Что было видно из окна дома дюймовочки

Обновлено: 29.04.2024

Картина «Зима. Девочка у окна» относится к творчеству талантливого, советского, художника Александра Александровича Дейнеки. Она была написано им в 1931 году. Как и само творчество художника, которое отличается индивидуальным стилем, данная картина удивляет своей резкой палитрой оттенков, что создает некий контраст между деталями сюжета. Выделение отдельных цветовых композиций в произведение наводит особенные мысли, которые хотел передать Дейнеки. Именно этим меня и заинтересовало произведение, что в нем находиться незаметная, золотая нить смысла, которая чувствуем мы, смотря на картину.

В общих чертах картина довольно завораживающая, мы задаемся вопросом, ждет ли девочка кого-то у окна или просто любуется зимним пейзажем, и зачем художник придал первому плану картины довольно мрачный вид. Но если покопаться в деталях, то можно найти вполне подходящее объяснение.

Начнем с первого плана картины, само собой на нем главной фигурой выступает девочка, чье лицо нам так и не увидеть, ее черное платье особо выделяется среди серости комнаты, у нее строгая стрижка, и ярко белые носки, с бежевыми туфлями. Весь ее образ в картине наполнен каменной неподвижностью, кажется, что она стоит так целый вечер. Обстановка комнаты довольно гармонично сочетается с описанием девочки, вся комнаты представляет собой помещение которое как будто поглощено, темнотой зимнего бесконечного вечера, но в комнате особенно ярко, словно подчеркнуто художником выделяются несколько предметов. И первое, что бросается в глаза это обычный серый кот, который уютно спит на ярком, оранжевом ковре, второй заметной деталью являются задвинутые шторы, которые так же выполнены в тусклой палитре, собой они очень напоминают старое, суконное одеяло, и еле заметно выделяется батарея. Все эти элементы теплоты и уюта в сочетание с померкшей комнатой создают впечатление удушливой духоты, что не идет в сравнение с пейзажем за окном.

А там нам открывается совсем другой вид, который дарит нам долгожданный глоток, свежего, зимнего воздуха с его бодрящей прохладой. Все деревья на улице обсыпаны снегом, скорее всего, днём была метель, а вечером все стихло и природа подарила, безмятежность и покой, что подтверждается равномерным сиянием исходящим от веток деревьев. Вся эта красота, подсознательно манит нас выйти погулять и насладиться прекрасным.

И на основе всего хотелось предположить, что автор в своем произведение создал два мира, один реальный, который мы видим на первом плане, а второй как бы, находиться за окном, и не доступен нам, и девочка, находясь в комнате, с печалью смотрит на тот мир, что снаружи. Дейнеки хотел показать этим грусть и печаль, по тому чего нам порой так необходимо.

Сочинение 2

Александр Александрович Дейнеки — известный и замечательный художник. Его произведения всегда вводят в восторг. Но в своей жизни он прославился не только картинами. Он учился сразу в двух местах: в художественной школе и в колледже. Александр Александрович был солдатом Красной Армии. В годы войны он вел пропаганду, используя свое мастерство художника. Художественные произведения, созданные Дейнеки, показывали жизнь простого народа. И одной из его удивительных картин является «Девочка у окна».

Смотря на эту картину, появляется ощущение, будто ты там, рядом с персонажами. Так и в этом произведении описаны очень глубокие ноты, в которых тает душа.

На переднем плане картине изображена девочка. Она и есть главная героиня этого изображения. Девочка стоит к зрителям спиной и её лица не видно. Нельзя сказать какое время она стоит в таком положении, но в её позе своему нет напряжения. Что же она видит в окне? Здесь можно только стоить свои догадки и предложения. Может быть, она кого-то ждёт или просто любуется дивными красотами природы. Или она просто замечталась, ушла глубоко в свои светлые мысли и о чём-то очень сильно размышляет. Девочка одна.

В окне нам виднеется небо, которое изображено в тёмных тонах. Также мы видим парк, в котором много деревьев, покрытых снегом. В нём стоит одинокая лавочка для отдыхающих здесь людей. Скорее всего вечер, но всё же ещё светло. Землю покрывает белое пуховое одеяло. Видно, что снег выпал недавно. В окне отображается красивой и лёгкий вид холодной улицы. В квартире художник изобразил всё по простому. Комната имеет серые тона, но выглядит уютно и даже чувствуется тепло. В комнате находится большая батарея, её плохо видно, но именно она и является объектом тепла. На ногах у девочки белые носочки и белые сандалии. Они выделяются на тёмном фоне полов и стен. На пушистом ковре, свернувшись в клочок спит маленький пёс. Он находится около ног хозяйки и батареи. Наверное сладко спит от тепла в комнате. На окне висят шторы. Они имеют плотную ткань и довольно светлые. Каждый предмет делает комнату уютной.

Эта замечательная Картина поражает своим изяществом и оставляет тёплое ощущение в душе. Это произведение является одним из лучших. Но автор не завершил его, может быть это и привлекает зрителей.

Картина выражается какие-то особенно чувства и резкие эмоции. Хочется смотреть и любоваться этим искусством.

Другие темы: ← Будущие летчики↑ ДейнекиОборона Севастополя →


Сочинение по картине А. А. Дейнеки «Девочка у окна»

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске. Отец будущего художника был железнодорожным рабочим. С самого раннего дет­ства Александр интересовался живопись. Но также его очень интересовала техника. Повзрослев, юноша поступил учиться в Курское железнодорожное учи­лище. Одновременно он посещал художественную студию. Его талант удивлял преподавателей, поэто­му они посоветовали ему продолжить образование в Харьковском художественном училище. В дальней­шем Александр Дейнека продолжил художественное образование в Москве.

А. А. Дейнеки просты и сложны од­новременно. Они характеризуются выразительностью композиции и точным линейным ритмом. Художник тонко чувствовал красоту окружающего мира и ста­рался всячески подчеркнуть её в своих картинах.

Картина «Девочка у окна» была создана художни­ком в 1931 году. Здесь изображена девочка, стоящая у большого окна. За окном — зимний пейзаж, деревья и скамьи, занесённые снегом. В картине контрастиру­ют белые и тёмные цвета. И это делает произведение особенно выразительным.

Фигурка девочки кажется такой одинокой. Почему — то возникает ощущение, что ей очень грустно.

В доме тепло и уютно. Это подчёркивают тёплые тона. Для изображения дома художник выбрал корич­невые цвета. На коврике спит кошка. Эти пушистые зверьки всегда олицетворяют уют и тепло домашнего очага. Кошка спит так сладко и безмятежно, поэтому у нас нет повода сомневаться, что дома очень хорошо.

Очень интересна сама композиция картины. Ин­терьер жилого дома как бы противопоставляется хо­лодной улице. При этом каждая часть картины по — своему прекрасна! Дом выглядит надёжным, спокой­ным и уютным. Улица выглядит очень красивой, прак­тически сказочной. Может быть, снег выпал совсем недавно. И поэтому двор за окном выглядит по-настоящему необыкновенным. Нет ничего удивительного в том, что девочке очень хочется туда, где пушистые сугробы, где причудливые снежинки в свете фона­рей исполняют какой-то свой, никому не понятный танец. А ветви деревьев, украшенные снежным по­кровом, напоминают какую-то давно забытую сказку, прочитанную в далёком детстве.

В зимнем пейзаже всегда есть нечто загадочное. Вот выпадает снег, преображая самые привычные предметы. Улицы приобретают совершенно особый вид. Снег делает их загадочными и неузнаваемыми. Немудрено, что начало зимы настраивает многих на лирический лад. Уже не пугает холод и ветер, со­всем не хочется оставаться дома. Ведь за окном — настоящая сказка, завораживающая и изысканная. Как хочется стать героем этой сказки, почувствовать всю прелесть зимнего дня. Даже взрослые испыты­вают это желание. А дети — это совершенно особый народ. Сказки и фантазии им кажутся реальными и правдоподобными.

Именно поэтому девочка на картине так зачаро­ванно смотрит в окно. Конечно, к виду из окна она давно привыкла. Но выпал первый снег. И сад за окном приобрёл особое очарование. Девочка узнаёт привычный парк. Но вместе с тем видит в нем что-то новое и интересное.

Можно догадаться, что девочка умеет видеть и чув­ствовать прекрасное. Она обладает совершенно осо­бым внутренним миром. Ей свойственна некоторая мечтательность, именно поэтому она способна подол­гу стоять у окна, рассматривая самые мельчайшие подробности окружающей обстановки.

Хочется ещё немного пофантазировать, рассматри­вая эту чудесную картину. Может быть, девочка не просто смотрит на заснеженный сад, а сама сочиняет сказку. Ведь столько по-настоящему интересных ска­зок связаны с зимней порой. Как тут не вспомнить сказку о Снежной королеве, которая на своих санях приезжает в город и забирает мальчика в своё ледяное королевство.

А, может быть, девочка хотела бы нарисовать красивый пейзаж за окном. И ей осталось только подождать до утра. Тогда девочка возьмёт в руки лист бумаги, карандаши и краски. Она нарисует заснежен­ный сад, придав ему сказочный колорит. Получится чудесный рисунок, который восхитит всех окружаю­щих.

Об этом можно только догадываться. Но как бы то ни было на самом деле, но картина любому зрителю кажется замечательной — доброй, завораживающей и прекрасной. Чем дольше смотришь на неё, тем интереснее кажется произведение знаменитого худож­ника.

Глоссарий:

— сочинение по картине девочка у окна

— сочинение по картине дейнека девочка у окна

— сочинение по картине девочка у окна зима

— сочинение по картине А А Дейнека Девочка у окна

— сочинение по картине дейнеки девочка у окна

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Перова
    Описания картин Перова
  • Сочинение по картине Новая Москва Пименова (3, 8 класс описание)
    Картина «Новая планета» — впечатляющее полотно, которое завораживает каждого зрителя от маленького ребёнка до пожилого человека. Само её название звучит очень загадочно и по-своему революционно
  • Сочинение Чартков в произведении Портрет (Образ и характеристика)
    Чартков — юный художник. Ему было чуть больше двадцати. Он жил очень бедно, снимал квартиру на пятнадцатой линии Васильевского острова, не следил за своим нарядом

Сидя на жердочке, словно стрекоза



Илья Репин. Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника. 1884. ГТГ
Верочка Репина. Илья Ефимович в родных Пенатах — на даче неподалеку от Санкт-Петербурга, часто любовался жизнерадостной девочкой, и этот портрет из серии «для себя». На картине забавная и шаловливая, задорная и непоседливая — «девица французской веселости», как называл художник дочку. Уже став барышней, Вера служила в Александринском театре, пожила в Пенатах и уехала в Хельсинки. Но это — в будущем, а в 1884 году так весело сидеть на солнышке и купаться в его лучах и в счастье.

Сама любознательность и любопытство



Борис Кустодиев. У окна. Портрет Ирины Кустодиевой. 1910. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

У окна — Ирина Кустодиева. Когда художник твой папа — и церемониться не стоит. Тем более папа сам как большой ребенок, верит, что красота способна спасти мир, и картины его — сплошной праздник. Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре… часа. И останавливаться не собирался. А девичья жизнь идет, и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном! Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами. Один из тех редких портретов, когда чтобы понять характер, глаза видеть совсем необязательно.

Маленькая сеньорита под палящим солнцем



Евграф Сорокин. Нищая девочка-испанка. 1852. ГТГ

Нищая девочка-испанка. Робко протягивает ладошку в ожидании монеты от изысканной дамы. Блестящий атлас, черные кружева, белая перчатка. Яркая юбка, белая блуза, но почти босые ноги. Благополучие и обездоленность. От теплых красок не становится теплее, и даже красота южного города уходит на второй план. Евграф Сорокин увидел эту картину во время путешествия по Испании. Художник писал исторические и религиозные полотна, но большая печаль маленькой девочки так и просилась на холст.

Дочь советской Киргизии



Семен Чуйков. Дочь советской Киргизии. 1948. ГТГ

Сельская девочка, ставшая лицом целой страны. Бескрайние степи, далекие горы, синее небо, целеустремленный взгляд. В красной косынке с книжками в руке — Аимжамал Огобаева. Обычное лицо, каких тысячи, простота и сдержанность. Художник Семен Чуйков родился и вырос в Киргизии. Бродил с самодельным фанерным ящиком с красками по горам и наблюдал кочевой народ с детства. Как закончил картину, предложил Аимжамал ехать учиться в Москву, но не пустила мать. «Дочь советской Киргизии» все же увидела мир — облетев весь свет на почтовой марке.

Воплощение детской безмятежности



Иван Макаров. Портрет Варвары Львовой ребенком. 1867. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Словно репетиция к приему гостей. Только хозяйке едва исполнилось… три. И пока юная дама научилась принимать светский вид лишь благодаря кисти художника. Что поделать — дворянские корни. Положение обязывает. Осталась Варвара Львова, впоследствии Бобринская, в истории не только искусства. Помогала бедным, открывала воскресные школы, общества попечения о молодых девицах, жертвовала деньги на основание Дарвиновского музея. Но все это позже. А пока… «Когда же художник Иван Макаров отпустит погулять?» До светской жизни еще расти и расти.

Босоногие, веселые в ярких сарафанах и платках



Федот Сычков. Подружки. Дети. 1916. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Подружки. Сидя на плетне, да с подсолнухом. Деревенские девчонки, с которых хоть матрешек пиши. Картинка из сельской жизни вызывала улыбку не только в России. Сто лет назад картины Федора Сычкова охотно покупали в парижских салонах. Родился художник в Пензенской губернии, в крестьянской семье, был самоучкой и даже, отучившись в Петербурге, вернулся на родину. Чтобы писать девичьи улыбки, полевые цветы, сельские будни и праздники — на которых девочки заводят свой первый хоровод.

Забавная история о мальчике, который не хотел есть манную кашу. Мама пообещала сводить его в Кремль, если он съест всю кашу. Дениска добавляет в кашу сахар, соль, воду и даже хрен, чтобы сделать ее более вкусной. Но ничего не помогает, и он решает выбросить кашу в окно. Мама довольна, что сын все съел. Однако через некоторое время к ним приходит милиционер с гражданином, облитым кашей из окна…

Тайное становится явным читать

Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то:
— Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

— Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

— А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял. Ложись-ка спать!

Я вычистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я съел яйцо. Это было еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

— Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!

— Видеть не могу манную кашу!

Но мама закричала:

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

— Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно.

Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она сразу посмотрела на тарелку и обрадовалась:

— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! — и подбежал к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек.

— Что вам нужно? — строго спросила мама.

— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

— Не клевещите. Ничего я не выливаю!

— Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: — Пострадавший!

И вот к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал мекать:

— Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… мм… фото, когда я весь в каше?!

Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

— Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!

И они все трое вышли в коридор.

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

Автор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Может быть использован учителем во внеклассной работе, при закреплении темы «Сказки зарубежных писателей» на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель: закрепление знаний по сказке Андерсена «Дюймовочка»
Задачи:
- развивать мышление, воображение, память, кругозор, познавательные способности обучающихся, речь детей
- воспитывать интерес к чтению книг.



Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен, автор всемирно известных сказок, родился в семье бедняка. Его отец был башмачником, мать работала прачкой. Семья часто голодала, в доме не было даже хлеба. Отец Ханса очень любил книги, и любовь к ним передал своему сыну. Мальчику очень нравились сказки, которые ему читал отец.
Еще в детстве Андерсен начал писать небольшие пьесы. Кроме сказок, пьес, он писал романы, повести, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи. Сказка «Дюймовочка» - одно из его знаменитых и читаемых произведений.




По горизонтали:
1. Кто помог девочке и перегрыз стебелек листа кувшинки, чтобы лист поплыл по реке?
2. Какой цветок вырос из ячменного зернышка, посаженного женщиной в цветочный горшок?



3. Во что налили воду, чтобы Дюймовочка могла плавать по воде, как по озеру.
4. Что сплела из сухих былинок девочка, чтобы укрыть мертвую птичку?
5. Под листом какого растения подвесила девочка свою колыбельку, когда оказалась в лесу одна-одинешенька?
6. Стебелек листа какого растения перегрызли рыбки, чтобы он поплыл по течению, подальше от отвратительных жаб?



7. Место, где жила старая жаба со своим сыном.
8. Кто приютил Дюймовочку, когда она ушла из лесу, чтобы поискать себе приют на зиму?
9. Назовите героиню сказки, которая ночью пробралась через открытое окно в дом и унесла девочку вместе с ее колыбелькой?
10. Что дала колдунья женщине, когда та пришла к ней за помощью?
По вертикали:
1. Угрюмый подземный житель, за которого Дюймовочка должна была выйти замуж.
2. Эту птичку Дюймовочка спасла от лютого холода и голода.



3. Как звали главную героиню сказки, которая появилась в чашечке цветка?
4. Что очень любила старая мышь, приютившая Дюймовочку?



5. Какой подарок эльфов больше всех понравился девочке?
6. Какой цветок послужил перинкой для Дюймовочки в ее колыбельке?



Ответы на кроссворд:
По горизонтали:
1. рыбки
2. тюльпан
3. тарелка
4. ковер
5. лопух
6. кувшинка
7. болото
8. мышь
9. жаба
10. зерно

По вертикали:
1. крот
2. ласточка
3. девочка
4. сказки
5. крылья
6. фиалка
7. перышко

"ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА". Сообщество любителей книг

"ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА". Сообщество любителей книг

"ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА". Сообщество любителей книг запись закреплена

«Дюймовочка» — не такая простая история, как мы привыкли думать.

Поэтесса и переводчица Анастасия Строкина рассказывает о своем новом переводе андерсеновской «Дюймовочки»

✍🏻

«Сказочники не умирают», — решила я, когда впервые, в пять лет, увидела эти цифры: 1805–1875. Даты жизни Андерсена. До того дня я не задумывалась о том, что сказочник с обложки, человек с вытянутым лицом, прищуренными глазами и большим бантом на шее, тоже включен в жизнь, в пространство и время. 1875 — это означало, что его больше нет, что он закончился в том предалеком году и новых сказок не напишет. «А как же я? А что же я буду читать, когда вот эта книга сказок с зеленой обложкой подойдет к концу?» И я не хотела книгу другого автора, мне непременно нужно было, чтобы Андерсен написал что-то еще, новенькое. Известие о его смерти стало для меня настоящим потрясением детства, первым, возможно, серьезным онтологическим переживанием.

Сто сорок пять лет в этом году со дня смерти Х. К. Андерсена, но я и теперь не откажусь от той своей детской мысли, что встала тогда между мной и осознанием неизбежного, — «Сказочники не умирают».

И вот уже тридцать лет моей дружбе с Дюймовочкой. А в 2020 году у крохотной барышни, между прочим, еще и юбилей — 185 лет! Мне хотелось каким-то образом отметить такую значимую дату, и я решила заново прочитать эту сказку и поделиться своим прочтением с другими. Для кого-то мой перевод станет, может быть, первым знакомством с Дюймовочкой, а для кого-то и воспоминанием о детстве. В конце концов, память о детстве — это ли не одна из самых больших радостей, подаренных человеку?

☝🏻

День рождения, рост и настоящее имя Дюймовочки

«Сказки, рассказанные детям» («Eventyr, fortalte for Børn») впервые были напечатаны в 1835 году. Первый том, куда входила «Дюймовочка» («Tommelise»), разделен на три выпуска. Два из них увидели свет в 1835-м, третий — в 1837-м. «Дюймовочка» попала во второй выпуск — вместе со сказкой «Нехороший мальчик» («Den uartige dreng»). Оба текста были написаны весной (по уточнению Л. Ю. Брауде, «Дюймовочку» Андерсен закончил, скорее всего, в апреле).

Это важное замечание, так как весна в «Дюймовочке» занимает особенное место — хотя бы потому, что именно весной, судя по тексту Андерсена, и родилась его крохотная героиня. Думаю, не ошибусь, если скажу, что апрель или даже скорее май можно считать месяцем рождения Дюймовочки. Она появилась из цветка (что само по себе указывает на весну), прожила в доме своей названой матери совсем недолго и в мае же (вспомним майского жука) пустилась в невольное долгое странствие.

И, конечно, весьма однозначно имя, которое цветочный король (он же эльф) дает своей невесте, — Майя

В любом случае ее новое имя и в каком-то смысле новое рождение связано с весенним месяцем. Так что если кто-то не успел поздравить Дюймовочку весной, он может это сделать сейчас, пока еще длится юбилейный для крошки год.

К слову сказать, 1835-й — это ведь только «книжный» год рождения нашей героини, а если учесть, что при появлении на свет ей уже было сколько-то лет, тогда 185-летний юбилей легко может стать, к примеру, двухсотлетним.

Здесь на самом деле одна из загадок сказки Андерсена. Много всего было написано на тему того, какого же роста Дюймовочка (сошлись в итоге на том, что она была примерно с большой палец руки, как и ее литературные братья мальчики-с-пальчики из разных стран мира), а вот вопросом, сколько же ей было лет, похоже, мало кто задавался. Между тем в переводе Анны Ганзен Дюймовочка зовется «крошечной девочкой» или просто «девочкой» и «крошкой». А если такие определения сопроводить еще и иллюстрациями, к примеру, Вильгельма Педерсена (первого иллюстратора сказок, чьи работы в Дании до сих пор считаются каноническими и переиздаются), Эльзы Бесков, Кястутиса Каспаравичюса, то и вовсе создается впечатление, что Дюймовочка и в самом деле «ребеночек», только открывающий для себя мир. Даже в любимом многими образе, созданном Борисом Диодоровым, есть некоторая детскость.

Однако я вовсе не хочу перебирать иллюстрации, сравнивать их, углубляться в вопрос визуальной трактовки образа — сейчас нас интересует текст. И вот в тексте меня с самого детства смущало это всеобщее неизбывное желание жениться на Дюймовочке. Как это возможно, если Дюймовочка — всего лишь девочка, маленькая дочка одинокой женщины?

☝🏻

Сколько Дюймовочке лет и кто был ее прототипом?

К слову сказать, в моей домашней библиотеке в ту пору была еще одна «Дюймовочка» — в исполнении переводчицы М. А. Полиевктовой. В той советской книге, помню, весьма забавная была Дюймовочка — блондинка с короткой стрижкой. Но ладно, может быть, в интерпретации Полиевктовой наша героиня постарше? Увы, нет. Вот, например, цитата из начала книги: «Одной женщине очень хотелось иметь маленького ребенка» (разве могут возникнуть сомнения в том, что колдунья в точности исполнит желание и подарит именно маленького ребенка?). Тут же, через предложение, нам опять сообщают: «Мне так хочется иметь маленького ребеночка».

Сравним появление Дюймовочки в двух переводах. У Ганзен: «…но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка, и за то, что она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее прозвали Дюймовочкой». И у Полиевктовой: «Посреди цветка, на зеленом стульчике, сидела крошечная девочка, маленькая и прелестная, длиной всего в дюйм. Ее прозвали Дюймовочкой». Как видите, везде наша героиня — девочка.

Однако не Полиевктовой единой, конечно. Несколько значимых переводов были выполнены еще в дореволюционный период и стали уже библиографической редкостью.

Так, на обложке сытинского издания сказок Андерсена (1909 год, перевод Петра Вейнберга) Дюймовочка изображена как юная девушка, и это уже никак не ребенок

Но как бы то ни было, фактом российской литературы стал перевод Ганзен — именно этот текст знаком каждому с детства. Именно об этом тексте думают люди, когда, например, задают мне вопрос: «Зачем? Для чего понадобился новый перевод? Ведь есть уже один, который мы все знаем!»

Правда, для меня такого вопроса не существует. Это все равно что спросить, зачем все новые художники из раза в раз иллюстрируют одни и те же книги, зачем все новые пианисты исполняют Моцарта после Рихтера, Баха после Гульда, зачем переводят Шекспира после Пастернака, а «Над пропастью во ржи» и Кафку — после Райт-Ковалевой… Подобные вопросы — тупиковый путь. Если бы люди руководствовались ими, мы бы до сих пор думали, что Земля плоская.

В своем переводе «Дюймовочки» мне хотелось сделать несколько важных акцентов. Один из них — возраст нашей героини. Я называю ее не девочкой, не ребеночком, но барышней. И это, на мой взгляд, несколько уточняет образ, выводя его из нежелательного диссонанса, когда маменькин сынок жабеныш, или взрослый жук, или и вовсе стареющий крот хотят жениться на Дюймовочке.

Из интересного к вопросу о возрасте добавлю то, что, когда сказка была написана, Генриетте Вульф — подруге писателя и прототипу крохотной героини — был 31 год

И в это время она поправляла здоровье в Италии — как раз в той теплой стране, куда ласточка перенесла свою спасительницу. Нет, Андерсен напрямую, конечно, не пишет про Италию, но мне кажется, именно под итальянским небом Дюймовочка обрела счастье.

Из переписки Андерсена и Генриетты Вульф видно, как трепетно и в то же время строго она к нему относилась, как порой подсмеивалась над его юными литературными амбициями, видно и какие нежные дружеские чувства Андерсен испытывал к этой некрасивой горбатой барышне, как он желал ей счастья, пусть хотя бы и в сказке — но чтобы оно сбылось, и чтобы сияло солнце, и вокруг росли цветы ее любимой Италии.

О судьбе Генриетты Вульф написано немного, но все же что-то найти можно. Через двадцать три года после издания сказки, в 1858 году, робкая, чуткая, преданная Дюймовочка-Генриетта погибла в пожаре на корабле «Австрия». На уровне легенд остаются сведения о том, что с тех пор Андерсен панически боялся огня и большой воды.

☝🏻

Судьба мотылька и пол ласточки

Возраст Дюймовочки — первое, на что я хотела обратить ваше внимание. А дальше просто мельком взглянем на двух героев, о которых часто забывают, увлекшись исключительно главной героиней и ее нелегким путешествием. Замечу, что в целом в этой сказке нетривиальный выбор персонажей: здесь и майские жуки, и крот, и жабы, гремящие возгласом из аристофановских «Лягушек», — редкие гости в северной мифологии.

Однако сейчас я обращусь к другим героям. Один из них — мотылек. Тот самый, кого Дюймовочка, можно сказать, бездумно привязала к листу, сделав его своеобразным живым двигателем. Всего несколько строк у Андерсена — о том, что мотыльку, скорее всего, не выпутаться, не выбраться, что он погибнет от голода. И эта легкая летняя душа — на совести нашей Дюймовочки. Вероятная гибель мотылька делает образ крохотной барышни не таким однозначно прекрасным, бесспорно положительным, и в этом уже читается авторская сказка — то, что Андерсен гениально разовьет в более поздних работах.

Другой герой — ласточка. Не стану лукавить, это мой любимый образ в сказке. И дело здесь не столько и не только в «ласточкиной» мифологии — древней, разнообразной, полной символов и трактовок, а опять-таки в андерсеновском обаянии, которым он наделяет своего героя — тихого верного помощника, настоящего друга. Но для волшебного помощника, каким, например, был волк для Ивана-царевича, слишком сильные чувства испытывает ласточка к Дюймовочке, слишком велико ее страдание, когда ей приходится расстаться со своей спутницей.

В датском языке существительное «ласточка» относится к общему роду — таким образом, сложно понять, он это или она.

Я оставила в тексте женский род, наше привычное слово «ласточка» (руководствуясь еще и тем, что в родственном датскому — немецком языке — это слово женского рода), однако смею предположить, что история ласточки — это история неразделенной любви птицы — какого бы пола они ни была — к красивой крохотной барышне. «Все веселились, а ласточка насвистывала песенку из своего гнезда. Но на самом деле ей было грустно: она так полюбила Дюймовочку, что никогда бы с ней не расставалась».

Выдав Дюймовочку замуж, ласточка еще побыла немного в солнечной стране и вскоре вернулась в Данию, под окно «одного сказочника». Понятное дело, Андерсена. Не был ли он сам этой ласточкой, влюблявшейся в недоступных красавиц?

☝🏻

Песенки с подтекстом

Есть в сказке еще два авторских штриха, не свойственных простым обработкам народных сказаний. Речь о песнях, которые Дюймовочка поет кроту. Одна из них — датская народная («Munken går I Enge») — пасторальная игровая песня про монаха, который на лугу собирает ягоды и цветы. Интересная деталь в этой песне — синий плащ монаха. А синий, как известно, символизирует небо и вечность. Это также и цвет Богородицы. Так что даже и в таком незамысловатом сюжете нашлось место философии.

А вот вторая песня — «Майский жук, лети, лети» («Oldenborre flyv, flyv») — уже интереснее. Не по мелодии, нет. В мелодическом смысле они примерно одинаковы и прекрасны своей народной простотой. Дело здесь в другом. «Майский жук» родом из немецких земель, про эту песню написано много, и известна она едва ли не каждому немцу. Суть ее в том, что ребенок остался один — обоих его родителей забрала война. И такой непростой для восприятия текст сопровождается мажорной мелодией, больше похожей на колыбельную. Выходит, это песня сироты — такой же, как и наша Дюймовочка. Ведь вряд ли она воспринимала одинокую женщину, посадившую тюльпан, как мать: даже о мотыльке она переживает, расставшись с ним, а о названой матери — нет. Эта песня, мне кажется, еще одна краска в портрете Дюймовочки.

Удивительным образом такая крохотная героиня создала вокруг себя целый культурный контекст: огромное количество скульптур по всему миру, переводов, фильмов, балет, мюзикл… И я еще не говорю о бесконечных интерпретациях этой короткой сказки — от критики ее при жизни автора до феминистических трактовок Новейшего времени.

Для меня эта сказка стала притчей о пути, о поиске места в мире, в котором найдется радость как для самого великого, так и для самого крохотного из существ.

Сказки на ночь с УМом

Сказки на ночь с УМом

Сказки на ночь с УМом запись закреплена

Заключительная часть, Дюймовочка спасла ласточку,а та отблагодарила ее.
Приятного прослушивания!

Крот опять заткнул дыру в потолке и проводил дам обратно. Но девочке не спалось ночью. Она встала с постели, сплела из сухих былинок большой славный ковер, снесла его в галерею и завернула в него мертвую птичку; потом отыскала у полевой мыши пуху и обложила им всю ласточку, чтобы ей было потеплее лежать на холодной земле.

— Прощай, миленькая птичка, — сказала Дюймовочка. — Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зеленые, а солнышко так славно грело!

И она склонила голову на грудь птички, но вдруг испугалась — внутри что-то застучало. Это забилось сердечко птицы: она не умерла, а только окоченела от холода, теперь же согрелась и ожила.

Осенью ласточки улетают в теплые края, а если которая запоздает, то от холода окоченеет, упадет замертво на землю, и ее засыплет холодным снегом.

Девочка вся задрожала от испуга — птица ведь была в сравнении с крошкой просто великаном, — но все-таки собралась с духом, еще больше закутала ласточку, потом сбегала принесла листок мяты, которым закрывалась вместо одеяла сама, и покрыла им голову птички.

На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была еще очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, — другого фонаря у нее не было.

— Благодарю тебя, милая крошка! — сказала больная ласточка. — Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

— Ах, — сказала девочка, — теперь так холодно, идет снег! Останься лучше в своей теплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

И Дюймовочка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в теплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда — не знала.

Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом — они ведь совсем не любили птичек.

Когда настала весна и пригрело солнышко, ласточка распрощалась с девочкой, и Дюймовочка ототкнула дыру, которую проделал крот.

— Нет, нельзя! — сказала девочка ласточке.

— Прощай, прощай, милая добрая крошка! — сказала ласточка и вылетела на солнышко.

Дюймовочка посмотрела ей вслед, и у нее даже слезы навернулись на глазах, — уж очень полюбилась ей бедная птичка.

— Кви-вить, кви-вить! — прощебетала птичка и скрылась в зеленом лесу. Девочке было очень грустно. Ей совсем не позволяли выходить на солнышко, а хлебное поле так все заросло высокими толстыми колосьями, что стало для бедной крошки дремучим лесом.

— Летом тебе придется готовить себе приданое! — сказала ей полевая мышь. Оказалось, что скучный сосед в бархатной шубе посватался за девочку.

— Надо, чтобы у тебя всего было вдоволь, а там выйдешь замуж за крота и подавно ни в чем нуждаться не будешь!

И девочке пришлось прясть по целым дням, а старуха мышь наняла четырех пауков для тканья, и они работали день и ночь.

Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и все только и болтал о том, что вот скоро лету будет конец, солнце перестанет так палить землю, — а то она совсем уж как камень стала, — и тогда они сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада: ей не нравился скучный крот. Каждое утро на восходе солнышка и каждый вечер на закате Дюймовочка выходила на порог мышиной норки; иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и ей удавалось увидеть кусочек голубого неба. «Как светло, как хорошо там, на воле!» — думала девочка и вспоминала о ласточке; ей очень хотелось бы повидаться с птичкой, но ласточки нигде не было видно: должно быть, она летала там, далеко-далеко, в зеленом лесу!

К осени Дюймовочка приготовила все свое приданое.

— Через месяц твоя свадьба! — сказала девочке полевая мышь.

Но крошка заплакала и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота.

— Пустяки! — сказала старуха мышь. — Только не капризничай, а то я укушу тебя — видишь, какой у меня белый зуб? У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне и в погребе у него не пусто! Благодари Бога за такого мужа!

Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там, глубокоглубоко под землей, и никогда не выходить на солнце, — крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она все-таки могла хоть изредка любоваться на него.

И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от дверей подальше и протянула к солнцу руки:

— Прощай, ясное солнышко, прощай!

Потом она обняла ручонками маленький красный цветочек, который рос тут, и сказала ему:

— Кланяйся от меня милой ласточке, если увидишь ее!

— Кви-вить, кви-вить! — вдруг раздалось над ее головой.

Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а девочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за противного крота и жить с ним глубоко под землей, куда никогда не заглянет солнышко.

— Скоро придет холодная зима, — сказала ласточка, — и я улетаю далеко-далеко, в теплые края. Хочешь лететь со мной? Ты можешь сесть ко мне на спину — только привяжи себя покрепче поясом, — и мы улетим с тобой далеко от гадкого крота, далеко за синие моря, в теплые края, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудные цветы! Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной, холодной яме.

— Да, да, я полечу с тобой! — сказала Дюймовочка, села птичке на спину, уперлась ножками в ее распростертые крылья и крепко привязала себя поясом к самому большому перу.

Ласточка взвилась стрелой и полетела над темными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. Тут было страсть как холодно; Дюймовочка вся зарылась в теплые перья ласточки и только головку высунула, чтобы любоваться всеми прелестями, которые встречались в пути.

Но вот и теплые края! Тут солнце сияло уже гораздо ярче, а около канав и изгородей рос зеленый и черный виноград. В лесах зрели лимоны и апельсины, пахло миртами и душистой мятой, а по дорожкам бегали прелестные ребятишки и ловили больших пестрых бабочек. Но ласточка летела все дальше и дальше, и чем дальше, тем было все лучше. На берегу красивого голубого озера, посреди зеленых кудрявых деревьев, стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились ласточкины гнезда. В одном из них и жила ласточка, что принесла Дюймовочку.

— Вот мой дом! — сказала ласточка. — А ты выбери себе внизу какой-нибудь красивый цветок, я тебя посажу в него, и ты чудесно заживешь!

— Вот было бы хорошо! — сказала крошка и захлопала в ладоши.

Внизу лежали большие куски мрамора, — это свалилась верхушка одной колонны и разбилась на три куска, между ними росли крупные белые цветы. Ласточка спустилась и посадила девочку на один из широких лепестков. Но вот диво! В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.

Это был эльф. В каждом цветке живет эльф, мальчик или девочка, а тот, который сидел рядом с Дюймовочкой, был сам король эльфов.

— Ах, как он хорош! — шепнула Дюймовочка ласточке.

Маленький король совсем перепугался при виде ласточки. Он был такой крошечный, нежный, и она показалась ему просто чудовищем. Зато он очень обрадовался, увидав нашу крошку, — он никогда еще не видывал такой хорошенькой девочки! И он снял свою золотую корону, надел ее Дюймовочке на голову и спросил, как ее зовут и хочет ли она быть его женой, королевой эльфов и царицей цветов? Вот это так муж! Не то что сын жабы или крот в бархатной шубе! И девочка согласилась. Тогда из каждого цветка вылетели эльфы — мальчики и девочки — такие хорошенькие, что просто прелесть! Все они поднесли Дюймовочке подарки. Самым лучшим была пара прозрачных стрекозиных крылышек. Их прикрепили к спинке девочки, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок! Вот-то была радость! А ласточка сидела наверху, в своем гнездышке, и пела им, как только умела.

Читайте также: