Ассамблея народа казахстана прочный фундамент развития страны

Обновлено: 24.04.2024

«Нет согласия - нет единения, нет единения - нет благополучия». АбаЙ.

1 марта 1995 года исторический день - день создания Ассамблеи народа Казахстана. Сама идея создания была озвучена Президентом Казахстана еще в 1992 году. Именно тогда, в начале 90-х годов прошлого века, переосмыслив многое заново в нашей истории, во имя сохранения главного нашего достояния — дружбы народов — на 1-м форуме народов Казахстана в 1992 г. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была высказана идея о необходимости перевода этого форума на постоянную основу. А 1 марта 1995 г. на общественно-политической арене республики появился новый институт в области национальной политики — Ассамблея народов Казахстана [1].

Деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественнополитической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального взаимодействия в условиях страны, в которой проживают представители более 130 этносов, — это, вне всякого сомнения, значимое достижение, как руководства государства, так и всего казахстанского общества. Сейчас мир сталкивается с очень серьезными межнациональными, межкультурными конфликтами. В Европе и США наблюдается кризис мультикультурализма, противоречия между коренными жителями и эмигрантами перешли в стадию открытого конфликта, и ситуация в дальнейшем будет лишь усугубляться, поскольку в эмигрантской среде формируется новое поколение людей, родившихся в западных странах и имеющих гражданство этих стран, но так и не сумевших адаптироваться в общество и воспринимающих окружающую среду как враждебную.

На этом негативном фоне в разы возрастает актуальность изучения позитивного казахстанского опыта построения межнационального диалога. Ведь если сами межнациональные конфликты хорошо изучены в научной литературе, то позитивный опыт формирования эффективной модели согласия и толерантности еще только должен получить глубокое научное осмысление, чтобы в дальнейшем быть адаптирован к условиям других полиэтнических государств. И это объясняет высокую актуальность изучения деятельности Ассамблеи народа Казахстана.

Создание Ассамблеи народа Казахстана способствовало формированию действенных механизмов и законодательных актов для регулирования межнациональных отношений в Республике Казахстан.

О значимости роли, которая отводилась АНК в политической и общественной системе Казахстана, говорит уже тот факт, что во главе этой структуры встал Первый президент РК – Н.А. Назарбаев. С первых дней создания Ассамблея народа Казахстана получила широкие полномочия для решения целого комплекса задач: содействие в разработке и реализации государственной национальной политики; содействие формированию казахстанского патриотизма; развитие государственного языка и других языков народа Казахстана; совершенствование региональной политики в межэтнической сфере; участие в разработке и реализации планов и мероприятий в области демографии и миграции; пропаганда казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в стране и за рубежом; осуществление просветительской и издательской деятельности, направленной на достижение межэтнического согласия; осуществление мониторинга состояния межэтнических отношений, в том числе в области применения государственного языка и других языков народа Казахстана; участие в общественно-политической экспертизе законопроектов по вопросам государственной национальной политики; поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной [2].

В 2007 году Ассамблея обрела статус конституционного органа, получила конституционное гарантированное парламентское представительство - право избирать в Мажилис Парламента РК девять депутатов. Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года законодательно обеспечил нормативно-правовое регулирование деятельности и структуры Ассамблеи, ее роль и место в общественно-политической системе страны, реализацию конституционного парламентского представительства.

В мае 2010 года был сделан важный шаг в направлении формирования единой казахстанской нации как гражданской общности - принятие Доктрины национального единства «исходя из стремления к созданию равных возможностей и достойных условий жизни для всех граждан Казахстана, признания Всеобщей декларации прав человека, осознания ответственности за судьбу нации, созидания и укрепления национальной государственности на исконной казахской земле и других основополагающих принципов, изложенных в Декларации о государственном суверенитете, Конституционном законе о государственной Независимости и в Конституции Республики Казахстан»[3]. Основной задачей этого документа является формирование условий, при которых представители всех этносов и народностей, проживающих в Казахстане, смогут преодолеть в своем сознании доминант идеи национальной принадлежности и ощутить себя представителями единого целого, которое 159 можно определить как казахстанская нация. При этом формирование общегражданской казахстанской идентичности не должно умалять значения национального самосознания и социокультурных ценностей казахов и других народов Казахстана. Эти задачи определяют структуру Доктрины, основанную на трех принципах:

  • одна страна - одна судьба,
  • равные возможности,
  • развитие национального духа.

Таким образом, на протяжении всех лет независимости нормативноправовое обеспечение межэтнических и межконфессиональных отношений являлось важнейшим направления национальной политики Республики Казахстан.

Государство создает вектор развития, выстраивает схему, механизмы его реализации, но каждодневная работа, взаимодействие на местах, решение текущих, ситуативных проблем, невозможно без участия институтов гражданского общества. И в этом смысле Ассамблея выступает в роли коммуникатора, который соединяет общество и власть в рамках важнейшего направления — проблемы межнациональных отношений.

В результате ощущение внутреннего равенства, отсутствие разделения на главную и второстепенную нации позволяют эффективно воспроизводить в Казахстане механизмы межконфессионального согласия, в том числе, на уровне семьи, поскольку молодежь проходит весь цикл воспитания в обстановке, когда абсолютно исключены проявления нетерпимости и ксенофобии, а, напротив, толерантное отношение к представителям других конфессий и этносов абсолютно естественно.

Но приверженность Казахстана идеям межэтнического и межконфессионального согласия находит отражение не только на внутристрановом уровне. Многие инициативы и предложения Астаны обращены к мировому сообществу. Ярким примером такого подхода является инициатива Президента Казахстана о проведении Съезда лидеров мировых и традиционных религий, призванного развивать диалог между цивилизациями и конфессиями.

Казахстанская земля уже пять раз становилась местом проведения Съездов. V съезд состоялся 10 июня 2015 года во Дворце Мира и согласия, в юбилейный год - год, объявленным Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым 18 апреля 2014 года на XXI сессии Ассамблеи - Годом Ассамблеи народа Казахстана.

Итоги состоявшихся съездов очень впечатляющи. Всего за несколько лет Съезд лидеров мировых и традиционных религий превратился в авторитетную диалоговую площадку для обсуждения глобальных проблем межконфессионального диалога.

На 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент предложил отмечать 1 марта - День благодарности. «Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана, у нас он 1 марта, можно другое число, - ежегодно отмечать, как День благодарности всех этносов друг другу и казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей, как родных», - сказал Назарбаев. Президент отметил, что введение такой традиции еще более сблизило бы казахстанцев и этот день мог бы стать ярким праздником милосердия и любви [4]. 14 января 2016 г. Главой государства был подписан Указ о внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 20 января 1998 года «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан», согласно которому 1 марта объявлен Днём благодарности.

Таким образом, Ассамблея народа Казахстана — это результат уникального политического новаторства Казахстана. Сегодня опыт ее работы становится привлекательным и полезным для многих стран мира. Сегодня Конституция и Ассамблея народа Казахстана не просто ровесники. Это две великие ценности, ставшие фундаментом стабильности, модернизации и процветания. Доверие, традиции, транспарентность, толерантность, — это именно те принципы, которые легли в основу нашего многонационального процветающего государства. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии».

Деятельность Ассамблеи народа Казахстана

Ассамблея народа Казахстана создан 1 марта 1995 года по инициативе Первого Президента страны Н.А. Назарбаева.

Этот институт гражданского общества является важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности.

Сама идея создания была озвучена Нурсултаном Абишевичым еще в 1992 году на первом Форуме народа Казахстана. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Ассамблея сегодня является конституционным органом, возглавляемым ее Председателем – Первым Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым.

Правовой статус Ассамблеи определен специальным Законом РК «Об Ассамблее народа Казахстана», «Положением об Ассамблее народа Казахстана».

Высшим органом Ассамблеи является сессия. Все ее решения являются обязательными для рассмотрения как государственными органами, так и институтами гражданского общества. Одной из главных особенностей Ассамблеи является представительство интересов этнических групп в высшем законодательном органе – Парламенте страны как гарантированное представительство. Ассамблея избирает 9 депутатов Мажилиса Парламента.

В депутатской группе Асссамблеи народа Казахстана работают 29 депутатов, включая 20 представителей 3-х политических партий (от партии НұрОтан – 15 депутатов, от Демократической партии Казахстана «Ақжол» - 2 депутата, от КНПК - 3 депутата).

Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента в качестве самостоятельного отдела.

Так же в структуру Ассамблеи народа Казахстана входит:

· Научно-экспертный совет АНК;

· Клуб журналистов АНК;

· Общественный фонд «Фонд АНК»;

· Методический центр инновационных технологий обучения языкам;

· Ассоциация предпринимателей АНК;

· Молодежная организация АНК

· Советы общественного согласия

· Советы матерей при АНК

· Ассоциация кафедр АНК

· Центры медиации АНК

Действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Кроме того, открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30-ти этносов.

Во всех регионах функционируют Дома дружбы, которые расположены в регионах с полиэтничным составом населения. В городе Алматы действует республиканская Дом Дружбы, в Астане Дворец мира и согласия, построенный по поручению Елбасы. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий, знаковые мероприятия.

Кроме казахских и русских театров, в стране функционируют еще четыре национальных театра – узбекский, уйгурский, корейский и немецкий.

27 апреля 2018 года подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» №149-VІ ЗРК. Закон способствует дальнейшему развитию общественного согласия и общенационального единства в Республике Казахстан. Утвержден План мероприятий по его реализации.

Изменения в Законе заключаются в наделении АНК функциями по развитию медиации, благотворительности и осуществлению аккредитации этнокультурных объединений АНК. (поправками к Закону функции исплнительного органа АНК возложены на РГУ «Қоғамдық келісім» при Президенте РК).

В Законе впервые введен институт общественной аккредитации этнокультурных объединений АНК. Правила общественной аккредитации разработаны и обсуждены с региональными секретариатами АНК и представителями этнокультурных объединений АНК.

Правила вместе с Положением о комиссиях по аккредитации утверждены на заседании Совета АНК в ноябре 2018 года.

В первое полугодие 2019 года аккредитовано 321 местное этнокультурное объединение.

Количество членов АНК: 509 представителя всех этнических групп.

Органы Ассамблеи: Ежегодная сессия АНК под председательством Елбасы;

Совет Ассамблеи (75 человек) – не реже 2 раз в год;

2 заместителя Председателя АНК от республиканских этнокультурных объе,динений, ротация ежегодно;

Секретариат АНК – рабочий орган АНК и Совета АНК;

РГУ «Қоғамдық келісім»;

При акиматах областей, гг.Нур-Султан и Алматы созданы КГУ «Қоғамдық келісім» региональных АНК

Сейчас в обществе активно обсуждается языковая тематика

В Доме дружбы города Нур-Султана состоялось заседание, посвященное референдуму о поправках в Конституцию страны

В Доме дружбы города Алматы представители этнокультурных объединений провели заседание в поддержку референдума

XXXI сессия Ассамблеи народа Казахстана – Единство страны – основа обновленного Казахстана

В Мангистау белорусское этнокультурное объединение организовало праздничный памятный концерт в честь Дня победы

Через два года Ассамблея народа Казахстана (АНК) отметит свое 25-летие. За прошедшее время этот уникальный общественно-политический институт, который объединяет представителей порядка 130 этнических групп, продемонстрировал высокую динамику развития. Ассамблея, созданная по инициативе президента Казахстана Н.А. Назарбаева, прошла путь от консультативно-совещательного органа до надполитического института, обладающего конституционным статусом и представительством в Парламенте Республики Казахстан.

Ассамблея народа Казахстана рассматривается как уникальный институт, созданный для обеспечения политики межэтнического и межкультурного взаимодействия. Действуя в качестве полноправного субъекта политической системы страны, Ассамблея признана несомненным новатором в мировой практике, позволяющим решать вопросы развития межэтнических отношений на самом высоком уровне.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев является пожизненным председателем Ассамблеи народа Казахстана. Председатель Ассамблеи определяет и утверждает основные направления деятельности. Он имеет двух заместителей, которые назначаются на основании рекомендации Совета Ассамблеи соответствующими актами президента РК.

Значительную роль в понимании деятельности Ассамблеи играют работы Президента Казахстана – Лидера нации Н.А. Назарбаева. Инициировав создание организации на Форуме народов Казахстана в декабре 1992 года, глава государства впервые обозначил формат предполагаемого общественного института: неполитическая, неправительственная организация, главной задачей которой является укрепление межэтнического мира и согласия в стране.


С самого начала наделяя Ассамблею совещательными функциями, Президент видел в новой неполитической организации огромный общественно-политический ресурс. Эта мысль прозвучала уже на второй сессии АНК в июне 1995 года. Проведенный по инициативе Ассамблеи референдум по продлению полномочий главы государства продемонстрировал высокий авторитет АНК, которая, по его мнению, по существу превратилась «из консультативно-совещательного органа в активно действующий общественный институт, выражающий реальные чаяния людей, консолидирующих многонациональный народ Казахстана».

В 1999 году у Ассамблеи впервые появилась реальная возможность выражать свои интересы через Парламент. Ее руководителем стал первый сенатор от АНК.

В 2003 году на XX сессии АНК была впервые представлена «Казахстанская модель межэтнического согласия Н.А. Назарбаева».

В 2014 году Указом президента РК 2015 год был объявлен годом Ассамблеи народа Казахстана. В значимый для АНК год главой страны был подписан Указ «Об утверждении Концепции развития АНК (до 2025 года)».

В своем поздравлении по случаю 20-летия Ассамблеи, адресованном всем казахстанцам, лидер нации отметил, что АНК сегодня — это «главный и прочный фундамент мира, согласия и дружбы всех этносов, живущих на благословенной земле нашей Родины». Из года в год, выступая на сессиях Ассамблеи, глава государства поднимал вопрос о расширении миссии АНК, как важнейшего института гражданского общества.

В посланиях на имя президента страны в честь 20-летия Ассамблеи представители разных государств и конфессий отмечали, что создание Ассамблеи — дальновидный шаг, мотивированный необходимостью адекватного решения вопросов обеспечения национальной безопасности, основой которого является внутри- и внешнеполитическая стабильность.

Существенную роль в развитие исследовательской деятельности, научного мониторинга ситуации в сфере межэтнических отношений играет созданный в 2009 году научно-экспертный совет (НЭС) АНК. Вошедшие в состав Совета политологи, социологи, историки, этнолингвисты, юристы, представители академической науки Казахстана и эксперты-аналитики занимаются анализом этнических процессов в Казахстане и за его пределами. В регионах созданы научно-экспертные группы, как местные структуры НЭС, научной базой которых являются региональные ВУЗы страны.

Большое значение имеют контакты, установленные АНК с институтом Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ) ОБСЕ. В рамках сотрудничества с ведущей европейской структурой прошли международные конференции и семинары.

Сильной стороной Ассамблеи признана широкая региональная сеть – малые ассамблеи – «ценнейший инструмент предотвращения конфликтов на местах». В структуре АНК действуют 16 малых ассамблей, из них 14 — в областях при соответствующих акимах и 2 — при акимах городов Астаны и Алматы.

АНК тесно сотрудничает с отечественными и зарубежными научными и аналитическими центрами. Одной из научно-исследовательских и образовательных баз Ассамблеи стал Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Центрально-Азиатского региона, созданный при Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

АНК включена и в процессы социальной модернизации общества, а это развитие новой системы образования, здравоохранения, сохранение культуры и традиций этносов страны, укрепление государственной независимости через формирование национально-государственной идентичности, укрепление государственного языка, сохранение толерантности и единства народа.

Ассамблея народа Казахстана — главный инструмент реализации 4-го направления Плана нации «100 конкретных шагов» и выступает в роли общегражданского института идентичности и единства. В связи с этим АНК запускает масштабный проект под названием «Большая страна — большая семья». Он призван укрепить казахстанскую идентичность и создать условия для формирования целостной гражданской общности.



В концепцию развития Ассамблеи до 2025 года входят продвижение общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел», развитие созданного Центра медиации Ассамблеи по вопросам предотвращения и разрешения конфликтов, поиск новых подходов к работе Советов общественного согласия в сфере общественного контроля.

Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства включает в себя несколько этапов реализации в период с 2015 по 2020 год. В них особое место отводится совершенствованию законодательства об АНК, формирование системы медиации АНК и системы благотворительности АНК.

В рамках вышеуказанной Концепции при АНК были созданы Советы матерей в районах, городах, областях, а также в коллективах крупных предприятий и при воинских частях.

АНК нацелена на утверждение института медиации как эффективного механизма предупреждения, разрешения социальных и правовых конфликтов путем примирительных процедур. Созданный Совет медиации АНК имеет 13 советов и 17 кабинетов медиации в областных центрах, 1019 кабинетов медиации на уровне районов, сел и аулов. Сеть медиации АНК работает как система обратной связи. Необходимо отметить, что в 2016-2017 годы количество разрешенных споров составило 9260 (в Южно-Казахстанской области — 3287, в Северо-Казахстанской области — 1637 и Актюбинской области — 1344). В единый реестр медиаторов АНК входят 3549 человек, из них профессиональных медиаторов — 971, общественных медиаторов — 2578.

АНК был подписан ряд меморандумов, в том числе Меморандум о сотрудничестве в области медиации с Верховным судом РК, Меморандум о сотрудничестве Ассамблеи с Федерацией профсоюзов Казахстана, Меморандум о сотрудничестве с Генпрокуратурой РК, Гражданским Альянсом Казахстана.

Главными задачами Ассамблеи на сегодняшний день остаются: создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе; оказание содействия государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе, стремлениям, направленным на ущемление прав и свобод человека и гражданина; возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.

По материалам книги доктора социологических наук, руководителя Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан А.К. Садвокасовой «Межэтнические отношения в Республике Казахстан: методологические подходы исследования, история и современность»

Фото: из открытых источни ков .

Первого мая наша страна отмечает Праздник единства народа Казахстана. Он был учрежден 18 октября 1995 года Указом Первого Президента Нурсултана Назарбаева.



Многообразие – богатство и преимущество

Раньше первое мая отмечали как День труда. Сегодня же этот добрый, светлый, весенний праздник символизирует дружбу и согласие многочисленных этносов нашей республики. В Казахстане рука об руку живут более ста национальностей. Все они имеют возможность изучать свой язык, развивать самобытную культуру, сохранять национальный колорит, традиции и обычаи.

История Казахстана вместила столыпинские переселения, репрессии, насильственные депортации народов в годы Великой Отечественной войны, стройки пятилеток и освоение целинных земель. Здесь на благодатной казахской земле люди вместе переживали трудности, ценили проявление доброты и человеческих качеств независимо от национальности и социального происхождения. В Казахстане сложился симбиоз культур, способствовавший формированию межнациональной и межконфессиональной толерантности, доверия и уважения этносов друг к другу.



В тяжелое военное время коренное население приняло, поддержало, протянуло руку помощи сорванным с родных мест народам. Рассказы старожилов о проявлении доброты, бескорыстия, сострадания и милосердия местными жителями в семьях переселенцев передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

Отдавая дань прошлому, ежегодно, первого марта, в День благодарности этносы Казахстана выражают признание казахскому народу, друг другу за доброту сердец, чуткость, поддержку и понимание.



Сама история, вместившая полные трагизма события, масштабные потрясения и переломные моменты, сформировала здесь уникальное полиэтничное общество. Такое многообразие открывает для нас большие возможности и ресурсы для духовного и нравственного развития. Нам удалось сделать так, чтобы полиэтничность и полиязычие стали не поводом для раздора, а нашим конкурентным преимуществом.

В статье «Когда мы едины – мы непобедимы», опубликованной в республиканской печати в апреле 2020 года, Председатель Ассамблеи народа Казахстана Нурсултан Назарбаев заметил: «Наше разнообразие – это богатство и преимущество в условиях конкурентного и глобального мира. Источником всех наших достижений за годы независимости служит единство нашего народа».



ООН в миниатюре

На XXVII сессии Ассамблеи народа Казахстана Лидер нации Нурсултан Назарбаев отметил, что у нас «создана прочная правовая база межэтнического и межконфессионального равенства. Она включает целую систему законов – о свободе вероисповедания, о языках, об общественных объединениях, Ассамблее народа Казахстана».

Построенная на принципах равенства модель предоставляет возможность всем этносам независимо от национальности стать полноправными участниками общественно-политической жизни.

Механизм прописан в главном законе страны – нашей Конституции и реализуется через избрание девяти представителей АНК в Мажилис Парламента.

Таким образом, этносы путем делегирования полномочий получают возможность выражать консолидированное мнение в законодательном органе республики, озвучивать имеющиеся проблемы и вносить предложения. Для изучения и анализа ситуации в социально-экономической сфере, межэтнических отношений депутаты от АНК регулярно проводят встречи с населением, с представителями этнокультурных объединений и различных структур Ассамблеи на местах.



Ассамблея народа Казахстана – это детище Первого Президента – Елбасы. Поэтому в мире казахстанскую модель общественного согласия и общенационального единства называют назарбаевской. Она получила высокую оценку и вызывает интерес политиков и международных экспертов многих стран.

В ходе визита в Казахстан Генеральные секретари Организации объединенных наций Кофи Аннан и Пан Ги Мун называли нашу Ассамблею «ООН в миниатюре». Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства презентована во всемирных организациях.



Ее опыт распространяется через наши посольства во многих зарубежных странах. Более 60 государств обращались к нам для изучения казахстанского бренда – Ассамблеи народа Казахстана.

Организационная архитектура Ассамблеи народа Казахстана построена с учетом востребованных направлений работы в сфере межнациональных отношений. Ее главная миссия – содействовать укреплению общественного согласия и общенационального единства. Без них ни о каком развитии и прогрессе не может быть и речи.

Эту задачу Ассамблея реализует через широкую сеть этнокультурных объединений, домов дружбы, советов общественного согласия, советов матерей, медиации, ассоциации предпринимателей АНК, молодежного движения «Жаңғыру жолы».

Преодолеем вместе!

Мир меняется со стремительной скоростью. Глобальные угрозы, о которых раньше мы говорили лишь гипотетически, могут стать реальностью. Ситуация с инфекцией коронавируса – наглядное тому подтверждение.

Охватившая мир пандемия, вынужденная остановка многих предприятий малого и среднего бизнеса, обвал цен на нефтяном рынке негативно повлияли на глобальную экономику, создали огромные трудности для нашего государства и каждого казахстанца.

С выявлением первых случаев заражения коронавирусной инфекцией Глава государства Касым-Жомарт Токаев незамедлительно ввел чрезвычайное положение. Это помогло предотвратить в стране неконтролируемый рост количества зараженных опасной инфекцией.

Был также принят ряд действенных мер по поддержке казахстанцев. Лишившиеся доходов в связи с эпидемией коронавируса граждане в апреле получили 42 500 тенге. В мае денежные средства в таком же объеме будут перечислены им автоматически. Более 1,6 млн человек в апреле-мае получат помощь от государства на оплату коммунальных услуг. Будут проиндексированы пенсии и другие социальные выплаты.

Как сообщил в своем обращении 27 апреля 2020 года Президент Касым-Жомарт Токаев, финансовую помощь уже получили 4 млн 250 тыс. человек, более 570 тыс. гражданам выданы продуктовые наборы. В планах – обеспечить провизией более 1,1 млн казахстанцев.

Переход на удаленный режим работы и уход в вынужденные отпуска негативно отразились на материальном положении многих семей, пошатнули позиции малого и среднего бизнеса.



В критически сложное время прозвучало воодушевляющее слово Первого Президента, Председателя Ассамблеи народа Казахстана Нурсултана Назарбаева. В статье «Когда мы едины – мы непобедимы» он дал всеобъемлющую оценку происходящим событиям и свое видение выхода из кризиса.

Лидер нации напомнил, что в Национальном фонде и золотовалютном резерве страны накоплено $ 90 миллиардов. «Если использовать их разумно и экономно, это позволит стойко перенести свалившиеся на нас сегодня повороты истории и превратности судьбы», – резюмировал Елбасы. Он также подчеркнул, что «ни один человек, ни один гражданин нашей страны не останется без поддержки».

В республике развернулось масштабное волонтерское движение. В нем участвуют представители партии «Nur Otan», Ассамблеи народа Казахстана, республиканского молодежного движения «Жаңғыру жолы», этнокультурных объединений.

В регионах советы матерей АНК организовали пошив масок. Вместе с продуктовыми наборами нуждающиеся в поддержке нетрудоспособные граждане, многодетные и малообеспеченные семьи получают средства индивидуальной защиты, антисептики и медикаменты.



В этом году День единства народа Казахстана впервые проходит в формате, не предусматривающем массовых мероприятий, фестивалей и народных гуляний. Тем не менее, благодаря информационным технологиям мы можем передать поздравления и самые лучшие пожелания друг другу.

Выражаю признательность коллегам, членам Ассамблеи народа Казахстана, представителям этнокультурных объединений, молодежи за неравнодушие, бескорыстие и огромный труд души. Ваши благородные дела и поступки делают нашу жизнь осмысленной, укрепляют веру в будущее.

Желаю всем казахстанцам мира, добра и благополучия! В посткарантинный период для выхода экономики и социума из чрезвычайного режима нам, как никогда, нужны организованность, взаимная поддержка, сплоченность и единство. Вместе – мы преодолеем все трудности!

Аннотация. Статья посвящена анализу роли Ассамблеи народа Казахстана в обеспечении общественного и межэтнического согласия и политической стабильности в стране. Анализ данной проблемы дает возможность определить теоретик правовые основы деятельности Ассамблеи народа Казахстана, ее роли в поддержании мира и стабильности в республике. Ассамблея народа Казахстана является особой моделью национального единства, межэтнического и межконфессионального согласия.

C обретением независимости Казахстан стал проводить государственную политику, направленную на правовое обеспечение межнационального согласия этносов и национальных групп, населяющих нашу страну. В стратегических приоритетах молодого суверенного государства особое место сразу же стало отводиться «именно сохранению и укреплению межнационального согласия и взаимопонимания, дружбы и единства» всех этносов и национальных групп, населяющих Казахстан [1]. В 1995 г. в новом Основном Законе страны конституционно был утвержден принцип, что суверенитет республики основан на целостности и единстве всего народа Казахстана, а не отдельных национальностей, что обеспечивало равенство прав и свобод всех казахстанских граждан, независимо от их национальной принадлежности [2]. Казахстан подтверждает свою приверженность соблюдению международных стандартов в области прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств, Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих национальным меньшинствам и других международно­правовых актах о правах человека; утверждает и развивает основные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Республики Казахстан, учитывает исторически сложившееся этническое, культурное и языковое разнообразие казахстанского народа; подтверждает свою приверженность демократии, свободе и справедливости; исходит из международно­ правовых принципов и норм, в соответствии с которыми защита этнических меньшинств, их прав и свобод является неотъемлемой частью защиты прав человека [3]. В поздравлении Президента Н. А. Назарбаева в связи с 20­летием Ассамблеи народа Казахстана отмечается: «Ассамблея народа Казахстана – это главный и прочный фундамент мира, согласия и дружбы всех этносов, живущих на благословенной земле нашей Родины. Она сыграла важнейшую роль в истории становления и укрепления независимости, всенародном принятии Конституции Республики Казахстан, проведении глубоких реформ экономики, масштабных преобразований социальных и политических основ нашего общества.

Ассамблея народа Казахстана стала вечной хранительницей единства нашего многонационального народа. Она утверждает в сознании казахстанцев великие общие ценности – единство, стабильность, толерантность, всеобщий труд, патриотизм» [4]. Первая государственная модель ­ государственное регулирование вопросов этнического развития и межэтнических отношений большинство стран мира. В зависимости от развитости механизмов и структур такого регулирования можно выделить:

  • страны с устоявшимися технологиями межэтнического регулирования и развернутыми структурами национального представительства, учета и интересов, защиты прав национальных меньшинств Италия, Нидерланды, Швейцария.В этих странах, как правило, существуют специальные государственные органы, занимающиеся вопросами этнических групп населения и межэтническими отношениями;
  • страны с преобладанием моноэтнической ориентации и жест­ кой регламентацией специфически выделенных прав национальных меньшинств Германия, США;
  • страны, национальная политика которых состоит в унифицированном подходе к этническим группам и принципиальном отсутствии какой-либо специальной политики по отношению к национальным меньшинствам Япония, страны Латинской Америки;

Вторая модель ­ отсутствие на государственном уровне системного регулирования этнических проблем и межэтнических отношений. Они возникают и разрешаются в спонтанном порядке, как прецеденты, для каждого из которых создаются те или иные общественные структуры [5]. Для эффективного регулирования межэтнических процессов, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на I Форуме народов Казахстана в 1992 году высказал идею создания Ассамблеи народов Казахстана, которая дала возможность «повседневно слышать голос человека, голос каждого народа, любой национальности». Именно поэтому работа форума была переведена на постоянную основу и создан общественный институт – Ассамблея народов Казахстана [6].В Стратегии Ассамблеи народов Казахстана отмечено: «Задачи, которые ставились перед Ассамблеей народов Казахстана в период ее создания, на сегодняшний день в целом выполнены. В стране обеспечено равенство всех этносов, возрождение и развитие их языков и культуры. В настоящее время необходим новый взгляд на место и роль Ассамблеи народов Казахстана в обществе и государстве». Определяя свои приоритеты и направления, Ассамблея народов Казахстана ставит перед собой ответственные цели и задачи: укрепление возрожденной государственности, защиту прав и свобод человека, интересов народов и государства, переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям цивилизованного мирового сообщества [7]. Казахстанская модель межэтнического согласия включает:

  1. гарантии соблюдения прав и свобод этнических меньшинств;
  2. применение системы адекватных измерителей для определения состояния и динамики этнического развития и его тенденций;
  3. систему государственных мер по обеспечению выравнивания социально­экономического, культурного развития этносов;
  4. государственной поддержки развития национальных культур и языков;
  5. принятие во внимание многообразных специфических национальных потребностей и интересов различных этнических групп.

Состояние межэтнических отношений и проблемы этнического развития в Казахстане постоянно отслеживаются государственными органами через исследовательские, научные и неправительственные организации. Государство обеспечивает совершенствование законодательства в области прав и свобод этнических меньшинств, проживающих в республике. В совокупности оно должно обеспечить формирование общественно­государственной системы поддержки этнического развития и межэтнического согласия. Ассамблея народа Казахстана, как и другие государственные органы и институты гражданского общества, вносит свою лепту в строительство общества равных возможностей, где все равны перед законом, где не должно быть хороших или плохих по этническим или другим признакам, «и не должно быть никаких преференций никаким этносам, права и обязанности у всех одинаковы» [8]. 20 октября 2008 г. по законодательной инициативе Президента Н. А. Назарбаева Парламентом был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», определивший правовой статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи. Основной целью работы Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в стране в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно­культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа [9]. Время подтвердило историческую значимость и дальновидность принятого Главой государства решения о создании Ассамблеи народа Казахстана, как важнейшего института межнационального согласия в обществе и единства казахстанского народа, полностью себя оправдавшего. Под руководством Н. А. Назарбаева Ассамблея народа Казахстана стала общенациональным институтом мира и согласия, обретя подлинно народный характер. Ассамблею народа Казахстана, ставшую конституционным органом, «называют не просто детищем Президента, а его великим триумфом» [10]. Казахская народная мудрость гласит: «Без единства нет и жизни». И сегодня, народ Казахстана, вправе утверждать, что в нематериальной плоскости в республике строительство Храма наций ведется уже давно и успешно. И в его фундамент мы совместными усилиями заложили созидательный разум и духовное единство, незыблемые традиции уважения друг к другу, все лучшее, что приняли от своих отцов, то, что предстоит передать будущим поколениям как главную реликвию большой многоязыкой, многоликой и единой семьи Казахстана. Вместе с тем, надо всегда помнить, что межнациональное согласие и национальное единство в обществе не даются раз и навсегда. Это – постоянный каждодневный труд всех без исключения казахстанцев, это – труд, за который несет ответственность каждый из нас.

Читайте также: