Забор в виде крепостной стены с башнями

Обновлено: 13.05.2024

При слове “замок” в нашем воображении возникает образ величественной крепости — визитной карточки жанра фэнтези. Едва ли найдется другое архитектурное сооружение, которое привлекало бы к себе столько внимания со стороны историков, знатоков военного дела, туристов, писателей и любителей “сказочной” фантастики.

Мы играем в компьютерные, настольные и ролевые игры, где нам приходится исследовать, строить или захватывать неприступные замки. Но знаем ли мы, что на самом деле представляют собой эти фортификации? Какие интересные истории связаны с ними? Что скрывают за собой каменные стены — свидетели целых эпох, грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства?

Удивительно, но факт — укрепленные жилища феодалов в разных частях света (Япония, Азия, Европа) строились по весьма схожим принципам и имели много общих конструктивных черт. Но в данной статье речь пойдет прежде всего о средневековых европейских феодальных крепостях, так как именно они послужили основой для создания массового художественного образа “средневекового замка” в целом.

Рождение крепости

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны — вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у соседа завелись деньги — их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь — то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то, что в один прекрасный день к ним в гости могут заявиться соседи, которых хлебом не корми — дай кого-нибудь зарезать.

Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки — разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.

Однако прогресс не стоял на месте — с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.

Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности. Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки, окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских (по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические замки появились в 12 веке.

К замку предъявлялись очень простые требования — он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции — то есть показывать мощь, богатство феодала.

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение — одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ — в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности — стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Дорога проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато, лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении — естественном или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда — глубокий ров, а перед ним — вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории.

Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка — поэтому глубина рва не имела решающего значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад — забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась внутри — лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота — наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные носы” — отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

Использование монолитно-ленточного фундамента и кирпичных столбов для ограждения на участке вариант для тех, кто стремится получить внушительный и презентабельный внешний вид забора вкупе с надежностью, долговечностью и капитальностью конструкции. Такое ограждение сделает из любого дома неприступную крепость.



Преимущества

Основными преимуществами монолитно-ленточного фундамента является способность выдерживать большие нагрузки, такой забор не повредит непогода или хулиган, долговечность конструкции, которая при использовании правильной технологии простоит десятилетия, и устойчивость к движению грунтовых вод и перепадам температур. Столбы из кирпича имеют наиболее респектабельный внешний вид, их можно подобрать в цвет дома или дополнить ими стилистическое решение участка. Наполнение пролетов забора может быть выполнено абсолютно из любого материала: ламели для забора жалюзи, дерева, металлического штакетника, ажурной ковки, профнастила и других на ваше усмотрение. За счет разнообразия наполнения, множества вариаций форм и высот ограждения открываются огромные возможности для создания уникального забора.

В обязательную комплектацию качественного забора на монолитно-ленточном фундаменте входят песчаная подушка от 200 мм, бетон марки М300, каркасы из арматуры диаметром 12 мм, ламинированная опалубка, кирпич лицевой, колпаки для кирпичных столбов, а также выбранное вами наполнение.



Этапы установки забора на монолитной ленте

Первым этапом установки забора на участке должна стать разбивка линии установки с помощью нивелира с учетом малейших перепадов высот и всех ваших пожеланий и требований. Это необходимо для того, чтобы забор был красивый с правильными геометрическими формами. Сначала определяются реперные точки, а уже после определяются объёмы работ.

После того как траншея вырыта, с помощью бензобура делаются отверстия под сваи глубиной 1,7 м. Именно такая глубина соответствует СниП по бетонным конструкциям и находится ниже промерзания земли в зимний период, что обеспечивает защиту столбов от деформации при морозном пучении грунта.

Далее идет укладка песчаной подушки, как уже говорилось ранее, высотой не менее 200 мм. Это существенно снижает нагрузку пучинистых грунтов на бетонный ростверк основания фундамента. В отверстия устанавливаются сваи, далее, поверх них, идет укрепление траншеи армированным каркасом с арматурой диаметром 12 мм. Обратите особое внимание на толщину арматуры - использование слишком тонкой может привести растрескиванию монолитной ленты и, как следствие, деформация всего ограждения.

Еще одним важным этапом является установка гидроизоляции, которая дополнительно помогает сохранить ленту фундамента от влияния грунтовых вод. Далее монтируется опалубка из ламинированной фанеры, которая позволяет сделать ростверк идеально гладким, что поможет создать красивый внешний вид. Следом идет заполнение траншеи и опалубки бетоном. Здесь важным аспектом станет марка бетона. Оптимальнее всего для такого вида работ подходит М300. Использование некачественного бетона может привести к появлению трещин и наверняка к быстрому и полному разрушению фундамента.

В процессе заливки бетона обязательно должен использоваться глубинный вибратор, который позволяет убрать воздух и уплотнить бетонную смесь, что делает основание забора максимально надежным и прочным. В любом строительстве важны нюансы, а особенно при закладке фундамента. Например, чтобы в жаркую погоду бетон не пересох, его необходимо поливать водой или накрывать полиэтиленом.

После затвердевания бетона, на которое обычно уходит 2-3 дня, и снятия опалубки, на бетонное основания выкладываются столбы из высококачественного кирпича и устанавливается наполнение забора. Обратите внимание на швы в кладке - они должны быть везде одинакового размера, идеальное расстояние - 1 см. Только при соблюдении правильной технологии на всех этапах производства фундамента и монтажа забора, вы получите конструкцию, которая может простоять и сто лет.



Заключение

Как можно заметить, ограждения на монолитно-ленточном фундаменте - это основательная постройка, которая достаточно сложна для возведения, имеет много этапов и важных деталей, требующих от рабочих большого опыта и профессиональных знаний. Именно поэтому, заключая договор, важно уточнять метод возведения забора, информацию об используемых материалах, гарантийные сроки, которые должны быть не менее 3 лет, а также квалификацию будущих установщиков.

Сколько раз вы видели стены Кремля? Очень много. А задавались ли вы вопросом, почему зубцы кремлевской стены имеют такую форму?

Можно ли как то проследить их историю и практическое применение?

Сейчас мы с вами попробуем …

Итальянский город Верона известен нам прежде всего благодаря пьесе В. Шекспира о Ромео и Джульетте. Но кроме балкона, где якобы произошло первое свидание влюбленных, здесь есть немало других достопримечательностей. Например, замок Кастельвеккио, построенный первыми наместниками города в середине 14-го века. Поднимаешься к замку по мосту и вдруг замечаешь что-то знакомое. Стена из красного кирпича, увенчанная зубцами в форме буквы М (или же, как говорят экскурсоводы, в виде ласточкиного хвоста). Ба, да не в московском ли Кремле мы? – Нет, не в Кремле, – заверяет нас экскурсовод.

Закладка первого камня в фундамент замка в Вероне, который именуется сейчас Кастельвеккио, состоялась в 1355 году. Об этом гласит старинная доска, сохранившаяся во внутреннем дворе замка, на которой высечены слова о том, что в указанный год строительство замка начато капитаном Франческо Бевилаква по велению подесты (наместника) Вероны Кангранде II делла Скала. В архитектуру этого оборонительного сооружения были включены остатки древнеримских строений и фрагменты старых крепостных стен, защищавших прежде берег реки Адидже. Новое строение назвали замком Сан Мартино из-за старой церкви Св. Мартина, которая располагалась неподалеку и, как показывают современные раскопки, соединялась с донжоном замка тайным проходом.

Одновременно с замком был сооружен Мост Скалигеров, династию которых как раз и представлял Кангранде делла Скала. Этот мост соединял замок с левобережной частью Вероны, которая на тот момент практически не была заселена. По мнению некоторых современных исследователей, данный мост владельцы замка могли использовать в качестве единственного спасения, если бы замок был осажден со стороны города. Вошедший в историю, как жестокий тиран, Кангранде II, очевидно, больше опасался внутренних врагов, чем нападения чужеземцев. Впрочем, опасения его были не беспочвенны, ведь жизнь его прервалась на 38 году от отравления ядом.

В 1387 году правитель Милана Галеаццо II Висконти изгнал последнего представителя Скалигеров из Вероны и спустя несколько лет миланцы решили выстроить новый замок на холме Сан Пьетро, а затем еще и крепость Сан Феличе. Именно тогда замок Сан Мартино, во избежание путаницы, стали называть Кастельвеккио – Старый замок.

Явное сходство между двумя старыми крепостями объясняется очень просто. Замок Кастельвеккио в 14-м веке, так же как и московский Кремль в конце 15-го века, возводили архитекторы из Милана. Отсюда и применяемый в обоих случаях красный кирпич стен, и необычная форма зубцов на них.

В начале XVI века в Кремле итальянскими мастерами (Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый) строятся новые храмы: собор Чудова монастыря (1501—1503), собор Вознесенского монастыря (1519), церковь Иоанна Лествичника (1505—1508), церковь Николы Гостунского, перестраивается храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504.

Одновременно с сооружением Великокняжеского дворца и обновлением кремлёвских храмов шло строительство новых Кремлёвских стен и башен. Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирались, а на их месте возводились новые из обожжёного кирпича. Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 га, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника

Но на самом деле образцом для московского Кремля является не веронский замок Кастельвеккио, а построенная в середине 15-го века в Милане крепость Сфорца. Там сходство не только в цвете стен и в форме зубцов, но даже в форме башен.

Замок Сфорца (ит. Castello Sforzesco) — один из самых знаменитых замков Италии расположен в самом сердце Милана и, будучи неразрывно связан, символизирует собой всю многовековую историю города. Много раз замок перестраивался, много раз приходилось ему держать оборону не только от внешних врагов, но и от самих горожан, но благодаря итальянским архитекторам и реставраторам он и сегодня может привести в восторг любого посетителя.

Если еще глубже окунуться в историю, то можно вспомнить, что в первой половине XIV в. верхние части крепостных стен снабжались «забралами»,. чаще именуемыми в источниках «заборолами». В 1333 г. «с заборолами» были сделаны стены новгородского Юрьева монастыря . Существовали заборолы и на стенах бе­локаменного кремля Москвы эпохи Дмитрия Донского; рассказывая о его осаде в 1382 г. Тохтамышем, летописи о них упоминают несколько раз: «и отвещеваху им из города со заборол», «татарове же оступиша и поехаша около всего города обзирающе и разсмотряюще приступов и рвов и врат и забрал и стрельниць», «и мнози стоящи на градньтх забралах», «овии стрелами стреляхут со заборол» и т. д.

Что представляли собой заборола, источники не разъясняют. П. А. Раппопорт, анализируя летописные сведения о заборолах русских деревянных крепостей XI — XIII вв., пришел к выводу, что таким термином на Руси обозначались либо боевые площадки стен с ограждавшими их защитными брустверами, либо сами брустверы, либо просто стены. Однако заборола не могли быть стенами. Поскольку в 1382 г. на заборолах Московского кремля эпохи Дмитрия Донского защитники стояли и с них же они стреляли, мы можем сделать вывод, что терминами «забрала» и «забо­рола» в первой половине XIV в. на Руси обозначались только боевые площадки стен с каким-то защитным заграждением, служившим для прикрытия воинов. Вывод этот будет более убедительным, если учесть, что в 1386 г., когда «на поле под Мстиславлем» между войсками смоленского князя Святослава Ивановича и литовцами шел бой, горожане также «стояху, зряще, на забралах градских»

Относя сведения о настенных заборолах Москвы только к поэтическому языку «Задонщины», а не к реальным стенам кремля, Н. Н. Воронин считает, что их верх скорее всего был зубчатым. Между тем о существовании заборол на московских стенах 1366-1367 гг. в летописях говорится не только под 1382 г., но и под 1460 г. При этом в последнем случае отмечается, что буря, пронесшаяся над Москвой, мно­гие церкви «поколеба» и «храмы… многи в граде., ободра и връхи смета, а градные забрала размета и разнесе». На основе этого можно заключить, что заборола были деревянными и что они имели вид каких-то относительно легких щитов, а не тяжелых бревенчатых брустверов. Впрочем, верх московских стен мог быть тогда и зубчатым, а заборола могли быть лишь щитами, закрывавшими промежутки между ними.

Считается, что в ряде случаев заборола могли нависать над стенами, представ­ляя собой нечто вроде обламов, хорошо известных в деревянной крепостной архитек­туре Руси XVI-XVII вв. 89) Однако о нависании заборол над стенами в источниках ни прямых, ни косвенных указаний нет. Вряд ли такого рода заборола и существо­вали, так как навесной бой — явление позднее как в деревянных, так и в каменных крепостях. Он существует в памятниках русского военного зодчества, относящихся не ранее чем к концу XV в. Следовательно, говорить о существовании заборол, на­висавших над стенами крепостей более раннего времени, чем конец XV в., не при­ходится.

Участок стены 1330 г. в Изборске показывает, что боевой ход крепостных стен первой половины XIV в. был прикрыт с внешней стороны глухим парапетом высо­той около 90 см. Боевых отверстий в парапете, очевидно, не было. Парапет же боевого хода стен более поздней крепости в Острове был, видимо, с бойницами.

Позднее ограждение боевого хода стен русских крепостей изменилось. Говорить о характере этих изменений в связи с надстройками первой половины XV в., после­дующими изменениями и просто сильным разрушением верхних частей крепостных стен довольно трудно. Однако стены Порховской крепости 1387 г., сохранившиеся хотя и с большими утратами своих верхов, но все же в первоначальном виде, пара­пета уже не имеют. Здесь вместо парапета существовало ограждение в виде глухих, видимо ровных вверху, широких зубцов с промежутками между ними. Сейчас от них на стенах местами сохранились только нижние, сильно обломанные части тол­щиной около 70 см. Такого же типа зубцы существовали и на крепостных стенах Пскова; в настоящее время они частично восстановлены по сохранившимся следам, описям и чертежам XVIII в.

В конце XV в., когда в Москве при участии итальянских зодчих строился новый кремль, характер зубцов крепостных стен изменился. Они стали делаться более узкими, с двумя полукружиями наверху и седловиной между ними, в результате чего приобрели форму, напоминающую ласточкин хвост. Позднее такие зубцы стали неотъемлемой принадлежностью почти всех русских крепостей. Они имеются на стенах кремлей Новгорода (стр. 215), Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Ивангорода и Зарайска. Однако если в Москве, Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле и Коломне зубцы стен имели архитектурную обработку в виде напуска кирпич­ной кладки над полукружиями, а иногда и членящий валик под их седловинами, который четко выявлял «головки» зубцов, придавая им особое значение, то в Иван-городе зубцы были абсолютно ровными, без выделяющего головку валика и без на­пуска кладки над полукружиями , что объясняется, по-видимому, харак­тером строительного материала.

Впрочем, общий характер всех этих зубцов был, по существу, один и тот же. Четкая «гребенка» зубцов в виде ласточкина хвоста зрительно облегчала верхние части крепостных стен оборонительных сооружений и свидетельствовала о их непо­средственной связи друг с другом. Больше того, отделенные друг от друга неболь­шими промежутками, зубцы в виде ласточкина хвоста, свободно сочетаясь с широким шагом арок крепостных стен, как бы дополняли и поддерживали их четкий ритм. Расчлененная изнутри арками и завершенная двурогими зубцами, стена имела плавный переход от тяжелого низа к легкому верху. Наряду с этим дву­рогие зубцы, венчавшие стены крепостей и «регулярного» и полигонального типов, как бы говорили о их боевом единстве. Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их четкая форма образно говорила о неразрывной связи различных укрепленных пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплоченности русских земель.

Существует мнение, что в обороне «городов» зубцы в виде ласточкина хвоста имели практическое значение: их седловины служили якобы опорой для ручного огнестрельного оружия. Между тем выше указывалось, что седловины зубцов стен Зарайского кремля имеют полукруглое заполнение, а оно служить опорой для ору­жия никак не могло. Кроме того, от уровня боевого хода стен седловины двурогих зубцов подняты везде довольно высоко. В Тульском кремле, например, они находятся на высоте 2,5 м. Это характерно и для других оборонительных сооружений, зубцы которых имеют рогатое завершение. Следовательно, на зубцы оружие не опиралось; чтобы сделать это, защитники «городов» должны были бы устраивать для себя на крепостных стенах какие-то довольно высокие помосты, чего, конечно, никогда не было, так как они были бы неудобны и мешали бы свободному движению по сте­нам. Стрельба со стен велась, как правило, либо через бойницы зубцов, либо через лромежки между зубцами. Промежки имеют везде низкие стенки, прикрывавшие защитников, стрелявших с колена. В Туле такие стенки сделаны в виде кирпичного заполнения высотой около 70 см. По толщине они разные: в одних местах стенки имеют толщину, равную ширине зубцов, и выложены с ними заподлицо, а в других — несколько тоньше и заглублены по отношению к их тыльным сторонам на 17 см. Благодаря этому зубцы стен Тульского кремля как бы объединены в группы, хорошо выявляющиеся и сейчас. Практического значения такое объединение, видимо, не имело.

А давайте я вам расскажу еще про интересные крепости: посмотрите например, почему Париж: город, созданный для обороны, а вот Аккерманская крепость. Вот такая есть неприступная крепость Вильярехо-де-Сальванес (Villarejo de Salvanes) и устрашающий Кастильо де Кока. Не менее удивительный Кастель-дель-Монте (Castel del Monte) и знаменитейший Крак де Шевалье (Krak des Chevaliers)


В Смоленске продолжается реконструкция парковой зоны от памятника Федору Коню и в сквере А.С.Пушкина. В числе работ, инициированных УЖКХ города Смоленска – установка подсветки Смоленской крепостной стены. И если в темное время суток иллюминация действительно преобразила крепость, то к тому, как световое оборудование смотрится днем – возникли вопросы. По мнению горожан и экспертов, новинка явно не вписывается в исторический облик парка.

Для монтажа светильников проектировщики использовали световые опоры на выносных консолях. Такие обычно используются для монтажа светильников на обочинах и скосах автомобильных магистралей. Мало того, что прясло крепостной стены в районе Копытенской башни находится в ветхом состоянии, теперь его «облагородили» световыми опорами «а-ля трасса Москва-Минск».

Стоит отметить, что реконструкция общественной территории ведется в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда». Общая стоимость работ – 27,7 млн рублей. Работы ведет подрядчик ООО «Монолитстрой-3». Этот же подрядчик, к слову, ведет работы по реконструкции «Парка Пионеров». В целом работы идут динамично, и территория вокруг памятника Пушкину уже приобретает законченный вид. Но вот монтаж освещения Смоленской крепостной стены вызывает вопросы. Кроме того, в запустении находится пруд и каскадный фонтан, к которому так до сих пор никто не притронулся.


Между тем, как следует из дизайн-проекта, разработанного объединением «Среда по четвергам» и размещенного на сайте городской администрации, каскадный фонтан также подлежит реконструкции. За комментарием мы обратились к дизайнеру Павлу Бобовникову.

«Действительно, мы эти дизайн-проекты делали, отдали в УЖКХ [начальник Анатолий Глебов], и они начали сами их перекраивать. Мы должны были делать проектно-сметную документацию, но в итоге он [Глебов] сам начал этим заниматься, и весь проект претерпел серьезные изменения. И эта подсветка, и смотровая площадка. Теперь мы имеем то, что мы имеем. Электротехнический проект по освещению сквера рассчитывали ООО «Эко-Свет-Запад Смоленск». Стояла задача сделать подстветку крепостной стены. Когда мы проект делали, они [УЖКХ] принесли визуализацию, там были опоры высотой 1,2 метра, и на них должны были располагаться прожектора. Метр двадцать – чтобы их не засыпало снегом зимой и можно было снег убирать. Потом этим уже занимался непосредственно УЖКХ и Глебов. [Результат] — это трэш. Выставили забор перед стеной. Ночью подсвечена она здорово, но днем это смотрится ужасно», — рассказывает Павел Бобовников.

Мы связались с ООО «Эко-Свет-Запад Смоленск» чтобы выяснить, чем руководствовался субподрядчик, устанавливая такое освещение. Официальный комментарий нам давать отказались, предложив обращаться за разъяснениями к заказчику. Но прежде чем делать выводы, нам рекомендовали разобраться, почему было выбрано такое решение, и есть ли ему альтернативы.


Подсветка крепости в Великом Новгороде

В качестве примера мы привели Великий Новгород, где подсветка крепости ведется светильниками, расположенными на противоположном берегу рва. В результате архитектурный облик крепости остался нетронутым. «У нас противоположная сторона рва позволяет устанавливать такие светильники? Пройдитесь, посмотрите. Крепость высотой шесть метров не получится подсветить светильниками по метр двадцать. Была комиссия, был заказчик. Но за официальными комментариями обращайтесь к заказчику и к подрядчику», — пояснили в организации.

Кстати, работа с подсветкой – не единственная самодеятельность смоленского УЖКХ. Обновленный сквер, скорее всего, не получит предусмотренную эскизом архитектурную форму в виде кольца. Планировалось, что на объекте будет размещена информация обо всех башнях Смоленской крепостной стены, что оценили бы туристы. Пока вопрос установки артобъекта перенесен на неопределенный срок, а огромное пространство останется закатанным в брусчатку и никак не используется.


Площадку с фотозоной напротив крепостной стены планировалось сделать квадратной и с большим выносом, чтобы туристы могли делать фото с видом на каскадный фонтан. Площадку в итоге сделали круглой, меньше полутора метров шириной, в ином стилистическом решении. Что касается каскадного фонтана, то его реконструкцию планируется делать из областного резервного фонда.


Но даже если фонтан и реконструируют, прилегающая к крепости территория все равно будет иметь неряшливый внешний вид. Дело в том, что пешеходная дорожка вдоль крепостной стены — это территория, имеющая охранный статус. В настоящее время проект реставрации стены и прилегающей к ней территории реализует Минкульт.

Крепостные стены Константинополя, наверно, самый интересный византийский объект в Стамбуле, после храма Св.Софии. Но, почему-то, туристы уделяют ему мало внимания.
Стены опоясывали город с суши и моря. Строились они в разное время и по разным технологиям. Лучше всего сохранились так называемые "стены Феодосия" - сухопутная фортификация, прикрывающая Константинополь с запада. О них и пойдет речь в данном посте.
Удобней всего начинать осмотр Феодосиевых стен с юга, от турецкой крепости Едикуле, куда можно легко доехать из туристических кварталов на электричке с вокзала Сиркеджи. Остановка так и называется - Едикуле. Правда, часть стен находится еще южнее турецкой крепости и доходит непосредственно до моря.


Строительство Феодосиевых крепостных стен началось в 408 г. и велось в несколько этапов, их вроде завершили к 413 г., но после серьезного землетрясения в 447 г. отстраивали заново.
Стены Феодосия впоследствии часто перестраивались и реконструировались, поэтому то, что мы видим сейчас - это результат тысячелетней эксплуатации.
Самая южная башня Мермеркуле (Мраморная башня) была построена в начале 15 века, на месте более древних укреплений. Эта башня действительно имеет мраморную нижнюю часть.



Фортификация Феодосия состояла из двух стен - внутренней, высотой 20 метров и толщиной в 5 метров, и внешней - толщиной менее 2 метров и высотой 8 м. Перед внешней стеной был вырыт ров шириной 20 метров и глубиной 10 метров, по внутреннему краю рва шла еще невысокая передовая стена - 2 метра высотой.
Южный участок стены, от моря до Золотых ворот и крепости Едикуле.



Стены Феодосия имели 10 ворот, они делились на военные и гражданские. В повседневное время пользовались только гражданскими воротами, хотя со временем функции ворот перепутались. Одни ворота закладывались, другие прорубались, поэтому даже по поводу названий ворот Константинополя существует много мнений.
Но, знаменитые Золотые ворота известны всем, они были созданы для триумфов императоров Византии. Золотые ворота Константинополя послужили прототипом для всех подобных "золотых" сооружений на Руси.
Вид на Золотые ворота с юга.


Золотые ворота - это два огромных куба, сложенных из мраморных плит, которые подогнаны друг к другу так тщательно, что даже нельзя просунуть в стыки лезвие бритвы. Перед воротами находится триумфальная арка ( на снимке ее видно сбоку). Раньше на верхней площадке Золотых ворот стояла бронзовая статуя императора Феодосия, который правил колесницей, запряженной слонами.
К сожалению, сейчас попасть непосредственно к башням ворот с внешней стороны нельзя, так как территория огорожена решетками и даже охраняется собаками (они стерегут крестьянские огороды, находящиеся у крепостных стен).
Вид сверху. Здесь можно оценить высоту главной арки ворот - во времена Феодосия она была открыта полностью.


На фото ниже, вид Золотых ворота со стороны мусульманского кладбища, находящегося напротив. Кстати, только здесь можно ощутить всю мощь стен Феодосия, так как здесь сохранился участок крепостного рва, в других местах он засыпан. Из-за этого передовая стена выглядит, как простой забор, который еле-еле выступает из земли. Раньше, когда ров существовал, ее высота казалась не меньше внутренней, если смотреть снизу.
На фото видна триумфальная арка, обстроенная впоследствии дополнительными стенами.


Золотые ворота сегодня находятся внутри турецкой крепости Едикуле или Семибашенного замка. Она построена на месте почти такой же византийской, которая имела название Каструм Ротондум. От византийской крепости в Едикуле еле-еле сохранилась только воротная башня, и то в сильно перестроенном виде.
На фото она слева.

В Семибашенном замке, в османские времена, находилась страшная тюрьма, здесь сидели многие европейские дипломаты, в том числе и русские.





С высоты башен Едикуле открывается прекрасный вид на Мраморное море.


Внутренний двор Семибашенного замка. Здесь можно оценить величину турецких ядер, которыми обстреливали стены Феодосия в 1453 году. Многие из них имеют почти метр в диаметре, этот кошмар, крепостные стены города, вместе с его защитниками, выдерживали почти два месяца. Самая большая турецкая пушка "Базилика", созданная венгерским мастером Урбаном, была как раз величиной с минарет, что на снимке, он остался здесь от разрушенной мечети.

Золотые ворота - вид из крепости Едикуле. Когда-то, через центральную заложенную арку проходили торжественные триумфальные шествия византийских императоров.



Лестница внутри Золотых ворот.


Вид на Мраморное море - во всей красе.

Продолжим наше изучение стен Феодосия и двинемся на север. Здесь стены пребывают в сильно руинированном состоянии, но тем не менее, большую часть маршрута я попытался пройти поверху.




Отсюда начинается реставрированный участок.


Между стенами все также - крестьянские огороды

Я бы не рекомендовал лазить по стенам, как вот эти, молодые люди, на нижнем фото. Дело в том, что здешние камни очень не стабильны и легко выдергиваются из тысячелетнего раствора. Правда, в одном месте, мне тоже пришлось лезть таким образом из-за нежелания делать большой крюк вокруг.


Стоит учитывать и высоту стен, ведь ограждений нигде нет, если упадешь, зацепившись за какой-нибудь куст наверху, то костей уж точно не соберешь))


На стенах древнего Константинополя бывает много людей, это лучшее место, чтоб закончить свой рабочий день за бутылочкой пива. К сожалению, не все местные жители столь радушны и открыты, как эти, видимо турецкие водители такси.


На стенах любят бывать местные наркоманы и прочие "темные" личности. Здесь много укромных уголков, где вся земля усыпана шприцами и битыми бутылками. Порой подымаешься на очередную башню, а там стоят пять мужиков, причем каждый, как бы не замечает другого, и не разговаривает, все как бы пялятся вдаль и ждут "когда принесут". Интересно, что среди них практически нет молодежи - все мужики лет за 40. Мне местные торчки никак не докучали, порой кажется, что эти люди просто часть пейзажа. Иногда полиция проводит здесь рейды, я видел, как двоих повязали и спустили со стены.


Белградские ворота или Вторые военные. Этот участок полностью отреставрирован, правда, как всегда, качество реставрации оставляет желать лучшего.



Жалко, что засыпали ров, иначе крепостные стены имели бы действительно грандиозный вид.




Ворота Пиги или Силиврийские, мост перед воротами был сделан уже в турецкое время.



Ворота Пиги, вид изнутри. Поток машин, идущих через ворота, почти беспрерывный. Внутри каждых проездных ворот дежурят какие-то" регуляторы" дорожного движения со свистками, по внешнему виду они похожи на бомжей. Они постоянно яростно свистят и размахивают руками, наверно этим как-то помогая транспорту и пешеходам. Здесь такого регулировщика тоже можно заметить, это старик на костылях.


Если пройти немного левее Силиврийских ворот, то между стенами можно заметить вот такой древний "сарай". В настоящее время, это жилище местных бомжей, но сейчас их там нет, наверно все ушли на охоту, поэтому отодвинем металлическое заграждение и войдем внутрь.


На самом деле, это гипогей - византийская гробница 4 века. Раньше ее стены покрывали фрески, но из-за постоянной копоти от костров, которыми себя грели местные обитатели, они все погибли.


Зато остались три византийских саркофага с очень интересными рельефными изображениями. Можно заметить (на предыдущем фото), что один центральный саркофаг - зеленый от водорослей, въевшихся в камень, а по бокам, они какие-то серые. Судя по всему, турецкие реставраторы применили здесь оригинальный метод спасения древних памятников. Они выломали передние стенки боковых саркофагов и заменили их копиями. А сами оригиналы поместили в археологический музей. Центральный саркофаг трогать не стали, так как таких саркофагов по всей Турции "как грязи" валяется.




При этом копии они сделали не особо качественные. Все же оригиналы поизящнее намного, но для бомжей, думаю, и так сойдет.
Вот стенка саркофага из склепа.


Та же стенка только уже из музея. Видно, что когда-то саркофаг был ярко раскрашен.


И еще одна плита из склепа у Силиврийских ворот - Авраам приносит в жертву своего сына.



Следующие ворота - Ресийские. Они все испещрены различными надписями.


На блоке, поддерживающем центральную балку, с левой стороны, надпись 447 года:
"По приказу Феодосия за неполных два месяца Константин поставил эти крепкие стены. Так быстро столь мощную крепость не возвела бы и Паллада"
На центральной балке с крестом написано:
"Передовая башня Феодосиевой стены обновлена при Юстине и Софии, наших благочестивейших владык, Нарсесом, благороднейшим спафарием и сакелларием, и Стефаном, надсматривавшим за работами, оба они являются рабами благочестивейших владык".
Фото ворот кликабельно, я специально оставил исходник.

Следующий участок крепостных стен постепенно опускается с холма в долину речки Ликос (сейчас ее уже нет) Именно здесь происходил главный штурм город в 1453 году.



Ворота Св.Романа, видно, что они отстроены почти заново в 20 веке. Перед этими воротами размещалась самая большая турецкая пушка "Базилика" во время штурма 1453 года, поэтому у всего здешнего участка стен не было никаких шансов остаться невредимым.


Внутренняя часть ворот Св.Романа. Именно на этом месте, сразу за воротами, погиб 29 мая 1453 г. последний византийский император Константин XI Палеолог.



Руины Пятых военных ворот, они еще имеет название Ворота Атаки, есть мнение, что решающий штурм произошел здесь. По внешнему виду очень похоже. Начиная с ворот Св.Романа, до этого участка, внешняя стена почти полностью отсутствует.





Харисийские ворота или Адрианопольские. На стене висит мраморная плита, гласящая, что именно через эти ворота в 1453 году въехал в город Мехмед II Завоеватель.


Харисийские ворота - вид изнутри.

Вид на участок стены между воротами Св.Романа и Харисийскими, это было место решающего штурма города.
На холме стоит прекрасное творение Синана - мечеть Михримах, а перед ним построены веселые новые оранжевые домики, это не что иное, как самый страшный и ужасный, цыганский квартал Стамбула Сулукуле, или то, что от него осталось. Так как все цыганские бараки снесли. но сами цыгане, судя по всему, никуда не делись..


Мечеть Михримах (1562-1565 гг) Построена дочерью султана Сулеймана и Роксоланы. У мечети только один минарет, по легенде, хотели поставить два минарета, но Михримах, похоронив мужа, приказала оставить только один.


Вид на завершение стены Феодосия. Позади линии укреплений уже виднеется здание дворца Багрянородного - Текфур сарай, дальше идут стены Мануила Комнина, построенные в 12 веке, но о них рассказ в следующий раз.

Читайте также: