А под окном чуть дыша бедный художник стоит исправить

Обновлено: 03.05.2024

Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр.

М.: Рольф, 2001. 240 с. 5000 экз.

Рецензенты: доктор философских наук проф. МГУ Н.Н. Кохтев; проф. М.А. Теленкова.

Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.

Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика»

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.

Учебное пособие

Предисловие

Предлагаемое пособие дополняет наш учебник «Стилистика современного русского языка» (М., 1997). Сборник упражнений написан в полном соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати.

В пособии ставится цель закрепить теоретические знания по курсу стилистики, научить студентов стилистическому анализу текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также в звуковой организации речи. При этом особое внимание уделяется выработке навыков стилистической правки текста и литературному редактированию. Во многих упражнениях предлагается сопоставить неотредактированный и отредактированный варианты текстов, сравнить их разные редакции, проанализировать поучительные примеры авторедактирования писателей-классиков.

Многие упражнения дают возможность изучить различные стилистические приемы создания образности речи, усиления ее выразительности. Для наблюдений предлагаются классические образцы русской прозы, поэзии, публицистики. Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой речевой культуре авторов, о небрежном их отношении к русскому языку, незнании его норм, неоправданном увлечении иноязычными словами, неологизмами, просторечием. Задания призваны выработать у филологов - будущих словесников и редакторов - нетерпимость к стилистическим недочетам в речи, профессиональные навыки исправления различных стилистических ошибок.

«Сборник упражнений по стилистике современного русского языка» создавался и дополнялся автором в процессе многолетней педагогической работы со студентами МГУП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте. Автор благодарен своим ученикам, собиравшим забавные примеры речевых ошибок, текстов для литературного редактирования и стилистической правки.

Упражнение 113. Объясните, за счёт чего возникают неуместные каламбуры в следующих предложениях. Обратите внимание на значение выделенных слов.

1. У нас в питомнике много собак, мы в основном питаемся за их счёт. 2. Наше предприятие представило научно-техническую выставку за рубежом. 3. После тяжёлого приступа больной начал отходить. 4. Археологи заметили, что покойники из северного захоронения перекликаются с покойниками из южного захоронения. 5. Врач обошёл седьмую палату. 6. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 7. Сейчас судьи вынесут очки. 8. Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов. 9. Многие люди теряются на улице, в магазине из-за отсутствия информации. 10. За год учёбы мы потеряли шесть студентов. 11. Кресла в зале обделаны красным бархатом. 12. Роман Горького «Мать» можно читать без конца. 13. Продавца можно подобрать и в своём посёлке.

Упражнение 114. Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исправьте предложения, устранив неясность высказывания, неуместный комизм, искажение смысла, каламбур.

1. Маяковский хотел представить своё творчество через двадцать лет. 2. Прекрасно выступила наша команда шпажистов, и лишь Н. Супрун оступился в заключительный день соревнований, уступив сопернику всего три очка. 3. Рост юных спортсменок стал особенно заметным в этом году. 4. Защита команды явно хромает. 5. Коллектив электростанции обязался работать в этом году с бо́льшим напряжением. 6. Руками молодёжи нашего района посажены сотни деревьев, разбиты десятки клумб. 7. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству. 8. Вечер, посвященный творчеству поэта, состоялся в субботу утром. 9. Плавбазы выпускают непосредственно в море рыбную продукцию. 10. На базе исследований нашей лаборатории строится металлургический завод. 11. Билет годен только для помывки в бане одного лица. 12. На одного оператора падает 51 корова. 13. Окна так и остались бы незастеклёнными, если бы наш бригадир не выбил все стёкла в главке. 14. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 15. У прямой кишки нет секретов. 16. А под окном, чуть дыша, бедный художник стоит. 17. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации. 18. Продаются крылья для «Москвича». 19. Бригадир принуждает колхозного пастуха пасти четыре личные головы. 20. Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание детей.

1. Писатель хотел представить, каким будет его творчество через двадцать лет.

2. Прекрасно выступила наша команда шпажистов, и лишь Н. Супрун оступился в заключительном, поединке, уступив сопернику всего три очка.

3. Повышение результатов юных спортсменок стал особенно заметным в этом году.

4. Защита команды явно слаба.

5. Коллектив электростанции обязался работать в этом году с большим рвением.

6. Руками молодёжи нашего района посажены сотни саженцев деревьев и оформлены десятки клумб.

7. Подолгу играя на рояле, мы неуклонно совершенствовали свое мастерство.

8. Мероприятие, посвященное творчеству поэта, состоялся в субботу утром.

9. Мощные рыбоперерабатывающие плавбазы выпускают рыбную продукцию находясь непосредственно в море.

10. По результатам исследований нашей лаборатории, строится металлургический завод.

11. Билет годен только для помывки в бане одного человека.

12. Один оператор на ферме ухаживает за 51 коровой.

13. Окна так и остались бы незастеклёнными, если бы наш бригадир не позаботился о получении стёкол в главке.

14. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до полного выздоровления.

15. У прямой кишки нет секретов.

16. А под окном, чуть дыша от волнения, бедный художник стоит.

17. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации прыжков в высоту с трамплина.

18. Продаются передние крылья для автомобиля «Москвич».

19. Бригадир принуждает колхозного пастуха пасти его четырех личных коров.

20. Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание носочков для детей.

Задание 2. Прочитайте сочетания слов. Подчеркните одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.
2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,
3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

Задание 3. Прочитайте предложения. Подумайте, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпишите эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.

7. Все слушали его раскрыв рот.

8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.

Задание 4. Прочитайте. Найдите фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напишите эти фразеологизмы в исправленном виде.

1. Восемь пядей во лбу. 2. Только пятки сверкали. 3. Проще пареной репы. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как рыба в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать воро́н. 10. схватыва́ть на лету.

Задание 2. Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исправьте предложения, устранив неясность высказывания, неуместный комизм, искажение смысла, каламбур.

1. Маяковский хотел представить своё творчество через двадцать лет. 2. Прекрасно выступила наша команда шпажистов, и лишь Н. Супрун оступился в заключительный день соревнований, уступив сопернику всего три очка. 3. Рост юных спортсменок стал особенно заметным в этом году. 4. Защита команды явно хромает. 5. Коллектив электростанции обязался работать в этом году с бо́льшим напряжением. 6. Руками молодёжи нашего района посажены сотни деревьев, разбиты десятки клумб. 7. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству. 8. Вечер, посвященный творчеству поэта, состоялся в субботу утром. 9. Плавбазы выпускают непосредственно в море рыбную продукцию. 10. На базе исследований нашей лаборатории строится металлургический завод. 11. Билет годен только для помывки в бане одного лица. 12. На одного оператора падает 51 корова. 13. Окна так и остались бы незастеклёнными, если бы наш бригадир не выбил все стёкла в главке. 14. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 15. У прямой кишки нет секретов. 16. А под окном, чуть дыша, бедный художник стоит. 17. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации. 18. Продаются крылья для «Москвича». 19. Бригадир принуждает колхозного пастуха пасти четыре личные головы. 20. Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание детей.

1. Писатель хотел представить, каким будет его творчество через двадцать лет.

2. Прекрасно выступила наша команда шпажистов, и лишь Н. Супрун оступился в заключительном, поединке, уступив сопернику всего три очка.

3. Повышение результатов юных спортсменок стал особенно заметным в этом году.

4. Защита команды явно слаба.

5. Коллектив электростанции обязался работать в этом году с большим рвением.

6. Руками молодёжи нашего района посажены сотни саженцев деревьев и оформлены десятки клумб.

7. Подолгу играя на рояле, мы неуклонно совершенствовали свое мастерство.

8. Мероприятие, посвященное творчеству поэта, состоялся в субботу утром.

9. Мощные рыбоперерабатывающие плавбазы выпускают рыбную продукцию находясь непосредственно в море.

11. Билет годен только для помывки в бане одного человека.

12. Один оператор на ферме ухаживает за 51 коровой.

13. Окна так и остались бы незастеклёнными, если бы наш бригадир не позаботился о получении стёкол в главке.

14. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до полного выздоровления.

15. У прямой кишки нет секретов.

16. А под окном, чуть дыша от волнения, бедный художник стоит.

17. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации прыжков в высоту с трамплина.

18. Продаются передние крылья для автомобиля «Москвич».

19. Бригадир принуждает колхозного пастуха пасти его четырех личных коров.

20. Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание носочков для детей.

Прочитайте сочетания слов. Подчеркните одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.
2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,
3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.
2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,
3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

Прочитайте предложения. Подумайте, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпишите эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.

7. Все слушали его раскрыв рот.

8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.

Прочитайте. Найдите фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напишите эти фразеологизмы в исправленном виде.

1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.

Вместо точек вставьте нужное слово.
Как . вода (с курицы, с утки, с гуся); как . на голову (снег, дождь, град); намылить . (руки, шею, голову); убить . зайцев (трех, четырех, двух); . соли съесть (пуд, фунт, килограмм); выеденного . не стоит (огурца, яйца, яблока); как за . стеной (деревянной, глиняной, каменной); как . на сене (овца, собака, корова); сказка про . бычка (белого, черного, рыжего); как . лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

1. Восемь пядей во лбу. 2. Только пятки сверкали. 3. Проще пареной репы. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как рыба в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать воро́н. 10. схватыва́ть на лету.

Текст песни Пугачева Алла "Миллион алых роз"
Жил был художник один,
Домик имел и холсты,
Но он актрису любил,
Ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом,
Продал картины и кров,
И на все деньги купил
Целое море цветов.

--RF--Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты,
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,
Свою жизнь для тебя превратит в цветы.

Утром ты встанешь у окна,
Может сошла ты с ума?
Как продолжение сна,
Площадь цветами полна.
Похолодеет душа,
Что за богач здесь чудит?
А под окном чуть дыша,
Бедный художник стоит.

Встреча была коротка,
В ночь ее поезд увез,
Но в её жизни была
Песня безумная роз.
Прожил художник один,
Много он бед перенес,
Но в его жизни была
Целая площадь цветов!

Текст (слова) песни «Мы желаем счастья вам»

В мире, где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую
Ждём порой мы весть,
Чтобы было легче в трудный час,
Нужно верить каждому из нас,
Нужно верить каждому
В то, что счастье есть.
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.
В мире, где ветрам покоя нет,
Где бывает облачным рассвет,
Где в дороге дальней
Нам часто снится дом,
Нужно и в грозу, и в снегопад,
Чтобы чей-то очень добрый взгляд,
Чей-то очень добрый взгляд
Согревал теплом.
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.
Мы желаем счастья вам,
Мы желаем счастья вам,
Мы желаем счастья вам!

Слова песни Глюкоза - Невеста текст песни,

Полночь уже, и почти никого.
Я знаю точно - придёт, ожидаю его.
Конечно, дёргаюсь немного - может быть и забыл,
Хотя вчера по телефону он секреты открыл.
Все секреты по карманам, я гуляю с доберманом. А-у

Автомобиль подлетел и зовёт;
И ты выходишь ко мне, ты похожий на торт,
Такой же белый и красивый - никому не отдам,
И то, что влипла я по пояс, видел и доберман.
Я попробую кусочек и дойдём с тобой до точек. И-е.

Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя невеста, честно, честная-йо.
Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя.. .

Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя невеста, честно, честная-йо.
Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя я!

Чёрный салон, кожа и крокодил.
И сразу ты на педаль до конца надавил.
На заднем разные журналы и "ГАИ без проблем".
Не знаю, как тебя поймала, мой любимый спортсмен.
На серебряной машине мы в кино на Тарантино. О-у

Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя невеста, честно, честная-йо.
Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя.. .

Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя невеста, честно, честная-йо.
Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя я!

Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя невеста, честно, честная-йо.
Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя.. .

Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя невеста, честно, честная.
Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя я!

Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя невеста, честно, честная-йо.
Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя.. .

Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя невеста, честно, честная-йо.
Я буду вместо, вместо, вместо неё
Твоя я!

Читайте также: