Вологодские наличники на окна в деревянном доме

Обновлено: 28.04.2024

На первый взгляд кажется, что набор воспоминаний будет у всех вполне одинаковый. Хотя на поверку выясняется, что каждый вспомнит что-то своё, особенное. У кого-то в памяти остался деревенский дом, обшитый зелёными досками, а у кого-то — высокий серо-седой сибирский сруб затейливо украшенный резным фризом. Кто-то опишет тихую улицу небольшого городка и непримечатедьный деревянный домик “в три окошка”, а кто-то – редкие по красоте деревянные дома и густую рельефную резьбу от завалинки до причелин. Кому-то может быть довелось еще самому вешать наличники (может даже самодельные) на окна; а кому-то напротив — снимать…

Для одних – деревянные наличники, это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из “В гостях у сказки”. Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе… Даже для тех, кто сами деревянные дома именует не иначе как “деревяшки” — даже для них оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира. Даже для них резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Они едва ли не единственный, настолько тепло принимаемый всеми, элемент традиционной, народной архитектуры.

Наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций и культурного наследия.

Мы до сих пор очень немного знаем о них. Каждый школьник отличит Гжель от Хохломы или Жостово. Кое-кто еще припомнит Палех и Мезенскую роспись. Но кто знает чем отличаются наличники на окнах Томска, от их собратьев из Иванова? Или в чем отличе ставенных наличников Самары тех, что украшают окна деревянных домов Красноярска? Или хотя бы – почему в Энгельсе, Балашове и Омске есть ставни, а в Муроме, Чебоксарах и Томске – нет?

Почему столько неясностей?

Во-первых – дерево недолговечный строительный материал.
Несмотря на то, что при раскопках Новгорода находили фрагменты строений украшенные ажурной резьбой – причелины, балясины, наличники и другие детали – относящиеся к XI веку, самые старые, дошедшие до наших дней деревянные дома строились в середине XIX века – то есть им около 160 лет. О том, что было за этим горизонтом можно судить лишь по картинам, гравюрам и косвенным данным, так как тогда еще науки о русском народном зодчестве не существовало.

Во-вторых – официальная наука долгое время игнорировала пропильную резьбу.
В конце XIX века, когда пропильная резьба достигла своего расцвета, в научных кругах вся эта “Ропетовщина” (по фамилии архитектора И.П.Ропета фактически сформировавшего в архитектуре так называемый псевдорусский стиль) считалась “бесхарактерно шаблонной, пошлой и упаднической”. В научные труды ее не включали, не изучали и не описывали. Спохватились гораздо позже (первые научные работы относятся к 30-м годам XX века), когда огромный пласт культуры уже начал исчезать.

Небольшая подборка из элементов резьбы

На какие вопросы ответить удастся?
Во-первых нужно узнать — на какой территории наличники распространены сейчас?
А во-вторых — как развивался, как видозменялся оконный наличник в разных городах, от своего зарождения и до наших дней?

Может быть однозначно ответить на эти вопросы и не удастся, но одно ясно:
если не начать собирать фотографии, собирать информацию о наличниках сейчас, то через десять лет шансов получить ответы на все эти вопросы останется гораздо меньше. Просто потому, что самих деревянных домов, расписных ставень и и окошек с резными наличниками — становится меньше год от года.

Однако на этом грустном моменте не хотелось бы заканчивать вводную статью.

На этом сайте вас ждут в огромном количестве красивые резные (и не очень) окна, окошки и окошечки, а также несметное число наличников. Красота здесь невероятная, так что датчик красоты бывает зашкаливает и у видавших виды дизайнеров! И тогда начинает казаться, что везде и всюду наличники одинаково замечательны. Однако это не так. Поэтому лучше смотреть не сразу, а по чуть-чуть, привыкая. И возвращаться снова и снова…
Тем более, что обновления на этом сайте появляются каждый день.

Итак, добро пожаловать в мир, где всё о резных наличниках и только о них. Здесь вы возможно встретите окна своей мечты, скорее всего найдете ответы на вопрос – чем они отличаются в разных городах, и уж наверняка сможете увидеть тысячи фотографий резных, объемных, ставенных, цветных, деревянных и иногда пластиковых, новых и старинных, красивых и великолепных — таких разных деревянных оконных наличников.

Подписывайтесь на наше сообщество в Фейсбуке, Вконтакте, Твиттере и Инстаграме и получайте уведомления о новых фотографиях и событиях мира наличников!

Оконные наличники легендарной Вологды!

Долгожданная Вологда.

Рассказ о Вологодских наличниках будет не совсем обычным. Потому что этот рассказ — прежде всего о тех людях, благодаря кому мы сейчас видим эти наличники здесь!

Осенью 2012-го года, когда за спиной Виртуального Музея были всего лишь какие-то 66 городов, и пара публикаций в СМИ, появилось лишь три компании, которые поверили в наличники и поддержали проект.
Одной из них стало креативное агентство Экспомания, которая и стала фактическим спонсором поездки в Вологду!

Старожилы помнят краудфандинг 2013-го года: там была такая акция для компаний: можно было стать спонсором поездки в любой город (в пределах Центрального Федерального Округа).

И благодаря Экспомании — этим городом стала легендарная, воспетая Песнярами Вологда.

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

1.
Когда я пишу или говорю «компания», то часто представляю себе что-то большое солидное, хотя это конечно в первую очередь люди, причем очень хорошие люди: хотя я конечно необъективен — ведь именно эти люди подарили мне возможность поделиться с вами наличниками Вологды.

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

2.
Но посудите сами — агентство Экспомания занимается в наше веселое время, ни много ни мало, продвижением образовательных и культурных программ.

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

3.
В частности именно они придумали нашумевший в прошлом году проект «Музейный инспектор» — где дети ходят по музеям и тщательно протоколируют все плюсы и минусы музея (на их взгляд), а потом делятся впечатлениями по сети — с другими детьми и их родителями.
Я общался с одним из инспекторов, ему было лет десять. Так у них там целая детско-музейная социальная сеть, честное слово!

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

4.
Они же придумывали выставку «Азбука механики Леонардо», позволяющую пощупать руками творения Да Винчи, которая проходила в Экспериментаниуме.
Туда к сожалению попасть не довелось, но легко представить детский восторг от многих его машин!

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

5.
Вообще рассказывать о ком-то, кто тебе помог в очень важный для тебя момент, дело непростое. Всё время кажется, что слова начинают отдавать какой-то фальшью.
А этого бы совсем не хотелось.

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

6.
Когда я читал информацию об Экспомании первый раз, у меня создавалось впечатление, что это какие-то неземные ребята: двигают откуда-то берущиеся «социокультурные проекты», с использованием «мультимедийных компонентов». Еще и (на тот момент еле стоящий на ногах) Виртуальный Музей Наличников поддерживают.
Так не бывает.

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

7.
Мы списались, и оказалось — нет, бывает :)

Опять же — я конечно необъективен, но мне очень импонирует фраза Ирины Кузнецовой (основателя «Экспомании»), что «музей — это не только место для хранения экспонатов, но и образовательный центр, площадка для экспериментов и дискуссий, да и вообще эпицентр современной культурной жизни…»

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

8.
Хочется верить, что наш Виртуальный Музей Резных Наличников будет существовать в соответствии с идеями «Экспомании», и пыль веков нас пока не ждет.
По крайней мере глядя на предыдущий наличник, я думаю, что ему (и нам) очень повезло — ведь в реальную экспозицию его вряд ли бы взяли!

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

9.
Между делом за рассказом о полноправном спонсоре показа Вологодских наличников, мы добрались до десятого наличника. И к этому моменту вы возможно уже заметили наиболее характерные черты, выделяющие наличники Вологды среди других.

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

10.
Конечно было бы самонадеянно сейчас (когда наличники сфотографированы не более чем в 20% Российских городов) говорить, что подобных больше нигде нет. Но по крайней мере от наличников соседней Ярославской области, Вологодские отличаются очень существенно. Во-первых они гораздо более массивны, солидны.
А во-вторых — многие из них имеют такие характерные расширения по сторонам наличника сверху и снизу.

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

11.
Хотя это конечно не везде так.

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

13.
Встречаются и удивительные наличники. Этот наличник совсем новый, он и обрамляет окна совершенно нового (даже еще не достроенного весной 2013-го года) дома.
Но сделан с большим вкусом.
Могу ошибаться, но по-моему, формой своего полукруглого навершия, этот наличник отсылает нас к традициям Ярославской области.
И только ушки сверху и снизу, с головой выдают в нём Вологду.

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

15.
Здесь я оставлю вас наслаждаться наличниками города в котором резные палисады сейчас столь же редки, как и везде.
А в конце статьи вас ждет еще рассказ о том, почему креативное агенство Экспомания поддерживает этот проект!

Деревянный оконный наличник из легендарной Вологды!

17.
Ответственный человек мне сказал, что этот наличник — копия того, что здесь когда-то висела. Что весь дом отреставрировали, и наличники в ходе реставрации пришлось поменять.
Везде бы так, думаю, подходили бы к реставрации — мир был бы прекрасен!

Вологодский модерн


Следы модерна мы находим и в вологодской архитектуре.

Для модерна характерны извивающиеся линии; силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Окна стали органичным выражением стиля. Впервые оконные и арочные проемы, их заполнения и декор становятся одинаково важной составляющей стиля как для фасада, так и в интерьере зданий.

наличник


Советский пр., 55. Это здание хирургической амбулатории. 1908 год.

Советский пр., 55

Советский пр., 55

Советский пр., 55

Советский пр., 55

Советский пр., 55

Советский пр., 55

Советский пр., 55

По Советскому проспекту

Мне про этот дом написали:"В Москве здание, построенное а стиле "бельгийский модерн" есть только одно, а тут - вот тебе, пожалуйста! )".
Сейчас это нечто вроде общежития- малосемейки для медиков. Здание во время ремонта чуть было пластиковым сайдингом не обшили - пригодился департамент культуры области. :)

По Советскому проспекту

По Советскому проспекту

По Советскому проспекту

Чернышевского,55

Чернышевского,55

Дом перекрасили к визиту одной из VIP - персон, поэтому такой разнобой в колористике на моих фотографиях. Одни фасады сняла, когда шла по четной стороне улицы, другие лучше с противоположной, а в тот раз не перешла через дорогу - запомню, надо доснять.

Чернышевского,55

Какая деталь в наличнике!

Чернышевского,55

Чернышевского,55

Фасад

Балюстрада с пышными опорами, перекрытыми кровлями с подобием акантовых листьев наверху

Балюстрада

Карниз

Чернышевского,55 - Некрасова,15

Чернышевского,55

Чернышевского,55

Чернышевского,55

ул. Благовещенская,23
Двухэтажный дом, первый этаж каменный, второй обшит тесом в горизонтальный руст. Окна второго этажа и бокового фасада украшены наличниками в стиле модерн (близкие по рисунку украшениям дома № 27 по ул. Кирова). Нижний этаж украшен наличниками, подоконной тягой и горизонтальным рустом углов.
Дом увенчивает карниз с большим повалом и традиционной пропильной резьбой фриза. Интересен удачным сочетанием традиционной схемы и элементов декора с элементами стиля модерн. Играет существенную роль в формировании ансамбля улицы.( Выдержки из «Рекомендаций по застройке охранных зон и регулирования застройка города Вологды», разработанных ЦНИИП градостроительства при Госстрое СССР в 1975 году. Руководитель темы – С.К. Регаме.)

Благовещенская,23

Благовещенская,23

Благовещенская,23

Благовещенская,23

Благовещенская, 23

Благовещенская, 23

Благовещенская, 23

Благовещенская, 23

Фронтон

ул. Чернышевского,15
Посмотрите на египетские мотивы в Вологде:

Фасад

Чернышевского,15.

Ворота

Чернышевского,15

Чернышевского,15

Чернышевского,15

Чернышевского,15

Чернышевского,15

Наличник

Резьба

Резьба

Чернышевского,15.

Чернышевского,15.

Наличник

ул.Благовещенская,20
Трилистник во фронтоне наличника, сохранились изначальные двери в стиле модерн.
На днях слышала от известного реставратора Александра Попова, что городская администрация обращалась к нему по поводу этого дома.

Балкон

Благовещенская, 20

Наличник

ул. Кирова, 27 - рисунок фриза перекликается с рисунком наличников дома на Благовещенской, 23.
Небольшой двухэтажный дом с эффектно обработанными фасадами в характерном для начала века стиле модерн. Главный фасад украшают резные пилястры, «кружева» прорези, фигурные колонки наличников с треугольными кокошниками, широкий расписной пояс и обшивка в елочку. Дом хорошо иллюстрирует преемственность в развитии форм русского деревянного зодчества и умение мастеров гармонично сочетать элементы разных стилей и декоре.( Выдержки из «Рекомендаций по застройке охранных зон и регулирования застройка города Вологды», разработанных ЦНИИП градостроительства при Госстрое СССР в 1975 году. Руководитель темы – С.К. Регаме.)


Фриз

Кирова,27

Кирова,27

Кирова,27

Кирова,27

Ленинградская, 2а

ул. Ленинградская, 2А.

А этот дом о своем отношении к модерну сейчас напоминает только рисунком остекления окон, да и те уже меняют. А рассказала об этом Елена Никитина, наш вологодский реставратор, когда-то декора было больше.

Ленинградская, 2а

Ленинградская, 2а

Ленинградская, 2а

ДКЖ

Еще пример здания с элементами модерна - ДКЖ Дворец культуры железнодорожников (первоначально КОР - Клуб Октябрьской революции), выстроенный в 1927-1932 годы. Рисунок оконных переплетов и широкое, криволинейной формы центральное окно, первоначально балкон, оригинальный шлемообразный купол, увенчанный шпилем. Сейчас закрыт, обещают реставрацию.

ДКЖ

ДКЖ


Архивная фотография.

Герцена,37

В книге Г. К. Лукомского «Вологда в её старине» репринтное воспроизведение издания 1914 года в разделе «ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. (Частновладельческие сооружения).» Стр. 294-296:
«Дом Левашева цельный, прелестный и полный своеобразия форм, особняк, тем более оригинальный, что все его детали исполнены из дерева.
Вот краткая история его. 1828 года мая 24 Статск. Сов. Над. Мих. Волоцкая продала дворовую и огородную землю Статск. Сов. Александру Николаевичу Левашову за 400 р. ассигн., и 1829 года 8 сент. в новоотстроенный дом переехала уже семья Левашевых.
В 1861 году началась и в 1863 году кончилась перестройка этого дома Конст. Алексан. Левашевым. При этом в фасаде сделали только одно изменение - на месте существующего подъезда было окно. Подъезд же был по въезде в ворота между 3 и 4-ым окном от угла. Прочие части фасада со дня постройки, т. е. с 1829 года никаким изменениям не одвергались.
Из этого описания и из любезно сообщенных нам предвод. дворянства А. Н. Нееловым сведений - видно, что дом почти столетней давности - дошел до нас в своем первоначальном виде. Но даже парадный подъезд, сделанный позже, вышел таким уютным, удачным, милым, что не только не нарушает прелести вида здания, но даже усиливает ее.
В самом деле, прекрасный портик конических колонн, выполненных из дерева, поддерживает мощный, величественный фронтон. Колоннада как будто покоится на выступе стены первого этажа. Но это ложное впечатление, на самом деле колонны проходят насквозь до земли и лишь обшиты внизу досками, образующими арочки. В окнах первого этажа милые, простые решетки.
Над окнами belle-etage'a - наличники простого рисунка и орнаментальные украшения из дисков и пальметт. В тимпане герб Левашевых, окруженный наметом и ветвями дуба.
Общая композиция дома полна огромной силы, однако, получающееся столь значительным впечатление исходит в сущности от домика вовсе небольших размеров. Но таков ордер, таковы умело взятые пропорции, что дом кажется много большим, нежели он в натуре.
В качестве образца деревянного Еmрiге'а он заслуживает большого внимания. К сожалению, время налагает свою печать на его состояние: некоторые детали уже обломались (в гербе), колонны, потрескавшиеся значительно, покосились. и жутко подумать, что будет с этим домом лет через 50-100, когда мало-выносливый материал даст себя знать. "

Дом № 37 по праву считается одним из лучших деревянных памятников России. О владельце дома — Левашове мы можем прочитать на первых страницах книги Гиляровского «Мои скитания», где наш земляк описывает современную ему Вологду.
Дом выдержан в формах позднего классицизма. Неизвестный мастер многое взял из арсенала каменной архитектуры и удачно использовал в новом материале. По всему фасаду поставлены ионические колонны с прекрасными резными капителями, что придает небольшому в общем-то зданию солидность, представительность.
Таково уж свойство архитектурного ордера. Он скрадывает размеры действительно значительных построек: попробуйте, стоя перед главным фасадом Большого театра, мысленно убрать восьмиколонный портик — огромное здание еще более вырастет в ваших глазах. В двухэтажном же особняке Левашова применение колоннады дает обратный эффект, зрительно возвеличивая его.
Колонны не заканчиваются над аркадой окон первого этажа, а продолжаются под дюймовой обшивкой и упираются в фундаменты на уровне тротуара. Над некоторыми из окон второго этажа мастер разместил резные накладки ампирного характера, а во фронтоне выполненный в том же стиле герб Левашовых (сейчас отсутствует). Цельность облика дома дополнялась, как водится, воротами и резным палисадом.
Дом Левашова будет, конечно, сбережен для потомков. Но в этом квартале улицы Герцена главенствует уже не он, а куб телефонной станции, громоздящийся по соседству. И все же взгляните еще раз на снимок. Совсем немного фантазии — и вот уже за ярко освещенными окнами кружатся в вальсе нарядные пары, а на улице их ожидают кареты.
(А.И.Сазонов «Моя Вологда. Прогулки по старому городу». Вологда. Изд. «Древности Севера». 2006 г. )

Помните песню о Вологде, где молодой человек тосковал по девушке, живущей в доме с резным палисадом? На праздниках мы там были. Вот только какой конкретно дом, так и не нашли, потому что их было много. Кроме резных палисадов видели и резные крылечки, и края крыш и столбики, и, конечно, наличники на окнах.

окна вологды

окна вологды

окна вологды

окна вологды

окна вологды

окна вологды

окна вологды

окна вологды

окна вологды

окна вологды

окна вологды

окна вологды

Фотографии сделаны во время поездки по Вологодской области, в городах Грязовце, Вологде и их окрестностях.

Читайте также: