Золотое сечение укладка плитки

Обновлено: 10.05.2024

Чтобы разобраться в нюансах укладки крупноформатных плит, теории недостаточно. Нужно хотя бы раз в жизни собственноручно где-нибудь уложить плитку. Работа эта кропотливая и сложная, поэтому и настоящих мастеров в этом деле найти достаточно сложно. Хороший плиточник — вообще редкость, а мастер по работе с крупным форматом, как говорится, на вес золота.

Я плиточник с 12-летним стажем, можно сказать, профессионал своего дела. В этом материале на примере конкретного дома рассмотрю некоторые особенности и проблемы укладки керамогранита, технологию укладки крупноформатной плитки, а также необходимые материалы и оборудование. Место приложения усилий — двухэтажный загородный дом, сложенный четыре года назад. Все работы по укладке плитки выполнялись вместе с напарником. Нашему профессиональному тандему уже больше восьми лет, вместе учились на ошибках, вместе набивали шишки. Сейчас нам предстояла интересная, но наисложнейшая работа с керамогранитом — облицовка в доме ванной, душевой, санузла, кухни, коридора, а также крыльца со ступенями на открытой террасе. Сторонних специалистов решили не привлекать: необходимые опыт и оборудование были в наличии.

Для облицовки стен и пола была закуплена крупноформатная плитка зарубежного производителя, керамогранит, в частности тонкий. Чтобы было понятнее, для начала поясню, что такое крупноформатная плитка. От обычной плитки она отличается размером: одна сторона такой плиты превышает 60 см. Собственно, в этом и заключается основная сложность в укладке: с такими большими плитами следует работать предельно аккуратно, чтобы не допустить их повреждения. Теперь об отличии керамогранита от простой керамической плитки. Эти облицовочные материалы отличаются между собой составом смеси, из которой их изготавливают, а также температурой обжига. При обжиге смеси керамогранита температура выше, будущие плиты на выходе получаются более прочными. Керамогранит отличается износо- и морозостойкостью, его коэффициент влагопоглощения стремится к нулю, именно поэтому данный материал прекрасно зарекомендовал себя в облицовке пола, а также фасадов. Ну и настоящая инновация — появление в строительной сфере тонкого керамогранита. Тонкий керамогранит применяют для реставрации, для выравнивания поверхностей, он чрезвычайно удобен для архитектурного декора. Плита толщиной всего 3 мм часто имеет формат 1×3 м, отличается пластичностью и гибкостью, но вместе с тем требует от мастера бережного обращения и безошибочной укладки.

Руководство по эксплуатации: с чем предстоит работать

Вся сложность укладки крупноформатных плит как раз и заключается в их крупных размерах и небольшой толщине. Любые неаккуратные действия могут привести к растрескиванию или даже поломке плиты. Признаться, несмотря на опыт и имеющееся оборудование, мы с напарником не уберегли пару таких плиток: одна пострадала в процессе реза, вторую потеряли в момент укладки. Так что предельная аккуратность при укладке плитки крупного формата — золотое правило.

Выбирая широкий формат плитки, мастеру следует позаботиться о выборе клея, шпателей и спецприспособлений для переноски и удерживания плит. Чтобы облицовка была надежной и долговечной, особое внимание нужно обратить на выбор клея. Это первостепенный и самый главный вопрос после того, как приобретена крупноформатная плитка. Заметьте, не наоборот. Никогда нельзя закупать клей, что называется, впрок: клей подбирают исходя из размеров и типа плитки, а также в зависимости от типа основания, места ее укладки (наружная или внутренняя облицовка).

В нашем случае требовалось подобрать клей для укладки керамогранита и тонкого керамогранита средних размеров внутри дома, а также на улице. Поскольку керамогранит — это материал практически с нулевой степенью водопоглощения, необходимо правильно подобрать тип клея для его укладки, чтобы обеспечить надежное крепление плит и высокую адгезию. Для этого требуются клеи с высокой степенью эластичности, при этом клеевой состав должен выдерживать значительные нагрузки и принимать на себя все возникающие деформации основания. Рассмотрев возможные варианты клея для укладки плит крупного формата, выбор нами был сделан в пользу итальянского производителя MAPEI . Были приобретены эластичные деформируемые клеи серии Ultralite S1 и S2 .

Для нанесения клея на основание в целях лучшего смачивания использовали зубчатый шпатель с зубьями длиной 1 см . На оборотную сторону плиты для максимального смачивания клеевой состав наносили при помощи шпателя с квадратными небольшими зубчиками длиной около 4 мм.

В нашем арсенале имелись специальные приспособления для переноски плит с присосками . Отмечу, что подобного рода оборудование бывает и с насосом для откачки воздуха. Здесь каждый выбирает для работы то, что ему нравится. Такие приспособления облегчают работу с крупноформатной плиткой и обеспечивают безопасную укладку, но стоит данное удовольствие недешево.

Клеим — сушим — затираем…

К укладке керамогранита следует подходить с особой тщательностью. Как уже отмечалось, нами были подобраны клеевые составы серии Ultralite . Клей S1 применяют для укладки плит среднего формата, как правило, при внутренней облицовке поверхностей, S2 — для горизонтальной и вертикальной укладки плит большого формата снаружи помещений, а также тонкого керамогранита. Для облицовки открытой террасы был закуплен клей Ultralite S2 .

Для наружной отделки стен террасы специально был выбран клей с повышенным открытым временем укладки до 30 мин Keraflex Maxi S1 . Повышенное открытое время требуется для корректировки плиты на основании до момента схватывания клеем. Клей устойчив к воздействию воды и отличается долговечностью. Особенность данного клея — особый состав, содержащий большое количество синтетических смол, и как результат — сочетание высочайшей прочности сцепления и эластичности, что сделало возможным вертикальную укладку плитки сверху вниз без дополнительных поддерживающих приспособлений.

Если очень кратко описать преимущества клеев серии Ultralite , то следует отметить, что:

– клей данной серии заявлен как однокомпонентный, однако по своим свойствам ничуть не уступает двухкомпонентному клею, не требует особых условий перевозки и хранения;

– клей характеризуется высокой адгезией ко всем типам оснований и высокой прочностью сцепления;

– клей имеет низкую плотность клеевой смеси, что обеспечивает высокую эластичность и удобство нанесения состава;

– клеевой состав выдерживает значительные эксплуатационные нагрузки, деформации основания и плит, возникающие ввиду температурных перепадов и прочих факторов;

– все клеи данной серии считаются легкими, соответственно, их вес не оказывает влияния на общий вес плиты;

– серия клеев отличается низким расходом.

Теперь рассмотрим особенности оснований, на которые укладывался керамогранит и тонкий керамогранит. Стены душевой и ванной: блок газосиликатный + грунтовка; пол этих же помещений и кухни: цементная стяжка + гидроизоляция; пол в коридоре: цементная стяжка + грунтовка; открытая терраса: бетонный фундамент + слой пеноплекса 50 мм (для исключения промерзания) + цементная стяжка + гидроизоляция. Среди особенностей — наличие под кухней погреба, вход в который закрывается металлическим люком 1×1 м с амортизацией. Люк обрабатывался специальным составом под укладку плитки и грунтовкой. Далее на каждый тип основания наносился соответствующий тип клея MAPEI и укладывалась плитка.

При нанесении клея применяли беспустотный способ укладки. Его суть заключается в особенности нанесения клея (двойное нанесение клея), чтобы исключить риск образования пустот между основанием и плитой. Это особенно важно при укладке керамогранита, так как образование пустот под плитами крупного формата с небольшой толщиной чревато растрескиванием облицовочного материала. Клеевой состав шпателем полосами наносится на основание, затем шпателем с небольшими квадратными зубчиками такими же полосами клей наносится на тыльную сторону плитки параллельно ее короткой стороне. Обратите внимание, что укладывается плита клеевыми полосами не крест-накрест, а параллельно полосам основания и тем, которые находятся на плите. Такая технология помогает избежать образования пустот. Тем не менее, для плотного прилегания плиты к основанию не обойтись без простукивания плиток. В случае с керамогранитом это стоит делать особенно аккуратно — резиновым шпателем или вручную. Постукивающие движения лучше совершать от центра к краям плиты параллельно нанесенным клеевым полосам — так оставшийся воздух выйдет наружу, а облицовочный материал плотно сцепится с основанием.

Не забываем оставлять межплиточные швы не менее 2 мм! Это особенно важно при укладке крупноформатной плитки, так как материал со временем может немного деформироваться под воздействием температурных перепадов или вследствие воздействия тяжестей. Кроме того, межплиточные швы помогают нивелировать деформацию основания.

Важно отметить, что если мастеру предстоит работать с обширными площадями, то внутри помещения на каждые 25 м2 поверхности помимо обязательных конструктивных швов необходимо создавать компенсационные швы, которые впоследствии подлежат заполнению эластичными герметиками. В случае наружных работ эта площадь сокращается до 9–12 м2. Для герметизации швов на террасе использовали герметик Mapesil AC , подходящий как для пола, так и для стен.

Для заполнения швов были куплены шовные заполнители от MAPEI Ultraсolor Plus . Они обладают водоотталкивающим эффектом и антигрибковым барьером, что особенно актуально для ванной, душевой и кухни. Заполнители представлены в богатой цветовой гамме, поэтому удалось подобрать к плитке шесть редких оттенков, а не ограничиваться классическими вариантами.

Затирку межплиточных швов можно производить уже спустя 24 часа после укладки плитки. Здесь следует оговориться, что затирать швы следует аккуратно, не повреждая наполнитель. На завершающем этапе проводится очистка поверхности плитки от остатков затирки.

Несколько слов о проделанной работе

Укладка крупноформатной плитки требует особого подхода и сноровки. Это безумно кропотливая, долгая и утомительная работа. И тем не менее, результат стоит таких усилий. В данной статье я рассмотрел особенности керамогранита и на конкретном примере показал некоторые нюансы его укладки на пол и стены. Это далеко не все вопросы, но это необходимый базис, на который может опираться мастер в своей работе.

При осуществлении укладки плит крупного формата очень важен выбор сопутствующих материалов: клея, герметиков, заполнителей швов и проч. Разумеется, идеальный вариант — выбор продукции одного производителя, так как нет гарантии, что продукты разных фирм смогут без проблем «уживаться» друг с другом (к примеру, заполнитель швов и герметик). Мной для проведения работ была выбрана продукция компании MAPEI. По прошествии нескольких лет после укладки керамогранита могу сказать, что используемые материалы данной фирмы прошли проверку временем на отлично. Качество укладки на улице не пострадало от климатических изменений, а внутренняя облицовка создает иллюзию свежеуложенного покрытия.

Есть ли практический житейский смысл в пифагоровых расчетах и числах Фибоначчи, и как их учесть на практике при создании дизайн-проекта?

Ирина Капустина

В течение нескольких веков золотое сечение и ряд Фибоначчи составляют основу гармонического построения в архитектуре, живописи, музыке. Чтобы их освоить, не обязательно погружаться в сложные формулы и чертежи. Есть простые правила использования модуля и золотого сечения в домашних условиях, помня о которых, мы получим максимально комфортную среду обитания для себя и своей семьи.

На фото: Парфенон, Акрополь в Афинах

Природная гармония
В природе существует удивительная пропорция, которая многократно повторяется в самых разных живых структурах — строении раковин, рисунке волокон деревьев, расположении лепестков цветов, строении человеческого тела и даже в расположении планет. Чудесная способность этой пропорции сообщать творению человеческих рук гармонию, заложенную в самой природе, с глубокой древности привлекала ученых, художников, строителей и философов. Мы найдем ее в пирамиде Хеопса и в афинском Парфеноне, в мечети Тадж-Махал и в европейских средневековых соборах, в работах Леонардо да Винчи и Микеланджело.

На фото: «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Что же такое золотое сечение?
Великий греческий философ и математик Пифагор вывел формулу «божественной» пропорции, определив ее как деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей так же, как большая относится к целому. Он назвал это соотношение золотой серединой, золотым сечением, или золотым прямоугольником.

Если взять за целое единицу, то большая часть в этой пропорции будет приближена к 0,618 от целого, а меньшая — к 0,382, или 1:0,618 = 0,618:0,382. Числовое выражение этой классической пропорции 1:1,618, дающее число 0,618, а точнее, бесконечный ряд после запятой — 0,618046971…

Спираль золотого сечения
Золотое сечение напрямую связано с рядом Фибоначчи, названным по имени открывшего его крупнейшего математика средневековой Европы (XII-XIII веков) Леонардо Пизанского, известного как Фибоначчи.

В этом ряду каждый последовательный элемент равняется сумме двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233… Отношение каждого числа к последующему по увеличению порядкового номера все больше и больше стремится к числу 0,618, то есть к отношению золотого сечения. Собственно, золотое сечение и есть взаимосвязь между двумя числами в последовательности Фибоначчи. Построение этой последовательности в масштабе дает бесконечные спирали, нередко наблюдаемые в живой природе.

На фото: Модулор — антропометричная система пропорций, созданная Ле Корбюзье на основе золотого сечения и среднего роста человека с поднятой рукой. Использовалась для создания соразмерных человеку жилых пространств.

Соотношение чисел в золотом сечении Пифагор считал идеальным для благополучия людей. Он утверждал, что пропорции, которые выражают естественную гармонию природы, можно и нужно использовать при проектировании дома и сада: они доставляют удовольствие человеческому глазу, радуют душу и психику.

Неудивительно, что пространство, организованное в соответствии с золотым сечением, исполнено гармонии и создает тонкий, невидимый глазу настрой, который позволяет нам максимально расслабиться и почувствовать себя комфортно.

На фото: Вилла Ла Рош в пригороде Парижа (архитектор Ле Корбюзье). Большой зал, построенный с помощью пропорций Модулора

Как использовать золотые пропорции в нашем доме?
Если мы только собираемся строить дом, можно заложить соотношения золотого сечения при проектировании. Но что делать, если уже есть жилье с заданными параметрами? Даже в этом случае можно многое изменить. Начать стоит с установки модуля — условной единицы, к которой мы привяжем основные размеры и деление пространства. Можно использовать в качестве модуля свой рост или число, приближенное к нему, и «подогнать» пространство под себя. Или взять за модуль торцевую, узкую сторону в прямоугольной комнате и на основе этого модуля вычислить остальные значения. Например, сторона торца комнаты равна 3 м, или 300 см. Проще всего сразу рассчитать ряд Фибоначчи для своего помещения и оперировать полученными числами. Для этого выполним последовательное умножение нашего модуля на 0,618 (300 x 0,618). Получилась следующая цепочка чисел: 300; 185,4; 114,57; 70,8; 43,75; 27,04; 16,71; 10,33 (см) и т.д. Теперь округлим числа: 300, 185,4; 114,6; 70,8; 43,7; 27; 16,7; 10,3; 6,3 см. Полученные «золотые отрезки» можно использовать повсюду — в расстановке мебели, декорировании стен и даже при высадке растений в саду.

1. Прямоугольник золотого сечения
Для выделения в прямоугольной комнате зоны золотого сечения нужно найти длину основной стороны. У нас есть торцевая стена 300 см, дальше прибавляем к модулю 300 см следующее по ряду Фибоначчи число (300 + 185,4 = 485,4) и получаем вторую сторону золотого прямоугольника — 485,4 см. Или же можно разделить число модуля 300 см на 0,618 (300 : 0,618 = 485,4).

Иногда проще и быстрее построить золотое сечение графически, ничего не высчитывая. Прямоугольник золотого сечения содержит в себе квадрат и малый прямоугольник, относящиеся друг к другу как 0,618 к 0,382. Если сторона торца комнаты — 3 м, значит, на полу мы строим квадрат со стороной 3 м. Далее делим квадрат пополам вертикальной линией так, чтобы получилось два прямоугольника.

В одном прямоугольнике мы проведем линию, соединив противоположные углы. Теперь отложим циркулем отрезок, равный линии внутри прямоугольника, и развернем его на горизонтальной прямой.
Так мы построили еще один прямоугольник, который соотносится с предыдущим как 0,618:0,382. В итоге получаем общий золотой прямоугольник и деление внутри него на две неравные зоны.

2. Соотношение цвета в комнате по правилу золотого сечения
Не стоит забывать, что использование цвета по правилу золотого сечения так же предполагает соотношение двух третей. Доминирующий цвет должен занимать около 60% комнаты, основной сопровождающий — около 30%, и последний, дополнительный — всего 10% (обычно он используется для аккомпанирующего декора).

Конечно, эти соотношения приблизительны, а дополнительные цвета могут включать несколько оттенков, но основной принцип должен сохраняться. Можно выбрать мягкий тональный переход в пределах одного цвета или яркий контрастный аккорд — все зависит от концепции дизайна помещения.

3. Пример «крещендо» в композиции интерьера
Главная фокусная точка, наибольшая насыщенность меблировки, освещения и декора должны приходиться на большую часть нашего прямоугольника. Меньшая часть может поддерживать тему, став своего рода аккомпанементом. Вообще, любая композиция должна иметь динамику.

Развитие темы происходит постепенно и поступательно, с нарастанием звучания. При этом кульминация, высшая точка сюжета приходится на вторую треть от начала темы (0,618 от всего пространства), а затем идет ее мягкое ослабление.

4. Деление стены без филенок и плинтусов по принципу золотого сечения
А что делать с высотой потолка? Идеально, если при нашем модуле 300 см высота потолка тоже окажется 300 см, войдя в ряд Фибоначчи. Если вдруг высота потолка будет близкой к 280 см, то имеет смысл именно ее сделать модулем для всего помещения. В этом случае в полученный нами ряд Фибоначчи войдет значение 173 см (280, 173 и т.д.), которое является числом среднего роста человека.

Но, предположим, мы оставили модуль 300 см как приемлемый, а высота потолка — 260 см (и этого числа нет в выведенной нами последовательности). Прежде всего, нужно определиться, будет ли стена иметь какое-либо деление по горизонтали или предполагается единым целым, без карниза, фриза и плинтуса.

Если мы оставляем стену единым целым, принцип золотого сечения можно применить, например, к расстановке мебели или развеске панно. В этом случае стоит сделать основной цвет стен максимально нейтральным, тогда на первый план выйдут декоративные пятна, организованные нами с помощью золотой пропорции.

Если используется классическое деление стены — без бордюров, карнизов и плинтусов не обойтись. Тогда начните с выделения зоны, входящей в нашу пропорцию. Итак, чтобы определить высоту композиционной зоны, проще всего к числу 185,4 прибавить число 70,8. И хотя это соотношение будет несколько нарушать последовательность, вместе они дадут высоту (256 см), которая будет соотноситься с числами нужного нам ряда. На этой высоте пройдет верхняя линия карниза, а остаток (4 см) мы нейтрализуем, выкрасив одним цветом с потолком, лучше белым. Это, с одной стороны, облегчит весь верх, а с другой — отделит не вписывающийся в наш ряд отрезок от общей композиции.

5. Соответствие высоты мебели линии цокольной части стены
Если мы делим стену на нижнюю часть и зону верхнего фриза, то в классическом варианте разделительный бордюр, проходящий по периметру комнаты, обычно располагается на высоте 75-100 см от пола (именно на эти размеры ориентированы мебельные фабрики). В нашем «золотом» ряду есть выбор между числами 114,6 и 70,8. Можно выбрать число 70,8, сделав его нижней линией бордюра.

Сам бордюр не должен быть массивным, для его ширины вполне подойдут значения 10,3 или 16,7 см. Таким образом, к уже имеющейся нижней линии бордюра на высоте 70,8 см от пола мы получим высоту верхней линии бордюра – либо 81,1, либо 87,5. Эти линии отметят границу цокольной зоны стены. В идеале к ней должна стремиться высота кресел и стульев мебельного гарнитура, а также невысоких элементов мебели, таких, как комоды и тумбочки.

При выборе ширины плинтуса и ширины карниза мы берем числа из того же «золотого» ряда: 16,7, 10,3, 6,3 см. Выбор будет зависеть от ширины бордюра и от других элементов декора.

6. Соотношение мебели и пространства
Мебель не должна занимать больше 60% композиции, чтобы не создавать ощущения тесноты и захламленности. Если мы выбираем мебель на заказ, то при ее изготовлении удобно использовать пропорции золотого сечения, высчитанные конкретно для нашей квартиры. В этом случае мебель будет выглядеть особенно гармонично, и восприниматься естественной частью единого целого.

7. Правило 2/3
То же золотое правило двух третей (в каждом случае числа из нашего ряда Фибоначчи помогут составить более точную пропорцию) позволит правильно расположить все элементы декора интерьера. На высоте приблизительно 2/3 от общей высоты пространства наиболее гармонично будут смотреться подвесные светильники, диван не должен занимать больше 2/3 отведенного ему простенка, а журнальный столик не должен быть больше 2/3 дивана.

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Дизайнеры, используете ли вы золотое сечение в собственных интерьерных проектах? Поделитесь с нами в комментариях.

Золотое сечение ассоциируется с античной архитектурой, полотнами Леонардо да Винчи, работами Ле Корбюзье. Однако оно широко применяется и в современном дизайне. Даже размер прямоугольника банковской карточки подчиняется золотой пропорции. Возможно, именно поэтому ее так приятно держать в руках! Используется золотое сечение в дизайне интерьера квартиры, дома или коммерческого объекта. Работа требует точных расчетов, но зато результат превосходит все ожидания. При сохранении золотых пропорций даже недорогая мебель и декор смотрятся очень элегантно.

Золотое сечение: основные понятия

Золотое сечение – это математическое понятие, введенное еще в античные времена. Согласно определению Евклида, золотая пропорция – это соотношение величин. При котором большее число относится к меньшему так же, как сумма этих чисел к большему из них. Проще говоря, если большую величину разделить на меньшее, то получится число Φ, примерно равное 1,6180.

Чаще всего золотое сечение используется в архитектуре. Классическими примерами считаются античный Парфенон (Афины), средневековый университет Саламанки (Испания). Современная архитектура – музей Соломона Гуггенхайма, спроектированный архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом в виде опрокинутой спирали, а также многочисленные работы Ле Корбюзье (интерьер его виллы Ля Рош – на фото). Последний использовал золотое сечение в дизайне мебели – например, своего знаменитого шезлонга. Интересно, что форма и размер смартфонов – тоже результат расчета божественной пропорции.

Формула золотого сечения в дизайне интерьера неразрывно связана с именем математика Леонардо Пизанского, жившего в Италии на рубеже XII-XIII веков. Он стал известен под именем Фибоначчи. Одним из его важнейших научных достижений стала выведенная им последовательность, в которой каждое последующие число равно сумме двух своих предшественников: 1, 1=1+0, 2= 1+1, 3=2+1, 5, 8 и т.д. В этой последовательности наблюдается еще одна закономерность. Здесь каждое последующее число больше предыдущего примерно в 1,62 раз. Это можно увидеть на примере: 13:8=1,625. Или 21:13=1,615. Таким образом, полученное значение очень близко к числу Φ, обозначающему золотое сечение.

Эту зависимость можно описать и иначе: каждое число меньше последующего в 0,62 раз. Например, 8:13= 0,616, 13:21= 0,619. Оба этих варианта используются для расчета.

Золотое сечение в дизайне

Золотое сечение на протяжении нескольких веков считается символом гармонии, идеальных пропорций в природной среде и во многих сферах жизни человека – точных науках, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре. Учитывается оно и в дизайне – предполагается, что чем ближе к идеально возможным пропорции предмета, расположение объектов относительно друг друга, тем лучше такой интерьер воспринимается человеческим мозгом, тем комфортнее в нем находиться. О золотом сечении в дизайне интерьера и ландшафта, примерах его использования, подробно в тексте данной статьи.

Что такое «Золотое сечение», как оно появилось?

Золотое сечение — так называемая «божественная пропорция», просматриваемая в большинстве природных объектов: раковинах моллюсков, листьев дерева, пчелиных сотах, строении цветов, паучьих сетях, теле человека, молекулах ДНК, птичьих яйцах. Также его наблюдают в геометрии египетских пирамид, многих античных скульптурах, полотнах известных художников.

Сама суть «золотой пропорции» — деление целого на две неодинаковых части. Отношение меньшей части к большей, а большей к целому, выглядит как 0,618 к 1,0. Монах Лука Пачоли объяснял это как «божественное триединство»: меньшая часть целого — Сын Божий, большая – Бог-Отец, а целое – Дух Святой. Кто впервые начал применять ее, достоверно неизвестно, но максимально точно описал Леонардо да Винчи. Есть предположение, что хорошие художники, музыканты, архитекторы, другие люди искусства используют золотое сечение интуитивно – ведь так получается красивее.

Частный случай «божественной пропорции» — правило третей. Оно обусловлено зрительным восприятием человека – при взгляде на картинку, глаз «цепляется» в первую очередь за основные четыре точки, находящиеся на пересечении вертикальных линий с горизонтальными, при условии, что рисунок поделен на девять одинаковых фрагментов. Именно в пределах этих точек размещают основные акценты картинки, ее сюжетный центр.

Пчелиные соты

Спираль золотого сечения

К «божественным пропорциям» относится и так называемый ряд Фибоначчи или спираль Фибоначчи. Средневековый математик составил последовательность чисел, следующего вида: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946 и др., где сумма каждых двух чисел, которые следуют друг за другом, начиная со второго, равна третьему. Яркий пример последовательности Фибоначчи – фаланги пальцев человека, соотношение первой ко второй и третьей. Спирали Фибоначчи просматриваются при взгляде сверху на цветок подсолнуха, ананас, шишки. Раковины большинства моллюсков, рога горной козы также соответствуют им.

Подсолнух

Использование золотых пропорций в интерьере вашего дома, квартиры

При взгляде на красиво обустроенный домашний интерьер, первое, что бросается в глаза – это легкая асимметрия, едва уловимый беспорядок. Помещение, оформленное в соответствии с золотыми пропорциями, дает ощущение спокойствия, умиротворенности. В идеальном по форме помещении соотношение ширины к длине будет 5 к 8, или 1 к 1,62.

Золотое сечение в интерьере

В начале 20 века, для планирования приемлемых жилых пространств человека, архитектор Ле Корбюзье придумал систему антропометрических пропорций, названную «модулор». Она представляет собой стилизованную фигурку человека с поднятой рукой. Рост, пропорции взяты идеальные, усредненные, изначально они использовались в строительстве первых многоквартирных домов.

При планировке пространства

На стадии расчетов рисуется планировка, которая разбивается на части по принципу «золотой» спирали. Зонирование пространства, особенно большого, производится в четком соответствии с точками пересечения основных линий – здесь расставляется мебель, ширмы, экраны или перегородки в квартире-студии. Основные акценты, на которые хочется обратить внимание, также размещают в данных точках.

Когда в доме много помещений, их также можно идеально распланировать: тогда самая большая комната станет относиться к площади всей квартиры как 0,62 к 1, меньшая – точно также к площади большей, кухня – к меньшей комнате, прихожая к кухне, санузел к прихожей, балкон – к санузлу.

Золотое сечение в планировке пространства

Если использовать свой рост, как модуль, при строительстве дома, то пространство легко «подогнать» под себя.

Золотое сечение в соотношении размеров

Желательно, чтобы диван не занимал больше, чем две трети стены, около которой он стоит, а журнальный столик – максимум две трети размера дивана. Высота прикроватных тумбочек, с расположенными на них лампами, выбирается высотой 2/3 стены.

Большие темные предметы размещают снизу, маленькие, более светлые – выше, чтобы создавалось своеобразное ощущение покоя. Любые длинные отрезки, направленные сверху вниз, создают давящее впечатление, восходящие – наоборот. Картины разного размера следует тщательно подбирать по отношению друг к другу, развешивать на соответствующей высоте.

Золотое сечение в соотношении размеров

Большая часть композиционного прямоугольника должна быть самой насыщенной, освещенной.

Золотое сечение в цветовой гамме

Весьма гармонично смотрится помещение, где 62-65% всего пространства уделяется основному цвету, остальные 35-38% — второстепенному, до 5% — разнообразным цветовым акцентам. Оклейка стен обоями разного цвета, но схожей фактуры, осуществляется по такому же принципу.

Золотое сечение в цветовой гамме

Второстепенный цвет включает до трех оттенков, а на акценты в отдельных случаях выделяют до 10% пространства.

Золотое сечение при выборе высот

Высота прикроватных тумбочек, с расположенными на них лампами, выбирается в размере 2/3 стены. Если выбрана облицовка стен пластиковыми, деревянными панелями, керамической плиткой, то она также займет две трети высоты – остальное пойдет под покраску, оклейку обоями. Примерно одну треть высоты шкафов займут диваны со спинками, кухонные столешницы, а низенькие «восточные» столики – треть их высоты.

Золотое сечение при выборе высот

Нижние точки любых потолочных светильников не опускают ниже, чем на пять восьмых высоты комнаты. Если данную пропорцию соблюсти не удается, то расположение светильников «привязывают» к другим предметам интерьера. Стоящие рядом друг с другом однотипные элементы декора также должны соотноситься друг с другом как 1 к 1,62.

Золотое сечение в мебели, декоре

При расстановке меблировки следует учитывать, что ею занимают не более 65% площади комнаты – иначе комната будет выглядеть тесной. Идеальное количество, габариты мебели рассчитывают, исходя из размеров самых крупных ее предметов – шкафа, дивана, большого стола, кухонного гарнитура. Например, шкаф-стенка займет две трети всего помещения, тогда диван-кровать выйдет 2/3 размера шкафа. Таким же образом стол будет относиться к дивану, кресла к столу, стулья к креслам и др. Крупные элементы декора дублируются на разных местах пространства такими же более мелкими, но с соблюдением пропорций.

Золотое сечение в мебели, декоре

Некоторые фирмы выпускают целые наборы мебели, соотносящиеся друг с другом по высоте, габаритам.

Золотое сечение в ландшафтном дизайне — как использовать

Существуют некоторые другие параметры:

  • линейная, воздушная перспектива – это визуальное изменение размеров, четкости в случае увеличения расстояния. Кажется, что параллельные линии сходятся в одну – таким образом, постепенно сужая дорожку, создают впечатление большего пространства, чем есть;
  • соподчиненность, единство форм – выделение акцентов, соотношение высоты растений, садовых скульптур, хозяйственных построек;
  • равновесие композиционных решений – выделяется значимый центр, а по отношению к нему размещают все остальные объекты, стараясь не перегружать тот или иной сектор сада.

Золотое сечение в ландшафтном дизайне

При планировании ландшафта, следует продумать основную «сюжетную» линию, стилистическое направление дизайна, соотношение не только всех размеров, но и цветовых «пятен».

Где еще используется золотое сечение

Золотое сечение пропорций человека наиболее точно изображено в «Витрувианском человеке». Они используются и в графическом оформлении современного мира. В логотипе компании Apple угадывается «обрезанная» спираль, круги чисел Фибоначчи, а оформление значка Toyota составлено из овалов, аккуратно вписанных в прямоугольник, также в соответствии с золотым сечением, которое также угадывается и в логотипах:

  • BP,
  • iCloud,
  • Twitter,
  • Pepsi,
  • Grupo Boticario.

Для правильного оформления сайтов, веб-страниц, также применяются принципы спирали – самый важный контент размещается в ее центре, находящемся обычно в верхней левой или правой части. Ясность, интуитивность, акцент в определенных местах – главное кредо такого оформления. Наилучшая форма прямоугольных картинок – это соотношение их сторон, стремящееся к пропорции 1 к 1,62.
Применение идеальных пропорций в тексте делит его на две неравные части, каждая из которых имеет свою главную мысль, сюжет. Примерно на таком же принципе основано успокаивающее «чудотворное» действие народных заговоров, молитв.

В «газетном» дизайне модульные сетки создают в соответствии с «золотыми» пропорциями. Соблюдение правил золотого сечения в одежде, выборе обуви, прически, также пойдет на пользу общему внешнему виду человека. В музыке один из приемов идеального, стремительно развивающегося соотношения, называют «крещендо».

Газеты

Заключение

«Божественные пропорции» окружают человека повсеместно, радуя глаз, создавая уют в быту. Его принципы используются профессиональными дизайнерами интерьеров при расстановке предметов, моделировании формы помещений, планировании ландшафтного дизайна земельного участка. При желании «золотые» пропорции для собственного дома, квартиры, сада, легко рассчитать самостоятельно, с помощью онлайн-конструкторов, калькуляторов, присутствующих в интерфейсе некоторых сайтов по дизайну.


Как обыграть пространство за счет горизонталей и вертикалей, в чем суть правила 2\3 и на чем делать акценты в непропорциональном помещении.

Как улучшить интерьер, используя золотое сечение: 6 советов от дизайнера

Бывает, что в интерьере, вроде бы, все хорошо, но все равно возникает ощущение, что «что-то не так». Обычно такое чувство появляется у людей чувствительных к визуальному воздействию. Им неуютно в помещении, в котором нарушены пропорции.

Термин «золотое сечение» принято связывать с именем Леонардо да Винчи, но на самом деле этой пропорцией пользовались гораздо раньше. Это математическая формула гармонии. Проще всего объяснить его на самом древнем определении, которым пользовался еще древнегреческий ученый Евклид. Отрезок делится на две части так, чтобы меньшая часть относилась к большей, как большая ко всему отрезку. В цифрах это соотношение, равное 1,618.

Как улучшить интерьер, используя золотое сечение: 6 советов от дизайнера

Примеры его использования можно найти в искусстве: соотношение между элементами многих великих полотен равно ему. В природе оно просматривается в спирали ракушки, цветке, расположении листьев на стебле, форме яйца.
Но важнее всего золотое сечение для архитектуры и дизайна интерьеров. Если проанализировать классические образцы архитектуры, например, дворцы, которые до сих поражают воображение и привлекают туристов, в их строении тоже легко обнаружить золотое сечение: Египетские пирамиды, Парфенон, Тадж-Махал, Исаакиевский собор.

Как улучшить интерьер, используя золотое сечение: 6 советов от дизайнера

Как применить его на практике? Если использовать принцип золотого сечения в создании интерьера, в нем будет приятно находиться. Чтобы проще ориентироваться, мы будем применять соотношение 2 к 3 или процентное выражение золотого сечения — 62% к 38%.

1 Проверь размеры комнат

Евгения Матвеенко, основатель &.

Сделать это можно с помощью пропорции золотого сечения 2 к 3. Именно такое соотношение длины и ширины считается правильным. Если комната не соответствует ему — всегда можно разделить ее на две зоны, которые будут максимально приближены к искомой пропорции. Например, в слишком вытянутой гостиной большую ее часть можно использовать под зону отдыха, а рабочий кабинет отгородить с помощью перегородки или занавески.

2 Соблюдай горизонтали

В каждом интерьере есть горизонтальные линии — это линия потолка, края окон, дверей, полки, картины. Наша цель — чтобы в интерьере было как можно меньше лишних, не согласованных друг с другом элементов. Поэтому нужно стараться располагать горизонтали на одной высоте там, где можно.

3 Выстраивай вертикали

То же самое касается построения вертикальных линий. Здесь важно не резать пространство пола, стены, а стремиться максимально соблюдать вытянутые линии. Все предметы, в которых есть вертикальные линии — двери, шкафы, картины на стенах — важно правильно расположить по отношению друг к другу.

Как улучшить интерьер, используя золотое сечение: 6 советов от дизайнера

Вертикали помогают создать зоны в интерьере

Бывает, что картина, выбранная для декора, теряется на стене — в таких случаях мы ее увеличиваем и печатаем снова, чтобы соблюсти пропорции. Пропорция золотого сечения и здесь придет на помощь: следи, чтобы вертикалей было не слишком много и они располагались на правильном расстоянии друг от друга, делили его в соотношении 2 к 3 или 62% к 24% к 14%.

Как улучшить интерьер, используя золотое сечение: 6 советов от дизайнера

Картина была увеличена, чтобы соблюсти пропорции

4 Применяй правило 2/3

Евгения Матвеенко, основатель &.

Чтобы быстро оценить, где расположить элементы дизайна и декора, удобно пользоваться правилом 2/3. Применить его можно, например, в спальне — длина кровати должна составлять 2/3 от глубины комнаты, а подвесные светильники — находиться на расстоянии 2/3 от высоты помещения. Пригодится это соотношение и для того, чтобы подбирать предметы мебели, соразмерные друг другу: например, журнальный столик не должен составлять более 2/3 от объема дивана.

5 Располагай мебель правильно

Оставляй достаточно свободного пространства в комнатах, иначе в определенный момент начнет казаться, что от обилия вещей стало трудно дышать. Идеальное соотношение — 60% пространства заполнено мебелью, остальное — свободно. При этом важно, чтобы предметы соответствовали размерам помещения. Самая частая ошибка непрофессиональных дизайнеров — попытка расположить в помещении несоразмерные по объему вещи.

Например, если высота потолков в «хрущевке» — 2,5 метров, то в ней нелепо будет смотреться итальянское кресло с большими «ушами», как бы тебе ни хотелось его здесь поставить. Всегда можно подобрать более приемлемый по размеру и подходящий по дизайну вариант.

Евгения Матвеенко, основатель &.

В соотношении мебели между собой мы руководствуемся, прежде всего, эргономикой — делаем так, чтобы человеку было удобно. Такой подход обычно еще и соответствует правилам золотого сечения. Стол и стул подбираются так, чтобы человеку было комфортно сидеть. Стоит здесь промахнуться буквально на пару сантиметров — и у хозяина мебели начнет болеть спина. Важнейший момент — высота рабочих поверхностей на кухне, которая также подбирается индивидуально для каждой хозяйки в соответствии с ее ростом. Если в семье готовят двое, высота делается удобной для обоих.

В гостиной расстояние от дивана до телевизора должно быть пропорционально размеру экрана. Журнальный столик перед диваном также должен соответствовать его ширине и объему: например, если диван двухместный, то столик должен быть не более 40-50 сантиметров в длину. А для уравновешивания углового дивана можно поставить два столика: один побольше, другой — поменьше.

Как улучшить интерьер, используя золотое сечение: 6 советов от дизайнера

Размеры дивана, столика, картины, люстры и торшера выверены согласно пропорции золотого сечения

Если у тебя в спальне огромная кровать 2 на 2 метра, маленькая тумбочка рядом с ней будет смешно смотреться — здесь нужно что-то посерьезнее. А если в комнате мало места, можно сделать так, чтобы кровать, занимая пространство от одной стены до другой, оказалась в нише — это уютно и эстетично.

Если потолок на кухне слишком высокий, его можно специально понизить, чтобы шкафы занимали всю высоту. В маленьком помещении, к сожалению, не получится разместить большой стол и холодильник. Стол можно перенести в гостиную, оставив в кухне барную стойку. Если места мало, не впишется и остров. Если его очень хочется разместить — можно сделать перепланировку, объединив кухню с гостиной.

Не стоит пытаться вместить огромную ванну в небольшой санузел, но если непременно хочется, можно сделать перепланировку, расширив пространство. То же самое касается стиральной машины. Для нее лучше предусмотреть отдельную нишу либо использовать специальную раковину для установки над стиральной машиной.

Читайте также: