревянный дом штаб-лекаря Н. А. Брауна и двухэтажный каменный дом механика Е. И. Гленни. В 1857 году часть участка перешла к жене купца А. А. Кумберг. Новая владелица построила один жилой дом и четыре нежилых постройки. На этом участке ее муж, немецкий предприниматель, купец 2 гильдии Иван Кумберг в 1851 году основал ламповую и бронзовую фабрику. На промышленной выставке в 1861 году он получил одну из наград. К этому времени на фабрике работало 50 человек. Годовой оборот её был около 110 тысяч рублей. Вскоре фабрика расширилась и стала в 1875 году заводом бронзовых изделий. Владельцам его оставался И. А. Кумберг. Заведующими заводом были Иоганн Кокс и Рихард Коордт. Фамильная ценность – керосиновая лампа с надписью «И. А. Кумберг» находится сейчас в музее арт-галереи «Питерская мансарда».

В 1863-1889 годах этот большой участок приобрел Меклотлин, который возвел две деревянные нежилые постройки. В 1896 году весь участок был поделен на два: С. В.Фелькеля (под №1) и А. А.Кумберг (под №3). Спустя 2 года они перешли к Я. П. Коксу, прусскому подданному, занимавшемуся металлической мануфактурой.
Но уже 28 сентября 1898 года участок был куплен матерью архитектора Ф. Лидваля. Земля была куплена в кредит. Ида Бальтзаровна Лидваль просила Кредитное Общество выдать ей, под залог означенного имущества, ссуду 42% облигациями, которая по правилам Устава Общества причитается на 37 ½ лет срока.
23 марта 1899 года Ида Лидваль написала прошение в Санкт-Петербургскую Управу, желая произвести постройку на принадлежащей ей земле. Разрешение было дано 14 апреля 1899 года, а 24 апреля Ф. И. Лидваль уже просит поставить временный забор, что означало начало строительства.

В связи с тем, что у проспекта стояли каменные и деревянные жилые флигели, строительство всего комплекса началось в 1899 году со стороны Малой Посадской улицы. В 1900 году четырехэтажный корпус был возведен и занимал 130,25 квадратных сажень. Он включал, преимущественно пятикомнатные квартиры, в которые кроме комнат входили людские, ванные, буфетные, передние, кухни, клозеты.

Архитектурное решение дома Лидваля на Каменноостровском проспекте

Дом на Каменноостровском проспекте одно из ранних произведений Ф. Лидваля. Это выдающийся образец комплексного градостроительного и художественного решения большого участка. Здание состоит из нескольких разноэтажных корпусов, объединенных полуоткрытым двором курдонёром (cour d'honneur – в переводе с французского – двор почета), что делает квартиры более освещенными. По словам Е. А. Борисовой и Г. Ю. Стернина этот новый прием композиции с большим парадным двором, раскрытым на улицу, сменившим типичные для петербургских доходных домов XIX века «дворы-колодцы», здесь был применен впервые.

В постройке корпуса, выходящего на Малую Посадскую улицу зодчий пытался преодолеть привычные плоскостность и симметрию. Средний щипец криволинейного абриса и широкие окна под ними смещены с центральной оси. Нижний этаж отделен не горизонтальной тягой, а волнообразной линией. Эркеры не повторяют друг друга: левый – округлый, правый – трехгранный. Боковые трапециевидные щипцы с лучковыми навершениями подходят на завершение угла дома И. Е. Ритинга на Кронверском проспекте (1899, В. В. Шауб). Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг». Этот прием затем будет любимым в творчестве Лидваля.

В плане центральный корпус тоже несимметричен, но основное звено его главного фасада имеет симметричное трехосевое строение. Вертикальные оси корпуса подчеркнуты тремя эркерами и щипцами. Средний щипец сложно искривленного контура подымается над боковыми эркерами. Трехгранный стеклянный эркер в центре зажат между лопатками большей высоты, прочерченными вертикальными тягами. Металлические балки и другие части его конструкции художественно о6работаны. Цоколь дома по всему периметру сложен из гладко обработанных плит красного гранита. Облицовка нижнего этажа и архитектурные детали выполнены из талько-хлорита (талько-хлоритовового сланца) или, как его еще называют, «горшечный камень», впервые в Петербурге примененного Лидвалем.

Курдонер и решетка дома Лидваль

От Каменноостровского проспекта здание отделяет красивая кованая решетка, установленная на столбах красного финского гранита, и возобновленная летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами-фонарями. Дом проектировался как единый организм, где форма соответствует содержанию Новые тенденции проступают не только в планировке здания, но и в характерных для архитектора приемах декоративного убранства. В оформлении фасадов корпусов зодчий широко использовал декоративные мотивы модерна; привлекает внимание оформление над центральным порталом. В центре рельефного украшения – картуш с датой окончания главной части комплекса «1902». Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками. Рядом лесная птица, похожая на сороку, норовящая клюнуть сидящего рядом зайца. За ним еще один заяц, выбегающий из чащи. Слева от даты – голова рыси с раскрытой пастью. Рядом, на сучке, сидит сова с раскрытыми крыльями.
Горельефный филин с распростертыми крыльями, для которых специально расширен верх среднего щипца, расположился под самой крышей. На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы. На решетках которых «сидят» большие кованые пауки. Справа и слева от них, словно поддерживая паутину, «цветут» металлические подсолнухи. Созданные фантазией зодчего ограждения замечательны в двух отношениях: филигранно выполненная кузнечная работа делает их произведением искусства, а выбранный им сюжет несет в себе многозначный образ: паук – символ рукоделия, ремесла, ткачества и еще шире – судьбы. решетки с пауками дома Лидваль служат своеобразной иллюстрацией к словам французского искусствоведа Ш. Блана, заметившего, что «… архитектура в высшем ее понимании – не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят». Любопытен тот факт, что остальные балконы здания (а всего их около десяти) имеют совершенно иную стилистику. Часть из них выполнена в растительном варианте ритмического модерна, другие – в неоклассическом стиле.

Дом Лидваля – яркий представитель северного модерна в Петербурге

Постройка дома И. Б. Лидваль стала событием в архитектурной жизни Петербурга. И естественно, что в сооружениях других зодчих той поры можно найти отголоски архитектурных приемов, впервые использованных в доме на Каменноостровском проспекте. Так композицию лидвалевского балкона с пауками можно увидеть в решетках дома П. Т. Бадаева (ул. Восстания, 19), спроектированного архитекторами В. И. и Г. А. Косяковыми. Только вместо подсолнухов, паука окружают могучие стебли цветущего чертополоха.

Декоративное убранство дома Лидваля, как представителя северного модерна

Над парадной левого корпуса – изображения фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов, с глазами навыкате и с раскрытыми ртами. На выступающей части флигеля высечена юркая ящерица, выше – голова рыси. Под листом папоротника растут мухоморы и сморчки. Рядом тюльпаны, лесные ягоды. Все это органично вплавлено в разнофактурные поверхности стен. Эти звери и птицы – дань увлечения модной в то время северной архитектурой. Смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна.

Особенно выразительна по пластике угловая часть южного корпуса. Объемы и плоскости мягко всечены друг в друга. Сам угол словно врезан, и в заглубление вкомпонована граненая призма, которую поддерживают мощная балка и толстые столбики из блоков рваного камня. К элементам модерна прибавились венки и гирлянда.
Образ дома Лидваль – полифоничен. Многочисленны и разнообразны эркеры и балконы, прямые и многоугольные оконные проемы, некоторые из них с завершениями в виде арок с наличниками разных рисунков. В облицовке фасада здания, опирающегося на цоколь из красного гранита, использован горшечный камень светлого зеленовато-серого цвета, поставленный финской фирмой из месторождения «Нуннанлахти» (Финская Карелия) или «Капливо-Мурананвара». Подходя к дому сразу же обращаешь внимание на кованные перила балкона первого этажа. Они выполнены в виде латинской буквы «L» – первой в фамилии хозяев – Lidvall.

Первые обитатели дома Лидваль

После постройки поселился в этом здании сразу: князь Ухтомский, бельгийский подданный Теньшан, преподаватель гимназии Желобовский. Плата за проживание в такой квартире в течение года колебалась от 1200 до 1400 рублей, в зависимости от этажа и выхода окон. В квартире №6 в то время жил художник и архитектор Ф. Ф. Постельс.
В 1901-1902 годах был сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замкнувший косоугольный внутренний двор. Он занимал 203,36 квадратных сажень. В этом корпусе количество комнат в квартирах разное. Например, в двухкомнатных жили: купчиха Сапожникова О. С., Былинский В. Г., Лесснер Р. Г. Шестикомнатную квартиру № 16 на 1 этаже занимал архитектор А. Г. Гавеман , выпускник Академии Художеств (1898).

Девятикомнатную квартиру № 18 на 3 этаже занимала до 1915 года сама хозяйка – Ида Лидваль. В соседних квартирах №21 и №23 на этом же этаже проживали ее сыновья Эдуард Лидваль и Федор Лидваль. В конце 1903 года возвели левый 3-х этажный, частью 4-х этажный флигель. Его площадь составляла 169,61 квадратных сажень. Здесь было всего 5 квартир. В квартире №26 жил коллежский советник А. Д. Покотилов. А в соседней 27-ой проживала однофамилица Мария Константиновна. До смерти мужа архитектора Д. В. Покотилова она еще жила в доме Лидваль, но вскоре переехала в собственный особняк на Каменноостровском проспекте под №48. Остальные квартиры на время составления описи в 1904 году еще пустовали. В первом этаже находилось техническое бюро архитектора. Сотрудники бюро в январе-марте 1915 года выпускали ежемесячник содружества «Посадская 5».

Наконец в 1904 году построили последнее здание в этом комплексе – правый флигель. Здесь было расположено 9 квартир. В квартире №30 и №34 жили британские подданные – Гот Елизавета Ивановна и Ж. Вард Яковлевич. В объединенных квартирах №31 и №36 на 3 этаже жила семья светлейшего князя Радзивилла. Этажом выше, в квартирах №33 и №38, жила семья генерал-адъютанта Куропаткина.
Квартиры Радзивилла и Куропаткина стоили по 9000 руб. в год. Эта цена очень высокая для того времени. Если считать, что, например, преподаватель гимназии Желобовский, проживая в 4-х комнатной квартире, платил за нее 75 руб. в месяц, с зарплатой 150-190 рублей. Но цена того стоила. Ведь в планировке квартир Лидваль уделял большое внимание расположению помещений, вопросам комфорта, гигиены и освещения.

Отделка дома Лидваль

Не смотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, архитектору удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как кладовки или вспомогательные помещения. Этот дом относится к типу доходных, т.к. был рассчитан на жильцов любого слоя, в чем мы смогли убедиться. Все квартиры были одинаково благоустроены, отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на юг, восток или запад.
Так же с помощью документов тех лет, мы можем представить внутреннюю отделку дома. Полы в квартирах были мозаичные, и паркетные, частью с рисунком и фризами. В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки деревянные – дубовой и березовой отделки. Были установлены голландские, амовские, русские и майоликовые печи – голландские и мраморные камины. В ваннах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники. В доме были окна цельные и решетчатые, в которые вставлялись стекла с алмазной гранью. Эти стекла играли на солнце всеми цветами радуги. В парадных находятся мраморные и изразцовые камины, мраморные лестницы имеют красивые изгибы. На стене лестницы левого флигеля сохранилась мозаичная картина. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приемные комнаты, уборные, прачечные, гладильные. Но самое главное новшество этого времени – лифт.

Ф. И. Лидваль и его семья

По возвращении в Швецию госпожа Лидваль с детьми жила в гостинице при юрхольском ресторане. Зиму 1917-1918 годов семья Лидвалей провела в Юрхольме. Ф. И. Лидваль пережил Октябрьскую революцию 1917-ого года в Петрограде, и не разу не подвергшись насилию из-за своего авторитета. Рождество он все же праздновал, по-видимому, в Стокгольме со своей семьей. Так или иначе, в январе 1918 года он был снова в Петрограде. Там он оставался еще почти год. В конце ноября он уехал в Стокгольм, наверное, не думая, что никогда не вернется. В его конторе продолжалась работа над проектами нескольких зданий: Русского банка внешней торговли, А/О «Братья Нобель» и родильного дома в Петрограде, банковского дома в Самаре, курортного отеля в Кисловодске. Ни один из проектов не был завершен, но мастерская функционировала как цельная структура до 1923 года ( она располагалась в его же доме на первом этаже – Каменноостровский пр.1/3 ). В 1919 году семья Лидвалей купили 3-х комнатную квартиру в Стокгольме так как уже поняли что пребывание в Швеции, названное временным стало постоянным и растянулось на всю оставшуюся жизнь.

Карьера Ф. И. Лидваль в Швеции


Лидваль был одним из наиболее уважаемых архитекторов России и основателем нового стиля в петербургском зодчестве первых десятилетий ХХ столетия. Но в Швеции он был почти неизвестен, а если его и знали, то в условиях плохих конъектур, сложившихся 20-е годы, на него смотрели, как на опасного конкурента. Эммануил Нобель по началу старался помочь Лидвалю – отчасти наличными средствами, отчасти предложением заказа на проект здания Нобелевского фонда в Стокгольме. Этот заказ Ф.И. Лидвалю не достался, но через несколько лет, проведенных в унизительном околачивании порогов, он устроился в Стокгольме в архитектурную контору «Эстлин и Старк».
Ф. Лидваль за время работы в Стокгольме спроектировал 23 дома, в том числе 16 авторских, но, несмотря на это, его карьеру в Швеции нельзя назвать удачной в сравнении со сделанным им в дореволюционной России. Его дочь Ингрид с болью пишет о пережитых отцом трудностях в Швеции, причем не только профессионально. После почти двадцатилетних успехов и высокой оценки, заслуженной им как архитектором России, теперь он вынужден был довольствоваться работой служащего. Порой он получал четыре самостоятельных здания, но далеко не в том объеме, чтобы смог обеспечить себя лишь частными заказами.

Федор Иванович Лидваль, великий русский архитектор

Признанный и широко известный в России и забытый в Швеции, Ф. И. Лидваль умер в результате кровоизлияния в мозг у себя дома в Стокгольме 14 марта 1945 года. Он похоронен в на Юрехольмском кладбище (пригород северного Стокгольма).
Федор Иванович Лидваль заслужил высокий авторитет не только, как архитектор-художник, тонкий знаток архитектурной формы, человек большого вкуса, но и как строитель лично возглавляющий реализацию своих проектов в натуре, требовательно относящийся к качеству строительных и отделочных работ, вникающий во все детали строительства. Многие ученики Лидваля (А. А. Оль, Р. И. Китнер и др.) стали видными советскими зодчими и всегда помнили учителя и старшего друга.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» (1907). Как образец жилой постройки в стиле модерн этот дом вошел в учебные курсы истории архитектуры.

Читайте также: