Биологический фундамент личности основанный на свойствах нервной системы

Обновлено: 03.05.2024

Свойства нервной системы - ее природные, врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и характера (Павлов) Многолетнее изучение условных рефлексов позволило Павлову выделить три основных свойства нервных процессов, которые определяют индивидуальные особенности поведения животных, их темпераменты. Первое свойство – сила процессов возбуждения и торможения, характеризующая работоспособность корковых клеток. Это свойство определяется предельной силой раздражения, на которую могут быть образованы положительные и отрицательные условные рефлексы. Второе свойство – соотношение, или баланс, силы процессов возбуждения и торможения, иными словами, их уравновешенность. У одних собак одинаково легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы, у других сила процессов возбуждения и торможения неодинакова. Если процесс возбуждения превалирует над процессом торможения, то наряду с быстрым образованием положительных условных рефлексов наблюдается трудность выработки дифференцировок, особенно тонких; уже имеющиеся дифференцировки легко растормаживаются. Третье свойство –подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой они могут сменять друг друга.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обусловливает темперамент человека,. Но неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью. Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению его темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось вследствие увеличения продолжительности обучения, что задержало включение в значимые социальные контакты. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности. Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера [227]. Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.

К свойствам темперамента можно отнести те индивидуальные отличия человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов его деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Перечислим их:

1) сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

2) реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон – даже звук);

3) активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания);

4) соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;

5) пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность);

6) темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума);

7) экстраверсия – интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

8) эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

В последние годы к основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения – энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность, вторая – через подвижность, темп и ритмичность реакций. Реактивность человека тем выше, чем слабее раздражитель, способный вызывать реакцию. Она показывает, насколько сильно разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные – сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активности показывает, что сильнее воздействует на человека: случайные факторы (события, настроение и т. д.) или постоянные и долгосрочные цели.

Стреляу описывает основные типы темперамента с учетом склонности к определенной эмоциональной реакции следующим образом.
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него живая мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его можно научить сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, скорее экстраверт.
Флегматик. Это человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Он обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны, медленный темп движений и речи. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
Меланхолик. Этот человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов большинство – интроверты.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер – но о характере речь пойдет в следующей нашей лекции). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Темперамент — врожденные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности.

Концепция четырех видов темперамента возникла в Древней Греции, в трудах Гиппократа. Гиппократ (греч. . '. лат. Hippokrates) (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины».

Гиппократ считал, что всякое заболевание является результатом нарушения в организме человека баланса жидкостей (жизненных соков), которые в здоровом состоянии имеют равные пропорции: кровь, черная желчь, желтая желчь и лимфа. Такое нарушение баланса называется дискразия («плохое сочетание»), оно приводит к болезни, длящейся до тех пор, пока соотношение жидкостей не будет восстановлено.

Особенности поведения (темперамент) людей Гиппократ также объяснял исходя из преобладания в организме одного из четырех элементов:

– преобладание желчи (греч. . ' (холе) – желчь, яд) делает человека импульсивным, раздражительным, несдержанным;

– преобладание лимфы (греч. . '. (флегма) – мокрота) делает человека спокойным, уравновешенным, медлительным;

– преобладание крови (лат. sanguis (сангвис) – кровь) делает человека подвижным, веселым, энергичным, жизнерадостным и общительным;

– преобладание черной желчи (греч. . . ' (мелэна холе) – черная желчь) делает человека застенчивым, грустным, замкнутым и робким.

Данная теория темперамента часто называется гуморальной (от лат. humor — жидкость) в силу того, что в ней темпераменты соотносятся с жидкостями в организме человека. Слово «темперамент» (от лат. temperans — умеренный) в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей».

Римские врачи для обозначения пропорций в смешении жидкостей по Гиппократу стали со временем использовать слово «temperamentum», что означает «надлежащее соотношение частей».

Сами же знакомые нам названия четырех типов темпераментов были даны греческим врачом Клавдием Галеном (129–200 или 216 гг. н.э.), создателем порядка 300 трудов по философии и медицине, придворным лекарем императора Марка Аврелия.

Человека с преобладанием желтой желчи он стал называть холериком, черной желчи – меланхоликом, крови – сангвиником и лимфы – флегматиком.

Иван Петрович Павлов (1849–1936) установил связь между типом темперамента и особенностями высшей нервной деятельности человека. По мнению ученого, темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, основан на свойствах нервной системы, а также связан со строением тела человека и с обменом веществ в организме. В качестве основных свойств нервной системы человека Павлов рассматривал следующие.

– Силу нервных процессов – способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток.

– Уравновешенность – соотношение возбуждения и торможения. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения выражается в быстром образовании условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстрым их угасанием.

– Подвижность нервных процессов – способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения, и наоборот.

В зависимости от сочетания данных показателей выделяют четыре уже известных нам типа темперамента.

1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы.

2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный тип нервной системы.

3. Холерик – сильный, неуравновешенный тип нервной системы, со слабыми по сравнению с возбуждением процессами торможения.

4. Меланхолик – слабый тип нервной системы.

3.2. Основные виды темпераментов

Рассмотрим каждый тип темперамента подробнее.

Иллюстрация Иоганна Каспара Лаватера (1741–1801), знаменитого швейцарского поэта и физиономиста

Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, подвижного. Такие люди легко приспосабливаются к новым условиям. Сангвиники эмоциональны, зачастую предстают в глазах других людей оптимистами, шутниками. Впрочем, их радость нередко может сменяться противоположными чувствами. Подвижность нервной системы обусловливает изменчивость чувств, интересов и взглядов. Сангвиники легко устанавливают контакты с незнакомыми людьми, самостоятельно инициируя знакомство и имея широкий круг общения. Они также являются приятными собеседниками, доброжелательными и отзывчивыми людьми. Однако они не всегда сдерживают свои обещания, а при необходимости выполнять монотонную или напряженную работу теряются. Они легко берутся за новую работу, но с течением времени могут утомляться. В то же время они устойчивы к стрессам и не теряются в изменяющихся условиях. Они также крайне неуютно чувствуют себя в одиночестве или в незнакомой обстановке, предпочитая быть в шумных компаниях.

Меланхолический темперамент свойствен человеку мрачного, пессимистичного настроя, не выражающему свои эмоции внешне. Его переживания невозможно увидеть со стороны, меланхолик крайне сдержан в их проявлении. Меланхолики не дают пустых обещаний, держа свое слово. Люди с данным типом темперамента, как правило, сосредоточенно работают, не отвлекаясь на различные раздражители. В то же время они зачастую обидчивы, легкоранимы и плохо переносят неудачи. Им проще находиться в одиночестве, нежели в новой обстановке, в которой они чувствуют себя неловко и не могут побороть смущение при общении с неизвестными людьми. В работе или учебе они обычно испытывают трудности в освоении новых заданий, но при этом демонстрируют значительную работоспособность и выдержку.

Холерический темперамент характеризует вспыльчивого, быстрого человека. Холерики крайне эмоциональны, зачастую несдержанны и неуравновешенны. Их характеризует частая смена настроений, раздражительность. Холерики не слишком усидчивы – начиная работу, они могут бросить ее на середине. Холерики способны качественно и с полной отдачей выполнять работу, но лишь в течение короткого периода времени. При долговременной работе им не хватает выдержки, они начинают раздражаться и жаловаться на плохое самочувствие. В общении они часто меняют тему разговора, начинают конфликты, впрочем, успокаиваясь в случае согласия с их точкой зрения.

Флегматический темперамент свойствен хладнокровным, уравновешенным и спокойным людям. Флегматиков крайне сложно вывести из себя или заставить прилюдно проявлять свои чувства. В общении они корректны и вежливы. Им бывает сложно сконцентрироваться на объекте труда, но зато они, как правило, не бросают работу до ее окончательного завершения. Они обладают высокой работоспособностью и сопротивляемостью различным стрессогенным факторам. Однако в некоторых случаях флегматики могут стать плохими работниками, склонными к бездействию или безразличию. Флегматики не ищут новых знакомств, обходясь уже знакомой им социальной средой. Им сложно отказаться от привычного жизненного распорядка.

В жизни существует много смешанных типов темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент меняется с возрастом.

И.П. Павлов выделил еще три типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний – в зависимости от преобладания активности одного из полушарий головного мозга.

Мыслительный тип характерен для правшей, т.е. людей с доминирующей активностью левого полушария. Такие люди рассудительны, анализируют происходящее, планируют свои поступки. Люди этого типа успешны в математике и в науке в целом.

Художественный тип свойственен левшам, у которых преобладает активность правого полушария. Такие люди эмоциональны, обладают ярким воображением, при этом их поступки основываются на чувствах, а не на разуме. Их интересует искусство, писательское и художественное творчество.

Большинство же людей относятся к среднему типу. Развитие их мыслительных или художественных знаний и навыков зависит от воспитания или социальной ситуации развития. В семье научных деятелей средний тип скорее «эволюционирует» в мыслительный, а в семье художников – наоборот.

Известный швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875–1961) выделил две категории людей: экстраверты («обращенные вовне») и интроверты («обращенные внутрь себя»).

Экстраверты – общительные, активные люди, легко заводящие новые знакомства и не испытывающие сложностей в общении. Экстравертами считаются сангвиники и холерики. Такие люди стремятся всегда быть в центре внимания, активно участвуют в общественной жизни. Экстраверты любят рисковать, демонстрировать свои лидерские качества. Они чувствуют себя крайне некомфортно, находясь в одиночестве.

Интроверты – малообщительные, сдержанные люди, более комфортно чувствующие себя в одиночестве, не стремящиеся к общению в группе. К интровертам относят флегматиков и меланхоликов. Интроверты, как правило, концентрируются на одном деле и предпочитают оценить ситуацию, прежде чем приступать к работе.

Принято считать, что у экстравертов ведущим полушарием является правое, у интровертов – левое.

Чистые экстраверты или интроверты встречаются достаточно редко. В каждом человеке в зависимости от ситуации могут проявляться те или иные черты.

Приведем пример пяти типов людей в зависимости от согласия с предложенными утверждениями.

Ганс Юрген Айзенк (1916–1997) ввел понятия «эмоциональная устойчивость» и «эмоциональная неустойчивость» (нейротизм).

Нейротизм – это эмоционально-психологическая неустойчивость, являющаяся результатом неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Нейротизм проявляется как чувствительность к внешним воздействиям, повышенная эмоциональность и тревожность. Нейротизм приводит к обидчивости, стрессам, подавленности, раздражительности. Крайними формами проявления нейротизма являются злость, ярость, постоянное ощущение чувства вины.

Эмоциональная стабильность свойственна людям, устойчивым по отношению к внешним воздействиям, не склонным к беспокойству.

На основе этих двух факторов Айзенк расширил теорию Юнга и применил сочетания «нейротизм – стабильность» и «экстраверсия – интроверсия» по отношению к типам темперамента:

– холерик – экстраверт с повышенным нейротизмом;

– меланхолик – интроверт с повышенным нейротизмом;

– сангвиник – эмоционально устойчивый экстраверт;

– флегматик – эмоционально устойчивый интроверт.

Одну из самых известных типологий темперамента предложил немецкий врач-психиатр Эрнст Кречмер (1888–1964). В своей работе «Строение тела и характер» (1921) он описал около 200 больных, выделив в итоге несколько основных типов строения тела. Он также установил, что имеется связь между типом телосложения и склонностью к психическим заболеваниям. Кречмер предложил три основные «конституционные группы»: шизотимики, циклотимики и искотимики.

Им было выделено три основных типа телосложения и соответствующие им типы личности.

1. Астеник (от греч. . '? — слабый) – человек хрупкого телосложения с плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными руками и ногами, слабой мускулатурой. Люди с астеническим телосложением имеют часто шизотимический тип личности. Они замкнуты, серьезны, склонны к размышлениям, упрямы, с трудом приспосабливаются к новому окружению или условиям, чувствительны и ранимы.

2. Пикник (от греч. . '? — толстый) – человек малого или среднего роста с явно выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, короткой шеей. Соответствующий ему тип личности – циклотимик. Такие люди очень активны, общительны, эмоциональны, легко вступают в контакт с людьми и приспосабливаются к новым условиям.

3. Атлетик (от греч. . '? — свойственный борцам) – человек пропорционального телосложения, с крепким скелетом, развитой мускулатурой, широким плечевым поясом. Этот тип телосложения имеют искотимики – люди маловпечатлительные, сдержанные, властные, с невысокой гибкостью мышления. Зачастую могут быть очень уверенными в себе и энергичными, при расстройствах психики склонны к эпилепсии.

Американский психолог Уильям Герберт Шелдон (1898–1977) является автором конституциональной теории. Шелдон установил связь между типом строения тела человека и его темпераментом.

Шелдон говорил о том, что на ранней стадии развития эмбрион состоит из трех зародышевых листков. Позднее из одного развиваются внутренние органы (эндодерма), из другого – мышцы и сердце (мезодерма), из третьего – нервная система (эктодерма).

В соответствии с этим, по мнению ученого, имеются три основных соматотипа . Каждому соматотипу соответствует определенный психотип следующим образом.

1. У человека с эндоморфным соматотипом наибольшее развитие имеют внутренние органы. Данный тип характеризуется избытком жировых тканей, широтой кости. Тело обладает относительно слабой мускулатурой. Такой человек отличается достаточно медленной реакцией, общительностью, приветливостью, нормальным проявлением эмоций.

2. Мезоморфный соматотип формируется тогда, когда ведущую роль в развитии играет мышечная система. Такой человек обладает стройной, мускулистой фигурой, низким количеством жировых отложений. Такой человек энергичен, решителен, но в то же время испытывает трудности в общении, не способен проявлять эмоции.

3. Человек эктоморфного соматотипа формируется при ведущем развитии нервной системы и мозга. Данный тип характеризуется хрупким, слабым телом. Человек такого типа зачастую несколько заторможен в движениях, склонен к уединению, скрытости чувств, нелюбовью к большим компаниям.

В современной психологии большинство конституционных концепций повергаются критике из-за недооценки в них роли социальных факторов, влияющих на формирование психических свойств человека.

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.

4. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.

5. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.

6. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964.

7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

8. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1990.

9. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

10. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 1979.

11. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. под общ. ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Прогресс, 1982.

12. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1985.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 3 Темперамент

Глава 3 Темперамент 3.1. История развития взглядов на темпераментТемперамент — врожденные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности.Концепция четырех видов темперамента возникла в Древней Греции, в трудах Гиппократа. Гиппократ (греч.

§77. Темперамент

§77. Темперамент Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся: 1) в эмоциональной возбудимости

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ Темпераментом можно назвать степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т. е. силу и быстроту проявлений действий и чувствовании, а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Можно

Глава XIX ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Глава XIX ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности — что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть — каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства

Глава 17. Если он долго не может определить ваш сексуальный тип и темперамент

Глава 17. Если он долго не может определить ваш сексуальный тип и темперамент Среди тех мужчин, кому уже за 25-30 лет и кто к этому времени уже накопил довольно большой сексуальный опыт (а также имеет нормальные внешние данные и стабильное положение в жизни), довольно часто

Глава 4 Темперамент — это судьба? Природа, воспитание и теория орхидеи

Глава 4 Темперамент — это судьба? Природа, воспитание и теория орхидеи Многие люди уверены во всем больше, чем я в чем-либо. Роберт Рубин, In an Uncertain

Глава 14 ТЕМПЕРАМЕНТ — ЭТО НЕ СУДЬБА

Глава 14 ТЕМПЕРАМЕНТ — ЭТО НЕ СУДЬБА Итак, мы уже достаточно поговорили о перестройке заученных эмоциональных шаблонов. А как обстоят дела с теми реакциями, в основе которых лежат наши генетические качества, и что нам известно об изменении привычных реакций человека,

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые1) регулируют

Глава 8. Характер, воля, темперамент личности

Глава 8. Характер, воля, темперамент личности У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности. В. ГюгоПонятие о характере У каждого человека уже изученные нами черты и

Глава 16. Чамбули: пол и темперамент

Глава 16. Чамбули: пол и темперамент Поздно вечером катер причалил у Канканамуна, деревни ятмулов, где работал Грегори Бейтсон. Мы прошли к его комнатушке, защищенной противомоскитными сетками, и увидели там дерево, растущее прямо сквозь крышу, так что и его кот, и,

Тема: Личность. Этапы её развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции.

Цель занятия: сформировать представление об уникальности каждой личности, условиях её становления.

углубить понятие о психологических особенностях человека: темпераменте и характере;

ознакомить учащихся с одной из методик изучения темперамента;

проследить за формированием способностей.

Тип занятия: ознакомительный.

Вид занятия: семинар

1. Изучение нового материала.

Личность – это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом. Основу личности составляет её структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Психологи в качестве ведущего компонента структуры личности, выделяют направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим всё поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Учитель обращается к схеме (на доске).

Структура личности (по К.К. Ковалёву).

Определяет отношение к действительности. Включает свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, установок. Доминирующая направленность определяет всю психологическую деятельность личности.

Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Определяет стиль поведения личности в социальной среде.

В нём проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяют моральные и волевые качества.

Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий, поступков жизни и деятельности

Характер и темперамент. В характере личность раскрывается со стороны её содержания, в темпераменте – со стороны своих динамических проявлений.

Сторона содержания личности.

Целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

Возникает и формируется в обществе.

Динамическая сторона личности.

Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения.

Врождённая особенность человека.

Четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Первые описания различий между людьми сделаны в древнем Китае в 8 веке до нашей эры. Древнекитайские медики сравнивали людей с животными – неуравновешенных и подвижных подобно обезьянам, смелых и храбрых подобно тигру, медлительных и неповоротливых подобно панде.

Гиппократ (460-370 до н.э.) считал, что в организме есть 4-е основные жидкости или 4-е жизненных состояния, т.е. от соотношения этих четырёх жидкостей главным образом и зависят особенности психики и поведения человека.

Слово «темперамент» ввёл Клавдий Гален.

Типы высшей нервной деятельности.

В основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы, поэтому современное понимание темперамента связано с учением И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности человека.

Типы нервной деятельности характеризуются процессами, протекающими в нервной системе: возбуждение, торможение, а также учитываются свойства этих процессов: сила, скорость, уравновешенность.

Павлов выделил 4 типа нервной деятельности:

Слабый тип (меланхолик) – слабые процессы торможения и возбуждения.

Сильный неуравновешенный тип – (холерик) возбуждение преобладает над торможением.

Сильный уравновешенный тип (сангвиник) торможение = возбуждению.

Сильный уравновешенный тип – (флегматик) инертный.

Павлов особо подчёркивал, что слабость нервной системы не является отрицательным качеством, да и вообще о темпераменте невозможно судить «хорошо» или «плохо». Сильная нервная система хорошо справляется с одними жизненными задачами, слабая – с другими.

Понятие темперамента. Типы темпераментов.

Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности индивида. Выражается в силе, скорости, ритме, темпе всех психомоторных проявлений человека: его практических действий, речи, выразительных движений. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда поворот или движение головы, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают тот динамический аспект личности, который составляет темперамент.

Активность – энергетический потенциал организма.

Эмоциональность – интенсивность реакций на происходящее.

Социолабильность – лёгкость установления контактов с окружающими.

Импульсивность – склонность действовать по первому побуждению.

В 70-х годах двадцатого века американские учёные психолог А. Басс и генетик Р. Полмин выявили пять критериев, которым должно отвечать свойство психики, чтобы оно относилось к темпераменту:

Любое свойство темперамента генетически обусловлено и передаётся по наследству.

Темперамент проявляется в поведении уже в раннем детстве.

Темперамент неизменен на протяжении всей жизни.

Темперамент есть у животных.

Свойства темперамента адаптивны, то есть, направлены на успешное приспособление человека к окружающей среде.

Знакомство с типами темпераментов.

САНГВИНИК – сильный тип хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Часто предлагает свои какие-то идеи и добивается осуществления. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным, целеустремлённым, не теряя при этом чувства юмора. Хорошо умеет сдерживать свои эмоции. Речь быстрая, громкая с живыми интонациями и мимикой.

ХОЛЕРИК – это вспыльчивый безудержный тип. «Шуток не понимает. Всех терпеть не может», - так характеризует его Чехов. Подвижен, инициативен, но, в отличие от уверенного в себе сангвиника, самоуверен. Поэтому его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца. Нетерпелив, и если увлечётся, то его трудно остановить. Ожидание способно вывести его из себя. Неудачи – тоже, и он или лихорадочно действует, или впадает в апатию Для него вообще характерно подобное непостоянство. То чересчур разговорчив – не остановить, то слова из него не вытянешь. Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу. Схватывает информацию на лету, быстро запоминает, даже не успев осознать.

ФЛЕГМАТИК – спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчёте. Говорит в основном про еду, не любит пустословия. Ему не чужда предприимчивость, однако предлагать новую идею склонен только после тщательного взвешивания всех «за» и «против». Никакая неудача не способна вывести его из себя. Для него это вполне рядовые жизненные неприятности. Способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть. Он стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. Его речь спокойна, без эмоций.

МЕЛАНХОЛИК – это слабый тип, для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Меланхолик пассивен и обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.

Вывод: темперамент характеризует то, как мы действуем, а не то, что мы делаем.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ .

Разыграйте сценку, в которой один из персонажей сангвиник, меланхолик, флегматик или холерик.

Угадайте тип темперамента по предложенному описанию.

«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота оказались заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везёт, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, ещё и дождь пойдёт», - приговаривал он сквозь слёзы. «Чего тут торчать, вышибем ворота, и все дела!», - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождём, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в неё пролезем», - взял в руки инициативу четвёртый». (Из книги Круга «Торопись не спеша»).

Изучение типов темперамента и характера школьников (личностный опросник Ханса Дж. Айзенка).

1. Определение индивидуального типа темперамента.

Школьникам предлагается ответить на 48 вопросов, разделённых на 2 блока. Отвечать на поставленные вопросы следует только в форме «ДА» или «НЕТ» (напротив номера вопроса поставьте «+» или «-«).

Первый блок, состоящий из 24 вопросов, помогает определить принадлежность к экстравертам или интровертам. Проявление экстраверсии характеризуется обращённостью личности на внешний мир. Экстравертам свойственны индивидуальность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Интроверсия – направленность личности на явления своего собственного внутреннего мира (свойство, полярное экстраверсии). Интровертам свойственны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение в формировании контактов и социальной адаптивности.

Второй блок из 24 вопросов помогает определить наличие состояния невротизма – эмоциональной неустойчивости, тревожности, понижения самочувствия или стабильности – уверенности, эмоционального комфорта.

1.Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

2.Часто ли бывает у вас беспокойное чувство, впечатление того, что вы знаете, чего хотите?

3.Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4.Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой либо причины?

5.Держитесь ли вы обычно «в тени» на вечеринках и в компании?

6. Бывает ли, что вы «дуетесь» на кого-нибудь?

7. Предпочитаете ли вы прекратить ссору молчанием?

8. Общительный ли вы человек?

9. Любите ли вы быть среди людей?

10.Часто ли вы теряли сон из-за тревог?

11. Могли бы вы назвать себя беспечным

12. Часто ли вы решаетесь на что-нибудь, когда уже слишком поздно?

13. Любите ли вы работать в одиночестве?

14. Часто ли вы чувствуете себя равнодушным и усталым без серьёзной причины?

15. Подвижный ли вы человек?

16. Часто ли вам что-либо так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

17. Вы чувствуете себя неловко в новой нарядной одежде?

18. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточится на чём-то внимание?

19. Можете ли вы быстро переложить ваши мысли в слова?

20. Часто ли вы бываете в рассеянном забытьи?

21. Любите ли вы каверзные шутки?

22. Часто ли вы думаете о прошлом?

23. Вы очень любите вкусную еду?

24. Когда вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли в понимающем человеке, чтобы выговорится?

25. Если вам по серьёзной причине будут нужны деньги, согласитесь ли вы лучше продать что-нибудь из своих вещей, чем занять деньги?

26. Чувствительны ли вы иногда к некоторым вещам?

27. Предпочли бы вы остаться в одиночестве, чем пойти на скучную вечеринку?

28. Бываете ли вы так возбуждены, что не можете усидеть на месте?

29. Любите ли вы планировать действия заранее?

30. Бывает ли у вас головокружение?

31. Делаете ли вы обычно вещи лучше, обдумывая их в одиночку, чем обсуждая с другими?

32. Случается ли у вас одышка, хотя вы не делали никакой тяжёлой работы?

33. Являетесь ли вы беспечным человеком, которого не волнует вопрос «сделать как нужно»?

34. Подводят ли вас нервы?

35. Нравится ли вам планировать больше, чем делать?

36. Нервничаете ли вы, когда находитесь в лифте или в тоннеле?

37. Делаете ли вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем-то знакомитесь?

38 Бывают ли у вас сильные головные боли?

39. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придёт в норму?

40. Трудно ли вам заснуть ночью?

41. Говорили ли вы иногда первое, что придёт в голову?

42. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

43. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей

44. Часто ли вам случаются неприятности из-за того, что вы поступаете не подумав?

45. Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории друзьям?

46. Застенчивы ли вы в присутствии старших?

47. Считаете ли вы, что стоит рискнуть, даже если шансы не в вашу пользу?

48. Часто ли у вас «сосёт под ложечкой» перед важным делом?

Учитель зачитывает номера вопросов с ответами. В случае совпадения номер ответа по первому блоку обводится в кружок. Ответы «ДА»: 1, 3, 7, 9, 11. 15, 19, 21, 23, 33, 37, 39, 41, 47.

«НЕТ»: 5, 13, 17, 25, 27, 29, 31, 35, 43.

В случае совпадения ответа по второму блоку номер обводится в квадрат. Ответы «ДА»: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48.

Сравнение полученных результатов с «кругом Айзенка» (см. рисунок), в котором представлены отличительные свойства личности и черты характера, присущие определённому типу темперамента.

Темперамент – одно из индивидуально-психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчеркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства. С темпераментом связаны скорость и интенсивность реагирования на внешние раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое. Другими словами, знание темперамента индивида дает ответ на вопрос, как тот действует в той или иной ситуации, но не чем обычно занимается.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризирующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. На протяжении всей истории развития науки исследователи стремились упорядочить данные по динамике психических процессов, выделить характерные типы темперамента по различным основаниям. Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н.э.). Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют темперамент. Первую классификацию темпераментов предложил Гален (II в. н.э.), последнее из ее описаний принадлежит немецкому философу И. Канту. Им была дана характеристика четырем типам темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго.

Меланхолический темперамент деятельности, по И. Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.

В новейшее время была предпринята попытка подвести под темперамент физиологическую базу на основе изучения высшей нервной деятельности. Эту попытку осуществил русский физиолог И.П. Павлов. Ученый исходил из того, что определенное сочетание трех свойств нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность) образует тип высшей нервной деятельности, который лежит в основе каждого из четырех типов темперамента.

С точки зрения Павлова, холерическому темпераменту соответствует сильный, неуравновешенный, быстрый тип нервной системы; сангвиническому – сильный, уравновешенный, быстрый тип; флегматическому – сильный, уравновешенный, медленный тип; меланхолическому – слабый, неуравновешенный, медленный тип.

Определенный вклад в развитие учения о темпераменте внес швейцарский ученый К. Юнг, который выделил два психологических типа: экстравертированный и интровертированный. Для экстравертов характерны: направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертов характерны: фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затруднения в социальной адаптации, некоторые затруднения в движениях и речи.

Представителей конституционального подхода к темпераменту связывало убеждение в том, что тип темперамента и даже неудачи индивида обусловлены характеристиками его тела. Э. Кречмер и У. Шелдон предложили конституциональные признаки темперамента, обусловленные генотипически наследуемыми особенностями телесного строения человека (астеник, атлетик, пикник – Э. Кречмер; эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный – У. Шелдон).

Однако конституциональный подход не мог удовлетворить требования повседневной психологической практики, ибо классифицировал людей по типам темперамента с низкой достоверностью и без должного психологического обоснования связи между характеристиками телосложения и типом темперамента.

Каждый темперамент имеет и сильные, и слабые стороны. Так, например, индивиды с сильным типом высшей деятельности (ВНД) эффективнее работают в условиях высокого психического напряжения, более устойчивы к состояниям фрустрации, стрессу; принимают более взвешенные решения в аварийных ситуациях.

Индивиды со слабым типом ВНД имеют лучшие показатели переключаемости внимания; более выносливы к состоянию монотонии при выполнении однообразной работы; эффективно действуют в типовых ситуациях, но проявляют растерянность в ситуациях экстремальных.

Интроверты лучше работают по критериям точности и надежности, но более склонны к реакциям страха и тревожности в процессе работы.

Воспитательная работа требует индивидуального подхода к лицам с ярко выраженными особенностями темперамента.

– резко негативная оценка действий подавляет веру в себя у лиц со слабым типом ВНД и, наоборот, стимулирует «сильных»;

– холерик нуждается в воспитании сдержанности, выдержки, спокойствия и планомерности в работе;

– меланхолику следует прививать уверенность в себе, раскованность в общении в кругу незнакомых лиц и в новой обстановке;

– флегматика следует удерживать от склонности к апатии, равнодушию и лени;

– сангвиника необходимо приучать к сосредоточенности, склонности к завершению начатых дел и глубине их проработки.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость, а также связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

В данной работе рассматриваются теории темперамента , его типы и классификация, компоненты определяющие темперамент . А так же компоненты, свойства темперамента , типы телосложения и их связь с темпераментом .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грушева О.А.

Психологический статус курсантов полиции в связи с психомоторными и индивидными признаками темперамента

Текст научной работы на тему «Теории темперамента»

2. Корсакова Н. К. Клиническая нейропсихология / Н.К. Корсакова. -М., 2006. - 460 с.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2008.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М., 2007. - 528 с.

6. Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга / А.Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е.Д. Хомской. - М., 2004.

7. Лурия А.Р. Высшие психические функции человека и проблема их локализации систем / А.Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е.Д. Хомской. - М., 2004.

Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета, г. Рубцовск

В данной работе рассматриваются теории темперамента, его типы и классификация, компоненты определяющие темперамент. А так же компоненты, свойства темперамента, типы телосложения и их связь с темпераментом.

Ключевые слова: темперамент, холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник, сенситивность, реактивность, активность, пикник, астеник, атлетик, диспластик.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. При всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо [1].

Объект исследования: темперамент как индивидуальное свойство личности.

Предмет: теории темперамента.

* Студент кафедры Психологии.

Цель: изучить основные теории темперамента.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав.

Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ И.Кант в конце ХУШ в. рассматривает темперамент только как психические свойства.

У Вундта (конец XIX в.) темперамент - это соотношение скорости и силы «душевных движений». В процессе развития учения о темпераменте изменяется характеристика четырех основных типов темперамента. Пересматривается представление об их количестве. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств (характера личности) [3].

Впервые изучением специфических физиологических механизмов, стоящих за наблюдаемыми психологами вариациями поведения, занялся Иван Петрович Павлов. Ученый заинтересовался связями между функционированием нервной системы и поведением [2]. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

- Общая активность психической деятельности и поведения человека.

- Двигательная, или моторная, активность.

Компоненты темперамента это активность и эмоциональность.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов его деятельности, характеризует особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняется в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того как центральная нервная система приобретает специфические человеческие формы).

Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами: сенситивность, реактивность, активность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия, эмоциональна возбудимость [2, 5].

Существует много теорий темперамента [6]. Древнейшими из них являются гуморальные теории, так же существует нейродинамические и конституциональные теории темперамента, описание в данной работе.

Гуморальные теории, связывают темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматическое единство индивида, то есть единство души и тела. Надо отметить, что Гиппократ был материалистом, поэтому объяснял психосоматическое единство материальной основой - смесью «соков» в организме индивида [1].

В XX веке также пытались установить связь телосложения и свойств личности. Все конституциональные теории основываются на двух положениях, называемых «конституциональной гипотезой»: во-первых, телосложение и поведение значимо связаны друг с другом, во-вторых, эта связь имеет «конституциональную» природу, т.е. скорее всего основанную на наследственности. Эрнст Кречмер заметил, что в зависимости от типа сложения человек, оказывается, склонен к одному из психиатрических заболеваний [3].Он выделил основные группы психических качеств, которые, по его мнению, и составляют основное содержание темперамента [2, 3]. Это психо -стезия, фон настроения, психический темп, общий двигательный темп или психомоторную сферу. А с точки зрения морфологии Э. Кречмер выделил четыре психосоматических типа, пикник, астеник, атлетик, диспластик [3].

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. УШелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:

- Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы).

- Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань).

- Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань) [3, 4].

Основу для разработки действительно научной нейродинамической

теории темперамента создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека [2]. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы - единственной из всех систем организма, обла-

дающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: Силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.

- Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы -темперамент сангвиника;

- Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) - темперамент флегматика;

- Сильный, неуравновешенный, подвижный - темперамент холерика;

- Слабый, неуравновешенный - темперамент меланхолика.

Рассмотренные выше теории темпераментов не согласованны между

собой и отличаются одна от одной.

Накопленные факты показывают, что в большинстве теорий исследователи как будто привязаны к конечному числу типов, которое равняется четырем. Это нельзя назвать случайным совпадением. Условие, что число типов должно равняться четырем, никаким образом не вытекает ни из одного подхода, приведенного выше. Как справедливо отмечал В.Д. Небылицын, древность научной теории еще не говорит о ее правильности [6, 7]. По всей видимости, вопрос о количестве типов (ли групп?) к настоящему времени в приведенных выше теориях еще не получил удовлетворительного ответа, хотя для построения научной теории темпераментов он имеет принципиальное значение.

В настоящее время актуальной является нейродинамическая теория.

1. Выготский Л. Психология / Лев Выготский. - М.: Апрель Пресс; М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 106 с.

2. Гилева О.Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента / О.Б. Гилева // Вопросы психологии. - 2000. - N 4. - С. 73-75.

3. Кречмер Э. Строение тела и характер / Перевод с немецкого. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

4. Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., 2000.

5. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М., 1994.

6. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М., 1996.

7. Небылицын В.Д. Темперамент // Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. - М., 1996.

Читайте также: