Чем обшить цоколь купола арыстан баба

Обновлено: 09.05.2024

Мазар Арыстан Баба является одним из самых главных мусульманских святынь. В глубине находится усыпальница Арыстан Баба. Рядом с этой усыпальницей установлены надгробья его учеников.

ЧАСТЬ 5. Мавзолей Арыстан Баба и Свадьба!

Коротко аль долго, но уже начало смеркаться и мы подъезжали к Мавзолею Арыстан Баба!
Восторг от этих мест переполняет меня и по сей день!

На закате дня последние лучи солнца озаряли мечеть и на куполе были отблески последних лучиков солнышка.
Когда мы остановились и начали разгружать автобус, уже солнышко спряталось и даже стало немного зябко, все быстренько начали доставать кофты и закутываться потеплее. Нас повели по комнатам, в этот раз группа ночевала прям на территории Мечети, в специально построенных комнатках для паломников.
Проводник сообщил, что ужин будет через часа полтора, без него никуда не уходить.
Позже мы с мамой узнали, что оказывается мужчины делали жертвоприношение (мы первый раз поехали по святым местам, и много каких моментов не знали). Из мяса барана приготовили отличный бешбармак (но об этом позже).
Мы с мамой и еще одной спутницей зашли в комнатку. Они очень уютные, чистые, в комнате три кровати, душ/туалет. После долгой дороги и возможности принять душ настроение улучшилось и мы по очереди быстро побежали принимать душик. Времени у нас было очень мало, поэтому мы очень быстро переоделись и вышли на улицу узнать е изменились ли планы. Как вовремя же мы вышли :-)
После жертвоприношения, проводник в экстренном порядке начал всех созывать и повел нас в мечеть, при этом сообщив что всех нас ждет сюрприз!

Мечеть невероятно красивая. Не смотря на уже темное время суток, Мечеть стоит гордо и величественно!
Внутри, меня поразило убранство и стены - какие они красивые!
Наша группа расположилась на полу, и в этот момент мне очень захотелось лечь и посмотреть на верх. О БОЖЕ. Какая это КРАСОТА.
Купол украшен мозаикой и на первый взгляд он не завораживает, а немного удивляет своей красотой. На голубом фоне арабской росписью сверкают молитвы, далее вкруговую небольшие окошки. и вот начинается самое завораживающее.

Мозаика переливается золотыми, голубыми, белыми цветами и узорами, взгляд постепенно переносится в самый центр купола. и через несколько минут. купол начинает кружится увлекая разум в безмолвную даль! Круги начинают двигаться то по часовой то против часовой стрелки. Многие могут подумать, что это от усталости.. от фантазии и т.д. Но кто бы что бы не говорил. это незабываемо!
В этот момент у меня полностью ушли все мысли, страхи и переживания. Именно в этот момент захотелось закрыть глаза и перенестись куда-то далеко. далеко. Однако взгляд не могла оторвать от купола и от этой красоты. что то безумно доброе и теплое чувствовалось внутри.

Через несколько минут нас подняли и повели на второй этаж.
Как оказалось одна пара, которая ехала с нами решила провести обряд бракосочетания!
Никах (бракосочетание) аналогичен по смыслу христианскому венчанию, т.е. обручение молодоженов перед лицом Всевышнего!
Наши молодожены были облачены в традиционные золотые одежды, из группы уважаемых в возрасте попросили стать свидетелями этого брака. Остальная группа поодаль в оцепенении смотрела за обрядом.
Мулла начал обряд, прочитали молитвы, молодожены дали клятвы, свидетели благословили их.
Атмосфера была сказочной и завораживающей, вся наша группа излучала счастливые лица, все искренне радовались нашим молодоженам.
После процессии мы все дружно поздравили молодых и пошли вкушать аппетитный и вкусный бешбармак! Повара приготовили на славу! Мясо было божественно мягкое и нежное.

После ужина некоторые из группы получили особое благословение и они пошли в мазар Арыстан Баба ночевать, некоторые пошли спать, но большая часть осталась за столом в надежде получить особенное вдохновенное бата (благословение) и получить ответы на свои вопросы.
Моя мама не захотела оставаться и пошла в мечеть обратно, ей тоже она очень понравилось и ее туда тянуло. Сама же осталась, однако в моей голове не было вопросов, а был опять какой то хаос.
Последнее время много чего произошло в моей профессиональной сфере, что-то не ладилось.. что-то расклеилось. что-то ушло. Было очень много мыслей в части начать работать уже на себя, начать свое дело. но в душе всегда был страх.
Однако это было не основное желание с которым приехала в святые места. основное желание и мои мольбы были направлены в семейную сторону. это сокровенно и писать об этом мы не станем.
Народ начал задавать вопросы, кому-то наш проводник отвечал на прямую, кому-то загадками. Решилась.. задала вопрос. ответа не было.
Однако наш проводник повернулся к моей подруге и сказал - завтра она должна сделать, ты поняла меня - и все отправили меня спать.
Мы вышли на улицу переговорить, и как оказалось на следующий день в программе будет святое место "Ата-Ана" (Отец и мать) и там мне необходимо пройти через скалы.
Потом мы с ней говорили о прошедшем дне, о тех местах где мы были и о тех ощущениях что произошли со мной. В голове наступал жуткий туман и очень хотелось спать.
На улице прохладно, а небо как на ладони. Звезды сверкали очень низко и очень ярко!
Усталость брала свое. глаза закрывались и хотелось очень сильно спать. Легла примерно в 04.00, подъем примерно 05.30, на выход в 06.00.
В указанное время мы по стойке смирно с сумками стояли возле столовой, там быстро перекусили, попили чай и пошли в Мазар Арыстан Баба.

Мазар Арыстан Баба является одним из самых главных мусульманских святынь. В глубине находится усыпальница Арыстан Баба. Рядом с этой усыпальницей установлены надгробья его учеников: Хермет Азыра, Карга Баба, Лашын Баба
Мулла прочитал молитвы, благословил нас, мы посидели возле усыпальницы и каждый попросил великого Арыстан Баба о своих сокровенных желаниях.
Сидя возле усыпальницы меня посетило небольшое разочарование, именно в этот момент мне захотелось остаться здесь на ночь и молить Всевышнего сжалится надо мной и исполнить мое самое сокровенное желание. Однако нам надо было уже ехать и мы быстро прошли к колодцу, набрали воды и направились в сторону столовой за вещами и к автобусу.
Когда мы подходили к воротам Мечети начался рассвет, купол начал потихоньку наливаться золотыми красками и поигрывать в еще очень слабых лучах солнца, белые стены Мечети окрашивались в нежный розоватый цвет - цвет рассвета.
Именно таким нежным и величественным запомнился мне Арыстан Баб - место куда хочется вернутся.

Мавзолей Арыстан-Баба — одна из почитаемых мусульманских святынь, которая находится в 150 км от города Шымкент, на территории южного Казахстана. Красивый погребальный комплекс – мазар – построен над могилой средневекового проповедника Арыстан-Баба. Он является популярным местом паломничества. Чтобы почтить память мусульманского святого, сюда приезжает много верующих из разных уголков Средней Азии.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Мавзолей Арыстан-Баба

Общая информация

Архитектурный комплекс возведен из жженых кирпичей, скрепленных алебастровым раствором. Он имеет размеры 35 на 12 м и высоту 12 м. Мавзолей Арыстан-Баба включает двухкамерную усыпальницу – гурхану и мечеть, которые объединены широким сводчатым коридором. Мечеть состоит из молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений.

Гурхану перекрывают два приподнятых сферических купола. В одной из частей мазара находится большое надгробие суфийского мистика Арыстан-Баба, а в другом – могилы, где похоронены его ученики и последователи. Здесь покоятся Хермет-Азыр, Карга-Баб и Лашын-Баб.

Самой живописной частью мазара считается главный портал-пештак, декорированный фигурной кладкой из кирпича. Эта часть здания имеет два минарета, но не похожа на обычные для Средней Азии фасады мусульманских храмов. Дело в том, что при изготовлении портала архитекторы использовали декоративные элементы, традиционные для русского и западноевропейского зодчества XIX века.

Внутри здания можно увидеть фрагменты старых мазаров. От погребального комплекса XIV-XV веков сохранились сделанные из дерева колонны сводчатого зала или айвана. Еще одной достопримечательностью мавзолея Арыстан-Баба является прекрасный памятник средневековой каллиграфии – старинный рукописный Коран.

История мавзолея Арыстан-Баба

Арыстан-Баб жил в XII столетии в городе Отрар, который до монгольского нашествия был одним из самых крупных полисов Центральной Азии. По мусульманской традиции его считают легендарной личностью и одним из подвижников Мухаммеда. Арыстан-Баб был богатырем, садовником и учил пророка искусству садоводства.

Он являлся духовным наставником средневекового суфия Ходжи Ахмеда Ясави. Когда Арыстан-Баба не стало, его похоронили в окрестностях города, где он жил. На могиле поставили мазар, но как выглядел этот первый мавзолей, осталось не известным.

В XIV веке на месте погребения по воле могущественного и грозного Тамерлана возвели новый мазар. Однако, и эта постройка не сохранилась. На протяжении нескольких столетий погребальное здание перестраивали не один раз, поскольку его разрушали время и землетрясения. В 1971 году обвешавшую постройку снесли из-за поднятия грунтовых вод и на деньги, собранные жителями, построили заново.

С 1982 года место погребения охраняется государством. В двух километрах от него расположено древнее городище Отрар. Здесь можно увидеть каменные фундаменты и остаток городского рва. Это все, что сохранилось от некогда процветавшего азиатского полиса. По традиции, после посещения мавзолея Арыстан-Баба паломники отправляются в казахстанский город Туркестан, чтобы почтить память его ученика – знаменитого суфия Ходжи Ахмеда Ясави.

Как добраться

Мавзолей Арыстан-Баба расположен неподалеку от селения Шаульдер, в Южно-Казахстанской области. Вначале на самолете или по железной дороге нужно попасть в Шымкент. Из этого города до архитектурного комплекса ходят маршрутки и такси.

Тем, кто путешествует на автомобиле, из Шымкента необходимо выехать на северо-запад по автотрассе Е-38, а после Тортколя повернуть на юго-запад – на дорогу Р-58. По ней через Шилик, Тимур, Шаульдер и Баялдыр примерно за час можно добраться до мавзолея Арыстан-Баба.


Одна из наиболее почитаемых святынь Южного Казахстана находится на дороге от Туркестана к Отрару. Мавзолей Арыстан-баба, духовного наставника Ахмеда Ясави. Впервые я увидел этот архитектурный памятник в 1980 году. Именно "памятник", в те годы на дверях его висел большой амбарный замок. Однако, несмотря на отсутствие жизни, объект находился под охраной государства.


Фото 1980 года.

Хотя в этом и просматривалось некоторое лукавство. Потому что, по большому счёту, перед нами в те годы уже был не сам мавзолей, построенный ещё в XIV – XV веке, а его поздняя копия. Согласно Своду памятников истории и культуры Казахстана ("Южно-Казахстанская область", 1994 год), от первоначальной постройки остались только резные колонны айвана, перенесённые в археологический музей Алма-Аты. Ещё в XVIII веке тот мавзолей был разрушен землетрясением и воссоздан в соответствии с новыми архитектурными пристрастиями и нормами.


А что же тогда видят сегодняшние паломники? Увы, даже не ту архитектурную реплику. "Здание XVIII в. разрушилось и в 1909 г. было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза". Более того - "в 1971 г. из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и выстроена заново".


Но это всё, если даже известно приезжающим к мазару, поставленному над прахом знаменитого суфия, вряд ли препятствует настроениям нынешних паломников. Прибывающим сюда, кстати, не только из разных концов Казахстана, но и со всей Средней Азии. После падения атеистической власти амбарный замок пропал и религиозный комплекс зажил своей заповеданной жизнью.


Предание утверждает, что Арыстан-баб (как, впрочем, и многие другие суфийские праведники) отличался не только завидным долголетием, но и отменным здоровьем. Существует легенда, что праведник самолично принёс из Отрара в Туркестан огромный казан, являющийся ныне главным культовым предметом комплекса-мавзолея Ходжа Ахмеда. О великанском росте святого "свидетельствует" размер его "двухсаженного" надгробья, расположенного в мавзолее слева по входу.


Как и многие другие историческо-мифические деятели прошлого давно почивший Арыстан-баб, благодаря стойкости суфийской традиции, продолжает служить людям - исправно трудиться, совершая положенные сану чудеса во имя тех, кто в эти чудеса верует. У этого святого имеется, наряду с обычным "чудотворничеством" и своя "узкая специализация". Утверждается, что он способен помочь в таком деликатном вопросе, как "насильственное принуждение" к шаманской деятельности, которое, как известно, традиционно передаётся из поколения в поколение и не всегда добровольным путём.


Но всё-таки главными поклонниками Арыстан-баба являются поклонницы, извечно жаждущие простого: потомства и мира в своих семьях. Среди многочисленных женщин репродуктивного возраста, которых в изобилии среди паломниц, стекающихся к мазару со всех сторон, можно услыхать немало рассказов о самых невероятных чудесах, случившихся с теми, кто уверовал, переночевал у святыни, поклонился праху, помолился Богу, прикоснулся к гробу праведника.


Эта вера в чудо роднит южно-казахстанскую святыню со многими тысячами подобных прибежищ для отчаявшихся, существующих в разных странах и у разных религий. Ныне, когда Запад закопал воспроизводства тему в либеральных ценностях, всё такой же злободневной она остаётся в патриархальных обществах исламского Востока. И неслучайно тут снова вспомнили издревле бытовавший "культ святых мазаров" и потянулись к могилам праведников. Вера творит чудеса, а вера обречённого способна совершать воистину невероятное! И в этом, даже с точки зрения рациональной науки, нет ничего удивительного.

Фото Турар Казангапов © Продолжая путешествие по югу нашей родины, фотограф Tengrinews.kz Турар Казангапов побывал в старинном городе Туркестане и посетил все места, которые обычно привлекают туристов со всего мира. Некоторые из них считают Туркестан поистине святым местом мирового масштаба.

Мавзолей Домалак-ана. Он построен на месте средневекового захоронения Нурилы, жены батыра Байдибека.

Мавзолей имеет весьма необычную конструкцию.

Мавзолей имеет весьма необычную конструкцию.

В это место съезжаются люди из разных регионов не только нашей страны, но и СНГ.

В это место съезжаются люди из разных регионов не только нашей страны, но и СНГ.

В цокольном этаже мавзолея есть небольшие комнаты для молитвы.

В цокольном этаже мавзолея есть небольшие комнаты для молитвы.

Примечательно, что здесь очень много женщин. Как говорят знающие люди, часто в Туркестан едут люди, у которых не получается забеременеть, либо те, кто попал в сложную жизненную ситуацию.

Примечательно, что здесь очень много женщин. Как говорят знающие люди, часто в Туркестан едут люди, у которых не получается забеременеть, либо те, кто попал в сложную жизненную ситуацию.

Именно об этом чаще всего паломники молятся в еще одном священном месте, которое называется Ақ мешіт. Оно расположено по пути в Туркестан в Байдибекском районе.

Именно об этом чаще всего паломники молятся в еще одном священном месте, которое называется Ақ мешіт. Оно расположено по пути в Туркестан в Байдибекском районе.


Ақ мешіт - это пещера.

Ақ мешіт - это пещера.

Внутри пещеры очень прохладно.

Внутри пещеры очень прохладно.


Общая ее площадь составляет около 500-600 квадратных метров.

Общая ее площадь составляет около 500-600 квадратных метров.

Я впервые оказался в таком удивительном месте. Приятно открывать для себя такие места, которые находятся не где-нибудь за границей, а здесь, в Казахстане.

Я впервые оказался в таком удивительном месте. Приятно открывать для себя такие места, которые находятся не где-нибудь за границей, а здесь, в Казахстане.

Как гласит одна из многих легенд, в древности эта пещера служила местом молитвы для батыров.

Как гласит одна из многих легенд, в древности эта пещера служила местом молитвы для батыров.

Старцы также рассказывают историю, что во время джунгарского нашествия весь аул, который находился неподалеку, спрятался в этой пещере, включая и весь скот. Когда пришли джунгары, то они не обнаружили ни людей, ни животных. А когда опасность миновала, местные жители спокойно вышли из укрытия.

Старцы также рассказывают историю, что во время джунгарского нашествия весь аул, который находился неподалеку, спрятался в этой пещере, включая и весь скот. Когда пришли джунгары, то они не обнаружили ни людей, ни животных. А когда опасность миновала, местные жители спокойно вышли из укрытия.



Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Старец указал нам кратчайший путь до мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи.

Старец указал нам кратчайший путь до мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи.


Именно мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи по праву считается самой главной достопримечательностью Туркестана.

Именно мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи по праву считается самой главной достопримечательностью Туркестана.

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец



Здесь также очень много паломников

Здесь также очень много паломников


Мавзолей уже несколько раз подвергался реставрации.

Мавзолей уже несколько раз подвергался реставрации.

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Если приглядеться, можно заметить отличие в керамических вставках, которые украшают стены мавзолея. Где-то вкраплены старые, а где-то новые фрагменты.

Если приглядеться, можно заметить отличие в керамических вставках, которые украшают стены мавзолея. Где-то вкраплены старые, а где-то новые фрагменты.

Эта мозаика особенно прекрасна, когда на нее попадают солнечные лучи. Мавзолей начинает отливать изумрудным цветом.

Эта мозаика особенно прекрасна, когда на нее попадают солнечные лучи. Мавзолей начинает отливать изумрудным цветом.

Следы реставрации.


Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

А ведь когда-то на этих улочках бурно шла торговля.

А ведь когда-то на этих улочках бурно шла торговля.


Паломники

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец


Желающим предлагают сфотографироваться с павлином.

Желающим предлагают сфотографироваться с павлином.

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Внутри мавзолея Ходжа Ахмед Яссави

Внутри мавзолея Ходжа Ахмед Яссави

Местная достопримечательность - Тайказан.

Местная достопримечательность - Тайказан.

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

В мавзолее также предусмотрено место для молитвы.

В мавзолее также предусмотрено место для молитвы.

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец




А этот молодой человек делает именные медальоны.

А этот молодой человек делает именные медальоны.

Он также может указать на медальоне жуз, к которому принадлежит человек.

Он также может указать на медальоне жуз, к которому принадлежит человек.

Новая мечеть имени Ахмета Яссауи в Туркестане.

Новая мечеть имени Ахмета Яссауи в Туркестане.

В 2015 году в ее открытии приняли участие лидеры Казахстана и Турции.

В 2015 году в ее открытии приняли участие лидеры Казахстана и Турции.



Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Отырар, еще одно из святых мест на юге - мавзолей Арыстан Баб.

Отырар, еще одно из святых мест на юге - мавзолей Арыстан Баб.

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Почему люди едут в Туркестан? Секретная пещера и чудотворный колодец

Как и многие другие туристы из Казахстана, я обратил внимание на то, что в Туркестане очень много приезжих из Турции. Местные жители мне объяснили, что многие турки считают это место вторым по значимости после священной Мекки.

Как и многие другие туристы из Казахстана, я обратил внимание на то, что в Туркестане очень много приезжих из Турции. Местные жители мне объяснили, что многие турки считают это место вторым по значимости после священной Мекки.

А это целебный колодец. Вода в нем очень соленая и даже немного горьковатая на вкус. Но местные считают, что вода из этого колодца святая и очень полезна для организма.

А это целебный колодец. Вода в нем очень соленая и даже немного горьковатая на вкус. Но местные считают, что вода из этого колодца святая и очень полезна для организма.

Если вы собираетесь путешествовать по Казахстану, то привыкайте, что здесь вы, в отличии от стран Европы, человек второго сорта (если, конечно, вы не высокопоставленный чиновник).

Сегодня продолжаю серию постов о поездке по достопримечательностям Южно-Казахстанской области. На очереди Городище Отрар и Мавзолей Арыстан-Баб.

Начнём в порядке посещения - с городища Отрар. Город Отрар в 12-м веке был одним из крупнейших город Средней Азии. Это был крупный торговый, экономический и культурный центр. Кстати, родина Аль-Фараби.

Ехать от Шымкента около 160 км. Сначала двигаемся по дороге Шымкент - Кызылорда 95 км, затем поворачиваем на село Шаульдер возле такого информационного щита.


Кстати, если будете ехать по Google Maps то ищите Отрартобе, а не село Отрар, а то уедете не туда.

Арка на въезде в Отрарский район.


Пейзажи Южно-Казахстанской области.


А это так выглядит холм Отрартобе издалека.


Вот и ворота пропускного пункта. Дальше простых смертных не пускают. Выглядит всё просто ужасно. Представляю как европейцы приезжают посмотреть на древнее городище.


Потрепанный общий план достопримечательности. Само городище - круглый холм высотой метров 15. На холме в нескольких местах имитированы раскопки и строения. С одной стороны стоят ворота к которой идёт дорога.


Старый потрепанный прайс только на казахском. Ни на английском, ни на русском языке прайса нет.


После прохождения ворот и кассы, на которых обязательно нужно оставить машину (к этому мы ещё вернёмся), нужно топать пешком по грязной, пыльной дороге. Правее дороги единственное новое строение - навес.



Вот что находится под крышей.


Образец информационной доски. Надписи сделаны на казахском и на английском языке. На русском ничего нет. К нам довольно много приезжает туристов из России. Неужели сложно было написать и для них?!


Оказывается на этом месте была баня в 13-15 веках.


Дальше по пыльной дороге туристы будут плестись до главных ворот.


Ну и собственно главные ворота вблизи.



Всё это, конечно, новодел, причём выполненный не очень качественно.


Рядом куча кирпичей, из которых всё изготовлено.


Надпись Unesco 2003 на кирпичах. Можно понять в каком году всё это было построено.


Дорога сделана из этих же кирпичей.


Отчётливо видна разница между более новым новоделом и новоделом постарее.


Пожалуй, единственное место где сохранилось что-то настоящее.


Может быть ещё в колодце осталось хоть что-то древнее.


Ну и несколько фото "развалин".






Как я уже говорил, подделка выполнена не очень качественно. Многое уже отваливается.



Всё это выглядит довольно угнетающе. Плохо представляю как такая достопримечательность может составить хоть какую-то конкуренцию, допустим, древнему Самарканду или Бухаре.

После Отрара поехал посмотреть мавзолей Арыстан-Баб, который находится совсем недалеко - километрах в десяти. Обратил внимание на новые большие указатели названия улиц в аулах.


Теперь, внимание, сама улица имени Отебая Ауелбекулы. Мне бы это было стыдно улицей назвать. Грязный глиняный проселок.

Теперь Мавзолей Арыстан-Баб. Одна из святынь мусульман региона. Построена на могиле религиозного проповедника Арыстан-Баба, который был наставником Ходжа-Ахмета Ясави.


На парковке перед главным входом людей гораздо больше, чем в городище Отрар. Даже гостиница построена.


Рядом здание библиотеки.


Подозрительного вида личности подбегают к машине и предлагают провести религиозные обряды, либо забронировать комнату в гостинице напротив. Напомню, что по традиции нужно обязательно переночевать у мавзолея.


Типичный вид убогой планировки. Монументальная арка главного входа из желтого кирпича соседствует с паршивого вида ларьками из профиля, место которым на задворках деревенской барахолки.


То же самое. Ну вот что мешало сразу построить два одинаковых ларька? Печально смотреть на это.


Так же как и в Отраре, надписи только на казахском. Иностранцам тут не рады.



Скамейки самые простые - без спинок. И мусорка одна на две скамейки.


Строения на территории.



Новая мечеть недалеко.



Люди обходят вокруг мавзолея, согласно традиции.


Так как это место религиозного поклонения, то подавляющее число посетителей приехало сюда не просто так, а что-то попросить или помолиться.


Мавзолей 12-го века, но перестроен в 1907 году. По ощущениям многое построено ещё позже - максимум лет 15-20.


Качество работ неважное. Многое уже отваливается. Фундамент вообще отделан клинкерной плиткой. Неужели в 1907 году уже делали плитку?


Узор перед входом.


Беседки со святой водой.


Общий вид ансамбля.


Также как и с городищем Отрар, моё мнение, что делать здесь нечего. Мавзолей представляет интерес только для религиозного туризма. Остальным - ехать 160 километров от Шымкента (а от Алматы 860 км), чтобы увидеть построенное в 1907 году (в лучшем случае) здание не имеет никакого смысла.

Ну а теперь самое интересное. Когда я подъехал к воротам пропускного пункта Отрар (на фото вверху), то мне было сказано, что машины дальше не пускают. Нужно оплатить и дальше идти пешком по пыльной дороге. Но позже я увидел, что процессия из трех машин подъехала прямо к воротам городища. Вот эти три замечательные машины. Мне удалось их сфотографировать издалека.


На мой вопрос у охранников, почему они кого-то пускают, а кого-то нет, мне ответили, что это машины акимата Южно-Казахстанской области. Охранники рассказали, что им специально позвонили и приказали пропустить эти машины.


То есть если ты простой смертный, то для тебя писаны одни правила, если же ты работник акимата, то тогда глотать пыль тебе не обязательно. Знаете, я посетил. наверное, сотню различных достопримечательностей в странах Европы и ни разу не видел, чтобы большой черный джип привозил какого-нибудь чиновника туда, куда обычным посетителям доступа нет. Так что, если вы собираетесь путешествовать по Казахстану, то привыкайте, что здесь вы (в отличии от стран Европы) человек второго сорта (если, конечно, вы не высокопоставленный чиновник).

Удалось, кстати, разобрать номер джипа. Land Cruiser 200 гос номер 010 AY 13.

Читайте также: