Взнос на капитальный ремонт подвала

Обновлено: 18.05.2024

Обязанность по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла у собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (далее – МКД), расположенных на территории города Москвы, с 01 июля 2015 года (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и часть 3.1 статьи 75 Закона города Москвы от 27 января 2010 № 2 «Основы жилищной политики города Москвы»).

В соответствии со статьей 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД собственники помещений несут соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, которая, согласно части 1 статьи 37 ЖК РФ, пропорциональна размеру общей площади помещения, находящегося в собственности.

Сумма взноса на капитальный ремонт определяется как произведение размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом города Москвы (19,52 руб./м2) или соответствующим решением общего собрания собственников, на общую площадь помещения, принадлежащего собственнику.

Все права и обязанности регионального оператора и собственников помещений в МКД, связанные с реализацией региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД на территории города Москвы, изложены в разделе IX ЖК РФ.

В связи с этим дополнительное регулирование прав и обязанностей участников правоотношений по организации проведения капитального ремонта путем заключения между региональным оператором и собственниками помещений в МКД договоров для оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД не требуется.

В соответствии со статьей 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.

В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму проведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н, расходы признаются в бухгалтерском учете в соответствии с требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота.

В силу изложенного, документом, подтверждающим затраты собственника на оплату взносов на капитальный ремонт, является соответствующий платежный документ и наличие иных документов не требуется.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 162 НК РФ в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость не включаются денежные средства, полученные специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, и созданы в соответствии с ЖК РФ, на формирование фонда капитального ремонта общего имущества в МКД.

Таким образом, денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт, поступающие на счет регионального оператора, объектом обложения налогом на добавленную стоимость не является, в связи с чем счет-фактура и акт выполненных работ при выставлении требований на уплату взносов не оформляются.

Начисления взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД и формирование платежных документов осуществляет ГБУ МФЦ районов города Москвы на основании договора об организации расчетов собственников помещений по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД города Москвы, заключенного между ГБУ МФЦ города Москвы, ФКР Москвы и Банк ВТБ (ПАО).

В соответствии с договором денежные средства в уплату взносов на капитальный ремонт поступают на счет по сбору платежей за жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги района, перечисляются Банк ВТБ (ПАО) на счет регионального оператора, и направляются последним на формирование фонда капитального ремонта МКД.

В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 182 ЖК РФ платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД представляются региональным оператором по адресу нахождения помещения в жилом доме, за капитальный ремонт общего имущества которого вносится взнос.

Указанные платежные документы собственники нежилых помещений также могут получать в ФКР Москвы по адресу: г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д.1, корп.2.

Собственник машино-места судился со "стояночным" ТСН по вопросу содержания общего имущества. Собственник полагал, что взносы на капремонт, коммунальные платежи и прочие элементы платы нужно считать исходя из площади, собственно, самого машино-места (Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. № 3461-О).

ТСН, которого поддержал орган ГЖН, напротив, исчислял платежи исходя из доли собственника в праве на общее имущество ТСН – то есть на проезды, развороты и прочие части парковки, без которых пользоваться машино-местом будет нельзя, а содержать их все-таки надо.

Собственник настаивал, что, поскольку паркинг со спорным машино-местом находится в подвальном помещении МКД, то все эти "дорогие" развороты, проезды и прочие пространства являются общим имуществом собственников помещений МКД. С такими расчетами площадь, на которую начислялись бы платежи, значительно уменьшилась бы для владельцев машино-мест, но, правда, подросла бы для владельцев квартир "наверху".

Суд, однако, был на стороне ТСН, потому что:

  • покупая машино-место, истец купил именно долю в праве общей долевой собственности на нежилые помещения, расположенные в подземном паркинге в МКД;
  • на общем собрании собственников паркинга принято решение о выделе в натуре машино-мест из своих долей согласно договорам купли-продажи по существующей разметке в соответствии с проектом паркинга. Площадь паркинга, оставшуюся после выдела машино-мест, решили передать в общедолевую собственность всего МКД;
  • однако на момент суда еще не все собственники выделили свое машино-место в натуре, следовательно, право общей долевой собственности на помещение паркинга не прекратилось,
  • а значит, собственник несет бремя содержания такого имущества в объеме, существовавшем до выдела машино-места, согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую ГК РФ".

Именно эта норма и стала предметом жалобы собственника в Конституционный Суд РФ. Однако КС РФ не принял ее к рассмотрению, поскольку оспариваемое положение направлено на обеспечение сохранности имущества, равенства прав долевых собственников как парковки, так и собственников отдельных машино-мест, отвечает интересам собственников и пользователей данного имущества и само по себе не может расцениваться как нарушающее указанные в жалобе конституционные права заявителя.

В жилищном законодательстве существует собирательное название обязательных платежей для собственников – плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Из-за такого названия у собственников нежилых помещений в МКД часто появляется убеждение, что они не обязаны платить такие платежи, в частности за капитальный ремонт, поскольку у них в собственности нежилое помещение. Но это не так – в случае неуплаты они рискуют стать должниками. Разберемся в нюансах этого обязательного платежа, как за нежилое помещение, так и за машиноместо.

Обязаны ли платить взносы за капитальный ремонт собственники нежилых помещений в МКД?

Напомним, плата за жилое помещение является реализацией собственниками как жилых помещений, так и нежилых бремени по несению расходов на содержание общего имущества (ст. 39 Жилищного кодекса). Более того, относительно оплаты взнос на капитальный ремонт существует ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, которая прямо предусматривает, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД распространяется на всех собственников помещений.

Законность и соответствие норм жилищного законодательства об оплате взносов на капитальный ремонт для собственников нежилых помещений была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 г. № 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы". При этом, Суд рассмотрел нормы в целом, не разграничивая собственников жилых и нежилых помещений.

В другом деле, КС РФ, рассматривая законность норм ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, закрепляющей общую обязанность собственников помещений в МКД участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, отметил, что данная норма не может рассматриваться как не согласующаяся с конституционными предписаниями и возложение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (Постановление КС РФ от 29 января 2018 г. № 5-П). В итоге Суд сделал вывод собственники нежилых помещений с точки зрения обязательств по оплате за помещение несут такие же обязательства, как и собственники жилых помещений, в том числе обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт.

Они должны делать это с 30 июля 2017 года?

Действительно, ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ была введена в кодекс с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 257-ФЗ. Но данный факт не означает, что обязанность оплачивать взносы возникла с указанной даты, поскольку данная норма распространяется на правоотношения с 1 января 2013 года. Такое положение было закреплено в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 257-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Это исключение согласуется с ч. 4 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, предусматривающее распространение актов жилищного законодательства на отношения, возникшие до даты введения в действие такого акта, предусмотрев такое правило указанным актом.

Могут ли собственники нежилых помещений в МКД потребовать платежный документ на оплату на предстоящий календарный год?

По общему правилу, взносы на капитальный ремонт уплачиваются ежемесячно на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч. 1-2 ст. 171, ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

Собственникам нежилых помещений предоставлено вправе потребовать представить в их адрес платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год. При этом, собственник в таком случае, может оплатить такой платежный документ как единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, так и ежемесячно равными долями в течение календарного года (ч. 3 ст. 171 Жилищного кодекса РФ). При представлении платежного документа на год следует учитывать, что в пределах года тариф может быть разным. Как правило, до начала текущего года, субъекты РФ уже публикуют нормативный правовой акт, устанавливающий тариф на год и его изменение в течение года. Вопросы сроков публикации таких нормативных актов регулируются региональным законодательством. Например, в Ставропольском крае минимальный размер взноса устанавливается Правительством Ставропольского края ежегодно, но не позднее 1 октября года, предшествующего очередному году. Такой порядок определен ст. 2 Закона Ставропольского края от 28 июня 2013 года №57-кз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края"

Если собственник нежилого помещения – юридическое лицо, то платежные документы должны представляться по адресу юридического лица.

Жилищным законодательством не урегулирован вопрос места представления платежных документов, а представление платежек в почтовый ящик представляет собой не иначе как правовой обычай согласно ст. 5 Гражданского кодекса.

На случай платежных документов за капитальный ремонт предусмотрено – если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, то платежный документ доставляется по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Собственники машино-мест тоже должны оплачивать капитальный ремонт?

Жилищный кодекс не выделяет отдельного регулирования прав и обязанностей собственников машино-мест, поэтому при рассмотрении данного вопроса следует учитывать совокупность нормативно-правовых норм.

Машино-место отнесено к недвижимому имуществу в виде части здания или сооружения, границы частей которых описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 3 ч. 1 ст. 130 ГК РФ).

В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) содержится указание, что к нежилым помещениям в указанных Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Следует отметить общее, что в любом случае – машино-место является неотъемлемой частью здания и сооружения, то есть входит в его состав, поэтому, если машино-место находится в МКД, то наравне со всеми собственниками, собственник такого помещения обязан будет оплачивать взносы за капитальный ремонт.

Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата взносов на капитальный ремонт собственниками нежилых помещений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Оплата взносов на капитальный ремонт собственниками нежилых помещений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 171 "Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт" ЖК РФ "Из положений части 4 и 5 статьи 170, частей 1 - 3 статьи 171, части 3.1 статьи 175 ЖК РФ следует, что взносы на капитальный ремонт собственники жилых и нежилых помещений уплачивают на основании платежных документов, представленных региональным оператором или владельцем специального счета, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 169 "Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" ЖК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право") Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, ответчик является собственником нежилых помещений в МКД. Взносы на капитальный ремонт им не уплачивались. МКД включен в региональную программу проведения капитального ремонта. Требования истца были удовлетворены.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оплата взносов на капитальный ремонт собственниками нежилых помещений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Общее имущество в многоквартирном доме: как правильно подготовиться к проведению капитального ремонта"
(выпуск 4)
(Фролова О.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2020) Для выставления счетов на уплату взносов на капремонт собственникам нежилых помещений и муниципалитету пришлось принимать на общем собрании собственников помещений дополнительное решение о выборе уполномоченного лица, которое будет иметь право на выставление таких счетов. Таким лицом был избран председатель совета дома как собственник квартиры в этом доме, он же ранее был избран уполномоченным лицом по решению вопросов по капремонту.

Нормативные акты: Оплата взносов на капитальный ремонт собственниками нежилых помещений

ЖК РФ Статья 166. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 166 ЖК РФ

1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 434-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

4. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

Читайте также: