1 околдовать галерея делегировать полномочия 2 скрипучий колючий выровнять пол
Обновлено: 10.05.2024
Тренировочный вариант №26241423 решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №26241423
Ответы для варианта:
Несколько слов необходимо сказать по поводу ведущей современной теории образования Вселенной— теории большого взрыва. В возникновении гипотезы большого взрыва нет ничего удивительного. […] вы, читатель, откроете вступление к книге «Большой взрыв» профессора физики Техасского университета Д. Шама, то найдете абзац, в котором профессор пишет: «…возникла потребность в книгах, которые давали бы ответы на вопросы, возникающие при попытке непосвященных понять эту странную Вселенную, в которой мы появились по воле случая».
А сам Джозеф Силк в предисловии пишет: «…десятки миллиардов галактик, подобных нашей, разбросаны по всей наблюдаемой Вселенной». То есть галактики случайным образом разбросаны по всей Вселенной и постоянно разлетаются— удаляются друг от друга. Значит, это могло быть вызвано только изначальным большим взрывом— вот основная логическая посылка к созданию этой теории. Вселенная имеет глобально упорядоченную информационноэнергетическую структуру пчелиных сот и продолжает выращивать эти соты строго упорядоченным способом.
Допустить возможность создания глобального порядка во Вселенной взрывом— это все равно что допустить возможность изготовления космического корабля с помощью взрыва авиационного завода.
- 1) Отвлеченный, обобщенный характер научного-популярного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением: теория, гипотеза, структура.
- 2) В тексте прослеживается общественно-политическая лексика, характерная для публицистического стиля.
- 3) Морфологическим признаком текста является употребление кратких страдательных причастий и ослабление значения лица (с целью обобщения не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа «я»).
- 4) Для текста характерна функция воздействия на читателя через художественный образ.
- 5) На синтаксическом уровне характерно широкое распространение безличных предложений.
Ответ: 135
Задание 2 № 38781 Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ: если
Задание 3 № 38782 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОБРАЗОВАНИЕ
- 1) То, что образовалось как результат роста. Образование на коже. Жировое образование.
- 2) Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. Право на образование. Народное образование.
- 3) Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Дать образование кому-нибудь. Получить образование Начальное, среднее, высшее, специальное образование.
- 4) Отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров. Министерство образования.
- 5) То же, что происхождение. Образование семьи. Образование жизни на планете.
Ответ: 5
Задание 4 № 2947 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Ответ: клала
Задание 5 № 7103 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Анализ таких важных исторических событий должен быть всенепременно ФАКТИЧНЫМ и должен строиться только на фактах. Обращение получило практически мгновенный ОТКЛИК: десятки людей готовы были приютить «потеряшку». ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ стиль— разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации Уголовным кодексом предусмотрена статья за ОТКЛОНЕНИЕ от уплаты налогов. ГАРМОНИЧНОЕ развитие личности — ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося.
Ответ: уклонение
Задание 6 № 29838 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Эти двое не были заядлыми друзьями, однако относились друг к другу с симпатией и большим уважением, поддерживали друг друга в групповых спорах.
Ответ: закадычными
Задание 7 № 7065 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ответ: приду
- 1) околдовать, галерея, делегировать (полномочия)
- 2) скрипучий, колючий, выровнять (пол)
- 3) смочить (водой), зарастёт, (мороз) крепчал
- 4) камин, директор, нотариус
- 5) благотворительный, аннотация, заберу (домой)
Ответ: 14
- 1) вз..скать, по..скать, вз..грать;
- 2) чере..чур, бе..болезненный, ра..крошить;
- 3) беспр..станно, пр..образование, пр..зидент;
- 4) п..полнять, поз..вчера, пр..образ;
- 5) по..бородок, по..ставка, по..мастерье.
Ответ: 35
- 1) отта..в, ореш..к
- 2) вкрадч..вый, меньш..нство
- 3) запрыг..вать, движ..мый
- 4) алюмини..вый, пород..стый
- 5) задумч..вый, гир..вой (спорт)
Ответ: 23
- 1) постро..шь, (можно) наде..ться
- 2) задерж..вшийся, раду..щийся
- 3) раскле..шь, намет..ть (план)
- 4) пропол..шь, упроща..шь
- 5) (он) расстел..т, заправ..шь
Ответ: 34
Задание 13 № 7041 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Мне (не)(к)(кому) обратиться за помощью. Человеку, (не)верящему в свои силы, трудно победить. Он предпочёл остаться (не)узнанным. Можно ли жить, (не)жертвуя ничем? Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены.
Ответ: неузнанным
Задание 14 № 3004 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В) ПОСЛЕДСТВИИ дверной проём был заложен кирпичом, а окна (НА) ГЛУХО заколочены. ТАК (ЖЕ) , как и отец, Евгений был профессиональным скрипачом, ПРИ (ТОМ) многие считали, что в искусстве игры он превосходит отца. Наши запасы воды были (НА) ИСХОДЕ, однако проводник НА (ОТРЕЗ) отказался отклониться от маршрута и дойти до речки. (ПО) МЕРЕ того, как гости прибывали, в гостиной становилось всё меньше места, (ПО) ЭТОМУ я вышел на террасу. ГДЕ(ТО) поблизости (В)ПОЛГОЛОСА звенит кузнечик.
Ответ: впоследствии наглухо
Задание 15 № 5144 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. На картине Вермеера «Улочка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле(3)ы извёсткой.
Ответ: 13
Задание 16 № 3867 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. 2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже. 3) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.. 4) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. 5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.
Ответ: 23
Задание 17 № 13768 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Высокие, узкие клочья тумана (1) густые и белые (2) бродили над рекой (3) заслоняя (4) отражение звёзд (5) и (6) цепляясь (7) за ивы.
Ответ: 123
Задание 18 № 12826 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пока Земля ещё вертится, пока ещё ярок свет, Господи (1) дай же (2) ты (3) каждому, чего у него нет. Умному дай голову, трусливому дай коня, Дай счастливому денег и не забудь про меня. Господи, мой (4) Боже (5) зеленоглазый мой, Пока Земля ещё вертится, и это ей странно самой. Пока (6) ещё хватает (7) времени и огня, Дай же (8) ты (9) всем понемногу и не забудь про меня. (Б.Ш. Окуджава)
Ответ: 15
Задание 19 № 12590 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Литературное произведение мыслилось стилистикой как замкнутое и самодовлеющее целое (1) все элементы (2) которого (3) составляют закрытую систему (4) и н е предполагают в н е себя никаких других высказываний.
Ответ: 1
Задание 20 № 13849 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда ему говорили (1) что такой-то написал очень интересную статью (2) или (3) что пьеса такогото имела успех (4) что Х выиграл 200 тысяч (5) или (6) что речь N произвела сильное впечатление (7) глаза его начинали коситься от зависти.
Ответ: 147
Задание 21 № 18956 Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Ключевская сопка— типичный стратовулкан, он имеет конусообразную форму. (2)Высота этого камчатского вулкана меняется от 4750 до 4850 м и больше над уровнем моря, это самый высокий из действующих вулканов Азии и Европы. (3)По активности Ключевской вулкан уступает только Карымскому, но во много раз превосходит его силой извержений. (4)Наиболее сильные из них происходят через вершинный кратер, который имеет воронкообразную форму и полностью заполняется лавой и шлаками, а в центре его начинает расти новый внутрикратерный конус, иногда перекрывающий кромки основной воронки и увеличивающий высоту вулкана. (5)Наиболее сильные извержения вершинного кратера Ключевского вулкана наблюдались с 1978 по 1993 год. (6)Однако они продолжаются и в настоящее время. (7)Раз в 5— 6 лет, накопив запас энергии, вулкан вступает в очередную активную фазу своей деятельности. (8)Непрерывно следуют друг за другом мощные взрывы, тысячами вылетают раскалённые вулканические бомбы, текут по склонам светящиеся потоки лавы, пепловые тучи поднимаются на многие километры.
Ответ: 128
Ответ: 125
Задание 26 № 10002 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Ф. А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А) (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б) (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В) («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г) («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
Задания Д B9 № 14451
1) ок..лдовать, г..лерея, д..легировать (полномочия)
2) скр..пучий, к..лючий, выр..внять (пол)
3) см..чить (водой), зар..стёт, (мороз) кр..пчал
4) к..мин, д..ректор, н..тариус
5) бл..готворительный, анн..тация, заб..ру (домой)
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
1. околдовать — НГ, галерея — НГ, делегировать (полномочия) − НГ
2. скрипучий (скрИп) — ПГ, колючий (кОлкий) — ПГ, выровнять (пол) − ЧГ
3. смочить (водой) — ЧГ, зарастёт — ЧГ, (мороз) крепчал (крЕпкий) − ПГ
4. камин — НГ, директор — НГ, нотариус − НГ
5. благотворительный (блАго) — ПГ, аннотация — НГ, заберу (домой) − ЧГ
Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
При анализе слов, данных в девятом задании, нужно помнить, что в одном слове при наличии в корне нескольких гласных одновременно могут встретиться и гласная, проверяемая ударением, и гласная, не проверяемая ударением. Наличие в корне одной проверяемой гласной не исключает возможности наличия в нём другой — непроверяемой. Это означает, что такое слово может удовлетворять разным условиям задания: оно может находиться в ряду, в котором все слова содержат проверяемую гласную, и в ряду, в котором все слова содержат непроверяемую гласную. Например, в слове ПРОПАГАНДИРОВАТЬ первая О, вторая А — непроверяемые гласные, а третья гласная А — проверяемая словом пропагАнда. Если такое слово встретилось в строке, оно может оказаться и в задании «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня», и в задании «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня». Поэтому необходимо проанализировать все слова в строке, а потом уже принимать решение об ответе.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.
8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
1 собирать – бир(а) –
2 запирать – пир(а) –
3 обдирать – дир(а) –
4 обтирать – тир(а) –
5 замирать – мир(а) –
6 выжигать – жиг(а) –
7 вычитать – чит(а)–
8 расстилать – стил(а) –
1 бер – соберет
2 пер – запереть
3 дер – обдерет
4 тер – обтереть
5 мер – замереть
6 жег – выжег
7 чет – вычет
8 стел – расстелить
7 сочетание, сочетать
4 потерять, потерпеть
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е, всего девять. В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А, но пишется буква Е, если нет суффикса А
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю, казалось бы, можно проверить словами протер и протирка, а слово стелить – стелет и подстилка. Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!
Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .
8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я
Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН :
начать — начинать; принять — принимать, понять — понимать, снять — снимать, сжать — сжимать. При этом правописание им, ин, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а. Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.
В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.
8.3.3.Чередование гласных а/о в корне
В зависимости от условий существует несколько типов.
1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
1) вы́жегший, приращение, прикосновение
2) выскочить, сотворение, обрамление
3) просвещение, обмакнуть, озарённый
4) равноправие, поплавок, пробираешься
5) береговой, озорничать, гармония
Пояснение . Приведём верное написание:
1) вы́жегший — ЧГ, приращение — ЧГ, прикосновение — ЧГ
2) выскочить — ЧГ, сотворение — ЧГ, обрамление — ПГ (ра́ма)
3) просвещение — ПГ (све́т), обмакнуть — ЧГ, озарённый — ЧГ
4) равноправие — ЧГ, поплавок — ЧГ, пробираешься — ЧГ
5) береговой — ПГ (бе́рег, побере́жье), озорничать — НГ, гармония — НГ
1) аудиенция, президиум, привет
2) стеллаж, кандидат, калач
3) расстилаться, подгоревший, огорчаться
4) обоняние, одеваюсь, уважение
5) починить, тарелка, положение
Пояснение . Приведём верное написание:
1. аудиенция — НГ, президиум — НГ, привет − НГ
2. стеллаж — НГ, кандидат — НГ, калач − НГ
3. расстИлаться — ЧГ, подгоревший — ЧГ, огорчаться (гОрько) − ПГ
4. обоняние — НГ, одеваюсь (одЕжда) — ПГ и НГ, уважение (увАжить) − ПГ
5. почИнить — ПГ, тарелка — НГ, положение − ЧГ
ВНИМАНИЕ! Слова ТАРЕЛКА и ТАРА не являются однокоренными и родственными, они находятся в разных словообразовательных гнездах (см словообразовательный словарь А. Н. Тихонова), поэтому проверить слово ТАРЕЛКА словом ТАРА нельзя. В слове ПРИВЕТ «при» является частью корня.
1) околдовать, галерея, делегировать (полномочия)
2) скрипучий, колючий, выровнять (пол)
3) смочить (водой), зарастёт, (мороз) крепчал
4) камин, директор, нотариус
5) благотворительный, аннотация, заберу (домой)
Пояснение . Приведём верное написание:
1. околдовать — НГ, галерея — НГ, делегировать (полномочия) − НГ
2. скрипучий (скрИп) — ПГ, колючий (кОлкий) — ПГ, выровнять (пол) − ЧГ
3. смочить (водой) — ЧГ, зарастёт — ЧГ, (мороз) крепчал (крЕпкий) − ПГ
4. камин — НГ, директор — НГ, нотариус − НГ
5. благотворительный (блАго) — ПГ и ЧГ (твор), аннотация — НГ, заберу (домой) − ЧГ
1) нигилист, приоритет, упражнение
2) финансист, подворотня, уклониться
3) меридиан, апельсин, прикроватный
4) ошеломлённый, подложить, уравнение
5) протереть, листок, подковать
Пояснение . Приведём верное написание:
1. нигилист — НГ, приоритет — НГ, упражнение − НГ
2. финансист — ПГ и НГ, подворотня (вОрот) — ПГ, уклониться − ЧГ
3. меридиан — НГ, апельсин — НГ, прикроватный − НГ
4. ошеломлённый — НГ, подложить — ЧГ, уравнение − ЧГ
5. протереть — ЧГ, листок (лИст) — ПГ, подковать (подкОва) − ПГ
ВНИМАНИЕ! Слова КРОВАТЬ и КРОВ не являются однокоренными и родственными, они составляют разные словообразовательные гнезда (см. Словообразовательный словарь под ред. А. Н. Тихонова), поэтому нельзя проверить слово КРОВАТЬ словом КРОВ .
1) запирать, растение, прилагательное
2) спираль, застелить, комфорт
3) бережок, формат, затвердеть
4) предварительный, придорожный, замечать
5) творительный, зарница, пловец
Пояснение . Приведём верное написание:
1. запирать — ЧГ, растение — ЧГ, прилагательное − ЧГ
2. спираль — НГ (В этом слове чередования нет и никогда не было), застелить — ЧГ, комфорт − НГ
3. бережок — ПГ (бе́рег, прибре́жный), формат — НГ, затвердеть (твЁрдый) − ПГ
4. предвАрительный — НГ, придорожный — НГ, замечать (замЕтить) − ПГ
5. твОрительный — ЧГ, зарница — ЧГ, пловец − ЧГ
Слово с чередующейся гласной «творительный» подчиняется правилу правописания корней с чередованием ТВАР/ТВОР.
При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.
1) хлопотать, запереть (на замок), росток
2) заблестел, скакалка, собирать
3) пожимающий, сочетание, почитать (старших)
4) взрослеть, горнолыжный, озарение
5) поплавок, задираться, изложить (суть проблемы)
Пояснение . Приведём верное написание.
1) хлопотать — ПГ: хло́поты, хлопо́чет, запереть (на замок) — ЧГ, росток — ЧГ (исключение из правила)
2) заблестел, скакалка, собирать — ЧГ
3) пожимающий, сочетание, почитать (старших) — ЧГ
4) взрослеть — ЧГ, горнолыжный — ПГ: го́ры, озарение — ЧГ
5) поплавок, задираться, изложить (суть проблемы) — ЧГ
В пункте 8.3.2 нашего справочника приведено подробное разъяснение по этому вопросу:
«8.3.2. Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я
Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН :
начать — начинать; принять — принимать, понять — понимать, снять — снимать, сжать — сжимать. При этом правописание им, ин, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а. Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида. »
Слово СОЧЕТАНИЕ является исключением из правила о чередующихся корнях -чет-—-чит-, поэтому соответствует условию задания.
1) реализм, протереть, (ржавая) лопата
2) скользящий, изменение (плана), экспрессивный
3) помешать (кому-то), мотив, горизонтальный
4) пленительный, сериал, горелка
5) принадлежать, разгадать, терминология
Пояснение . Приведём верное написание.
1) реализм — ПГ и НГ (реализм), протереть − ЧГ, (ржавая) лопата — НГ
2) скользящий (скОльзко), изменение (плана) (измЕна), экспрессивный (экспрЕссия) — ПГ
3) помешать (кому-то) — ПГ, мотив — НГ, горизонтальный — НГ и ПГ (горизо́нт)
4) пленительный — ПГ, сериал — ПГ и НГ, горелка — ЧГ
5) принадлежать (принадлЕжность), разгадать (разгАдка), терминология (тЕрмин) — ПГ
ВНИМАНИЕ! Наличие проверяемой гласной в корне не исключает, что в этом же слове может быть другая гласная, но уже не проверяемая. От этого слово не перестанет соответствовать заданию, ведь есть удовлетворяющее заданию условие. Вот почему слово «терминология» соответствует условию задания: в нём есть и проверяемая, и непроверяемая гласные. Задание корректно. Ответ и пояснение на сайте верны.
1) вестибюль, инженер, интеллигенция
2) осквернить, винегрет, (глаза) слипались
3) предполагать, побледнел, вытворять
4) фонтан, балкон, каблук
5) равнина, ровесник, запивать (лекарство)
Пояснение . Приведём верное написание:
1. вестибюль, инженер, интеллигенция — НГ
2. осквернить (сквЕрно) — ПГ, винегрет — НГ, (глаза) слипались (слИпнуться) − ПГ
3. предполагать — ЧГ, побледнел (блЕдный) — ПГ, вытворять − ЧГ
4. фонтан, балкон, каблук — НГ
5. равнина, ровесник — ЧГ, запивать (пИть) (лекарство) − ПГ
1) стелить, полагается, гастроном
2) энциклопедист, заблестел, касательная
3) стилист, котище, разредить (всходы)
4) зарница, разлиновать, поплавок
5) уходить, покорять, раскали (докрасна)
Пояснение . Приведём верное написание:
1. стелить, полагается — ЧГ, гастроном − НГ
2. энциклопедист (энциклопЕдия) — ПГ и НГ, заблестел — ЧГ, касательная − ЧГ
3. стилист (стИль), котище (кОт) — ПГ, разредить (рЕдко) (всходы) − ПГ
4. зарница — ЧГ, разлиновать (лИния) — ПГ, поплавок − ЧГ
5. уходить (хОдит), покорять (покОрный) — ПГ, раскали (накАл) (докрасна) − ПГ
1) государство, вычитание, предъявить
2) основной, росток, стипендия
3) изменение, непостижимый, подлокотник
4) предложение, палисадник, растрепать
5) обижаться, роскошный, оплатить
Пояснение . Приведём верное написание:
1) государство — НГ, вычитание — ЧГ, предъявить — ПГ (я́вь)
2) основной — НГ и ПГ (осно́ва), росток — ЧГ, стипендия — НГ
3) изменение — ПГ (изме́на), непостижимый — ПГ (дости́чь), подлокотник — ПГ (ло́коть)
4) предложение — ЧГ, палисадник — НГ, растрепать — ПГ (трёп)
5) обижаться — ПГ (оби́да) и НГ, роскошный — ПГ (ро́скошь), оплатить — ПГ (пла́та)
1. К группе слов с чередующимися гласными относятся и слова-исключения из правил о чередующихся гласных (росток).
3. В слове «вычитание» корень -чит- чередующийся (-чит- — -чет-): вычитать — вычесть.
Задания Д9 № 6731
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Приведём верное написание:
Слово скрипя проверяем словом скрип.
Задания Д B9 № 14451
1) ок..лдовать, г..лерея, д..легировать (полномочия)
2) скр..пучий, к..лючий, выр..внять (пол)
3) см..чить (водой), зар..стёт, (мороз) кр..пчал
4) к..мин, д..ректор, н..тариус
5) бл..готворительный, анн..тация, заб..ру (домой)
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
1. околдовать — НГ, галерея — НГ, делегировать (полномочия) − НГ
2. скрипучий (скрИп) — ПГ, колючий (кОлкий) — ПГ, выровнять (пол) − ЧГ
3. смочить (водой) — ЧГ, зарастёт — ЧГ, (мороз) крепчал (крЕпкий) − ПГ
4. камин — НГ, директор — НГ, нотариус − НГ
5. благотворительный (блАго) — ПГ, аннотация — НГ, заберу (домой) − ЧГ
Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.
8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
1 собирать – бир(а) –
2 запирать – пир(а) –
3 обдирать – дир(а) –
4 обтирать – тир(а) –
5 замирать – мир(а) –
6 выжигать – жиг(а) –
7 вычитать – чит(а)–
8 расстилать – стил(а) –
1 бер – соберет
2 пер – запереть
3 дер – обдерет
4 тер – обтереть
5 мер – замереть
6 жег – выжег
7 чет – вычет
8 стел – расстелить
7 сочетание, сочетать
4 потерять, потерпеть
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е, всего девять. В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А, но пишется буква Е, если нет суффикса А
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю, казалось бы, можно проверить словами протер и протирка, а слово стелить – стелет и подстилка. Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!
Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .
8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я
Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН :
начать — начинать; принять — принимать, понять — понимать, снять — снимать, сжать — сжимать. При этом правописание им, ин, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а. Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.
В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.
8.3.3.Чередование гласных а/о в корне
В зависимости от условий существует несколько типов.
1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
Безударная непроверяемая гласная корня околдовать багаж демонстрировать реальный
1) околдовать, багаж, демонстрировать
2) реальный, декоративный, горизонт
3) предлагать, воплотить, дежурный
4) стремиться, врачебный, виртуозный
5) карандаш, троллейбусный, комфортный
В этом задании нужно выделить корень слова и определить правило написания безударной гласной в корне. Корень слова для удобства будем выделять в квадратные скобки, ударение – прописной буквой.
Внимательно прочитайте каждое слово, определите, какое правило нужно применить (правописание проверяемой, непроверяемой или чередующейся гласной в корне) и выберите ряды слов, где пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Таких рядов может быть от 2 до 4.
1) о[колд]овать – непроверяемая, [багАж] – непроверяемая, [демонстр]ировать – непроверяемые;
2) [реАль]ный – непроверяемая, [декор]ативный – непроверяемая е, проверяемая (декОр), [горизОнт] – непроверяемые;
3) пред[лаг]ать – чередование (лаг-лож), [воплот]ить — непроверяемые, [дежУр]ный – непроверяемая;
4) [стрем]иться – непроверяемая, [врач]ебный – проверяемая (врАч), [виртуОз]ный – непроверяемая и;
5) [карандАш] – непроверяемые, [троллЕй]бусный – непроверяемая, [комфОрт]ный – непроверяемая.
В ответ выписываем цифры, соответствующие номерам выбранных строчек, без пробелов и запятых.
Ответ: 125 или любая другая последовательность этих цифр
Безударная непроверяемая гласная корня околдовать багаж демонстрировать реальный
1) ок..лдовать, б..гаж, д..монстрировать
2) р..альный, д..коративный, р..продукция
3) кр..стьянин, в..лосипед, иде..лист
4) стр..миться, те..ретический, в..ртуозный
5) к..нтракт, тр..ллейбусный, к..мфортный
В этом задании нужно определить правило написания безударной гласной в корне.
Внимательно прочитайте каждое слово, определите, какое правило нужно применить (правописание проверяемой, непроверяемой или чередующейся гласной в корне) и выберите ряды слов, где пропущена безударная проверяемая гласная корня. Таких рядов может быть от 2 до 4.
1) окОлдовать – непроверяемая, бАгаж – непроверяемая, дЕмонстрировать – непроверяемая
2) рЕальный – непроверяемая, дЕкоративный – непроверяемая, рЕпродукция – непроверяемая
3) крЕстьянин – проверяемая (крест), вЕлосипед – непроверяемая, идеАлист – проверяемая (идеал)
4) стрЕмиться – непроверяемая, теОретический – проверяемая (теория), вИртуозный – непроверяемая
5) кОнтракт – непроверяемая, трОллейбусный – непроверяемая, кОмфортный – непроверяемая
В ответ выписываем цифры, соответствующие номерам выбранных строчек, без пробелов и запятых.
Безударная непроверяемая гласная корня околдовать багаж демонстрировать реальный
1) ок..лдовать, г..лерея, д..легировать (полномочия)
2) скр..пучий, к..лючий, выр..внять (пол)
3) см..чить (водой), зар..стёт, (мороз) кр..пчал
4) к..мин, д..ректор, н..тариус
5) бл..готворительный, анн..тация, заб..ру (домой)
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
1. околдовать — НГ, галерея — НГ, делегировать (полномочия) − НГ
2. скрипучий (скрИп) — ПГ, колючий (кОлкий) — ПГ, выровнять (пол) − ЧГ
3. смочить (водой) — ЧГ, зарастёт — ЧГ, (мороз) крепчал (крЕпкий) − ПГ
4. камин — НГ, директор — НГ, нотариус − НГ
5. благотворительный (блАго) — ПГ, аннотация — НГ, заберу (домой) − ЧГ
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)
Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.
Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.
Читайте также: