Волонтеры отмыли витраж над дверью на среднем проспекте васильевского острова

Обновлено: 15.05.2024

Краеведы объединения «Гэнгъ», ставшие лауреатами премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» и «Петербург будущего»-2020, отмыли витраж над входной дверью в парадную дома 1909 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Снаружи он был закрашен четырьмя слоями краски, изнутри — двумя. Работали не только днем, но и по ночам.


«Закончили отмывать витраж над дверью в дом 1909 года. Четыре слоя краски только снаружи, два внутри — с ними пришлось бороться по ночам, чтобы не мешать жителям выходить и входить.И наконец-то все! Потому что работать на высоте еще и под снегом — это уже слишком. Посмотрите на предпоследнее в карусели видео. Не знаю, что может показать результат 30-35 часов работы нагляднее», — поделилась участница объединения Ксения Сидорина, опубликовав пост в Instagram о проделанной работе.

«На высоте в 5 метров с лишнем, балансируя на лестнице, ощутил помывочный дзен. Медитативно соскребал краску, драил до блеска, аккуратно вычищал швы. Когда переплеты заблестели темной латунью, а центральный цветок перестал быть мутным и засверкал изумрудом – словил почти синдром Стендаля. Для финального фото немножко считерил, попросил подсветить снаружи фонариком. Но, поверьте, там и без блогерских фокусов красота получилась несказанная», — рассказал краевед ячейки «Гэнгъ» Алексей Шишкин.


Команда «Гэнгъ» – о причинах «краеведческого бума», мытье парадных и следующем фестивале «Крайкон»

Напомним, петербургские краеведы объединились в проект «Гэнгъ» и, как настоящие супергерои, приводят в порядок архитектурные детали в парадных домов старого фонда. Чище уже стали майоликовые панно на Камской улице, уникальная печь немецкого завода Мэйсен на 10-Советской улице, настенная плитка в доходном доме Бернштейна, несколько уникальных майоликовых панно в доходном доме Смоленского кладбища на 17-й линии Васильевского острова, а также парадная с деревянными панелями на 2-Советской.

«Гэнгъ» совместно с волонтерами «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили проект «Пора парадных», в рамках которого за 2019 год провели более десятка акций по очистке уникальных архитектурных деталей в парадных Петербурга.

Под чутким руководством специалиста по восстановлению деревянных исторических конструкций краевед закрепили деревянные панели в доме Бернштейна. Участники объединения «Гэнгъ» выкупили из комиссионки витражи начала 20 века — их 10 лет считали пропавшими. Очистили витражи и печь в парадной доходного дома Степнова на 9-й Советской улице, 11, построенного в 1906 году. Провели работы по очистке финской печи начала 20 века в парадной дома на улице Жуковского.

«Гэнгъ» и День Тома Сойера вместе с петербуржцами очистили детскую площадку «Морское дно» на Среднеохтинском проспекте — и сейчас они проведут масштабную реставрацию. Кроме того, краеведы законсервировали витражи «по рисункам Врубеля» дачи Прибыткова в Гатчинском районе — витражи уже отправили на реставрацию. Глазурованную плитку в парадной дома Кончиелова, которую ранее отмыли от краски краеведы объединения «Гэнгъ», теперь охраняет КГИОП.

Краеведы также очистили печь в стиле модерн в парадной доходного дома Греховой, а вместе с петербуржцами провели акцию по очистке настенной плитки в парадной доходного дома Любищевой. Посмотрите, как она теперь выглядит! Одной из последних акций стала консервация могилы Курта Зигеля на Смоленском кладбище. В зияющую дыру в памятнике годами сбрасывали различные отходы.

Год существования краеведческой ячейки «Гэнгъ» отметили помывкой именно этой печи в парадной доходного дома 1906 года на улице Ленина, 45 в Петроградском районе. Модель «павлиний глаз», созданная на заводе керамики «Або», оказалась самой сложной — средства на завершение работ пожертвовал дизайнер Артемий Лебедев.

Этим летом краеведы очистили плитку в парадной дома на улице Ленина. На работы ушло три дня, керамика сложного сине-черного цвета поддавалась тяжело — из-за зеркальной глазури недочеты были особенно заметны. Посмотрите на итоги акции — и то, как изменилась парадная.

Сейчас краеведы объединения «Гэнгъ» занимаются реставрацией детской мозаичной площадки «Морское дно» на Среднеохтинском проспекте. Ранее вместе с петербуржцами и активистами Дня Тома Сойера они очистили ее от мха и плесени, чтобы подготовить к работам, запланированным на весну — однако реставрацию пришлось перенести на осень из-за пандемии.


ул. Херсонская, 10

Феномен петербургских витражей – как он возник?

На рубеже XIX и ХХ века в Петербурге за несколько десятилетий было создано огромное число витражей для жилых и общественных зданий, их количество не в десятки, а в сотни раз превосходило все, что было создано в столице на протяжении предшествующего XIX столетия. Причина этого – успехи в промышленном стеклоделии, строительный бум и ставший модным стиль модерн, в котором витражи были неотъемлемой частью убранства интерьера. Эти три обстоятельства стали причиной стремительного взлета этого вида искусства и создания сотен витражных окон, остатки которых до сих пор сохраняются в исторических зданиях города.

Так в Петербурге появился самый большой по количеству и по разнообразию корпус витражей в России — на наш город приходится более половины всех произведений витражного искусства страны. К 1917 году в Петербурге существовало около 20 витражных мастерских. Много это или мало? Для сравнения: в 2015 году их было около 50.


Сколько в Петербурге старинных витражей?

Ответ на этот вопрос имеет как минимум две привязки ко времени: сколько было создано и сколько сохранилось к 2020 году. В конце XIX – начале ХХ века в Петербурге был строительный бум. В это время в центре города возводилось огромное число доходных домов – это многоквартирные здания, где в аренду сдавались не только квартиры, но и комнаты и даже углы. Лестницы в этих домах были важной коммуникационной зоной, которая соединяла жильцов с местами общественного пользования: дровником и ледником во дворе, прачечной в подвале, сушильней на чердаке. Парадная лестница была визитной карточкой дома, владельцы стремились украсить ее всеми доступными способами. Лифты с узорными решетками, фонари у подножия лестницы, камины с цветными изразцами, полы из метлахской плитки, штукатурные и лепные узоры на стенах, витражи в окнах, медная и латунная фурнитура, деревянные двери с резьбой и декоративным остеклением. Все это говорило не только об удобстве и комфорте жилья, но и создавало индивидуальность среды обитания людей. Ни один дом не был похож на другой за счет оригинального планировочного решения и отделки фасадов и интерьеров.


Витражи в то время были на пике популярности, во многих доходных домах лестничные пространства украшались витражами с цветочными, геометрическими узорами из различных видов стекол, иногда с росписью, или, в домах попроще – декоративным и цветным стеклом, вставленным прямо в оконные рамы. Такое решение добавляло цвет в интерьер, скрывало при необходимости вид за окном, разнообразило среду, повышало градус настроения и удовольствия для жильцов и их гостей.

Сколько было витражей на 1917 год в Петербурге – неизвестно. Первые попытки произвести их учет были предприняты в 1990-е энтузиастами-краеведами Евгением Ивановым и Константином Севастьяновым при участии Александра Филипова. По опубликованным данным можно говорить, что от 300 до 600 зданий в городе в конце ХХ века имели витражи. Витражных окон было больше в разы, потому что в доходных домах разноцветные стекла украшали окна на каждом этаже парадной.


За прошедшие 30 лет ситуация снова изменилась, и не в лучшую сторону. Стало больше утрат. Чтобы ответить на вопрос, сколько витражей сохранилось в Петербурге сегодня, в 2020 году, надо произвести тотальный учет, обследовать каждую парадную в исторической застройке, пройти по всем этажам. Этим занимается проект «Витражи Петербурга: инвентаризация». Это общественная инициатива, в которой принимают участие добровольцы. Они планомерно обходят город, дом за домом, парадная за парадной, этаж за этажом, и по определенному алгоритму составляют описание исторического остекления окон и дверей и фотографируют их. Созданная база публикуется на сайте «Витражи в России», Citywalls, ведутся переговоры о размещении ее на сайте КГИОП. В настоящий момент исследован только один район города – Василеостровский – и можно с точностью сказать, сколько витражей сохранилось в этой части Петербурга. Это – 41 адрес с историческим остеклением, более 160 объектов с декоративным остеклением. Это не только окна с разноцветными витражами, но и двери с фацетными и фактурными стеклами, световые потолки над лестницами и межлестничные перегородки с витражами. По результатам исследования Васильевского острова будет напечатана книга, она распространяется только по предзаказам.

Как только завершится режим самоизоляции, инвентаризация витражей города продолжится в Петроградском районе. Там сохранность витражей выше, чем в Василеостровском, а значит их число будет больше.


пр. Римского-Корсакова, 1

Возможно ли подсчитать утраты?

К сожалению, подсчет утрат в масштабах всего города невозможен. Нет опорных данных за прошедшие годы, с которыми можно было бы сравнить сегодняшнее состояние. Инвентаризация витражей 2019-2020 года должна предоставить первую исчерпывающую базу данных по всем петербургским витражам. Но по некоторым объектам есть информация о том, что было в 1990-е, и как стало сейчас. Только точечно, по конкретным адресам, можно проследить, как менялась ситуация на протяжении многих лет. В 90% случаев она меняется не в лучшую сторону. Утраты происходят каждый год.


В каком состоянии находятся витражи сегодня?

Самое распространенное состояние сохранности для исторического витража на 2020 год – это заполнение цветными стеклами верхней, неоткрывающейся части окна, так называемой «глухой фрамуги». Сегодня трудно поверить, что на момент создания витражное полотно заполняло всю площадь окон: и верхнюю фрамугу, и боковые створки, и центральную часть. Витражные мастерские ставили подпись на своих изделиях, обычно в нижней части окна, возле рамы. Подписи сохранились в единичных случаях, так как именно эта часть окна, легкодоступная для человеческих рук, страдает в первую очередь.

Во многих случаях витражное остекление сохраняется в одной-двух ячейках оконной рамы. И по такому крошечном фрагменту сегодня совершенно невозможно составить представление о красоте всей композиции. Те окна, которым посчастливилось уцелеть полностью (они обычно находятся в бывших особняках, занимаемых различными учреждениями), свидетельствуют, что витражи начала ХХ века – настоящие произведения искусства. Сегодня увидеть целое витражное окно в исторической застройке – большая редкость.

Так, по результатам учета витражей на Васильевском острове, целых окон зафиксировано всего два: одно в церкви на Смоленском кладбище, второе – в особняке П.Я. Бекеля, занимаемым научным институтом.


Камская, 24. Смоленское кладбище

Но даже фрамуга с витражным стеклом – это все еще украшение парадной. Надо сказать, что в большинстве случаев на Васильевском острове фрагменты витражей находятся в удовлетворительном состоянии: стекла в большинстве своем целые и чистые, нет висящих без опоры осколков, иногда они прикрыты защитным стеклом.


Возможно ли восстановить утраченное?

В том случае, когда иконография несохранившихся витражей известна: по архивным фотографиям, редким публикациям в периодике рубежа XIX-ХХ века. Большая часть исторического художественного остекления создана в классической технике свинцово-паечного витража, иногда с росписью или травлением. Современные художники могут с большой точностью повторить исторический витраж, подобрать необходимую палитру стекла. Вопрос упирается обычно в желание собственников жилья и финансирование. Забота о витражах – дело дорогостоящее. Именно поэтому жители или управляющие компании часто предпочитают избавиться от старых витражей, заменить их надежным и удобным в эксплуатации пластиковым стеклопакетом.


ул. Введенская, 19

Как охраняются витражи?

Витражи как часть декоративно-художественной отделки интерьеров домов могут охраняться разными законами в зависимости от охранного статуса здания, где они находятся.

Если дом с витражами является объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия, то на него распространяется Федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Поэтому за повреждение витража может грозить штраф до 3 млн рублей или лишение свободы на срок до трех лет.

Отсутствие в предметах охраны информации о витражах, находящихся в доме-памятнике, не означает, что их можно демонтировать или заменить на стеклопакеты.

В том случае, если дом не имеет охранного статуса, а является историческим зданием (т.е. зданием до 1917 года постройки), то он находится под охраной местного закона №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга». Различными режимами этого закона предусмотрено сохранение внешнего облика исторических зданий, в том числе заполнений оконных и дверных проемов.

Законодательная основа для сохранения витражей существует, но не всегда законы соблюдаются. Управляющие компании и ТСЖ часто нарушают их, самовольно демонтируя старые витражи и заменяя их на стеклопакеты.


Как сохранить то, что осталось?

Что делать, если вы видите аварийный витраж или знаете, что в доме, где вы живете, готовится замена витражей на пластиковые рамы? Или кто-то увозит элемент декора в неизвестном направлении?

  • Связаться с управляющей компаний, ТСЖ и собственниками здания – рассказать им о происходящем, выяснить, по чьей инициативе происходит демонтаж старых витражей. Передать им памятку «Витражи и закон», предупредить об уголовной ответственности.
  • Сделать фотографии, описать ситуацию своими словами.
  • Сообщить в КГИОП через форму на едином портале обращений.
  • Написать заявление в местное отделение полиции.
  • Донести информацию до общественных организаций и сообществ, занимающихся вопросами охраны исторического наследия. Это можно сделать через форму «Сообщить об угрозе памятнику» на сайте петербургского отделения ВООПИиК или в его социальных сетях, в сообществах в соцсетях своего района.
  • Снять видео и разослать его СМИ, блогерам, градозащитникам.


2-я линия ВО, дом 23

Есть ли положительные примеры в борьбе за витражи?

Самый яркий пример – сообщество жильцов Дома Бака (Кирочная, 24), которые от задачи сохранения деталей своего дома пришли к значимому социально-культурному проекту, создав открытую информационную площадку, где можно обсуждать и решать серьезные общегородские проблемы. В доме Бака, кроме всего прочего, нашли возможность отреставрировать и воссоздать исторические витражи, которые фрагментарно сохранились во многих лестничных окнах. Привлекли спонсоров, студентов, провели историческую экспертизу. Это огромная работа, которая не под силу одному человеку. Реализовать такой проект можно только в сообществе единомышленников.

Другой пример реставрации витража в одном окне и воссоздания еще в двух – на Васильевском острове в доме по адресу 3-я линия, 52 К.1. Здесь еще в 1990-е при реконструкции здания под административно-жилой комплекс «Альба» фрагментарно сохранившийся витраж был отреставрирован и по аналогии с ним созданы витражи для двух других окон.

Иногда сами жители предпринимают попытки спасения и даже доморощенной реставрации витражей. В доме на Мытнинской, 11 витражи были сохранены по инициативе жильца. Когда окна меняли на стеклопакеты, он попросил не выбрасывать верхние фрамуги с витражами, а после вместе с женой подлатал их, дорисовав не сохранившиеся фрагменты. Теперь они установлены перед стеклопакетами.


Еще одна инициатива – когда в феврале 2020 года аварийный витраж по адресу Малодетскосельский пр., 25 / Батайский пер., 12, был внесен в список предметов охраны после того, как КГИОП был оповещен о его бедственном состоянии. Это, конечно, не гарантирует, что он будет отреставрирован, но, возможно, защитит от выноса на помойку.

Активисты и градозащитники пробуют разные способы взаимодействия с жильцами, управляющими компаниями и властями для сохранения витражей. Перелом в общественном сознании в понимании ценности элементов материальной среды прошлого уже произошел, но еще не стал массовым. Чтобы этот процесс происходил быстрее, необходимо создавать внутридомовые инициативные группы, оповещать жильцов о том, что происходит в домах, где они живут, рассказывать об истории места, вести работу по популяризации знаний об историческом наследии. «Соседский чат» в одном из мессенджеров или сообщество жильцов конкретного дома в соцсетях – это те инструменты, которые помогают людям услышать друг друга и начать взаимодействие.


Вероника Демидова

☹

Любовь, скажите спасибо, что хоть так витраж оставили и не додумались его снять

Михаил Сигаев


Михаил Сигаев ответил Веронике


Вероника Демидова ответила Михаилу

Михаил Сигаев


Михаил Сигаев ответил Веронике


Вероника Демидова ответила Михаилу

Зачем Англичанам устраивать революцию в России, когда дореволюционная Россия была союзником Великобритании?))) не понимаю вашей логики

Михаил Сигаев


Михаил Сигаев ответил Веронике


Вероника Демидова ответила Михаилу

это все? Вы знаете, я слышала так много версий о том, кто устроил у нас революцию - это и американцы, и немцы, и инопланетяне, только вот это все в научном мире уже давным давно опровергнуто, и даже если не изучать это, можно пораскинуть немного мозгами и понять, что идеология СССР противоречит остальному миру (капиталистическому) и всем было бы гораздо выгоднее оставить загнивающую дореволюционную Россиюшку (которую мы потеряли) как есть)
а всякие Англичане, КСТАТИ ГОВОРЯ, во время гражданской войны, о которой вы говорите, помогали белым воевать с красными. Так откуда вы взяли информацию о том, что Англичане устроили революцию? что за бред?

Михаил Сигаев


Михаил Сигаев ответил Веронике

Начните с русско-японской и событий 1905 года,там очень много интересного.Кстати очень рекомендую посмотреть видео про восстание моряков на флоте .


Вероника Демидова ответила Михаилу

а от себя писать не можете? вы серьезно думаете, что я со своим багажом знаний, основанном на изучении данной темы на протяжении пары лет, сяду тратить полтора часа своей жизни на фильм, который мне посоветовал ноунейм из интернета, который пишет мне сомнительные факты и не аргументирует их?) вы очень наивны))

Михаил Сигаев


Михаил Сигаев ответил Веронике

😊

Ваш багаж знаний к сожалению закрыт от всего нового.Учитесь уходить от догм которые вбивали в школе и смотреть на мир своим взглядом анализируя информацию самостоятельно.


Вероника Демидова ответила Михаилу

ахахахаххахахахаххахахаааа
еще раз: с вашей стороны ни одного аргумента (тем более адекватного) в защиту вашей позиции не прозвучало. вы советуете мне анализировать информацию самостоятельно, чего сами не умеете - будьте с такими советами осторожнее, ставите себя в неудобное положение. также советую быть аккуратнее с необоснованными выводами об источниках знаний оппонентов, с которыми имеете дело. еще могу посоветовать развивать критическое мышление - судя по той ерунде, в которую вы ВЕРИТЕ. я не случайно говорю ВЕРИТЕ, потому что возвращаемся к тому, что вы не предоставили ни единого аргумента (повторюсь, тем более адекватного) в защиту своей позиции, да и пользуетесь вы сомнительными источниками, судя по видео, которое вы отправили. Кто человек в видео? нигде даже не написано, кто он, как его зовут, кем является. вырядился в какой-то нелепый костюм, стоит кружка пива) большой авторитет, хахаха

Михаил Сигаев


Михаил Сигаев ответил Веронике

😉

Я вижу по общению,что любой мой аргумент будет Вами непринят.На одно мое предложение Вы напишите 5 своих.Тогда зачем вести дискуссию? ) Я знаю что прав.
А Вам это лишь предстоит узнать. Всего Вам хорошего,счастья и радости в жизни


Вероника Демидова ответила Михаилу

Я адекватно восприму адекватные аргументы, обоснованные логически и подтвержденные авторитетными источниками)


Вероника Демидова ответила Михаилу


Вероника Демидова ответила Михаилу

Михаил Сигаев


Михаил Сигаев ответил Веронике

Я рад, что смог поднять Вам настроение)
Но не люблю вести споры в интернете и кому то что-то доказывать,это пустая трата времени.
Правда все равно проявится.

Краеведы Санкт-Петербурга отмыли витраж дома 1909 года. Под краской было чудо, но людям страшно за его будущее

Краеведы объединения «Гэнгъ» из Санкт-Петербурга отмыли витраж над дверью парадной на Среднем проспекте Васильевского острова и обнаружили изумрудные цветы. Но вместо радости за преображение Северной столицы люди испытали страх за будущее такой красоты. И на это есть одна, но веская по всем пунктам причина.

Фотографии результата работы появились 23 ноября в инстаграм-аккаунте участницы объединения краеведов «Гэнгъ» Ксении Сидориной. По словам активистки, витраж над дверью доходного дома 1909 года постройки на Среднем проспекте был закрашен четырьмя слоями краски снаружи и двумя изнутри.

(без названия)

Для того чтобы придать витражу первоначальный вид, краеведы трудились днём и ночью на протяжении нескольких месяцев. Работа проводилась на высоте около пяти метров в течение 30-35 часов. Ксения отметила, что активисты старались не мешать жителям дома, которые практически никак не реагировали на реставрационные работы.

(без названия)

Участник «Гэнгъ» Алексей Шишкин добавил – работа оказалась монотонной и трудоёмкой. Но после того как «переплёты заблестели тёмной латунью, а центральный цветок перестал быть мутным и засверкал изумрудом», волонтёры буквально словили синдром Стендаля (учащённое сердцебиение и галлюцинации, — прим. Medialeaks).

(без названия)

Подобные реставрационные работы проводил блогер из Киева, который отмывал советскую мозаику, посвящённую освоению космоса. Но после финальных кадров люди не только хейтили коммунальщиков, но и переживали за будущее неравнодушного к искусству активиста.

В ситуации с реконструкцией входа в парадную на Васильевском острове пользователи социальных сетей испытали подобные чувства. Но на этот раз петербуржцы остерегались вандалов, которых, по их мнению, будет соблазнять чистый витраж.

Дон-Мерзавец

Очень скоро все начнут дружно возмущаться ублюдками, которые кинули камень в этот витраж и разбили его. Засекайте время.

Жители Северной столицы вспомнили примеры варварского отношения к историческим ценностям, которые подтверждают умыслы недоброжелателей.

Italo Brutalo

Пару лет назад похожий витраж кто-то спёр на Некрасова и продавал на «Авито».

Комментаторы с грустью представили восстановленный центр Санкт-Петербурга и «дома Достоевского» в их первоначальном виде. Люди хвалили краеведов и мечтали о городе начала XX века без произвола «современных» сотрудников служб ЖКХ.

fatall_error

Эх, если бы Питер весь отмыть, не было бы города краше.

Другим поводом для обсуждений стал урок толерантности для пятиклассников в одной из московских школ. Учителя объясняли детям смысл Международного Дня терпимости и важности уважения к людям. Но россияне увидели в просвещении пропаганду нетрадиционной ориентации, а в задании к пройденному материалу – символику ЛГБТ.

К критике вандалов и инициативы преподавателей добавилось обсуждение главы Чечни Рамзана Кадырова, который настоятельно рекомендовал заменить рисунки персонажей Marvel на стенах детского центра на национальных героев. И, несмотря на то, что инвестор был против, вместо артов Тора и Капитана Америки появились исламские проповедники и участники Кавказской войны.

Команда волонтеров вот уже три года, тратя свои деньги и время, безвозмездно для властей и петербуржцев восстанавливает исторический облик города: отмывает печи, двери и парадные. Благодаря их усилиям из-под слоев краски и грязи возрождаются старинные витражи, уникальная плитка и печи с изразцами и лепниной.

«МК в Питере» поговорил с участницей команды «Гэнгъ» и узнал, почему для молодежи важно спасение и возрождение архитектурных свидетелей истории

Печь Ваулина восстанавливали больше недели. Фото предоставлены Краеведческой ячейкой «Гэнгъ»

ВОЗРОЖДАЯ КРАСОТУ

В конце июля во дворе дома 16–18 по Дмитровскому переулку во время ремонта покрытия была обнаружена историческая булыжная мостовая. Градозащитники три дня расчищали двор, надеясь, что власти решат сохранить уникальное покрытие. Мнения жильцов же разделились: одни считали, что активисты занимались бесполезной работой, другие — что сохранение исторических деталей Петербурга необходимо.

«Смысл не в том, чтобы приспособить историческую мостовую для современного использования, а в том, чтобы хотя бы законсервировать ее. Главная задача состоит в сохранении истории. Вместо того чтобы снимать верхний слой асфальта и класть плитку, можно сохранить историческую мостовую под ним. Так основание из булыги останется на пару десятков лет вперед. К­огда-нибудь наши дети, внуки смогут точно так же обнаружить его и приспособить для нормального использования. На Марата, 46, сейчас точно такая же ситуация», — рассказали в соцсети «ВКонтакте» представители движения «Центральный район за комфортную среду обитания».

Уже известно, что в Дмитровском переулке сверху мостовой будут укладывать асфальт. Судьба булыжного мощения на улице Марата, 46, будет решаться в понедельник на совещании.

«НА КУЛЬТУРУ ГОТОВЫ ОТДАВАТЬ ПОСЛЕДНЕЕ»

В Санкт-­Петербурге немало людей, которые своими силами, без поддержки властей и профильных комитетов, возвращают городу его исторический облик, снимают многолетние слои краски с печей, плиток, витражей. Одно из таких движений — краеведческая команда волонтеров «Гэнгъ». Ее координатор Ксения Сидорина рассказала, почему для них так важна борьба за культурное наследие.

— Ксения, в чем заключается ваша работа?

— Мы находим и отмываем архитектурные детали в городе. Например, старые двери, витражи очищаем от краски. Мы восстанавливаем детали интерьеров и экстерьеров, которые по ­каким-то причинам находились в забвении под слоями краски. В 2019 году мы помыли первую печь, с тех пор началась наша деятельность как команды краеведов.

— Скольким историческим объектам Петербурга вы уже вернули первозданный вид?

— Сначала мы работали в формате «одна акция в месяц», сейчас у нас пять объектов идут одновременно. Еще ни разу не считала точное количество, за три года их было немало. Например, мы восстанавливали печь производства Ваулина по эскизам Врубеля на Клинском проспекте, 17, витраж на Среднем проспекте. Сейчас на 18‑й линии В. О., 9, воссоздаем плиточный фриз, который нашли.


— Сколько времени в среднем уходит на реставрацию?

— Есть очень разные по объему работы. Например, витраж мы отмывали около месяца. По моему опыту, на один объект уходит от трех дней до месяца.

— На закупку расходных материалов вы скидываетесь командой или у вас есть спонсоры?

— Нам финансово помогает Артемий Лебедев, потому что ему нравится, что мы делаем. Плюс уже два года у нас есть поддержка от сотрудницы «Газпром нефти». Ей выделяют 150 тысяч в год. Донаты с людей мы принципиально не собираем, потому что люди готовы отдавать на культуру последнее, а это не совсем правильно, как мне кажется.

ДОЛГО, ДОРОГО, НО НУЖНО

— Как жильцы домов реагируют на вашу работу?

— Они почти всегда недовольны в процессе, но после — обычно довольны.

— Почему наследие не восстанавливают власти? Это их работа — следить за сохранностью культурного наследия.

— Это дорого и долго, очень много бумажной и бюрократической волокиты. Например, есть склеп, куда немец приводил Данилу в фильме «Брат». Он стоит уже 138 лет, его даже признали памятником культурного наследия. Но для реставрации нужна смета, проект, экспертиза и исполнитель с лицензией. Все это не делают бесплатно, понадобилось бы примерно 640 тысяч руб­лей. Реставрация в России появится только тогда, когда ее цена будет сопоставима с доходом человека.

— Некоторые люди в комментариях относятся к вашей деятельности, мягко говоря, с недоверием. Считают, что вы занимаетесь бесполезным делом, что все равно все потом вновь закрасят и заштукатурят. Объекты, на которых вы работали, закрашивают?

— За три года не было ни разу!

— Считаете ли вы, что сохранять исторические детали в городе может каждый?

— Да, если брать значение термина «исторические детали» так широко, как оно того стоит. Старинную плитку на полу в парадной помыть может каждый, снять слои краски с перил лестницы дома — уже чуть сложнее, но тоже реально. Разбить садик у парадной — супер. Я точно знаю, что есть люди, которые нами вдохновляются. А еще в Харькове и Калининграде уже были такие же акции, как у нас.

— Ксения, на ваш взгляд, почему важно сохранять исторические детали города?

— Я верю, что разнообразие деталей помогает держать мозг в тонусе. Ты идешь по городу, видишь разное, твой мозг обрабатывает информацию из реального мира. Мы сейчас много времени проводим в сети, якоря в реальности не помешают.


Под коричневой краской скрыт старинный витраж. Фото предоставлены Краеведческой ячейкой «Гэнгъ»

КСТАТИ

ОБЪЕКТЫ, УЖЕ СПАСЕННЫЕ АКТИВИСТАМИ ОТ ЗАБВЕНИЯ

За три года работы волонтеры петербургского движения «Гэнгъ» почистили, отмыли и восстановили немало. Вот лишь часть возвращенных городу объектов.

Парадная с лебедями и лотосами. Уникальная по своей кропотливости и масштабам работа была проведена волонтерами во входной зоне дома № 9 по 18‑й линии Васильевского острова. Начав отмывать и очищать парадную с интересной лепниной и напольной метлахской плиткой от жирного слоя краски, побелки и непонятной смолы, активисты совершенно случайно обнаружили редкий французский плиточный фриз с лебедями и лотосами. Увидев, что головы у птиц разные, волонтеры пришли к выводу, что настенная плитка расписывалась вручную — такого ребята еще не видели. Все элементы входной зоны бережно восстановили, а так как часть плитки с лотосами была утеряна, ее восстановили с помощью специалистов.

Печь Ваулина. Особенность объекта, расположенного во входной зоне дома на Клинском переулке, — панно по мотивам росписей Врубеля. На восстановление этого объекта ушло более недели работы и около 15 тысяч руб­лей.

Печь с медведицей. Слоев краски на старинной печи, обнаруженной в доме 2А на улице Чапаева, было столько, что рельеф разглядели не сразу. Когда же с главного изразца смыли краску, под ней обнаружилась берлога с медведицей. Увы, медвежат, которые должны были дополнять картину, сбили, судя по всему, перед первым закрашиванием печки. Над восстановлением этого объекта трудились более 30 человек. В ход пошли гипс (им закрывали сколы, тонируя под керамику), строительные фены, щелочь, смывка и уксус.


Под слоями краски на печи скрывалась медведица. Фото предоставлены Краеведческой ячейкой «Гэнгъ»

Детская площадка «Морское дно» (Среднеохтинский проспект, 43). Один из самых длительных проектов по восстановлению объекта с мозаичной плиткой.

Печь в 115‑летнем доходном доме Иванова (улица Ленина, 45). Чтобы добраться до рельефа «павлиний глаз» и затем восстановить его, волонтерам пришлось смывать 11 слоев краски!

Витраж над входной дверью в парадную дома на Среднем проспекте В. О. Активистам пришлось бережно смывать шесть слоев коричневой краски (четыре снаружи, два изнутри), чтобы явить миру витражные цветы.

Читайте также: