Дефекты подпорных стен причины и способы устранения

Обновлено: 26.04.2024

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНИТОРИНГУ И ОБСЛЕДОВАНИЮ ПОДПОРНЫХ СТЕН И УДЕРЖИВАЮЩИХ СООРУЖЕНИЙ НА ОПОЛЗНЕВЫХ УЧАСТКАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

1. РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью ООО "ГеоПроект".

2. ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования, Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от _________ N _______ *

* См. ярлык "Примечания".

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по организации и порядку проведения мониторинга и обследования подпорных стен и удерживающих сооружений на оползневых участках автомобильных дорог.

Положения методического документа предназначены для применения организациями, выполняющими работы по мониторингу и обследованию подпорных стен и удерживающих сооружений на оползневых участках автомобильных дорог.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

1. ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения.

2. ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.

3. ГОСТ Р 22.1.06-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.

4. ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

5. ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

6. ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

7. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам.

8. ГОСТ 7.32-2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

9. ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

10. ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.

11. ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования.

12. ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.

13. ГОСТ 12004-81 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение.

15. ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости.

16. ГОСТ 17624-87 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности.

17. ГОСТ 17625-83 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры.

18. ГОСТ 20276-99 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости.

19. ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля.

20. ГОСТ 22783-77 Бетоны. Метод ускоренного определения прочности на сжатие.

21. ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры.

23. ГОСТ 24846-81 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений.

24. ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.

25. ГОСТ 26134-84 Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости.

26. ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций.

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

дефект: Отдельное несоответствие конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН и т.д.).

диагностика: Установление и изучение признаков, характеризующих состояние и удерживающих сооружений для определения возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их эксплуатации.

геотехнический мониторинг (далее - мониторинг): вид наблюдения, которое выполняется с целью контроля технического состояния удерживающего сооружения и развития склоновых процессов, для обеспечения безопасности населения, безаварийной эксплуатации защищаемых и прилегающих объектов.

значительный дефект: дефект, который существенно влияет на один или несколько основных показателей удерживающего сооружения, но не представляет непосредственной опасности для его эксплуатации, определяет ограниченно работоспособное состояние.

категория технического состояния: показатель эксплуатационной пригодности сооружения, установленный в зависимости от доли снижения несущей способности.

критический дефект: дефект, при наличии которого эксплуатация удерживающего сооружения невозможна (угроза обрушения конструкции, потеря несущей способности отдельных элементов), определяет аварийное состояние.

малозначительный дефект: дефект, который существенно не влияет на основные показатели удерживающего сооружения, определяет работоспособное состояние.

мониторинг склоновых процессов: систематическое наблюдение за состоянием склона (откоса) с целью контроля развития опасных геологических процессов.

непрерывный мониторинг: вид наблюдения, обеспечивающий непрерывное поступление информации о текущем состоянии склона и/или сооружения и доступность ее удаленному наблюдателю.

несущественный дефект: дефект, наличие которого следует зафиксировать, но он не влияет на основные показатели удерживающего сооружения или существующая степень которого допускается нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН и т.д.).

неустранимый дефект: дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.

обследование: комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

опасный дефект: дефект, который в значительной степени снижает один или несколько показателей удерживающего сооружения, но не является критическим, определяет неработоспособное состояние.

осмотр: комплекс работ по наблюдению за общим состоянием подпорных стен и удерживающих сооружений для определения возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их эксплуатации.

периодический мониторинг: вид наблюдения, при котором поступление информации происходит через установленные интервалы времени.

подпорные стены и удерживающие сооружения: конструкции, предназначенные для удержания от обрушения находящегося за ними грунта и воспринимающие расположенные на его поверхности нагрузки. По типу конструкции различают: гравитационные, свайные, анкерные и армогрунтовые. По типу материала различают: бетонные, железобетонные, металлические, из каменной кладки, из габионов и ряжей. По расположению относительно защищаемой дороги различают: верховые и низовые.

повреждение: неисправность, полученная конструкцией при изготовлении, транспортировании, монтаже или эксплуатации.

подпорная стена: сооружение, предназначенное для противодействия боковому (откосному) давлению со стороны удерживаемого грунта.

технический мониторинг: систематическое наблюдение за состоянием сооружения с целью оценки соответствия проектным решениям и нормативным требованиям.

техническое состояние: совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств (надежность, долговечность, ремонтопригодность и др.), характеризуемых в определенный момент времени показателями, установленными в нормативно-технической и/или проектной документации.

удерживающие сооружение: конструкция, воспринимающая оползневое давление смещающегося грунта и обеспечивающая устойчивость склона (откоса) и конструкции автомобильной дороги с заданным коэффициентом запаса.

устранимый дефект: дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.

4 Обследование подпорных стен и удерживающих сооружений

4.1 Цели и виды обследования

4.1.1 Целью обследования подпорных стен и удерживающих сооружений является определение технического состояния, выявление дефектов, разработка рекомендаций по их устранению и предупреждению, рекомендаций по дальнейшей эксплуатации, ремонту или реконструкции.

4.1.2 Обследования проводятся в рамках эксплуатационного обслуживания подпорных стен и удерживающих сооружений на автомобильных дорогах.

4.1.3 Обследование включает в себя комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих техническое состояние объектов обследования.

4.1.4 В зависимости от характера выполняемых работ различают визуальное (см. 4.3) и инструментальное (см. 4.4) обследования.

4.1.5 В зависимости от поставленных целей выполняют первичное обследование, периодический осмотр, геодезическое обследование, периодическое обследование и внеочередное обследование (таблица 1).

Таблица 1 - Виды и периодичность проведения мероприятий по обследованию подпорных стен и удерживающих сооружений

Подпорная стена - это конструкционное сооружение, удерживающее от обрушения и сползания находящийся за ней массив грунта на уклонах местности (откосах, склонах, выпуклостях и впадинах поверхности участка).

Объектом исследования в данной работе являются подпорные стенки, а предметом исследования их современные и надежные виды.

Существуют разные мнения по поводу необходимости использования подпорных стенок в строительстве. Например, одно из них заключается в том, что при правильном понимании гармонии городского ландшафта в подпорных стенках нет необходимости: озелененный естественный откос грунта визуально приятнее и дешевле в производстве.

Другое мнение говорит о невозможности в условиях городского ландшафта обойтись без подпорных сооружений, поскольку относительная стесненность застройки характерна для города и отказ от подпорных стен приведет к потере ценного жизненного пространства территории городов.



Раскрытие понятия «Подпорная стенка»

Подпорная стенка - это сооружение, которое удерживает грунт, предохраняя склоны от оползания, создающее террасы и увеличивающее тем самым пространство.

Подпорные стенки находят широкое применение в промышленном, гражданском, дорожном, железнодорожном и гидротехническом строительстве, а также в горном деле и фортификации.

Конструкции подпорной стенки состоит из следующих элементов:

дренаж (водоотвод, необходимый для усиления прочности стенки);

фундамент (часть стены, которая находится под землей и принимает на себя основную нагрузку от давления грунта);

тело (вертикальная часть конструкции, собственно стенка).

Функции подпорных стенок

Подпорные стенки могут играть функциональную роль в пересеченной местности, где необходимо обустроить пространство, и декоративную. Например, когда участок равнинный, хочется разнообразить унылый рельеф. Для этого локально создаются фальшивые подпорные стенки. Они улучшают эстетическое восприятие участка, иногда с помощью них разграничивают отдельные функциональные зоны, создают камерность пространства.

Можно выделить такие функции подпорных стен:

Укрепляющая (создание одинарного перепада уровней, укрепление откосов, противооползневые подпорные стенки);

Декоративная.

Укрепление грунта на склонах и откосах - главная функция подпорных стенок. Участки со сложным рельефом, где есть перепады высот более 50 см, нуждаются в террасировании для оптимального использования земли, создания условий для нормального роста культурныхрастений. Самый надежный способ укрепить террасы - соорудить подпорные стенки. С помощью формирования горизонтальных уступов, укрепленных подпорными стенками, создается новый рельеф сада, защищается земля от почвеннойэрозии и предотвращается ее размывание.


Классификация подпорных стенок

Классификация подпорных стен может быть проведена по различным признакам.

По назначению: делятся на стены - поддерживающие насыпи, стены- ограждающие выемки.

По характеру работы: следует различать подпорные стены, отдельно стоящие и связанные с примыкающими сооружениями, подпорные стены не подвергающиеся давлению воды, гидротехнические.

По материалу: железобетонные, бетонные, бутовые, бутобетонные, кирпичные, деревянные, металлические.

По способу возведения:

А. Монолитные. Изготавливаются в виде отдельных звеньев на заводах железобетонных изделий (из бетона, бутобетона, бутовой и кирпичной кладок, железобетона), а затем транспортируют к месту возведения. Они имеют разнообразные профили: прямоугольный, трапецеидальный с наклонной передней гранью, трапецеидальный с наклонными гранями, наклоненный в сторону засыпки, с выступающим передним нижним ребром, ломанный, ступенчатый, с разгрузочной площадкой, уголковый. Монолитные железобетонные подпорные стены, как правило, делаются уголкового профиля и могут быть консольными или контрофорсными (ребристыми). Первые состоят из фундаментной и лицевой плит, а вторые для увеличения жесткости все конструкции имеют еще контрфорсы или поперечные ребра.

Б. Сборные. Чаще всего выполняются из железобетона, по своей конструкции делятся на следующие типы:

Уголкового профиля. Могут выполняться из отдельных блоков и плит, собираемых на месте, а также в виде цельноперевозимых секций (3 м) В

последнем случае стены по конструкции отличаются от монолитных только тем, что состоят из отдельных коротких (1,5- 2,5 м) звеньев (рис. 1.1).

Заборчатые стены. Состоят из отдельных опор, пролеты между которыми заполняются плитами. Опоры выполняются в виде столбов или контрфорсов различного очертания.

Стены из пустотелых ящиков. Устанавливаются в один, два и более ярусов, заполняемых песчаным или крупнообломочным грунтом.

Ряжевые. Собираются в виде клетки из отдельных продольных и поперечных элементов

По конструктивному решению достижения устойчивости (по массивности) рис 1.2.

Массивные подпорные стенки. Устойчивость на сдвиг и опрокидывание достигается собственно массой стенки (бетон, бутовая или кирпичная кладка). Массивные подпорные стены более материалоемкие и трудоемкие при возведении, чем тонкостенные, и могут применяться при соответствующем, технико-экономическом обосновании (например, при возведении их из местных материалов, отсутствии сборного железобетона и т. д.). Как правило, массивные подпорные стены имеют одинаковые размеры по высоте и ширине.

Полумассивные. Устойчивость подпорной стенки обеспечивается комплексно: массой стенки и грунта лежащего на фундаментной плите. Такие стены обычно представляют собой конструкцию из армированного бетона.

Тонкоэлементные. Обычно состоят из связанных друг с другом железобетонных плит. Устойчивость стен этого типа обеспечивается в основном массой грунта над фундаментной плитой и лишь в небольшой степени собственным весом;

Тонкие. Их устойчивость обеспечивается защемлением основания в грунте. Для уменьшения глубины заложения таких стенок, а также для повышения их жесткости применяются анкеры.

Требования к материалам

Выбор материала подпорной стены и ее фундамента должен быть сделан с учетом многих факторов и требований, среди которых основными являются: высота стена, требуемые долговечность, водонепроницаемость, сейсмостойкость и стойкость против химической агрессии, качество основания, наличие местных строительных материалов, условия производства работ, средства механизации и условия сопряжения с другими сооружениями.


Железобетонные тонкоэлементные подпорные стены являются наиболее экономичными, по сравнению с массивными бетонными они требуют приблизительно в два раза меньше цемента при незначительном расходе арматуры. Существенным преимуществом железобетонных подпорных стен является возможность применения сборных конструкций и возведения их с непосредственной передачей давления на слабые грунты без устройства искусственного основания.

При высоте до 6 м консольные железобетонные стены имеют меньший объем, чем ребристые (контрфорсные); для стен высотой от 6 до 8 м объемы примерно одинаковы, а для стен высотой более 8 м ребристые конструкция имеет меньший объем железобетона, чем консольная. Таким образом, для стен средней высоты и высоких наиболее целесообразна железобетонная ребристая конструкция.

Бетон для железобетонных подпорных стен должен быть плотным, марки от 150 до 600. Арматурой служат стальные стержни диаметром до 40мм периодического профиля классов А-II и А-III, а для предварительно напряженных конструкций - высокопрочная проволока.

Для монтажной арматуры, а также для нерасчетных второстепенных частей сооружений может применяться сталь класса А-I.

Для сварки стрежней арматуры применяются электроды с качественными покрытиями типа Э42, Э42А, Э50А и Э55 по ГОСТ 9467 - 60.

Применение бетонных подпорных стен целесообразно только при высокой стоимости и дефиците арматуры, так как прочность бетона в массивных подпорных стенах используется далеко не полностью. По этой причине применение для них высоких марок бетона нецелесообразно, однако по условию плотности не следует применять бетон марки ниже 150. Для уменьшения объема кладки бетонные подпорные стены могут быть сделаны с контрфорсами. Для бетонных подпорных стен постоянного профиля наиболее экономичным при высоте более 150 м будет профиль с разгрузочной площадкой на уровне около ј высоты стены от обреза фундамента. Однако могут найти применение и профили с наклонной передней гранью, наклоненные в сторону засыпки, с выступающим передним ребром, с наклонной подошвой, а при высоте 1,5 м даже и прямоугольные. Применение профилей с наклонной задней гранью, прямоугольных и ступенчатых может быть обусловлено требованием вертикальности передней грани, например, для причальных стен. Однако надо иметь в виду, что строго вертикальная передняя грань подпорной стены производит впечатление наклонившейся, поэтому ее обычно делают с небольшим наклоном к вертикали (1/20 1/50). Наклонной переднюю грань делают с уклоном около 1/3.


Дефекты подпорных стен , причины и способы устранения

В большинстве случаев визуально дефекты подпорных стен выглядят как выпирание части стены, трещины или наклоненные/ заваленные стены. У разных видов подпорных стен существуют как схожие, так и различные причины повреждения . проще будет поделить дефекты на две группы : те, что вызваны изначальным нарушением технологии устройства подпорной стены , и те, что возникли из-за последующего неправильного обустройства прилегающей зоны на вершине холма или яруса.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.024)

Если случилось так, что по несущей стене или фундаменту пошла трещина — это ещё не приговор, просто пришло время принять радикальные меры по усилению всей конструкции. О наиболее простых и популярных методах сохранения целостности здания мы расскажем в этой статье.

Примечание. В статье использована условная терминология.

Приобретая готовый дом, новый хозяин во всех случаях имеет дело с котом в мешке. Причём неважно, новые это здание или отремонтированное старое. Строители возводят и ремонтируют коттеджи и частные дома в фантастически короткие сроки, что всегда сказывается на их устойчивости и долговечности. Вне зависимости от причин появления, трещина — частый и верный спутник каменных зданий и конструкций. Речь пойдёт о самых сложных случаях этих неприятных и опасных дефектов — конструктивных трещинах , которые служат сигналами о появлении подвижности несущих элементов. Чтобы прекратить развитие трещины, следует остановить движение и зафиксировать элементы, а затем отремонтировать и «замаскировать».

Примечание. Трещина в отделке не всегда означает наличие дефектов материала стены. Следует убедиться в том, что повреждён именно несущий материал, удалив часть отделки и обнажив дефектный участок для наблюдений.

Оставим теорию и рассмотрим три самых распространённых случая появления подвижности элементов: развал, завал и отделение пристройки.

Развал

В случае развала стены и углы имеют визуальное отклонение от вертикали наружу, иногда волнообразно. Стены также могут быть волнообразно деформированы или отклоняться всей плоскостью. В большинстве случаев это сопровождается появлением трещин в верхних углах дверных и оконных проёмов.

По степени охвата развал может быть:

  1. Полным. Все несущие наружные стены в разной степени деформированы.
  2. Неполным (частичным). Деформированы некоторые стены.

В обоих случаях, даже если идёт развал только одной стены, рекомендуем применить профилактическую стяжку со всех сторон, чтобы предотвратить развитие движения на других стенах.

В зависимости от степени развала стен применяют разные по глубине воздействия меры. Мы условно разделим степень развала на три категории — лёгкий, средний и сильный, и расскажем, что применить в каждом из случаев.

Лёгкий развал

Оголовки стен заметно деформированы на участке до 1/3 высоты стены (без высоты фундамента). Трещины по углам проёмов в 50% случаев. Остальные участки стен и фундамента в норме (без трещин, деформаций).

Возникает из-за ненадёжности или отсутствия армопояса, перегрузки крыши, при возведении мансардного этажа на старых стенах.

Примечание. Самая распространённая ошибка, ведущая к перегрузке крыши — неучтённая снеговая нагрузка.

Метод устранения

В этом случае для стяжки стен разумно применить стальную монообойму (далее — обойма) на угловых упорах. При этом, как и во всех случаях применения различных обойм, тяги будут проходить снаружи по фасаду несущих стен, стоящих в форме прямоугольника. Иногда необходимо делать технологические проёмы для тяг в стенах пристроек.

  1. Стальной уголок 100х100 мм (минимум 75х75) — 4 м.
  2. Труба 1 дюйм — 1 м.
  3. Шпилька с резьбой 20 мм — 4 м.
  4. Гайки и шайбы под шпильку.
  5. Круг (стальной прут) диаметром 20 мм или полоса 40х4 мм — длиной в периметр дома.
  6. Сварка, окраска.

Примечание. Нежелательно применять арматуру для тяг, т. к. она не рассчитана под наружные работы и подвержена коррозии.

Как изготовить угловой упор: на стальной уголок 100х100 мм длиной, равной расстоянию от верха стены до верха оконных проёмов плюс 20%, навариваются отрезки трубы длиной 150 мм.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по капитальному ремонту и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "НТЦ ГеоПроект" (ООО "НТЦ ГеоПроект"). Руководитель работ - доктор техн. наук, профессор Маций С.И. Документ разработан канд. техн. наук, доцентом Безугловой Е.В., канд. техн. наук Любарским Н.Н., канд. пед. наук Молотковым Г.С, инженерами Плешаковым Д.В., Рябухиным А.К., Шелестовым С.А.

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования; Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 24.12.2014 г. N 2622-р

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

1 Область применения

1.1 Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по капитальному ремонту и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений" (далее - методический документ) является актом рекомендательного характера.

1.2 Данный методический документ предназначен для определения необходимости, выбора варианта и разработки проекта мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений на участках автомобильных дорог.

1.3 Методический документ рекомендован к применению изыскательскими, проектными, строительными и эксплуатирующими организациями, а также государственными исполнительными органами управления дорожным хозяйством при соблюдении требований [1].

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 5686-2012 Грунты. Методы полевых испытаний сваями

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 30672-2012 Грунты. Полевые испытания. Общие положения

СП 14.13330.2011 Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81

СП 15.13330.2012 Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-22-81

СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*

СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*

СП 24.13330.2011 Свайные фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85

СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84

СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96

СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003

СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003

СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное состояние: Категория технического состояния сооружения и его элементов, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании их несущей способности и опасностью внезапного обрушения.

3.2 восстановление: Комплекс мероприятий, обеспечивающих доведение эксплуатационных качеств сооружения, до уровня их первоначального состояния.

3.3 капитальный ремонт: Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий с целью восстановления ресурса сооружения, которые не влекут за собой изменение класса, категории или основных технико-экономических показателей сооружения.

3.4 нормативное техническое состояние: Категория технического состояния сооружения и его элементов, при котором количественные и качественные значения всех критериев оценки технического состояния конструкций соответствуют параметрам, установленным в проектной и соответствующей нормативной документации.

3.5 обследование сооружения: Визуальный, инструментальный и камеральный вид работы, при котором определяются основные параметры и конструктивные особенности сооружения, наличие в нем дефектов и повреждений, прочность материалов конструкции, а также категория его технического состояния.

3.6 ограниченно-работоспособное техническое состояние: Категория технического состояния сооружения и его элементов, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению его несущей способности, но опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания отсутствует.

3.7 работоспособное техническое состояние: Категория технического состояния сооружения и его элементов, при которой некоторые контролируемые параметры конструкции не отвечают требованиям проектной или нормативной документации, но имеющиеся дефекты и повреждения не приводят к нарушению работоспособности сооружения, а его необходимая несущая способность обеспечивается.

3.8 реконструкция: Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением класса, категории или основных технико-экономических показателей сооружения в целях обеспечения его сохранности и безопасной эксплуатации.

3.9 техническое состояние сооружения: Совокупность характеристик, определяющих степень соответствия сооружения и его элементов требованиям нормативной и проектной документации.

3.10 усиление: Комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение несущей способности и эксплуатационных свойств сооружения по сравнению с его фактическим состоянием или проектными показателями.

3.11 физический износ: Степень ухудшения технических и связанных с ними эксплуатационных показателей сооружения и его элементов на определенный момент времени под воздействием внешних нагрузок и окружающей среды.

4 Общие положения

4.1 Целью капитального ремонта и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений является обеспечение сохранности и безопасной эксплуатации прилегающих к ним участков автомобильных дорог.

4.2 Капитальный ремонт и реконструкция подпорных стен и удерживающих сооружений включают в себя следующие виды работ:

- проведение технического обследования;

- проведение инженерных изысканий;

- разработку технико-экономического обоснования необходимости капитального ремонта и реконструкции;

- разработку проектной документации;

- проведение строительно-монтажных работ;

- приемку сооружений в эксплуатацию.

4.3 Обследование технического состояния существующих подпорных стен и удерживающих сооружений выполняется в соответствии с ГОСТ 31937, [2] и рекомендациями, представленными в разделе 5 настоящего методического документа.

4.4 Инженерные изыскания, включающие в себя геологические, геодезические, геотехнические, гидрометеорологические и экологические изыскания, выполняются в соответствии с СП 47.13330. Для повышения точности оценки состояния подпорных стен и удерживающих сооружений работы по их техническому обследованию рекомендуется совмещать с выполнением инженерно-геологических изысканий. Дополнительные требования к инженерно-геологическим изысканиям для разработки мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений представлены в разделе 6.

4.5 Состав капитального ремонта и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений устанавливается в соответствии с рекомендациями раздела 7 настоящего методического документа на основании данных, полученных при обследовании их технического состояния и комплекса инженерных изысканий.

4.6 Для контроля технического состояния существующих подпорных стен и удерживающих сооружений, а также эффективности принятых мероприятий по их восстановлению и усилению в необходимых случаях выполняются стационарные наблюдения (мониторинг) в соответствии с рекомендациями раздела 8 настоящего методического документа.

4.7 Основной особенностью строительно-монтажных работ по капитальному ремонту и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений на автомобильных дорогах является их выполнение в условиях крайне стесненной обстановки, обычно при продолжающейся эксплуатации прилегающего участка дороги, что требует выполнения специальной технологии и организации работ, а также соответствующего технического оснащения.

5 Техническое обследование состояния подпорных стен и удерживающих сооружений

5.1 Общие указания по выполнению технического обследования

5.1.1 Для определения необходимости и состава работ по капитальному ремонту и реконструкции подпорных стен и удерживающих сооружений выполняется обследование их технического состояния.

5.1.2 Обследование подпорных стен и удерживающих сооружений выполняется на основании технического задания, в котором приводятся:

- цели и задачи обследования;

- краткая характеристика обследуемого сооружения;

- сведения о его текущем состоянии, условиях и сроках эксплуатации;

- информация о действующих и предполагаемых нагрузках;

- краткая характеристика прилегающего участка автомобильной дороги.

5.1.3 К техническому заданию на выполнение обследования должны быть приложены следующие архивные материалы: паспорт и проектная документация на обследуемое сооружение, исполнительская документация, отчеты по инженерным изысканиям и акты обследований, проводившихся ранее, сведения о капитальных ремонтах и реконструкциях и т.п.

5.1.4 Обследование технического состояния подпорных стен и удерживающих сооружений включает в себя следующие этапы:

- подготовительные работы (см. пп.5.1.5-5.1.7);

- визуальное обследование (см. п.5.1.8 и подраздел 5.2);

- инструментальное обследование (см. п.5.1.9 и подраздел 5.3);

- камеральные работы (см. п.5.1.10 и подраздел 5.4).

5.1.5 Подготовительный этап заключается в сборе и анализе архивных материалов, а также предварительном осмотре обследуемого сооружения. Результатом данного этапа является ознакомление с сооружением и составление программы работ по его техническому обследованию.

5.1.6 На основе анализа данных, полученных в ходе подготовительного этапа, устанавливают:

- функциональное назначение обследуемого сооружения (подпорная стена, противооползневое сооружение и т.п.);

Дата введения 2019-01-24

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - АО "НИЦ "Строительство" - НИИОСП им.Н.М.Герсеванова (Научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт оснований и подземных сооружений им.Н.М.Герсеванова)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" [1], от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" [2], от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [3] и содержит основные геотехнические требования, которые должны соблюдаться при проектировании, расчете, конструировании новых и реконструируемых подпорных сооружений, стен подвалов, ограждений котлованов и траншей различного назначения, а также конструкций их крепления.

Свод правил выполнен авторским коллективом АО "НИЦ "Строительство" - НИИОСП им.Н.М.Герсеванова (канд. техн. наук И.В.Колыбин, канд. техн. наук Д.Е.Разводовский - руководители темы; инж. В.А.Китайкин; инж. Р.И.Чернов - ответственные исполнители; канд. техн. наук С.В.Курилло, канд. техн. наук В.Г.Федоровский, канд. техн. наук Х.А.Джантимиров, канд. техн. наук М.Л.Холмянский, канд. техн. наук Ф.Ф.Зехниев, канд. техн. наук В.К.Когай; инж. Р.И.Коновалов, Б.Е.Кульбацкий, Е.В.Челикова, С.А.Линок, Д.А.Внуков, А.Б.Патрикеев); при участии: Научно-исследовательского центра "Тоннели и метрополитены" (АО ЦНИИС) (канд. техн. наук Е.В.Щекудов, И.М.Малый); С.О.Зеге, Д.С.Конюхов, И.А.Салмин, П.А.Малинин.

1 Область применения

Настоящий свод правил устанавливает основные требования к проектированию новых и реконструируемых подпорных сооружений, стен подвалов, ограждений котлованов и траншей (далее - подпорные сооружения), а также конструкций их крепления.

Настоящий свод правил не распространяется на проектирование гидротехнических сооружений, подпорных сооружений, возводимых на многолетнемерзлых грунтах, а также сооружений, проектируемых с использованием армированных грунтов и габионов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний

ГОСТ 21153.2-84 Породы горные. Методы определения предела прочности при одноосном сжатии

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 22733-2016 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 28985-91 Породы горные. Метод определения деформационных характеристик при одноосном сжатии

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 53629-2009 Шпунт и шпунт-сваи из стальных холодногнутых профилей. Технические условия

ГОСТ Р 56353-2015 Грунты. Методы лабораторного определения динамических свойств дисперсных грунтов

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)

СП 16.13330.2017 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции"

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 21.13330.2012 "СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах" (с изменением N 1)

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 23.13330.2011 "СНиП 2.02.02-85* Основания гидротехнических сооружений" (с изменением N 1)

СП 25.13330.2012 "СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах" (с изменением N 1)

СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии"

СП 43.13330.2012 "СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий" (с изменением N 1)

СП 45.13330.2017 "СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты"

СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" (с изменениями N 1, 2, 3)

СП 71.13330.2017 "СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия"

СП 72.133330.2016* "СНиП 3.04.03-85 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии"

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 72.13330.2016. - Примечание изготовителя базы данных.

СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"

СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные" (с изменением N 1)

СП 248.1325800.2016 Сооружения подземные. Правила проектирования

СП 249.1325800.2016 Коммуникации подземные. Проектирование и строительство закрытым и открытым способами

СП 291.1325800.2017 Конструкции грунтоцементные армированные. Правила проектирования

СП 305.1325800.2017 Здания и сооружения. Правила проведения геотехнического мониторинга при строительстве

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по СП 22.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 активное давление: Минимальное боковое давление грунта на подпорное сооружение, реализуемое при его смещении от грунта.

3.2 временный грунтовый анкер: Грунтовый анкер с гарантированным сроком службы менее двух лет.

геотехнический мониторинг: Комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за поведением конструкций вновь возводимого или реконструируемого сооружения, его основания, в т.ч. грунтового массива, окружающего (вмещающего) сооружение, и конструкций сооружений окружающей застройки.

3.4 грунтовый анкер: Конструктивный элемент, способный воспринимать только выдергивающие усилия, передаваемые на основание.

3.5 давление грунта в покое: Боковое давление грунта на подпорное сооружение, реализуемое при отсутствии его смещений и соответствующее природному значению бокового давления.

3.6 заделка подпорного сооружения (заделка): Часть конструкции гибкого подпорного сооружения, расположенная ниже отметки экскавации грунта.

3.7 закол: Выходящий на поверхность разрыв сплошности грунтового массива в окрестности подпорного сооружения, образовавшийся вследствие деформации грунта.

извлекаемый анкер: Грунтовый анкер (временный), конструкция которого позволяет извлечь его тягу полностью или частично.

3.9 конструкции крепления: Конструктивные элементы, обеспечивающие жесткость и устойчивость подпорного сооружения (распорки, анкеры и т.п.).

3.10 заделка анкера (корень): Часть грунтового анкера, обеспечивающая передачу выдергивающего усилия от сооружения на грунтовое основание.

3.11 математическая (расчетная) модель: Модель, отражающая основные свойства натурного прототипа, идеализирующая его поведение под нагрузками и воздействиями и позволяющая с известными упрощениями выполнить прогноз этого поведения.

3.12 оголовок анкера: Часть грунтового анкера, передающая нагрузку от анкеруемого сооружения на анкерную тягу, обеспечивающая закрепление и возможность натяжения грунтового анкера.

3.13 пассивное давление: Максимальное боковое давление грунта на подпорное сооружение, реализуемое при его смещении на грунт.

3.14 подпорное сооружение: Сооружение или конструкция, выполняемая для восприятия горизонтального давления и удержания грунта при перепаде высотных отметок, может быть самостоятельным сооружением или служить частью объекта капитального строительства.

3.15 постоянный грунтовый анкер: Грунтовый анкер с гарантированным сроком службы не менее срока службы анкеруемого сооружения и не менее двух лет.

3.16 поэтапные (постадийные) расчеты: Расчеты, учитывающие реальную последовательность возведения сооружения с включением в расчетную модель и (или) исключением из нее некоторых элементов и нагрузок, влияющих на напряженно-деформированное состояние сооружения и основания.

Читайте также: