Зачем на стенах гробниц сделали рисунки

Обновлено: 02.05.2024

Гробницы служили для древнего египетского населения возможностью подготовить и отправится в загробную жизнь. На стенах гробниц изображались члены семьи и близкие умершего, а в залах гробницы размещались фактически все нажитые богатства при жизни, пища и винные напитки, одежда и украшения. Рядом с вельможей в гробнице могли также быть похоронены рабы, домашний скот. Египтяне верили, что все это, как нарисованное, так и реально оставленное в гробнице, перейдет с покойным в загробный мир.

Древние египтяне имели четкие представления о загробной жизни. Они полагали, что после смерти душа человека попадает в мир богов. Чтобы душа попала непосредственно к богам и не подвергалась опасностям по пути, они строили пирамиды.

Смысл погребальных обрядов египтян

Таким образом, гробницы предназначались для путешествий душ умерших людей в загробный мир. Они являлись вратами в миро богов, делая путешествие души быстрым и безопасным. При этом погребальные обряды египтян предполагали изображение на стенах гробниц умерших вельмож, их семей. А в гробницу помещали фигуры его слуг и рабов. Это делалось для достижения следующих целей:

  • считалось, что изображения имеют магическое значение. Они означали, что семья вельможи будет с ним и после его смерти. То есть, он не расстанется со своими родственниками и будет с ними в загробном мире;
  • фигуры слуг символизировали реальных людей. Они должны были прислуживать вельможе после смерти. То есть, считалось, что вельможа будет и после смерти иметь прежний уровень комфорта, что и при жизни;
  • помимо изображений и фигурок людей, в гробницы клали еду, вино и драгоценности умершего. Предполагалось, что он будет есть и пить как живой человек. А его богатства будут материальны в другом мире.

Соответственно, изображение на стенах гробниц семьи умершего, размещение фигурок его слуг было необходимо для поддержания прежнего статуса вельможи после его смерти.

Развитие данных верований

Оставление в гробницах еды и напитков было характерно для раннего Древнего Египта. С развитием религиозных верований, египтяне отказались от таких обрядов. Однако изображения близких вельможи и фигурки его слуг по-прежнему украшали гробницу.

Считалось, что даже после смерти души слуг и рабов будут находиться возле души своего господина и прислуживать ему. При этом каждый египтянин должен был пройти суд богов, которые судили его прижизненные поступки. Однако захоронение в пирамидах было гарантией попадания души в мир богов. Но это было доступно только фараонам, которые считались земным воплощением божества.

Королевская долина или Долина царей и цариц, или долина мёртвых, находится на западном берегу Нила в окрестностях Луксора. Луксор—это бывшая столица древнего Египта. Назывался он тогда Фивы.

Лайфхаки для тех, кто собрался посетить гробницу Тутанхамона

1. Прибыв на место, откуда начинается долина мёртвых, необходимо купить билеты для просмотра гробниц. Билет дает возможность за один раз посетить не более трех гробниц. В стоимость билета не входит посещение гробницы Тутанхамона. Для ее посещения, необходимо заплатить еще 20 долларов с человека.

2. Войдя в долину, Вам будет запрещено снимать фильмы и фотографии, фото и кинокамерами. Их предложат сдать на хранение. Съемка смартфонами разрешена. Но и тут не все однозначно. Об этом ниже

Опускаемся в гробницу Тутанхамона

На входе Вам пробьют билетик и можно спускаться. Спуск плавный, но почти в полной темноте. Из прохода выходите в саму гробницу в небольшое помещение. Повернув налево, видим еще одно открытое помещение. Это похоронная комната с саркофагом и стенами с хорошо сохранившимися за много тысячелетий, росписями. На первый взгляд, рисунки и не более того. На самом деле, эти рисунки повествуют о многом интересном. Постараюсь рассказать о чём.

Рисунки на восточной стене похоронной комнаты

Рисунки рассказывают о похоронах с изображением мумии Тутанхамона. Откуда мы знаем, что это мумия Тутанхамона? Это не сложно. Обратите внимание на надписи иероглифов. Среди них попадаются иероглифы внутри вертикально расположенных эллипсов. Я уже рассказывал Вам о них. Это так называемые картуши или имена фараонов. Характерным признаком имени Тутанхамона является наличие скарабея (жука) в центре картуша. Таким же образом определяются имена тех, кто изображен на рисунках на этой и других стенах похоронной комнаты.

Что ещё мы можем увидеть на восточной стене? В нижнем левом углу, можно увидеть светлую решетчатую пластину. Это не вентиляция. Это вход в сокровищницу гробницы Тутанхамона. К сожалению, туда никого не пускают. Впрочем, сокровища уже давно стали достоянием Каирского музея. Напомню, что это единственная из обнаруженных сравнительно недавно (начало 20 века) гробниц, которые не были разграблены и предстали во всем величие.

Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.

Важные принципы древнеегипетского искусства

Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов . Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.

Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы .

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Живопись Древнего Египта. Живопись Древнего Египта. Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

Живопись Древнего Египта. Живопись Древнего Египта. Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Символизм цвета

Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:

  • Белый. Символ утренней зари, победы и ликования.
  • Черный . Символизирует смерть и возрождение в загробном мире.
  • Красный. Цвет ассоциировался с выжженной солнцем бесплодной землей и означал зло. Красным писали бога-братоубийцу Сета и вредоносных животных.
  • Желтый. Одна из любимых красок у египтян. Означала вечность и божественную сущность.
  • Зеленый. Цвет надежды, возрождения и молодости. Характерен для воскресшего бога Осириса.
  • Голубой . Означал воду и новую жизнь.

Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.

Живопись Древнего Египта. Изображение Осириса и Исиды из «Книги мертвых» на папирусе, около 1050 до н. э.

Живопись Древнего Египта. Изображение Осириса и Исиды из «Книги мертвых» на папирусе, около 1050 до н. э.

Периоды древнеегипетского искусства

Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.

Древнее царство (XXXII-XXIII века до н. э.)

Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.

В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.

Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)

В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.

Живопись Древнего Египта. Дерево с певчими птицами из гробницы Хнумхотепа в Бени-Хасане, XX век до н. э.

Живопись Древнего Египта. Дерево с певчими птицами из гробницы Хнумхотепа в Бени-Хасане, XX век до н. э.

Новое царство (XVII-XI века до н. э.)

В эпоху Нового царства живопись, как и культура в целом, достигает высшего расцвета. Мастера смелее обращаются с нерушимыми прежде канонами и используют более широкую цветовую гамму с полупрозрачными слоями. Взаимодействие с другими азиатскими народами приносит интерес к орнаментам и высокой детализации. Поскольку этот период связан с успешными завоеваниями, в росписях часто воспроизводятся военные сцены . Появляются изображения фараона на боевой колеснице, заимствованной у побежденных племен.

Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.

Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах , которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot .

С самых древних времен, вся культура Древнего Египта оказалась подчинена религиозным представлениям , главным из которых был культ смерти . Функцией искусства стало обслуживание заупокойного культа. С одной стороны это делало все сферы художественной деятельности священными и почётными, с другой стороны, вместе с этим возникли строгие правила - каноны , которые должны были ограничивать творчество художников. Такие каноны были выработаны для всех видов искусства (о том, какие правила сложились в древнеегипетской скульптуре я рассказывала в предыдущей статье ).

Искусство должно было обеспечивать полноценное счастливое существование умершему там, за смертным рубежом, в вечности, на полях блаженных. Особенно, если на эти поля отправлялся правитель страны - фараон.

Фараон в загробной жизни не хотел расставаться со своей семьей и желал также проводить досуг, как и при жизни (например, за охотой, пирами и др.). Кроме того, он должен был взять в загробный мир всё своё имущество - пастбища, дома, дворцы, поголовье скота, запасы зерна и т.д. Во всех этих случаях спасало положение искусство.

На стенах гробницы художники рисовали всё, что так любил фараон и что ему было так необходимо «захватить» с собой в Царство Осириса. Все эти изображения (живописные или рельефные) подчинялись жёстким, неизменным канонам :

1. Было выработано, так называемое, фасо-профильное изображение человека . Поскольку египетские художники не знали законов правильной перспективы, то для придания изображению двухмерности выбирались самые выразительные, подчёркивающие форму тела, ракурсы: голова и ноги показывались в профиль, единственный глаз и плечи в фас, живот изображался в ¾ повороте. Весь рисунок объединялся общей контурной линией.

Интересная деталь. Если вы внимательно присмотритесь к изображённым древнеегипетскими художниками фигурам, то заметите, в какой бы они не были позе и ракурсе, у них всегда будут видны большие пальцы на обеих руках и ногах.

2. Было введено правило разномасштабности фигур . Высокое социальное положение изображаемого персонажа выражалось в более крупном, по сравнению с другими, размере его фигуры на рисунке.

3. Персонажи и сюжеты располагались реги́страми - «построчно» горизонтальными лентами .

4. Применялась своеобразная «перспектива» – чем дальше от нас находится изображаемый предмет, тем выше он размещается на плоскости.

5. Соблюдались определённая «ритмика» движений, «повторяемость» поз и «симметрия» фигур. Все персонажи, выполняющие одни и те же действия (выгон скота, сбор урожая, шествие воинов и др.), изображались в одной и той же позе, на определенном, условном расстоянии друг от друга.

6. Была тесная связь, собственно, изображений и иероглифических надписей , составляющих единый художественный ансамбль , где иероглифам отводилась как эстетическая, так и информативно-разъяснительная роль.

Чтобы добиться принятой каноничности в пропорциях фигур , древнеегипетские художники стали применять своеобразный шаблон. Они использовали "сетку" - то есть разлиновывали поверхность для будущего рисунка квадратами, в которые затем, вписывали фигуру. Эта технология переноса эскиза на поверхность, где будет располагаться изображение, сохранилась до сегодняшнего дня.

Создание канонов, обусловленное сакральным (ритуально-магическим) значением древнеегипетского искусства, и закрепление их в художественной практике помогло египетскому искусству выработать свой особый, самобытный, легко узнаваемый стиль, неизменный на протяжении почти всех тысячелетий существования этого государства.

И лишь один раз, за всё время существования этой цивилизации, были поколеблены незыблемые основания египетской культуры, что сразу отразилось и в искусстве. Об этом я расскажу в следующей статье .

Об особенностях древнеегипетской культуры и искусства читайте в следующих моих статьях, посвящённых этой теме:

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь были выработаны основные принципы всего дальнейшего развития этих видов искусства.
Содержание изображений в рельефах и росписях было определено их назначением. Рельефы, покрывавшие стены заупокойных царских храмов и крытых проходов, подводивших к ним, включали сцены, прославлявшие царя в образе могучего владыки (битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты) и как сына бога (царь среди богов) , а также изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство. Рельефы в гробницах знати также состояли из сцен, прославлявших деятельность вельможи, и сцен, предназначенных для обеспечения ему посмертного благоденствия. Поэтому изображения владельца гробницы в таких рельефах делались портретными.
Рельефы и росписи гробниц являются ценнейшим источником для истории культуры Древнего Египта. В них есть изображение сельских работ и работы ремесленников, рыбной ловли и охоты в нильских зарослях и в пустыне. Перед нами проходят яркие картины социального неравенства — непосильной тяжести труда основной массы народа и обеспеченной, праздной жизни правящей верхушки. Избиение неплательщиков податей сменяется увеселениями знати, посев и жатва под палящим солнцем — плясками танцовщиц на пиру вельможи. В основе всех этих изображений лежит одно и то же стремление: возвеличить владельца гробницы, подчеркнуть его знатность и богатство, значение занимавшегося им при жизни положения и милостей, которыми он пользовался у фараона.
Это же стремление отразилось и в построении сцен, в соотношении фигур между собой и в подходе к их изображению. Главное место везде занимает фигура царя или вельможи: она намного превышает по размерам все другие и в противоположность разнообразным и находящимся в движении группам работающих людей совершенно спокойна и неподвижна. Сидят ли царь и вельможа, или идут, они все равно держат посох и жезл — символы своего высокого звания — и равно господствуют над всей сценой, не смешиваясь с действиями остальных ее участников, даже в тех случаях, когда такое положение совершенно невероятно, как, например, в какой-нибудь сцене охоты на гиппопотамов. Характерно различие в построении на плоскости фигур людей, занимающих разное социальное положение. Как правило, в основу изображения человеческой фигуры в рельефах и росписях Древнего царства прочно лег тот канон, сложение которого восходит к временам плиты Нармера. Отступления же от этих норм чаще всего встречаются в изображениях земледельцев, ремесленников и других рядовых простых людей.
В этих отступлениях от канона нашли свое отражение в искусстве те изменения в жизни и в мировоззрении, которые происходили в ходе развития культуры и роста знаний и технических открытий. Естественно, что художники многое уже и видели иначе и могли передать другими средствами; вставшие перед ними задачи создания новых, все более сложных композиций являлись действенным побуждением для роста их мастерства и преодоления неподвижных правил канона. Острая наблюдательность и стремление воспроизводить подлинную жизнь придают особую привлекательность подобным творениям египетских мастеров. Чувствуя себя менее скованными каноном при изображении труда народа и хорошо зная этот труд, они сумели показать жизнь народа и донести до нас его неиссякаемое художественное творчество, особенно в частых изображениях народных певцов, танцоров, музыкантов; они сохранили нам даже слова трудовых народных песен.
Однако некоторые отступления от канона не могли изменить общего условного характера стиля рельефов и росписей Древнего царства. Условность многих приемов поддерживалась также и сохранявшейся верой в магическую действенность изображенного: так, враги Египта неизменно показывались поверженными, а звери — пронзенными стрелами, так как не исчезала убежденность в том, что все изображенное обладает такой же степенью реальности, как. и действительная жизнь.

заняться нечем было, вот и писали всякую фигню, типа имя да чем занимался, да напутствия на дорожку на тот свет, а может знали, что мы это прочитаем вои и создавали капсулы времени.

Глупый в принципе вопрос, "писали" они обычно путь который должен пройти покойный в мире мёртвых, биографию, достижения.

Читайте также: