Боюсь выходить к доске на математике

Обновлено: 17.05.2024

Начавшаяся школьная жизнь предъявляет ребенку новые требования, ставит перед ним новые задачи. Одно из таких новых испытаний — необходимость отвечать «у доски», демонстрировать всем уровень своих знаний и умений, подвергаться оцениванию не только со стороны учителя, но и одноклассников. Нередко это очень суровое испытание для ребенка, создающее благоприятную почву для возникновения особого страха — страха отвечать у доски.

Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, — все эти факторы могут усиливать тревожность, возникающую у ребенка, который слышит традиционное «Иванов, к доске».

По своей сути страх отвечать у доски — это страх ситуации публичной проверки знаний. То есть тяжелые переживания здесь вызывает и сама ситуация оценивания (проверки), и то, что это оценивание происходит публично: все видят, все смотрят, все не упустят случая посмеяться, если что-то пойдет не так!

К сожалению, как и в случаях других страхов, ситуация здесь начинает разворачиваться по принципу замкнутого круга: страх никак не способствует успешности ответа, а новые неудачи еще больше усиливают страх и ужас, испытываемый ребенком.

Боясь неудачно ответить, ребенок постоянно пытается контролировать себя (психологи называют это явление «тревожным гиперконтролем»), что приводит к повышению вероятности неудачи.

Очень часто такой страх проявляется в том, что ребенок получает очень разные оценки при разных формах контроля знаний в школе: письменные работы пишет хорошо, а у доски отвечает на «тройки» и «двойки».

Испытывая страх ситуации публичной проверки знаний, ребенок может стараться сделать свое участие в подобной ситуации как можно более незаметным. В итоге при ответе на вопрос учителя будет говорить очень тихо, почти не слышно (что, как правило, вызывает раздражение учителя и тем самым подкрепляет и усиливает страхи ребенка), либо просто отказываться отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией (слезами, агрессивными вспышками).

В особенно тяжелых случаях страх отвечать у доски может проявляться даже в серьезных нарушениях речи ребенка.

Мальчик Саша (11 лет) симпатизировал своей однокласснице, с которой сидел за одной партой. Однажды на классном часе педагог, славившаяся своим острым языком, высмеяла его дружбу с девочкой. После этого Саша стал бояться этой учительницы. При одной мысли о том, что ему придется отвечать на ее уроках, он краснел, покрывался потом, у него перехватывало дыхание и подкатывал комок к горлу. Стоило ей вызвать его к доске, как он буквально терял дар речи. Саша очень хотел ответить, он пытался говорить, но ничего не получалось. Когда мальчик возвращался за парту, страх исчезал, речь возвращалась.

Учительница продолжала его высмеивать: «За партой болтаешь, а у доски слова выдавить из себя не можешь. Значит, притворяешься!»

Как можно увидеть в этом примере, страх отвечать у доски нередко возникает в результате какого-то одного травмировавшего ребенка случая (высмеяла или резко раскритиковала учительница, поиздевались одноклассники). Проблема в том, что в дальнейшем этот страх может далеко распространиться за пределы изначально вызвавшей его ситуации. Как это произошло, например, с Сашей, который постепенно стал чувствовать ужас и неспособность говорить не только в присутствии своей классной руководительницы, но и других преподавателей.

Страх отвечать у доски вообще довольно тесно связан с тем, как с детьми в классе взаимодействует учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорблений детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию таких школьных страхов. Так, по результатам исследований психологов, наиболее высокий уровень тревожности в ситуации проверки знаний демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической деятельности. Этот стиль характеризуется одинаково высокой требовательностью учителя к «сильным» и «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. Именно в таких условиях ученики особенно не стремятся выходить к доске, боятся ошибиться при устном ответе и т. д.

Естественно, что появление страха отвечать у доски может быть связано и с завышенными требованиями родителей: если ребенок знает, что дома его, мягко говоря, не похвалят за любую оценку, кроме «отлично», ситуация публичной проверки знаний будет вызывать гораздо больше внутреннего напряжения и страха.

Но даже если родители и не слишком сильно ругают ребенка за «двойки», страх получить плохую оценку все равно может присутствовать и проявляться в эмоциональном дискомфорте ребенка при устном ответе.

Мальчик Тема (8 лет), на переменах бойкий и веселый, при ответе у доски говорит очень тихо, медленно, почти заикаясь. Никогда не поднимает руку, если учитель говорит, что собирается вызвать кого-то к доске.

Когда Теме предложили нарисовать то, о чем он думает, стоя у доски, мальчик нарисовал огромную страшную «двойку»: на весь лист, кроваво-красного цвета и с огромными зубами.

Как видно из наших примеров, страх отвечать у доски часто сопровождается разнообразными телесными неприятностями: ребенок чувствует напряжение в теле, краснеет или бледнеет, его накрывает волна липкого пота, могут возникать ощущения дурноты или тошноты, дрожать руки или колени. И попробуй в таком состоянии сосредоточиться, взять себя в руки и вспомнить пусть даже и прекрасно подготовленный дома материал!

Выраженность страха отвечать у доски зависит и от индивидуальных особенностей ребенка. Этот страх выше у младших школьников, у которых преобладает так называемый вербальный интеллект (то есть умение оперировать понятиями, выражать свои мысли словами). Особенно легко страх ситуации публичной проверки знаний формируется у тех ребят, для которых тревожность является устойчивой
личностной особенностью.

Можно нарисовать "страшного" учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему "Как я боюсь Марь Иванну", а второй - "Как я ее не боюсь". Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось - ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки - тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т. д. Можно специально предложить ребенку игру в "кошмарного учителя": пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача - путаться.

Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа.

Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван прежде всего боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: "Понимаешь, учеба в школе - это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты. Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, - это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил "пятерку" - значит, двигаешься туда, куда надо, а "двойка" просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился".

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски.

Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: "Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим" и т. д.

Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру "Растение". Ребенок должен постепенно "вырастать" из семечка, а затем "сломаться". Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра "Прогулка по сказочному лесу". Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе.

Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно предоставлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха.

Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

Если в школе вы паниковали перед контрольной по алгебре, то, возможно, вы столкнулись с математической тревожностью.

Фото автора N+1

Тревожностью обычно называют склонность испытывать частую тревогу по каким-либо поводам. Тревожность бывает общей — человек, страдающий от такого состояния, может беспокоиться из-за чего угодно: от мыслей о том, что плита после приготовления утренней каши так и осталась включённой и теперь квартира в отсутствие хозяев наверняка сгорит, до страха заходить в метро. Тревожность может быть и частной: в этом случае постоянное состояние тревоги у человека вызывает только определённый набор триггеров, например общественный транспорт, социальное взаимодействие или даже математика и всё, что с ней связано.

«Между тем царица злая…»

До того как начать бояться математики, люди боялись цифр: впервые гипотезу о том, что «числовую тревожность» (number anxiety) можно отделить от тревожности общей, выдвинули в 1957 году американские психологи Ральф Дрегер (Ralph Dreger) и Льюис Эйкен (Lewis Aiken). В их исследовании приняли участие около 700 студентов Университета штата Флорида: участникам предлагалось пройти опрос на выявление тревожности, в который были добавлены три вопроса о числах и математике.

Изучив ответы студентов, учёные обнаружили, что a) наличие «числовой тревожности» не коррелирует с общей тревожностью, b) числовая тревожность — это фактор, существующий отдельно от общей тревожности и c) наличие числовой тревожности связано с плохой успеваемостью по математике (при этом — стоит отметить это ещё раз — с уровнем интеллекта этот показатель не был связан никак).

Первый стандартизированный тест для определения математической тревожности был разработан почти двумя десятилетиями позже: в 1972 году американские психологи Фрэнк Ричардсон (Frank Richardson) и Ричард Суинн (Richard Suinn) представили «Шкалу измерения математической тревожности» (англ. Mathematic Anxiety Rating Scale, сокращенно — MARS). Они же и впервые сформулировали определение математической тревожности: «чувство напряжения и беспокойства, связанное с манипулированием числами и решением математических задач в обычной и учебной жизни». Суинн, ранее работавший над методом психотерапии, который позволил бы студентам эффективно бороться со стрессом накануне экзаменов, заметил, что тревожность около трети студентов связана The Application of Short-Term Video-Tape Therapy for the Treatment of Test Anxiety of College Students. Final Report именно с математикой — это и послужило поводом для создания такого теста.

Разработанный учёными тест состоял из 98 пунктов, каждый из которых описывал определённую ситуацию. Например:

«Представьте, как вы пытаетесь сложить два трёхзначных числа, когда кто-то смотрит вам через плечо».

«Представьте, что через час у вас экзамен по математике».

Как несложно догадаться, описываемые в опросе ситуации связаны с математикой. От участников первого исследования с применением этого теста (397 студентов одного из университетов штата Миссури) требовалось отметить, насколько (по шкале от 1 до 5) описываемые ситуации вызывают у них тревогу.

Средний показатель математической тревожности среди участников исследования равнялся 215,38 балла (из 490 возможных). Более того, учёные выяснили, что примерно 11 процентов учащихся математическая тревожность беспокоит настолько сильно, что им необходима дополнительная терапия.

Валидность своего метода измерения Ричардсон и Суинн впоследствии подтвердили исследованиями, в которых показатели по шкале тревожности падали после психологической консультации в течение учебного года.

Кто виноват?

Говоря о причинах математической тревожности, стоит сначала отметить влияние на неё тревожности общей. Исследователи неоднократно показывали The Nature, Effects, and Relief of Mathematics Anxiety , что коэффициент корреляции между математической тревожностью и общей тревожностью примерно равняется 0,35. Другие исследования показывают взаимосвязь математической и тестовой (экзаменационной) тревожности: здесь коэффициент корреляции варьируется On the cognitive consequences of mathematics anxiety в промежутке от 0,3 до 0,5.

Наличие математической тревожности тесно связано и с индивидуальной способностью человека к решению арифметических задач — но не всегда понятно, как именно.

Например, к проявлению математической тревожности предрасположены Mathematics anxiety in children with developmental dyscalculia люди с дискалькулией — нарушением развития, которое выражается в неспособности к решению математических задач; оно связано с нарушением работы внутритеменной борозды, которая отвечает за способность к количественной оценке предметов.

Однако долгосрочные исследования показывают Reciprocal relationships between math self-concept and math anxiety , что точно определить, где причина, а где — следствие, нельзя и связь между математической тревожностью и способностью к математике — двусторонняя.

Страх перед математикой, с одной стороны, существенно влияет на успехи в точных науках: сложно преуспеть в чём-то, что вызывает целый спектр негативных эмоций — от лёгкого трепета до животного ужаса.

С другой стороны, неуспеваемость может также повлиять на появление тревожности: плохие оценки в школе, трудности с запоминанием даже самых простых теорем и формул — всё это вызывает страх перед неудачей, а в конечном итоге и страх перед её явной причиной, математикой.

Многочисленные исследования феномена математической тревожности также позволяют выделить и некую «группу риска», а именно — факторы, которые могут повлиять на её развитие. Например, несмотря на то, что в раннем школьном возрасте и мальчики, и девочки в среднем показывают одинаковые успехи в математике, у девочек математическая тревожность развивается гораздо чаще. С одной стороны, психологи связывают Stereotype Threat and Women’s Math Performance такую предрасположенность с гендерными стереотипами (или даже с угрозой подтверждения стереотипа); с другой стороны, причиной также может быть и то, что женщины в целом чаще страдают Gender Differences in Five Factor Model Personality Traits in an Elderly Cohort: Extension of Robust and Surprising Findings to an Older Generation от общей тревожности. Зависимость, однако, может быть и сложнее: например, исследование, опубликованное в 2009 году в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показало Female teachers’ math anxiety affects girls’ math achievement , что на развитие математической тревожности у школьниц влияет её наличие у их учительницы по математике.

Страх перед математикой зависит и от возраста: метаанализ The Nature, Effects, and Relief of Mathematics Anxiety 151 научной работы показал, что математическая тревожность начинает развиваться уже в младшем школьном возрасте, достигает своего пика в средней школе и выравнивается к её окончанию.

Такую тенденцию, в отличие от гендерных факторов, связывают не только с общей тревожностью (к наступлению переходного возраста резко повышается риск развития психических расстройств и состояний), но и с индивидуальными способностями к математике. Так, в 11 лет своим любимым школьным предметом математику называют Pupils’ views on school work and school from 7 to 16 years гораздо больше детей, чем в 16 лет. Причина может быть в том, что в средней школе математики в программе становится всё больше, а задания значительно усложняются: на смену довольно простым квадратным уравнениям и задачкам типа «из пункта A в пункт B с разной скоростью…» приходят пределы, матрицы и биномиальное распределение.

Ещё одна возможная причина развития страха перед математикой — культурные факторы.

Одно время исследования математической тревожности проводились только в западных странах (а точнее — практически исключительно в Штатах): это позволяло определить влияние разных методик преподавания, гендера и возраста, но все исследования были ограничены западной образовательной системой.

В последние годы, однако, интерес к кросс-культурным исследованиям математической тревожности растёт: например, сравнение британских и российских школьников показало Математическая тревожность, пространственные способности и математическая успешность: кросс-культурное исследование детей младшего школьного возраста в России и Великобритании , что дети из двух стран не отличаются по уровню математической тревожности. С другой стороны, дети из развитых стран Азии (например, Японии и Кореи) больше склонны к развитию математической тревожности, чем школьники из развитых европейских стран (например, Финляндии и Швейцарии), — и это при одинаковой успеваемости в математике. Учёные связывают Academic expectations as sources of stress in Asian students такую тенденцию с тем, что на школьников из азиатских стран оказывают больше давления относительно их успехов и оценок, в особенности — в математике и других точных науках.

Математическую тревожность также объясняют генетически. Например, в работе, опубликованной Who is afraid of math? Two sources of genetic variance for mathematical anxiety в The Journal of Child Psychology and Psychiatry в 2014 году, приводятся результаты исследования с участием 512 пар близнецов — школьников в возрасте 12 лет. Авторы выяснили, что математическая тревожность примерно на 40 процентов объясняется генетическими факторами, а именно — предрасположенностью к общей тревожности, а также способностью к математике (или уровнем «математического познания»). Остальная вариативность в уровне такой тревожности объясняется факторами окружающей среды, среди которых (помимо уже упомянутых) могут быть как качество преподавания предмета в школе, так и особенности воспитания (например, поощрение успехов родителями и учителями).

Разумеется, люди могут испытывать тревогу, сталкиваясь и с другими школьными (и не только) предметами: например иностранными языками (здесь стоит упомянуть небезызвестный «языковой барьер») или игрой на музыкальных инструментах (а здесь роль может сыграть «боязнь сцены»).

Считается, однако, что именно математика вызывает наиболее сильную эмоциональную реакцию, чаще несёт за собой негативные последствия в виде тревожности и теснее связана с академической неуспеваемостью.

Например, среди девятилетних детей математическая тревожность связана Relationships between 9-Year-Olds’ Math and Literacy Worries and Academic Abilities с неуспехами в математике, в то время как грамматическая тревожность (в отношении литературы и языков — иностранного или родного) на учебные успехи не влияет. Этому может способствовать догматизм математики как учебной дисциплины. Ребёнок может интересоваться искусством и литературой, хорошо рисовать или играть на скрипке, но всё это не пополняет его умственные способности (в глазах родителей или учителей, а порой и собственных) так сильно, как это делают успехи в математике и других точных науках.

Что делать?

Несмотря на свою уже довольно долгую исследовательскую историю (с публикации работы, в которой впервые упомянули «числовую тревожность», прошло уже больше 60 лет), устоявшейся методики лечения математической тревожности, в сожалению, до сих пор нет.

В 1984 году Сьюзан Шодаль (Susan Shodhal) и Клион Дайерс (Cleon Diers) из общественного колледжа в Сан-Бернардино, Калифорния, запустили Math Anxiety in College Students: Sources and Solutions курс «Математика без страха» (Mathematics Without Fear). Он длился один семестр, а занятия проходили раз в неделю по два часа; вели его два преподавателя: психолог и математик. Несмотря на название, курс был совсем не учебным, а скорее напоминал собрания психологической группы поддержки.

Учёные основывали свои занятия на методах когнитивно-поведенческой терапии: студентов курса спрашивали об их математическом опыте, учили не бояться устоявшихся математических мифов (например, мифа о том, что математика обязательно требует быстрой реакции и высочайших логических способностей), а также знакомили с практиками релаксации и рефлексии. Первые 40 студентов, принявших участие в таком курсе, нашли его полезным, а их уровень математической тревожности снизился с 311,3 до 213 баллов по шкале MARS.

Психотерапия (в частности, когнитивно-поведенческая) достаточно хорошо помогает бороться как с общей, так и с частной тревожностью, и пока что психологи в качестве основного метода снижения страха перед математикой рассматривают именно её. Помочь может письменная терапия — выражение своих чувств и эмоций в письменной форме: исследование, опубликованное в 2014 году в Journal of Applied Psychology, показало, что написание такого «эссе» перед решением математических задач существенно повышает The Role of Expressive Writing in Math Anxiety результаты выполнения задания среди студентов с высоким уровнем математической тревожности. Письменную терапию активно применяют и в борьбе с экзаменационной тревожностью, поэтому она может помочь и с возможным корнем возникновения тревожности математической — страхом неудачи.

Что касается ранних проявлений математической тревожности, то здесь, как мы уже выяснили, важную роль играют как учебная атмосфера, так и поощрение со стороны родителей и учителей. Так, снизить математическую тревожность помогают индивидуальные занятия с репетитором: младшие школьники (от 7 до 9 лет), прошедшие интенсивный восьминедельный математический курс под руководством персональных учителей, не только улучшили Remediation of Childhood Math Anxiety and Associated Neural Circuits through Cognitive Tutoring свои знания, но и снизили уровень математической тревожности.

Помимо снижения баллов по шкале измерения такой тревожности, эффективность индивидуальных занятий показали и данные фМРТ: за восемь недель занятий при решении математических задач существенно снизилась активность миндалевидного тела — участка мозга, отвечающего за эмоциональную реакцию (в основном отрицательную: страх или отвращение). При правильном подходе индивидуальные занятия могут развить любовь к предмету; к тому же обычно репетиторы не ставят оценок за выполнение домашних или контрольных заданий, что существенно снижает риск появления экзаменационной тревожности, которая вызывает математическую или сопутствует ей.

Ещё один возможный способ борьбы с математической тревожностью — неинвазивная магнитная и электростимуляция головного мозга. Такой метод, пусть он на первый взгляд и кажется весьма радикальным, способен достаточно эффективно (и, что важно, — безопасно и безболезненно) повлиять на активность участков коры головного мозга.

Помимо стимуляции миндалевидного тела, которая может снизить активность (а значит — и негативные эмоции) в ответ на определённый стимул, учёные в качестве возможной цели стимуляции также рассматривают префронтальную кору — билатеральный отдел мозга, принимающий участие в когнитивном контроле (к нему относится и контроль аффекта, а значит — и тревожности) и рабочей памяти.

Применив метод микрополяризации (транскраниальной стимуляции малым постоянным током, англ. transcranial direct current stimulation, сокращенно tDCS), учёные, например, смогли снизить Cognitive Enhancement or Cognitive Cost: Trait-Specific Outcomes of Brain Stimulation in the Case of Mathematics Anxiety тревожность при решении арифметических задач у участников с высоким уровнем математической тревожности.

Эффективность такого метода подтвердило и снижение уровня кортизола (гормона, вырабатываемого в ответ на стресс) в их слюне. Наконец, магнитная стимуляция случайным шумом (англ. transcranial random noise stimulation, сокращенно tRNS) улучшает Transcranial random noise stimulation and cognitive training to improve learning and cognition of the atypically developing brain: A pilot study математические способности отстающих детей: а успех в математике напрямую связан с появлением страха перед ней.

Люди часто переживают, когда у них что-то не получается, — и это абсолютно нормально.

Постоянное проявление тревожности из-за неудач, однако, уже заставляет задуматься о походе к специалисту: стресс, вызываемый частой тревогой, может привести к появлению самых разных заболеваний (например, болезней сердечно-сосудистой системы) и психических расстройств (например, клинической депрессии или тревожного расстройства).

Именно поэтому математическую тревожность не стоит недооценивать: она может повлиять не только на успеваемость в школе и дальнейший успех в смежной сфере, но также и на здоровье. Поэтому, пока панацеи от страха перед математикой не придумали, от проблемы стоит избавляться как можно раньше: для этого учителям и родителям можно развивать любовь к предмету у ребёнка, поощрять его за успехи и не сильно ругать за неудачи, а детям — помнить, что математика, пусть она и царица всех наук, не такая страшная, какой кажется на первый взгляд.

Я учусь в 6 классе,я новенькая в школе (2013 год).В классе все хорошо понимают математику,а я нет.Когда я захожу в кабинет математики,меня начинает трести. Мне становиться холодно. Я боюсь выходить к доске.Потому-что боюсь опозориться.Я очень хорошо учусь по остальным предметам ,но математика. Меня вызывают довольно редко,но всё-же я каждый урок боюсь,что меня вызовут..и т.д. Я стараюсь переубедить себя и пойти на встречу страху говоря по ночам "Я всё смогу,для меня нет преград".Но,это не помогает. Что делать ?

Самая большая проблема психологическая. Знаю по себе. В первом классе у меня тоже были с математикой проблемы по той же причине: я боялся сморозить какую-нибудь глупость и быть выставленным на посмешище учительницей. Потом, когда я убедился, что учителя ко мне относятся нормально, стало намного легче, и математика мне стала даваться довольно неплохо. Мне, кстати, тоже можешь в агент писать. Могу помочь с заданиями или с теорией или просто поддержать, если есть желание, конечно.

Ну если человек в чём то не очень силён это вовсе не позор. Тем более вряд ли твои одноклассники такие уж математики в 12 лет

Меня зовут Ася. Я учусь в 6 классе. Математики я не боюсь и всему я научусь. ) Это тебе, дружок, новая мантра. )

ты учишся, и показывая по началу плохие результаты - ничего страшного. когда будешь понимать математику со временем перестанешь бояться выходить к доске и будешь знать её лучше, чем новые одноклассники. Не давай одноклассникам сделать из себя робкую девчёнку, просто общайся с ними, привыкнеш к ним и всё будет нормально.

Расскажи об этом маме. Может быть, тебе стоит позаниматься с репетитором, чтобы появилась уверенность в своих знаниях. Можат быть, позаниматься с психологом, чтобы преодолеть страх. А может быть, достаточно побеседовать с преподавателем математики и объяснить всё, происходящее с тобой. Можно ещё поговорить с классным руководителем.

По правде говоря я сама такая, но на англиском и немецком. могу посоветовать просто не сильно переживай, если ты знаеш урок не волнуйся, ты-ж не тряпка. Еси чего-то не понимаеш спроси у родителей. Просто буть увереней и все выйдет :)

Асенька, пиши мне все свои вопросы по задачам. Я помогу.

90% боятся выходить к доске - это нормально

мой экзаменационный метод (пока это еще было нужно) - 20 грамм на грудь, волнение слабеет и вроде еще не заметно.. . нуууу по крайней мере я так считаю.

Чтоб этого было не нужно:
знание материала;
железобетонная уверенность что проскочу нахрапом;
похрен если провалюсь, у меня еще 2 попытки, провалить первую попытку - не позорно;

Асенька,найди книги психолога Владимира Леви-
он сам для себя придумал способ справляться с такими
стрессовыми ситуациями.Представь,что ты-другая девочка,
с другим именем,фамилией-на время урока.Нечто подобное
называют в психологии позицией стороннего наблюдателя.
Еще помогает дыхание по треугольнику-5-7 сек.вдыхай,
5-7 мин.задерживай дыхание,5-7 мин.выдыхай,так неск.
раз-успокаивает нервы

от тебя жизнь небудет требовать всего что тебе дают на учебе.
математика девочкам вообшет проше даеться. надо только ее понять. иши подход.
даже если и опозорешся то ненадолго. ничего страшного. или родоки пусть поговорят с деректором или преподом . что у тебя так по всему хорошо с математикои плохо . если препод не вредитель то небудет трогать

Чем больше трусишь, тем в большую депрессию себя вгоняешь! Слова и убеждения не помогут, страх провала от неуверенности в себе, в своих знаниях, значит, здесь помогут только дополнительные занятия с математиком = репетиторство!

Пусть он тебя "натаскает". Почувствуешь свой успех, дальше сама будешь заниматься, пробелы-то ликвидированы!

Я тоже боюсь идти на урок математики просто из за того что я боюсь самого учителя. Я начал боятся из за того что она говорит я выложу сегодня дз на сайт сама не выкладывает и в итоге у всех 2 кроме отличников.
2 из за того что она не внемательная работа сделана у 1 варианта, а она проверила у 2.

Вроде бы знаю как решить, но у доски всё забываю и учитель начинает кричать что я ничего не знаю и ставит два в журнал. Что мне делать? Я из-за этого часто в школу не хожу, т.к. знаю что учитель обязательно меня спросит.

жаловаться классному руководителю или директору (если первое не поможет)
у нас в прошлом году такое было, сначала был хач, потом злая толстая дура, а теперь хорошая учительница :)

тебе нужно почаще "репетировать" у доски. чтоб быть наученной.. поговори с учительницей.. скажи, что можешь ей лично рассказать, письменно, но пусть к доске как можно реже вызывает.. если хорошая, то поймет

когда выходишь к доске отключайся от всего и думай только о задании, учитель не умный раз орет, просто подумай про себя- ори, ори я все равно решу хоть заорись

Учитель делает всё неправильно. Плюнь ей в лицо! Учитель не должен орать на ребёнка! Он должен подтолкнуть в нужном направлении, чтобы у тебя всё получилось. А так. пока беспокоиться не перестанешь, многого не получится.

Страшнее не выходить. Представь себе, что на сцене и выступаешь. Ведь не всегда выступления
бывают удачными.

Я тож все забываю у доски, хоть сколько не зубрю, и English рассказать норм. не могу, потому что все забываю! Это болезнь всех учеников!

Не бойся ходить в школу, все равно не выгонят)) ) Когда училка несправедливо орет, представь, что у нее изо рта лезет говно.) ) Ну или еще что-нибудь) ) Настроение поднимешь себе и к доске уже не страшно будет выходить. Удачи!)))

Нужно подойти к учителю, и объяснить свою ситуацию, и чаще выходить к доске нужно, повторяя про себя, что Я все могу, у меня всегда все получается.. Тебе нужно идти навстречу страху, во-первых обязательно признать, что "Да у меня есть такой-то такой-то страх, Да я такая".. -и тогда ты его переборишь, Он исчезнет и не будет властвовать над тобой.. Удачных выходов к доске и решению задач..

Реши задачу. Расскажи её решение своими словами. При этом не смотри учителю в глаза и в аудиторию не смотри. Смотри на то, что написал на доске, и говори, говори, говори своими словами. Обязательно расскажи, про отношение учительницы маме. Мама быстро решит эту проблему. А в школу ходи обязательно, то будешь неуспевающим. Твоя учительница так называемый "солнечный вампир"-кричит, унижает, тем самым получает удовлетворение в душе. У неё дома проблемы, да и с коллегами своими. Так что вперёд. БУДЬ УВЕРЕН В СЕБЕ. ВЫШЕЛ К ДОСКЕ И ПОВТОРЯЙ: Я СЕЙЧАС ВСЁ РЕШУ И ВСЁ РАССКАЖУ, ЧТО БУДУТ ЗАВИДОВАТЬ!

Источник: Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский

Пишу не вовремя, но на данный момент у меня такая же проблема :( Надеюсь, что скоро удачно сдам экзамены и свалю в коллеж

Алина Медведева


Алина Медведева

Мария, от того что ты будешь сидеть над книгой 24/7 у тебя не прибавится, если ты не понимаешь предмет. Тут скорее нужен репетитор, который тебе все это разжуёт

Мария Комолова

Алина, не обязательно ходить к репетитору или сидеть над книгой. достаточно включить видеоурок, который касается темы. от того, что ты будешь сидеть и ныть: «я ничего не понимаю блин(((» ситуация не улучшиться

Алина Медведева


Алина Медведева ответила Марии

Мария, у вас все так легко и просто ) Не всем достаточно «видео урока» Люди разные бывают, бывают такие что хоть в лоб хоть по лбу

Анастасия Хомякова


Анастасия Хомякова

Мария, человек может тупить у доски даже зная материал. у некоторых просто боязнь перед публикой, даже такой маленькой и из за этого человек теряется и/или нервничает

Мария Комолова

Мария Комолова

Алина Медведева


Алина Медведева ответила Марии

Мария, так я где-то про нытьё сказала ? Не вижу взаимосвязи)
Если человек не понимает, то ему и видео уроки не помогут, вообще все зависит от педагога

Алина Медведева


Алина Медведева ответила Анастасии

Катя Грибкова

🤡

Алина, причём здесь педагог?) есть куча способов решить проблему, но нет, мы лучше напишем в архив

Алина Медведева


Алина Медведева ответила Кате

🤦🏻‍♀

Катя, речь идёт о знаниях того или иного предмета, все зависит от того, как педагог преподнесёт ученикам знания
Есть педагоги, которые объясняют хорошо и доходчиво, а есть такие которые «почитай правило и все поймёшь» У нас был учитель, она просто на проектор выводила тему и говорила «прочитайте» «вам все понятно?» Она даже не объясняла материал..

Мария Комолова

Алина Медведева


Алина Медведева ответила Марии

Мария Комолова

Алина Медведева


Алина Медведева ответила Марии

Анастасия Пилипчук


Анастасия Пилипчук ответила Марии

🙂

Мария, в 9 классе по видеоурокам разбирала где-то 5 заданий из ОГЭ, которые не понимала, чтобы с уверенностью получить «4» за экзамен
решала максимально много заданий по этим же видеоурокам, всегда ответы были правильными
но как дело доходило до решения полного теста на решуогэ - результата 0, как было 13 баллов, так и оставалось
фортануло, что экзы я не сдавала, натянула годовую оценку до 4 и со спокойной душой свалила из школы :)

Дарья Савельева


Дарья Савельева ответила Алине

Алина, я перед сессией на 1 курсе, а это 10-11 класс смотрела сама видосы на ютубе и поняла логарифмы, кто хочет - тот поймет. а кто не захочет понимать будет искать вечные оправдания. можно и без репета понять, разобраться.
в школе тоже ничего не понимала, дома разбирала с сестрой, сама по видео урокам и что-то понимала, но лучше сидеть и ныть

Алина Медведева


Алина Медведева ответила Дарье

Julia Yakovenko

🤷🏻

Алина, ну не знаю,ходила полгода к репетитору по математике и все равно я её как не понимала,так и не понимаю

Алина Медведева


Алина Медведева ответила Julia

Читайте также: