Земельный участок под многоквартирным домом сформирован по отмостке

Обновлено: 01.05.2024

В одноэтажном многоквартирном доме проживают 6 семей, дом не имеет придомовой территории(участок под нашим домом сформирован *под отмостку*).Участок свободной муниципальной земли, прилегающий к учтенному и имеющему кадастровый номер земельному участку под нашим домом, администрация города готова выделить нам под благоустройство.Мы хотели закрепить участок за собой в качестве придомовой территории.

Каковы правовые последствия такого выделения, т.е. что мы обязаны и что мы можем делать с этим выделенным участком в дальнейшем? В чьей собственности он будет?

-участок на свободной муниципальной земле де-юре еще не сформирован--имеется только не утвержденная никем схема расположения зем. участка на кадастровом плане территории

-участок под домом поставлен на кадастровый учет в 2009 г, и, по-моему, согласно Кодесов пребывает в общедолевой собственности владельцев квартир дома- их 6

-хочу понять что мы должны и сможем делать после принятия решения о ВЫДЕЛЕНИИ нам такого участка, а также, после постановки его на кад. учет

Вопрос скорее к Администрации, по Договору аренды Вам этот участок хотят предоставить или передать в собственность жильцам.

Вероятнее всего в аренду всем собственникам.

Земельный кодекс

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
2. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
3. Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
4. В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
5. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
6. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

То есть, будет договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

Определения благоустройства содержится в Градостроительном кодексе

«Градостроительный кодекс Российской Федерации»

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

36) благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

Направьте в Администрацию заявление о предоставлении Вам земельного участка как придомовой территории, при этом потребуется обоснование того, что эта территория необходима для содержания дома.

-я : хотим оформить участок в собственность, на котором дом строили.

-З: Этот участок выделен был для строительства, а у вас участок будет по отмосткам, земля не ваша.

- я: ведь надо межевание пройти и должно быть не по отмосткам.

-З: когда органы власти (ОМС) сделают межевание, то окажется что все по отмосткам.

-Я: но в площадь участка должны включаться же так же элементы благоустройства (дет. площадка, спорт площадка, озеленение), они же не в подъезде будут делать площадку?

короче каждый остался при своем. теперь вопрос

а. верно ли, что зем. участок, который был выделен органами власти для строительства, не факт , что именно он будет участком для оформления в собственность под МКД

б. Если участок надо будет заново межевать и он может не совпадать с прежним участком, выделенным для застройки, то есть ли какие-то миним. требования к его размерам? что как минимум должно быть включено в участок? спортплощадки, дет площадки или власть имеет право по отмосткам сделать?

в. если на участке построено два дома (номера через дробь), то при запросе на оформление участка в собственность, в дальнейшем мы будем оформлять один участок на два дома или можем указать отделить наш участок?

Указанная Вами практика изменения границ участка не имеет законных оснований, однако это не мешает её повсеместному применению.

Согласно ст. 16 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ"

1. В существующей застройке поселений земельный участок на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

ч. 1 ст. 36 ЖК РФ так определяет состав общего имущества МКД:

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Для начала Вы можете написать заявление о формировании земельного участка под МКД в порядке уже упомянутых статей ЖК РФ, ФЗ О введении в действие ЖК РФ, можете сослаться на решение КС РФ от 28.05.2010 (http://www.zakonprost.ru/content/base/156311 ), отнесите его на почту и отправьте заказным письмом с уведомлением и описью вложения в адрес главы местной администрации. В почтовом бланке описи постарайтесь переписать основные положения своего заявления, чтоб была понятна суть документа, который Вы отправляете в администрацию. Но как вариант можно снять ксерокопии Вашего заявления ( 2 экз), в заголовке этих копий от руки написать слово "Опись", поставить дату и свою подпись. Затем необходимо попросить почтового служащего, чтобы он Вам поставил штамп на этой Вашей описи. Если откажется, объясните , что Вы направляете документ, важно его содержание, возможно опись будет использоваться в суде как доказательство; обычно после таких комментариев работники почты соглашаются принять такую опись.

Если ВЫ все же решите подать заявление лично, в этом случае в тексте заявления можно сделать ссылку на положения ст.8 ч.2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации» №59-ФЗ). В заявлении просите в обязательном порядке зарегистрировать заявление с предоставлением на остающейся у Вас копии документа следующих сведений: даты, оттиска штампа, сведений входящего регистрационного номера, подписи, фамилии лица принявшего заявление.

Отказать в принятии заявления Вам не смогут.

Затем необходимо ждать 30 дней, тотому как письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Через 30 дней, если Вам не ответят, можете обратиться для контроля в администрацию за документами на участок, а если там Вам не дадут ясного ответа, то смело обращайтесь в суд с понуждением администрации в сформировании участка под МКД.

А далее, Вам, вероятнее всего, придется обжаловать решение ОМС в судебном порядке.

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ земельного участка под многоквартирным домом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Изменение границ земельного участка под многоквартирным домом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 38 "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований истца к исполнительному комитету муниципального образования о признании действий незаконными и возложении обязанности повторно провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом. По мнению истца, сформированный земельный участок в оспариваемых границах нарушает его права и права других жильцов дома на получение земельного участка достаточной площади для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома, из-за разрешенного вида использования земельный участок не предназначен для обслуживания дома. Суд указал, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь. Спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка с сохранением в измененных границах исходного земельного участке с присвоением того же вида разрешенного использования, как у исходного "для обслуживания производственной территории". При этом из представленных административным ответчиком документов следует, что многоквартирный жилой дом, принадлежащий административному истцу, находится в исторической части города, в зоне плотной малоэтажной застройки.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2021 по делу N 88а-11559/2021
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконной государственной регистрации земельного участка, обязании отменить государственную регистрацию земельного участка.
Обстоятельства: Истцы указали, что являются собственниками помещений и земельного участка, из выписки ЕГРП стало известно, что земельный участок имеет площадь меньше, чем указано в предыдущих выписках, а его конфигурация на приложенном плане существенно изменилась, полагают, что регистрация изменений, внесенных в регистрационные данные об участке, осуществлена незаконно, поскольку уменьшение размера общего имущества собственников помещений многоквартирного дома возможно лишь при согласии всех собственников, но такого согласия нет.
Решение: Отказано. Таким образом, применительно к заявленным требованиям, исходя из приведенных положений закона для оценки законности действий административного ответчика, судам следовало установить: проводилась ли ответчиком правовая экспертиза, представленных для кадастрового учета документов, имелись ли у управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области основания для внесения изменений касающихся границ земельного участка с кадастровым N и принадлежащего на праве долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме; что являлось основанием для таких изменений и указывалось заявителями при подаче заявления; имелось ли согласие 100% собственников помещений в доме на уменьшение площади земельного участка.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Изменение границ земельного участка под многоквартирным домом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об оформлении земельного участка, занятого многоквартирным домом, и прав общей долевой собственности на такой участок.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 23.09.2011 N ОГ-Д23-1395) При этом в отношении указанного земельного участка могут быть проведены кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и (или) площади с последующим изменением соответствующих сведений государственного кадастра недвижимости в порядке государственного кадастрового учета изменений.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О рекомендациях по обеспечению комплексного развития территорий в период действия Закона N 494-ФЗ
(Трутнев Э.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4) - чтобы администрация зафиксировала свое обязательство не уменьшать размеры и не изменять установленные границы земельных участков существующих, но "не участвующих" МКД при утверждении документации по планировке территорий развития;

Нормативные акты: Изменение границ земельного участка под многоквартирным домом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О кадастровой деятельности" 1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 43 "Проект межевания территории" Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований истца к департаменту городского имущества субъекта РФ об обязании устранить нарушение закона и прав жильцов, установлении границ земельного участка. Как указал суд, согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 41, 42 Градостроительного кодекса города Москвы, ст. 12 закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" формирование границ земельных участков многоквартирных домов осуществляется на основании разработанных и утвержденных в установленном порядке проектов межевания территории. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. В данном случае, несмотря на то обстоятельство, что земельный участок под многоквартирным домом находится в собственности города Москвы, истец не обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ. Учитывая, что возложение на департамент какой-либо обязанности возможно лишь в случае признания действий (бездействия) департамента незаконными, чего в данном случае не имеется, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 60 "Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения" ЗК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 60 ЗК РФ и установив, что в состав домовладения входят две квартиры, собственниками которых являются стороны; земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в установленном законом порядке не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, в связи с чем является муниципальной собственностью; ответчики снесли сараи и без получения соответствующего разрешения и согласия истца на месте своей квартиры начали самовольное строительство двухэтажного дома с увеличением площади застройки, суд правомерно обязал снести самовольно возведенный объект незавершенного строительства, произвести ремонт поврежденных частей и конструктивных элементов квартиры и восстановить снесенные сараи, придя к обоснованному выводу о том, что в результате самовольной реконструкции ответчиком своей квартиры в жилом доме было нарушено право собственности истца на принадлежащую ему квартиру и уменьшение общего имущества многоквартирного дома.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Шаг 2. Обратитесь в уполномоченные органы с заявлением об образовании земельного участка

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Кто проверит законность проекта планировки территории?
(Отрощенко П.В.)
("Арбитражные споры", 2019, N 1) Вместе с тем данные разъяснения предоставляли право оспаривания действий (бездействия) по разработке документации по планировке территории лишь собственникам помещений в многоквартирных домах, в связи с чем касались исключительно земельных участков, ими занятых. При этом до принятия Постановления N 10/22 существовала системная правоприменительная проблема, требовавшая разъяснения на уровне высших судов, связанная с невозможностью реализации предусмотренного частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" порядка формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом и, как следствие, приобретения права собственности на него.

Нормативные акты: Порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" 3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр
"Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" 2. В целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:

Под МКД земля размежевана по отмостку и имеет кадастровый номер в 2004 году. Сейчас для участия в федеральной программе "Благоустройство Городской среды" нам требуется присоединить или как администрация называет "Сделать перераспределение придомовой территории" за счет собственников. По городскому плану межевания если смотреть в публичной кадастровой карте, где указаны территории обозначенные красной линией. Кадастровые инженеры говорят, что уменьшить территорию нельзя, т.к.не утвердит "Архитектура". План принят и утвержден, и изменить его не возможно. Собственники за свои деньги хотели бы взять землю только под детской и спортивной площадкой. А нам предлагают заболоченный лесополосу, где администрация за все время убирает эту территорию только к 9 мая. Что можно предпринять?.

Возник вопрос какой процент собственников должны проголосовать 100%, 2/3 или 50+1? Просьба указать правовые и законодательные акты используемые при межевании территории МКД. Существует ли налогообложение на придомовую территорию МКД? Может ли администрация примежевать территорию к МКД без согласия собственников?

Извините, еще один вопрос об использовании личных данных. Нет ли нарушения закона, если необходимо указать в листе голосования паспортные данные и данные свидетельства права собственности, Возможно ли не указывать эти данные в документах ОСС?

Как вариант, можете рассмотреть кадастровый план земельного участка с учетом уточнения местоположения границ в нужной Вам территории если ее площадь не более чем 10% от занятой площади.

Именно Вы указываете где межевать, если участок придомовой территории не отмежеван и не поставлен на кадастровый учет.

А вот если придомовая территория администрацией поставлена на кадастровый учет, то придется обращаться за перераспределением земель. Но и здесь Вы можете не просить то, что Вам не нужно.

Поскольку речь идет не об уменьшении общего имущества собственников, то Вам требуется 2/3 голосов собственников МКД.

Читайте также: