Зачем обмазывали танки цементом

Обновлено: 05.05.2024

Часто ли вы задумываетесь над обычными вещами? Для чего они? Как создавались и почему применяются так или иначе? Для чего были ракушки в "Разрушителе"? Но сегодня хочется подумать о загадочном покрытии немецких танков.

Обожаю альтернативную историю. Люблю теории заговора и рассказы про инопланетян. С удовольствием смотрю ролики об этом на ютубе и по телевизору. Единственное - сразу забываю о таких рассказах с окончанием фильма. Здравомыслие и аналитический взгляд на доводы и факты в момент разбивают все перечисленное. Сегодня хочется поговорить об устоявшимся факте, который на мой скромный взгляд является полнейшим вымыслом и фейком.

Официальная версия

реклама

Открывая Википедию и все найденные мной научные труды историков по вопросу о "Циммерите" можно изложить в трех предложениях.

Защитный состав разработанный и использованный в начале(середине) 1943 года Chemische Werke Zimmer & Co., Берлин для защиты бронетехники от магнитных мин. Состав состоит из 5 компонентов смешанных в определенной пропорции. Наносится на корпус бронетехники по специальной технологии. Способ нанесения способствует увеличению зазора между броней и миной, уменьшает магнитное поле и снижает возможности эффективного взаимодействия поверхностей, что уменьшает эффективность средств поражения. Описал своими словами, но суть осталась та же.


Предпосылки и источники

На сегодняшний день нет ни одного официального источника данной теории. Первоисточником информации о покрытии являются агентурная сеть во Франции и военнопленные на восточном фронте. Все они со слов рассказывают, что состав разработан для противодействия магнитным минам. В этот момент закрадываются первые сомнения. Официально Англия и союзники проигнорировали данный факт, так как не имели магнитных мин и не планировали их использовать. А вот советские военные не поверили допросам и передали состав ""Циммерита" в научно исследовательский институт для подробнейшего изучения. Институт не выдал точного заключения и выдвинул лишь одну единственную гипотезу: "Состав имеет устойчивое огнеупорное свойство". Возможно назначение - защита от огнесмесей применяемых в советских войсках как эрзац оружие. Защита от бутылки с зажигательной смесью и огнеметов.

Мои личные сомнения и причина изучения вопроса

реклама

Достаточно долгое время не придавал вопросу ни какого значения. Раз говорят, значить так оно и есть. Пока на экскурсии в музее один из техников обслуживающих немецкие исполины не высказал "Свою точку зрения" с конкретными примерами. Он взял обычный магнит и прилепил его к циммеритовому покрытию. И задался вопросом - как же это работает? Более того, он показал, что защитное покрытие нанесено на загусенечное пространство, куда при всем желании магнитная мина не влезет, на горизонтальных поверхностях, куда вообще магниты не нужны, мина будет стоять под собственным весом и так далее. То есть составом покрывался весь корпус, тратились бесценные ресурсы и деньги на защиту там, где мину ни при каком условии использовать не будут. Яркий пример. Защитный кожух вокруг пулемета. вы можете себе представить, что бы пехотинец выбежал перед танком и подошел к пулемету для установки мины? Надо быть очень отважным для такого поступка


Опровержение магнитной теории

Основная теория гласит: "Немецкие специалисты разработали новый способ уничтожения бронетехники противника и решили действовать на опережение. Защитить свои бронетанковые войска от подобного оружия". Если не вдаваться в подробности, выглядит правдоподобно. Только есть множество НО:

реклама

Липкая бомба (англ. Sticky Bomb, известна как граната ST, Anti-Tank № 74) была разработана в 1940 году. Использовала обычное липкое покрытие, и прилипала к поверхности бронетехники без "магнитных приспособлений" Обычное усовершенствование метательного снаряда на конусообразное для "кумулятивного эффекта" решает вопрос с магнитами. Использование бомбы показало, что пехота не горит желанием вылазить из укрытия и использовать гранаты. Мягко говоря "трусили". Про "подбегание" к технике в плотную и речи не шло.


M1 или «Базу́ка» (англ. Bazooka) была разработана в 1942 году, была достаточно эффективным средством уничтожения бронетехники на малой дистанции и в городских боях. Именно на ее основе немцы разрабатывают свои Панзерфаусты и Панзершреки летом 1943 года


реклама

Экранирование бронетехники. Средства защиты от малой артиллерии и средств поражения достигла пика к 1943 году. Именно в это время появляется техника с дополнительной внешней защитой, которое эффективно борется и с "магнитными минами" не давая прикрепить ее непосредственно к корпусу


Высота Королевского Тигра 3 метра и он весь покрывался защитным слоем. Очень сложно представить, что пехотинец выбежит из окопа (развалин) и попробует залезть на танк, что бы прикрепить мину на башню.


Фактов значительно больше, но перечисленные достаточно веские, что бы немецким ученым не пришло в голову разрабатывать защиту от магнитных мин, когда есть более веские и насущные вопросы.

Танк

Истинное назначение Циммерита

Так как это мое личное мнение, то и высказывать его буду специфически. Циммерит - это смазка для увеличения рикошетирующих свойств брони. При жестких ударных нагрузках, оно уменьшает трение между броней и снарядом, что увеличивает выживаемость. На иллюстрации ниже, достаточно четко видно, что далеко не каждый снаряд пробивал или ослаблял броню.

Для наглядности рикошеты имеют вытянутое углубление

Принцип работы

Не являюсь экспертом в данном вопросе. Все мои познания ограничиваются предположением и поиском их подтверждения. В современном мире существуют "Твердые смазки". Смысл которых уменьшить коэффициент трения между поверхностями. При ударных нагрузках, данное вещество должно иметь повышенную температуру плавления, что бы не терять свои свойства.

Рикошет

Далеко не все знают, что немецкая бронетехника не пробивалась в лоб, а так же держала удар в бортовые проекции под определенным углом. Но тут надо уточнить. Подавляющее число попаданий не просто ударялось о броню, а отскакивала от нее. Рикошетировала. И для этого было несколько причин.

Виды брони

На самом деле видов огромное количество. Охватить все не представляется возможным. Но выделю три основных и часто упоминаемых.

Литое бронирование. Одно из самых простых. Удобно для придания определенных сложных форм. Чаще всего использовали Американцы (корпуса средних танков и основанных на ней технике M4 Sherman имел литой корпус) Ударопрочность на 20-25% ниже чем у других видов.

Гомогеновая (она же катанная) броня - листы прочной стали определенных марок. Однородна по всей толщине. Практически вся советская и английская техника имела такую броню.

Гетерогенная броня - специальная броня с разной прочностью по толщине. Верхний слой более хрупкий и твердый, нижний более мягкий и вязкий. Немецкая разработка. Более сложная в производстве. Верхний твердый слой разрушал сердечник бронебойных снарядов, нижний улавливал осколки. У гетерогенной брони есть еще одна особенность - у нее заметно более высокий коэффициент рикошета.

Рикошетный угол и бронепробитие

Часто, открывая справочники по противотанковым орудиям, можно увидеть расчетные таблицы бронепробития на определенной дистанции боя под определенным углом. А после "мелким шрифтом добавка, расчет сделан по методике "советского союза" или "По немецкой методике" и подобное. Для примера скриншот с википедии про пушку ЗиС-3 не знаю, будет ли видна данная надпись в статье. Но она там есть


1943 год

В это время немецкие войска выпускают свои "флагманские" модели бронетехники. «Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V Panther) и Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II», или «Короле́вский тигр» Основной особенностью которых являются "рациональные углы" наклона брони.


За 4 года боевых действий немецкие инженеры накопили громадный опыт и понимали, что и как работает. Что необходимо для увеличения живучести и какими способами это лучше всего добиться. Немецкая доктрина подразумевала "доминирование" любой ценой. У нее не было возможности "шапкозакидательства". Тевтонский гений прилагал максимум альтернативных вариантов в исключительной форме. Техника была на пике своего развития и "Циммеритовое покрытие" помогало преодолеть физические ограничения технологий.

Вопрос усиления бронезащиты танков возник фактически сразу после появления первых образцов данного вида боевой техники, без малого 100 лет назад. Перед началом Второй мировой войны многие страны ускорили темпы разработки танков с противоснарядным бронированием ввиду того, что противотанковая артиллерия сделала существенный шаг вперед как качественный, так и технологический, что и показала война в Испании.

Помимо этого, у пехоты различных стран существовали разнообразные средства борьбы: от бутылок с зажигательной смесью до противотанковых ружей.

Но существовал, и существует сегодня еще один вид вооружения для борьбы с танками — это противотанковые мины. В годы Второй мировой войны их выпускали все воюющие страны.

Основной принцип действия — нажимной, заряд взрывчатки подрывался при наезде танка на мину. Были также электрические взрыватели (когда осуществлялся дистанционный подрыв заряда).

В ряде публикаций упоминаются и магнитные противотанковые мины. Но автору не удалось найти информацию о противотанковых магнитных ручных минах времён Второй мировой, произведенных кем-то, кроме Германии и Японии, за исключением чисто диверсионных мин, предназначенных для крепления на борта судов аквалангистами или для подрыва железнодорожных рельсов (например, советская объектная мина МПМ).

Все эти образцы мало подходили для применения против танков в боевых условиях, так как не предназначались для подрыва толстых бронированных листов. Единственное исключение — ручная кумулятивная мина Hafthohlladung 3 (или HHL 3) весом в 3-3,5 килограмма.

Всего в период с 1942 по 1944 гг. германская промышленность выпустила около 553 900 шт. HHL 3. Мина имела весьма неудобный способ крепления на броню и приведения её в боевое положение, при этом сильно подставляла устанавливающего её пехотинца. Поэтому данный вид боеприпаса больше использовался против фортификационных сооружений, чем против танков.

Для чего на самом деле использовался циммерит?




На фоне всего этого, начиная приблизительно с середины 1943 года, на немецкие танки стали наносить так называемую «антимагнитную пасту», более известную как циммерит (нем. Zimmerit).


Разработка германской фирмой Chemische Werke Zimmer AG. Существующая на данный момент основная теория происхождения данного изобретения и его использования гласит: «В 1943 году немцы для борьбы с наиболее совершенными советскими кумулятивными ручными магнитными минами начали использовать специальный защитный слой — циммерит, который наносился на вертикальные поверхности танков.

Данное покрытие должно было обеспечить предохранительное пространство между магнитной миной и броней. Не имея возможности присоединиться к броне или хотя бы сблизиться с ней на достаточное расстояние, магниты уже не могли удержать мину на броне танка».

Честь и хвала немецким конструкторам и изобретателем, но есть один ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ нюанс: как написано выше, единственной страной, обладавшей подобным вооружением, была сама Германия.

Высказывалось предположение, что немецкая разведка прогнозировала появление подобного вида мин у СССР и союзников.

В компетенции Абвера сомневаться не приходится, хотя его в большинстве случаев и переигрывали советские разведчики. Но в заявления, что Абвер спрогнозировал появление магнитных мин, и при этом навязал идею промышленниками и Панцерваффе, верится с трудом.

В связи с этим попробуем рассмотреть альтернативные точки зрения применения циммерита и дать им оценку. Ведь в официальных немецких документах нет упоминания, для чего были необходимы столь трудоемкие и затратные операции.

Официальная версия (антимагнитное покрытие) родилась из доклада английского майора Дж.В. Томпсона и С.Е. Холлиса, датированного июлем 1945 г.: "Циммерит — антимагнитное покрытие для бронетехники".

В своё время англичан остро интересовала эта тема из-за применения немцами магнитных мин против бронетехники Её Величества. В начале 1944 года англичанам удалось заполучить образцы циммерита с захваченных немецких танков, а от военнопленных узнали инструкции по его применению.

Альтернативные варианты и мнения.

Увеличение противоснарядной стойкости брони:

а) для повышения вероятности рикошета снаряда при попадании в танк. Одним из основных типов используемых боеприпасов были тупоголовые бронебойные снаряды, отлично работавшие по наклонной броне.

Но, по имеющейся в сети информации, обстрел трофейной техники в послевоенное время не выявил существенных преимуществ циммерита перед бронебойными тупоголовыми снарядами;

б) для повышения стойкости брони перед кумулятивными снарядами. С 1943 года в боекомплекте отечественных полковых орудий (например, 76-мм полковой пушки образца 1927 года) появляются кумулятивные снаряды, способные пробить с дистанции в 500 метров 70-75 мм броню. Со снарядами данного типа был ряд проблем с взрывателями при использовании их дивизионной артиллерией. Суть в том, что существовала опасность разрыва снаряда в канале ствола по причине преждевременного срабатывания взрывателя. Проблему удалось устранить только к 1944 году.

Как видно, полковая артиллерия получила действенный инструмент для борьбы с танками на ближних дистанциях боя. Немцы с этим смириться не смогли. Танки Pz. III и Pz. IV стали оснащать противокумулятивными экранами (а Pz IV aufs J — сетками). Суть: экран подрывает заряд на большом расстоянии от брони, струя газов сильно дефокусируется до встречи с броней и бьет по большой площади вместо точечного удара.

С усилением лобовой брони средних и тяжелых танков возник вопрос. Обычные «Тигры», как и Pz IV, были «квадратными», а новые типы немецких танков (Pz V и Pz VI ausf B) имели наклонные броневые листы корпуса и башни. Но, тем не менее, могли поражаться кумулятивными боеприпасами.

То же относится и к новым типам САУ (например, «Фердинанд» и «ЯгдПантера»). Необходимо было повлиять на кумулятивную струю, и, если с экранами все было просто, то на участках с более толстой бронёй её нужно было рассеять иным образом. Тут на помощь приходит композитный материал в виде циммерита, который благодаря своей химической природе рассеивает струю, и та теряет пробивную силу.

Добавьте к этому еще центробежную силу при вращении снаряда, которая дефокусировала струю (возникает из-за нарезного канала ствола полковой артиллерии).

В итоге получаем дешевый способ усиления защиты танка (стоимость циммерита около 0,09 % от стоимости танка).

Улучшение маскировки танка путем снижения его заметности (рифленая поверхность меньше бликует и в комплексе с трёхцветным камуфляжем делает танк менее заметным). Но, по мнению определенного ряда людей, данная проблема маскировки (бликования) могла решиться куда более простым способом — применением краски матового оттенка. К данному пункту относится и идея малой заметности техники в ИК приборах ночного видения. Но данные приборы опять-таки в основной массе применяли только немцы. Причем танки-охотники (Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения Sperber FG 1250) действовали ночью по разведанным скоплениям бронетехники противника.

Снижение нагревания машины под прямыми солнечными лучами. Ввиду вхождения в состав циммерита огнеупорного компонента. Аргументом в пользу этой версии является тот факт, что основной компонент циммерита — сульфат бария (40% в составе пасты) применяется при изготовлении огнеупорных материалов и обладает теплопроводимостью в несколько раз меньше стали. Теория разрушается тем фактом, что на горизонтальные поверхности танка очень редко наносили циммерит, и достаточно большая поверхность танка оставалась, таким образом, незащищенной.

Сомнительное и непонятное изобретение для увеличения финансирования военных заводов. С 1943 года благодаря рейхсминистру по вооружению Альберту Шпееру в Германии резко возрастает выпуск военной продукции, в том числе и танков. По сути, объявляется тотальная война, промышленность фактически полностью переводится на военные рельсы. И в данной ситуации автору кажется весьма сомнительным такое разбазаривание и нецелевое использование средств. Так что в расчет стоит взять и менталитет немцев: неэффективных и бесполезных вещей они не делали.

К сожалению, до настоящего времени нет полноценного и всеобъемлющего исследования на данную тему. На одном из форумов автор прочел информацию со ссылкой на М. Свирина, что кто-то из отечественных историков пишет на данную тему научную работу. Но более точная информация отсутствует. Из этого можно сделать вывод, что данная тема остаётся открытой.

Открытым остаётся и вопрос прекращения нанесения данного вида покрытия на танки Вермахта. Автор позволит себе назвать некоторые причины:

а) весьма трудозатратный по времени процесс, в условиях тотального дефицита танков на поле боя на это уже не было времени;

б) появление у союзников артистем и снарядов, способных пробивать броню немецких танков штатными бронебойными снарядами.

Зачем Т-80У резиновый фартук и лопухи на башне


Совсем скоро советский танк Т-80У отметит сорокалетний юбилей несения боевой службы. Казалось бы, за такой большой период времени машина должна быть изучена вдоль и поперёк, но даже спустя столько лет можно встретить утверждения, что её резиновый «обвес» в виде фартука и лопухов нужен для усиления противокумулятивной защиты. Разумеется, это миф. Реальность куда прозаичнее: пыль и ещё раз пыль.

Танки пыли не боятся?

Танки, как и любые другие сложные изделия, имеют свои «детские болезни» – недостатки, неучтённые при проектировании и выявившиеся в ходе эксплуатации. Постепенно от них избавляются в ходе производства новых машин и путём модернизации уже выпущенных, но у Т-80 есть одна «болезнь», от которой полностью он так и не вылечился, и заключается она в высокой уязвимости газотурбинного двигателя (ГТД) при работе на местности, богатой лессовой пылью или, грубо говоря, песком.

На самом деле чувствительность к пыли не является прерогативой только советского танкового ГТД. Точно так же страдает и его американский коллега, устанавливаемый в танки «Абрамс». Лессовая пыль, попадая в силовую установку, под действием высочайшей температуры начинает спекаться в твёрдую массу, напоминающую стекло, и постепенно нарастает довольно толстым слоем на лопатках турбины и в газовом тракте, сужая его диаметр. Как результат: помпажные явления, нерегламентные скачки мощности и падение моторесурса. Избавиться от этого можно только усиленной очисткой воздуха. Но здесь, как говорится, палка о двух концах.

Газовая турбина в среднем может потреблять в 4–5 раз больше воздуха, чем поршневой мотор, поэтому фильтр будет забиваться куда быстрее. В США на это махнули рукой и оснастили «Абрамсы» двухступенчатыми кассетными фильтрами, которые нужно регулярно чистить вручную. Иногда настолько регулярно, если речь идёт о пустыне, что приходится проводить эту процедуру раз в час и даже чаще. Что же насчёт СССР, то тут ради экономии объёма моторно-трансмиссионного отделения и простоты эксплуатации решили применить бескассетные необслуживаемые фильтры. Внимания к себе они не требовали, но и пропускали значительное количество пыли – до 2–3 процентов.

Того качества очистки воздуха, которое могли обеспечить бескассетные фильтры, вполне хватало для совершения маршей в большинстве районов СССР, включая Сибирь и Дальний Восток. Но танк – всё же машина всепогодная и должна действовать даже в самых суровых условиях. Под это описание прекрасно подходит Средняя Азия с её огромной и негостеприимной пустыней Каракумы. Именно там, «вдохнув песка», дали слабину ещё предсерийные Т-80, двигатели которых еле отрабатывали сотню моточасов, а зачастую и меньше, тогда как в восточных районах РСФСР этот показатель находился на уровне 200–300 часов.

Вносили свою лепту также глобальное потепление и строительство большого Каракумского канала для снабжения водой южных районов Туркменистана. В период с 1970 по 1980 годы, из-за повышения средней температуры воздуха, пылевой слой на танковых трассах в пустыне вырос с 80–270 мм до полуметра в некоторых местах. Кроме того, тот самый Каракумский канал, выступая в качестве локального охладителя горячих воздушных масс, стал причиной сильных ветров, которые естественным образом сказались на повышенной запылённости воздуха. Всё это не могло не повлиять на работу турбин Т-80, регулярно совершавших пробеги в этих краях. С этим нужно было что-то делать.

За время производства Т-80 было внедрено множество улучшений, касающихся пылезащищённости его двигателя. Из них можно отметить воздухозаборное устройство в корме башни, увеличивающее высоту забора воздуха – там, где меньше пыли; систему виброочистки и продувки двигателя сжатым воздухом; самоочищающиеся фильтры соплового аппарата; веерный выхлоп; режим «пустыня» со снижением температуры газов для предотвращения плавления пыли и прочее. Но, пожалуй, самым интересным здесь являются пылевые фартуки и лопухи. Дело даже не в их работе и эффективности, а в том количестве мифов, которыми они обросли.

Резиновые щитки от самой мелкой пыли

Чего только не придумывали и какие только волшебные свойства не приписывали этому резиновому комплекту, начиная от фантастических версий о снижении радиолокационной ЭПР и тепловизионной маскировки до противоснарядной защиты. О последней теории нужно поговорить немного подробнее.

Дело в том, резиновые щитки, что на лбу корпуса, что на башне, не обладают достаточной жёсткостью, поэтому если и смогут подорвать кумулятивный снаряд, то со значительным опозданием из-за того, что попросту согнутся под ударом. И не стоит забывать, что детонация кумулятивного боеприпаса на расстоянии менее чем полметра от основной брони только увеличивает его пробивную способность. Учитывая, что в нижней лобовой детали корпуса вообще нет комбинированного бронирования, фартук сделает только хуже. Теперь о главном.

В процессе своей работы воздушный фильтр танка Т-80 довольно успешно отсекает почти все пылевые частицы размером 20 мкм и более, потому львиная доля всё-таки проникшей в двигатель пыли – это совсем уж мелкодисперсная фракция с размером частиц менее 2 мкм. Они практически не имеют собственной массы, точнее – она настолько мала, что их перемещение в пространстве целиком и полностью зависит от аэродинамических сил: куда ток воздуха, туда и они. Отфильтровать такую «мелочь» неконтактным циклонным способом невозможно, но именно она зачастую и становится причиной появления налёта в турбине.

В целом получаются вот такие вводные для задачи: крупные фракции пыли оседают в фильтре, а совсем уж мелкие, которые фильтрации не подлежат, из-за низкой собственной массы полностью подчиняются аэродинамическим силам. Почему бы не использовать эти силы для того, чтобы микроскопические пылинки вообще не попали в воздухозаборник? Проще говоря, без особых изменений в конструкции танка изменить «обтекаемость» его корпуса и башни, чтобы создать нужные завихрения воздуха, которые бы препятствовали попаданию пыли в воздушный тракт.

Для оценки предложенного метода решения проблемы даже проводились соответствующие эксперименты в гидродинамической трубе ГТ-400 ЦАГИ с моделью танка в масштабе 1 к 32. Там в движущийся поток жидкости вводились струйки различных красителей, чтобы определить характерные области обтекания модели. Выяснилось, что за башней танка, как раз над воздухозаборником, создаётся зона пониженного давления, которая в буквальном смысле втягивает в себя пылевые потоки. Их движение в основном идёт по трём направлениям: через днище танка с завихрением в корму, вдоль ходовой части по бортам и по крыше башни.



Имитация пылевых потоков в гидродинамической трубе. Под номерами указаны места установок пылезащитных щитков. Источник: журнал «Вестник бронетанковой техники» № 9 за 1987 год

Для того чтобы обуздать эти массивы воздуха, было предложено несколько вариантов «генераторов вихрей», из которых в конечном счёте получили распространение только два.

Первый: фартук в лобовой части корпуса. Его главная задача: разбить стройный пылевой поток, набегающий в лоб танка и проходящий под его днищем. Пыль, встретившись с ним, расходилась на три направления – по обоим бортам и в сторону башни. Также он служил гасителем пылевых султанов при езде по кочкам и ухабам.

Естественным дополнением к этой парочке из лопухов и фартуков были бортовые экраны, удерживающие под собой целые пылевые тучи, исходящие от движущихся катков и гусениц.

Теперь по эффективности и условиям применения. Все эти резиновые листы в полной мере работают только на марше, когда один танк проезжает и оставляет за собой пылевое облако, а второй танк въезжает в него, либо ветер дует таким образом, что весь песок летит в лоб. В этом случае запылённость в районе крыши моторно-трансмиссионного отсека удаётся снизить вплоть до 50 % и даже больше. При этом, чем больше скорость танка или ветра, тем выше эффективность. Но даже боковой ветер в принципе не помеха: пылевые экраны хоть и частично, но будут исполнять свои функции.


Несмотря на то, что резиновые щиты на лбу корпуса применялись на более ранних сериях Т-80, например, на Т-80Б, полный комплект получили только танки Т-80У и их модификации. Так уж получилось, что эти машины стали своего рода мировыми рекордсменами по количеству «противопылевых» мер, но это дало свои плоды: ресурс турбин в условиях пустыни удалось увеличить как минимум до 300 моточасов. Этого вполне хватало для ведения боевых действий в южных районах. Да и военные не беспочвенно возлагали большие надежды на «Ушку» – всё-таки она была самым современным серийным танком на момент распада СССР.

В этой статье я расскажу, по каким причинам мне пришлось бросить игру World of Tanks, как на это решение повлиял патент основателя Wargaming Виктора Кислого, и в чем заключается с моей точки зрения негативное влияние патента на игру.



реклама

Игроком игры World of Tanks я явлюсь с 2012 года, вернее уже являлся, видел, так сказать воочию, как игра менялась на протяжении девяти лет. И на мой взгляд игра изменилась только к худшему, причем за последние года просто катастрофическими темпами. В какой-то момент играть в нее стало просто невозможно, чаша терпения переполнилась, и я решил бросить эту игру. Расскажу про причины, которые побудили меня это сделать.

1. Патент Виктора Кислого и Ивана Михневича.

Суть этого патента заключается в так называемой «поддержке интереса к игре». Как всегда, компании Wargaming мало прибыли, которую они имеют, и хочется еще большего. И эта технология призвана, не допустить ухода игроков из игры и повысить доходы компании. Она напрямую определяет алгоритмы игры, правила баланса, пробитий, промахов, рикошетов и т.д., и случайности здесь нет никакой. Помогая этим одним игрокам, и угнетая других, тем самым стирая разницу в игре между игроками, которые плохо играют, например, только начали играть, и опытными игроками. По мнению Wargaming здесь все логично, игрокам не нравится постоянно выигрывать в легких боях или постоянно проигрывать. Если опытные игроки попадают в бой с неопытными новичками, то новички разочаруются, а опытным игрокам станет скучно, и они оба могут бросить игру. Статистика игроков не должна сильно различаться, не должно быть побед у одних игроков 90 %, а у других 40%.


Для этого у разработчиков есть много рычагов воздействия, один из них, это балансировка по скиллу, например, после череды побед балансировщик будет отправлять вас в бой на уровень выше, к сильным соперникам с хорошим скилом, а после многократных поражений подберет легкий бой, где есть большой шанс оказаться в топе. После ряда побед начинаются необоснованные промахи, непробития, рикошеты, там, где априори их не должно быть вообще. А после череды поражений наоборот, танк начинает стрелять без промахов и рикошетов со 100 % пробитием. Та что, когда вам кажется, что балансировщик необоснованно вас засовывает в команды, которые проигрывают, и от вас в этом бою ничего не зависит. И вы не можете ни в кого попасть, не можете пробить «картонного» противника, а в вас попадают и пробивают абсолютно все противники, знайте, это балансировщик вас «сливает» в соответствии с алгоритмом патента синьора В. Кислого, и ни какой это не рассинхрон с сервером. Я думаю, вы и сами подобное не раз ощущали на себе. Лично у меня был случай, когда я на тяжелом танке 6 уровня КВ-85 с топовым орудием не смог два раза подряд с расстояния пяти метров пробить ПТ-САУ 6 уровня M18 Helcat, у которой брони нет от слова совсем.

Сам патент написан на английском языке (можно переводчиком его без проблем перевести), и ознакомиться с ним в полном объеме можно здесь: патент господина Виктора Кислого.

2. Жадность компании Wargaming

Повторюсь, что я являюсь игроком этой игры с девяти летним стажем. И помню те времена, когда игра была размеренной, новая прокачиваемая и премиальная техника выходила с периодичностью позволяющей игрокам понять эту технику, изучить ее, привыкнуть к ней. Хоть как то поддерживалась историчность игры, не было этой несуразной, не имеющей к историчности никакого отношения, колесной и некоторой другой техники. Не нерфили, и не апали технику в интересах Wargaming так беспардонно и бесцеремонно, как сейчас. Wargaming раньше жил с перспективой на будущее, думал о последствиях, к которым могут привести его действия и решения. А сейчас у меня сложилось такое впечатление, что Wargaming живет только сегодняшним днем, заботясь только о сегодняшних сверхдоходах, вовлекая World of Tanks в полный игровой хаос. Как будто завтрашнего дня уже не наступит, и весь куш нужно срубить именно сегодня. Но завтрашний день неминуемо наступает, и чтобы опять срубить по максимуму, игру ввергают в еще больший хаос, и так дальше происходит падение в пропасть хаоса и безумия.

реклама


А что они вытворяют сейчас с премиальной техникой. При продаже новый образец «према» имеет просто выдающиеся тактико-технические характеристики, настоящая «имба». А через некоторое время, когда сливки уже сняты, и куплено несколько новых вилл на Кипре, характеристики этим танкам значительно ухудшают, тем самым вынуждая игроков покупать новый премиальный имбовый танк, который как раз таки в самое нужное время, совершенно случайно успел появиться в продаже.

3. Читы (запрещенные модификации) в игре

Читы – это официально запрещенные модификации, которые тем или иным способом дают значительное преимущество игроку в бою перед другими игроками.

Каждый раз, заходя в игру, я просто поражался количеству игроков использующих читы, это видно в игре невооруженным взглядом. Например, стоит мой танк в кустах, не светится, тут прилетает в него снаряд, и после этого игрок, чей снаряд в меня случайно попал, начинает бессовестно непрерывно в меня стрелять. Я подождал пока он сделает в меня 5 выстрелов, отъехал за укрытие на пол минуты, опять выехал на прежнее место, и он по мне уже не стреляет. Это говорит о том, что он использует чит «индикатор попадания по врагу без засвета».

реклама



При этом у него на экране отображается информация, о попадании в танк противника, который находится вне засвета, и он теперь знает, куда нужно стрелять. А когда я отъехал за препятствие, информация о попадании в мой танк у него перестала отображаться, и он понял, что танк уехал и перестал стрелять.

Или еще пример, остаюсь я в конце боя наедине с одним или двумя противниками, и не знаю их место нахождения. Так находятся союзники, которые начинают мне подсказывать место положения врага, и действительно он оказывается там. Как они это узнают, да очень просто, используют чит «поваленные деревья и разрушенные объекты на миникарте», который на миникарте отображает условными знаками эти места.


реклама

Можно конечно и дальше очень долго продолжать приводить разные примеры использования игроками читов, с которыми я лично сталкивался в боях, но думаю для понимания масштабности катастрофы в игре World of Tanks этого достаточно.

Скачиваются и устанавливаются читы вообще, без каких либо проблем, и это вызывает у меня большое разочарование в этой игре.

По моему мнению, точка невозврата игрой World of Tanks уже пройдена, и вернуть ей ту прежнюю популярность и любовь игроков уже невозможно.

Надеюсь, статья для вас была интересна, и вы сделаете правильный выбор игры для себя.

Пишите в комментариях, часто ли вы сталкивались в игре со случаями читерства, и что думаете о дальнейшей судьбе игры World of Tanks.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или telegram-канал @overclockers_news - это удобные способы следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.


Загадочная немецкая субстанция « циммерит» до сих пор вызывает много вопросов. Был от него толк или хитрые немецкие промышленники просто « распиливали» бюджет? Помогал ли он от магнитных мин? И почему вообще немцы решили, что против них будут воевать магнитными минами?

Загадочная немецкая субстанция « циммерит» до сих пор вызывает много вопросов. Был от него толк или хитрые немецкие промышленники просто « распиливали» бюджет? Помогал ли он от магнитных мин? И почему вообще немцы решили, что против них будут воевать магнитными минами?

С какой целью немцы придумали циммерит?

Британские документы 1945 года говорят, что состав начали разрабатывать в 1943 году для борьбы с советскими штурмовыми командами, вооружёнными магнитными минами.

С основным предназначением циммерит справлялся прекрасно. Другой вопрос, что противник не особенно использовал такой способ борьбы с танками.

image

С чего это немцы решили, что их танкам угрожает именно такое оружие?

Это вопрос пока дискуссионный, но можно аккуратно предположить, что немцы исходили из опыта Восточного фронта. Он говорил, что у советских войск нет нормального ручного противотанкового оружия ( гранатомётов), поэтому они ходят превозмогать танки всем подряд — связками гранат, бутылками с горючей смесью, ' title=>собачками и т. п. Количество докладов о самоубийственных бросках под танки с чем-то взрывоопасным могло натолкнуть на мысль, что следующим шагом будут магнитные мины.

Зачем немецкие танки обмазывались циммеритом?

Евгений Башин-Разумовский

Кстати, немцам было чего опасаться: англичане разработали магнитную морскую мину, которую британские « фрогмены» норовили прикрепить к днищу не нравившегося им корабля. И порой делали это успешно. Они разработали и сухопутную противотанковую версию, но она не особо « зашла», поскольку как раз поспел циммерит. Зато 159 тысяч штук другой модели англичане поставили в СССР, где ими охотно снабжали вражеские поезда « если бы не партизаны». Соваться на территории, где действовали народные мстители, фрицы откровенно боялись. И не без оснований.
' title=>партизаны. А в рейхе производилась ручная магнитная мина Hafthohlladung, также известная как Panzerknacker ( и несколько других моделей). Короче, было от чего задуматься.

Зачем немецкие танки обмазывались циммеритом?

Пожалуй, главный вопрос — был ли от циммерита толк?

Да, был. Наряду с основным предназначением — защитой от магнитных мин — циммеритовое покрытие показало себя с неожиданной стороны. А именно — как отличный камуфляж.

Как это работает? Ровные и геометрически правильные поверхности для природы нехарактерны, глаз за такое сразу цепляется. И какую раскраску на бронетехнику ни наноси, это решает всего половину вопроса. Поверхность всё равно остаётся ровной, бликует и привлекает внимание. Решается вопрос с помощью маскировочных сеток или покрытий. Циммерит превращал броню в небликующую поверхность с рельефной текстурой, а дополнительно на него можно было нанести краску.

Сейчас маскировка бронетехники пришла именно к такому решению.

В перечень функций современных маскировочных систем входит и то, что умел делать циммерит. Британская боевая разведывательная машина AJAX

В перечень функций современных маскировочных систем входит и то, что умел делать циммерит. Британская боевая разведывательная машина AJAX

Получается, немцы ошиблись и всё это пустая трата сил?

image

Ни в коем случае. Все без исключения главные игроки в танковой области искали пути улучшения маскировки и защиты от магнитных мин. Все испытывали или даже попробовали воспроизвести циммерит — Великобритания, США, СССР, даже Франция.

Фельдмаршал Монтгомери говорил: « Нам нужен удовлетворительный камуфляж, который исключит все отражения и блики от брони. Мы должны производить „штукатурку“ по типу немецкого циммерита и в будущем наносить её на все танки».

Англичане в 1944-м даже проводили серию экспериментов, наклеив ( !) на « кромвели» ребристый резиноподобный материал. А когда им достались немецкие запасы циммерита, то развернулись в полную силу и намазали его на всё подряд — « черчилли», « кромвели», самоходку « Секстон» и даже щит 25-фунтовой ' title=>пушки-гаубицы.

Датский Леопард 2A5DK в летнем — многофункциональной маскировочной системе Барракуда

Сами немцы прекратили производство циммерита просто потому, что к концу 1944 года им хватало других забот.

Читайте также: