Заложен камень под строительство

Обновлено: 05.05.2024

В отличие от язычников, которые замуровывали в фундаменты своих храмов принесенных в жертву младенцев, подростков или жертвенных животных, православные святыни зиждутся на более крепких вещах – на краеугольных камнях, положенных в их основание.

Как это происходит

При заложении этого камня священники совершают «чин на основание», который включает в себя не только закладывания камня под будущий алтарь, но и воздвижение креста. Камень, положенный в основание храма, делают четырехугольным и высекают на нём крест. Под крестом делают выемку для частицы святых мощей того святого, в честь которого ставят храм или какого-либо другого святого. Обычай этот пришел к нам из древности – еще в «Сказании о Софии Цареградской» было написано, что «егда ж создаваху 12 рядовь (камней), тогда патриарх с епископы и священникы молитвы творяху и мощи святых полагаху, сице творяху и до совръшенна церкве» (С.Г. Виленский «Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе»). Так бывает не всегда, а лишь по непосредственному желанию местного епископа, без которого невозможно построить ни один православный храм. Нарушивший это правило извергается из церкви Христовой как человек, не признающий власти высших архиереев. Чин начинается крестным ходом в сопровождении мирян и клира, затем продолжается молебном с освящением воды и масла (елея). Освященный святой водой камень полагается в основание будущим настоятелем храма, им же водружается и крест, который обычно ставят на место, где будет находиться престол. На кресте пишут молитвенные слова с просьбой к Богу освятить алтарь и престол и делают надпись о том, что такого-то числа заложен такой-то храм по благословению такого-то иерарха. Табличку с такой же надписью могут закрепить на камне либо же высечь эти слова на нем. Если в это же время закладывается фундамент храма, то священник обходит его углы и освещает их, кропя святой водой.

С краеугольного камня начался мир?

Обычай закладывать в основание храма краеугольный камень появился еще у иудеев, считающих, что камень, на котором зиждется вся вселенная, находится на иерусалимской Храмовой горе. Это предание основано на Устной Торе, где говорилось, что с этого камня началось Сотворение Богом всей вселенной. Он бросил его в хаос, и камень стал причиной преобразования хаоса в наш мир. О существовании камня Бог рассказал праотцу еврейского народа – Аврааму. Именно на месте краеугольного камня Авраам должен был по повелению Бога принести Ему в жертву сына Исаака. Именно из этого камня позже были сделаны Скрижали Завета и возле него находился сам Ковчег Завета после того, как на горе царем Соломоном был вовзеден Иерусалимский храм. Отсюда иудеи-первосвященники обращались с молитвами к Богу, и здесь было Его обиталище.


13 мая в Таганроге был заложен камень, который станет основанием строительства завода по изготовления сельскохозяйственной техники. Символический камень был заложен при участии губернатора Донского региона Василия Голубева, члена совета директоров компании «Новое Содружество» Дмитрия Удрас и генерального директора дивизиона прицепной и навесной техники завода «Ростсельмаш» Александра Виноградова.

В проект планируется инвестировать 1,5 миллиарда рублей.

Предприятие будет заниматься выпуском пяти видов различной сельскохозяйственной техники. Планируется производить почвообрабатывающие, кормоуборочные, зерноперерабатывающие, самоходные агрегаты и прицепные опрыскиватели, и кроме того комбайновые адаптеры.

Завершение строительства завод намечено в 2024 г.

Полгода назад был дан старт созданию в Ростове-на-Дону тракторного завода, теперь начинаем строительство высокотехнологичного производства в Таганроге. На площадке бывшего комбайнового завода предстоит создать комплекс по выпуску современной сельхозтехники. Это очередной шаг к расширению национального кластера сельхозмашиностроения. Предприятия ГК Ростсельмаш — уже сейчас в числе крупнейших производителей агротехники и продолжают это доказывать, двигаясь вперёд, — рассказал Василий Голубев.

Губернатор отметил, насколько важно создавать рабочие места на новом заводе:

На первом этапе — это 500 рабочих мест, с дальнейшей перспективой до 1500. Я бы хотел высказать слова благодарности за это компании «Ростсельмаш».

Дмитрий Удрас рассказал, что «Ростсельмаш» является одним из самых крупных производителей сельскохозяйственной техники в России.

Со строительством этого завода, введением новых мощностей мы сможем расширить линейку выпускаемых видов агротехники. «Ростсельмаш» традиционно производит машины для сельского хозяйства, и мы расширяемся, планируем наполнить рынок новыми видами востребованной у селян техники, — отметил представитель компании «Новое Содружество».

Александр Виноградов уверен, что новый завод выведет регион на более высокий уровень в промышленном производстве.

Мы рассчитываем постепенно перенести часть производства с ростовской производственной площадки в Таганрог и к 2025 году обеспечить выпуск порядка 5000 единиц готовой продукции в год. Также компания планирует организовать в Таганроге производство новых видов техники, таких, как самоходные опрыскиватели», – рассказал Александр Виноградов.

В Ростовской области активно поддерживается развитие машиностроение для нужд сельского хозяйства. Свыше десятка лет действует областная программа по субсидированию обновления агрономической техники. В 2022 году в 1,5 раза увеличена поддержка и составит около полумиллиарда рублей.

Чин на основание церкви

Священнодействия на основание и освящение храма проникнуты тем же духом благодати, какой были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие их. Среди них возвышается святой Василий Великий. Каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом храма видимого, материального этот вселенский учитель разумел Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живого. Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются Таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от Таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу.

Никто не может основать и построить церковь, кроме правящего архиерея или посланного от него священника. Если же кто-либо дерзнет сооружать церковь без благословения епископа, подлежит извержению как презирающий епископскую власть.

По заложении основания (фундамента) для храма совершается Чин на основание храма, что именуется обычно закладкой церкви. При этом бывает и водружение Креста (Требник. М., 1956, ч. 2, гл. 26, л. 28).

Основание же церкви приготовляется следующим образом: если церковь каменная, то выкапываются рвы, приготовляются камни и известь, и на одном четырехугольном камне изображается или высекается крест. Под крестом (по желанию епископа) приготовляется место для вложения святых мощей и полагается следующее написание:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа основа́ся сия церковь в честь и память (указывается наименование праздника или имя храмового святого), при Патриарсе Московстем и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя его). В лето от сотворения мира (такое-то), от Рождества же по плоти Бога Слова (год месяц и день).

Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи, но наличие четырехугольного камня обязательно. Кроме того, приготовляется большой деревянный Крест и выкапывается яма на месте будущего престола, куда он будет водружен.

Если предполагается построить деревянную церковь, рвы не выкапываются. Выкапываются лишь две ямы: для положения четырехугольного камня под будущей алтарной абсидой и углубление для водружения Креста на месте престола. Приготовляются также бревна для фундамента.

При основании храма и водружении Креста совершается чин или по Большому Требнику, или по Дополнительному Требнику; последний чин более продолжительный, так как при нем бывает освящение воды и елея, употребляемых потом при основании храма. Когда чин совершается по Большому Требнику, тогда, если бывает архиерей, то он облачается в мантию, епитрахиль и омофор, а если священник, то - в епитрахиль и фелонь.

При всяком чине основания церкви архиерей или священник идет к месту закладки храма с крестным ходом в сопровождении всего клира. Ему предшествуют два диакона с кадильницами, священники с крестами, клирошане поют литийные стихиры празднику или святому, в честь которого будет заложен храм. На месте закладки заранее поставляется стол и полагают на него Евангелие и Крест.

По чину Большого Требника настоятель возглашает: "Благословен Бог наш. ", читается или поется "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш" и тропарь святому или празднику, во имя которого будет воздвигнут храм, и иные тропари по воле настоятеля. Во время этого пения (или чтения) настоятель совершает каждение около рвов и потом читает молитву: "Господи Боже наш, изво́ливый и на сем ка́мени создатися Тебе церкви. ", в которой просит Господа, чтобы Он соблюл основателей храма невредимыми и основания храма незыблемыми, и совершен нам показал дом к славословию Бога. После молитвы произносится отпу́ст, на котором поминается храмовый святой или праздник.

Настоятель, взяв камень и начертав им крест, сам полагает его в основание, произнося: "Основа́ и΄ (его) Вышний, Бог посреде́ его, и не подви΄жится, поможет ему Бог утро за утра". Затем совершается водружение Креста. Настоятель берет деревянный Крест и водружает его на месте, где будет святая трапе́за (престол). При этом он произносит молитву: "Господи Боже Вседержителю, преобрази΄вый жезл Моисеев. ", в которой просит Господа, чтобы Он благословил и освятил место сие силою и действием Честно́го и Животворящего Древа Креста, в отгнание демонов и всякого сопротивного, сохранил и место, и дом сей (храм), и пребывающих здесь. В Большом Требнике об этом Кресте говорится: "Совершену же бывшу храму и жертвеннику и, освящену су́щу, вземлется Крест от места, иде́же бе водружен, и. поставляется оный Крест на восточней стране в жертвеннике" (престоле). На нем пишется: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме (имя праздника или святого), (аще во епархии: по благословению: митрополита, или: архиепископа, или: епископа, имя его и града его) по благословению Патриарха Московскаго и всея Руси (имя его), в лето. индикта. месяца. числа. на память святаго (имя его)".

Подобная же надпись, как указано выше, делается на камне или металлической пластине и полагается в основание храма. Изложенный чин закладки храма и водружения креста обычно совершается после молебна с водосвятием, совершаемого по Требнику.

Когда чин на основание церкви и водружение Креста совершается по Дополнительному Требнику (этот чин помещен и в Требнике. М., 1956, ч. 2, с. 28 об.), архиерей, облаченный во все святительские одежды (а священник - во все одежды своего сана), по прибытии крестного хода, начинает каждение и службу следующим образом:

Настоятель берет кадильницу и совершает трижды крестообразно каждение стола, на котором лежат Святое Евангелие и Крест. Диакон возглашает: "Благослови, Владыко". Предстоятель начинает: "Благословен Бог наш", лик поет: "Царю Небесный", и, пока не окончится пение, предстоятель стоит перед Святым Евангелием и кадит его. Потом кадит все рвы, начиная от первой стены алтаря и идя против солнца по кругу, и, возвратившись к столу, кадит клир и народ, и вновь Евангелие. Чтец же читает Трисвятое по "Отче наш", "Приидите, поклони΄мся" (трижды) и псалом 142-й: "Господи, услыши молитву мою", "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (трижды). Диакон затем произносит ектению "Миром Господу помолимся", в которой просит:

"О еже призре́ти милостивно на место сие к созданию на нем церкве, в славу Пресвятаго имени Его избра́нное и благословением Своим небесным благословити, Господу помолимся.

О еже благословити начаток основания здания сего, и благополучно в славу имени Своего началу его положи΄тися, и спешно в совершение, кроме́ всякаго препятия произвестися силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа.

О еже труждающимся делателем благопоспешество во всем подати, и дела́ рук их исправити, и в совершение силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа спешно произвести.

О еже благому сему тщанию рабов Своих благопоспешество со всяким довольством, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа подати.

О еже приставити делу сему и делателем его ангела Своего хранителя, еже невидимо отразити вся сопротивныя наветы видимых и невидимых врагов и во всем благопоспешество, к сооружению же мудрость и к совершению силу силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа подати".

По возгласе же поют "Бог Господь" и тропари. О пении тропарей в Требнике сказано, что "аще храм Господский быти имать", то поется тропарь праздничный на указанный глас. Затем, на "Славу" поется тропарь Основания (см. ниже), "И ныне" - праздника. Если храм не Господский, то на глас 2-й поется следующий тропарь Основания:

"Творче и Создателю всяческих Боже, дело рук наших к славе Твоей начинаемое, Твоим благословением спешно исправи и силою Твоею в совершение скоро произведи, яко Един Всесилен и Человеколюбец".

Если воздвигаемый храм будет в честь Пресвятой Богородицы, то дважды поется тропарь Основания, на "Слава, и ныне" - храма.

Если храм в честь какого-либо святого, то сначала поется тропарь Основания, на "Славу" - святого, "И ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого. После тропарей читается псалом 50-й: "Помилуй мя, Боже. "

В это время приносятся и поставляются на стол сосуды с чистой водой и елеем. По окончании псалма трижды поется на 6-й глас тропарь:

"С небесе́ посли благодать, Жизнодавче, и воду сию освяти, и всем сквернам яви ю быти очищение".

Затем следует освящение воды и елея. По возглашении диаконом: "Господу помолимся" и пении хором: "Господи, помилуй" настоятель читает над водой молитву: "Боже Великоименитый, Отче Господа нашего Иисуса Христа. " В молитве он просит Господа Бога о воде: "И яви ю силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа быти всем, от нея с верою пиющим, приемлющим же и кропящимся рабом Твоим грехов оставление, изменение страстем, прогнание всякаго зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домо́м же и месту всякому освящение и благословение, губительных и всяких злотворных возду́хов отгнание и благодати Твоея присвоение".

Затем, после молитвы, тайно читаемой при главопреклонении всех, поется "Спаси, Господи, люди Твоя" (трижды), и погружается Крест в воду крестообразно (трижды).

После освящения воды освящается елей. Сначала священник трижды благословляет елей десницей, произнося: "Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа". Затем, по возглашении диаконом: "Господу помолимся" и пении хором: "Господи, помилуй" иерей читает молитву, в которой воспоминает о патриархе Иакове, угодившем Богу возлиянием елея на камень: "Господи Боже отец наших, Ему же излия΄ Иаков на камень, его же поставив столп и дом Божий нарече́, благоугодно и приятно бысть, при΄ηри, молим Ти ся, и ныне милостиво на елей сей и небесным Твоим благословением благослови и освяти его и даждь ему силу благодатию Пресвятаго Духа, во еже бы вся тем в славу Твою помазу́емое, освященно и благословенно и Тебе благоугодно и приятно было: щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен. " и т. д.

Далее совершается водружение Креста. Настоятель, взяв освященную воду, кропит ею место, где должен быть водружен Крест, и произносит молитву: "Благослови, Господи, Иисусе, Боже наш, зна́мением страшным и силою Креста Твоего, оградитися месту сему, в славу Пресвятаго Твоего Духа, и Ангел всегубительный и вся сопротивныя силы да отступят от него, яко Твоя есть держава, и Твое есть царство, и сила Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Затем священники, вместе с настоятелем взяв Крест, водружают его в предуготовленное место, поя на глас 2-й тропарь: "Кресту водрузи΄вшуся на земли΄, ниспаде́ и отнюдь потребися шатание врагов: прежде же отриновенный человек, в рай паки входит, но слава Тебе, Единому Богу нашему, сице благоизволившему". Потом поется кондак: "Скорый в заступлении и крепкий в помощь. ", "Слава, и ныне" - "Предстательство христиан".

Затем настоятель, обратясь к востоку, читает молитву пред водруженным Крестом: "Господи Боже, Вседержителю, прообразивый жезлом Моисеевым Честны΄й и Животворящий Крест Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. "

Теперь начинается основание храма. Настоятель идет ко рву, где перед ним на столе полагают приготовленный четырехугольный камень, и поется клиром псалом 83-й: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи. " После "Слава, и ныне" и "Аллилуиа" (трижды), диакон произносит: "Господу помолимся", клир поет: "Господи, помилуй" и настоятель читает молитву над камнем, в которой просит: ". Посли΄ благодать Святаго Твоего Духа и благослови положение ка́мене сего и все основание начинающагося здания в славу Пресвятаго Твоего имене". Если закладываемый храм Господский, то говорится: "в честь и память Святаго Твоего Рождества. или Преображения" и т. п. Если храм Богородичен, то говорится, например, так: "в честь Успения Пречистыя Твоея Матери" или иного ее праздника. Если в честь святого, то называется его имя. Молитва продолжается: "и Ты, Иже есть Альфа и Омега, Начало и Конец, Иже искони΄ всяческая созда́, буди начало, умножение и совершение делу сему, ктиторов же и де́лателей благослови и дело руку́ их поспеши" и т. д.

Затем предстоятель, взяв освященную воду, кропит ею камень, произнося: "Благословляется камень сей окроплением священныя воды сея в непоколебимое основание храма, созидаемаго во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".

Если предполагается вложить в камень мощи святого, то сперва один из иереев читает надписание на камне и затем влагает мощи в предуготовленное в камне место, произнося: "Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его. Яко восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих", и покрывает мощи. Если мощи не влагаются, то ничего из указанного не совершается. Взяв камень, настоятель своими руками полагает его на приготовленной извести во рву, произнося: "Основывается церковь сия в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память (имя праздника Его, или Богородицы, или храмового святого), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".

Потом настоятель берет елей, произнося: "Вышний основа́ сию церковь, Бог поcреде́ ея и не подви΄житися, поможет ей Бог утро за утра". И возливает елей на положенный каменьпроизнося: "Благословенно и зна́менано буди место сие в дом молитвенный, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".

Потом вместе со всем клиром поет на 6-й глас: "Востав Иаков заутра, и взят камень, егоже бе положи΄л в возглавие себе, и постави его столп, и возли΄л елей верху́ его и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ве́дех; страшно есть место сие, несть сие, но дом Божий, и сия суть врата Небесная. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

Если освящается основание деревянной церкви, то по совершении указанного настоятель, взяв топор, ударяет им трижды в среднее алтарное бревно, говоря: "Начинается дело сие во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в честь же и память (имя праздника или святого). Аминь". Потом обходит со всех четырех сторон основание, начиная с северной, против солнца, и, останавливаясь на каждой стороне, кропит, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". Клир во время каждого кропления поет псалмы в следующем порядке: 86, 126, 121 и 131. После пения каждого псалма и окропления священник становится на каждой стороне лицом к будущему зданию и читает особую молитву, и на каждой стороне делает три удара в среднее бревно, произнося указанные выше слова.

Когда священник вернется на исходное место, то становится перед водруженным Крестом, лицом к востоку, и по окончании пения псалма 131-го, прежде чтения молитвы, сам с умилением начинает петь вместе со всем клиром "Царю Небесный". По окончании пения и возглашения диакона: "Господу помолимся" и пения клиром "Господи, помилуй" священник читает молитву: "Господи Боже наш, изво́ливый на сем месте и на сем положенном и во имя Твое благословенном ка́мени, основати Себе церковь". (Большой Требник). Потом с коленопреклонением читает молитву: "Хвалим Тя, Господи Боже Сил. " (Дополнительный Требник).

Затем произносится сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей", в которой говорится: "Еще молимся о благочестивых ктиторех и основателех в славу Божию сооружатися наче́ншаго храма (имярек), и о благополучном поспешении святаго дела их, о здравии же, спасении и оставлении грехов их, рцем вси: Господи, услыши и помилуй. - Еще молимся о еже приставити делу сему святому Ангела Хранителя от всякаго злаго обстояния и видимых и невидимых врагов препя΄тий избавляюща, и защищающа, и делателей укрепляюща, рцем вси: Господи, услыши и помилуй".

На Тихорецком бульваре прошла торжественная церемония закладки камня в основание деревянного храма в честь святых апостолов Петра и Павла. Как рассказал депутат Госдумы, советник мэра Москвы и советник Патриарха Владимир Ресин строится деревянный "экологичный" храм. За пять лет прихожане небольшой деревянной церкви в честь преподобного Саввы Освященного на собственные средства постепенно поставили из дерева целый городок: саму церковь, отдельное сооружение для купели, воскресную школу, трапезную, церковную лавку. Потом задумали и главный храм. В отличие от большинства программных храмов, он будет - деревянным, из трехсотлетнего сибирского кедра.

- Строители уже установили первую и вторую части сруба, - рассказал Владимир Ресин. - А весь текущий год поэтапно будут устанавливать оставшиеся части. В августе ждем третью и четвертую в декабре. Все остальные отделочные работы перейдут уже на 2023 год.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Это будет самый большой деревянный храм в центральной России. Церковь рассчитана на 750 прихожан, высота ее по проекту вместе с крестом 42 метра.

- Нестандартное решение, но в нашей Программе уже есть несколько деревянных храмов. Они интересно смотрятся, гармонично вписаны в окружающую застройку. По инженерным решениям и коммуникациям идут в ногу со временем и новейшими технологиями. Дерево - материал теплый, православному человеку близкий. Такие храмы красивы, более экономичны, чем каменные, - прокомментировал Владимир Ресин. - В нашей программе это первый комплекс полностью деревянный. До этого мы использовали смешанные проектные решения, когда при деревянном храме возводился каменный приходской дом или наоборот. Здесь будет полностью деревянный комплекс.

Настоятель храма Георгий Иванов - сибиряк из села Шушенское. Поэтому и древесину заказывали в Абаканском районе. Мастера деревянного зодчества с которыми договорился приход, часть работ решили сделать на благотворительной основе.

Настоятель уверен, что такой храм простоит века. В дело пойдет самый прочный, веками испытанный материал - трехсотлетние кедры диаметром более 80 сантиметров.

- Хотим полностью преобразовать район. И уже начали это делать, поставив часть деревянного храмового комплекса, - рассказал Алексей Бирюков, глава Управы района Люблино. - Раньше на этом месте был захламленный пустырь, заставленный стихийными ларьками. По просьбе жителей благоустраиваем Тихорецкий бульвар. Обратились с просьбой в Департамент природопользования. Со временем здесь будет рекреационная зона, с зеленым сквером, цветниками и детскими площадками. Упираться она будет в сказочно красивый деревянный храмовый комплекс. Вот такая у нас, жителей Люблино, дорога к храму.

Рядом с местом строительства храма апостолов Петра и Павла установлен 7-метровый резной Поклонный крест из лиственницы, созданной по образцам Соловецких святынь. На приходе действует деревянный храм на 200 человек. Это первый в Москве храм в честь преподобного Саввы Освященного, основателя Иерусалимского устава и Великой Иерусалимской Лавры.


Административный центр -
город Ханты-Мансийск
Численность населения -
1626,8 тыс. человек
Площадь - 534,8 тыс. кв.км.


Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Наталья Владимировна Комарова


16 сентября 2014 13:20

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:

«Храм Святой Мученицы Татианы»

«Храм Святой Мученицы Татианы»

«Храм Святой Мученицы Татианы»

«Храм Святой Мученицы Татианы»

«Храм Святой Мученицы Татианы»

Епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил чин освящения камня, креста и места под строительство храма. В церемонии также приняли участие губернатор Югры Наталья Комарова, президент ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов, глава города Когалым Николай Пальчиков, священнослужители и жители Когалыма.

Обращаясь к участникам церемонии, епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел отметил, что это особенный, исторический день для всех жителей Югры. «Позвольте попросить всех вас совершить сегодня молитву о том, чтобы Господь благословил это место, благословил и освятил впоследствии. А сейчас мы попросим благословения, чтобы Господь благословил всех нас успешно построить Дом Божий – место особой благодати божией, где восполняются утраченные силы, духовные силы», – сказал епископ.

В ходе церемонии губернатор Югры Наталья Комарова, президента ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов и епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел подписали почетные грамоты, в которые внесена информация о дате, времени и месте закладки камня. Один экземпляр грамоты передан настоятелю храма Святой мученицы Татианы иерею Иакову Мусс, второй – вложен в капсулу и помещен в камень.

Строительство храма начнет в следующем году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Автором проект выступил архитектор Андрей Оболенский, который участвовал в строительстве Храма Христа Спасителя в Москве. На территории нового храма в дальнейшем планируется построить воскресную школу. Денежные средства на проектно-изыскательские работы выделены в рамках соглашения о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ОАО «Лукойл». Строительные работы будет финансировать Благотворительный фонд «Лукойл».

Читайте также: